Техобслуживание велосипеда своими руками

Определение неисправности

О том, что каретка стала «глючить», можно узнать только при вращении педалей

Визуально проблемы узла определить трудно, поэтому лучше навострить уши и переместить внимание в область нижней части рамы. Слишком заслушиваться не стоит, особенно, если движетесь по оживленной дороге

Впрочем, если состояние каретки неважное, она о себе «прокричит» без промедлений. Неисправная каретка не даст быстро ехать на велосипеде

Забившаяся грязь, изношенные подшипники и отсутствие смазки будут постоянно затруднять движение. Все это сопровождается неприятным скрипом и характерным стуком снизу. Также узел может начать люфтить (разбитые подшипники и перекос оси)

Неисправная каретка не даст быстро ехать на велосипеде. Забившаяся грязь, изношенные подшипники и отсутствие смазки будут постоянно затруднять движение. Все это сопровождается неприятным скрипом и характерным стуком снизу. Также узел может начать люфтить (разбитые подшипники и перекос оси).

Окончательно проверить, действительно ли стоит разбирать каретку, можно методом «стоячей езды». Для этого надо немного разогнаться, привстать с сиденья и покрутить педали. При заклинивании кареточного механизма звуки и ухудшение хода педалей только усилятся.

В таком положении нужно проверять состояние каретки

Реставрация старого велосипеда

Если в гараже завалялся старый ржавый велосипед, можно попробовать восстановить его. Чаще всего это Десна, Аист или Турист. Реставрация затрагивает следующие элементы конструкции:

  1. Покрышки. От времени резина наверняка покрылась трещинами и рассохлась. Даже если на первый взгляд шины выглядят нормально, разойтись по швам они могут при первой же поездке на велосипеде. Единственным верным решением проблемы станет их замена.
  2. Спицы и обод. С этими элементами чаще всего возникают проблемы, если дело касается советского велосипеда. Придется исправлять «восьмерки» и другие деформации, подтягивать спицы.
  3. Подшипники. Если детали заржавели, нужно разбирать их, отмачивать в керосине либо WD-40, затем собирать снова.
  4. Шатуны на клиньях. Поможет только замена на новые детали.
  5. Рама. Если конструкция велосипеда сильно проржавела, нужно воспользоваться сварочным аппаратом, затем покрасить ее из баллончика.

Ремонтировать и обслуживать старый советский велосипед — занятие на любителя. Даже полностью восстановленный байк в скором времени вновь придет в негодность. Новые модели нуждаются в полноценной профилактике, своевременном ремонте, тщательной подготовке к летнему сезону. При соблюдении рекомендаций двухколесники служат долго и не доставляют своему владельцу лишних проблем.

Зимняя одежда для езды на велосипеде

Одним из основных аспектов езды в холодную погоду является одежда. Именно здесь многие новички допускают ошибку. Главное – не одевать на себя слишком много. Вы думаете, что нужны тонны одежды из-за отсутствия источника тепла и сильного холода на улице? Ошибаетесь. Ваше тело вырабатывает тепло и пот во время езды, так что будет очень жарко. Это может привести к обезвоживанию и переохлаждению, когда вы остановитесь на светофоре.

Нижняя одежда

Нижний слой одежды нужен для того, чтобы оставаться сухим. Для этого прекрасно подходит мериносовая шерсть или любое влагопоглощающее волокно, сделанное на основе полиэстера, нейлона или лайкры. Хлопок впитывает пот, но становится мокрым и не дает телу высохнуть. Зимой лучше избегать его.

Верхняя одежда

Велосипедная верхняя одежда должна обладать длинным подолом и рукавами, а также хорошими вентиляционными свойствами.

Для холодной и сухой погоды лучше всего подходит софтшелл куртка (вид легкой одежды для защиты от непогоды). Такая одежда держит тепло и сухость, но в то же время пропускает воздух, благодаря чему уходит лишний жар. В более теплую погоду можно обойтись и жилеткой.

Для холодной и влажной погоды нужна хорошая непромокаемая одежда. Выбирайте дышащую одежду с длинными рукавами. Проверьте наличие вентиляционных клапанов или специальных молний. Большинство велосипедных дождевиков выпускают с двойными молниями – они позволяют расстегнуть куртку снизу, в то время как верхняя часть прикрывает грудь и руки. Это просто отличный способ избавиться от перегрева.

Головной убор

Ваша голова (а также руки и ноги) склонна быстро остывать и лишать тело тепла. Это место практически невозможно снова нагреть с помощью физических упражнений.

Будет достаточно надеть под шлем шерстяную шапку или подшлемник. Также на всякий случай можно захватить шарф или балаклаву. Шапка должна быть достаточно тонкая, чтобы поместиться под шлемом. В дождливую погоду прекрасно подойдет шапка с козырьком, которая согрееет лоб и отведет воду от очков.

Перчатки

В дождливых регионах следует обзавестись водонепроницаемыми перчатками. Лучшим вариантом являются велосипедные перчатки со специальным покрытием на ладонях и пальцах, так как мокрый руль может быть скользким.

Многие компании выпускают специальные перчатки для езды в холодное время года, но не слишком гонитесь за подобным товаром. Например, можно использовать перчатки для сноубординга, при условии, что вы сможете нормально управлять тормозами и переключателем скоростей.

Обувь

Чтобы ноги были в тепле необходимо обеспечить хорошую термоизоляцию обуви. Выбирайте обувь больше на несколько размеров, чтобы можно было поддеть теплые носки. В идеале лучше всего брать обувь на полразмера больше.

Если вы не пользуетесь контактными обувью и педалями (оснащенные специальными защелками или пазами), то можете носить легкие, водонепроницаемые ботинки для походов, в которых достаточно места для толстых носков. Опять же, избегайте хлопка, ведь он быстро промокает, впитывая дождь, грязь и пот, из-за чего в холодное время года ваши ноги будут мерзнуть еще сильнее.

ABC: воздух, тормозная система, цепь

Перед каждой поездкой, не забудьте проверить воздух, тормозную систему и цепь для безопасности поездки и помощи велосипеду.

  • Проверка воздуха: наличие правильно накаченных шин помогает избегать их спуска. Проверьте боковую стенку шины для необходимого давления в шинах. Во время проверки воздуха также затяните должным образом механизмы эксцентрика для закрепления осей колес, чтобы оси (если они у вас есть) были затянуты должным образом. Прежде чем ехать, убедитесь, что у вас есть набор инструментов и насос.
  • Проверка тормоза: нажмите передние и задние тормозные рычаги, чтобы убедиться, что тормоза правильно и ровно работают.
  • Проверка цепи: осмотрите цепь и все передачи. Защита цепи смазкой и содержание её в чистоте обеспечит велосипеду легкое движение и долгую трансмиссию (состоящую из передних звезд, задней кассеты звездочек, заднего механизма переключения передач и цепи).

Инструменты для ремонта и расходные материалы

Проводить работы по переборке и ремонту своими руками невозможно без набора инструментов. Условно их можно поделить на обязательные и специальные. Первые так или иначе понадобятся для всех видов ремонтных работ.

Базовые инструменты для обслуживания:

  • гаечные ключи разных размеров + подвижный разводной ключ;
  • шестигранники (подобрать соответствующие размеры);
  • плоская и крестовая (понадобится чаще) отвертки;
  • плоскогубцы для «грубых» работ;
  • лопатки для разбортировки колеса;
  • тонкие спицы;
  • хомуты;
  • насос;
  • шинно-ремонтный комплект.

Дополнительный инструментарий необходим для профессионального ремонта механизмов. Например, переборку каретки или системы трансмиссионных звезд не получится осуществить только с помощью отвертки или обычного ключа.

В комплект профессиональных средств по ремонту велосипеда входят:

  • съемники шатунной пары и каретки;
  • кассетный съемник с хлыстом;
  • кривошипный съемник;
  • выжимной ключ для цепи;
  • ключ для регулировки натяжения спиц;
  • ножницы для обрезки тросов;
  • ремкомплект для прокачки гидравлических тормозов;
  • цепомойка;
  • дозиметр масла (для специальных деталей) и мерный стакан.

Инструмент приобретается раз и навсегда, он помогает улучшить техническое состояние отдельно взятого механизма. Расходные материалы играют роль в поддержании механизма в процессе эксплуатации, при этом сами приходят в негодность. В число расходников для велосипеда входят:

  • различные виды смазок: водо- и грязеотталкивающие для цепи и звезд, для амортизационной вилки, загущенные составы для подшипников;
  • чистящие средства;
  • тормозная жидкость (для гидравлики);
  • герметики;
  • петух;
  • тормозные колодки;
  • тросики и пружинки.

Своевременное обновление расходных материалов вместе с использованием правильных инструментов гарантирует 100% исправное состояние механизмов.

Одежда для зимних поездок на велосипеде

Самый важный момент, которому нужно уделить особое пристальное внимание – это одежда для катания на велосипеде. В этом вопросе большинство новичков чаще всего допускают глобальные ошибки, которые делают катание невыносимым и отвратительным

Не нужно одеваться как капусте. Во всем нужен баланс. Прекрасно подойдут лыжные куртки и другая лыжная одежда. Ни в коем случае нельзя допускать потения – ведь это потеря влаги, а впоследствии и дополнительный фактор охлаждения.

Нужно выбирать такую одежду, в которой вы будете чувствовать себя комфортно после 10-15 интенсивного движения на велосипеде. Тогда небольшие остановки не успеют вас охладить в значительной мере. А тепло, в любом случае, будет вырабатываться в результате интенсивного кручения педалей. Правило одно – стоит один раз вспотеть и вы обязательно замерзнете.

Существует некоторая закономерность в одежде, которой лучше придерживаться.

В первую очередь нужен так называемый базовый слой. Иными словами – это то, что мы подденем под зимнюю куртку. Нужно выбрать такой вариант, в котором не будешь сильно потеть. Не стоит выбирать хлопковую одежду, она впитывает влагу и сохраняет её рядом с вашей кожей. От этого становится холодно и неприятно. Подойдут вещи из нейлона или полиэстра. На такую рубашку или футболку нужно надеть свитер из шерсти или какую-то теплую вещь.

В качестве верхнего слоя, или как чаще говорят – верхней одежды подойдет велокуртка или легкая лыжная крутка. Вело одежда имеет одно замечательное преимущество. Все велокуртки имеют увеличенную спину. Это исключает поддувание, когда вы склоняетесь к рулю. Для сухой погоды можно выбрать флисовую одежду. Она прекрасно дышит и ощущаешь в ней себя довольно комфортно. Для влажной погоды хорошо подойдет какой-то вариант одежды из мембраны. Неплохо подходит и одежда из ткани типа оксфорд. Не стоит выбирать громоздкие пуховые варианты или толстые зимние крутки. Такая поездка станет настоящим наказанием. Основная задача верхнего слоя – защитить базовый слой и вас от промокания и пронизывающего ветра. Сделать это может даже тонкая крутка из мембраны

Обязательно обратите внимание на наличие вентиляционных отверстий в крутке

Ещё один важный момент – это шапка. Шапку нужно носить обязательно. Через голову человек теряет до 80% тепловой энергии. Выбрать нужно такую шапку, чтобы она сидела очень удобно на голове, не сползала и не создавала дискомфорт во время движения. Чаще всего подходит обычная шерстяная шапка. Но не всем они нравятся. Например, мне больше нравятся шапки типа ушанка, поскольку они сидят на голове лучше и не мешают при движении. Наиболее неприятная проблема – шапка сползает с головы вверх и открываются уши. Из-за этого становится холодно и промозгло. Для головы действует такое же правило. Не допускается потение. Иными словами – кататься в норковой кепке было бы не самым лучшим решением.

Следующий категорически важный пункт – перчатки. Руки будут мерзнуть сильнее всего, поэтому без хороших перчаток не обойтись. Какие перчатки подойдут лучшим образом? Те перчатки, в которых будет тепло и которые не будут сковывать движение кисти рук. Обычно это те же самые шерстяные перчатки. Зимние велосипедные перчатки чаще всего не очень подходят для этих целей. Можно выбрать в качестве велоперчаток дутики. Но перед поездкой обязательно потренируйтесь и понажимайте на ручки велосипеда.  Перчатки, как и остальная одежды, не должны промокать. Разве что, вряд ли в зимнее время вспотеют руки. Рукам всегда холодно.

В последнее время на алиэкспрессе можно найти перчатки, которые полностью закрывают руки и часть руля. Такой вариант тоже очень удобен, но подходит только уверенным в себе велосипедистам. Ведь в случае чего убрать руку с руля будет не так просто.

С ботинками ситуация ещё более неприятная. С одной стороны, велообувь должна быть теплая и непромокаемая. С другой – она должна держаться на педали и не соскальзывать. При этом на ноги часто летит грязь из под переднего колеса. Это сильно ограничивает выбор подходящей обуви.  Кроме того, ноги мерзнут также сильно, как и руки.

После долгих мучений, я пришел к выводу, что лучшим вариантом зимней велообуви являются сапоги типа «Аляска». Они очень легко сгибаются, крепко держатся на шипах и ногам в них всегда тепло. Правда любители контактных педалей каким-то образом ухитряются кататься в своих туфлях. В магазинах можно найти специальные сапожки на такие ботинки, которые защитят от грязи.

Особенности хранения велосипеда

Если вы не хотите, чтобы в дальнейшем хранение велосипеда обернулось неприятными сюрпризами, храните его в квартире. Если у вас не хватает места, то спрячьте его под кровать, в шкаф и так далее

Обратите внимание на то, что в специализированных магазинах совсем недорого возможно приобрести специальный крепеж с несколькими крючками. Лучшим вариантом считается как раз подвешивание велосипеда к стене

Чердак, гараж, балкон и прочие помещения выбирать для хранения велосипеда не следует. Так как в этом случае ваш железный друг будет подвергаться постоянным атмосферным воздействиям. В случае с регулярными перепадами влажности и температуры, его системы и элементы станут портиться. Вред будет нанесен и покрышкам также.

Для хранения может подойти теплый тамбур. Но будьте внимательны, так как именно из тамбура велосипеды воруют чаще всего.

Это интересно: Как проверить степень износа велосипедной цепи — методика определения изношенности цепи

Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии

Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.

Рулевая колонка

На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.

В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.

Тормозная система

Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:

  • изношенность колодок;
  • состояние тормозной поверхности;
  • целостность и натяжение тросиков;
  • смазку подвижных узлов калипера и ручки;
  • линию на воздух (для тормозов с гидравликой).

Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений

Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.

От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.

Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.

  • проверка и замена подшипников в каретке, смазка узла;
  • осмотр целостности шатунов;
  • чистка и смазка велосипедной цепи;
  • проверка и замена звезд на кассете;
  • настройка переключателей.

Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников

Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом

Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.

Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.

Переключение скоростей зависит от состояния переключателей: их настройки и состояния приводного троса. Здесь находится подробная инструкция по настройке переднего и заднего переключателя.

Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.

Источник

Как ухаживать за своим электровелосипедом?

  • Регулярно проверяйте состояние кабелей и разъемов: нет ли изношенных кабелей и деформированной оболочки. В случае износа обратитесь в авторизованный сервисный центр.
  • Проверьте износ тормозов: посмотрите на выступы тормозных колодок, которые соприкасаются с ободом. Если они сильно потускнели или повреждены, их необходимо заменить.
  • Проверьте давление в шинах и состояние.
  • С любовью чистите свой велосипед!
  • Если вы не собираетесь использовать велосипед в течение длительного времени, снимите экраны и аккумулятор и храните их в сухом месте при стабильной температуре (ни слишком жарко, ни слишком холодно).

Перечень расходных материалов

Эксплуатируя велосипед, далеко не один раз придется иметь дело с расходными материалами. Как правило, сюда входят масла на синтетической основе, растворители и другие материалы.

Масло для смазки пружинок переключателей передач, цепи и контактных педалей (если имеют место грязные условия).
Масло для смазки штанов вилки, пропитки сальников и смазки пневматических камер подвески.
Масло вилочное (обратите внимание — только вилочное!) для демпфирования.
Тормозная жидкость для велосипедных тормозов типа DOT или гидравлическое масло. Выбор той или иной жидкости зависит от конкретного типа тормозов, установленных на велосипеде.
Очиститель трансмиссии и деталей тормозов.
Консистентная смазка для пружин вилки, подшипников, храповых механизмов, уплотнительных колец подвески и пружинок манеток.
Растворитель для комплексной очистки звезд и цепи.

Обслуживание велосипеда перед сезоном

Если вы решили провести обслуживание велосипеда перед началом сезона, проверить вам необходимо работоспособность каждой детали.

При осмотре рамы и передней вилки убедитесь в том, что на них нет трещин, царапин, вмятин и прочих дефектов.

Проводя проверку руля, зажмите между коленками переднее колесо, руль с выносом должны находиться с ними на одной прямой. Покрутите руль в разные стороны, он не должен двигаться. В торцах рулевого колеса должны быть заглушки.

Воспользуйтесь жидкими смазками без растворителя и смажьте все узлы и цепь. После проверки подвески и регулировки ее, протяните все винты. Убедитесь в том, что седло не двигается относительно рамы и штыря и установлено параллельно земле. Не забудьте провести проверку давления шин. Рекомендованное значение вы увидите на покрышке — с боковой стороны.

Что и как чистить

Большинство грязных деталей велосипеда можно очистить, просто протерев их тщательно влажной (или сухой) тряпкой. Другие детали требуется время от времени чистить щеткой, и выполнять влажную очистку при повторном смазывании.

Цепь: наиболее “беззащитная” смазываемая часть. Чистота и частая смазка замедлят скорость износа цепи. Для очистки цепей, не имеющих слишком много застрявшей грязи, просто используйте тряпку и обезжириватель.

Для действительно грязных цепей можете использовать устройство для очистки цепи, которое более тщательно уберет грязь. После того, как обезжириватель высохнет, медленно нанесите капли машинного масла на цепь. Пусть смазка высохнет, а затем вытрите лишнюю смазку, чтобы не прилипало больше грязи.

В общем, смазывать цепь следует всякий раз, когда она скрипит или появляется “сухость”. Смазка после поездок при влажных условиях поможет сохранить цепь от ржавления.

Передние звезды и задняя кассета звездочек: очищение поверхности с помощью кисти и обезжиривателя при повороте педалей. Если много застрявшей грязи, используйте ветошь для удаления оставшейся грязи и “зубочистку” между шестернями.

Тормоза и механизмы переключения передач: нанесите две капли машинного масла к рычагу поворота и периодически регулируйте, чтобы они функционировали должным образом.

Тормоза и тросики механизма переключения передач: проверяйте их часто (особенно в условиях повышенной влажности) и смазывайте время от времени, чтобы они могли эффективно подавать команды на группы деталей.

Тормоза и сборка механизма переключения передач: состоят из множества мелких движущихся деталей. Следите за их движением, колесами и роликами, чтобы они не переплетались или становись жесткими. Нанесите смазку на опорные точки.

Падение жесткости колес

Колеса — это самый нагруженный узел велосипеда. Изначально обода лишены биений, являя собой идеально ровный диск с правильно натянутыми спицами. Во время эксплуатации колесам приходится выдерживать ударные нагрузки разной величины, в результате чего профиль обода может иметь вмятины и другие деформации.

На новых колесах, отцентрированных роботами на заводе, остаются остаточные напряжения спиц, но после небольшого пробега по улице они растягиваются. При сильном ударе может деформироваться ось втулки, из-за чего колесо станет восьмерить даже при наличии идеально ровного обода.

Очень часто перетяжка спиц приводит к падению правильной жесткости колеса.работа дискового тормоза способствует развитию зонта, когда спицы со стороны крепления ротора медленно ослабевают. Как и в случае с падением показателей жесткости рамы, все это приводит к увеличению вероятности поломки и более ощутимым деформациям в будущем.

Выводы

Главный посыл этой заметки — что бы не делали империалисты, пытаясь залезть в наш карман, всё же велосипед среднего уровня имеет ресурс в 15-20 тысяч километров, практически без обслуживания.

Если не брать крайне увлеченных велосипедистов, то обычный каталец в лучшем случае наезжает за год 3-4 тысячи километров. В таком темпе ресурса хватит на 5 лет, как минимум.

Да, если предпринимать какие-то действия, то можно немного удлинить срок эксплуатации. Тем не менее, я предпочту ездить и не заморачиваться, а потом заменить «крупноблочно» вышедшие из строя детали, чем постоянно лазить в механизмы или платить специалисту.

Всё обслуживание современного велосипеда сводится к банальной замене растянувшихся цепей и износившихся тормозных колодок.

Отдельно стоят случаи, когда байк долго хранился в гараже или на балконе, или же пробег мал, но прошло много лет с момента покупки — тогда, разумеется, обязательно нужно провести полное техобслуживание, с заменой смазки и регулировкой механизмов.

Второстепенный посыл — если вы хоть немного увлеклись велосипедом, то не покупайте дешевый хлам, возьмите себе нормальный велосипед, на котором будете кататься много тысяч километров. Вы будете кататься на велосипеде, а не он на вас.

Интересно было бы узнать, что скажут мои уважаемые читатели на счет обслуживания велосипеда. Разделяете ли вы моё «раздолбайское! отношение, или наоборот, очень внимательно относитесь к технике.

Читать также:

  • Какое давление накачивать в велосипедные покрышки
  • Нужно ли зеркало на велосипеде
  • Опасна ли езда на велосипеде для мужчин

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий