Велосипедист и его велосипед как транспортное средство по ПДД

Взыскание для нарушителей правил

Нововведения, касающиеся выделения на дорогах специальных полос для движения велотранспорта, полностью поддерживают автомобилисты. Причина проста. Им сложно рассмотреть таких участников движения, тем более, что многие из них пренебрегая собственной безопасностью, не облачаются в светоотражающую одежду, не используют подобные элементы в оборудовании своего ТС.

Если днём, при хорошей видимости, водитель способен своевременно среагировать на внезапное появление такого объекта на дороге или совершение им опасного разворота, то в тёмное время суток риск ДТП повышается в разы.

Велосипедисты, как и лица, управляющие другими средствами передвижения, не всегда ведут себя на дороге адекватно. Поэтому вопрос — можно ли наказать за вождение велосипеда в пьяном виде, не всегда может показаться праздным.

Такое лицо можно привлечь к ответственности по другим статьям, в зависимости от обстоятельств. И уже тогда суд будет давать оценку наличию у лица признаков алкогольного либо иного опьянения.

Транспортное средство

Определение из ПДД (п.1.2):

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В принципе, все понятно и просто. Критерий ТС – это его функция перевозки.

Однако транспорт бывает разный. И оснований для его классификации – огромное количество.

Транспортные средства могут подразделяться на:

– рельсовые (трамвай) и безрельсовые (подавляющее количество ТС, которые могут вариативно двигаться по проезжей части, свободно перемещаясь по полосам);

— колесные и гусеничные.

— автомобили, мотоциклы, тракторы и самоходные машины и т.д.

Критериев классификации может быть множество.

Согласно ПДД, транспортными средствами являются даже велосипед и прицеп. Эти понятия специально оговариваются в Правилах.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Показатель велосипеда – это отсутствие любого двигателя или крайне маломощный электродвигатель. Однако велосипедист является водителем и несет ответственность и за безопасность движения, и за нарушение Правил.

Очень часто забывается и родителями, и детьми, что движение велосипедистов по дорогам — в пределах проезжей части или обочины – разрешается только с 14 лет.

В реальности же мы видим грубейшие нарушения ПДД, когда подростки, не достигшие такого возраста, позволяют себе кататься по проезжей части.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Прицеп – это особое транспортное средство. Но движение с ним может требовать открытия новой категории водительских прав (с приписанной буквой «Е» — ВЕ, СЕ, DЕ и пр.). Такое необходимо в том случае, если прицеп имеет разрешенную максимальную массу, превышающую 750 кг.

Это «настоящий» прицеп.

А вот небольшой вариант, чья разрешенная максимальная масса не превышает 750 кг.

Здесь открытие новой категории прав (ВЕ, СЕ, DЕ и пр.) не требуется.

Давайте остановимся только на автотранспорте, как наиболее представительном сегменте в среде транспортных средств. И наиболее известной и распространенной является классификация, обусловливающая назначение автотранспортных средств:

1) пассажирские легковые (для индивидуальной перевозки пассажиров);

2) пассажирские, предназначенные для массовой перевозки пассажиров (например, автобус);

3) грузовые (для перевозки грузов, реже — людей);

4) специальные (оперативные службы, эвакуаторы, техпомощь и прочие ТС, выполняющие специализированные функции).

Однако, несмотря на невероятное обилие классификаций ТС, для ПДД первостепенное значение имеет понятие «механическое транспортное средство».

Человек или машина?

На деле не всё выглядит так однозначно. До конца не осознавая себя участником процесса, велосипедист нередко ведёт себя на трассе как пешеход.

Внимание! Следует знать, что спешившись, велосипедист подчиняется общим правилам, касающимся пешеходов, а продолжая перемещение на велосипеде, следует предписаниям для водителей авто

Есть и другое важное уточнение. ПДД делят участников, задействованных в дорожном движении, на три типа:

ПДД делят участников, задействованных в дорожном движении, на три типа:

Есть и другое важное уточнение. ПДД делят участников, задействованных в дорожном движении, на три типа:

  • транспортное средство;
  • механическое транспортное средство;
  • водитель.

У велосипеда не имеется двигателя, и, следовательно, он не относится к механическим средствам передвижения, но не стоит надеяться на то, что закон ему не писан. Велосипедистов касаются пункты свода, в которых речь идёт о транспортных средствах или водителях.

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам[править]

Непосредственно к велосипедистам относятся только три дорожных знака:

  • предписывающий 4.4 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено (кр. случаев, описанных выше);
  • запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».
  • предупреждающий 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой».

Знак 4.4 «Велосипедная дорожка»Знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено»Знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой»

Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще

В частности, он должен обратить внимание на информационно-указательные и знаки 5.1 «Автомагистраль», 5.3 «Дорога для автомобилей» 5.33 «Пешеходная зона», запрещающие знаки 3.1 «Въезд запрещён», 3.2 «Движение запрещено», предписывающий знак 4.5 «Пешеходная дорожка», которые запрещают движение велосипедов (кр. исключений для 5.33 и 4.5, описанных выше).

Знак 5.1 «Автомагистраль»Знак 5.3 «Дорога для автомобилей»Знак 5.33 «Пешеходная зона»Знак 3.1 «Въезд запрещён»Знак 3.2 «Движение запрещено»Знак 4.5 «Пешеходная дорожка»

Кто будет задерживать и привлекать пешеходов, мешающих на велодорожке?

В последнее время велосипедистов на улицах становится все больше и больше. Этот транспорт служит не только в рекреационных целях, но постепенно занимает место в структуре городской мобильности. И это нормально, что он требует все больше места и прав.

— Когда-то велосипедисты ездили по проезжей части (не далее 1 метра от ее края), — вспоминает Юрий Краснов. — Я помню, как ждал исполнения 14 лет, чтобы установить зеркало и выехать на дорогу. Все водители были в курсе, что по улицам может двигаться велик. А потом их вдруг решили убрать с проезжей части. Это было вызвано тем, что интенсивность потока автомобилей увеличилась, и велосипедист, как незащищенный участник дорожного движения, легко мог стать жертвой ДТП.

Не придумали ничего лучше, как заставить велосипедистов двигаться по тротуарам. Не самое лучшее решение. К чему это привело? До сих пор многие помнят про случай с битой.

— Есть масса других негативных примеров, не получивших широкой огласки, — напоминает ведущий рубрики. — В одну мою знакомую на тротуаре врезался велосипедист. Удар пришелся в лицо. Благо у нее стояли брекеты, и это хоть как-то защитило челюсть.

Но вы представьте картину: у девушки кровотечение, она говорить не может. А велосипедист со словами «Ой, извините», подхватывает свое транспортное средство и уезжает. Что дальше? Обращаться в милицию? Сказать, мол, человек в зеленой майке на красном велосипеде совершил наезд и скрылся? Как по таким приметам кого-нибудь установить?

Тем не менее придерживаемся мнения, что велосипед доказал эффективность в городе и используется не только в теплое время года. А значит, требуется создание отдельной инфраструктуры.

— Велосипед — все-таки транспортное средство, а велосипедист — водитель, — говорит Юрий Краснов. — Логичнее, если ему будет разрешено двигаться по проезжей части, но там он должен быть защищен.

Пока же по-прежнему натужно пытаются найти компромисс. В частности, предлагается правка, запрещающая пешеходам передвигаться по велодорожкам, но коль уж пришлось, то не мешайте. Призыв хороший, вот только реалистичный ли?

«Пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии — по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов, либо по обочине» (проект изменений в ПДД).

— Получается, что в случае конфликта велосипедист или кто-то другой станет задерживать «нарушителя»? — задается вопросом ведущий «Разборов…». — Это приведет только к эскалации и росту напряженности, а там и до превышения пределов самообороны недалеко. Как задержать? Надо догнать, схватить. А если пешеход — профессиональный боксер?

Написано хорошо, однако как будет работать — не ясно.

Интересно, что для групп детей планируют сделать исключение. На велодорожках несовершеннолетние будут иметь преимущество.

«При движении группы детей по велосипедной дорожке велосипедисты не должны создавать им препятствия» (проект изменений в ПДД)

— Эта фраза в очередной раз доказывает, что существование пешеходов и велосипедистов на одной территории плохо совместимо, — считает Юрий Краснов. — У велосипедистов должна быть своя отдельная территория, которая выделена конструктивно. Чтобы пешеход, попадая туда, понимал, что оказался в чужой тарелке.

ВОДИТЕЛЯМ ВЕЛОСИПЕДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ

п. 24.8 ПДД для велосипедистов:

ездить навстречу движению транспорта по левой полосе; управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой; пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук; управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест; перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства; перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом. двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; ездить по дорогам, обозначенным знаками 5.1 (автомагистраль), 5.3 (дорога для автомобилей); пересекать дорогу по пешеходным переходам

Штрафы для велосипедистов и частые ошибки

Самое частое, что нарушают велосипедисты, указано п.24.8 ПДД. Словом если велобайкер нарушил Правила, ему грозят штрафные санкции в размере 800 рублей это указано п. 2 ст. 12.29 КоАП.

Если байкер задержан подшафе (пьяным), то согласно п. 3 ст. 12.29 КоАП на него будет наложен штраф от 1000 до 1500 рублей.

Велобайкер нанёс лёгкий и средний урон состоянию здоровья, то он будет оштрафован на 1000-1500 рублей (п.2 ст. 12.30 КоАП). Такая же сумма штрафа грозит байкеру, если он совершил наезд на пешехода на, пешеходной дорожке.

Пьяный на велосипеде

Пьяный велосипедист на дороге не менее опасен, чем пьяный водитель автомобиля. Своими неадекватными действиями он может вызвать серьёзное ДТП с летальным исходом. Для пьяных байкеров на великах без мотора предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей. Если на велике был установлен мотор, то в отношении пьяницы будет направлена санкция, указанная в ст. 12.8 КоАП, которой пересмотрено лишение водительских прав.

Когда эксплуатация велосипеда запрещена

Велосипед — это ТС, имеющее руль, тормоз, осветительное оборудование всё это должно быть исправлено:

  1. Нельзя использовать велик, если неисправленные тормоза.
  2. Нет звукового сигнала.
  3. Если на велобайке нет светового оборудования и световозвращателей, то ночью его эксплуатировать запрещено.
  4. Велосипед плохо управляем из-за неисправности руля или рулевой колонки.

Может ли велосипед идти на обгон

Обгонять другие ТС на велике можно, но при выполнении условий, которые есть в Правилах:

  • Обгон можно совершать, если байкер уверен в безопасности манёвра.
  • Обгонять только по левой стороне.

При выполнении этого манёвра важно рукой указать налево

Штраф за нарушение ПДД велосипедистом

За управление велосипедом под алкоголем или наркотиков предусмотрен штрафные санкции от 1000 до 1500 ₽ и даже лишение водительских прав по управлению ТС всех категорий, если велосипед был оборудован мотором.

Как перевозить на велосипеде ребёнка

Возить ребятишек до 7 лет можно на велосипеде оборудовав его предварительно спецкреслом, либо в велоприцепе для перевозки детей.

Презентация «ПДД для велосипедистов» презентация к уроку

Слайд 1

Презентация Составила: Рочева Надежда Васильевна, учитель начальных классов ГОУ РК « Специальная (коррекционная) школа-интернат №9» с.Ижма « Правила дорожного движения для велосипедистов» Для обучающихся 1-7 классов

Слайд 2

Велосипед Транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём. Велосипедист , согласно Правилам, является Человек , ведущий велосипед , является водителем велосипеда. п ешеходом.

Слайд 3

Перед выездом 1.Проверьте велосипед. Он должен быть исправен

Особое внимание уделите тормозам и рулю! 2. Красный фонарь сзади сообщит водителям, что впереди велосипедист! 3.Белый фонарь спереди осветит путь и сообщит водителям, что на дороге- велосипедист! 4.Светоотражатели на обоих колёсах сделают вас заметными сбоку

5.Яркая одежда со светоотражающими элементами сделает вас заметными в сумерках и ночью.

Слайд 4

Велосипедистам запрещено 1.Управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой. 2.Перевозить груз, мешающий управлению, выступающий за габариты более чем 0,5м. 3.Ездить по дороге при наличии велодорожки. 4.Перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства. 5.Перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест. 6. Пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Слайд 5

Велосипедистам до 7 лет Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет разрешено только по: тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), в пределах пешеходных зон. Велосипедисты младше 7 лет должны двигаться на участке дороги, предназначенном для движения пешеходов .

Слайд 6

Велосипедистам от 7 до 14 лет Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет разрешено только по: тротуарам , пешеходным дорожкам, велосипедным и велопешеходным дорожкам (по любой стороне), в пределах пешеходных зон, велосипедной дорожке Велосипедистам до 14 лет запрещается движение по проезжей части и обочине.

Слайд 7

Велосипедистам старше 14 лет Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет разрешено по: велопешеходной дорожке, велосипедной дорожке, полосе для велосипедистов . Движение по иным элементам дороги запрещено .

Слайд 8

Велосипедистам старше 14 лет Можно ездить по правому краю проезжей части в следующих случаях: е сли нет велосипедной и велопешеходной дорожки или невозможно двигаться по ним; е сли велосипед, прицеп или груз шире 1 м; если движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

Слайд 9

Велосипедистам старше 14 лет Второе исключение – разрешено движение по обочине: е сли нет велосипедной и велопешеходной дорожки или невозможно двигаться по ним; е сли нет полосы для велосипедистов или нет возможности двигаться по правому краю проезжей части;

Слайд 10

Велосипедистам старше 14 лет Третье исключение – разрешено движение по тротуару или пешеходной дорожке: е сли нет велосипедной и велопешеходной дорожки или невозможно двигаться по ним, е сли нет полосы для велосипедистов или нет возможности двигаться по правому краю проезжей части или обочине, е сли велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет или перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом .

Слайд 11

Сигналы велосипедиста Велосипедист , предполагающий осуществить поворот или остановиться , должен подавать определенные сигналы: Поворачиваю налево Поворачиваю направо Т орможу

Слайд 12

Велосипедист д олжен соблюдать ПДД Пересекать дорогу по пешеходному переходу можно только пешком Должен уступить дорогу выезжающим с остановки автобусам Пропустить того, кто пересекает перекрёсток справа от вас

Слайд 13

Проверь себя 1.Сколько лет должно исполниться ребенку, чтобы ему разрешалось ездить по дорогам? 10лет 14лет 12лет 2.Какой из сигналов должен подать велосипедист, если он захочет остановиться? 3.Каким знаком обозначается велосипедная дорожка? 4. Человек, ведущий велосипед, является велосипедистом пешеходом

Слайд 14

4. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет разрешено: по велосипедной дорожке полосе для велосипедистов по тротуарам 5.Движение по обочине разрешено, если нет возможности двигаться по правому краю проезжей части н ет тротуара н ет пешеходной дорожки 6.Велосипедистам до 14 лет не запрещается движение п о проезжей части по обочине по велосипедной дорожке 7. Велосипедистам не запрещено п ересекать дорогу по пешеходным переходам у правлять велосипедом одной рукой п еревозить детей без специального устройства 8.Ездить по дороге при наличии велодорожки р азрешено запрещено Проверь себя

Маршрутное транспортное средство

Особый вид транспортных средств – это маршрутное ТС. Оно обладает особым статусом на дороге. Водителям таких ТС позволительны некоторые «вольности», являющиеся отступлением от общих норм ПДД. Так, им разрешается игнорировать некоторые запрещающие и предписывающие знаки, знаки особых предписаний и пр. Специально для них на проезжей части бывает выделена полоса для движения, а места для посадки-высадки пассажиров обозначается особым знаком и/или разметкой.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Обозначим такие транспортные средства. Судя по определению самих ПДД, — это автобус, троллейбус и трамвай. К ним следует присовокупить еще и маршрутные газели (с которыми, кстати, сегодня ведется непримиримая борьба, как с небезопасным маршрутным ТС).

Но всякий ли автобус или «маршрутка» являются собственно маршрутным транспортным средством. Конечно же, нет! Правила однозначно вводят специальные функциональные критерии для них:

  • перевозка людей (пассажиров) по дорогам;
  • строго установленный маршрут следования (с конкретным номером маршрута);
  • обозначенные места остановок, предназначенных для посадки-высадки пассажиров.

И получается, что водитель, двигающийся по маршруту на таком ТС, будет причислен именно к водителям маршрутного ТС со всеми вытекающими «льготами» для него (о них мы скажем в специальных разделах ПДД).

А вот если водитель после трудового дня, высадив пассажиров на «конечной», двигается домой, в гараж, к месту стоянки своей «маршрутки», то его транспорт уже не считается маршрутным ТС. Соответственно, все «льготы» исчезают. И даже утром — до момента выхода на маршрут – газель не считается маршрутным ТС.

Сделаем еще два предварительных замечания в отношении таких ТС.

1. Рядовые водители, приближаясь к обозначенной знаком и/или разметкой остановке общественного транспорта, расположенной в населенном пункте («настоящем» населенном пункте), должны уступать дорогу «маршруткам», которые отъезжают от места остановки.

Вне населенного пункта такое правило не «работает» (из-за высокой скорости движения по таким участкам).

2. Не нужно слепо следовать за маршрутным ТС. Некоторые знаки, которые может проигнорировать водитель такого ТС, «простым смертным» водителям нарушать нельзя.

Например, знак «Кирпич» (3.1 «Въезд запрещен»).

Маршрутная газель может юркнуть в зону действия этого знака, а обычный водитель нет.

Или знак, запрещающий поворот (3.18.1 «Поворот направо запрещен»).

«Маршрутка» имеет право совершить правый поворот, а рядовой водитель – увы!

Чтобы не быть подвергнутым административной ответственности (иногда весьма ощутимой для кармана), очертя голову двигаться за «газелькой» не следует!

Основные положения

Любой человек, желая приобрести двухколесного друга, должен знать, что вместе с ним он приобретает и ответственность за безопасность других людей. Поэтому нужно четко знать, что представляет из себя этот агрегат с точки зрения законодательства.

Велосипед как транспортное средство

Приспособление с рулем и педалями, как гласят правила ПДД для велосипедистов , относится к транспортным средствам. Следовательно, их владельцы приравниваются к водителям легковушек, грузовиков, троллейбусов и автобусов. Они так же, как и сидящий за рулем «КамАЗа», являются участниками дорожного движения. Это налагает на велосипедистов определенную ответственность и обязывает их вести себя на дорогах правильно, не создавая помех для движения транспорта и пешеходов. Тем более, что, в случае ДТП, водители двухколесных ТС страдают в первую очередь, поскольку не защищены кузовом, в отличие от автомобилистов.

Кто может управлять

Производители выпускают огромное количество велосипедных моделей для всех возрастов. Поэтому за рулем такого девайса можно увидеть и трехлетнего малыша, и пенсионера. Понятно, что маленькие дети должны передвигаться на своих трехколесных агрегатах только в сопровождении взрослых и под их неусыпным контролем, так как часто сами не знают, куда едут. Зона движения малышей ограничена пешеходными дорожками и тротуарами.

Что касается самостоятельного передвижения, здесь существуют возрастные ограничения на движение в определенных местах.

Дети от 7 до 14 лет могут перемещаться:

  • по пешеходным зонам;
  • велопешеходным и велосипедным дорожкам;
  • пешеходным дорожкам;
  • тротуарам.

Начиная с 14 лет, когда велосипед из приспособления для прогулки превращается в транспортное средство, его владельцу разрешается ездить и в других местах. При этом появляется список правил, который предписано неукоснительно исполнять. Если один или несколько верхних пунктов из этого списка в дорожной обстановке отсутствуют, следует руководствоваться пунктом, расположенным ниже.

Движение разрешено:

  1. По велосипедной полосе или дорожке, велопешеходной дорожке.
  2. По правому краю автодороги.
  3. По обочине.
  4. По тротуару, пешеходной дорожке.

Например, если велополоса или велопешеходная дорожка отсутствуют, необходимо перейти к п.2 и двигаться по правому краю проезжей части. Если и это невозможно (плотный автомобильный поток), нужно руководствоваться п.3, съехав на обочину.

Права велосипедистов

Несмотря на то, что велобайки относятся к ТС, их владельцы ограничены в правах, и сделано это в целях безопасности. Не все полосы дорожного полотна доступны для двухколесных машин, и даже в крайнем правом ряду им разрешается ехать только по краю дороги.

Зато велосипедисты имеют право передвигаться:

  • по обочине;
  • по велосипедным и велопешеходным дорожкам;
  • по тротуарам, при условии, что езда не мешает движению пешеходов.

Иначе придется вести байк за руль. В данной ситуации его владелец автоматически переходит в разряд пешеходов. Если он столкнется с автомобилем, перемещающимся по тротуару (а в отдельных случаях это допускается), то виноват не будет. А вот велосипедисту, сидящему за рулем, придется заплатить за ремонт авто, если его вина будет доказана.

Обязанности

Водитель двухколесного агрегата должен выполнять все требования к движению велосипедистов , изложенные в ПДД.

Он обязан:

  • содержать ТС в технически исправном состоянии;
  • не создавать помех для движения транспорта;
  • пропускать на перекрестках пешеходов;
  • не мешать движению прохожих по тротуарам;
  • в условиях недостаточной видимости пользоваться световыми приборами;
  • перед поворотами показывать знаками изменение направления движения.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий