Выбор и обзор баллонов для дайвинга

Производство и тестирование[править | править код]

В большинстве стран требуется регулярная проверка баллонов. Обычно она включает в себя визуальную проверку внутренней поверхности и гидростатический тест (опрессовку). В США визуальная проверка должна проводиться каждый год, а гидростатический тест — каждые пять лет. В ЕС визуальная проверка должна проводиться раз в два с половиной года, а гидростатический тест — каждые пять лет. В Норвегии гидростатический тест (и визуальная проверка) должен проводиться через три года после производства баллона, а затем — каждые два года.

Законодательство в Австралии требует, чтобы баллоны были гидростатически проверены каждые двенадцать месяцев.

Гидростатический тест включает доведение давления в баллоне до испытательного (поверочного) давления и измерение объёма баллона до и после теста. Постоянное увеличение объёма, характеризуемое коэффициентом остаточного расширения, выше допустимого уровня обычно 10 %, означает, что баллон не выдерживает тест и должен быть уничтожен. Коэффициент остаточного расширения это отношение остаточного изменения объёма баллона после сброса поверочного давления, к полному, при поверочном давлении, зачастую выражается в процентах.

При производстве баллона его параметры, включающие рабочее давление, тестовое давление, дату производства, материал, ёмкость и вес, штампуются на поверхности колбы.

При проведении тестов дата текущего тестирования или дата проведения следующей проверки в некоторых странах, например, в Германии, штампуется на плечиках колбы для облегчения проверки в любой момент.

Большинство операторов компрессорных станций проверяют эти сведения перед зарядкой баллонов и могут отказать в случае наличия нестандартных или просроченных баллонов.

Цветовое кодирование баллонов[править | править код]

В соответствии с EN 1098-3 в ЕС вводится в использование цветовое кодирование газовых смесей в баллонах.

Раскраска горловин:

  • Воздух, найтрокс — белые и чёрные четверти, расположенные противоположно.
  • Гелиокс — белые и коричневые четверти, расположенные противоположно.
  • Чистый кислород — белая горловина.
  • Чистый гелий — коричневая горловина.
  • Тримикс — горловина раскрашена секторами белого, чёрного и коричневого цвета.

Во многих дайв-центрах по всему миру, где воздух и нитрокс являются стандартно используемыми газами, найтроксные баллоны имеют следующую цветовую маркировку: зелёная полоса на жёлтом основании. Обычным цветом алюминиевого баллона является серебристый. Стальные баллоны окрашиваются во избежание коррозии, главным образом, в жёлтый или белый цвет, что позволяет улучшить заметность. В некоторых промышленных стандартах маркировки баллонов жёлтый цвет означает наличие в баллоне хлора, а в Европе жёлтый цвет означает ядовитое или корродирующее содержимое, однако для подводного плавания это не имеет никакого значения, так как арматура и оборудование не совместимо.

Советы и рекомендации при выборе водных буксируемых баллонов от редакции BoiKot

Чтобы выбрать подходящее приспособление, при покупке нужно учитывать следующие критерии:

  • виды баллона. Выделяют следующие разновидности изделий – экстремальные и посадочные. Первый тип обычно эксплуатируются в положении лежа. Модель разгоняется на высокой скорости и на резких поворотах пассажиры падают в воду. Второй вид позволяет пассажиру разместиться на изделии с комфортом и надежно удерживает его. Подходит для поклонников спокойного катания;
  • форма. Выделяют круглые, овальные приспособления, с острым носом и т.д. При выборе формы изделия учитывают, для какого типа катания оно будет использоваться. Так, изделия с острым носом легче рассекают морскую гладь, а с «тупым» носом лучше подпрыгивают и т.д.;
  • вместительность. В этом случае все зависит от того, для скольких пассажиров будет использоваться модель. Так, если изделие нужно для личного пользования, то можно приобрести одно- или двухместный баллон;
  • ремонтопригодность. Любые водные аттракционы можно случайно проколоть. Чтобы после этого не выбрасывать изделие, нужно выбирать модели, которые подлежат ремонту.
КатегорияМестоНазвание/модельХарактеристика и особенностиСредняя оценкаФото
Лучшие одноместные модели1JOBE Sunray Towable 1PМодель, которую можно использовать в двух положениях5.0/5.0
2Round tube, одноместный, 137 смБюджетное приспособление с долгим сроком службы4.8/5.0
3LIQUID FORCE PARTY CHAIR FLOATИзделие в виде кресла для спокойного отдыха4.7/5.0
Лучшие двухместные баллоны1Буксируемый баллон Bazooka от WOWКачественная модель с удобным управлением5.0/5.0
2O’Brien Super LeTubeИзделие с прочным покрытием, возможностью эксплуатации в трех положениях4.9/5.0
3MIXMASTER 2Маневренная модель с долгим сроком службы4.8/5.0
Лучшие многоместные модели1Connelly CruzerТрехместная модель с удобными мягкими подушками5.0/5.0
2JOBE Watersled 8PВосьмиместный баллон с прочным толстым покрытием4.9/5.0
3JOBE Watersled 6PШестиместная модель, которая быстро набирает скорость4.8/5.0

