Плёсовые и экспедиционные катамараны
Выбор любителей приключений на воде без экстрима, но с купаниями, рыбалкой и прочими удовольствиями. Плёсовые каты с успехом используются на простых и умеренно сложных водных маршрутах, однако для экстремальных испытаний не предназначены. поэтому их конструкция предельно проста.
К данной категории можно отнести большие экспедиционные «Котуйканы» от «Рафтмастера» или «Таймыры» от «Вольного ветра». Эти многоместные суда предназначены для продолжительных автономных сплавов и имеют высокую грузоподъёмность (до 1000 килограммов).
Особенности
Простота конструкции. Экспедиционные суда отличаются простотой сборки и разборки: два баллона и рама, которую чаще всего дополняют палубой. Прочный настил позволяет взять на борт пассажиров и объёмный багаж, не испытывая трудностей при размещении груза. Причём, раму можно вырубить на месте, дополнительно купить парус, установить транец, так как плёсовый надувной катамаран под мотор подходит идеально.
Вместительность. На многоместных моделях удобнее путешествовать большой группой. Этому способствует и форма баллонов в виде сигары. На ровные поплавки удобно настилать палубу, а гребцы могут рассаживаться как угодно: по сидушкам, идущим в комплекте к кату, а то и попросту по рюкзакам. Судно способно взять на борт пассажиров, так что вместительность плёсового катамарана определяется не столько количеством посадочных мест, сколько грузоподъёмностью.
Каких-то особо строгих требований к безопасности не предъявляется, вполне достаточно, чтобы ткань поплавков была прочная, а рама – крепкая и надёжно собранная.
Кто производит
Изготовлением плесовых и экспедиционных судов занимается практически каждая фирма по производству снаряжения для водного туризма. Большие менее востребованы, поэтому купить их можно только у самых известных производителей. Есть и другой вариант – найти того, кто согласится сделать плавсредство по индивидуальному заказу.
Очень популярна «четвёрка» «Басег». Не меньшей известностью пользуются катамараны «Вольный ветер», например, модели «Валдай» и «Таймыр». Также в почёте у водников «Народный» от «Рафтмастера» и катамараны от «Урал-Экспедиции», среди которых есть даже десятиместные. Неплохие суда шьёт «Корвет»: его «Плёсы» имеют отличное сочетание цены и качества.
Кроме известных фирм, существует немало кустарей-одиночек, способных сшить самодельный катамаран на заказ. Доверять ли изготовление походного судна частному лицу или нет – дело личное. Плёсовый катамаран должен быть прочным и надёжным, так что нужно быть уверенным в производителе — лучше купить судно проверенной фирмы.
Цена. Четвёрку «Басег» удастся купить за 25-30 тысяч рублей (зависит от магазина и комплектации), катамаран «Кокшага» обойдётся примерно в 25 тысяч, катамаран «Валдай» – около 40 тысяч. Столько же будет стоить катамаран-6 «Народный».
Где сплавляться
Регион для сплава по реке подойдёт любой, но ограничение по категорийности маршрута до 3 к.с. включительно. Некоторые фирмы (например, «Басег») в характеристиках своих судов указывают ещё и четвёртую. В последнем случае нужно учесть, что спортивный интерес превращается во вполне реальный риск.
У участников категорийного похода должен быть соответствующий опыт, вещи на судне необходимо жёстко закрепить. Палубы делать нежелательно, чтобы в случае переворота судна люди могли вынырнуть между баллонов. Особые требования предъявляются к посадке: гребцы сидят в коленных упорах, жёстко, чтобы их не выбило ударом.
При соблюдении указанных требований плёсовые катамараны пригодны для прохождения рек и препятствий 4 к.с., но для сложных маршрутов всё-таки лучше купить более подходящее плавсредство.
Сведения неочевидные и специальные
- Перед выходом на маршрут обязательно проверьте исправность туристического снаряжения. Байдарка – это, конечно, не парашют, но будет неприятно, если в ней обнаружится дырка. Придется заделывать ее на месте, а это отнимет время у участников сплава.
- Перед упаковкой необходимо разделить вещи на две группы: те, которые боятся воды (спальник, одежда для берега, средства гигиены) и те, которые не боятся воды (ремнабор, кружку, ложку, миску, нож – на жаргоне байдарочников КЛМН). Первый набор положить в гермомешки. Если по какой-то причине вещь намокла, никогда не кладите ее рядом с сухими вещами – она отдаст им всю влагу. Кстати, кружку и миску можно держать под рукой в байдарке, ими удобно вычерпывать воду.
- Обязательно купите специальную седушку (хобу). Она отчасти убережет ваши пятые точки от промокания во время сплава, а на стоянке на ней удобно сидеть на земле.
- Если вы кильнулись и вымокли насквозь, ни в коем случае не переодевайтесь в сухую спальную одежду. Иначе у вас будет два комплекта мокрой одежды и ни одного сухого.
- В байдарке необходимо находиться в пляжных тапочках или сандалиях с ремешками, ноги голыми не оставлять. В случае непредвиденного покидания байдарки вы не пропорете ногу камнем или бутылочным стеклом. На берегу лучше ходить в кроссовках или кедах, которые защитят от комаров, корней деревьев и иголок. На руках у начинающих байдарочников должны быть обязательно надеты перчатки (тонкие китайские вязаные), без них можно стереть руки до кровавых волдырей.
- В байдарке нужно быть одетым в крепкую легкую нейлоновую одежду, которая быстро сохнет, при дежурстве на кухне — в хлопчатобумажную одежду. Она хуже горит и не сразу вспыхивает.
- Приказы старшего по группе должны соблюдаться неукоснительно. Дискуссии по поводу состава экипажа байдарок, назначения дежурных по лагерю, погрузки в байдарки снаряжения и продуктов, перемещения по воде, купания пресекаются. Недовольные наказываются отправкой в город.
- Запрещено купаться после еды в течение 40-60 минут. Дело в том, что после еды вся кровь приливает к желудку, чтобы обеспечить нормальное пищеварение. В воде при интенсивных нагрузках на прочие мышцы вас может вырвать, развиться желудочная колика, просто стать нехорошо. Также запрещено подплывать к рыболовным сетям менее чем на 15 метров – вы можете в них запутаться.
- Запрещено оставлять без присмотра выданное снаряжение. Особенно это касается стоянок вблизи населенных пунктов. Байдарки на ночь необходимо приспускать, вытаскивать как можно дальше на берег и крепко привязывать чальными концами. Местные жители очень любят поживиться оставленными без присмотра вещами.
- Если вам нехорошо – отравились, ушиблись, устали и пр., а также заметили какую-либо опасность, немедленно сообщите об этом руководителю. Если вы будете играть в героя, то рискуете выйти из строя сами и заодно вывести всю группу, а в случае умолчания очевидной опасности, которую не заметили старшие (дикое животное вблизи стоянки, сети, мелководье, коряги на реке) вы подвергаете риску товарищей.
- Нельзя разбивать лагерь и ставить палатку рядом с песчаными насыпями, на тропках и дорогах, вблизи зарослей багульника (кустарник, чей аромат обладает поражающими нервную систему свойствами и вызывает головокружение, головную боль, тошноту, рвоту, иногда и потерю сознания), вблизи гнезд диких птиц, насекомых и рептилий. Если вы сомневаетесь в правильности выбранной руководителем стоянки, скажите ему об этом, обоснуйте ваше беспокойство. Грамотный руководитель послушает дельного совета.
- На стоянке необходимо прятать снаряжение от прямых солнечных лучей, резиновые изделия портятся.
- Живые деревья рубить запрещено. Можно получить травму и нанести увечья товарищу, стоящему под деревом. Кроме того, своими действиями вы нанесете ущерб природе, что недопустимо.
- Запрещено говорить под руку и давать ценные указания дежурным по кухне. Каждый в лагере должен исполнять те обязанности, которые предписал руководитель группы.
- С местными жителями нельзя вступать в конфликты, быть предельно корректными и в случае прямых угроз немедленно сниматься с лагеря. Только мордобоя с физическими увечьями вам не хватало.
Лучшие реки для сплава
Для любителей активного отдыха и туризма мы предоставляем самые захватывающие места для сплава по горным рекам на всей планете: Янцзы (Китай). Она славится тем, что является одной из самых полноводных и протяженных рек на всём материке Евразия. К тому же, любители рафтинга отмечают в той местности очарование окружающих пейзажей. Колорадо (США). Она поражает своей прекрасной флорой и фауной. Особенно захватывает участок в районе Гранд-Каньона. Она является одной из самых популярных бурных рек, а рафтеров привлекает множеством порогов и каньонов. Замбези (Зимбабве). Эта река может похвастаться большим количеством водопадов и порогов
Чудо природы – водопад Виктория – является важной достопримечательностью Южной Африки. Рафтинг здесь будет незабываемо увлекательным для туристов
. Эта горная река также известная своим множеством водопадов, препятствий и порогов, что позволяет более полно почувствовать удовольствие. Спуск по таким бурным водам интереснейший. Также славятся любовью рафтеров водные потоки Австралии, Непала и Канады. Надеемся, что вы обязательно выберете увлекательное место для путешествия, а сплав по горным порогам запомнится вам интересным и захватывающим видом активного отдыха. Главное, будьте осторожны, и помните: безопасность – превыше всего!
В заключении можно сказать, что несмотря на то, что рафтинг подходит для новичков, всё же важно соблюдать технику безопасности и тогда оздоровление и получение прекрасных эмоций гарантировано
Рафт, весло, спасательный конец
Самое главное и необходимое – это, конечно же, надувная лодка. Судно для рафтинга называется просто и незамысловато – рафт, оно должно отвечать нескольким требованиям:
- надёжность и упругость материалов, из которых изготовлен корпус;
- устойчивость и плавучесть судна;
- соотношение длины к ширине как 2:1;
- наличие системы водоотлива для мгновенного сброса воды.
Поклонники рафтинга, от профессионалов до любителей, традиционно используют для сплавов канойные вёсла. Главное требование к веслу – прочная лопасть, способная выдержать удары о камни. Предпочтительный материал изготовления – эпоксидная смола, армированная стеклотканью. При выборе весла ориентируйтесь на собственный рост.
Обязательная деталь экипировки судна – спасательный конец Александрова. Это линь из синтетического крепкого материала длиной 18 м с петлёй на конце. Он не тонет благодаря двум поплавкам с пенопластом, яркая расцветка позволяет легко заметить его даже в самой бурной реке.
Категории сложности маршрутов
Умопомрачительные сплавы на плотах или байдарках ориентированы на людей различной степени подготовленности, поэтому в зависимости от своего профессионализма выбирайте одну из категорий сложности маршрута:
- 1-ая – идеальна для новичков, течение слабое, препятствий нет;
- 2-ая – путешествие осуществляется на открытой воде, пороги просматриваются заранее, требуются базовые навыки;
- 3-ая – препятствий становится больше, а обойти их труднее, на пути встречаются валуны;
- 4-ая – применяется мастерство маневрирования, а валов, бочек и слив уже много;
- 5-ая – пороги настолько большие, что их обход обусловлен спасением жизни человека;
- 6-ая – рассчитана только на профи, которые смогут преодолеть препятствия любого уровня сложности и хорошо реагируют в непредвиденных ситуациях.
Есть еще и нулевая категория, которая присваивается равнинным водоемам со стоячей водой в отсутствие паводков, а также седьмая категория, означающая, что пройти маршрут невозможно, река не может быть покорена.
Это интересно: Карта Ванкувера — разбираем досконально
Уровни сложности маршрутов
Хотя заняться рафтингом может каждый, но далеко не все маршруты подходят для первого раза, а на некоторые из них не стоит отправляться даже любителям, которые сплавлялись несколько раз. Маршрут оценивается по международной шкале от I до VI, с постепенно увеличивающейся сложностью и опасностью.
Размер и тип волн, удаленность, температура воды и характер реки (сплошные пороги или спокойный участок между порогами), географический рельеф (участок ущелья или равнинная, открытая местность) — все это определяет уровень сложности и то, кому подходит сплав на этом участке.
- Уровень I: быстро текущая вода с небольшими волнами / рябью
- Уровень II: легкий
- Уровень III: трудный
- Уровень IV: очень трудный
- Уровень V: экстремальный, сплавляться может только опытная команда, высока вероятность травм, есть опасность для жизни
- Уровень VI: сплав по этому участку почти точно означает смерть всех участников
Мокрый комплект
Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.
Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:
- спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
- под кофту – тонкую футболку или гольф;
- поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.
В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.
Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.
Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.
Лучшие места для рафтинга
Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:
- Грузия;
- Непал;
- Турция;
- Украина;
- Индия;
- Перу;
- Италия;
- Уганда.
Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:
- Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
- Адыгея (река Белая);
- Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
- Якутия (реки Тимпон, Чульман).
Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.
Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.
Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.
Безопасность
Общий уровень риска во время рафтинга при соблюдении надлежащих мер предосторожности низкий. Тысячи людей ежегодно благополучно наслаждаются рафтингом
Как и большинство других видов спорта на открытом воздухе, рафтинг в целом с годами стал безопаснее. Опыт в спорте увеличился, а оборудование стало более специализированным и улучшилось по качеству. В результате рейтинг сложности большинства речных участков изменился. Классический пример – Река Колорадо в Большой Каньон, которая исторически имела репутацию, намного превосходящую ее фактические статистические данные по безопасности. Сегодня Гранд-Каньон видит сотни безопасных рафтинговых поездок для обоих. сделай это сам рафтеры и коммерческие речные концессионеры.
Рафтинговые компании обычно требуют, чтобы клиенты подписывали формы отказа, свидетельствующие о понимании и принятии потенциальных серьезных рисков. Как самостоятельные, так и коммерческие поездки на плотах часто начинаются с презентаций по безопасности, чтобы рассказать участникам рафтинга о проблемах, которые могут возникнуть. В зависимости от региона в законодательстве могут существовать правила безопасности, касающиеся рафтинга, как для простых людей, так и для коммерческих операторов. Они варьируются от обязательного ношения спасательных жилетов, ношения определенного оборудования, такого как свистки и метательные плавсредства, до сертификации коммерческих экипировщиков и их сотрудников.
Как правило, рекомендуется обсудить меры безопасности с коммерческим оператором рафтинга, прежде чем подписываться на такой тип поездки
Необходимое оборудование является важной информацией, которую следует учитывать
Риски при рафтинге связаны как с экологическими опасностями, так и с неправильным поведением. Некоторые объекты на реках по своей природе небезопасны и остаются таковыми. К ним относятся «защитная гидравлика», «сетчатые фильтры» (например, упавшие деревья), плотины (особенно плотины с низким напором, которые, как правило, создают защитную гидравлику по всей реке), подрезанные скалы и, конечно, опасно высокие водопады. Даже в безопасных местах движущаяся вода всегда может представлять опасность – например, когда пловец пытается встать на каменистом русле реки при сильном течении, рискуя защемить ногу. Безответственное поведение, связанное с рафтингом в нетрезвом состоянии, также способствовало возникновению многих несчастных случаев.
Типичные рафтинговые травмы включают травмы от удара о предмет, травматический стресс от взаимодействия положения гребца и оборудования и силы воды, травмы от чрезмерного использования, травмы, вызванные погружением в воду / окружающей средой, и травмы, не связанные с окружающей средой, из-за нераскрытых медицинских условий (например, проблемы с сердцем). Исследования показали, что уровень травматизма при рафтинге относительно низкий, хотя они могут быть искажены из-за большого количества незарегистрированных инцидентов. Как при коммерческом рафтинге, так и при самостоятельном рафтинге смертельные исходы редки. Мета-анализ подсчитал, что количество смертельных случаев колеблется от 0,55 – 0.86% на 100 000 пользовательских дней.
Рафтинг — экстрим для туристов
Как водный туризм, рафтинг становится все больше популярным среди любителей экстрима. Он походит для всех, как для новичков, так и для туристов с хорошим опытом. От участников рафтинга потребуется физическая энергия, выносливость, координация и умение принимать быстрые решения. Помощниками в этой захватывающей борьбе со стихией будут только спасательные жилеты, шлемы, выдержка, а также, безусловно, опыт и мастерство инструктора. Покорение горной реки со всеми возникающими на пути трудностями, доставляет массу удовольствия и позитива. Рафтинг это еще и возможность увлекательно провести время, сплавляясь по горной реке, и наслаждаясь первозданной красотой природы.
На территории бывшего СНГ быстрых и бурных рек очень мало, но все же, есть места, где можно организовать рафтинг. В России для подобного водного туризма идеально подходят Алтайские и Карельские реки. Также могут быть интересны водные артерии Кавказа. Только любители острых ощущений и преодоления препятствий могут избрать для туризма рафтинг. Этот вид водного туризма стал настолько привлекательным, что появилось много желающих ощутить всю остроту впечатлений от экстрима без специальной подготовки. По сложности сплава рафтинг разделяется на несколько категорий — спортивный, туристический и походный:
Спортивный рафтинг представляет собой целую систему подготовки, состоящую из особенных требований на состязаниях. Соревновательный процесс включает определенные нормативы и уровень сложности сплава. Для туристических фирм такой вид рафтинга не представляет особого интереса. Своим клиентам они предлагают такие виды рафтинга как походный и туристический.
Походный рафтинг включает в себя элементы спортивного и туристического отдыха. В зависимости от подготовки туристов можно использовать маршруты разной степени сложности
Походный рафтинг может длиться несколько дней, поэтому здесь особое внимание уделяется экипировке и наличию необходимых вещей, продуктов, а также безопасности при обустройстве лагерей отдыха
Туристический рафтинг самый распространенный вид времяпрепровождения на воде. Его продолжительность составляет всего несколько часов. Управляет судном обычно один профессиональный гребец, который сопровождает группу туристов от 4 до 12 человек. В зависимости от сложности маршрута участниками туристического рафтинга могут быть дети, начиная с 6 лет и люди пожилого возраста. Гребец, который сопровождает туристическую группу, располагается на борту рафта, упираясь ногами в надувное дно. В рафтинге используется 3 вида гребли — распашной, канойный или комбинированный. Последний вид гребли включает работу основного гребца и двух помощников.
Водные артерии, которые подходят для рафтинга разделяются на шесть категорий сложности. В первую и вторую категорию входят реки с простыми и небольшими порогами, сплавляться на них могут даже начинающие. К третьей категории относятся артерии с водоворотами. В четвертую и пятую, входят реки с более крутыми водоворотами, порогами и бурными потоками. Шестая категория это самая сложная и предназначена только для мастеров и профессионалов в рафтинге.
Рафт, весло, спасательный конец
Самое главное и необходимое – это, конечно же, надувная лодка. Судно для рафтинга называется просто и незамысловато – рафт, оно должно отвечать нескольким требованиям:
- надёжность и упругость материалов, из которых изготовлен корпус;
- устойчивость и плавучесть судна;
- соотношение длины к ширине как 2:1;
- наличие системы водоотлива для мгновенного сброса воды.
Поклонники рафтинга, от профессионалов до любителей, традиционно используют для сплавов канойные вёсла. Главное требование к веслу – прочная лопасть, способная выдержать удары о камни. Предпочтительный материал изготовления – эпоксидная смола, армированная стеклотканью. При выборе весла ориентируйтесь на собственный рост.
Обязательная деталь экипировки судна – спасательный конец Александрова. Это линь из синтетического крепкого материала длиной 18 м с петлёй на конце. Он не тонет благодаря двум поплавкам с пенопластом, яркая расцветка позволяет легко заметить его даже в самой бурной реке.
Кому понравится сплавляться
Тем, кто любит пробовать новые ощущения. Если вы незнакомы с водными видами спорта, сплавы — удачное решение. Вы можете выбрать маршрут исходя из собственных физических возможностей: спортивным не придётся скучать на спокойной водной экскурсии, а офисный работник не станет подвергать себя излишнему риску на скоростном сплаве.
Тем, кто вынужденно много времени проводит дома и на работе. Рафтинг в прямом смысле поможет вам глотнуть свежего воздуха, а иногда и воды. Вы вернётесь другим человеком, запас энергии и новых впечатлений поможет по-другому взглянуть на свою жизнь и внести в неё коррективы.
Адреналинщикам. На сплавах высших категорий сложности вас ждёт отменный драйв. В отличие от многих экстремальных видов спорта он может продолжаться несколько часов, а не минут. Продолжительность маршрута вы выбираете сами, тогда как, например, при прыжке с парашютом время свободного падения ограничено вне зависимости от желания.
Фотографам и видеооператорам — тем, кто предпочитает природные съёмки и эмоции. Вы не представляете какую бурю чувств можно поймать в кадр при прохождении сложного порога. Если у вас есть GoPro, хорошие кадры получатся даже на экстремальном сплаве. Качество изображения при любой фото и видеосъемке будет лучше, если вы обработаете линзу антидождевым составом или хотя бы протрете мыльной водой, а когда он высохнет сухой салфеткой.
Сплавляться лучше всего не в компании малознакомых людей, а со своими друзьями — тогда вы хорошо проведёте время, сможете потом долго обмениваться впечатлениями и скорее всего захотите повторить опыт
Немного истории
Понятие «рафтинг» происходит от слова raft («плот» в переводе с англ. языка) и означает одновременно вид активного отдыха и экстремальный вид спорта, участники которого сплавляются на небольших лодках по течению естественных и искусственных водных каналов. По рафтингу проводятся официальные чемпионаты, соревнования, вручаются кубки Мира и Европы, есть даже Федерация рафтинга.
Существует легенда о том, как появился рафтинг. Она гласит, что рафты впервые возникли во время войны во Вьетнаме и использовались для переправки жизненно важных грузов по артериям рек. И в один из дней такой плот оторвался от привязи и ушёл вместе с человеком в пороги. Солдат, переживший этот эпизод, отнюдь не стал бояться рек, а получил волну адреналина и удовольствия, оттого что пережил такое испытание. И забава эта очень быстро распространилась, ведь солдатская жизнь не блещет развлечениями. А тут всё под рукой — вода, пороги, боевые побратимы, готовые бороться со стихией вместе. С тех пор, как гласит байка, и существует это развлечение, которое, недолго думая, окрестили рафтингом.
Также рафты использовались во Второй мировой войне американским спецназом при высадке в Нормандии в 1944 году. Увы, тогда попытка высадки на побережье не увенчалась успехом.
Первые соревнования по рафтингу прошли в 1989 году
Спортивно-туристические катамараны
Как и следует из названия, такие каты предназначены для занятий водным туризмом с элементами экстрима. А поскольку судно становится не только транспортом, но и спортивным снарядом, к нему предъявляется множество требований, касающихся буквально всего.
В экстремальном водном туризме имеет значение ткань, из которого сшиты надувные баллоны, их объём, форма, тип рамы, посадка спортсменов и многое другое. Причём мнения водников могут отличаться, так что некоторые характеристики конструкций катамаранов становятся причиной ожесточенных споров.
Особенности
Эти катамараны чаще всего бывают двух- или четырёхместными, поскольку увеличение численности экипажа сказывается на габаритах сплавсредства. Громоздкое судно более устойчивое, но менее маневренное, а жертвовать этим качеством желающих мало.
Большой выбор. Моделей походных катамаранов существует множество. Это затрудняет выбор, но увеличивает шансы приобрести достойное судно.
Форма поплавка. По сравнению с плёсовыми у походных катов изменилась форма поплавка: это уже не «сигара», а так называемый «верблюд». Утолщённые нос и корма вмещают дополнительный запас воздуха, создают своего рода отсек для размещения багажа на баллоне, а также немного защищают гребца от ударов воды.
Палуба. Во время сплава по бурным рекам стелить палубы на судне строго запрещено – пространство между баллонами всегда должно оставаться свободным. Даже запасные вёсла для катамарана крепятся рядом с гондолами, а не по центру рамы. Это нужно для того, чтобы при оверкиле участники экипажа, оказавшиеся под катом, могли беспрепятственно всплыть.
Посадка гребцов. Все суда отличаются продуманной конструкцией сидений, так как при экстремальном сплаве вода перестаёт быть мягкой. Удары катамарана о валы или камни бывают очень сильными, поэтому посадка должна быть такой, при которой катамаранщик надёжно удерживается на месте, но при необходимости может быстро его покинуть.
По этой причине надувные сидушки обычно делаются не съёмными, а вшитыми. По бокам они дополняются лямками (коленными упорами), которые накидываются на колени и затягиваются, фиксируя спортсмена и позволяя ему совершать любые гребки, не боясь выпасть. Эта посадка считается самой популярной, но иногда на реках можно встретить и так называемые «пулемёты», то есть сиденья на треноге, похожей на пулемётную сошку. Они тоже имеют упоры, но не получили распространения из-за более сложного устройства.
Кто производит
Катамараны в СПб шьёт фирма «Тритон», в Москве – «Рафтмастер». Не менее известны новосибирский «Кулик», уфимская «Урал-Экспедиция», пермский «Аква-Спорт», казанская судоверфь «Корвет». Зарубежных производителей мало и почти все они из стран бывшего Советского Союза. Наиболее прославленной является фирма Александра Новикова – белорусские катамараны «Белрафт» уже много лет в топе лучших судов для экстремальных водных походов и соревнований на бурной воде.
У каждой из перечисленных фирм имеется целый ассортимент удачных моделей, и он периодически пополняется новыми разработками. Положительный пример вдохновляет производителей снаряжения в других городах, так что выбор у современных водников уже очень богатый.
Цена зависит от производителя, конструктивных особенностей, использованных материалов и прочих факторов, и начинается с 45 тысяч рублей за новую заводскую «двойку», 70 – за «четвёрку».
Как выбрать
Выбор походного ката – целая наука. При этом знания непременно должны подкрепляться практикой, так как судно, идеально подходящее одному воднику, может категорически не нравиться другому.
Свои требования предъявляют и реки. Для полнорасходных с мощными бочками подойдут более тоннажные суда, а на слаломных маршрутах отлично себя показывают маневренные, лёгкие и скоростные катамараны.
В связи с этим опытные команды нередко имеют несколько плавсредств с разными характеристиками, что позволяет им подготовиться к походу любой сложности.
Где сплавляться
Где угодно, от простых равнинных рек до маршрутов высшей категории сложности. В данной ситуации выбор маршрута для сплава определяется не столько возможностями катамаранов, сколько мастерством экипажей.
Снаряжение и экипировка
В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:
- Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
- Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах.
- Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
- Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта.
- Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
- Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
- Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
- Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
- Водонепроницаемый рюкзак и спальник.
Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.
Гидрокостюмы
В идеале лучшая одежда для рафтинга – гидрокостюм, выполненный из неопрена или триламината. Они выпускаются трёх типов:
- сухие – застёгиваются на непромокаемые молнии, полностью исключают попадание жидкости внутрь, руки и ноги полностью закрыты, на рукавах и воротнике предусмотрены уплотняющие манжеты;
- полусухие – довольно плотно прилегают к телу, но допускают попадание внутрь небольшого количества влаги;
- мокрые – вода попадает под оболочку, быстро согревается и создаёт дополнительную теплоизоляцию.
Главное достоинство гидрокостюма из неопрена – его термосберегающие свойства. В нём невозможно замёрзнуть даже в очень холодной воде. Это особенно ценно, если рафтинг предстоит в нежаркое время года или по ледяным горным рекам.
Сплав
Люди, которые не знают о разных видах каякинга, представляют себе в первую очередь именно сплав по порогам. Можно сплавляться в близлежащей Карелии, но гораздо интереснее выезжать в места, где есть горные реки — Алтай, Кавказ, Швеция, Норвегия, Корсика.
Сплав делится на сплав по большой воде, где препятствия непосредственно образованы водой, «Big Volume». Каяки для этого вида сплава острые и плоскодонные, достаточно длинные, что делает их более скоростными и облегчает, например, прохождение бочек.
Также существует крикинг («Creeking») — сплав по мелким каменистым речкам, но от этого не менее захватывающий — слайдинги, каменные горки, едва покрытые тонким слоем воды, узкие каньоны в скалистых стенках. Каяки для крикинга — закругленные, укороченные, днище часто тоже выгнутое: именно такие лодки легко соскальзывают с камней, меньше застревают в узких местах и более маневренны.
Каякинг на горных реках — это также прыжки со сливов и водопадов:
Прыжок с учебного водопада в Швеции.
Прохождение первого водопада секции нижней Раумы (Норвегия).
А еще есть игровой сплав на каяках, когда каждый встреченный на реке валик используется для серфа или для какого-либо специального трюка, как во фристайле на бурной воде. Каяки для игрового сплава представляют из себя гибрид сплавной лодки и каяка для фристайла.