Регаты с полным экипажем
Этот тип можно найти на всех видах дистанций — от коротких гонок вокруг буйков вроде Кубка Америки до кругосветных регат таких как Volvo Ocean Race. Эти регаты характеризуются тем, что моряков на яхте столько, сколько предусмотрено конструкцией. Естественно, это зависит от типа и размера судов, а иногда и от состава команды. Например, для яхты Volvo Ocean 65 чисто мужской экипаж составляет 8 человек, чисто женский экипаж для такой же яхты — 11, а в случае смешанного экипажа — 9 яхтсменов. В некоторых случаях счет идет на десятки! Для управления легендарным J-классом может потребоваться до 30 моряков.
Регаты с полным экипажем популярны и среди любителей. Новички могут взять в аренду яхту с 1-2 опытными яхтсменами и погонятся с конкурентами. По такому принципу проходит довольно много прибрежных регат, хорошим примером будет уже упомянутая выше Marmaris International Race Week.
Одно из важнейших различий в регатах — в типе яхт-участников и системе определения победителя. Эти два показателя тесно связаны между собой, и составляют важный нюанс яхтенного дела.
Оптимальный набор параметров
Подытожив все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
- Для детей оптимально подойдет модель с электрическим или бензиновым двигателем. Объем движка – 100 кв.см, мощность не более 7 л.с., скорость – максимум 45 км. Зажигание – электронное, тормоз – ручной с удаленным доступом. Охлаждение оптимально воздушное. Экономить бензин особенно не требуется, поэтому подойдет карбюратор. Модель может быть с кабиной, чтобы ребенок не выпал в случае столкновения. Высота сидения – 60 см.
- Охотникам и рыболовам подойдет движок с объемом 149 см, переключением передач типа вариатор, подвеска – маятник, карбюратор для перекачивания бензина, скорость не более 70 км/ч, 13 лошадиных сил. Бак на 7 литров, колеса – 17 см, дорожный просвет – 10 см. Для перевозки грузов достаточно запаса в 150 кг. Как вариант, можно рассмотреть комбинированные модели гидроцикл+квадроцикл или снегоход+квадроцикл, очевидно, что стоимость данных модификаций существенно выше, чем у обычных утилитарных квадриков.
- Туристы с экстремальными увлечениями могут остановиться на следующих параметрах: мощность – от 30 до 50 л.с, объем движка от 400 см/куб, независимая подвеска, инжекторная подача топлива, карданный привод, комбинированное зажигание, система охлаждения при помощи жидкости, сидение – от 80 см, перевозимый вес – 300 кг, бак на 22 литра и более, колеса – 25 см. Для регулировки оборотов может подойти как вариатор, так и коробка автомат.
- Для спортивных трюков требуется легкое устройство с объемом двигателя около 176 см/куб., мощность от 17 лошадиных сил, максимальная скорость – не более 75 км/ч. Зажигание можно выбрать электронное, карбюратор для подачи топлива, маленький бак (7 литров) для снижения веса конструкции, задний и передний тормоз. Нужна хорошая гидравлическая подвеска на все колеса, покрышки от 180 мм, седло – 70 см, высота от поверхности до дна квадроцикла – 12,5 см.
- Чтобы с ветерком прокатиться по асфальту, потребуется двигатель объемом 246 кубических сантиметров, скорость – от 100 км/ч, 16 л.с, инжекторный впрыск, ручное переключение оборотов двигателя, бак на 6 литров. Для охлаждения лучше остановиться на жидкостной системе, колеса – 27 см, расстояние до дна – 95 см.
Способ создания остойчивости однокорпусных яхт
Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа. Во-первых, с помощью балласта
, расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле). Во-вторых, с помощьюостойчивости корпуса , когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.
Первый способ создания остойчивости, то есть с использованием балласта, используют килевые яхты. Благодаря балласту конструкция килевой яхты обладает очень стабильной остойчивостью. Эти яхты весьма надежны, поскольку, например, «прощает» многие промахи экипажа и может приспосабливаться к различным ветро — волновым условиям. Это настоящий «хит» в мире парусных яхт. Двойное предназначение фальшкиля — размещение балласта и создание гидродинамической силы, препятствующей дрейфу, делают эти яхты, ни мало ни много, уникальными изобретениями человечества.
Второй способ создания остойчивости, с помощью остойчивости формы, используют яхты, в которых подводное крыло лёгкое, не имеющее балласта. Такое крыло называется «шверт», а яхта с таким крылом называется «швертбот». Швертбты не имеют балласта, и могут легко поднять шверт при подходе к мелководью. Также на них активно используют вес самого экипажа. Его перемещают, в зависимости от ветровых условий в то или иное место на том или ином борту яхты, а то и выводят за борт на специальных подвесках – трапеции.
Есть и промежуточный вариант. Это так называемые яхты – «компромиссы»
. Эти яхты имеют так называемый «тяжелый» шверт. То есть балласт в таком шверте участвует в создании остойчивости. Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу. Для создания необходимой остойчивости «компромиссы» могут также использовать вес экипажа или балласт, установленный в неподвижных, нижних частях корпуса. Таким образом, по способу создания остойчивости однокорпусные яхты можно разделить на:
- Килевые
- Швертботы
- Компромиссы
Рис 3. Килевая яхта, швертбот и компромисс.
Штекер или телескоп
Какой спиннинг лучше выбрать исходя из его конструктивных особенностей, деталь важная, но не критичная, в плане рабочих характеристик снасти. Производители выпускают удилища в двух вариантах:
- штекерные;
- телескопические.
Телескопические однозначно удобней при транспортировке и хранении, занимают минимум места в рыболовном багаже и месте его хранения. Штекерные, наоборот, гораздо массивней. Их габариты и хрупкость материала требуют, особенно при перевозке, аккуратного к себе отношения. Любые скрытые дефекты от удара и сжатия бланка обязательно вылезут наружу при эксплуатации снасти в полевых условиях. Для такого вида спиннинга просто необходим специальный тубус.
В то же время у телескопических спиннингов велика вероятность появления люфтов в соединениях. Ведь их в разы больше, чем у штекера, отсюда и более высокий процент риска такого дефекта. Это одна из весомых причин частого использования рыболовами штекерных палок. Да и оптимальная длина спиннинга при штекерном исполнении, для определённых условий лова, более точна, чем при подборе телескопического варианта. В телескопической линейке ряд длин гораздо короче.
Исходя из этих факторов, рыболов выбирает спиннинг сугубо из своих предпочтений. Как правило, спиннинг для рыбалки приобретается на долгие рыболовные сезоны и все эти нюансы стоит учитывать заблаговременно.
Моторные яхты
Моторная яхта — это не просто прогулочное судно, а самый настоящий дом на воде, очень комфортный и быстроходный. Благодаря мощному двигателю, на моторной яхте можно преодолевать большие расстояния в короткий промежуток времени. Кроме скорости, характерными чертами моторных яхт являются комфортабельность, роскошная отделка интерьера, большие палубы для принятия солнечных ванн, отдельные помещения на баке. На кормовой части моторной яхты обычно размещаются большой стол и стулья для отдыха и приема пищи. Все чаще моторные яхты оборудуются климатическими установками, электроникой и современными атрибутами для водных видов спорта, то есть всем, что делает путешествие приятным. В машинном отделении моторной яхты размещается генератор, который обеспечивает домашний комфорт даже в море.
Гулеты
Гулет — это удобная, большая и комфортабельная деревянная двухмачтовая яхта, которая может идти как под парусом, так и на двигателе. Традиционное судно для морских путешествий на средиземноморье. Изначально такие суда использовались для рыбалки, затем в качестве торговых, пассажирских и грузовых судов, а начиная со второй половины 20-го века, гулеты применяются исключительно для чартера и отдыха на море. Гулеты отличаются хорошей маневренностью и устойчивостью. От традиционных рыбацких судов они унаследовали широкую палубу, низкий профиль в воде и округлую форму кормы. Широкий корпус позволяет разместить множество кают и просторную кают-компанию. Большая корма округлой формы служит для удобного размещения даже большой компании под открытым небом. Современные гулеты — это элегантные прогулочные яхты, которые по уровню комфорта не уступают роскошным моторным яхтам. При этом эти парусники сохранили первоначальную красоту и изящность традиционных форм. Гулеты оснащены новейшими навигационными системами и впечатляют удобными двухместными каютами с высокими потолками и просторными коридорами. Арендовать гулет можно исключительно с экипажем и поваром, который обеспечивает трёхразовое питание пассажиров на борту.
Матч-рейсы
Регаты в форме матч-рейсов становятся все популярнее, хотя могут похвастаться и солидной историей. Некоторые отсчитывают историю этого формата соревнований с 1660 года — тогда английский король Чарльз II с братом Джеймсом соревновался в очной гонке за символический приз в 100 гиней.
Причиной современной популярности послужила активная коммерциализация регат, увеличивающийся интерес со стороны спонсоров и зрителей. Оказалось, что матч-рейсы очень удобны для ТВ-трансляций и в силу своей бескомпромиссности очень увлекают болельщиков.
Суть матч-рейса в том, что соревнование проходит между двумя яхтами на небольших дистанциях. Очное противостояние экипажей характеризуется огромным накалом страстей и особенно большим весом тактических ходов.
Первым и самым знаменитым парусным соревнованием, проведенным в таком формате, стал Кубок Америки. Именно там противники гонялись друг с другом на нескольких дистанциях — то есть в полной мере реализовывали принцип матч-рейсов. Хотя такая традиция проведения КА сохраняется до сих пор, эту регату нельзя назвать самой каноничной.
Матч-рейсы стараются проводить в классе монотипов — то есть абсолютно идентичных по конструкции яхт. Это фактически полностью уравнивает шансы соперников. В то же время в КА участники руководствовались так называемыми “box rules” — это такой формат конструкторских ограничений, где требования предъявляют только к каким-то ключевым аспектам, оставляя прочие на усмотрение дизайнеров и инженеров.
Впрочем, для КА 2017 организаторы вводят более жесткие правила. Итальянская команда Luna Rossa в знак протеста против подобного ввода монотипов даже отозвала свою заявку на участие в регате. Апеннинцы мотивировали тем, что это идет вразрез со столетней традицией Кубка Америки. Но следует признать — это вряд ли возымеет какое-то действие на организаторов.
Если КА использует катамараны — многокорпусные яхты, то для однокорпусных судов классической конструкции самым престижным соревнованием стал World Match Racing Tour. Серия матч-рейсов, проводящихся на трех континентах по всему миру под эгидой ISAF. Это соревнование для профессионалов, проходящее в формате классического матч-рейса, как в Кубке Америки, с той разницей, что участников здесь больше двух, соответственно и этапов тоже.
Обычно один этап матч-рейса включает четыре гонки, но это не жесткое правило, оно может меняться в зависимости от дистанции, яхт или других требований
Особенно важно в таких регатах — грамотное тактическое руководство яхтой. Если в гонках флота какое-то судно нарушит правила и сделает штрафной поворот — это мало скажется на общих результатах
А вот в матч-рейсах один фол может легко привести к проигрышу. Именно поэтому шкиперы часто выбирают не самый короткий курс, а самый выгодный с точки зрения “рисования фола”. Поэтому матч-рейсы с полным правом могут претендовать на статус самых зрелищных, динамичных и сложных регат.
Важным фактором, определяющим уровень регаты, является уровень экипажа. Олимпийцы — специфический вид экипажей. Это спортсмены, участвующие в соревнованиях на уровне страны, континента, мира и, конечно, Олимпийских играх. Именно Олимпиада с ее, казалось бы, совсем незрелищными короткими курсами и маленькими яхтами, вроде Laser class, часто привносит самые незабываемые моменты в парусный спорт. А многие Олимпийские чемпионы становятся профессионалами и завоевывают трофеи уже другого уровня.
Но как и в любом виде спорта, в яхтинге есть и профессионалы и любители. Естественно, любительские регаты отстают от профессиональных в плане уровня сложности и зрелищности. Но так бывает не всегда! В той же Sidney to Hobart Race некоторые австралийские яхтсмены участвуют на протяжении десятилетий и едва ли такие любители очень уж уступают профи. Однако градация регат существует.
Распределение по разрешенным для захода акваториям
Также нельзя не отметить официальную классификацию яхт по области использования. Здесь выделяют несколько групп.
- Моторные яхты категории A – суда океанского назначения. Такие плавсредства спроектированы с учетом сопротивления волнам высотой свыше 4 м, и способны преодолевать ветра силой в 17-21 м/сек. Кроме того, у яхт данной категории предусмотрено автономное обеспечение.
- Суда класса B – яхты, созданные для морских акваторий. Подобные корабли справляются с ветром силой до 20 м/сек и покоряют волны высотой до 4 метров.
- Класс яхт C – судна используются в прибрежных акваториях (дельты рек, крупные каналы и т.п.). Кораблям разрешен выход на воду при ветре до 14 м/с и высоте волн до 2 м.
- Категория D – малые яхты и катера, эксплуатация которых допускается только в закрытых и спокойных водоемах. Данные плавсредства преодолевают волны до 0, 5 м и ветер силой до 8 м/с, поэтому для их использования подойдут лишь небольшие озера и реки.
Отметим, что разделение отчасти условное, но все же яхтсменам рекомендовано придерживаться данных стандартов. Теоретически, при хорошей погоде можно и на яхте категории D выйти в открытое море, но на практике это лучше не проверять. Погода может резко поменяться, что приведет к критической ситуации, т.к. у малых яхт низкий запас автономности и слабое техническое оснащение.
Просмотры:
4 241
История парусного спорта
История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами – яхтами, которые предназначались для состязаний или плавания для удовольствия. Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.
Первый документ о любительском плавании под парусами датирован 19 апреля 1601 г. и представлял собой прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона.
1 октября 1661 в Англии прошли первые зарегистрированные парусные гонки.
В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб.
До середины XIX века яхты служили для путешествий и прогулок, но в 1775 году в Англии возникла Камберлендская флотилия, которая была специально предназначена для подготовки и проведения регат. В 1812 году в Каусе основана Королевская яхтенная эскадра, которая считается старейшим английским яхт-клубом.
Даты создания других старейших яхт-клубов:
1830 год – Шведский Королевский парусный клуб;
1838 год – Гоночное общество в Гавре;
1844 год – Нью-Йоркский яхт-клуб;
1846 год – Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб;
1858 год – Парижский парусный клуб;
1858 год – «Моряк на все руки» (Санкт-Петербург).
С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в девяти классах судов:
- “Финн” (мужчины),
- “Лазер” (смешанные),
- “470” (швербот-двойка, мужчины и женщины),
- “Европа” (женщины),
- килевые яхты “Звёздный” (мужчины),
- “Инглинг” (женщины),
- парусная доска-одиночка – класс “Мистраль” (мужчины и женщины),
- катамаран-двойка – класс “Торнадо” (мужчины).
В 1907 году начал свою деятельность Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность для организации и проведения международных встреч.
Классификация яхт
Такие корабли подразделяют на множество разновидностей исходя из их размеров, способа передвижения или материала, из которого судно изготовлено. Современные яхты изготовлены уже не по старинке – из дерева. Для их производства сейчас используют новейшие материалы: в частности – сверхпрочные пластики. Яхты – это суда, снабженные всем необходимым для автономного плавания: опреснителями воды, спутниковыми навигаторами, радиостанциями и средствами безопасности.
По способу передвижения выделяют парусные, моторные и парусно-моторные корабли такого типа.
Парусные яхты
Они состоят из корпуса и парусной оснастки. Все что им нужно для перемещения по водным пространствам: попутный ветер и грамотный рулевой. Понятно, что парусная яхта не сможет соревноваться в скорости с моторной, да и направление ветра не всегда бывает попутным. Однако это исторически первый тип яхт, эти яхты до сих пор популярны. Они стоят дешевле моторных и парусно-моторных собратьев. Тем не менее, у них нет никаких ограничений по запасам топлива, поэтому перед ними открыт весь мир.
Парусные корабли в свою очередь, подразделяются на крейсерские и гоночные. Основанием для того деления служит назначение судна, конструкция его корпуса и парусное вооружение.
Гоночные яхты такого типа предназначены для парусных регат в ограниченных морских или речных акваториях. Они достаточно легки, не имеют солидного запаса прочности и особых бытовых удобств. Крейсерские яхты – это суда с солидной конструкцией, широкий набор удобств, ведь они предназначены для длительного автономного крейсерского плавания в удалении от баз.
Парусно-моторные яхты
Сочетание силовой установки и парусов – это сознательный выбор многих людей влюбленных в морские путешествия. Понятно, что двигатель играет в этой компоновке второстепенную роль, и при наличии ветра, конечно же, в первую очередь будут использоваться паруса. Однако он, несомненно, пригодится в плавании в сложных погодных условиях или для маневров при абсолютном штиле.
С точки зрения логистики, для этого вида судов уже будут нужны некоторые запасы топлива, но по сравнению с требованиями для моторных яхт, эти запасы могут быть незначительными. Все же на первом месте будет парус.
Моторные яхты
Имея один или два двигателя внутреннего сгорания, моторные суда развивают недостижимые для парусных кораблей скорости. При чем двигатель на борту это и еще и повышенный комфорт. А благодаря наличию мотора на судне, возможно размещение многих систем жизнеобеспечения. Эти яхты могут быть различных размеров, достигать нескольких десятков метров в длину. На их борту могут иметься каюты и салоны с кондиционированием воздуха. Они мобильны, способны плавать по мелководью и совершенно не зависят от погодных условий. Стоимость таких судов существенно выше и может достигать астрономических сумм. Также стоит забывать о цене на топливо и больших его расходах.
Двухмачтовые яхты
Рассмотрим наиболее распространенные виды мачтовых сооружений двухмачтовых яхт.
- Йол – тип косого вооружения двухмачтового судна, имеет две мачты: переднюю грот и заднюю бизань. Вторая обычно меньшего размера и применяется лишь для балансировки. Данный тип мачты был распространен в 1950-1970-х годах и использовался в маломерных спортивных судах.
- Кеч – тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами. В отличие от йола, у кеча бизань соразмерна с гротом и создает тягу при движении. В случае слабого ветра между гротом и бизанью может устанавливаться апсель (косой треугольный парус). Использование двух мачт близких по размеру позволяет равномерно распределить работу с мачтовыми сооружениями.
Характеристики яхт
1. Длина. Чем длиннее корпус – тем выше потенциальная скорость судна. 2. Ширина. Этот показатель обеспечивает остойчивость яхты, насколько хорошо она может держаться даже на сильных волнах. 3. Осадка. Чем больше осадка – тем острее угол относительно ветра, под которым яхта может идти, не рискуя перевернуться или порвать паруса. 4. Высота борта над водой. Особенно актуально для морских регат. 5. Водоизмещение, вес. Чем тяжелее яхта – тем выше сопротивление воды. 6. Парусность. Чем больше площадь парусов – тем быстрее развивается скорость. В начале XIX века, как только парусные гонки стали набирать оборот, яхтсмены впервые задумались о том, как можно привести яхты к какому-то стандарту, упорядочить. Ведь так соревноваться было бы гораздо интереснее и более справедливо. Яхты стали объединять по параметрам, озвученным выше. Этот же принцип до сих пор действует для яхт свободного класса. Но есть все-таки яхты, похожие друг на друга больше, чем сестры-близнецы. Это монотипы.
Спортивные катамараны
Торнадо (Tornado)
Гоночный катамаран-монотип и первая многокорпусная яхта на Олимпиаде. Катамаран был спроектирован в 1967 году в Великобритании, а через десять лет он впервые участвовал в программе Игр. Для наиболее эффективного откренивания в распоряжении матроса была трапеция. «Торнадо» отлично выходил на один поплавок и по скорости был вне конкуренции относительно остальных олимпийских классов. В 2000 году его подвергли значительной модернизации: была изменена форма и увеличена площадь парусов, появился генакер и вторая трапеция для рулевого. Тем не менее, в 2008 году катамаран исключили из олимпийской программы. Но он по-прежнему остаётся очень быстрым и весьма привлекательным для любителей высокой скорости на воде.
Длина: 6,09 м Ширина: 3,08 м Вес корпуса: 155 кг Осадка с/без шверта: 0,76/0,15 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 16,35/5,29/25,77 м2 Экипаж: 2 человека Страна и год создания: Великобритания, 1967
Сайт класса
«Накра 17» (Nacra 17)
Проект был разработан в 2011 году, а уже в 2012-ом было принято решение о включении класса в Олимпийскую программу на 2016 год. Первый чемпионат мира удалось провести в 2013-м, но флот был совсем небольшим. К тому же у спортсменов возникло немало вопросов к матчасти, которую буквально дорабатывали на бегу, чтобы успеть к Играм. Несмотря на юный возраст, класс успешно прошёл модернизацию, и на Олимпиаде 2020 он будет представлен в версии с фойлами. По сути, этот спортивный снаряд уже тяжело назвать яхтой: два поплавка «летят» над водой на подводных крыльях, что требует от экипажа ряд абсолютно новых навыков для традиционного парусного спорта. Как следствие, «Накра 17» сегодня — удел профи, целящихся на олимпийское золото.
Длина: 5,25 м Ширина: 2,59 м Вес корпуса: 142 кг Осадка с/без шверта: 0,7/0,2 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 14,45/4/18,5 м2 Экипаж: смешанный, 2 человека Страна и год создания: Нидерланды, 2011
Сайт класса
GC32
Невероятная скорость 74 километра в час, четыре подводных крыла, защитный шлем в качестве обязательной экипировки — все это ультрасовременный карбоновый катамаран GC32. Именно он сменил Extreme 40 на знаменитой регате Extreme Sailing Series в последних сезонах. Эта экстремальная машина перевернула представление о парусных гонках, сделав их по-настоящему массовым зрелищем.
Длина: 12 м Ширина: 6 м Вес корпуса: 950 кг Осадка острый курс/полный курс: 2,1/1,6 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 60/23,5/90 м2 Экипаж: 5 человек Страна и год создания: ОАЭ, 2014
Сайт класса
Швертбот-одиночка «Финн»
Швертбот-одиночка «Финн», спроектированный в 1950 г. шведским конструктором-любителем Рихардом Сарби, уже спустя два года был включен в программу олимпийских регат. В Таллине олимпийские медали в этом классе будут разыгрываться в восьмой раз. С 1956 г. принято, что «Финны» для всех участников регаты предоставляют организаторы Олимпиады.
Современный «Финн-80», как назвали свою модель работники таллинской судоверфи, имеет мало общего с тем «Финном», который начал свою олимпийскую карьеру в Хельсинки. С 1962 г. корпуса строят из стеклопластика, затем вместо дерева для рангоута разрешили использовать алюминиевые сплавы. За 18 лет усовершенствовались оснастка и оборудование лодки. В то же время «Финн» остался строго монотипным классом, размеры корпуса, парусов и рангоута которого находятся под постоянным контролем Международной ассоциации класса. Контролируются и обводы корпуса.
«Финн-80» имеет встроенное второе дно, подкрепленное набором, благодаря чему гарантируется непотопляемость лодки и высокая жесткость корпуса. Кроме того, требуемый правилами класса довольно значительный запас плавучести обеспечивается герметичным носовым отсеком и воздушными емкостями, закрепляемыми по бортам кокпита. При помощи эжекторов, закрепленных как вблизи швертового колодца, так и на скулах с обоих бортов, рулевой может автоматически удалить воду, попавшую в кокпит. Для эффективного откренивания имеются ножные рагулируемые ремни.
Швертботы для участников Олимпиады оснащены дельными вещами и оковками, выпускаемыми американской фирмой «Харкен-Вэнгард». Рангоут из прочного алюминиевого сплава изготовлен английской фирмой «Нидлспар», дакроновые паруса пошиты филиалом американской фирмы «Норт» в ФРГ.
«Финн» является гоночной лодкой, очень чуткой к настройке, гибкости мачты, покрою парусов, весу гонщика и его положению в кокпите в зависимости от курса относительно ветра и его силы. В свежий попутный ветер опытный рулевой выводит «Финн» на режим глиссирования.
В настоящее время ассоциацией класса официально зарегистрировано 9000 таких швертботов во всем мире. Достаточно популярен «Финн» и в нашей стране, о чем свидетельствуют успехи, достигнутые в этом классе советскими яхтсменами. На предыдущих Олимпиадах четыре раза советские «финнисты» поднимались на пьедестал почета: в 1960 г. Александр Чучелов завоевал серебряную медаль, в 1968 г.— Валентин Манкин стал олимпийским чемпионом, в 1972 г. Виктор Потапов— обладателем бронзовой медали, в 1976 г. Андрей Балашов — серебряным призером.
В этом классе наиболее серьезными соперниками являются американцы Джон Бертранд и Кэм Люис, испанец Хоакин Бланко, поляк Ричард Скарбинский, Юхан Шуман из ГДР.
Это интересно: Главные размерения судна
Регата с коротким курсом
Такие гонки проводятся обычно в гавани и продолжаются от 15-20 минут до нескольких часов. Длительность определяют организаторы, но Международная федерация парусного спорта готовит специальные рекомендации на этот счет, руководствуясь правилом, что чем больше размеры у яхт-участниц, тем больше времени им необходимо дать.
Дистанция состоит из нескольких петель или треугольников, огибающих буйки, которыми размечают маршрут. Длина маршрута составляет обычно от нескольких кабельтовых (1 кабельтов — 185, 2 м) до нескольких миль. Старт и финиш обозначают буйками.
Такие гонки очень интересны с точки зрения тактической борьбы, ведь соперники гоняются близко друг с другом, особенно если сравнивать с теми же океанскими регатами. Любой промах шкипера сразу заметит соперник и будет стараться использовать. В регатах с таким маршрутом могут участвовать самые разнообразные суда — катамараны или классические яхты с килем, этот формат соревнования подойдет почти всем, кроме, разве что, крупных океанских яхт.
Петли вокруг буйков могут “выписывать” яхтсмены с самым разным уровнем мастерства. Ведь подобная дистанция — классика, ее можно встретить на регатах любого уровня: от местных любительских до Олимпийской дистанции.
Extreme Sailing Series — стремительно набирающая популярность регата как раз такого типа. О парусной регате Extreme Sailing Series читайте здесь. Специально спроектированные катамараны гоняются в коротких гонках по несколько минут в гаванях самых красивых портовых городов мира
Драйва и скоростей этой гонке не занимать! Для зрителей особенно важно, что они могут рассмотреть парусную регату в деталях своими глазами — в океанских и даже прибрежных гонках они лишены такого удовольствия
Профессиональные регаты
Профессиональные парусные гонки очень разнообразны. Яхтсменов-профи можно увидеть на океанских, кругосветных регатах или регатах с коротким курсом. Характеризуются такие регаты не только высоким уровнем навыка у экипажей, но и большими деньгами, без которых в современном спорте мало что возможно. Яхты, стоимостью в несколько миллионов долларов здесь совсем не редкость, зарплаты у экипажей тоже соответствующие. Но и отдача у спортсменов должна быть на высочайшем уровне.
Профессиональные регаты бывают почти всех типов. Здесь и портовые гонки, и океанские и, конечно, кругосветные. America’s Cup, классическая конка с коротким курсом — это, пожалуй, высшая награда для яхтсмена. Завоевать этот трофей необычайно сложно, но перед этим нужно стать одним из лучших яхтсменов мира, быть минимум в сотне высококлассных профи. Конечно, недостатка в спонсорах и зрителях там нет! Тот, кому больше по душе длительные плавания выберет скорее кругосветные регаты. Они для профессионалов разные по формату, но неизменно тяжелые. Vendee Globe — одиночная кругосветка или Volvo Ocean Race, единственная кругосветная регата с полным экипажем — любой из этих кубков ставит шкипера в ряд лучших в своем деле.
Естественно, яхты тоже совсем разные и подобрать себе класс, который больше импонирует по стилю, никому не составит труда. Есть IMOCA Open 60 — мощное и стремительное океанское судно, выдерживающие чудовищную непогоду, идеально приспособленное для кругосветного плавания. Тот, кто больше ценит чистую скорость не останутся равнодушны к катамаранам АС класса — яхтам для Кубка Америки. Пусть они совсем не приспособлены к океанским переходам, в портовых гонках им нет равных. Сверхтехнологичные суда, буквально парящие над поверхностью воды благодаря подводным крыльям, дадут в скорости фору многим!
Надо помнить, что парусные регаты только кажутся сложными и непонятными, но на самом деле это всего лишь первое впечатление. Яхтенный спорт отличается исключительной открытостью для новичков и любителей. Нужно всего лишь правильно подать информацию, яхты стоят того, чтобы в них разбираться!
Экипировка для парусного спорта
Экипировка спортсмена зависит от подвида и длительности гонки.
- Одежда для парусного спорта: для короткого заплыва в жаркую погоду подойдут шорты и футболка. Если же планируется длительный переход через море или океан, лучше использовать непромокаемый костюм/комбинезон, защищающий от ветра, дождя и соленых морских брызг. Желательно, чтобы костюм был выполнен из “дышащей” ткани. Во избежание “парникового эффекта” под обычный непромокаемый костюм следует одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла – одежду из “дышаших” такней (polartec или fleece).
- Обувь: для короткого заплыва при хорошей погоде – обычные кеды или легкими летними туфлями (исключение – обувь на высоком каблуке). А для более длительного путешествия подойдут яхтенные туфли-мокасины (“deck shoes”) – прочные, не промокающие, снабженными кожаными шнурками, и благодаря мягкой плоской подошве, не скользящие по мокрой палубе и не спадающие с ног при резких движениях. Для дождливой погоды – специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.
- Перчатки из синтетической кожи со вставками из кевлара, с “короткими” пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки – для холодной погоды.
- Очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).