Водные буксируемые баллоны – веселый аттракцион, который вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых. Выбрать подходящее изделие можно из нашего рейтинга. В ТОПе представлены только лучшие модели, которые по всем показателям превосходят конкурентов.

Видео — Буксируемые баллоны и страховочные жилеты для отдыха на воде

Голосование за лучший водный буксируемый баллон

Какой бы вы выбрали водный буксируемый баллон или посоветовали?

LIQUID FORCE PARTY CHAIR FLOAT

Сохраните результаты голосования, чтобы не забыть!

Чтобы увидеть результаты, вам необходимо проголосовать

Scorkl: маленькие баллоны для дайвинга

Новинка представляет собой компактную емкость для воздуха, предназначенную для плавания на небольших глубинах. Запаса воздуха хватает примерно на 10 минут. Конечно, это не сравнится со стандартным 15-и литровым баллоном, однако будет вполне достаточным для того, что бы спокойно насладиться морскими красотами на глубине 5-7 метров. Особенно, учитывая второе после габаритов, но, пожалуй, главное достоинство изобретения — ручной насос, с помощью которого можно быстро восстановить запас воздуха.

Звучит слишком просто, скажете вы? Да. Просто, как все гениальное. Идея так понравилась дайверам, что необходимый объем финансирования был собран уже через 4 часа после запуска. Сейчас разработчики располагают бюджетом примерно в 500 000 австралийских долларов. Первые поставки чудо-баллона запланированы на октябрь 2017 года.

Главные особенности

Баллон для ныряния — это устройство цилиндрической формы, которое имеет специальную горловину с патрубком для подачи кислорода. Во время пребывания под водой человеку подаётся сжатый и фильтрованный воздух. Это необходимо для большей вместительности кислорода в баллонах. В некоторых случаях допускается использование газовых смесей, так как чистый сжатый кислород может отрицательно влиять на человеческий организм.

Если неправильно выбрать кислородный баллон, ныряльщик не только потеряет комфорт от плавания, но и может получить реальную угрозу для жизни. Нужно точно знать глубину погружения, чтобы рассчитать количество кислорода и допустимое давление для баллона. Это позволит получить удобный комплект для ныряния, который не будет мешать при погружении.

Критерии выбора

Дайвер может приобрести баллоны объёмом от 7 до 18 литров. Как правило, они выдерживают внешнее давление при погружении в 150–300 бар. Таких характеристик акваланга хватит для часа погружения под воду. Для погружений на небольшую глубину вполне хватит изделия и на 12 литров — мини-модели. Баллоны можно также спаривать по несколько штук, чтобы легче распределять вес. Это полезно для подбора комплекта ребёнку, которому сложно будет использовать полноразмерное изделие.

Кислородный баллон поставляется в комплекте цилиндра и вентиля. Для безопасности аквалангиста конструкция изделия имеет специальную защиту от переполнения. Она располагается на самом вентиле и разрывается при повышенном давлении. Рекомендуется выбирать именно такие баллоны, чтобы уменьшить риски под водой.

Важно понимать особенности использования баллона. При нырянии на большую глубину лучше взять более мощное снаряжение

Если не требуется погружение на длительное время, следует брать средние акваланги. Они имеют оптимальные характеристики и не усложняют плавучесть. Это связано с тем, что кислород в баллонах редко расходуется до конца, поэтому выбирать большие изделия не всегда оправдано — они только создадут лишний вес. Выбирая мини-модели, можно получить минимальную нагрузку.

Типовые наборы баллонов[править | править код]

Под аквалангом здесь понимается набор из баллона и регулятора — минимальный комплект, позволяющий дышать под водой.

Для обеспечения безопасности водолазы часто берут дополнительный резервный акваланг, чтобы уменьшить вероятность возникновения ситуации «без воздуха» (англ. out-of-air). Есть несколько вариантов использования баллонов и регуляторов:

Одиночный акваланг (без избыточности): состоит из одного большого баллона и одного регулятора. Данная конфигурация проста и дешева, но это всего лишь одна система. Если акваланг откажет, то пловец окажется в ситуации «без воздуха». Эта конструкция не рекомендуется для использования во всех погружениях, где есть «надголовная среда», которая может помешать выполнить аварийное всплытие: подлёдный или пещерный дайвинг, проникновение на затонувшие объекты.

Основной акваланг плюс пони-баллон с регулятором: эта конфигурация использует большой, главный акваланг наряду с независимым меньшим аквалангом, названным «пони». Водолаз имеет две независимых системы, но полная система является теперь более тяжёлой, более дорогой при покупке и обслуживании. Пони-баллон имеет небольшую вместимость и, таким образом, может обеспечить запас воздуха для мелководных погружений. Другим типом отдельного резервного источника воздуха, является «микроакваланг»: переносной 0,5-литровый баллон с регулятором, смонтированном непосредственно на баллоне. Данный «микроакваланг» позволяет сделать несколько вдохов и произвести всплытие с глубины до 20 метров.

Стейджи: тип независимых аквалангов, используемых в техническом дайвинге. Их цель заключается не в обеспечении газом в случае отказа акваланга, а в хранении газовых смесей, используемых на различных этапах погружения.

Независимая спарка (англ. Independent twin set): состоит из двух независимых аквалангов. Такая система более тяжёлая, дорогая при покупке, в обслуживании, зарядке баллонов. Также пловец должен помнить о своевременной смене регулятора, чтобы в баллонах всегда оставался резервный запас воздуха, чтобы в случае отказа одного из аквалангов не оказаться в ситуации «без воздуха». Независимые спарки не очень хорошо работают с воздушно-интегрированными компьютерами.

Спарка с манифолдом и одним регулятором: два баллона объединены при помощи манифолда, но подключён только один регулятор. Такой вариант прост и дёшев, однако не имеет резервной системы дыхания, всего лишь увеличивая запас газа.

Спарка с манифолдом и двумя регуляторами: состоит из двух аквалангов, соединённых манифолдом с вентилями, которые могут быть перекрыты в случае аварии. Данная конструкция при аварии позволяет сохранить остаток газа в уцелевшем баллоне. «За» и «против» этой конфигурации аналогичны «за» и «против» в независимой спарке. Кроме того, к положительным качествам можно отнести отсутствие необходимости смены регуляторов под водой. Однако есть опасность потери всего запаса газовой смеси, если в момент утечки воздуха вентили на манифолде не смогут быть перекрыты, к тому же манифолд дорог и является ещё одной потенциальной точкой отказа.

Использование баллонов и компрессоров для дайвинга

Если речь идет о частном использовании, то лучше всего выбрать компрессор воздушный для дайвинга, ведь с его помощью можно заправлять 80-100 литров воздуха в час. Кроме того, существуют криогенные акваланги, которые необходимо заправлять жидким газом. Такой акваланг в значительной мере увеличивает время нахождения под водой благодаря небольшим габаритам и хорошей вместительности. Во всех криогенных аквалангах жидкий воздух находится в двустенных баллонах, которые имеют специальную экранно-вакуумную изоляцию. Основной недостаток такого баллона заключается в том, что из-за невысокой теплоизоляции, дыхательная смесь подвержена быстрой улетучиваемости. Еще его необходимо заправлять только перед самим погружением, что не всегда удобно. Именно поэтому акваланг данного типа не пользуется популярностью. Криогенные акваланги появились еще в СССР в 60-ых годах, но из-за низкого спроса, их перестали выпускать.

Все современные дайверы предпочитают пользоваться обычными аквалангами на сжатом воздухе, которые наполняются кислородом при помощи компресса. В таком виде баллоны очень удобно хранить или перевозить не опасаясь того, что дыхательная смесь испортиться или протечет.

Конечно, технический прогресс никогда не стоит на месте, поэтому есть вероятность того, что в будущем криогенные баллоны найдут широкое применение и станут более востребованы. Тогда производители смогут снова начать массовое производство не боясь того, что продажи товара не окупятся. Пока этого не произошло, все дайверы вынуждены довольствоваться тем, что им предлагаем современный рынок. Благодаря широкому ассортименту, всегда можно подобрать для себя нужный баллон под сжатый воздух.

Когда вы будете покупать подводное оборудование, то лучше всего отдавайте предпочтение тем производителям, которые успели себя зарекомендовать, как надежные и проверенные. Конечно, такие подводные баллоны могут иметь повышенную цену, но ваша безопасность и комфорт всегда должны стоять на первом месте.

Когда покупать баллон?

Вы должны сами себе ответить на этот вопрос. Вы хотите иметь свой собственный баллон для дайвинга (или несколько) или, может быть, предпочитаете арендовать снаряжение? Есть несколько важных аспектов, которые следует учитывать при принятии решения о покупке собственного баллона для акваланга.

  • Как часто вы ныряете — если вы совершаете 10-20 погружений в год, вполне вероятно, что срок окупаемости 2-цилиндровых двигателей будет слишком большим, чтобы его можно было рассматривать для рекреационных погружений. Кроме того, баллоны нужно будет хранить в сухом месте круглый год, чтобы они попадали в воду лишь несколько раз.
  • Где ты ныряешь — если вы погружаетесь как в соленой, так и в пресной воде, стоит рассмотреть алюминиевые баллоны для соленой воды и стальные баллоны для пресной воды. Таким образом, покупка нескольких разных баллонов сделает все инвестиции очень дорогими.
  • как ты ныряешь — Так ты занимаешься любительским или техническим дайвингом? Если вы технический дайвер, то определенно стоит подумать о собственных комплектах баллонов, которые будут только вашими.
  • Вы ныряете локально или в поездках — если вы погружаетесь в основном в поездках по теплым странам, то балласт и баллон — это те элементы, которые вы можете взять напрокат в любом дайвинг-центре. Если это рекреационные погружения, проблем с арендой любого типа баллонов не будет. Разумнее покупать, когда ныряешь недалеко от места жительства.
  • Хранение снаряжения для дайвинга — цилиндры — большая «штучка». Даже если у вас их много, это момент, когда вы либо захламляете свой гараж, либо имеете специально подготовленное помещение для хранения. В комнате должно быть сухо и тепло, у вас есть такое место?
  • Легализация и обслуживание — как и за любым снаряжением для дайвинга, за баллонами тоже нужно ухаживать. У вас есть время обслуживать ваши цилиндры?

Конечно, окончательное решение за вами. Стоит ли сейчас инвестировать в собственные водолазные баллоны?

Какой же баллон выбрать? Рассмотрим основные параметры.

Запас воздуха.

Самые распространенные модели имеют емкость от 7 до 18 л. Они пригодны к использованию при давлении от 150 до 300 бар. При этом стоит учитывать, что если компрессор, которым вы пользуетесь, обеспечивает давление в 300 бар, то баллон на 7 л. будет вмещать 2100 л. воздуха (7 умножаем на 300). Это больше, чем при использовании баллона на 12 л при давлении в 150 бар.

Для комфортного бездекомпрессионного погружения в открытой воде нужно около 2500 л. воздуха. Оптимальный вариант – один баллон на 12 л. при 230 бар. Это удобнее, чем использовать более вместительный, но тяжелый вариант на 15 или 18 л. и значительно дешевле, чем спарка из двух 7 л. баллонов.

Наиболее распространены компрессоры с давлением от 150 до 230 бар. С ними хорошо сочетаются баллоны емкостью от 12 до 15 л, или спаренные варианты из двух баллонов по 7 л.

10 л – подходящий вариант для любительского дайвинга в неглубоких водоемах, а так же для учебных погружений в бассейнах. Если же предстоит погружение в более сложных условиях, лучше использовать больший объем.

Плавучесть.

Плавучесть баллона меняется в процессе эксплуатации по мере исчерпания воздуха, но при использовании «среднестатистического» варианта на 10-15 л. воздух обычно не заканчивается полностью. Разница в весе между полным и пустым вариантом составляет около двух килограммов. Если правильно подобрать грузы, погружение не вызовет сложностей.

Рекомендуется применять баллоны, показатель плавучести которых близок к нулю.

Если отрицательная плавучесть окажется слишком высокой, возникнет серьезный риск перевернутся на спину. Придется использовать полу надутый жилет, что не слишком удобно.

Материал изготовления.

Алюминиевые модели на суше весят гораздо больше стальных при равном объеме из-за более толстых стенок. Это делает их менее удобными в транспортировке. Однако в воде алюминий имеет преимущество, поскольку вытесняет больше воды. Соответственно, стальные проще транспортировать, но алюминиевые обладают большей плавучестью. Показатели могут меняться из-за материала вентиля и использования различных сплавов. При этом к концу погружения алюминиевая модель «задирается» вверх.

Внимание! Миф! Есть мнение, что плавучесть алюминиевых баллонов сильно меняется в процессе исчерпания воздуха. Это неправда

Материал изготовления не имеет значения, плавучесть в любом случае меняется только на вес расходуемого воздуха.

Высота.

При выборе баллона, обязательно учитывайте свой рост и комплекцию. Для дайверов, обладающих невысоким ростом, предпочтительны баллоны большего диаметра и меньшей высоты, или спарка из двух невысоких баллонов. В противном случае, излишняя высота баллона будет создавать дискомфорт для головы и бедер

Обратите внимание на 12-и л. баллоны 204 мм в диаметре

А вместо одного 15-литрового варианта попробуйте использовать спарку из двух 7-литровых. Скорее всего, она будет для вас более удобна в использовании.

Вес на суше.

Очевидный параметр, влияющий на удобство транспортировки до водоема. Самыми тяжелыми являются стальные модели от «Фабер», самыми легкими – стальные от «Маннесманн». Довольно тяжелы спарки отечественного производства.

Срок службы.

Все современные модели рассчитаны на многолетний срок эксплуатации (средний срок службы – от 10 до 30 лет). Однако, таких сроков можно добиться только при правильном использовании и при условии регулярного сервисного обслуживания. При неаккуратном обращении любой баллон становится непригодным к использованию спустя пару лет.

Стоимость.

Дешевле всего стоят б/у баллоны советского производства (обычно не больше 150 у. е.). Однако, выбирая этот вариант, будьте внимательны: не забывайте, что баллон является одним из важнейших элементов системы жизнеобеспечения дайвера. Перед использованием такого оборудования рекомендуется провести его полное сервисное обслуживание и получить консультацию эксперта о его техническом состоянии. Не экономьте на собственной безопасности. Мы же рекомендуем сделать выбор в пользу новых баллонов одного из проверенных производителей. Особенно, учитывая тот факт, что при соблюдении правил эксплуатации, баллон практически не изнашивается и спустя 2-3 года использования его можно продать практически за те е деньги.

Типы запорных вентилей[править | править код]

В настоящий момент существует четыре зарубежных типа вентилей:

A-зажим (или англ. Yoke (йок) — струбцина) — обеспечивает герметичность соединения за счёт прижатия регулятора к вентилю баллона при помощи струбцины. Этот тип соединения прост, дешёв и очень широко используется во всём мире. Он рассчитан на максимальную величину давления в 232 бара, и самая слабая часть соединения, О-кольцо, не очень хорошо защищена от превышения давления.

232 бар DIN (5 витков, трубная резьба G 5/8″) — регулятор вкручивается в вентиль, что обеспечивает надёжную фиксацию уплотнительного О-кольца. Они более надёжны чем A-зажимы, потому что О-кольцо хорошо защищено, но во многих странах оборудование стандарта DIN не используется повсеместно на компрессорах, таким образом водолаз должен будет в поездку брать адаптер.

300 бар DIN: (7 витков, трубная резьба G 5/8″) — аналогичен предыдущему типу вентиля (на 232 бара), но рассчитан на рабочее давление до 300 бар. Возможно использование регуляторов, рассчитанных на 300 бар в баллонах, рассчитанных на давление 232 бара, но не наоборот.

EN 144-3:2003 Европейский стандарт описывает новый тип соединения, который внешне похож на стандарт DIN 232 или 300, однако в нём используется метрическая резьба M26×2. Соединение данного типа предназначено для использования со смесями, в которых содержание кислорода выше, чем в атмосфере, то есть — с гипероксическими газовыми смесями.

По правилам Евросоюза с августа 2008 года всё оборудование, используемое для погружений с использованием нитроксов или чистого кислорода, должно соответствовать новому стандарту.

Кроме импортных стандартных вентилей на территории СНГ используется так же большое количество баллонов с советскими стандартами на присоединительную резьбу. Самым массовыми являются баллоны с вентилем ВК-200, присоединительная резьба которых используется так же на аппаратах «Украина-2» и «Юнга» («АСВ»). Кроме этого есть ещё разъём «АВМ-5» («АВМ-7») и разъём «АВМ-1». Для установки импортных регуляторов, а также регуляторов с другими стандартами резьбы, на такие баллоны устанавливаются переходники:

  • «Украина-2» и баллоны с вентилем ВК-200 на регулятор DIN.
  • «АВМ-5», «АВМ−7» на регулятор DIN.
  • «АВМ-1», «Подводник-1» на регулятор DIN.
  • «АВМ-5», «АВМ−7»; «Подводник-2», «Подводник−3» на регулятор YOKE.
  • «АВМ-1», «Подводник-1» на регулятор АВМ-5.

Зарядка баллонов[править | править код]

Резервуары должны заряжаться только воздухом на компрессорах или другими дыхательными газами, используя методы смешивания газов. Обе этих услуги должны предоставляться надёжными организациями, вроде магазинов подводного оборудования. Использование для дыхания индустриальных сжатых газов может быть смертельным, потому что высокое давление увеличивает эффект любых примесей в них.

Специальные меры, которые должны быть предприняты при работе с газовыми смесями, отличными от воздуха:

Кислород в высоких концентрациях может привести к пожару или коррозии.
Кислород должен перекачиваться из одной ёмкости в другую очень осторожно, и только используя очищенные и промаркированные баллоны.
Газовые смеси, содержание кислорода в которых отлично от 21 % могут быть чрезвычайно опасны для водолазов, которые не знают процент содержания кислорода в них. На всех баллонах должен быть нанесён состав смеси.. Дыхание загрязнённым воздухом на глубине может стать фатальным

Общие загрязнители: угарный газ — побочный продукт сгорания, углекислый газ — продукт метаболизма, масла и смазок, попавших из компрессора

Дыхание загрязнённым воздухом на глубине может стать фатальным. Общие загрязнители: угарный газ — побочный продукт сгорания, углекислый газ — продукт метаболизма, масла и смазок, попавших из компрессора.

Взрыв, вызванный внезапным выбросом из баллона газа под высоким давлением, может быть очень опасным при неумелом обращении. Самый большой риск взрыва существует во время зарядки баллона и первые минуты после окончания зарядки и увеличивается из-за уменьшения в результате коррозии толщины стенок колбы баллона. Другая причина — повреждение или коррозия резьбы и горловины баллона в месте крепления вентиля.

Если зарядка идет от мощного компрессора без предварительного охлаждения сжатого воздуха — баллон разогревается, а после зарядки — остывает, при этом воздух внутри ещё горячий. Напряжения в металле дополняются термическими напряжениями. Это при критическом давлении может довести ситуацию до разрушения. Поэтому остывание в первые минуты после забивки — наиболее опасное время.

Хранение баллона под давлением уменьшает вероятность загрязнения внутренней части баллона коррозийными или токсичными агентами: морской водой, парами нефти, бензина, дизельного топлива, ядовитыми газами, колониями грибов или микроорганизмов.

Материал баллонов[править | править код]

Баллоны изготавливаются из стали, алюминия, композитного материала из стали и углеродного волокна. При этом каждый вариант имеет как плюсы, так и минусы.

  • Стальные баллоны. Имеют высокую отрицательную плавучесть, что позволяет сократить количество грузов, однако ставит ограничение на максимальное количество одновременно транспортируемых баллонов.
  • Алюминиевые баллоны. Несмотря на более низкую плотность металла, алюминиевые баллоны получаются более тяжёлыми за счёт увеличения, по сравнению со стальными, толщины стенок колбы. При этом в некоторых федерациях подводного плавания для стейджей преимущественно используются алюминиевые баллоны, так как, в отличие от стальных баллонов, их вес в воде близок к нулю. Имеют ограничение по максимальному рабочему давлению в сосуде — 210 бар.
  • Композитные баллоны. Имеют небольшой вес, что при использовании в воде оборачивается необходимостью дополнительного набора грузов. Весьма хрупки.
Таблица, показывающая плавучесть различных баллонов в воде, пустых и заполненных.
БаллонВоздухВес на поверхностиВес в воде
МатериалОбъём, лДавление, барОбъём, лВес, кгПустой, кгПолный, кгПустой, кгПолный, кг
Сталь1220024003,016,019,0−1,2−4,3
1520030003,820,023,8−1,4−5,2
2×720028003,519,523,0−2,0−5,6
830024003,013,016,0−3,5−6,5
1030030003,817,020,8−4,0−7,8
2×430024003,015,018,0−4,0−7,0
2×630036004,621,025,6−5,0−9,6
Алюминий920318262,312,213,5+1,8−0,5
1120322472,814,417,2+1,8−1,1
1320325843,217,120,3+1,4−1,7

Устройство[править | править код]

В состав баллона, в общем случае, входит:

  • Колба — собственно, само хранилище газа. Обычно делается из кованого алюминия или стали.

    Баллоны из композитных материалов используются в противопожарных дыхательных аппаратах, но редко используются для погружений из-за их высокой положительной плавучести. Алюминиевые баллоны имеют более низкую плотность чем стальные, что является преимуществом в технических погружениях, потому что уменьшается отрицательная плавучесть в случаях, когда водолаз должен нести много баллонов. Однако есть и обратная сторона медали: при погружениях с одним-двумя алюминиевыми баллонами потребуется добавление грузов для создания необходимой для погружения отрицательной плавучести.

  • Запорный вентиль — узел, соединяющий колбу баллона с регулятором. Задача вентиля состоит в том, чтобы управлять газовым потоком от и к баллону и создавать герметичное соединение с регулятором. Также в состав вентиля входит предохранительный диск, который разрушится от избыточного давления прежде, чем баллон разорвётся вследствие превышения допустимого давления.
  • Y-образный запорный вентиль. Чаще всего встречаются запорные вентили, имеющие один выход и один вентиль. Y-образный вентиль имеет два выхода и два вентиля, что позволяет подключить к баллону два регулятора. Если один регулятор переходит в режим свободной подачи (наиболее частый вид отказов), его вентиль можно закрыть и продолжить дыхание из второго регулятора.
  • Резиновое О-кольцо является уплотнителем между запорным вентилем и регулятором. Фторопластовые О-кольца используются с баллонами, предназначенными для хранения обогащённых кислородом газовых смесей, для уменьшения риска возникновения пожара.
  • Резервный рычаг. До 1970-х годов, прежде, чем стали устанавливаться манометры на регуляторах, часто использовался механизм, предназначенный для предупреждения пловца об истощении запаса газовой смеси. Подача газа автоматически прекращалась в тот момент, когда давление в баллоне достигало определённого значения. Чтобы использовать запас, аквалангист тянул рычаг и завершал погружение прежде, чем расходовался резерв.
  • Башмак — служит для предохранения баллона от чрезмерных ударов о землю, а также для обеспечения возможности установки баллона в вертикальном положении. Представляет собой пластиковый стакан, в который нижней частью вставляется колба баллона. Применяется, в основном, со стальными баллонами.

Резервирование[править | править код]

Настоятельно рекомендуется часть используемого газа резервировать для повышения безопасности. Резерв может понадобиться для осуществления более длинных декомпрессионных остановок, чем было предусмотрено планом погружения, или для предоставления дополнительного времени для устранения последствий происшествий под водой.

Размер резерва зависит от вероятности возникновения той или иной нештатной ситуации во время погружения. Глубоководное или декомпрессионное погружение требует бо́льшего резерва, чем мелководное или бездекомпрессионное погружение. В рекреационных погружениях рекомендуется планировать погружение таким образом, чтобы при выходе на поверхность в баллоне оставался газ под давлением 50 бар или 25 % от начальной ёмкости. В технических погружениях (погружения в надголовные среды или глубоководные погружения) аквалангисты планируют погружения с увеличенными пределами безопасности используя правило третей: одна треть газа планируется на погружение, вторая треть — на выход на поверхность и третья — резерв. При этом в последнее время появились более жёсткие рекомендации, которые основываются на анализе происшествий: оставлять в резерве половину (две четверти), а то и более, запаса газа. Данные рекомендации относятся в большей степени к людям, занимающимся проникновением в подводные пещеры, останки кораблей, в другие надголовные среды с ограниченной свободой манёвра.

Назначение баллонов[править | править код]

Дайверы часто используют несколько видов баллонов. Каждый баллон имеет своё назначение.

Дайверы, совершающие рекреационные погружения, часто имеют в наличии следующие баллоны:

  • Основной баллон — используется во время погружения, ёмкость, обычно, от 10 до 18 литров.
  • bail out или bale out — баллон, используемый только в качестве аварийного резерва воздуха, «запасной парашют» аквалангиста. Обычно имеет объём от 0,4 до 1 литра.
  • пони-баллон — баллон небольшого размера, используемый в качестве резерва.

Дайверы, совершающие технические погружения, часто используют несколько видов дыхательных смесей, каждая из которых находится в отдельных баллонах, для всех этапов погружения:

  • трэвел-смесь или транспортная смесь (от англ. travel gas) — баллон содержит газ для использования во время погружения — обычно это нитрокс со средним парциальным давлением кислорода в смеси.
  • донная смесь (от англ. bottom gas) — баллон содержит газ для использования на глубине — обычно это основанная на гелии газовая смесь с низким содержанием кислорода — гелиокс или тримикс.
  • стейдж (от англ. stage) — баллон содержит газ для прохождения декомпрессионных процедур, обычно это нитрокс с высоким парциальным давлением кислорода или чистый кислород.

В ребризерах используются баллоны небольшого объёма (1 — 3 литра):

  • Кислородные ребризеры имеют кислородный баллон
  • ребризеры полузамкнутого цикла имеют баллон с дилюэнтом, который содержит воздух, нитрокс или смесь на основе гелия.
  • ребризеры замкнутого цикла имеют баллоны с кислородом и дилюэнтом, который содержит воздух, нитрокс или смесь на основе гелия.

Чем привлекательна новинка?

  • минимальные размеры и вес избавляют от трудностей при транспортировке;
  • удобство при плавании на мелководье (производители отмечают, что их изобретение не является заменой профессиональному оборудованию);
  • наличие манометра (можно контролировать остаток воздуха);
  • практически мгновенное пополнение запаса воздуха с помощью ручного насоса.

В инструкции говорится, что новичкам в погружениях, при интенсивных движениях под водой, запаса воздуха должно хватить примерно до трех минут подряд. При наработанной технике погружений и спокойном, размеренном дыхании срок повышается до 10 минут.

Внимание! Будьте бдительны! Следите за глубиной погружения и скоростью всплытия! Как и с любым другим баллоном, с баллонами Scorki запрещается слишком быстро подниматься с глубины – декомпрессионная болезнь, вызванная слишком быстрым всплытием, может привести к необратимым и даже фатальным последствиям. Создатели выпустили рекомендации для неопытных пользователей

Отмечается, что новичкам не следует использовать баллоны для погружения на глубину свыше трех метров, что бы избежать проблем с «продувкой», опасности декомпрессии при всплытии с более серьезных глубин и прочих опасностей, которые таит в себе глубина. Так же не рекомендуется выполнять более пяти погружений в день. Однако, технически, ни что не мешает опытным дайверам использовать Scorkl на глубине свыше 10 м

Создатели выпустили рекомендации для неопытных пользователей. Отмечается, что новичкам не следует использовать баллоны для погружения на глубину свыше трех метров, что бы избежать проблем с «продувкой», опасности декомпрессии при всплытии с более серьезных глубин и прочих опасностей, которые таит в себе глубина. Так же не рекомендуется выполнять более пяти погружений в день. Однако, технически, ни что не мешает опытным дайверам использовать Scorkl на глубине свыше 10 м.

Миниатюрные баллоны никак не ухудшают качество воздуха. Состояние воздуха в баллоне зависит только от соблюдения правил использования насоса. А благодаря ручному нагнетанию, отсутствует риск попадания в баллон продуктов распада топлива.

Какие бывают виды баллонов

Для дайвинга используются разнообразные баллоны, различающиеся по следующим параметрам:

  • Объем — от 7 до 15 литров;
  • Диаметр — 140 — 204 мм;
  • Материал — алюминий или сталь;
  • Плавучесть — нейтральная, отрицательная, положительная.

Один баллон на 7 литров, подойдет для плаванья на малой глубине в прибрежной, рифовой зоне. Глубоководные погружения, требующие длительного нахождения под водой, предполагают использование спарки 2 баллонов по 7 литров. Плавучесть также имеет значение, лучше выбирать нейтральный вариант, не стесняющий движений, баллоны с отрицательным значением, требуют сноровки и усложняют погружение.

При выборе материала стоит учитывать, что стальные баллоны подвержены коррозии, но имеют высокую прочность. Алюминиевые не ржавеют, но выдерживают меньшее давление. Тип материала подбирается с учетом кислородной смеси, так как различные газы имеют различные окислительные свойства.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий