Виды велосипедных камер
Maxxis Welter Weight
Самая простая велосипедная камера, которая подойдет большинству покупателей. Толщина стенки равна 0.9 мм, что несомненно является самым лучшим компромиссом между устойчивостью к проколам и весом. Эта модель камеры имеет наиболее широкую линейку размеров практически для любого типа велосипедов – от 20 до 29 дюймов, а также доступна с ниппелями длиной 45 и 60 мм (Presta, Shrader).
Maxxis Ultra Light
Эти камеры были специально разработаны для велосипедов, которые принимают участие в соревнованиях и соответственно имеют меньший вес колес по сравнению с городскими, прогулочными и экстремальными собратьями. Из-за уменьшения стенки камеры до 0.6 мм, она без потери прочности стала легче более чем на 20%. Модель Ultra Light выпускается не в столь богатом ассортименте, т.к. уменьшение веса актуально только лишь для ограниченного круга велосипедов, но тем не менее, этого ассортимента будет вполне достаточно для различных покрышек.
Maxxis Flyweight
Велосипедная камера для профессионалов. Экстремально легкая, из представленных на современном велорынке, бутиловая камера с толщиной стенки всего 0.45 мм. Была специально разработана для максимального понижения веса колеса. В комплекте с камерой Maxxis Flyweight также поставляется ультра легкий флиппер, который также поможет вам сэкономить несколько дополнительных грамм. Доступные размеры только с ниппелями Presta 700 х 18/25C и 26 х 1.90/2.125.
Maxxis Freeride
Камера с увеличенной толщиной стенки до 1.2 мм рекомендована для любителей экстремального катания, т.к. рассчитана на достаточно высокие нагрузки. Maxxis Freeride может устанавливаться в покрышки, имеющие ширину от 2.2 до 2.5 дюймов. Здесь ни о каком снижении веса даже не может быть и речи, потому что все камеры имеют вес 292 грамма, это с ниппелем Presta. Доступны также модели и с ниппелем Shrader.
Maxxis Downhill
Самая надежная, так сказать, «пуленепробиваемая» велосипедная камера, применение которой ориентировано, в первую очередь, в наиболее экстремальных и рельефных условиях гонщиками доунхиллерами. Толщина стенки камеры 1.5 мм, вес 465 грамм, что максимально обеспечивает уверенное и стабильное движение во время скоростного спуска. Также допускается использование Maxxis Downhill с пониженным давлением. Говорить о стойкости к пробоям здесь даже не приходится, т.к. этой камере просто нет равных!
Как выбрать обод под свой тип велосипеда?
Когда мы говорим о параметрах велосипеда, принято называть диаметр колес. Самыми распространенными еще недавно были колеса диаметром 26 сантиметров, но в последнее время все большим спросом пользуются велосипеды с диаметром колес 29.
И в том и в том случае есть плюсы и минусы. К примеру, колеса с меньшим диаметром, более маневренны, но против 29-х существенно уступают в накате. 26-е считаются более надежными, а на 29-х меньше ощущаются кочки, камни и трещины в дорожном полотне.
Также на комфорт езды влияет не только диаметр, но и правильно подобранный обод.
Рекомендации, как выбрать обод для велосипеда с 26 диаметром колес:
- Ширина обода. Узкий обод позволяет развивать большую скорость, а широкий более устойчив при маневрах.
- Количество спиц. Самые распространенные это обода, рассчитанные 36 и 32 спицы. Хотя большее количество и дает большую прочность, тем не менее, на диаметре 26, обода с 32 спицами им не уступают.
- Пистоны под спицы. Пистонированные обода отличаются более долгим сроком службы.
- Тормоза. Обязательно проверяйте наличие тормозной канавки на ободе диаметром 26, если у вас стоит система v-brake.
Рекомендации как выбрать обод для велосипеда с 29 диаметром колес, по сути, мало чем отличаются от описанного на примере 26 колес. Разве что можно поэкспериментировать с материалом для спиц.
Это могут быть как аналоги из сплавов, так и спицы из нержавеющей стали. 29-е колеса особенно нуждаются в пистонировании, так как больший диаметр подразумевает большую нагрузку на поверхность обода.
Камерные и бескамерные велопокрышки
Покрышки на велосипед бывают двух типов камерные и бескамерные:
- Преста идет в комплекте со встроенным колпачком. При накачивании шины нужно его снять, а потом плотно затянуть. Узкий. Такой ниппель используется в дорогих моделях покрышек.
- Шрадэр. Широкий ниппель с клапаном, который закручивается. При желании в отверстиях под Шрадэр можно использовать ниппель Преста с адаптером. Устанавливают на бюджетных колесах.
- Бескамерные плотно прилегают к ободу. Для лучшего сцепления внутренняя сторона камеры заливается герметиком. Сейчас продаются конверсионные наборы, с помощью которых можно переоборудовать любую покрышку под бескамерную. Единственный минус такой резины в том, что все равно надо возить с собой запасную камеру. Потому что при проколах такие покрышки практически не ремонтируются. А так, легким движением руки, вы сможете превратить эту покрышку в камерную. И добраться до пункта назначения.
Одностенные и многостенные
Двухстенный обод (слева), двухстенный обод с высоким профилем (в центре), трёхстенный обод с высоким профилем (справа).
Самые простые обода обычно имеют одностенную конструкцию, то есть профиль такого обода похож на латинскую букву «U». Такие обода в основном устанавливаются на прогулочные велосипеды.
Более совершенным типом ободов, у которых меньший вес при большей прочности, являются двухстенные (двойные) обода, применяемые на велосипедах как для кросс-кантри, дак и для даунхила. Профиль данных ободов также представляет букву«U», но с дополнительной горизонтальной перемычкой. Обода такого профиля обычно более высокого качественного и ценового уровня.
Если необходим обод с большей прочностью, то устанавливается обод с высоким профилем: при его применении значительно повышается жёсткость и прочность обода «на складывание».
Самый развитый вариант обода — трёхстенный, когда внутрь высокопрофильного обода вставляется дополнительная горизонтальная перемычка. Роль этой перемычки заключается не столько в увеличении прочности обода «на складывание», сколько в увеличении боковой жесткости, препятствующей появлению восьмёрок. Такие обода встречаются довольно редко.
Обода для относительно лёгкого применения — например, для кросс-кантри, — выполняются достаточно узкими: наружный размер составляет 21−26 мм. Обода для фрирайда, даунхила и других экстремальных прыжковых дисциплин существенно шире — до 35 мм и более. При увеличении ширины обода, заметно увеличивается и его поперечная жёсткость.
Готовим инструмент
Как ни странно, но для реанимации ободьев с велосипеда не потребуется иметь под рукой специальные, сложные и дорогостоящие инструменты. Работать в основном придётся с большим разводным ключом и монтажной лопаткой из металла. Эти два инструмента являются основными из тех, что помогут выровнять дефект. При большом желании и наличии в кошельке нескольких десятков лишних баксов можно приобрести специальный ключ Rim ‘Rench от компании Morningstar Tools. Этот инструмент создан специально для работы с погнутыми ободьями. Его специальная, тщательно продуманная форма не повреждает стенки обода, а небольшая толщина позволяет работать даже с очень мелкими повреждениями. Но покупка такого ключа не является обязательной, можно справиться и с обычным инструментом.
Итак, для работы нам понадобится следующий набор инструментов:
- разводной ключ;
- лопатка монтажная из металла;
- маркер, которым обычно пользуются строители.
Для ремонта ободьев велосипеда понадобится разводной ключ, монтажная лопатка и маркер
Лучшая поверхность для торможения
Иногда у людей возникает соблазн растянуть бюджет и прикупить к карбоновым колесам еще и карбоновые тормоза. Спору нет, выглядеть все это будет очень круто, но далеко не факт, что такое сочетание станет оптимальным выбором для вашего типа езды. Зачастую алюминиевая тормозная поверхность оказывается более приемлемым вариантом.
У алюминия есть 2 преимущества перед карбоном. Во-первых, если вы собираетесь брать велосипед в горы, то это предполагает затяжные технические спуски. Так вот, нервное дерганье ручек тормоза в процессе таких спусков может привести к накоплению в карбоне нагрузки от трения и отслоению тормозной поверхности.
Во-вторых, алюминиевые поверхности попросту обеспечивают лучшее торможение, особенно в дождливую погоду. Поэтому, если ваш регион славится влажным климатом и частыми осадками, то для безопасности на спусках алюминиевый обод будет лучшим вариантом.
3T Accelero 40
Campagnolo Bullet Ultra
Методы определения диаметра колеса велосипеда
Чтобы узнать диаметр, воспользуйтесь одним из пяти приведенных методов.
1.Обозначение на покрышке.
Наиболее легкий способ. Чтобы определить размер и диаметр колеса велосипеда по покрышке, изучите маркировку, содержащую два числа, разделенных чертой.
В классическом варианте два числа выглядят следующим образом:
- диаметр велосипедного колеса, дюймы;
- ширина профиля покрышки, дюймы.
К примеру: 44.4/406.
По ISO:
- высота профиля, мм;
- посадочный диаметр обода, мм.
К примеру, 20/1.75.
Исходя из универсальной маркировки ISO, можно вычислить диаметр обода:
- 20/1.5 – 2.125. Обод – 406 мм.
- 24/1.5 – 2.125. Обод – 507 мм.
- 26/1 – 2.35. Обод – 559 мм.
- 27/1 – 1.75. Обод – 622 мм.
- 28/1 – 175. Обод – 622 мм.
- 29/1.75 – 2.35. Обод – 622 мм.
2.Обозначение на ободе.
Также один из простых способов, где нет необходимости проводить измерения самостоятельно. Маркировка используется на обод (мм), где два числа через «x» обозначают:
- посадочный диаметр;
- ширина колеса.
К примеру, ETRTO 622×19 или ETRTO 622×14.
Исходя из посадочной величины, определяется размер самой покрышки.
3.Измерить радиус
Чтобы узнать, какой диаметр колес на велосипеде, вычислите радиус с помощью обычной сантиметровой ленты.
Порядок действий:
- Расположите велосипед прямо и перпендикулярно к поверхности.
- Замерьте промежуток от втулки до земной поверхности, то есть от центра до наружного края покрышки. Эта величина и есть радиус колеса.
- Умножьте значение на два, чтобы узнать диаметр.
Для измерений лучше воспользоваться деревянной или металлической линейкой — так вы получите наиболее точные значения.
Таким способом можно узнать, какой диаметр колеса велосипеда в сантиметрах. Чтобы перевести величину в дюймы, поделите на 2,54.
Например, радиус равен 35,5 см. Значит, диаметр равен 35,5*2, то есть 71 см. Делим на 2,54 и получаем величину в дюймах – 27,9. Округляем до целого числа, получаем 28 дюймов.
4.Система ISO
Международная организация стандартизации (ISO) ввела общий способ определения величины колеса. Данный метод используют все производители.
Его принципиальное отличие в том, что радиус измеряется от втулки до внутренней границы покрышки. Такой способ исключает погрешности, связанные с различием в ширине протектора. Потому что протектор иногда может не соответствовать ободу. Например, широкие шины могут использоваться на неровной местности, а узкие – на шоссе или магистралях.
Измерения по ISO, содержат величины (мм):
- ширина покрышки;
- диаметр обода.
При обозначении сначала прописывается ширина. К примеру, 53,3 х700 или 56×550. Чтобы определить размер колеса велосипеда и его диаметр в дюймах, поделите полученную величину (мм) на 25,4.
Метод по ISO – наиболее точный способ для определения размера велосипедного колеса.
5.Используя длину окружности
Вычислить размер колеса можно через длину окружности. Это значение также может пригодиться при точной настройке следующих деталей велосипеда:
- компьютерное устройство;
- одометр;
- спидометр.
Для определения диаметра нужно разделить длину окружности на число Пи, то есть на 3,14. Чтобы узнать размер колеса на велосипеде в дюймах, поделите полученное значение (см) на 2,54 и округлите до целого.
Виды шин
Не прав тот, кто считает, что велосипедные шины для всех един. Это не так. В зависимости от манеры езды и даже материала изготовления, различают несколько разновидностей этой части байка. Для начала следует знать, что обода бывают одностенными, двойными и усиленными.
Тип шины | Краткая характеристика |
---|---|
Одностенный обод | Низкопрочный, бюджетный вариант. Устанавливается, как правило, на дешевых прогулочных и шоссейных велосипедах в стандартной сборке. |
Двойной обод | Более прочный, чем одностенный обод, однако и более тяжелый. Наиболее популярный вариант среди велосипедистов. |
Тройной обод | Еще его называют усиленным. Самый прочный и самый тяжелый обод из всех. Необходимость в его установке возникает, если на велосипеде установлены ободные тормоза, что в наше время уже редкость. |
Выбор шин, в первую очередь, зависит от стиля катания и типа байка. Если вы предпочитаете неспешные прогулки по ровным дорогам (в парках, на тротуарах, шоссе), то особая прочность в данном случае не требуется. А вот легкость и, как следствие, скорость, играют главную роль. Поэтому чаще всего заводские одностенные шины, которые ставятся на шоссейные и городские велосипеды, вполне выполняют свои основные функции и не требуют замены.
Тройной обод актуален в случае, если у вас на велосипеде используются ободные тормоза. Усиление колес в данном случае препятствует их быстрой деформации и позволяет дольше ездить без так называемой “восьмерки”. Такие шины встречаются на классических моделях маунтинбайка.
Однако чаще всего на популярных моделях байков используются двойные шины. Даже если вы обладатель даунхилла или BMX-велосипеда (они считаются наиболее экстремальными), двойной обод достаточно прочен и максимально облегчен для выполнения эффектных трюков и прыжков.
Определись по каким поверхностям ты ездишь.
Если ты ездишь по асфальту или другим твёрдым ровным поверхностям, то лучшим выбором будут слики. Из-за их гладкой поверхности при минимальных усилиях из велосипеда можно выжать максимум скорости. Предлагаемое ими сцепление достаточно в большинстве случаев.
Если ты ездишь на различных поверхностях, таких как бетон, асфальт, гладкий синглтрек и/или изредка участки гравия, то оптимальным выбором станут циклокроссовые покрышки (для шоссейных ободов) или полуслики (для шоссейных или горных ободов).
Для езды по бездорожью потребуются покрышки горного велосипеда, обеспечивающие сцепление в самых разных условиях. Если ты преимущественно ездить по одному типу покрытия, то выбери покрышку под эту поверхность. Например:
- Относительно гладкий горный хребет Сликрок в пустыне Моэб не требует покрышек с агресивным рисунком протектора.
- Грязные дороги с множеством корней требуют не только более агресивные протекторы, но и широко разнесённые шипы, сбрасывающие грязь.
- Покрышки с широко разнесёнными шипами обычно самые универсальные.
Если не знаете какие покрышки лучше подойдут для твоей местноссти, то спросите у местного профи из веломагазина или изучите вебсайт производителя.
Важные моменты, без которых не стоит начинать работу
Убрать с поверхности обода вмятину не так-то просто. Нужно иметь как минимум теоретические познания, которые в будущем будут применены на практике.
Последствия погнутого обода
Ездить на погнутом ободе нельзя по нескольким причинам:
- многие вмятины снижают способность бескамерной шины сохранять постоянное давление воздуха;
- благодаря уплотнениям в области вмятины воздух может постоянно стравливаться;
- борт шины может быть недостаточно хорошо зафиксированным.
Такие последствия игнорировать нельзя, потому при возникновении неприятной ситуации на дороге, которая повлекла за собой изменения в конструкции обода, необходимо незамедлительно принимать меры. Нет, не покупать новый, а интересоваться тем, как выравнивать вмятины обода на велосипеде.
Многие вмятины снижают способность бескамерной шины сохранять постоянное давление воздуха
Маркировка велосипедных камер
С ниппелем мы определились, теперь нужно узнать размер. Все велосипедные камеры должны по своим размерам точно соответствовать своему колесу, а вот колеса могут быть совершенно разных размеров. На городских и горных велосипедах устанавливаются колеса диаметром 26”, на детских и BMX используются 20-ти дюймовые колеса. 29 дюймов можно встретить на шоссейных велосипедах и найнерах (велосипеды с большими колесами).
Так какую все же камеру выбрать? Ответит нам на этот вопрос маркировка покрышки. К примеру, вы видите следующее обозначение 26 x 2.10 (559 х 54), что это значит? Первые цифры указывают на размер в дюймах, а цифры в скобках размер в миллиметрах. 26 (559) – это посадочный диаметр, а 2.10 (54) – это ширина покрышки.
Теперь придя в магазин, вы можете смело ответить продавцу, что вам нужна велосипедная камера с ниппелем Schrader для покрышки 26 х 2.10, но и это еще не все. Есть также камеры для различного использования и с различными характеристиками. Сейчас мы рассмотрим на примере велосипедных камер фирмы Maxxis всевозможные варианты.
Заблуждение про количество спиц у колеса
Теперь поговорим немного про спицы, а точнее спицевые отверстия в ободах. Обычно их делают на одной линии равномерно по всему ободу, но есть случаи когда требуется смещение отверстий друг относительно друга в определенном направлении. Такие обода используются на велосипедах, предназначенных для скоростного спуска. Это связано с кассетой для переключения передач, которая стоит на заднем колесе. Для равномерной нагрузки спицы одной стороны требуется подтягивать чуть больше, чем с другой стороны, дабы сделать спицевой зонт с одной стороны более плоским. Но тут как вы уже поняли более уникальный вариант езды
Если вы конкретно собираетесь использовать ваш велосипед для даунхилла, то стоит обратить внимание на такие обода
Обода со смещенным отверстием для спиц.
количество спиц
Так что не всегда большое количество спиц говорит о больше прочности или надежности.
Конструктивные особенности.
Конструкция обода может значительно различаться в зависимости от типа велосипеда.
Для большинства велосипедов в настоящее время применяются обода коробчатого сечения, которые рассчитаны на использование бортовых шин. Их боковые стенки хорошо развиты и с внутренней стороны имеют канавку, в которую заводится при установке борт шины. Накачанная шина раздается в стороны давлением воздуха в камере и своими бортами держится за стенки обода, плотно прижимаясь к нему. Шины для шоссейных велосипедов (трубки, однотрубки) наклеиваются на обод через специальную матерчатую ленту: обода для них не имеют развитых стенок с внутренней стороны, а наоборот достаточно плоские, имеют трубчатое сечение.
Правда, на данном этапе, и на шоссейных велосипедах стали использоваться клинчерные шины (так называемые клинчера), имеющие традиционную конструкцию (камера и легкая узкая шина высокого давления с бортом). Для скрепления обода в кольцо, обычно применяется сварка встык.
Так как на данный момент в России наибольшее распространение получили горные и вседорожные велосипеды, а также все популярнее становятся гибриды, то стоит чуть подробнее остановиться на особенностях классических ободов коробчатого сечения. Помимо различных размеров ободов, продукция многих производителей подразделяется на группы. Причем обода разделяются как для разных типов велосипедов, так и для разных сфер применения для одного типа. Особенно это касается горных велосипедов. Например, по прочностным параметрам они могут делиться на прогулочные, кросс-кантрийные, фрирайдные и даунхильные. Такое разделение, конечно же, весьма условно, никто не мешает вам гоняться в кросс-кантри на даунхильных ободах, но позволяет приблизительно оценить вес и прочность ободов, а также некоторые другие конструктивные особенности перечисленные ниже.
Профиль обода
Одностенный профиль обода (изготовленный из стальной полосы) остался, наверно, только на самых дешевых велосипедах, продающихся в супермаркетах. Это хорошо характеризует подход, с которым эти байки производятся. Взять всё самое дешевое и тяжелое, что сломается через короткое время даже при спокойной езде.
Как правило, все современные колеса сделаны из алюминиевого двустенного профиля. Двойной обод — это просто огромный шаг вперед, такая конструкция позволяет получить высокую жесткость.
Бывают еще и усиленные обода с трехстенным профилем, но они встречаются реже, и не слишком нужны для обычной езды по бездорожью.
Материал
Одна из главных особенностей, характеризующих велосипедные ободья. Они могут быть сделаны из алюминия, стали, карбона или «фирменных» сплавов.
Алюминий
Самый распространённый материал. Прочность, универсальность, хорошая морозоустойчивость, небольшая цена позволяют использовать его в большинстве моделей. С целью повышения жёсткости велосипедных ободьев сплавы из алюминия закаляют, то есть подвергают обработке. Обработка анодированием и специальной краской способствует увеличению прочности и стойкости алюминиевого обода, повышает антикоррозийность. Современные фирмы по производству велосипедов создают как обычные, так и анодированные ободья, которые несколько дороже обычных и имеют чёрный цвет. Но при покупке велосипеда лучше выбрать такие ободья, чем потом переплачивать за ремонт.
Сталь
Стальные изделия фактически исчезли из производства. Они были вытеснены алюминиевыми, жёсткость которых во многом превышает стальные конструкции, стойкие к износу, твёрдые, но очень тяжёлые по весу. Плотность алюминия меньше, следовательно, и меньше вес изделия, более дешёвое производство и высокая технологичность позволяют заменить стальной вариант на алюминиевый. Хотя многие велосипедисты принципиально стараются выбрать только стальные ободья, особенно на дальних дистанциях.
Карбон
Материал не из дешёвых. По своим свойствам превосходит алюминий, но его применение в изготовлении ободьев непрактично. За лёгкие, твёрдые изделия придётся выложить немалые деньги. Хотя цена соответствует качеству.
«Фирменные» сплавы
Сочетания различных металлов, позволяющие получить новые свойства изделия. Как правило, сплавы не превосходят по качеству алюминий.
Типы ободов для велосипеда и их конструкция
Конструкция обода обычно предусматривает специально загнутые края профиля. Это необходимо для того, чтобы велосипедные покрышки при накачивании камер раздавались в стороны и их борта заходили в эти канавки. Таким образом, покрышка крепко держится внутри обода. Поэтому, вынимая покрышки из обода, вам может пригодится набор велоинструментов, который содержит специальные веломонтажки. Таким образом вы предотвратите повреждение как обода колеса, так и покрышки. Так к примеру, у меня был случай того, что камера для велосипеда вылезла из под покрышки и взорвалась (лопнула надувшись пузырем). Все потому, что для снятия покрышек я использовал обычную вилку и со временем спецканавки на покрышках были стерты и небольшая восьмерка на колесе привела к печальным последствиям.
Но все же давайте вернемся к типам наших ободов. Условно все обода можно разделить на три типа:
- одностенный обод
- двойной обод (двухстенный)
- усиленный обод (трехстенный)
Возможные конструкции велосипедных ободов.
прогулочных велосипедах
Ну и самые прочные — это трехстенные обода. Тут для придания особой жесткости используется третья перемычка. В основном она необходима на велосипедах с очень мощными ободными тормозами, дабы тормозные колодки не смогли повредить колесо. Кстати, с появлением дисковых тормозов эта необходимость отпала. Так как тормозные колодки могут в местах прижатия просто стирать обод со временем, да и к тому же ободные тормоза могут приводит при длительном использовании к появлению восьмерок. Тут в отличие от дисковых тормозов в первую очередь идет прямая нагрузка на обод колеса. Поэтому многие отдают предпочтение дисковым тормозам.
Но вернемся к трехстенным ободам. За счет третьей перемычки такие обода становятся очень тяжелыми и в связи с этим используются крайне редко. Тут как я уже говорил лучше увеличивать жесткость не за счет установки третьей перемычки, а за счет увеличения высоты самого профиля. И тот и другой вариант в основном будут щадить ваш велосипед от образования восьмерок.
Кроме высоты также еще можно увеличить ширину обода, при этом конечно стоит еще обращать внимание на покрышки, которые вы в дальнейшем собираетесь использовать. Так обода для легкой езды могут использовать более узкий профиль (21-26 мм)
Для фрирайда или даунхилла лучше будет выбрать более широкий профиль (до 35 мм и больше). И, соответственно, как вы понимаете, на шоссейных велосипедах более узкий профиль со специфической не широкой покрышкой.
Фрирайд на велосипеде. Что это такое?
Заключение
Какой же можно подвести итог. Во-первых, если вы решили купить покрышку для своего велосипеда, то следует учитывать размер вашего обода, местность, где вы будете кататься и стиль вождения. Для города лучше выбирать слики (если у вас шоссейник) или полусликовые покрышки (если вы изредка выезжаете на грунтовку), а вот для бездорожья лучше всего себя покажут грязевые шины для MTB. Так же следует определиться с шириной покрышки, чем она шире, тем лучше зацеп и управление, но тяжелее крутить педали. Для обычных велопокатушек нет смысла брать дорогущие покрышки из натурального каучука, и кевларового корда (но и металлический корд брать не стоит). Оптимальным вариантом будет искусственный компаунд с синтетическими нитями. Ну и выбирайте шины для велосипеда от известных фирм производителей, которые зарекомендовали себя качеством. Ну и последнее, если не уверены, какая именно покрышка подойдет для вашего байка, не стесняйтесь спрашивать об этом консультанта-продавца. Ведь лучше сразу купить то что нужно, чем потом возвращать товар обратно в магазин.