Как летать на параплане безопасно: погода

Безопасны ли полеты на параплане?

Параплан прочно занял свое место в сердцах любителей авиационного спорта: он легкий, маневренный и дарит непередаваемые ощущения от полета и самого процесса управления. И если еще каких-то пятнадцать-двадцать лет назад СЛА (сверхлегкие летательные аппараты) интересовали только отчаянных и бесстрашных энтузиастов, теперь это дело доступное, если не сказать — привычное.

Более того, авиационный спорт перестал быть уделом узкого круга «фанатиков», легкость и простота параплана позволила летать даже детям — отрасль, что называется, «помолодела». Вот только при таком массовом характере интерес к СЛА закономерно рождает вопрос: безопасно ли это?

В этой статье разберемся, как сделать знакомство с небом захватывающим приключением, а не страшным происшествием, от чего зависит успех полета и что может пойти не так. Мечтаете освоить параплан? Ниже информация именно для вас.

А вот я звонил в другую компанию и мне сказали…

что они летают на высоте от 800 метров до нескольких километров, минут двадцать и больше. Это правда?

Конечно правда! Во сне мы даже в космос полететь можем. Для понимания процесса необходимо рассказать немного теории.

Вы уже знаете, что в Подмосковье гор нет, поэтому, чтобы летать на парапланах используются специальные лебедки. Трос лебедки крепится к подвесной системе, лебедка дает тягу: побежали… Мягкое крыло параплана наполняется воздухом, появляется подъемная сила, которая снимает пилота и пассажира с поверхности земли: полетели, набираем высоту.

То есть так: пока нас тянет трос – мы набираем высоту. Трос не бесконечный, его длина ограничена длиной поля. В Подмосковье, как ни странно, не так много полей, пригодных для полетов: до одних тяжело добираться, на других проходят ЛЭП, третьи расположены в зоне аэродромов, четвертые заболочены на пятых выращивают картошку: можно долго перечислять проблемы, однако главное понять, что полей сильно больше километра в диаметре очень мало.

Почему в диаметре? А потому что старт всегда против ветра, а направление ветра всегда разное и может меняться в течение дня. Поэтому нельзя иметь несколько полей, парадром всегда один.

Отвлеклись от темы, продолжаем. В состоянии набора высоты параплан должен пролететь чуть больше километра. Теперь, зная, что скорость параплана, относительно воздуха, примерно 36 км/ч, нетрудно вычислить время «затяжки». В спокойном воздухе это примерно 2 минуты. Если есть ветер – скорость параплана относительно земли уменьшается (ветер относит параплан назад), а время затяжки растет.

Скороподъемность параплана-тандема на затяжке – около 3 м/с. Высота легко вычисляется: около 360 метров. Параплан поднимется выше, если ветер будет, но в сильный ветер (более 10 метров в секунду) летать нельзя – нельзя «пробиться» против ветра.

Скороподъемность увеличить можно, но не намного (упираемся в границу безопасности). Поля ограничены, ограничения по ветру существуют. Все это – достаточные основания говорить о конкретной высоте полетов.

Выше можно, но это либо удачное стечение обстоятельств, либо цирковой трюк, либо небезопасно.

Поверьте, 350 метров – это достаточная высота, чтобы получить массу позитивных впечатлений! Кому этого мало – смотрите страницу:высотные парящие полеты.

Места, где летают на парапланах

Стоит признать, что в европейской части России не много мест, пригодных для параглайдинга. Тем не менее, и в Москве, и в Санкт-Петербурге имеются аэроклубы, освоившие лётные маршруты своих местностей. Как уже говорилось, для успешного старта необходимо найти горный склон хотя бы с минимальным перепадом высоты (30-40 м). Такие места встречаются и в европейской части, и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

Города и споты в России

Список городов и регионов, где имеются аэроклубы, занимающиеся параглайдингом:

  • Москва (школы при МАИ и «Вектор»);
  • Санкт-Петербург («Азарт»);
  • Астрахань (парапланерный клуб г.Астрахань);
  • Башкирия (Учебный центр парашютного спорта, Уфа);
  • Белгород (парапланерный клуб);
  • Благовещенск (АОООРП «Амур Параглайдинг»);
  • Брянск (клуб АТСК «ПЕРЕСВЕТ»);
  • Владимирская область (клуб «Полет»);
  • Волгоград (клубы в г.Волгоград и г.Волжский);
  • Воронеж (парапланерный клуб «Грань-Аэро»);
  • Екатеринбург (клуб «В небе.ру»);
  • Йошкар-Ола («Перм-Аэро»);
  • Казань (Центральный аэроклуб республики Татарстан);
  • Краснодарский край (клуб «SkyKrd», Сочи, Красная поляна);
  • Крым («South Paragliding»);
  • Орел-Вяжи («Параплан 57»);
  • Омск (парадром Камышино);
  • Пенза (сообщество парапланеристов и дельтапланеристов Пензенской области);
  • Ростов-на-Дону (лётная школа);
  • Самара (клуб «Высота»);
  • Саратов («Полеты на параплане Саратов Балаково Хвалынск»);
  • Тверь (лётно-технический клуь СЛА «Воздушный конь»);
  • Ульяновск (Ульяновский парапланерный клуб Сергея Малышевского);
  • Чебоксары (авиаклуб);
  • Ярославль (FLIGHT CLUB Ярославль).

В список могли не попасть аэроклубы, открывшиеся недавно, поэтому стоит наводить справки по своему региону самостоятельно.

За рубежом

Зарубежный (особенно европейский) параглайдинг отличается большей развитостью инфраструктуры, упорядоченностью юридических вопросов в отношении спорта и, конечно, большим разнообразием поразительных ландшафтов. Сегодня наибольшей популярностью среди парапланеристов пользуются полёты в таких местностях, как:

  • Крушево, Македония — буйно-цветущая природа, широкие долины и словно обтянутые зелёным плюшем горные хребты с высоты летящего параплана завораживают своей красотой;
  • Покхара, Непал — полёт открывает вид на непередаваемо красивые пейзажи гималайских вершин Манаслу, Аннапурна, Дхаулагири и горное озеро Фева;
  • Хемседал, Норвегия — красота норвежских фьордов, диких горных вершин и суровой природы особенно впечатляет в летнее время;
  • Олюдениз, Турция — руины древних городов, Голубая лагуна, Долина Бабочек – всё это открывается взору пилота, шагнувшего в небо с горы Бабадаг;

https://youtube.com/watch?v=jnfyedZTafE

  • Шамони-Монблан, Альпы, Франция — место претендует на титул родины парапланеризма, лётный сезон здесь открыт с ранней весны до глубокой осени;
  • Дюна в местечке Пиле, Франция — крупнейшая в Европе Дюна поражает своими размерами и окружающей природой – бархатно-зелеными лесами и водами Атлантического океана;
  • Рио-де-Жанейро, Бразилия — с высоты птичьего полёта можно увидеть весь город как на ладони, сахарную голову Рио и величественную статую Иисуса Христа;
  • Долина Напа, США — край американского виноделия с ухоженными виноградниками и залитыми солнцем долинами с высоты кажутся просто сказочными;
  • Куинстаун, Новая Зеландия — непревзойдённой красоты пейзажи запечатлены в фильме «Властелин колец» и, можно сказать, в рекламе не нуждаются.

Это далеко не полный перечень сказочно красивых мест нашей планеты, которые желательно увидеть с высоты.

Основное о параплане

Для того чтобы взлететь, надо подняться на возвышенное место, и сделав разбег, взлететь. Но большим плюсом будет если полететь в специальных местах для параплана – площадках и базах. Это увеличит безопасность. Параплан развивает 50 км в час при желании можно лететь и с более большой скоростью, при этом не имея всевозможных горючих средств. Поэтому это дешево и сердито.

Полет на параплане – безопасно и не страшно

Важный момент в том, что люди, которым страшна высота, но при этом решают взлететь, ощущают спокойствие и эйфорию. Особого страха нет. А безопасен он потому, что уже осуществляется полет с раскрытым куполом, поэтому нет риска, что он не сможет открыться во время полета. Если есть желание и погода позволяет, то есть возможность летать часами, делая виражи, которые дух захватывают. Также большим плюсом является то, что на нем можно летать в любом возрасте.

Полет на параплане… не более опасен, чем другие виды спорта?

Организаторы полетов на параплане уверены: они не более опасны, чем горные лыжи или поездка на спортивном авто на большой скорости. Почему?

Если вы решили совершить полет на параплане без инструктора, придется пройти курс обучения управления «транспортным средством». В небе действует то же правило, что и на дороге: сразу научись элементарным навыкам, а потом начинай практику. Как показывает статистика, небо не любит дилетантов.

Нет времени на обучение? Вам предложат полетать в тандеме с инструктором. Это и увлекательно, и безопасно. Все необходимые действия в этом случае координирует ответственный за полет опытный профессионал.

Кстати, об опыте. Так как законодательство не предусматривает необходимости получения прав на управление парапланом и других документов, которыми можно подтвердить профессионализм тренера, предварительно убедитесь, что человек, которому вы доверяете жизнь и здоровье, достаточно опытен и не имеет на совести неудачных полетов в тандеме.

Почему именно в тандеме? Рисковать своей жизнью каждый имеет право, как захочет. А вот рисковать чужой будет только… ну, вы поняли) Именно поэтому хороший инструктор ни за какие коврижки не полетит с неопытным пассажиром в опасное место или при сомнительной погоде.

Современные технологии позволяют изготавливать суперпрочные материалы, из которых, собственно, и пошит параплан. Поэтому те, кто боится, что параплан в полете внезапно порвется, могут с тем же успехом волноваться, что на трассе от машины отвалится колесо (к слову, с автомобилями это происходит чаще). Однако в полете он может «сложиться», слишком быстро снижаться и так далее. Отсюда – необходимость предпринять меры безопасности (об этом поговорим отдельно).

Как летает параплан

Параплан — это мягкое крыло, наполняющееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Подъемную силу создает крыло, обтекаемое набегающим потоком воздуха. Вниз и вперед параплан движется под действием силы тяжести. Именно она поддерживает определенную скорость относительно воздуха. Эта воздушная скорость ограничивается лишь комплексной силой сопротивления (крыло, стропы, пилот), на постоянное преодоление которой расходуется запасенная высота. Следовательно, чтобы лететь, параплан непрерывно расходует высоту (планирует).

Естественно, если пилот не будет предпринимать никаких действий, чтобы сохранить высоту, он неминуемо рано или поздно окажется внизу. Единственный способ подняться в воздух для такого пилота — опять взобраться на гору и повторить все заново. Полеты подобного типа очень просты и практикуются не очень опытными пилотами, альпинистами для спуска после восхождения или просто для обучения на параплане. Однако любому пилоту быстро наскучивает летать сверху вниз, и он приходит к тому, что нужно освоить такую технику полета, которая позволит ему не терять высоту, и летать столько, сколько хочется. Этого можно достичь, используя восходящие потоки воздуха.

Существует два вида восходящих потоков, которые используют парапланеристы — динамик и термик.

Не ради себя

Высота манила Тараса с детства – говорит, тогда многие мальчишки мечтали стать космонавтами или лётчиками. И хотя фантазии о романтизированных профессиях остались в далёком прошлом, свою мечту о небе он исполнил – стал парапланеристом, совершив первый самостоятельный полёт в 2015 году.

– Сначала долго не решался, потом несколько лет готовился, – делится Тарас. – Это ведь дело серьёзное, нельзя просто так взять и полететь. Важны как теоретические, так и практические знания. Чтобы заниматься парапланерным спортом, необходимо много читать, знать физику, быть готовым всегда учиться и общаться со знающими людьми.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: В Камчатском крае хорошие условия для развития парапланеризма?

Тарас Колотилин: Да, у нас летают аж с 1989 года. Кроме того, в нашем регионе есть возможность заниматься парапланеризмом круглогодично. Камчатка вообще уникальна тем, что здесь доступен практически любой спорт – возможностей уйма. Можно летать, заниматься водными видами спорта, кататься на горных лыжах, сноуборде, снегоходе.

Парапланеризм – это профессиональный спорт, но из-за сложившихся стереотипов люди сравнительно недавно начали убеждаться в его законности, интересоваться развитием, ходить на соревнования. Среди нас ведь есть и кандидаты в мастера спорта, и разрядники. Хотя, честно говоря, я считаю, что подобные достижения – это не главное. Безусловно, развитие необходимо, но оно должно быть здоровым. Если же человек начинает гнаться только за наградами, он рискует потерять контроль над собой, а это может привести к печальным последствиям. Рисковать ради того, чтобы что-то кому-то доказать или собрать побольше лайков на личной страничке в социальной сети – это не спорт.

А условия для обучения и полётов на полуострове такие, каких больше в России нет. Наша Мишенная сопка в Петропавловске – это круглогодичная роза ветров, всё чётко и жёстко, давно облётано. И мы сотрудничаем с Камчатским центром по регулированию воздушного движения, Росавиацией – региональное управление поддерживает нас.

На парапланах на Камчатке летают с 1989 года. Фото: Из личного архива/ Тарас Колотилин

Вот мое блиц-интервью:

Сколько стоит само снаряжение, комплект, чтобы летать на параплане?

Новое снаряжение стоит:

  • Крыло от 1200 евро до 4500 евро,
  • Подвесная система от 500 до 700 евро,
  • Запасной парашют от 300 до 800 евро,
  • вариометр от 250 евро,
  • GPS от 200 евро.
  • Ну и всякие мелочи: Медуза, отцепка, рюкзак, шлем, ботинки, комбинезон… Это новое!

Б/У можно найти по разным ценам в зависимости от года, налета, производителя, повреждений и в конечном итоге целей, для которых это берется. т.к. крыло может быть пригодно для полетов в динамических полётах и совершенно не подходить для затяжки на лебедке в силу изношенности. Разбег как на авторынке, можно взять убитый комплект за 30000 руб. Но на сколько он гарантирует безопасность полётов остается вопросом.

Какая максимальная скорость горизонтальная полета параплана?

Горизонтальная скорость относительно воздуха до 70 км/ч. оказывается, чтобы научиться летать на крыле нужно от 3 недель до 2х месяцев.

Как называется ваша команда? 

Мы относимся к калининградской федерации СЛА-планерного спорта, команда RedHats Paragliding Team.

Вот такой у нас получился уикэнд. Я возвращался часиков в девять вечера домой, с ощущением того, что день прошел так ярко, как уже давно не проходил, и что честно говоря хотелось бы чтобы вся жизнь проходила так же ярко. Наивное желание, но все же.

Кстати, меня тут посетила мысль, что было бы неплохо собирать всех ребят после таких вот тусовок (пейнтбол, картинг и тд), на какое-нибудь афтепати, после того, как все натусятся, вечером после мероприятия.

Ладно, я думаю, что на этом можно поставить точку. Если вы хотите узнавать о предстоящих мероприятиях, подписывайтесь на обновления блога в конце статьи, и новости обо всех предстоящих движухах будут падать вам на почту.

А участников нашего приключения на парапланах «Мне бы в небо 2015», попрошу написать в комментах по возможности, свои отзывы о прошедшем мероприятии.

к вечеру кстати стало холодать))

Кстати, вы можете посмотреть фотографии с этого события не только на блоге, но и в соц сетях, найдя их по тегу: #мнебывнебо2015

Ну а видео, как только будет готово — сразу выложим в сеть. Дайте нам домонтировать, то что наснимали. Очень много материала получилось с этих полетов на параплане.

Статистика по полетам на параплане: в мире и Санкт-Петербурге

Чтобы быть полностью объективными, мы отыскали статистику на просторах интернета. Самая «парапланная» страна – Франция. Французская статистика выглядит следующим образом:

С 2007 года в этой стране происходит в среднем 400 несчастных случаев в год.
Максимальное количество смертей – 13, минимальное – 6 в год.
Большинство несчастных случаев – полет на сайте (летное место в Альпах) (46%).
Большинство травм – при посадке (ноги, позвоночник, тазобедренная область), ребра.
Категория самых травмированных спортсменов – начинающие (вспоминаем о важности обучения, соблюдения правил ТБ и тщательности выбора инструктора).

  • Санкт-петербуржцы тоже попадают в «ДТП» на парапланах, однако происходит это, в основном, за границей: в Индии, Колумбии и т.д. Более опытные экстремалы отправляются за впечатлениями в горы.
  • Большинство полетов на парапланах в СПб происходит в тандеме и в хороших погодных условиях в рамках клубов и секций. Поэтому травмоопасность минимальна.
  • Отсутствие фиксации несчастных случаев в СПб не означает их отсутствие. Как свидетельствует практика, часто травмы получают при попадании в провода, на старте, задевая при посадке деревья и другие наземные конструкции.

Позволим себе сформулировать вывод: чтобы не рисковать, необходимо помнить, что самоуверенность в небе может стоить жизни. Даже опытные профессионалы расплачиваются за легкомыслие, поэтому соблюдение ТБ и предельная внимательность при полете необходимы всегда.

Почему такая разница в высоте?

Во всем виноваты восходящие потоки воздуха, как я понял из объяснения Максима с которым мы летали. Пока фотографировал всех сверху, оказалось, что мы уже заходим на посадку, и я немного замешкался с подготовкой к посадке.

то самое селфи ))

Оказывается, нужно уметь не только правильно взлетать, когда летаешь на параплане, но и правильно приземляться. Впрочем, обо всем этом нас отличной проинструктировал один из пилотов, команды Максима, которая называется RedHats Paragliding Team.

Вообще, отдельно хочется сказать, что в плане проведения полетов, безопасности, и отношения к нам, как зеленым новичкам – RedHats Paragliding Team заслуживает отдельных похвал и большого человеческого спасибо. Соберетесь летать на параплане, однозначно рекомендую ребят!

Согласитесь, в обычной городской жизни такие счастливые лица редко увидишь)

Особенности подготовки

Чтобы прогулка на мотопараплане прошла комфортно и безопасно, важно учесть следующие аспекты:

Одежда. Температура воздуха зависит от сезона. Однако не стоит забывать, что она меняется от высоты и окружающих условий

Поэтому важно одеваться в теплую непромокаемую одежду. На высоте может быть очень холодно и даже сыро (при попадании в облако).
Солнцезащита

На высоте люди в большей мере подвержены негативному воздействию УФ (уменьшается слой атмосферы), радиации. Важно обеспечить себе защиту. Используйте специальные кремы, очки и шлем.
Укачивание. Этой проблеме подвержены многие, но решить ее можно, выпив специальную таблетку минут за 20–30 до полета.

Обязательно перед стартом проводится инструктаж, регулируется подвесная система, выдается защитная экипировка. После подготовки клиента подцепляют к аппарату с пилотом.

Сам процесс старта требует небольшого разгона по склону, после чего мотопараплан взмывает в небо. Дальше от клиента не требуется никаких усилий, управляет летательным аппаратом инструктор. Если погода будет подходящей, то можно договориться, чтобы пилот показал элементарные фигуры. Посадка мягкая, что тоже выгодно отличает мотопарапланы от парашютов. В целом, прогулки на таких аппаратах довольно простые в осуществлении, несложные в подготовке, безопасные, что и делает их популярными среди любителей активного отдыха.

Парапланерные федерации РФ

В феврале 1992 года в РФ была зарегистрирована Объединенная федерация сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА России). В структуру ОФ СЛА России входят клубы СЛА (дельта и парапланеристов) и федерации СЛА республик, областей и краев. Коллективное членство числится также за производственными предприятиями, эксплуатантами СЛА и организациями-разработчиками. Индивидуальное членство также предусмотрено уставом.

ОФ СЛА России включает 4 современных вида лётного спорта и занимается:

  • обучением и подготовкой специалистов СЛА;
  • авиа-работами с применением СЛА для нужд госслужб и экономики;
  • авиа-туризмом, перелётами и авиа-экскурсиями, организацией досуга населения;
  • клубной постройкой и авиационным техническим творчеством;
  • работой по нормированию и сертификации в сфере СЛА.

Члены федерации занимаются также исследованиями и научно-практическими изысканиями в области СЛА, военно-патриотическим воспитанием молодёжи и другой полезной деятельностью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий