Лучшие катамараны премиум-класса
Bratan 520K
Данный товар представляет собой классическую модель для спорта, которой характерно максимальное удобство гребца. Судно обладает большим весом, но при этом вмещает 6-7 пассажиров, чем обеспечивает веселую поездку в хорошей компании.
Производитель с вниманием отнесся к качеству товара, защитив его не только от ударов, но и от негативного воздействия бензина, машинного масла и длительного воздействия ультрафиолета. Для большего удобства, на днище катамарана находятся накладки, предназначенные для того, чтобы лодка не соприкасалась с водой и быстро всплывала на песчаный берег без повреждений
Баллоны судна укреплены от повреждений при швартовке, а весла надежно закреплены в пазах, поэтому их сложно потерять или сломать. Особенности конструкции позволяют удалять воду из судна без усилий со стороны пользователя, а удобные мягкие сидения и обивка водонепроницаемой фанерой станут приятными бонусами для покупателя.
катамаран Bratan 520K
Достоинства:
- прочные материалы;
- мощный двигатель;
- дополнительная защита и крепления;
- безопасность пассажиров;
- большая грузоподъемность.
Недостатки:
большой вес.
Средняя стоимость – 114 600 российских рублей.
Боевые проа
Впервые европейцы смогли познакомиться с проа примерно в 1520-1521 гг. Тогда один из участников экспедиции Фернана Магеллана, Антонио Пифагретта, обнаружил в районе Марианских островов и описал местный тип катамарана-проа. Согласно свидетельству Пифагретта, местные проа оказались крайне маневренными и весьма быстрыми, так как смогли легко догнать, переманеврировать и обогнать корабли первой в истории человечества кругосветной экспедиции, хотя последние шли под всеми парусами.
Во время знаменитой английской военной кругосветной экспедиции 1740-1744 гг., которую возглавлял адмирал Джордж Энсон, в южной части Тихого океана корабли путешественников неоднократно подвергались атакам полинезийских проа.
Микронезийский проа. 1972 г.
А вот капеллан «Центуриона» Ричард Уолтер, составив литературное описание проа, показал этот парусник как типичный пиратский и, что самое интересное, высокоскоростной корабль, способный развивать скорость в 20 узлов!
Так как же воевали проа?
Полинезийцы практически не вели войн в прямом смысле этого слова. Максимум аборигены Океании могли вооруженным путем выяснять отношения по поводу каких-то мелких, по сути бытовых разногласий. И если до этого доходило, то тактика боя была до примитивности простой. Группы катамаранов с вооруженными копьями и луками полинезийцами на борту сближались и дрались друг с другом стенка на стенку.
В принципе, только в этом случае экипаж различных «боевых» катамаранов активно манипулировал веслами. С помощью весел не только двигались, но и защищались. Веслом полинезийцы размахивали, как дубиной, а случалось, и метали их в сторону врага. Правда, возвращаться домой победителям в прямом смысле слова приходилось на руках (или с помощью рук, которые использовали как весла). Куда более распространенные у полинезийцев был пиратский промысел — опять-таки, построенный на принципах бытового или мелкого грабежа.
Скорость боевых кораблей эпохи средневековья (при попутном ветре)V в. н. э. стрелочка XVI-XVII вв. | ||
---|---|---|
Внешний вид | Название | Скорость |
Византийский дромон | до 7 узлов | |
Норманнский драккар | до 12 узлов | |
Славянская ладья | до 7 узлов | |
Средиземноморская галера | до 7 узлов | |
Галеон | до 6 узлов | |
“Круглые” корабли | до 6 узлов | |
Боевая китайская джонка | до 6 узлов | |
Боевая японская (пиратская) джонка | до 6 узлов | |
Паноксон | до 7 узлов | |
Кобуксон | до 8 узлов | |
Поздняя вооруженная каракка | до 6 узлов | |
Турецкая шебека | до 13 узлов |
Открыть таблицу в новой вкладке
И максимум, чем пиратские проа и иные типы полинезийских катамаранов отличались от обычных мирных, это наличием вооружения у экипажа. Таких столкновений локального уровня было великое множество, причем мало кто из европейцев их фиксировал или описывал.
Но вот в мае 1843 г. два больших проа народности моро атаковали вооруженный торговый парусник капитана Джеймса Брука у о. Борнео. Но экипаж корабля «Джоли Батчелор» состоял из военных моряков с фрегата «Дидо», что и определило результат схватки. В течение недолгого боя артиллерия британского корабля разбила один парусник в щепки, а корпус другого из-за близких разрывов раздулся, стал принимать воду. В итоге незадачливые рыцари удачи вынуждены были спасать себя, а не думать о захвате добычи…
Несмотря на ряд уникальных, а в некоторых случаях и выдающихся черт, полинезийские парусные катамараны так и не вышли за пределы этого географического региона. Ученые и конструкторы ведущих стран мира переняли лишь основной принцип многокорпусного корабля, который в парусном оснащении ныне используется только в спортивных целях.
Оно и понятно: примитивная конструкция, пусть и оказавшаяся в местных условиях весьма надежной и востребованной, по всем иным характеристикам не шла ни в какое сравнение с классическим парусным кораблем, тип которого был выработан в Европе. Именно потому будущее принадлежало и принадлежит сейчас всем знакомому классическому паруснику…
Что же выбрать?
Как и в любом спорте, в сплаве по воде большую роль играет выбор инвентаря, который будет использоваться. Различают несколько видов: рафт, катамаран и байдарка.
Рафт представляет собой, в общих чертах, большую надувную лодку. Что интересно, переведя название с английского, слово «рафт» означает «плот». Так называемый плот изготовлен из высокопрочных тканей, которые выдерживают большие нагрузки на растяжение и разрыв. Бывают модели, когда днище отдельно пришнуровывается к корпусу рафта и это способствует тому, что при прохождении речного порога вода, попавшая в рафт, самостоятельно выходит. Высота и размер баллонов обеспечивают «плоту» высокую плавучесть и непотопляемость. Всё это способствует более лёгкому прохождению серьёзных порогов и преград. Рафты могут быть десятиместные и спортивные шестиместные.
Надувной катамаран на сегодняшний день является самым популярным плавательным средством для «путешествий» по воде. А ведь в общем большинстве люди понимают, что катамаран — это небольшая лодочка с педалями, крутя которые можно отлично провести время в приятной компании на воде. Но на самом деле всё немного иначе. Катамаран представляет собой два больших воздушных баллона, соединённых между собой крепкой жёсткой рамой. Внешняя оболочка воздушных баллонов выполнена из прочного водоотталкивающего материала (поливинилхлорид, авизент). Основное предназначение оболочки — поддерживать форму внутреннего баллона и защищать его от повреждений. Материал внутренней оболочки — это, как правило, любой из материалов, сдерживающий и не пропускающий газ. Внутри баллон имеет интересную конструкцию: он разделен на секции. В случае повреждения одной секции воздух выйдет только из неё, другие останутся целые и катамаран останется на плаву. Лёгкость и быстроту разборки для рамы обеспечивает её конструкция. Это чаще всего алюминиевые трубки, соединяющиеся между собой. На раму дополнительно можно натягивать сетку или прочную ткань, что впоследствии может послужить плотом для перевозки людей или грузов. Даже если катамаран перевернулся, его можно вернуть в исходное положение, перевернув обратно.
Надувные катамараны могут быть разной вместимости: шести-, двух- и четырёхместные. В спортивных мероприятиях обычно используются лёгкие четырёхместные надувные катамараны и так называемые двойки. Для водных походов, которые могут затянуться на длительное время, большим спросом пользуются шестиместные катамараны. Во время прохождения препятствий спортсмены принимают коленное положение и фиксируют ноги. Для этого на катамаране есть надувные сидения. Если возникает какой-то аварийный случай, то на корпусе катамарана предусмотрены ручки. Плывя рядом в воде, за них можно держаться, а также использовать их при переноске катамарана по суше. Целый катамаран непотопляем, и залить водой его невозможно. У него нет пола, где могла бы собираться вода.
Для большей манёвренности, повышенной скорости и независимости от скорости течения воды было предложено использовать парусные катамараны. Это тот же катамаран, только с немного усиленной рамой, на который устанавливался парус. Именно парусный катамаран принято использовать в современных международных спортивных соревнованиях.
Помимо рафта и катамарана, для сплавов по воде также используют байдарки или, как их ещё называют, каяки. Это лёгкие лодки, использующиеся в водном спорте и туризме. Сама по себе байдарка очень лёгкая и манёвренная, в воде сидит мелко, что способствует лучшему прохождению препятствий.
Подготовка группы
Чем сложнее планируется маршрут водного похода, тем более важным становится подбор участников для его осуществления. При этом опыт должен накапливаться постепенно. Руководитель группы хотя бы раз должен был принимать участие в походах подобной категории сложности. Такой же опыт требуется для рулевых на лодках. Также при осуществлении походов на лодках и байдарках требуется хотя бы один опытный водник.
Самому походу должны предшествовать тренировки. Их проводят не только для новичков, но и для совместных команд, в которых присутствуют опытные туристы, а также новички. На тренировках отрабатываются подходы и отходы от берега, движение против течения, повороты, волоки, обходы препятствий, размещение груза. Чтобы хорошо подготовиться к путешествию по реке, лучше тренировки осуществлять на лодках в водном слаломе. При этом тренирующиеся хорошо овладевают судном, понимают силу водного потока и становятся готовыми для прохождения порогов.
При осуществлении тренировок руководитель похода знакомится с участниками подробно и готовит их к прохождению порогов. В водном слаломе тренировки должны проходить обязательно. Во время их осуществления намечается порядок следования судов, замыкать которые должен опытный рулевой. На тренировках оговариваются все возможные аварийные ситуации и способы помощи при их возникновении.
О технике безопасности в рафтинге
Каждый, кто занимается рафтингом, проходит инструктаж по технике безопасности. Мы приведём основные положения, которые стоит выучить наизусть:
Ваша личная защитная экипировка для рафтинга должна быть идеально подогнана по фигуре и голове, в противном случае вы устанете от их постоянного ношения. А снимать шлем и жилет категорически запрещено, даже на участках пешего хода.
Весло в руках должно располагаться правильно: одна рука в 10 сантиметрах от лопасти весла, а другая — на рукояти. При ином расположении вы рискуете нанести травму члену команды, который сидит напротив вас.
Не забывайте о правильной посадке в рафте. Внутренние баки — это рёбра жёсткости, а не пуфы для сидения, а участники сплава должны сидеть на бортах. Также баки служат для фиксации ног.
Для того чтобы не вылететь из рафта при сильном ударе или крене — хватайтесь за верёвку, которая протянута по периметру судна. Если же вы вылетели из лодки — нужно сделать один-два хороших гребка к рафту и схватится за верёвку, для того чтобы залезть обратно. В случае когда вас отбросило на несколько метров — участники команды обязаны подать весло, подтянуть к лодке и забросить вас внутрь.
Процесс затягивания человека в рафт выглядит следующим образом — вы поворачиваете его к себе лицом, крепко хватаете за спасательный жилет в районе плечей обеими руками и тянете на себя, используя свой вес.
Иногда человека выбрасывает на значительное расстояние, что даже веслом достать нельзя. В этом случае используют спасательную верёвку, установив предварительный контакт свистом или криком. Задача спасаемого — схватить верёвку и перевернуться на спину. Так его быстро затянут внутрь рафта.
Вам необходимо чётко осознавать, как плавать в порогах. Существуют два основных метода для этого. Позиция самосплава, в которой человек плывёт по течению ногами вперёд, причём ноги должны быть на поверхности, для того чтобы оттолкнуться от надвигающегося камня или стены
Вторая позиция — стиль кроль, применять который можно только на более-менее спокойном участке реки между порогами, где следует развернуться на 70 градусов против течения и грести к берегу кролем, прилагая максимум усилий.
Также очень важно знать, как выбраться из бочки (устойчивой циркуляции воды после слива). Если бочка небольшая, то нужно поджать под себя ноги и обхватить их руками — вы пойдёте на дно, где нижнее течение подхватит вас и выбросит из неё
Только не расслабляйтесь раньше времени — нужно немного отплыть от неё, иначе может засосать на повторный круг. Если же бочка большая, то разворачивайтесь лицом к сливу и активно плывите кролем в него. Слив опустит вас на дно, где донное течение вынесет из опасного участка.
Если рафт перевернулся и вы оказались под ним — не стоит пытаться пробить его головой, всё равно это вам не поможет. Паниковать тоже не стоит — там достаточно воздуха, но долго задерживаться под ним всё же не нужно. Для того чтобы выбраться, отталкивайтесь от его дна руками по направлению потока и вскоре выберетесь из-под него. Только схватите верёвку побыстрее, иначе возникнет проблема — вас может унести течением.
Рафт хорош тем, что, даже перевернувшись, имеет прекрасную плавучесть. Так что, в ситуации переворота лодки, схватитесь за верёвку и не отпускайте.
Не теряйте весло. Никогда.
Это интересно: Достопримечательности Шлиссельбурга и Орешка — что стоит посмотреть (фото, адреса, описания)
Катамараны в спорте и туризме
Парусный гоночный катамаран олимпийского класса «Торнадо» Вёсельный сплавной катамаран
Современный гребной катамаран Катамараны широко распространены в парусном спорте и туризме. Особенностью парусных катамаранов является повышенная начальная остойчивость, высокие ходовые качества. С появлением высокопрочных композитных материалов начался массовый выпуск парусных катамаранов. Конструктивной особенностью большинства парусных катамаранов является их беспалубная конструкция — корпуса соединены балками, пространство между которыми закрыто сеткой, по которой передвигаются члены экипажа. Подобное решение существенно ограничивает условия обитаемости, но с этим мирятся на небольших судах, предназначенных для участия в соревнованиях, а не развлекательных круизах.
В странах с развитой береговой инфраструктурой популярны спортивные и «пляжные» катамараны с жёсткими корпусами. В СССР, а затем России и СНГ более широкое распространение получили удобные для хранения и транспортировки разборные надувные катамараны, используемые для отдыха, парусных туристических походов и соревнований.
Туристические (сплавные) надувные катамараны используют в маршрутах самой разной длины и сложности. Каждый баллон такого катамарана обычно состоит из двух слоев — собственно воздухонепроницаемого баллона с отверстиями для надувания, который вставляется внутрь оболочки (в жаргоне туристов — «шкуры»
) из плотной ткани, предохраняющей баллон от механических повреждений. Баллон часто делается двухкамерным, что повышает безопасность плавания. Каркас туристического катамарана бывает как специальным — из алюминиевых (дюралюминиевыех) трубок, так и из срубленных на месте стволов деревьев. При втором варианте такой катамаран обладает одним из лучших соотношений «сухой вес/грузоподъёмность» среди всех типов надувных туристических судов, в результате чего широко используется в походах с длинной пешеходной частью перед началом сплава.’
Современные материалы и новые технологии стали толчком для дальнейших разработок в модернизации классической конструкции сплавных катамаранов. Новая модель безрамного катамарана имеет надувную раму, стационарно приваренную к баллонам. Преимущества таких катамаранов — лёгкий вес, малогабаритность и удобство в транспортировке (цельное изделие укладывается в одну упаковку-рюкзак, подходящую под нормы авиаперевозок), быстрота сборки (10—15 минут для надува). Посадка на таком катамаране может быть как рафтовая (более безопасная и комфортная), так и спортивная коленная.
Многие из водных велосипедов являются катамараном.
Категории сложности рек и маршруты
Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.
Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.
Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.
Особенности парусных катамаранов
Кроме конструктивных особенностей, обусловленных наличием двух корпусов (например, центральная брезентовая или сетчатая палуба-трамплин, двойной руль, шпрюйт штага), есть и другие характерные отличия от однокорпусных гоночных яхт, связанные с управлением катамараном на высоких скоростях. Паруса катамарана значительно более плоские, грот имеет сквозные по всей ширине латы, обеспечивающие его жесткость. Управляют и гротом, и стакселем при помощи сложной системы блоков, что значительно облегчает их настройку.
На катамаране устанавливают профилированную и поворачивающуюся мачту для более эффективного обтекания паруса потоком воздуха. Техника плавания на катамаране имеет некоторые отличия от плавания на однокорпусных швертботах. Поскольку катамараны более остойчивы, чем однокорпусные яхты, на них легче производить поворот фордевинд.
Катамараны и рафты. Виды и устройство. Особенности и отличия
Водный туризм — это разновидность активного отдыха, представляющая собой пересечение некрупных водоемов с использованием плавсредств. Наиболее экстремальными считаются сплавы по горным рекам, имеющим быстрое и мощное течение. И здесь есть необходимость побеспокоиться о безопасности. Как и в любом спорте, большое значение в сплавах по воде имеет правильный выбор инвентаря. Существует два основных его вида: рафты и катамараны.
Рафты
«Рафт» в переводе с английского означает «плот». Это не что иное, как большая надувная лодка из очень прочного материала, выдерживающего большие нагрузки и устойчивого к повреждениям.
Рафт состоит из многосекционных баллонов, к которым прикреплены канаты безопасности, надувного дна и подушек-распорок, выступающих в то же время сиденьями. Рафты бывают рассчитаны на шесть или десять человек. В некоторых рафтах днище присоединяется к корпусу при помощи шнуровки, что позволяет самостоятельно вытекать воде, попавшей в корпус.
Высота и размер баллонов делают надувной плот плавучим и не позволяют ему затонуть. Благодаря этому плот с легкостью проходит речные пороги и преграды.
Различия рафтов состоят, прежде всего, в размерах (длине, ширине и диаметре баллонов) и числе возможных пассажиров (6 или 12), а также в ряде технических характеристик (например, наличии дополнительных усилений), связанных с особенностями эксплуатации.
Преимущества плавсредства:
- Рафт весьма прочен.
- Оболочка очень устойчива к повреждениям.
- Хорошая маневренность при большом размере.
Поэтому он отлично подходит для сплавов по рекам и экспедиций.
В числе недостатков выделяют большую парусность плота и относительно невысокую скорость.
Катамараны
Это вместительные плавсредства, состоящие из двух надувных баллонов. Их корпус выполнен из плотной ткани с ПВХ покрытием, а надувные камеры внутри — из газосодержащих материалов. Баллоны прикреплены друг к другу металлической рамой, сверху которой устанавливается палуба из ПВХ материала. Пассажиры катамарана рассаживаются на баллонах лицом вперед. С каждого борта должно быть одинаковое количество гребцов. В нашей стране катамараны очень распространены.
Их существует несколько разновидностей:
Надувные парусные каты. Устойчивы, легки в управлении, удобны для размещения пассажиров вместе с багажом. Дополнительно оснащаются парусом, а нередко еще и мотором. Мотор обеспечивает возможность двигаться даже при отсутствии ветра.
Универсального плавательного средства, подходящего для любых передвижений, нет. Поэтому водные туристы самостоятельно доукомплектовывают имеющиеся конструкции в соответствии со своими потребностями.
Надувные катамараны
Наиболее популярное средство передвижения для водных путешествий. Многие привыкли считать, что катамаран — это маленькая лодочка с педалями, предназначенная для отдыха и времяпровождения на воде с компанией друзей. Безусловно, существуют и такие устройства. Но катамаран для сплавов по воде устроен немного иначе. Это два баллона большого размера, заполненные воздухом, прикрепленные друг к другу посредством жесткой рамы. Внутри баллон разделяется на отдельные сектора. В случае повреждения одного сектора сдувается только он, другие же остаются целыми и катамаран держится на плаву. Рама состоит из алюминиевых труб, которые присоединяются одна к другой. Дополнительно их обтягивают тканью или сеткой, что дает возможность использовать раму для перевозки пассажиров или багажа. Даже если катамаран перевернулся, его очень легко поставить на воду в прежнее положение.
Надувные катамараны вмещают двух, четверых и шестерых человек. Для спортивных целей обычно применяются четырех и двухместные судна. Для продолжительных речных сплавов лучше подходят судна на шесть пассажиров.
Во время преодоления порогов гребцы становятся на колени и фиксируют ноги. Для этого предназначены надувные сидения. На аварийный случай корпус катамарана оснащен ручками. За них можно придерживаться, сплавляясь в воде около катамарана. Также они нужны для переноски катамарана по суше.
Неповрежденный катамаран не получится потопить и залить водой. Дно, в котором бы накапливалась вода, у него отсутствует.
Для увеличения маневренности, придания большей скорости и независимости от наличия течения воды на катамараны устанавливается парус. Для этого немного усиливают раму. Именно парусный катамаран принято использовать в международных спортивных соревнованиях.
К недостаткам надувного катамарана можно отнести длительность сборки — она занимает примерно часа два.
Рафтинг — экстрим для туристов
Как водный туризм, рафтинг становится все больше популярным среди любителей экстрима. Он походит для всех, как для новичков, так и для туристов с хорошим опытом. От участников рафтинга потребуется физическая энергия, выносливость, координация и умение принимать быстрые решения. Помощниками в этой захватывающей борьбе со стихией будут только спасательные жилеты, шлемы, выдержка, а также, безусловно, опыт и мастерство инструктора. Покорение горной реки со всеми возникающими на пути трудностями, доставляет массу удовольствия и позитива. Рафтинг это еще и возможность увлекательно провести время, сплавляясь по горной реке, и наслаждаясь первозданной красотой природы.
На территории бывшего СНГ быстрых и бурных рек очень мало, но все же, есть места, где можно организовать рафтинг. В России для подобного водного туризма идеально подходят Алтайские и Карельские реки. Также могут быть интересны водные артерии Кавказа. Только любители острых ощущений и преодоления препятствий могут избрать для туризма рафтинг. Этот вид водного туризма стал настолько привлекательным, что появилось много желающих ощутить всю остроту впечатлений от экстрима без специальной подготовки. По сложности сплава рафтинг разделяется на несколько категорий — спортивный, туристический и походный:
Спортивный рафтинг представляет собой целую систему подготовки, состоящую из особенных требований на состязаниях. Соревновательный процесс включает определенные нормативы и уровень сложности сплава. Для туристических фирм такой вид рафтинга не представляет особого интереса. Своим клиентам они предлагают такие виды рафтинга как походный и туристический.
Походный рафтинг включает в себя элементы спортивного и туристического отдыха. В зависимости от подготовки туристов можно использовать маршруты разной степени сложности
Походный рафтинг может длиться несколько дней, поэтому здесь особое внимание уделяется экипировке и наличию необходимых вещей, продуктов, а также безопасности при обустройстве лагерей отдыха
Туристический рафтинг самый распространенный вид времяпрепровождения на воде. Его продолжительность составляет всего несколько часов. Управляет судном обычно один профессиональный гребец, который сопровождает группу туристов от 4 до 12 человек. В зависимости от сложности маршрута участниками туристического рафтинга могут быть дети, начиная с 6 лет и люди пожилого возраста. Гребец, который сопровождает туристическую группу, располагается на борту рафта, упираясь ногами в надувное дно. В рафтинге используется 3 вида гребли — распашной, канойный или комбинированный. Последний вид гребли включает работу основного гребца и двух помощников.
Водные артерии, которые подходят для рафтинга разделяются на шесть категорий сложности. В первую и вторую категорию входят реки с простыми и небольшими порогами, сплавляться на них могут даже начинающие. К третьей категории относятся артерии с водоворотами. В четвертую и пятую, входят реки с более крутыми водоворотами, порогами и бурными потоками. Шестая категория это самая сложная и предназначена только для мастеров и профессионалов в рафтинге.