Карвинг: горные лыжи

Назначение

Основные направления по стилю катания:

  • Фрирайд — свободное катание вне трасс, по мягкому снегу. Самый распространенный стиль, не подходит для новичков. Лыжи с большой скользящей поверхностью.
  • Карвинг. Подразумевает катание с частым закладыванием дуг, направленных на ускорение. Подходит для разных видов склонов. Лыжи с глубоким радиусом и большой жесткостью.
  • Райсинг — катание по подготовленным под гоночные дисциплины трассам. Характеристики близки к лыжам для карвинга, но с меньшей жесткостью.
  • Фристайл. Имеет несколько дисциплин, которые направлены на выполнение акробатических трюков, прыжков с трамплинов, скоростных спусков. В основном, лыжи для фристайла формы Twin Tip, короткие, плоские, довольно мягкие.

Для тех, кто не определился с выбором стиля катания, подойдут универсальные лыжи.

О горнолыжном спорте

Допустим, человек решил в свое удовольствие приобщиться к данному спорту. Писатель Роман Надирян иронично описал сей момент: «Иван Вениаминович встал впервые на лыжи. Учащенно билось сердце, захватывало дух. Дрожали колени. Что дальше делать – не знал он. Происходило это в поезде». Пожалуй, неофиту можно посоветовать быть попроще, первый год даже не думать о крутых виражах и скоростях. Постепенность – мантра горнолыжного спорта.

Новичок, отправляясь на лыжный курорт, может в первую свою поездку приобрести лишь шлем и специальные ботинки. Инвентарь ему, делающему первые шаги, лучше взять по приезде в прокате.

Бизнес-план адепта должен быть примерно таким: сначала достичь универсального уровня, а затем уж выбрать полюбившееся направление горнолыжного спорта.

Минимум через два года, поднабравшись опыта, вчерашний новичок сможет специализироваться в горных лыжах сообразно своему вкусу. Современный горнолыжный спорт подразделяется на общепризнанные направления, являющиеся олимпийскими дисциплинами:

  • Фрирайд – катание вне трасс.
  • Карвинг – движение по подготовленной трассе с «резаными» поворотами: быстрыми и короткими либо длинными и дугообразными.
  • Слалом — спуск, при котором спортсмен должен проехать сквозь все «ворота», размещенные на трасе.
  • Могул – спуск со склона с буграми.

В настоящее время множество компаний производит высокотехнологичные горные лыжи. Рейтинги этих фирм высоки, а бренды знамениты, они — на устах и у королей горнолыжных трасс, и у любителей:

  • Atomic – австрийская компания, зарекомендовавшая себя изготовителем инвентаря для чемпионов, входящая в корпорацию Amersports.
  • Elan – словенская фирма, изобретшая революционное крепление. Признанный лидер в изготовлении функциональных лыж среднего класса.
  • Fischer – лидер на мировом рынке, старейшая компания (1936 год) из Австрии. Ассоциируется с большинством завоеванных горнолыжниками олимпийских медалей.
  • Head – австрийская компания, лидер в технологичности. Ее лыжи — адаптивные к типу снежного покрытия и скорости езды.
  • Nordica – итальянский производитель горных лыж и инвентаря.
  • Scott – фирма американская, на рынке горнолыжного инвентаря с 1998 года.
  • Völkl – монополист горнолыжного инвентаря в Германии, продукция известна своей добротностью.
  • К2 – американский высокотехнологичный бренд. Крепления устанавливаются без сверления отверстий.
  • Salomon – первоначально французская компания, затем выкупленная Adidas. Сейчас входит в корпорацию Amersports.

Таким образом, мы определились с компаниями-законодателями лыжной моды. В дальнейшем (в конце статьи) попытаемся из их совокупности определить лидеров и составить объективный рейтинг производителей.

Очевидно, что перед этим нужно систематически рассмотреть сами горные лыжи.

Главные сложности

Сложность, как и в любом виде спорта, заключается в моменте преодоления собственной лени и установлении системности занятий

На своем опыте я почувствовал, как важно регулярно и вдумчиво тренироваться. На начальном этапе постепенному прогрессу будут способствовать тренеры или опытные друзья

Важно понимать, что быстрый прогресс опасен, так как в процессе развития горнолыжных навыков нужные мышцы развиваются постепенно, не сразу вырабатываются координация движений и автоматизм действий. Горные лыжи — травматичный вид спорта, а уж фриски даже поопаснее сноуборда. Если сразу пробовать выполнять сложные элементы, можно получить неприятные травмы. Наиболее частые травмы — повреждения коленных суставов и связок. 

В принципе, особенных противопоказаний нет, кататься может любой, если только он не слеп или у него нет протеза вместо одной из ног — было бы желание. Безусловно, как и в любом другом виде спорта, важна защита, однако ее использование — личный выбор каждого.

Какой стиль езды выбрать

Горнолыжные курорты предлагают любителям такие основные варианты для катания, как: фрирайд, карвинг, рейсинг, фристайл и т.д. Все они подразумевают наличие серьезной подготовки, поэтому для новичков, которые только встали на лыжи и оплатили первую поездку в горы это не годится. На лыжах достаточно легко травмироваться, если не обладать основными приемами езды и не иметь опыта в самих основах. Поэтому начинающему лучше просто совершать спуски с подготовленных трасс на универсальных лыжах.

Можно при желании попробовать свои силы в фрирайде – это спуск с неподготовленных вершин, на которых нет укатанных спецтехникой трасс

Но здесь важно выбирать соответствующие широкие лыжи, а также не рисковать и не спускаться с незнакомых и слишком крутых вершин. Ведь при езде под ногами могут попасться различные кочки, выступы скал, обледенения

Когда навыки спуска уже достаточно прочные, можно попробовать себя в кавинге. Это спуск со склонов на достаточно большой скорости, при этом спортсмен в процессе спуска совершает резанные повороты. Специальные вырезы на боковых гранях карвинговых лыж помогают двигаться более безопасно и контролировать свою траекторию.

Лучшие горные лыжи для начинающих

Планки для горнолыжников, только начинающих свою карьеру, не обязательно должны быть профессиональными. Ведущими характеристиками при выборе становятся прочность крепления, прочность, фиксация положения ног, жесткость. Лучшими вариантами становятся модели с зауженной срединной частью и расширенным носом. Такие особенности позволяют выполнять повороты. Команда ВыборЭксперта.ру отобрала двух номинантов.

Roxy Kaya 72 (19/20)

Женское горнолыжное снаряжение поставляется в комплекте с креплениями. Назначение – катание на подготовленной трассе. Оборудование позволяет не волноваться во время спуска, так как обеспечивает плотное сцепление со снегом и стабильность. Благодаря узкой «талии» в поворот без каких-либо проблем войдет даже новичок.

Форма классическая – Directional – с округленной носовой частью и обрезанной хвостовой. Производитель использовал конструкцию Full Cap. Хороший показатель жесткости достигается благодаря покрывающему сердечник жесткому композитному материалу и прочным пластиковым боковым стенкам.

Хорошо себя показывают при движении по глубокому снегу, а также гарантируют стабильность на скоростных спусках. Сердечник Polyfly – прочный и гибкий. Регулировка креплений автоматическая. Усиление срабатывания DIN: 3 – 10. Рекомендованный вес лыжника от 30 до 107 килограмм.

Среди особенностей модели стоит выделить небольшой рокер, что упрощает вхождение в поворот. Он также характеризуется хорошими показателями упругости, гашения вибрации. Изделие прослужит долгое время за счет качественного покрытия.

Достоинства:

  • Конструкция рассчитана на начинающих лыжников;
  • Автоматические регулировка крепления;
  • Подходят для глубокого снега;
  • Хороший показатель жесткости.

Недостатки:

Не подходят для мужчин.

Elan Element LS

Elan Element LS не предназначены для постановки спортивных рекордов. Эта модель позволит вам просто получать удовольствие от спуска с разных склонов. Оборудование разработано с учетом навыков начинающих и прогрессирующих лыжников, заинтересованных в прокачке техники катания.

Производитель реализовал большое количество фирменных технологий. Groove Technology обеспечивает стабильность во время движения. За максимально комфортное вхождение в поворот отвечает Parabolic Rocker, а качественное гашение вибрации достигается за счет Front Side Stabilizer.

В Elan Element LS сезона 2021-2022 года используется усиленная кэп-конструкция, но на весе изделия это никак не отражается. Сердечник Dual Wood Core представлен двумя симметрично расположенными деревянными стрингерами с заполнением из композитного материала. И это также никак не отражается на комфортности управления: планки остаются послушными на любой трассе.

Использованное усиление Fiberglass повышает показатели торсионной жесткости. Фиберглассовые волокна могут располагаться как над, так и под сердечником, улучшая его структурную целостность.

Нельзя пропустить и технологию «платформа-в-платформе» Light Shift. Она позволяет раскрывать весь потенциал лыж. Конструкция изготавливается из маловесных композитных материалов и гасящих вибрации вставок, обеспечивая плавную, эффективную передачу усилий для точности управления.

Достоинства:

  • Разработаны с учетом потребностей начинающих горнолыжников;
  • Большое количество фирменных технологий;
  • Нетяжелые;
  • Прочные;
  • Послушные в управлении.

Недостатки:

Слишком жесткие для совсем новичков.

Лучшие беговые лыжи

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления.
Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine
    . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления
    . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride)
    . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible)
    . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления
. Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа
. Ски-стоп (ski-stop) – это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже
. Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов
    . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями
    . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий
    . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими
    . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Стиль карвинг очень популярен среди сноубордистов

Принцип катания тот же — частые смены направления движения, сгибания ног в коленях в сторону поворота, управление сноубордом тяжестью своего тела.

После выхода из поворота ноги выпрямляются, при вхождении в новый поворот сгибаются в другом направлении. Общий принцип катания — чем выше скорость, и на лыжах и на сноуборде, тем сильнее сгибаются ноги. При высокой скорости бедро почти касается снега.

На карвинговых досках также ставятся канты — металлические полоски — для резания снега на поворотах. Они должны быть хорошо заточенными.

Профессионалы выбирают жесткие доски и мягкие ботинки. Но жесткие доски подобны ракетам — развивают огромную скорость, с которой не все могут справиться. Хорошим выбором для карвинга будут доски all-mountain и доски для фрирайда.

Для карвинга подходят любые виды прогибов — плоские и гибридные, рокеры и кэмберы.

Не нужно ни в коем случае забывать о защитном снаряжении — шлеме, наколенниках, налокотниках. Им вы не раз скажете спасибо.

Упражнения

Прежде, чем выполнять упражнения и кататься карвинговыми поворотами, обязательно посмотрите наверх и пропустите всех вперёд. Тому, кто недавно катается или привык ездить по-прямой, ваша траектория может показаться непредсказуемой. Поэтому не нужно рисковать понапрасну, берегите себя.

Упражнение 1. Пол-поворота. Выполняется без перекантовки.

Это основное упражнение, которое помогает добиться резаного ведения и избавиться от проскальзывания. Наша задача в нём — получить ровный узкий след на протяжении всей дуги.

  • Выберите не слишком пологий и достаточно широкий склон, чтобы можно было нормально разогнаться и ни в кого не въехать при этом. Подойдёт середина учебной трассы и новый склон на Уктусе, широкий склон на Волчихе и учебка Ежовой.
  • Перевернитесь на тот кант, на котором будете стартовать, но сделайте это сидя. Перед выполнением упражнения нельзя делать перекантовку каким-либо способом, потому что тогда вес гарантированно застрянет на передней ноге, да так и останется там, а доска будет пылить.
  • Посмотрите наверх и пропустите катающихся вперёд.
  • Теперь вставайте и разворачивайте доску вниз по склону. Когда она начнёт разгоняться проконтролируйте, что стоите ровно по-центру сноуборда и немного загружаете нужный кант. Доска при этом не должна катиться боком или дрифтить.
  • Когда проедете метра четыре сделайте небольшой заклон внутрь поворота и закантуйте доску с помощью голеностопа. Напрягите его.
  • Держите равновесие и сохраняйте основную стойку, пока доска не начнёт заезжать вверх по склону. Когда это случится, то скорость снизится, поддерживающая сила уменьшится и вам нужно будет отклониться в обратную сторону, чтобы не упасть. Обычно с первого раза это ни у кого не получается, поэтому готовьтесь к небольшому падению.
  • Посмотрите на свой след. Он должен выглядеть, как узкая полоса и чётко прослеживаться на любом склоне и при этом закругляться наверх.
  • Перевернитесь сидя на нужный кант и сделайте пол-поворота в другую сторону.
  • Добейтесь чёткости выполнения этого упражнения и не переходите дальше, пока оно не начнёт стабильно получатся. Проще всего учиться этому с утра, когда склоны ещё ровные, а людей не так много. Следите за весом, он должен быть ровно по-центру.

Упражнение 2. Полтора поворота. Выполняется с одной перекантовкой

Нужно, чтобы научиться менять кант и привыкнуть к скорости.

  • Посмотрите наверх, пропустите всех и стартуйте с нужного канта.
  • Сделайте пол-поворота, но не заезжайте наверх, а сохраните скорость.
  • В момент, когда доска еще не заехала поперёк склона, расслабьте голеностоп и потянитесь в сторону противоположного канта.
  • Когда окажетесь на другой стороне напрягайте его и контролируйте распределение веса по ногам.
  • Замрите в основной стойке и дайте доске разогнаться.
  • Как только проедете линию ската начинайте увеличивать угол закантовки и заклон, чтобы вас выкатило наверх, а доска остановилась.
  • Отдышитесь и повторите снова.
  • Затем сделайте тоже самое, но стартуйте с другого канта.  

Важно!

Если доска будет катиться даже с минимальным дрифтом, то риск цепануть канта многократно возрастёт. Здесь мы ещё не переносим вес к передней ноге и в случае неправильной траектории доска цепляется сразу всем кантом за снег, а вы летите кубарем.

Упражнение 3. Связанные повороты

  • Когда научитесь стабильно делать полтора поворота с обоих кантов, соедините их в единое целое и кайфуйте.
  • Потом попробуйте поменять крутизну склона или тип покрытия. Это даст сильный толчок вперёд вашей технике. Но помните о безопасности!
  • Меняйте радиус поворота и свою скорость с помощью смещения инициации во времени и глубины заклона.

Рассказываем, что такое повороты и какими они бывают. Объясняем, почему доска движется по дуге и какие силы на неё действуют, разбираемся как кататься на сноуборде поворотами с проскальзыванием с переносом веса тела и как избежать ошибок прошлого.

Разбираемся с деревом навыков сноубордиста. Рассказываем, где какие повороты применять и что выучить до прыжков с трамплинов

Как выбрать палки

1. Материал
. Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна

Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 – это указание сплава

Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма
. Палки для обычного катания – прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, – изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.

3. Размер и форма колец
. Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки
. Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Горнолыжные курорты РФ и мира, куда стоит поехать

Как кататься на горных лыжах мы разобрались, осталось выяснить, где это делать. Для этого есть масса отличных мест, выбирайте в зависимости от своих финансовых возможностей:

В Российской Федерации. В нашей большой стране есть отличные горнолыжные курорты: Роза Хутор в Сочи, здесь даже принимались Олимпийские игры в свое время, Бобровый лог в Красноярске (сертифицирован для проведения официальных спортивных мероприятий), Сорочаны в Московской области, отличается курорт приятными несложными трассами, доступностью, европейским уровнем сервиса, Шерегеш в Кемеровской области, куда часто приезжают не только россияне, но и туристы из-за рубежа

Также есть смысл обратить внимание на курорты Игора, Большой Вудъявр, Домбай;
В мире. Если финансы позволяют, можно попробовать такие лучшие курорты мира для катания на сноуборде и горных лыжах, как Уистлер Блэккомб в Колумбии, австрийский Китцбюэль, Церматт в Швейцарии, Вейл в США, Куршавель во французских Альпах

Также пользуется популярностью Озеро Луиза в Канаде, Шамони во Франции. Здесь можно практиковать горные лыжи летом, зимой, в любое время года. Высочайший уровень сервиса, шикарные природные места – все сделано максимально качественно и для людей.

Горнолыжный курорт Шерегеш

Если вы желаете освоить новый для себя активный вид отдыха – спуск на горных лыжах будет прекрасным выбором. Конечно, необходимость ехать на курорт, покупать экипировку, усердно тренироваться ради безопасности и повышения навыков потребуют немало времени, усилий и денег, но полученные эмоции и адреналин однозначно этого стоят!

Как научиться кататься на горных лыжах

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий