Производители
Сегодня выделяется несколько проверенных фирм, специализирующихся на выпуске гидроциклов. Продукция отличается качеством и долговечностью, позволяя получить удовольствие от процесса, сполна окупив вложенные средства.
BOMBARDIER BRP. Компания пионер, первой выпустившая водный мотоцикл. Его презентовали в 1968 году в рамках серии Sea-Doo, которая по сей день объединяет новые и новые поколения гидроциклов. Среди конкурентов, продукция выделяется инновационными разработками, выступая в роли эталона.
Под маркой BOMBARDIER впервые выпущен вариант с 4-тактным двигателем, модель мощностью свыше 200 л/сил. Фирма не намерена отдавать пальму первенства, выпуская агрегаты с системой автоматической регулировки маневрирования, торможения и реверса. Успех компании зиждется на 3 китах: простом управлении, надежности и доступной цене.
YAMAHA. Японский концерн, не нуждающийся в особом представлении. Первый водный байк этого производителя увидел свет в 1986 году, покорив пользователей мощным двигателем и футуристическим дизайном. С тех пор качество и внешний вид только выросли, а компания расширила ассортимент, включив в него семейные, спортивные и туристические мотоциклы.
HONDA. Еще один представитель страны восходящего солнца. Разработанные его специалистами агрегаты отличались сочетанием достойных ходовых качеств и представительного облика.
Однако в целом направление оставалось для компании второстепенным и в 2009 году его закрыли. К услугам покупателей остаются лишь подержанные изделия, которые впрочем, способны прослужить еще долгое время.
KAWASAKI. Японцы не желают успокаиваться, представив еще один бренд, знаменитый скоростью и маневренностью изделий. Долгое время фирма специализировалась на производстве водных мотоциклов стоячего типа.
Современные тенденции подчеркивают стремление покупателей к комфорту, что отразилось и на выпускаемых моделях.
Несмотря на большую стабильность и устойчивость для них характерен спортивный стиль и принадлежность к классу «люкс». Стоимость у байков соответствующая, другим недостатком выступает дефицит запчастей.
Органы управления
Расположение основных деталей, контрольно-измерительных приборов (индикаторов) и идентификационных номеров приводится на рисунках, при этом надо понимать, что набор контрольно-измерительных приборов, как и их расположение, на конкретной модели гидроцикла может отличаться от приведенной в пособии
Рулевая колонка гидроцикла по внешнему виду и функциональной нагрузке почти идентична рулевой колонке дорожного мотоцикла или снегохода, но при этом необходимо твердо запомнить, что гидроцикл управляем только при работающем двигателе и нажатой педали газа (на инерции при заглушенном двигателе движется только по прямой).
На рулевой колонке индикатор балансировки — показывает вертикальное положение сопла водомета; тахометр, спидометр, указатель наличия топлива в баке, индикатор температуры охлаждающей жидкости и индикатор уровня масла. На ней же слева расположёна главная кнопка — красная кнопка с надписью «стоп» — останова двигателя. Нажатие на нее глушит двигатель, а зеленая кнопка с надписью на ней «старт», расположенная там же, запускает его.
Переключатель балансировки служит для оптимальной установки рулевого сопла при уравновешивании судна с учетом веса водителя.
Ручка газа расположена справа, как и рукоятка воздушной дроссельной заслонки, оттягивание которой, как и везде, обогащает горючую смесь. После пуска и прогрева двигателя ее необходимо вернуть в первоначальное состояние. На многих моделях гидроциклов есть регулятор подачи топлива, имеющий три положения: «включено», «выключено» и «резерв». Переключатель, установленный в положение «резерв» позволяет водителю вернуться к берегу при отсутствии контроля за наличием топлива в баке и его выработке. Ключ зажигания, как правило, двухпозиционный, выполняет те же функции что и на всех машинах. После пуска двигателя его рекомендуется вынуть из гнезда и надежно спрятать, чтобы не утерять в процессе катания.
В кормовой части гидроцикла имеется дренажное отверстие, используемое для слива воды из двигательного отсека и закрытое соответствующим винтом. Отвертывать винт следует только на суше. Перед спуском аппарата на воду, во избежание его затопления, следует убедиться в закрытии дренажного отверстия.
После пуска двигателя водитель должен обязательно убедиться в работе системы охлаждения двигателя и циркуляции в ней воды. Контроль — выброс воды через сливное отверстие.
Рулевое управление
Движения руля передаются на сопло водомета, которое контролирует направление движения гидроцикла. Повернув руль направо, гидроцикл повернет направо и наоборот. Для прохождения поворота необходимо нажать на рычаг акселератора.
Предостережение
Чтобы повернуть на гидроцикле, необходимо повернуть руль и нажать на рычаг акселератора. Управляемость зависит от числа пассажиров, нагрузки, водных условий и факторов окружающей среды, таких как ветер. В отличие от автомобиля для прохождения поворота на гидроцикле необходимо нажать на рычаг акселератора. Попрактикуйтесь выполнять повороты в безопасных условиях. Это поможет Вам избежать аварии.
При отпущенном дросселе и при остановленном двигателе эффективность рулевого управления уменьшается. Управление гидроциклом с пассажиром отличается от одиночного вождения и требует лучших навыков вождения. Пассажиру всегда следует держаться за ремень сиденья или поручень. Уменьшите скорость и избегайте резких поворотов. При движении с пассажиром избегайте неспокойных вод.
В Системе Пассивного Рулевого Управления (O.P.A.S.) используются две боковые заслонки, облегчающие поворот гидроцикла при повороте руля при отпущенном рычаге акселератора или остановленном двигателе. Боковые заслонки, расположенны в задней части корпуса, поворачиваются в ту же сторону, что и руль, облегчая управление гидроциклом
В начале эксплуатации осторожно ознакомьтесь с работой этой системы
При работе двигателя на частоте, составляющей 75% от номинальной, боковые заслонки автоматически поднимаются, так как они не нужны на такой скорости. При работе двигателя на частоте, составляющей 30-75% от номинальной, боковые заслонки частично подняты. Боковые заслонки в верхнем положении. При отпущенном рычаге акселератора и падении оборотов двигателя боковые заслонки автоматически опускаются и облегчают управление гидроциклом.
Рулевое управление — безопасность в движении
Современные модели технического средства имеют дополнительную систему безопасности, которая позволяет заводиться двигателю лишь при наличии установленного в замок специального ключа. Такой ключ крепится к запястью пилота или к его спасательному жилету. В случае падения ключ выдергивается и двигатель самовольно прекращает работу. Соответственно, риск столкнуться с чем-то или с кем-то сводится к минимуму.
Гидроцикл стал популярным техническим средством на море. Его используют в развлекательных программах и при проведении водных экскурсий. Простое устройство водного мотоцикла, его эстетический внешний вид привлекает людей любого возраста и пола.
Какие аксессуары нужны дополнительно
Когда настает тот волнующий момент, когда Вы становитесь хозяином, хочется тут же найти ближайший водоем и окунуться в драйв. Рано, уважаемые байковладельцы! Прежде чем отправиться в большое и малое плавание, нужно с внушительным списком походить по магазинам и купить все необходимое для безопасной езды.
- Жилет.Число жилетов соответствует числу предполагаемых пассажиров, которые одновременно будут находиться на аквабайке. Экономить на них не стоит, чтобы в опасный момент они не сдулись и лопнули. Надежные жилеты должны быть удобно скроены и крепко пошиты, без изъянов и тонких ниток. Чтобы человек в нем плавал, как свечка, то есть прямо над водой, нужно правильно подбирать размер.
- Масло.Кушать его водяные мото любят, поэтому, чтобы ваша машина не «чихала», меняйте его с четкой периодичностью. Расход для современных аквабайков составляет примерно 1 к 50 относительно бензина. Максимум обычно достигает одного литра в день, поэтому минимальный объем для покупки должен составлять 20 л. Это в целом. В частности все зависит от режима эксплуатации и марки гидроцикла. Так, Seo-Doo принимает только масло Rotax-Bombardier. А вот марки Yamaha, Kawasaki рекомендуют использование TC-W3. Путаница грозит снижением характеристик и неприятными проблемами с гидроциклом в будущем.
- Свечи – хлеб для водяного друга. Они должны быть специально изготовленными для водных мотоциклов, фирменными и качественными. Их предназначение – спасать ваш аквабайк, когда он случайным образом хлебнет воды. Замена свечей в большинстве случаев исправит ситуацию, поэтому держите их про запас. Средняя цена одной свечи колеблется в пределах 5. У.е.
- Шланг.Казалось бы, к чему промывочные шланги для машины, которая все время находится в воде? Однако после каждого катания на аквабайке остаются грязь, песчинки и водоросли, которые могут существенно снизить его ресурс. Тем более необходимо смывать шлангом соленую воду, которая является чрезвычайно агрессивной средой для любого металла. Мыть машину рекомендуется теплой чистой водой при небольшом напоре, чтобы от перепадов не отходила краска. Чистый мот – залог его долгой и верной службы.
- Lube.За этим незнакомым словом скрывается универсальное средство для защиты вашего водного мотоцикла. Уникальный антикоррозийный состав препятствуют ржавлению движка и спасает его от воздействия морской воды. Трех баночек вполне хватит, что машина не успела за пару месяцев превратиться в груду железа.
Все выше перечисленное – это необходимость, которая облегчит вам жизнь при эксплуатации водного байка. Водный мотоцикл – продукт популярный, поэтому и аксессуаров для него сейчас выпускается великое множество. Но это уже дело вкусовых предпочтений – кому что нравится. Сказать, что гидроцикл не роскошь, а средство передвижения, наверно не повернется язык. Да, это дорогое удовольствие, но те впечатления, которые можно получить от езды по воде, действительно стоят того.
Модели аквабайков для начинающих
Начинающему водителю можно остановиться на модели GTI 90 от BRP, которая достаточно мощная и маневренная для прогулок по водоемам. Этот гидроцикл не подойдет для профессиональных спортсменов, которые хотят оттачивать свои навыки в грациозных трюках.
Ещё один вариант — двухместный гидроцикл Spark Trixx 2UP. Он разгоняется до 77 км/ч при мощности двигателя в 90 л.с. Это транспортное средство выделяет доступная цена (оно ощутимо дешевле более совершенных моделей) и отменное качество. Здесь можно регулировать руль по высоте, что обеспечивает дополнительное удобство. Водный байк оснащен системой контроля водомета и упором для ног на корме.
Советы при покупке б/у гидроцикла
Покупать б/у водные мотоциклы лучше всего у проверенных дилеров — это позволит сэкономить значительные суммы и, при необходимости, чаще менять гидроциклы. Ведь даже если он был в использовании всего несколько месяцев, его цена уже ощутимо снижается.
При выборе гидроцикла нужно учитывать многие детали. Просматривая в каталоге предложения от известных производителей, вы сможете сделать свой выбор в пользу быстрого и маневренного аквабайка, который станет незаменимым спутником на водных прогулках.
Видео о трюках
Профессиональные (стоячие) гидроциклы подойдут больше тем, кто любит спорт и экстрим. Они мощнее и миниатюрнее других. Правда, управляться с ними будет сложнее – требуются сноровка, опыт и специальная тренировка. Но зато, если наловчиться в обращении с данной техникой, то могут открыться многие возможности и трюки, такие как прыжки, ныряние, различные перевороты и развороты. Со временем появился даже специальный вид спорта – аквабайк. Такие гидроциклы можно найти у следующих производителей: Kawasaki и Yamaha.
Если же вам нравятся и туризм, и экстрим, то в последнее время появляются также и смешанные модели, которые сочетают в себе спокойствие и спорт. При необходимости в таких байках можно снять сидение – и вот, прогулочный байк становится спортивным, что очень удобно в использовании. Если вы планируете такую покупку, то следует учесть то, что понадобится немало аксессуаров:
— спасательные жилеты обязательно должны быть у каждого пассажира, даже опытный водитель будет увереннее и безопаснее чувствовать себя в нем;
— свечи лучше всего покупать фирменные, которые изготавливают специально для гидроциклов. Их качество намного лучше и не будет никаких неприятных сюрпризов, если во время прогулки гидроцикл попадет под воду;
— масло требует замены время от времени, поэтому следует иметь запасной контейнер в багажнике. Расход масла зависит от конкретной модели водного мотоцикла;
— промывочный шланг – очень важный аксессуар, без которого не пройдет помывка вашего транспортного средства. Для того, чтобы байк служил вам как можно дольше, необходимо после каждого выхода в воду отмывать его теплой проточной водой из шланга от водорослей, песка и прочей морской грязи. Причем желательно иметь прочный шланг удобной длины. Это необходимая мера, поскольку если проигнорировать это или не сделать вовремя, работоспособность и качество гидроцикла заметно снижается;
— защитное средство поможет сохранить двигатель. Благодаря ему морская вода и ржавчина не так навредят вашей технике, что продлит ему срок эксплуатации.
Этот список можно продолжить еще, но остальные аксессуары уже являются скорее делом вкуса, чем обязательным приобретением. Так что тут все зависит от вас и ваших интересов и возможностей.
При покупке гидроцикла следует обратить внимание на перевозку, хранение и уход. Для его хранения понадобиться гараж, а для перевозки придется приобрести прицеп
В гараже лучше всего хранить транспорт в специальном чехле, который поможет сохранить его от различных внешних воздействий, в том числе от ударов и порчи корпуса. Также перед тем, как отправить на хранение байк, следует внимательно изучить его – на днище ни в коем случае не должно быть никакого постороннего мусора. Также рекомендуется проходить регулярный техосмотр, чтобы Ваша машинка не испортил вам летний отдых своей неожиданной поломкой и чтобы вовремя предотвратить возможные неполадки. И ни в коем случае не занимайтесь этим сами, лучше довериться специалистам в этом вопросе.
Одно из наиболее важный действий, которое вы должны совершить при приобретении байка – это зарегистрировать его в специальном учреждении – государственной инспекции по маломерным судам. Для этого вам необходимо оплатить госпошлину и подать заявление с документами, подтверждающими то, что вы действительно владеете данным транспортным средством. Это нужно сделать обязательно в течение 10 календарных дней со дня покупки аппарата.
Сейчас уже сложно представить себе отдых на воде без этого чудесного транспортного средства. Хоть у него и немалая стоимость, но эмоции, которые вы испытаете, того стоят. Гидроцикл действительно сделает незабываемым и живым ваш отдых.
Post Views: 3 514
Нейтральная и задняя передачи
Чтобы включить нейтральную передачу, включите сначала заднюю передачу, а затем толкните рычаг обратно до тех пор, пока гидроцикл не остановится. Заслонка заднего хода будет находится в среднем положении,отбрасывая часть потока воды к передней части гидроцикла, и тем самым уменьшая его скорость.
Предостережение
Никогда не используйте компоненты водометного движителя в качестве точки опоры при подъеме на борт гидроцикла. Пользуйтесь рычагом переключения передач только, когда двигатель работает на холостом ходу и гидроцикл полностью оста новился. При движении задним ходом никогда не повышайте обороты двигателя. Не используйте заднюю передачу, чтобы остановить гидроцикл. По возможности двигайтесь задним ходом в течение непродолжительного времени и на малых скоростях. Всегда убедитесь, что позади Вас нет препятствий или людей, особенно детей, играющих на мелководье.
При включенной нейтральной передаче приводной вал и импеллер продолжают вращаться.
Чтобы включить заднюю передачу, полностью вытяните рычаг. Заслонка заднего хода будет находиться в нижнем положении, отбрасывая весь поток воды в переднюю часть гидроцикла.
Предостережение
Для максимального контроля над гидроциклом при движении задним ходом немного увеличьте обороты двигателя. Чрезмерное увеличение частоты вращения приведет к турбулизации потока воды и снижению эффективности работы.
При движении задним ходом поверните руль в ту же сторону, куда Вы хотите повернуть. Например, чтобы задняя часть гидроцикла повернула налево, руль необходимо повернуть налево.
Пользуйтесь рычагом переключения передач, только когда двигатель работает на холостом ходу и гидроцикл полностью остановился. Не используйте заднюю передачу, чтобы остановить гидроцикл.
Водный мотоцикл
Водный мотоцикл или, как принято называть его, гидроцикл – это водное транспортное средство, ранее используемый исключительно как спортивная техника, теперь же еще и в роли некого водного аттракциона для любителей активно отдохнуть.
Безопасно ли
Если сравнить водный мотоцикл и обычный, можно понять, что травмоопасность первого намного меньше
Однако так дело обстоит, если соблюдается осторожность при использовании и торможении. При ее отсутствии можно или самому упасть в воду, или наткнуться на резиновую лодку, или, что еще хуже, на забывшегося пловца
Если вы собираетесь катать кого-то помимо себя, отточите свои навыки вождения прежде всего, ведь при наличии дополнительного груза управление становится в разы сложнее.
Устройство
Корпус.
Основой данного вида транспорта является корпус. Он изготавливается из высококачественного пластика, который для большей прочности и безопасности оснащается металлическими вставками. В корпусе имеется отсек для хранения личных вещей.
Двигатель.
Не менее важным элементом гидроцикла является двигатель, который и делает простой корпус подвижным и оттого таким подходящим для активного отдыха. Двигатель хорошо защищен от попадания воды.
- Система охлаждения закрытого или открытого типа.
- Рулевая система.
Как можно догадаться по названию, данная система необходима для управления мотоциклом, осуществляется данное управление за счет изменения горизонтального угла руля, градус поворота аппарата зависит от резкости поворота руля.
Дополнительные устройства. С
каждым годом аппараты становятся все более усовершенствованными и удобными в использовании. Происходит это за счет добавления в основной комплект аппарата многих дополнительных устройств. Более подробно о них будет рассказано позднее в этой статье.
Типы конструкции
Все гидроциклы подразделяют на две большие ветви по типу конструкции: стоячие и сидячие.
Стоячие
Стоячие гидроциклы относят к спортивным вариантам, они легкие, хорошо поддаваемые правлению, маневренные. Максимальная скорость достигает аж 120 км/ч. Особенность такого аппарата заключается в наличии возможности регулировать угол наклона наноса, используемого для создания реактивной тяги. Именно благодаря такой возможности на спортивных гидроциклах можно совершать различные захватывающие взгляд элементы.
Сидячие
Этот вариант более подходит для отдыха. Сидячие мотоциклы различаются количеством мест. В отличие от прошлого варианта они не такие легкие и маневренные, не имеют такой большой максимальной скорости, однако они более безопасны и подходят для людей, не занимающихся профессионально водным спортом. Для приятной водной прогулки по тихой морской глади лучшего варианта не найти.
Виды гидроциклов
Все описываемые водные аппараты можно разделить не только на 2 большие ветви по типу конструкции, но также и по категории людей/возрастов, для которых они предназначены.
Семейный
Особенностью семейных вариантов является наличие как минимум трех посадочных мест, которые способны вместить если и не всю семью, то, по крайней мере, большую ее часть. Приоритетами для данных моделей является безопасность и высокая устойчивость. Дополнительно они оснащены отсеками для хранения личных вещей и жилетов.
Спортивный
Спортивные агрегаты, как уже было указано ранее, стоячие. Приоритетами в данном случае являются скорость и маневренность. Однако управлять ими не так просто как, например, семейным. Для этого требуется хорошая реакция, навыки должны быть неплохо отточены, именно поэтому специалисты не рекомендуют приобретать именно этот вид мотоцикла, если ранее вы никогда не управляли гидроциклом.
Если же вам все таки хочется внести экстрима в обычные водные прогулки можно купить аппараты, появившиеся относительно недавно и являющиеся гибридами спортивного и семейного мотоциклов. Быстрота, легкость и устойчивость в одном флаконе.
Туристический
Туристический мотоцикл можно назвать видоизмененным семейным. Они вместительны, имеют дополнительные детали, удобные для туристов. Например, откидные ступени для удобного спуска в воду.
Детский
Несомненно, основной упор, основной приоритет детского водного средства – безопасность. Данный аппарат максимально похож на взрослый и, в то же время, максимально устойчив и прост в управлении. Взрослый также может получить удовольствие от использования такого мотоцикла, если, конечно, его масса не превышает ограничение, указанное в паспорте товара.
Правила соревнований
Каждое организованное мероприятие не обходится без твёрдых устоев, называемых «Правила». В отношении акваспорта их разрабатывает Федерация водно-моторного спорта России (далее ФВМС). Рассмотрим некоторые выдержки, касающиеся соревнований на аквабайках.
Терминология
Правила предусматривают использование специальной терминологии.
- «Спортивное судно» – приспособление для передвижения по воде. Водитель средства полностью контролирует его скорость и направление движения. С точки зрения рабочего объёма двигателя принадлежит к классу водных мотоциклов (аквабайки, гидроциклы) – ТС с двигателями внутреннего сгорания установленных стационарно. В качестве движительной силы работает водомёт.
- «Спортивный мотор» – механизм, вырабатывающий энергию, чтобы привести в движение транспортное средство. Состоит из источника питания, зажигания, газораспределения, системы охлаждения.
- «Рабочий объём двигателя» – сумма объёмов всех цилиндров в рабочем состоянии.
Владение специальной терминологией позволяет спортсмену верно реализовывать технические действия и правильно трактовать требования, прописанные в Правилах аквабайка.
Виды и характер соревнований
В 1990-м году в России начали проводиться первые городские Кубки. Уже в 2000-м они приобрели статус всероссийских, всё больше и больше привлекая поклонников. Каждый крупный водный город имеет свой клуб аквабайков. Сборная РФ – не исключение, и является постоянным участником крупных соревновательных мероприятий, таких как:
- Международное – спортивное событие, включенное в календарь UIM, проводится среди владельцев лицензий национальных федераций.
- Национальное – для участников с лицензией ФВМС. Событие присутствует в спортивном календаре Федерации.
- Всероссийское – проходит по Единому календарному плану Министерства спорта и туризма России.
На закрытых соревнованиях борются участники отдельных клубов или территорий. Однако в открытых принимают участие все желающие, свободно демонстрируя мастерство укрощения железного зверя.
Соревнования по аквабайку проходят в трёх дисциплинах:
- Кольцевые гонки– это проход 12-15 поворотов с красными (справа) и белыми (слева) буями. Побеждает тот, кто первый преодолеет гоночную дорожку.
- Слалом – зрелищные гонки на размеченном прямоугольнике, внутри которого размещены красные буйки, преодолеваемые на время.
- Фристайл– произвольная программа, в которой демонстрируются различные сальто и трюки. Часть элементов входит в обязательную программу состязания. Фристайл наиболее зрелищен и любим зрителями. Погружения и выпрыгивания из воды, виражи и прочие трюки не могут вызвать ничего, кроме изумления и восторга публики.
Соответствие класса аквабайка определенной спортивной дисциплине
№ | Класс аквабайка | Дисциплина |
1 | Ранэбаут GP3 | Кольцевые гонки |
2 | Ранэбаут GP2 | |
3 | Ранэбаут GP1 | |
4 | Ски дивижин GP3 | |
5 | Ски дивижин GP2 | |
6 | Ски дивижин GP1 | |
7 | Ранэбаут GP2 | Ралли рейд |
8 | Ранэбаут GP1 | |
9 | Ски дивижин GP1 | |
10 | Ски дивижин GP1 | Слалом |
11 | Ранэбаут GP1 |
При анализе данных таблицы можно сделать вывод, что каждой спортивной дисциплине соответствует определенный класс аквабайка.
Как работает устройство?
Рассматриваемый агрегат выбрасывает воду с большой скоростью, создавая реактивную тягу, приводящую к движению плавательного средства. Если рассмотреть этот процесс детально, можно отметить следующие моменты:
Жидкость подается в водозаборник водомета для лодки, своими руками сделанный заранее. Он оборудуется специальной сеткой, которая отсеивает мусор и водоросли
При создании заборника воды обращайте внимание на возможность ламинарного течения воды в нем, поскольку дополнительное завихрение и турбулентность у винта существенно ухудшают характеристики мотора.
На следующей стадии импеллер с силой отбрасывает воду назад. Она попадает в камеру сужения, благодаря чему ее скорость возрастает.
Выпрямляющее приспособление дополнительно увеличивает скорость за счет трансформации вихревого движения в прямолинейное положение
Лопаткам этого аппарата придают форму, обеспечивающую минимальный показатель сопротивления движущейся жидкости. Изготовители применяют разнообразные конфигурации спрямляющих агрегатов
Одним из самых популярных вариантов является поджатие лопаточного типа, гарантирующее использование данного элемента также в качестве сопла.
На конечном этапе поток через сопло преобразуется с увеличением скорости.
Для придания оптимальных характеристик приспособлению важно выполнить сопловую часть в правильном профиле.