История параглайдинга
Отсчитывая историю параглайдинга от времени создания первого парашюта, придется перенестись в далекий 1483 год, когда известный живописец Леонардо да Винчи впервые создал эскиз парашюта пирамидальной формы. Тогда он так объяснял свой проект — человек сможет без всяких опасений бросаться вниз с любой высоты, если будет прикреплен к шатру из накрахмаленного полотна.
Проект Леонардо да Винчи остался невостребованным, ведь в то время не было ни летательных аппаратов, ни сверхвысоких зданий, откуда человек мог бы бросаться вниз. С появлением авиации тема парашютов стала актуальной, а в преддверии Второй мировой войны эти приспособления стали все больше усовершенствоваться.
Настоящим рывком в эволюции парашюта было изобретение «крыла» Стивом Снайдером. Хотя некоторые источники утверждают, что основателем параглайдинга был американский инженер Дэвид Бериш, совершивший взлет на крыле в 1954 году.
В дальнейшем использовать крыло не для прыжков из самолета, а для парения с горы стали французские горнолыжники — они осуществили слет в Альпах в 70-х годах XX века. Такое применение парашюта заинтересовало других спортсменов и конструкторов, благодаря чему крыло стало модифицироваться специально под полеты со склонов.
К середине 80-х годов XX века парашют-крыло наделили новым названием — параплан, изменили его форму — он стал эллипсовидным со значительным удлинением крыла и модифицированной стропной системой. Все эти изменения улучшили аэродинамические качества параплана и позволили стартовать как с вершин гор, так и с небольших возвышенностей с разбега.
В России парапланы появились в конце 80-х годов, но в техническом плане они существенно уступали зарубежным аппаратам. Такое отставание продолжалось до тех пор, пока спортсмены-энтузиасты не привезли в Россию образец импортного параплана. Изучив его параметры, российские конструкторы сумели создать собственное крыло, значительно превосходящее по характеристикам все используемые на то время в РФ.
Сегодня в стране имеется несколько школ и клубов парапланерного спорта, команды которых участвуют как в отечественных, так и в международных соревнованиях по параглайдингу.
В какую погоду не летают
Парапланеризм хоть и относится к экстремальным видам спорта, но требует холодной головы и правильного расчёта, сорвиголовы в этом спорте не задерживаются. Пойдя на поводу у своего желания полетать несмотря на погоду, можно в дальнейшем сильно пожалеть о своём поспешном поступке. Разобравшись в благоприятных лётных условиях, рассмотрим неблагоприятные и категорически неблагоприятные. Итак, на параплане не летают в дождь и не потому, что крыло намокнет (оно изготовлено из непромокаемой ткани), а потому, что в дождь силы поднимающегося воздуха в динамике может не хватить, чтобы поднять и само крыло, и пилота и в то же время преодолеть льющуюся с небес стихию, о термике речь можно вообще не вести, так как в дождь он просто не возникнет. Полёт на параплане невозможен в грозу, при сильном шквалистом ветре, граде, снеге по вполне понятным причинам. Многие парапланеристы летают зимой, используя динамический воздушный поток, и поскольку динамик не зависит от солнечной активности, то можно совершать полёты и в пасмурную, но бесснежную погоду. Но в таком случае ограничивающим фактором будет влажность воздуха. При сильной влажности летать не стоит, так как может начаться оледенение крыла, что приведёт к весьма печальным последствиям, особенно если у пилота нет парашюта.
Старт с горы, лебедки, земли
Из вышесказанного понятно, что для продления дальности полёта параплану требуется набрать как можно большую высоту. Вот почему наибольшей дальностью отличаются полёты, стартовавшие с вершины или склона горы.
Оптимального парения можно добиться, если стартовать со склона минимум с 30-40-метровым перепадом высоты.
На равнинной местности пригодные для планирования потоки воздуха формируются на высотах 300-400 м, хотя, как правило, их сложно обрабатывать. Более комфортно работать с восходящими потоками с земли на высоте от 500 м над уровнем равнины.
Чтобы обеспечить успешный старт, пилот становится против ветра, расположив крыло параплана позади себя, наклоняется вперед и начинает разбег. Воздухозаборники крыла наполняются, приобретают необходимый профиль и отрывают подвеску с пилотом от земли.
Если в ландшафте местности отсутствуют возвышенности, пилоты используют буксировочный комплекс — лебёдку. Она крепится карабинами к ремням подвески. Этот приём часто применяется в учебных полётах лётных школ.
Важным условием для старта с лебедки является наличие ровной и относительно чистой (не заросшей высокой травой или кустарником) площадки для разбега.
Буксирование позволяет крылу быстрее наполниться воздухом, набрать объём и обрести необходимую парусность. Поднявшись на необходимую высоту, пилот отцепляется от лебёдочного троса.
Достоинства и недостатки старта с лебедки
Пилоты называют следующие преимущества старта с лебедки:
- Буксировочный комплекс устраняет зависимость полётов от капризов погоды и позволяет летать при любом направлении ветра.
- Для учеников это отличный способ сэкономить силы — им не приходится подниматься в гору, полёт начинается и заканчивается на месте взлета, поэтому новички больше сосредотачиваются на учебном процессе.
- За счет экономии сил и времени удаётся совершить большее количество полётов, нарабатывается больший опыт взлётов и посадок, чем при старте со склонов.
- Старт с лебёдки обеспечивает достаточно большую высоту, а значит, и длительность полётов, чего сложно достичь при старте с земли.
- С лебёдки можно добиться эффективности полёта не только в ветреную погоду, но и в штиль.
- Как итог, суммарный показатель налёта ученика обычно в несколько раз выше, чем при обучении на склонах.
Недостатки лебёдочного старта для начинающих спортсменов:
- по сравнению с типичной высотой обучения на склоне высота взлёта на лебёдке в 10 раз больше, что вынуждает считать этот метод более опасным;
- буксировка значительно упрощает взлёт, это расслабляет пилота-новичка и лишает его навыков старта с горы;
- привыкшие к лебёдке ученики мало подготовлены к полётам в динамике и боятся склонов, не имея опыта работы с ними;
- лёгкость и доступность учебных полётов на лебедке при их большой высоте (200-300 м) приводят к тому, что ученик переоценивает собственные силы и недооценивает сложность разнообразных нюансов при естественных полётах.
Главным недостатком старта с лебедки является то, что для работы с ней требуется команда, которая должна обеспечивать установку и контроль буксировочного комплекса, спортсменам-одиночкам такой старт не подходит.
Цена полета
Полеты на параплане можно забронировать через экскурсионные бюро в Гагре, Сухуме, Новом Афоне или любом другом курорте, или же напрямую у туристических компаний. Абхазские организаторы туров предлагает полеты на параплане от 6 500 рублей, в стоимость входит трансфер от отеля и обратно.
Российские туркомпании продают услугу от 5 775 рублей с 1 мая до 31 октября. В цену входит трансфер, за видеосъемку надо платить отдельно.
В целом стоимость полета на параплане в Абхазии варьируется от 5 500 до 6 500 рублей в зависимости от выбранной компании.
Также можно заказать индивидуальный тур из Сочи, стоить он будет 8 500 рублей вместе с трансфером и страховкой
Отдыхающим в Краснодарском крае россиянам, важно взять с собой общегражданский паспорт или действующий загранник для прохождения российско-абхазской границы. Также необходимо проверить, нет ли у вас ограничений на выезд с территории России, например, постановления судебных приставов за невыплаченные кредиты
В любом случае рекомендуем тщательно выбирать компанию-организатора ориентируясь не только на цены, но и внимательно читать реальные отзывы на независимых сайтах.
Безопасность прежде всего
Развлекательные полёты на параплане безопасны. Это действительно так. Как мы уже говорили, пассажир должен слушать пилота и делать то, что ему говорят. Ничего сложного, ведь стоять на ногах, чуть-чуть пробежать и потянуть за ручку отцепки вы точно в состоянии. При выполнении полётов используется современная сертифицированная техника: парапланы австрийской фирмы Pro-Design, французской фирмы OZONE и чешской фирмы Gradient, подвесные системы с протектором, регулярно переукладываемые запасные парашюты. Перед вылетом техника обязательно контролируется. Пилоты инструкторы имеют солидный налет на этой технике, а за погодой и обстановкой в воздухе следит опытный руководитель полётов.
Сколько стоит
Не думайте, что полеты на параплане – это безумно дорого. На самом деле это вполне доступное удовольствие, особенно в Москве и Петербурге. Здесь стоимость одиночного полета начинается от 1800 рублей за 15 минут, а полета для двоих – от 3400 рублей. За видеосъемку придется доплатить еще рублей 500-800. В пик сезона цены могут увеличиваться, причем довольно сильно. Мастер-класс, на котором вы сможете попробовать сами поуправлять парапланом, будут стоить дороже – от 6 до 10 тысяч рублей за одно занятие.
В горах полеты на параплане будут стоить куда дороже. В Крыму средняя стоимость полета для одного человека составляет около 5 тысяч рублей. Причем стоимость напрямую зависит от высоты горы. Так, полеты с самой высокой точки Крыма пика Ай-Петри стоят аж 8 тысяч рублей. На Кавказе и Горном Алтае 20-минутный полет над горами в тандеме с инструктором также обойдется в среднем в 5 тысяч рублей.
Когда летаем?
Летаем Круглый год в светлое время суток! Зимой, весной, летом и осенью! Каждое время года хорошо по-своему, а большая удаленность парадромов друг от друга позволяет летать практически всегда: если где-то нет летной погоды, то в другом месте погода будет!
Весной и осенью в полётах бывает перерыв (2-3 недели), связанный с тем, что большое количество воды на полях не позволяет раскладывать крылья на сухой поверхности.
Зимой полётов гораздо меньше чем летом, но они есть. Про особенности смотрите здесь.
Сезон 2022 продолжают только два параклуба: «Дистан» и «Моё небо» (парадромы выделены на карте зелёным цветом), остальные продолжат летать весной 2023 года. Напоминаем, что подарочные сертификаты действуют целый год, и у вас будет возможность полетать в следующем сезоне.
Немного о парапланеризме
Парапланы – сверхлегкие летательные аппараты, основой которых служит планирующий парашют. Благодаря крылу, которое обтекает надвигающийся воздушный поток, создается подъемная сила. Парапланирование – процесс непрерывного расхода высоты.
На сверхлегком параплане опытный пилот может преодолеть расстояние свыше трехсот километров. Максимальная высота подъема составляет около четырех километров.
Параплан – самый легкий и компактный летательный аппарат в мире. В состав его конструкции входят крыло, подвесная система, запасной парашют и прибор. Все это складывают в рюкзак, который весит примерно двенадцать килограммов. Сверхлегкие модели параплана обладают весом не более трех килограммов.
Парапланом довольно просто управлять при нормальных метеорологических условиях. Первоначальное обучение происходит быстро.
Погода влияет на полеты. Пилот должен быть настоящим мастером, если в воздухе наблюдается термическая активность. Чтобы безопасно выполнить маршрутный полет, необходимо серьезно обучаться этому делу и постоянно совершенствовать пилотные навыки.
Парапланы – самые медленные летательные аппараты. Обычно они передвигаются со скоростью от двадцати до семидесяти километров в час.
Иногда их оборудуют дополнительным силовым агрегатом – мотором, тогда они превращаются в мотопарапланы, для взлета которых подойдет любая поверхность. Мотор способствует набору высоты. В этом случае погода не влияет на полет.
Опытные инструкторы научат вас всем тонкостям управления парапланом. Для тренировок в России созданы специальные дельтадромы. Для их размещения выбирают местности с наиболее подходящими для полетов климатом и ландшафтом.
Тандем – полет на параплане с опытным парапланеристом. Пассажиру-туристу в этом случае приготовлено дополнительное сиденье. Он может любоваться живописными видами с неба и заняться созданием панорамных фотографий. Но во время взлета и приземления ему все же придется поработать ногами.
Термический воздушный поток
Термический воздушный поток, или термик, возникает солнечным днём (поздней весной или летом), когда солнце прогревает землю. Земная поверхность всегда неоднородна и прогревается по-разному, где-то больше, где-то меньше, поэтому скорость подъёма нагретого землёй воздуха в разных местах разная. Возникают воздушные пузыри, которые и образуют термик. Таким образом, понятно, что для появления термического потока, а значит, и для полётов на параплане нужен жаркий солнечный день, в пасмурную или просто облачную погоду возникновение термика маловероятно и даже если он и возникнет, то будет крайне нестабилен и непредсказуем. Парапланеристы, которые используют такой вид потока, могут летать только летом и поздней весной. Зимой термики, ввиду слабой солнечной активности и наличия снежного покрова, не образуются.
Таким образом, полёт на параплане возможен в динамике в условиях устойчивого ветра, дующего в нужном направлении, а именно в сторону склона, а в термике — в жаркий солнечный день.
Параглайдинг в Олюденизе. Как выбрать фирму для полета.
В Олюденизе параглайдинг — это поставленный на поток вид развлечения. Находясь на пляже Олюдениза мы постоянно наблюдали по несколько десятков человек в небо с утра до вечера! Это очень красиво, и, видя как в очередной раз приземляется тандем и турист с горящими глазами рассказывает своим друзьям о полете, честно, появляется огромное желание также словно птичка парить в воздухе.. В Олюденизе около 10-15 фирм занимаются полетами на парапланах, отличаются, в основном, цены. Самые известные фирмы в Олюденизе для полета на параплане — это Sky Sports, Gravity, Reaction и другие уже поменьше.
Что взять с собой?
- Сертификат и паспорт.
- Солнцезащитные очки.
- Питьевую воду.
- Крем от загара.
- Хорошее настроение и фотоаппарат.
- Одежда: удобная, по погоде (если на улице жарко – то легкая, а если зима – то одевайтесь прямо как на Северный полюс).
- Обувь: удобная, закрытая, которая хорошо держится на ноге. Вам придётся немножко пробежаться на старте, возможно, даже по высокой траве. В тапочках, в босоножках или в туфлях на высоком каблуке делать это гораздо сложнее.
Вы самостоятельно добираетесь до парадрома. Парадром – это поле без какой-либо инфраструктуры. Все необходимое парапланеристы привозят с собой. Будьте как парапланеристы, поступайте правильно: возьмите средство от комаров (они иногда бывают), складной стульчик или «коврик-пенку», чтобы можно было комфортно сидеть. Возьмите чай в термосе, бутерброды или даже мангал с шашлыком (вам покажут, где его можно поставить, чтобы никому не мешать).
Полёты парапланов – захватывающее зрелище, работу летной школы интересно наблюдать со стороны, а пикник на природе – это то, чего так часто не хватает городскому жителю 🙂
Точно не стоит брать алкогольные напитки. Поверьте, будет интересно и без их употребления.
Парапланы
Виды парапланов имеют различия в зависимости от классификации и назначения. Несмотря на то, что крыло и подвеска составляют целостность параплана как летательного аппарата, они классифицируются независимо и раздельно. При этом допускается произвольное комбинирование крыльев и подвесок в зависимости от условий эксплуатации.
Классификация парапланов
Существует несколько видов классификации парапланов согласно различным системам сертификации; классификация и сертификация СЛА неразрывно связаны.
Таблица: классы безопасности парапланов (крыльев) по французской системе сертификации AFNOR
Название класса | Назначение | Характеристики |
Standard | Для пилотов, имеющих небольшие налёты, начинающих и редко летающих | Простота управления, высокая степень безопасности, невысокие лётные качества, но способность самостоятельно выходить из опасных режимов, относительная независимость от ошибок пилотирования |
Performance | Для опытных, хорошо подготовленных пилотов | Высокие лётные качества, для управления требуется определённый опыт пилотирования, способность принимать правильные решения при выходе из опасного режима |
Competition | Для пилотов со значительным опытом, профессионалов и спортсменов | Высочайшие лётные качества, требующие от пилота специальных знаний и навыков, значительного опыта и способности чётко определять последовательность действий для выхода из опасных режимов. |
Подвесные системы классифицируются не по уровню безопасности, а соответственно условиям использования, они бывают:
- учебными — оснащёнными надёжной системой защитных протекторов, для сидячего положения пилота;
- универсальными — для полу-лежачего, но регулируемого в широких диапазонах положения спортсмена;
- спортивными — для лежачего положения спортсмена, в оснащении предусмотрены обтекатели;
- облегчёнными — оснащёнными только базовыми элементами или дополнительными по минимуму;
- «Акро» — выдерживающими максимально допустимые нагрузки, с местом для 2 запасных парашютов;
- тандемными — снабженными специальной подвеской для пассажира;
- комбинированными (трансформерами) — совмещающими функции подвески и рюкзака для транспортировки всего комплекта оборудования;
- для мотолётов — оснащённые системой крепления силового агрегата (парамотора).
Как уже отмечалось, крылья и подвески разных классов и типов могут использоваться в произвольных комбинациях.
Моторные и безмоторные парапланы
По назначению выделяют следующие виды парапланов:
- учебные, или школьные, предназначенные для новичков, приступающих к обучению;
- Cross-country (англ. Кросс-кантри – напрямик) — для полётов по заданным маршрутам;
- «Акро» — парапланы для аэробатики, вида параглайдинга с элементами высшего пилотажа;
- тандемы — 2-местные аппараты, предназначенные в основном для полётов инструкторов с пассажиром, не имеющим спецподготовки;
- паралёты, или парамоторы — моторизированные парапланы.
Наибольшей популярностью среди российских парапланов класса Standard пользуются модели «Танго», «Корвет» и «Айвенго», а в классе Performance – «Дарт».
A-D класс: от новичка до профи
Помимо французской системы сертификации AFNOR существуют еще немецкая система LTF (бывшая DHV) и единая евро-норма CEN, которая получила широкое применение с 2006 года. Согласно европейской норме и в сравнении с системой AFNOR парапланы классифицируются следующим образом:
- класс A (или класс 1 по системе LTF) — простейшие и максимально безопасные парапланы для новичков, полное соответствие классу Standard по системе AFNOR;
- класс B (или 1-2 по LTF) — аппараты для пилотов, обладающих минимальными навыками, полное соответствие классу Standard;
- класс C (или 2 по LTF) — для тренировки пилотов с определённым количеством учебных налётов, средними навыками и опытом, нечто среднее между классами Standard и Performance;
- класс D (2-3 по LTF) — парапланы для профессиональных спортсменов, класс D по системе CEN полностью соответствует классу Performance по AFNOR.
В немецкой классификации LTF имеется также класс 3, полностью соответствующий характеристикам класса Competition по системе AFNOR.
Управление парапланом
Для управления летательным аппаратом используются стропы управления, которые подсоединены к задней кромке крыла и на концах которых сделаны специальные петли для удержания их в руках – клеванты. При отпущенных клевантах параплан летит прямо на так называемой балансирной скорости. Для поворота вытягивают одну клеванту, соответствующая кромка крыла загибается вниз, сопротивление этой части крыла увеличивается, и она начинает двигаться медленней, чем другая – начинается поворот.
Так же можно поворачивать, перемещая центр тяжести пилота в подвеске в сторону поворота. Для уменьшения скорости полёта (и скорости снижения) обе клеванты затягиваются одновременно, таким образом, угол атаки крыла увеличивается, сопротивление и подъёмная сила растут. Для увеличения скорости полёта используют так называемый ускоритель (акселератор) – устройство, которое позволяет подтягивать вниз передние ряды строп, тем самым уменьшая угол атаки крыла. Для ввода параплана в специальные режимы полёта или управления в нештатных ситуациях так же могут использоваться другие стропы.
Спидглайдеры
Как несложно догадаться по приставке «спид» (англ. speed – скорость), спидглайдинг — это скоростное скольжение или парение. В спидглайдинге присутствуют одновременно и скольжение на лыжах, и парение на крыле. Этот экстремальный вид спорта без преувеличения можно назвать гибридным, поскольку он сочетает в себе элементы нескольких дисциплин:
- сноубординга или фрирайда;
- горнолыжного спорта;
- парашютного спорта;
- параглайдинга.
Синонимами спидглайдинга являются термины speed flyer и speed wing, от параглайдинга он отличается меньшими аэродинамическими качествами и размерами крыла. Для сравнения — площадь крыла параплана колеблется от 20 до 35 квадратных метров, а площадь крыла спидглайдера — от 5,5 до 18 квадратных метров, подвеска обычно состоит только из ремней крепления с карабинами, поэтому вес комплекта оборудования не превышает 4 кг.
Спидглайдер способен развивать скорость от 30 до 145 км/ч, однако продолжительность полёта значительно ниже, чем у параплана. Взлёт совершается после разгона на лыжах с естественного трамплина или склона заснеженной горы, полёт проходит вдоль склона, над лыжной трассой.
Где полетать на параплане в Абхазии
Стартовая площадка находится на горе Мамзышха недалеко от Гагры. Туристов туда привозят на автобусе или машине, время в пути, примерно 40 минут.
Высота склона, с которой начинается полет 1600 метров, на подлете к пляжу параплан снижается до 800-900 метров.
Самые смелые могут испытать на себе возможности простого пилотажа и акробатических трюков, во время которых можно ощутить небольшие перегрузки до 3,5G (3,5-кратный вес в состоянии покоя) и полет в невесомости. Правда, все эти трюки приводят к увеличению скорости снижения, так что если ваша цель – это подольше насладиться красивыми видами, попросите инструктора обойтись без них.
Продолжительность полета составляет около 20-30 минут. Первые 10 минут параплан летит над ущельем, а потом постепенно планирует к побережью, откуда и открывается прекрасный вид на горы и Чёрное море. Посадка осуществляется непосредственно на пляже, где постепенно собирается вся группа.
С собой рекомендуют брать удобную обувь и ветровку, так как температура в горах ниже, чем на побережье на ~5-10 градусов, плюс ветер. Есть также ограничения по весу участников: женщины до 80 килограмм, мужчины до 100.