Ремонт переключателя скоростей на велосипеде

Видео. Как натянуть цепь на велосипеде

Автор статьи — Акимова Алина

Важнейшим элементом в конструкции как детского, так и взрослого профессионального велосипеда является цепь, которая определяет качество поездки, плавность хода и мягкое переключение передач. Перед тем как натянуть цепь на велосипеде, необходимо убедиться в том, что длина её подобрана верно: в нормальном состоянии цепь может находиться в чуть свободном состоянии, провисая на 3 мм, но не больше. Вообще, вопрос, как правильно натянуть цепь на велосипеде, актуален всегда, поскольку она является частью определяющего движение механизма и будет чаще требовать за собой ухода вследствие большого числа трущихся деталей. Проверить натяжение цепи можно следующим образом: пальцем следует надавить на неё примерно в середине (напротив внешнего радиуса заднего колеса) и замерить величину провиса. Если она составляет больше 1,5 см, цепь необходимо натянуть.

Итак, чтобы натянуть цепь на велосипеде, который имеет лишь одну передачу, следует, во-первых, перевернуть его вверх ногами, поставив его на сидение и рулевую колонку. Далее необходимо ослабить крепления заднего колеса (в большинстве случаев колесо крепится с помощью эксцентриков или гаек), но не снимать его полностью. Затем следует найти специальный регулирующий паз, который называется дропаутом (от англ. ‘’drop out’’ – опустить), и передвигать колесо в ту или другую сторону. После того, как необходимая длина цепи подобрана, колесо следует закрепить обратно, следя при этом за тем, чтобы плоскость оси колеса была параллельна плоскости вала каретки (это предупредит развитие «восьмёрки»)

Важно знать, что натягивать слишком сильно цепь не имеет смысла по двум причинам: во-первых, крутить педали при чересчур натянутой цепи очень сложно, а во-вторых, полный износ элементов цепи наступает гораздо быстрее

Знать, как натянуть цепь на велосипеде обычной конструкции без передач, необходимо, но при этом следует уметь и удалять лишние звенья из цепи, так как зачастую бывает ситуация, когда колесо уже некуда двигать в пазе, а цепь всё также провисает. В этом случае понадобится специальный инструмент – выжимка, с помощью которого удаляется валик на ослабленной цепи и соединяются два соседних.

Натянуть цепь на велосипеде с передачами несколько проще, поскольку частично она регулируется параллелограммным переключателем (на принципе настройки длины и жёсткости цепи основано само переключение передач), однако слишком длинную цепь даже механика не сможет скомпенсировать, вследствие чего возможно появление проблем с движением велосипеда на средних скоростях. Для начала регулировки длины цепи на велосипеде с передачами необходимо также установить его вверх колёсами, после чего переключиться на самую большую звёздочку и спереди, и сзади, определяя таким образом верхние передачи.

После этого задний переключатель следует отвести за цепь максимально вперёд, а цепь на системе переключения (где педали) также увести немного вперёд, дабы определить оптимальную длину цепи. Затем цепь отпускается и аккуратно надевается на специальные зубчики. Смысл заключается в том, что после полного прогона цепи механический переключатель с помощью роликов подберёт нормальное положение. Его, разумеется, при желании можно намертво зафиксировать в том или ином состоянии, однако в этом случае переключение осуществлять будет невозможно. После такой грубой настройки следует приступить к более тонкой, установив цепь у педалей на самую большую звёздочку, а у заднего колеса – на наименьшую. Для цепи стоит найти такое положение, при котором оси роликов переключателя если не соединяются в одну вертикальную линию, но, по крайней мере, близки к этому.

Причины плохого переключения передач

Тросики и рубашки

Самая распространенная причина плохого переключения, особенно у велосипедистов без опыта, у некоторых любителей велосипеда они находятся в ужасном состоянии. Осмотрите участки тросиков, не скрытых рубашкой и пощелкайте манетками, чтобы оголилась скрытая часть. На тросах не должно быть задиров или торчащих нитей. Если они есть, то тросы и может рубашки надо сразу менять.

Чтобы осмотреть трос полностью, надо разжать плоскогубцами алюминиевый колпачок, предохраняющий трос от распушения и открутить болт, который крепит трос к заднему переключателю. Освободите рубашку из упоров и аккуратно снимите ее с троса. Второй конец троса можно оставить в гнезде в манетки. Когда трос полностью оголен, осмотрите его еще раз на предмет задиров нитей и потертостей. Протрите его тряпкой с WD-40.

Если рубашки в порядке, то их можно использовать дальше. Чтобы прочистить их от грязи, которая там скопилась, залейте в них WD-40, и поводите там тросом.

Надо знать, что тросы и рубашки не смазывают, особенно густыми смазками, иначе через некоторое время в рубашках образуется смесь из смазки и грязи. Можно брызнуть легкой смазкой в виде спрея, но он быстро улетучится и толку будет мало. Есть тросики с покрытием из тефлона, они скользят лучше, стоят дорого и тефлон в местах трения стирается быстро.

Погнутый петух

Бывает так, что при идеально настроенном заднем переключатели, скорости переключаются нечетко, даже при хорошем состоянии тросиков и рубашек. Причиной может быть погнутый петух при неаккуратной транспортировке велосипеда или от удара. Если вы проделали все процедуры регулировки и все равно не смогли добиться четкого переключения, осмотрите петух. Если он кривой, то его надо выравнивать, но не перестарайтесь, так как алюминий дает микротрещины. Есть много способов его выровнять, но это уже в другой статье.

Люфт заднего переключателя скоростей

Осмотрите задний переключатель и там, где входит трос подвигайте его рукой от себя-от на себя. В идеальном варианте люфт должен вообще отсутствовать, но если он небольшой, то ничего страшного, особенно на недорогих группах компонентов трансмиссии. При эксплуатации этот люфт постепенно увеличивается, и при переключении происходят задержка перехода на другую звезду, нечеткость и т. д. Очень точная настройка может исключить влияние люфта, ну а если он слишком большой, тогда надо менять переключатель.

Как правило причиной плохого переключения передач является комплекс тех проблем, что описаны выше. Все вместе по чуть чуть они дают негативный результат, просто необходимо регулярно ухаживать за велосипедом.

Процесс настройки

Устранение проблем при переключении скоростей (видео)

Шаг 1

Найдите нижний ограничительный винт, он будет обозначен латинской буквой “L”, выкрутите его по часовой стрелке до упора. Начните вращать педали, рукой потяните переключатель скоростей так, чтобы цепь оказалась на как можно большей звездочке. Обычно это оказывается вторая или третья по величине звездочка кассеты.

Выкручивайте ограничительный винт низких передач по часовой стрелке (изображение)

Удерживая механизм переключателя, осторожно поверните шатуны и выкрутите ограничительный винт, пока цепь в кассете не перескочит на самую большую звездочку. Цепь должна перескакивать без щелчков и дребезжания

Зажмите нижний ограничительный винт, передвиньте переключатель по направлению к колесу (изображение)

Шаг 2

Вращайте осторожно педали и выкручивайте верхний ограничительный винт, чтобы цепь перескакивала по направлению к крайней звездочке. Закручивайте винт, пока цепь снова не окажется на самой маленькой звездочке

Не должно быть никаких щелчков и дребезжания цепи, она должна перескакивать равномерно.

Закрутите ограничительный винт верхних передач, чтобы цепь оказалась на самой маленькой звездочке (изображение)

Теперь ограничители верхних и низких передач настроены.

Шаг 3

Найдите на верхней стороне переключателя регулировочный винт натяжителя, отрегулируйте положение беговых роликов относительно звездочек. Эта настойка также известно, как “b-tension” или настройка угла цепи.

Регулировочный винт расположен на верхней стороне переключателя.

Поставьте самую высокую передачу. Закручивайте винт по часовой стрелке, чтобы увеличить зазор между верхним роликом и звездочкой. Крутите против часовой стрелки, чтобы уменьшить. После регулировки зазор должен составлять 2 мм.

Необходимая величина зазора – 2 мм (изображение)

Шаг 4

Поставьте переднюю передачу на самую маленькую звездочку, а заднюю на самую большую. Закрутите ограничительный винт нижней передачи на переднем переключателе до конца.

Процесс регулировки нужно выполнять с ненатянутым тросом, чтобы натяжение троса не мешало настройке ограничителей. Для этого открутите крепежный болт и освободите трос. Медленно вращайте педали и выкручивайте винт до тех пор, пока цепь снова не окажется на самой маленькой звездочке. Цепь должна двигаться равномерно и не задевать каркас переключателя.

Уберите провисание троса, зажмите его крепежным болтом, только не до конца. Закрутите верхний ограничительный винт. Переключите заднюю передачу на самую маленькую звездочку.

Натяните рукой трос вниз по направлению от рамы велосипеда. Для удобства воспользуйтесь инструментом для разбортовки колеса.

Удерживая трос в таком положении, вкручивайте ограничительный винт вполоборота за раз, пока цепь не перескочит на самую большую звездочку. Отрегулируете положение переключателя так, чтобы он касался цепи.

Передние ограничители передач настроены. Возможно, для полной юстировки понадобится выполнить ещё настройку переднего регулировочного барабана.

Замена кронштейна для крепления заднего переключателя

Кронштейн для крепления заднего переключателя или «петух» предназначен для принятия на себя основной нагрузки от ударов. Он не должен допускать повреждений переключателя или рамы велосипеда. Сам по себе кронштейн довольно хрупкий, он легко ломается.

Если задние передачи плохо включаются, а этому предшествовало воздействие на велосипед ударных нагрузок в результате столкновений или при погрузке в машину, вероятно, кронштейн погнут.

«Петухи» выходят из строя довольно часто. Рекомендуем всегда иметь с собой запасной, а также набор шестигранных ключей.

Любой кронштейн легко совместим со всеми переключателями передач. Чего не скажешь о раме велосипеда, надо подбирать «петуха» конкретно к вашему велосипеду.

Не пытайтесь выровнять кронштейн, согнутый в дороге. Скорее всего, он просто сломается, и вам придется возвращаться домой пешком. Лучше попробуйте отрегулировать задние ограничители передач, чтобы компенсировать перекос.

А теперь рассмотрим процесс замены кронштейна для крепления заднего переключателя.

Инструменты, которые понадобятся

  • Мультиключ
  • Набор шестигранных ключей

Этапы ремонтных работ трансмиссии

При самостоятельном ремонте необходимо проверить:

  • Задний и передний переключатель;
  • Состояние тросиков, роликов и цепи.

Если причиной плохого переключения скоростей является деформация троса, тогда необходимо его заменить, следуя инструкции:

  1. Трос можно купить в любом спортивном магазине;
  2. Нужно открутить болт, который удерживает трос;
  3. Далее разобрать манетку, и достать трос из манетки и рубашек. Лучше всего заменить рубашки в комплекте вместе с тросом;
  4. Рубашку требуется очистить от загрязнения и наполнить ее маслом. Нужно налить всего каплю, больше не стоит. Эта процедура необходима для более улучшенного скольжения деталей;
  5. Исправный трос протягивается через манетку, далее через рубашки;
  6. Оставшаяся лишняя часть троса обрезается и закрепляется в конце наконечником;
  7. После установки троса необходимо приступить к регулировке переключателя.

Если визуально заметно, что трос скоро порвется, тогда необходимо его заменить до того, как произойдёт поломка.

Замена и техосмотр цепи

Через время цепь становится неисправной, поэтому следует регулярно проверять ее состояние. Такую поломку невозможно исправить без замены самой цепи, деформированную цепь никак не сделать пригодной для использования. Если ее не заменить вовремя, тогда будет вместе с цепью изнашиваться и кассета. Следовательно, чем чаще проверять износ цепи и своевременно ее заменять, тем дольше прослужит велосипедная кассета.

В ситуации, если цепь не деформирована, тогда необходимо ее достать, почистить, смазать и поставить на место. Лишнее масло можно просто убрать бумажной салфеткой.

Задний переключатель

Для начала нужно проверить велосипедного петуха и его состояние. Если он деформирован и погнут, тогда нужно обратиться в сервисный центр, где его починят и выпрямят. Конечно же, можно попробовать исправить поломку самостоятельно.

Поломанного петуха нужно просто заменить на новый. Купить его можно, так же как и цепь, в любом спортивном магазине. Цена на данный момент составляет примерно от восьмисот рублей и выше. Некоторые производители начали выпускать защиту для петуха, которая закрепляется на раму. Ни в коем случае не надо покупать ее, если нет желания тратить большие деньги на замену велосипедной рамы. Петух стоит недорого и его можно всегда заменить, а вот ремонт рамы может «стать в копеечку».

Замена петуха производится пошагово:

  1. Цепь устанавливается на самую большую звезду спереди, и сзади на самую маленькую;
  2. Снимается болт, который фиксирует трос;
  3. С помощью болта с пометкой «Н» необходимо сделать таким образом, чтобы ролики переключателя были наравне со звездой;
  4. Трос совсем немного натягивается, и затягивается болт;
  5. Винт «L» закручивается, пока ролики не встанут напротив самой большой звезды;
  6. В конце, следует проверить качество переключений.

Когда настроен задний переключатель, можно начинать работать с передним.

Регулировка переднего переключателя

Это самая важная часть настройки, так как если передний переключатель будет неправильно отрегулирован, цепочка может слететь с нужного места или вообще оторваться.

  1. В первую очередь необходимо переключиться на среднюю звезду с помощью манетки. Это нужно, чтобы цепь не была сильно натянута;
  2. Цепь устанавливается на первую передачу;
  3. Раскручивается болт, который удерживает трос;
  4. Рамка перекидки переносится, чтобы расстояние от переключателя до цепи было одинаковое с обеих сторон;
  5. Трос легко натягивается и закручивается болтом;
  6. Далее устанавливается на самую крупную звезду;
  7. Винт с пометкой «Н» вращается, пока цепь не встанет посередине рамки.

После всех этапов нужно проверить, как быстро и качественно переключаются скорости. Если что-то работает не так, как хотелось бы, тогда нужно работать с манеткой и барашком.

Юстировка механизма переключения скоростей

При правильной настройке переключателей скоростей, каждое нажатие монетки сопровождается одним переключением передачи вверх или вниз. Если же переключение происходит с усилием или имеют место пропуски, то пришло время отрегулировать механизм переключения. Растяжение гибкого троса также может стать причиной неправильной работы переключателей. Особенно это актуально для новых велосипедов.

Сначала убедитесь, чтобы не был поврежден или погнут кронштейн для крепления переключателя. Теперь рассмотрим подробнее сам процесс настройки.

Инструменты, которые вам понадобятся

Настройка заднего переключателя

Задний переключатель велосипеда.

Итак, у Вас нет дефектов трансмиссии, все детали относительно новые (или совсем новые). И вот теперь нужно настроить чёткое переключение скоростей.

  1. При помощи правой манетки, которая воздействует на задний переключатель скоростей, переместите цепь меньшую звезду.
  2. Отпустите трос, открутив фиксирующий винт.
  3. Найдите винт с пометкой «H». При помощи отвёртки отрегулируйте этим винтом положение переключателя так, чтобы самая маленькая звезда лежала на одной плоскости с роликами (звёздочками), расположенными в лапке.
  4. Натяните трос рукой и закрепите фиксирующим винтом.
  5. Проверьте работу переключателя скоростей. Если цепь плохо переключается на большие звёзды, натяните трос сильнее при помощи барабана на манетке, либо на переключателе (есть не на всех переключателях, располагается в месте контакта рубашки троса и переключателя).
  6. Переместите цепь на наибольшую звездочку в кассете.
  7. При помощи винта с пометкой «L» отрегулируйте положение перекидки так, чтобы звезда и лапка находились в одной плоскости, и у перекидки не было возможности «забраться» в спицы.

Как настроить задний переключатель скоростей

Все работы по настройке заднего переключателя скоростей удобно проводить, когда заднее колесо велосипеда приподнято вверх. Для этого можно воспользоваться подножкой (если таковая предусмотрена конструктивно), либо установить двухколесное транспортное средство на обычной гладильной доске, либо воспользоваться помощью друга.

Рассматриваемый процесс нужно проводить поэтапно.

Подготовка

Сначала необходимо установить цепь на среднюю звездочку спереди, а на самую маленькую звездочку – сзади. Теперь внимательно осматриваем задний перебрасыватель – его нужно тщательно очистить от грязи, застрявших травинок и палочек. Цепь отмывается и смазывается, кассета не просто очищается от грязи, но и продувается от пыли – даже эти простейшие манипуляции приведут к улучшению работы заднего переключателя скоростей на велосипеде.

Освобождение тросика

Чтобы это осуществить, достаточно до упора вкрутить винты натяжения на заднем перебрасывателе и на руле возле манетки, а затем вытянуть тросик из зажимного винта крепления.

Специалисты не рекомендуют полностью снимать освобожденный тросик велосипеда, но вот осмотреть его на предмет повреждений (в случае их обнаружений, трос придется полностью заменить) и тщательно смазать его, предварительно очистив от грязи, нужно обязательно.

Установка предела хода на самую маленькую звездочку

Для этого нужно присесть сзади велосипеда и проворачивать регулировочный винт с маркировкой «Н», одновременно с этим перебрасыватель устанавливается так, чтобы и ролики, и самая маленькая звездочка в колесе находились на одной линии.

Обратите внимание: в осуществлении этого процесса есть одна хитрость – если велосипед достаточно долго эксплуатируется и перебрасыватель не отличается новизной, то качественно отрегулировать его можно, выставив рамку не по прямой линии, а  сместив ее вправо от колеса буквально на 1-2 мм. Проверить правильность установки предела хода на самую маленькую звездочку можно вращением колеса: цепь не будет соскакивать в сторону, а весь механизм будет работать практически бесшумно

Проверить правильность установки предела хода на самую маленькую звездочку можно вращением колеса: цепь не будет соскакивать в сторону, а весь механизм будет работать практически бесшумно.

Регулировка натяжения троса

Такая регулировка выполняется буквально в 2 действия:

  1. Натягиваем тросик и фиксируем его крепежным болтом. Причем, делать это нужно рукой, плоскогубцы применять в данном случае неуместно.
  2. Вращаем пустотелый винт с барабанчиком и натягиваем трос таким образом, чтобы при одном щелчке и нажатии манетки перебрасыватель легко и беспрепятственно(без задержек даже на секунду) переходил с одной звездочки на другую и обратно.

Стоит отметить, что процесс регулировки натяжения троса занимает несколько минут – достаточно настроить правильный переход только между двумя соседними звездочками, а все остальное будет работать автоматически.

Обратите внимание: в некоторых моделях велосипедов для тросика в зажиме предусмотрена канавка – проследите при регулировке, чтобы он лег точно в нее, а не был пережат в неправильном положении

Установка предела хода на самую большую звездочку

Делается все строго по инструкции:

  1. Чтобы ничто не мешало ходу перебрасывателя, ослабляем регулировочный винт с маркировкой «L».
  2. Медленно проворачиваем педали и одновременно перебрасываем цепь на самую большую звездочку сзади.
  3. Проворачиваем регулировочный винт с маркировкой «L», тем самым добиваясь выравнивания перебрасывателя в положении, когда его ролики и самая большая звездочка кассеты находятся на одной линии.

Обратите внимание: в данном случае, если перебрасыватель уже сильно изношен, для облегчения процесса установки/регулировки нужно сместить его рамку по направлению к колесу. Во многих случаях именно такого минимального смещения рамки и не хватает для перебрасывания цепи в нужное положение

Регулировка натяжителя цепи

Процесс этот простой и даже неопытный велосипедист, далекий от принципа ремонта своего транспортного средства, справится с ним за несколько минут. Что нужно сделать:

Цепь переводится на самую маленькую звездочку спереди и самую большую сзади.
Обращаем внимание на вращение роликов натяжителя – если в момент перебрасывания цепи он задевается за звезду в кассете, то нужно закрутить винт натяжения цепи. Путем этого действия устанавливается зазор между цепляющимися элементами в 5 мм.
Цепь переставляется на самую большую звездочку спереди и самую маленькую сзади, попутно проверяется уровень натяжения цепи в таком положении.

Пошаговая инструкция

Прежде чем начинать ремонт неисправностей, проверьте, чтобы все составляющие ГРМ не имели механических дефектов. Для этого нужно снять защитную крышку привода и произвести визуальный осмотр деталей: звездочек, успокоителя, натяжителя и башмака. Если найдены дефекты, следует выполнить замену этих комплектующих.

Инструменты

Перед тем, как начинать работы, нужно приготовить необходимые инструменты:

  • ключи на «13» и «38»;
  • плоскую отвертку;
  • плоскогубцы.

Для проведения работ автомобиль следует установить на удобную площадку и подставить под колеса опоры, чтобы он не покатился. Рычаг переключения скоростей нужно установить в нейтральное положение.

Этапы

  1. Сначала необходимо найти натяжное устройство, оно находится под патрубками около помпы. Ключом на «13» нужно отпустить натяжитель. Как только цепь ослабнет, должен отщелкнуться башмак.
  2. Далее следует взять ключ на «38» и набросить его на гайку шкива коленчатого вала. Затем необходимо прокрутить коленвал на пару оборотов по направлению движения часовой стрелки.
  3. Проворачивать вал следует до тех пор, пока метки на звездочке распредвала и на корпусе подшипников распределительного вала не совпадут. При этом пружина, находящаяся внутри натяжного устройства, действующая на башмак, автоматически выполнит необходимую натяжку.
  4. С помощью отвертки желательно дополнительно проверить натяжение. Если все в норме, то возвращаемся к натяжителю и ключом затягиваем его головку.

После подтягивания цепного привода, следует завести двигатель и проверить его работу. Он должен работать без посторонних шумов. Если после натяжения шумы остались, то причина может быть в успокоителе. Тогда необходимо проверить его исправность, при необходимости выполнить замену. Может не получиться натянуть цепной привод с первого раза, поэтому эту процедуру придется провести несколько раз.

Давайте разберемся, почему цепь слетает. Варианта два: либо у вас загнута звезда на системе (система – это передний комплект звездочек), либо плохо настроены скорости.

Если у вас загнута звезда на системе
, в таком случае продолжить движение вы сможете просто переключившись на другую скорость, на которой звезда не погнута. Но если вы пользуетесь всеми скоростями во время движения, то в будущем вам придется заменить погнутую звезду. Если система разборная, вы сможете заменить только одну испорченную звезду. Если же система неразборная, вам придется поменять всю систему вместе с шатуном.

Если с шатунами у вас все в порядке (что такое шатун?), значит у плохо настроены скорости
. На каждом из переключателей скоростей, и на переднем, и на заднем, существуют регулировочные болты, которые не позволяют цепи заходить за крайние скорости. Если они неправильно отрегулированы, то цепь будет слетать. Если цепь слетает с самой большой звезды, то вам необходимо вкрутить болт с индексом L, что означает low – самая легкая передача.

Вкручивать нужно до тех пор, пока звезды на переключателе не встанут параллельно большой звезде. То же самое с обратной стороны: если цепь у вас слетает с самой малой звезды, вам нужно вкрутить болт с индексом H (high).

Вкручивайте его до тех пор, пока переключатель не встанет параллельно седьмой скорости.

Если спереди цепь спадает с малой звезды к раме, тогда закручивайте болт low.

Чтобы правильно отрегулировать болт с надписью low, необходимо выставить самую легкую скорость на велосипеде и вкручивать его до тех пор, пока между внутренней рамкой переключателя и цепью не останется зазор в 1 мм.

Если с большой звезды цепь падает к шатуну, тогда вкручиваете болт high.

Чтобы правильно отрегулировать болт high, необходимо выставить на велосипеде самую большую скорость и закручивать его до тех пор, пока между цепью и внешней рамкой переключателя не останется зазор в 1 мм.

Это были самые распространенные причины слета цепи. Теперь поговорим об ее разрыве.

2. Порвалась цепь

Самая частая причина разрыва цепи – это переключение скоростей под нагрузкой, например, когда вы едете в горку. При разрыве звено цепи может либо расклепаться, либо поломаться. Если звено расклепалось, его можно попробовать склепать обратно. Для этого вам понадобится съемник цепи, поэтому лучше всегда возить его с собой. Если же звено сломалось, необходимо удалить его и соседнее с ним звено – тоже, и склепать цепь при помощи того же съемника.

Поставить цепь обратно не составляет труда. Для этого оттяните задний переключатель, при этом ослабляя цепь, и поставьте ее на переднюю звезду.

Сегодня вы узнали почему цепь может слететь и порваться, а также как решить эти две проблемы своими руками.

Не пропустите следующий выпуск, оставайтесь на Slenergy!

В видео использована музыка:

JK Soul – I know this (Original Edit)

Что необходимо сделать перед настройкой заднего переключателя

Перед регулировкой и настройкой задней перекидки желательно произвести осмотр вашего переключателя на предмет неисправностей и произвести очистку и смазку некоторых компонентов трансмиссии велосипеда. Бывает, что простой очистки достаточно, чтобы переключатель снова стал работать без сбоев.

Проверить исправность переключателя и других компонентов

Проверяем, не погнут ли петух или рамка переключателя скоростей. Это одна из часто встречающихся неисправностей заднего переключателя, когда при боковом ударе (или других, например, при падении или задевании бордюра и т.д.) происходит деформация рамки перекидки или же петуха. Проверить это достаточно просто. Выставляем спереди самую большую звезду, а сзади – маленькую (например, 3х8 на 24 скоростных байках), становимся сзади велосипеда и смотрим на положение направляющего ролика и ролика натяжителя перекидки. Они должны быть на одной линии и перпендикулярны относительно земли. Исключением являются некоторые модели переключателей скоростей от фирмы Campagnolo, где рамка находится под углом относительно земли. Выровнять рамку в домашних условиях не так-то и просто (обычно это получается не с первого раза, а иногда не получается вовсе), а вот погнутый петух можно привести в норму за несколько минут. Для этого демонтируем переключатель, и при помощи специального инструмента для выравнивания петуха выгибаем его в нужную нам сторону. Нельзя ровнять петух, надавливая на сам переключатель. Этим действием вы можете согнуть рамку перекидки, что приведет к лишним проблемам. Диагностировать неровный петух или рамку переключателя можно во время езды. Например, если на некоторых передних звездах переключение задних происходит без замечаний, а на других передних — наблюдается не четкая работа, то скорее всего проблема в погнутой перекидке. О том, как выровнять петух на велосипеде без применения специальных инструментов мы поговорим в одной из следующих статей.
Отсутствие люфтов параллелограмма. Если у вас достаточно старый переключатель, прошедший огонь и воду, а вдобавок ко всему еще и самый бюджетный начального уровня, например, Shimano Tourney или Altus, то перед настройкой следует проверить отсутствие люфтов там, где их быть не должно. Берем переключатель и проверяем отсутствие поперечных люфтов в подвижных местах параллелограмма. К сожалению, если вы их обнаружили, то устранить вряд ли получится, потребуется купить и установить новый задний переключатель скоростей.
Целостность роликов. Если ваш переключатель с большим пробегом, и вы не ухаживали за своей трансмиссией (не производили вовремя чистку и смазку цепи), то есть вероятность износа направляющего ролика и ролика натяжителя. Чтобы добиться четкого переключения желательно бы ролики заменить. Для этого снимаем цепь (она будет мешать), откручиваем два болта, которые соединяют две половинки рамки, и достаем ролики заднего переключателя

При покупке и установке новых обратите внимание на то, что верхний и нижний ролики отличаются друг от друга, поэтому не перепутайте их при установке.

Проверить цепь на износ. Для этого проверяем, насколько сильно она растянулась (это можно сделать при помощи специального инструмента или линейки)

Цепь подлежит замене в случае, если длина 24-х звеньев превышает 307,5 – 308 мм. Плюс к этому цепь может выработаться по бокам. Это происходит, если вы допускаете сильный перекос цепи при езде.

Очистить от грязи и отработки все компоненты трансмиссии

  • Очистить задний переключатель. Для этого очищаем от грязи пружину параллелограмма и ролики лапки.
  • Очистить, смазать и проверить на целостность тросик. Чистка и смазка тросика задней перекидки очень важный этап. Это связано с тем, что чрезмерное их загрязнение или же повреждение (ржавчина или разрыв волокон) очень существенно ухудшает переключение скоростей. Это происходит из-за того, что грязный тросик создает дополнительное трение внутри рубашки, тем самым ухудшает переключение. Выполнив очистку и смазку троса, возможно дальнейшая настройка перекидки вам не понадобится.
  • Очистить и смазать цепь велосипеда. Если у вас грязная и не смазанная цепь, добиться четкой работы переключателей скоростей будет сложнее.
  • Очистить от грязи кассету задних и передних звезд. Так как мы очистили все узлы трансмиссии велосипеда, то и про системы звезд забывать не стоит. Если мы их не почистим, то грязь со звездочек снова налипнет на цепь и ролики переключателя.

Зачем нужны манетки на велосипеде

Манетки крепятся на руле велосипеда, они переключают скорость, как в переднем, так и в заднем узлах трансмиссии. Именно такой системой переключения оснащено подавляющее большинство современных многоскоростных велосипедов. Переключение осуществляется с помощью натяжения или наоборот — ослабления тросика, соединенного с перекидкой цепи. Конструктивно устройство манетки включает несколько деталей, требующих смазки.

Конечно, в изначальной конструкции велосипеда, такое устройство не предполагалось, так как достаточно было одной передачи и велосипедист перемещался в основном по ровным дорогам. Но перед современным велосипедом ставится гораздо больше задач: езда по пересеченной местности, скоростным шоссе, крутым подъемам, и тогда без шифтера не обойтись.

Как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде.

После настройки заднего переключателя, на этом работа не заканчивается и теперь стоит перейти к переднему, чтобы синхронизировать равномерное соскакивание и подъем цепи по звездам.

Основная настройка переднего переключателя велосипеда:

  • сперва ослабляем винт держащий трос и полностью освобождаем его от этого крепления;
  • на переднем переключателе возле руля находим гайку, отвечающая за натяжение троса и закручиваем ее до упора, а после ослабляем примерно на полтора оборота;
  • возвращаемся к переключателю и необходимо отыскать два болта с обозначениями Н ― положения цепи на большой звезде и L ― на малой;
  • закручиваем полностью винт L, а Н практически выкрутить;
  • переводную рамку двигаем к себе и подставляем под нее что-нибудь для фиксирования в таком положении;
  • выставляем велосипедную цепь на среднюю звезду;
  • возвращаем трос на свое место, не сильно натягивая, и прикручиваем;
  • убираем подставку из-под переводной рамки.

После всех проведенных манипуляций с настройкой, необходимо выставить цепь на средней звезде и начать медленно переключать: сначала на малую, потом на большую. Смотрим за положением рамки, и если будет замечено, что возможен риск соскока с большой звездочки, тогда необходимо отрегулировать при помощи винта Н. Когда цепь не желает возвращаться на малую звезду, нужно раскрутить немного винт L и придвинуть рамку в раме велосипеда.
Все секреты о том, что такое настройка скоростей велосипеда для чайников показано на видео. В общей сложности, наименьшее время занимает настройка заднего переключателя скоростей велосипеда и это примерно где-то 5 минут. Другая ситуация, когда настройка переднего переключателя велосипеда сложнее и кропотливее, так как не только нужно обязательно выставить ровно цепь, но и сделать так, чтобы она не соскочила в наружу или внутрь.

Заключение

В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:

  • переключаться только во время движения и без серьёзной нагрузки;
  • управлять велосипедом с помощью трансмиссии, а не мышечным усилием;
  • переключаться заранее, а не в последний момент, или когда «стало слишком тяжело»;
  • переключать передачи по одной и по очереди спереди и сзади;
  • не отклоняться от нормальных комбинаций звёздочек;
  • содержать велосипед в чистоте и не допускать сильного износа деталей.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий