Как появились современные прогулочные парусники
Первые яхты родились из небольших быстроходных судов для перевозки людей, курьерской доставки и транспортировки грузов. Голландские корабелы стали достаточно массово строить прогулочные парусники начиная с конца XVI века. Естественно, основной спрос обеспечивали коронованные особы и приближенные к ним дворяне.
В 1826 году прошла первая парусная регата «Неделя Каус» под патронажем короля Георга IV. Соревнования проводились на гафельных шхунах и тендерах. К слову, он начал увлекаться яхтингом значительно раньше, будучи принцем-регентом.
В отличие от первых папирусных парусников древних египтян, имевших один прямой парус, чаще всего современная яхта имеет три паруса:
- Грот — большой парус, который крепится к мачте.
- Стаксель — меньший парус, который крепится к штагу (трос, держащий мачту спереди).
- Спинакер/генакер — дополнительный легкий парус большой площади, поднимаемый на попутных курсах.
Новички в яхтенном спорте обязательно поначалу страдают от морской болезни, выражающейся, как правило, в сильных приступах тошноты
Это не совсем так. Во-первых, даже опытные яхтсмены, немало времени проводившие за штурвалом, порой страдают от морской болезни, вызываемой вертикальным ускорением, которое возникает на судне во время качки. Во-вторых, морская болезнь не обязательно выражается в виде тошноты – иногда она проявляется как резко возросший аппетит, повышенная сонливость, нарушение координации движений, тремор (дрожание) рук, ослабление памяти, депрессия, нарушение работоспособности и т.д.
Чтобы избежать неприятных ощущений во время плавания, следует придерживаться некоторых простых правил: • как можно больше времени проводить на палубе, а не в каюте; • подбирать теплую и удобную одежду; • обязательно захватить с собой таблетки или гомеопатические препараты от укачивания (например, “Бонин”, “Авиа-море”, “Драмина”, “Тонгинал”, “Вертигохель” и т.д.); • поменьше бездельничать. По мнению бывалых яхтсменов, личное участие в управлении яхтой – лучший способ избавиться от морской болезни.
Кроме того, еще до выхода в море нелишним будет подготовить вестибулярный аппарат к будущим нагрузкам. Помогут в этом прыжки на батуте, быстрые приседания, бег с ускорениями и внезапными остановками, прыжки и бег с препятствиями, наклоны вперед и в стороны, кульбиты, стойки на руках, кружение и перевороты боком (“колесо”) в обе стороны и т.д.
Самые быстрые и устойчивые яхты – многокорпусные
Да, наиболее быстроходными парусниками являются катамараны, тримараны и полимараны (например, пентамараны – пятикорпусные суда). Однако следует учесть, что эти виды яхт подходят лишь для опытных мореходов. Ведь катамаран и пентамаран при высокой начальной остойчивости и отличных ходовых качествах испытывают довольно высокие нагрузки на соединительные детали корпуса, и порой это может привести к разрушению яхты. А тримараны подвержены резкой качке и отстойчивы лишь при небольшом крене, а при неблагоприятных погодных условиях (сильный боковой ветер, высокие волны) или в случае ошибки в управлении, приводящей к превышению допустимых углов крена, стремительно переворачиваются.
Оффшорная регата
Оффшорные регаты довольно сильно отличаются от вышеописанных типов гонок. Прежде всего, это касается маршрута — его прокладывают в открытом море, вне видимости берегов. Протяженность маршрута может быть самой разной — от 150 до 1000 миль
Во время таких гонок становится более важной ветровая стратегия — гигантское пространство гоночной “трассы” позволяет шкиперам самим выбирать курс, в пределах разумного, конечно. Экипажи, участвующие в прибрежной, а уж тем более в регате вокруг буйков, лишены такой возможности
Однако существует классическая протяженность дистанции для оффшорных гонок — порядка 600 миль. Такое расстояние было признано оптимальным — большинству участников требуется несколько суток чтобы его преодолеть. Хотя и тут есть нюансы — макси-яхты проходят дистанцию намного быстрее.
Место старта и финиша может совпадать, а может находиться в разных местах — как в регате Сидней-Хобарт, например. Следует сказать, что оффшорные гонки часто бывают довольно опасными, поэтому требуется соответствующее оснащение яхт, а иногда вводятся даже плавательные цензы. То есть чтобы поучаствовать в соревновании класса Fastnet Race (более подробно тут) вам придется пройти в море несколько сотен миль. Обе эти регаты сейчас спонсируются компанией Rolex, а если учитывать еще и Rolex Middle Sea Race, то можно сказать, что швейцарский бренд забрал “под крыло” одни из самых престижных оффшорных регат.
Спортивные катамараны
Торнадо (Tornado)
Гоночный катамаран-монотип и первая многокорпусная яхта на Олимпиаде. Катамаран был спроектирован в 1967 году в Великобритании, а через десять лет он впервые участвовал в программе Игр. Для наиболее эффективного откренивания в распоряжении матроса была трапеция. «Торнадо» отлично выходил на один поплавок и по скорости был вне конкуренции относительно остальных олимпийских классов. В 2000 году его подвергли значительной модернизации: была изменена форма и увеличена площадь парусов, появился генакер и вторая трапеция для рулевого. Тем не менее, в 2008 году катамаран исключили из олимпийской программы. Но он по-прежнему остаётся очень быстрым и весьма привлекательным для любителей высокой скорости на воде.
Длина: 6,09 мШирина: 3,08 мВес корпуса: 155 кгОсадка с/без шверта: 0,76/0,15 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 16,35/5,29/25,77 м2Экипаж: 2 человекаСтрана и год создания: Великобритания, 1967
«Накра 17» (Nacra 17)
Проект был разработан в 2011 году, а уже в 2012-ом было принято решение о включении класса в Олимпийскую программу на 2016 год. Первый чемпионат мира удалось провести в 2013-м, но флот был совсем небольшим. К тому же у спортсменов возникло немало вопросов к матчасти, которую буквально дорабатывали на бегу, чтобы успеть к Играм. Несмотря на юный возраст, класс успешно прошёл модернизацию, и на Олимпиаде 2020 он будет представлен в версии с фойлами. По сути, этот спортивный снаряд уже тяжело назвать яхтой: два поплавка «летят» над водой на подводных крыльях, что требует от экипажа ряд абсолютно новых навыков для традиционного парусного спорта. Как следствие, «Накра 17» сегодня — удел профи, целящихся на олимпийское золото.
Длина: 5,25 мШирина: 2,59 мВес корпуса: 142 кгОсадка с/без шверта: 0,7/0,2 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 14,45/4/18,5 м2Экипаж: смешанный, 2 человекаСтрана и год создания: Нидерланды, 2011
Невероятная скорость 74 километра в час, четыре подводных крыла, защитный шлем в качестве обязательной экипировки — все это ультрасовременный карбоновый катамаран GC32. Именно он сменил Extreme 40 на знаменитой регате Extreme Sailing Series в последних сезонах. Эта экстремальная машина перевернула представление о парусных гонках, сделав их по-настоящему массовым зрелищем.
Длина: 12 мШирина: 6 мВес корпуса: 950 кгОсадка острый курс/полный курс: 2,1/1,6 м Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 60/23,5/90 м2Экипаж: 5 человекСтрана и год создания: ОАЭ, 2014
В этой статье мы рассказали о наиболее популярных моделях швертботов и катамаранов. В следующей части поговорим о килевых яхтах.
Экипировка для парусного спорта
Экипировка спортсмена зависит от подвида и длительности гонки.
- Одежда для парусного спорта: для короткого заплыва в жаркую погоду подойдут шорты и футболка. Если же планируется длительный переход через море или океан, лучше использовать непромокаемый костюм/комбинезон, защищающий от ветра, дождя и соленых морских брызг. Желательно, чтобы костюм был выполнен из «дышащей» ткани. Во избежание «парникового эффекта» под обычный непромокаемый костюм следует одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла — одежду из «дышаших» такней (polartec или fleece).
- Обувь: для короткого заплыва при хорошей погоде — обычные кеды или легкими летними туфлями (исключение — обувь на высоком каблуке). А для более длительного путешествия подойдут яхтенные туфли-мокасины («deck shoes») — прочные, не промокающие, снабженными кожаными шнурками, и благодаря мягкой плоской подошве, не скользящие по мокрой палубе и не спадающие с ног при резких движениях. Для дождливой погоды — специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.
- Перчатки из синтетической кожи со вставками из кевлара, с «короткими» пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки — для холодной погоды.
- Очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).
Полезные советы
Для того чтобы стать яхтсменом, нужно пройти специальные обучающие курсы, сдать экзамены, получить сертификат. Отличным местом для обучения считается Королевская Яхтенная Ассоциация, находящаяся в Англии. В зависимости от страны, а также выбранного курса обучения, процедура подготовки проходит по следующему алгоритму.
Сначала нужно пройти медицинскую комиссию, потом освоить теоретический курс (длительность его составляет от одного до трех месяцев). Далее проводятся практические занятия: на суше, потом на воде с инструктором. Завершающим этапом считается сдача экзамена с наставником, оценивающим навыки швартовки, разворачивания, и т. д. В выдаваемом удостоверении указывается время, район плавания, а также категория.
Освоив теоретический курс, можно смело переходить к мореплаванию
Для того чтобы яхтинг был не только захватывающим, но и безопасным, важно соблюдать определенные правила:
самостоятельно выходить в море только при полной подготовке;
иметь представление о наличии на яхте спасательного жилета и страховочного пояса, сигнальных средств, огнетушителя;
соблюдать осторожность с огнем, так как конструкция яхты способна выгореть за несколько минут;
нужно аккуратно обращаться с горизонтальной трубой, удерживающей самый крупный парус
Любительские регаты
Парусные соревнования, где абсолютное большинство участников любители — не редкость в яхтинге. Первые шаги шкиперы-любители обычно делают на местных регатах, где яхты арендуются, серьезная подготовка не нужна, а дистанции довольно короткие. Но ведь главный плюс парусного спорта — даже в таких условиях он искренне захватывает!
Когда начинающий яхтсмен понимает, что гонятся в акватории родной реки ему уже неинтересно, обычно переходит на новый этап — едет на международную регату для любителей. Хорошим примером такого состязания служит Marmaris International Race Week. Ранее о ней уже говорилось. Для участия в этой парусной гонке не нужен опыт — команда любителей из 3-5 человек арендует крейсерскую яхту с профессиональным шкипером. Им дают день или два на подготовку и тренировки, а потом выпускают на дистанцию. А здесь маршрут, кроме привычных коротких дистанций, уже включает в себя и оффшорные — в открытом море!
Те, кто переходят дальше — отправляются на серьезнейшие соревнования вроде Fastnet Race или Clipper Round the World. В рамках таких регат достаточно широко распространена практика “один профессионал на борту” — экипаж состоит из любителей с одним профессиональным яхтсменом. Присутствие опытного моряка здесь просто необходимо — дистанции довольно тяжелые и требуют соответствующего уровня подготовки. Однако в этом и прелесть парусного спорта — кругосветные и океанские регаты тоже открыты для любителей, и вполне реально почувствовать себя настоящим яхтсменом.
Особенности
Только в парусном туризме погода считается важнейшим фактором для полноценного прохождения намеченного маршрута.
Этот активный вариант отдыха выбирают те путешественники, которые с детства мечтают о морском ремесле, поиске несметных сокровищ.
Яхтинг сложно назвать дешевым и легким видом спорта, ведь он предполагает отличную физическую подготовку.
Состоит этот вид спортивного туризма в командном управлении яхтой, следующей конкретным маршрутом. Появился он в во второй половине семнадцатого века в Голландии. В России этот вид экстремального туризма распространился при Петре 1.
В настоящее время популярность яхтинг завоевал в Средиземном море.
Отличительные особенности
Яхтинг не подходит для людей, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, а также для маленьких детей.
В качестве преимуществ можно выделить возможность осмотра во время путешествия живописных мест. Яхта является олицетворением богатства, поэтому те, кто увлекаются данным видом спорта, автоматически считаются обеспеченными людьми.
При вождении любым судном, включая и яхту, развиваются интеллектуальные и физические способности спортсмена.
Что такое Яхтинг?
После некоторых раздумий родилась идея начать описывать это явление – возникновение слова “яхтинг” и понятия, с ним (словом яхтинг) связанные.”Яхтинг” – это новое слово, пока еще не вполне прижившееся в русском языке. На мой взгляд, наш яхтинг, как слово, возникло от ихнего yachting (существительное).
Означает оно, как это ни странно – яхтенный, парусный спорт!
На сегодняшний день, я бы поставил слово “Яхтинг” рядом со словом “sailing”, которое широко используется в английском языке. Оба эти слова (яхтинг и sailing) описывают, сегодня, почти одно и то же. Речь идет о парусной и, в основном морской культуре, сфере деятельности людей в области спорта, туризма и развлечения. Яхтинг описывает весьма широкий диапазон понятий.
Можно разделить яхтинг на две основные области: область потребления и бизнес. О бизнесе в сфере яхтинга в небольшой статье говорить не приходится, это весьма развитая и обширная область, описание её неизбежно приведет к вовлечению к рассмотрению невероятное количество смежных бизнесов и технологий. В этой статье мы затронем яхтинг, как некую область потребления, сферу услуг, развлечение.
Развлечение, спорт
В первую очередь наш яхтинг подразумевает развлечение, связанное с парусными яхтами. В этом, наиболее используемом направлении, яхтинг подразумевает неспешные прибрежные путешествия на парусных яхтах в сезон. Яхтинг этого рода открыт практически для любого человека. Этот вид яхтинга настолько демократичен и схож по комфорту с отельным, что вполне с ним и конкурирует, и может быть сравнимым.
То есть обычные “пляжные” туристы начинают заниматься таким яхтингом без каких – либо трудностей, приобретя минимальную квалификацию, а то и без неё.
Туристический яхтинг имеет весьма впечатляющую динамику развития в России. Большинство яхтенных школ готовят своих выпускников именно к такому яхтингу.
Наиболее приемлемые регионы “туристического яхтинга” – Турция, Греция, Хорватия, Испания, Италия, Франция. Разумеется Средиземное море далеко не ограничивает область плавания “яхтсменов – туристов”. Карибское море, Таиланд, Малайзия, Канарские острова – далеко не полный список регионов, доступных для “туристического яхтинга”.
Разумеется, есть и моторный яхтинг, не использующий для своего развлечения паруса, да и по большому счету, командное развлечение. Этот вид яхтинга основан на извлечении максимального комфорта при минимальных квалификационных, физических и командных затратах. Катерный яхтинг – прямой потомок пляжного туризма.
Членство
Международная федерация
World Sailing (WS) признан Международный олимпийский комитет как всемирный руководящий орган в области парусных яхт. Он был основан в 1904 году как Международный союз яхтенных гонок, а затем назывался Международной федерацией парусного спорта до ребрендинга в 2014 году.
Яхт-клубы
Винджаммер Парад в Кильская неделя в Германия, самый большой в мире регата и парусное мероприятие
Многие городские яхт-клубы содержат собственные гоночные команды как для юниоров, так и для взрослых. Часто несколько яхт-клубов собираются вместе для проведения мероприятий, которые могут включать более 100 заявленных лодок на гонку, составляющую регату. Хотя часто и взрослые, и юниоры плавают на лодках одного и того же класса.
Состав экипажа
Логично, что скорость – главный залог победы в гонках
Поэтому важно, чтобы во время соревнований на лодке не находилось чего-либо постороннего – прагматизм, возведенный в абсолют. На борт берут только то, что может реально пригодиться при заплыве
Тоже касается и людей. Все спортсмены должны заниматься своим делом. Каждая ситуация доведена до автоматизма.
У любой регаты есть правила. Разделяют следующие виды гонок по составу участников:
- Одиночные. Парусной лодкой управляет один человек.
- Командные. Яхтой управляют несколько спортсменов – от 2-х до 40 (количество зависит от типа судна).
- Возрастные – к гонкам допускаются спортсмены, достигшие определенного возраста.
- По половому признаку. Некоторые состязания допускают смешанные команды (где есть мужчины и женщины), другие практикуют гендерное разделение.
Бывший гонщик – лучший шкипер для совершения круизов
Многое зависит от того, чего именно ждут от круиза. Если скорости, острых ощущений и работы на пределе человеческих возможностей – тогда действительно лучше всего путешествовать под предводительством опытного гонщика. В этом случае, скорее всего, придется все время носить спасательный жилет и бороздить морские просторы при любой погоде. Да и маршрут будет проложен, скорее всего, по прямой. Ведь главная цель гонщика – достичь конечного пункта плавания как можно быстрее, а красоты берегов его интересуют минимально. К тому же, по старой привычке, такой шкипер не станет использовать дизельный мотор даже в случае необходимости, предпочтя лавирование. А вот если цель круиза – отдохнуть, полюбоваться пейзажами, искупаться, а то и порыбачить – лучше всего выбрать опытного шкипера-круизера, который и курс проложит соответствующий, стремясь к тому, чтобы отдыхающий получил максимум впечатлений, и комфорт постарается обеспечить, и к дизельному мотору отвращения не испытывает.
Личный опыт: Галя Рулева о своей первой тренировке под парусом
В качестве матроса я была на яхте в первый раз и понятия не имела, как это все работает. Я понимала, что это спорт, но не ожидала, что это будет так тяжело физически и эмоционально.
Наш инструктор Андрей разговаривал с нами как с детьми, объяснял все супер-подробно и терпеливо повторял, если я тут же забывала и спрашивала одно и то же.
Обязательно удобно одевайтесь. Я была в джинсах и мне было не очень. Лодка постоянно кренится и покачивается, и, хоть это не такие уж большие движения, но надо быть готовым в любой момент растянуться в неудобной позе и схватиться за матчу, чтобы не вывалиться за борт. Я рекомендую надевать какие-нибудь треники. Если погода позволяет — толстые треники, потому что я ушла с синяками на коленках. Конечно, это были счастливые синяки, я заметила их только дома — когда находишься на лодке, тебе вообще не до этого, ты весь в движении.
Еще советую изучить основные термины, потому что мне было сложно запомнить их с первого раза. Постарайтесь до тренировки запомнить, как называются паруса, что такое кранцы, что значит «травить» и «выбирать»
Это важно, чтобы не тупить. Обязательно запомните, что значит подветренная сторона, а что — наветренная
Мне было тяжело сообразить, когда меня инструктор посадил за руль и говорил: «Иди по наветренной стороне» или «Иди по подветренной». Постоянно хотелось спросить: «Это налево или направо?». В стрессовой ситуации это все трудно запомнить, поэтому рекомендую подготовиться заранее. Так вам будет интереснее — можно не отвлекаться на постоянные вопросы и повторения.
Если вы тоже в первый раз, то обязательно садитесь за руль, пробуйте управлять лодкой, почувствуйте, как она ведет себя. Это незабываемые ощущения! Я думаю, именно они заставляют людей влюбляться в парусный спорт и продолжать тренироваться. Будьте активными, пробуйте, а не сидите в сторонке. Вы удивитесь, как быстро и как сильно вас затянет!
Швертбот-одиночка «Финн»
Швертбот-одиночка «Финн», спроектированный в 1950 г. шведским конструктором-любителем Рихардом Сарби, уже спустя два года был включен в программу олимпийских регат. В Таллине олимпийские медали в этом классе будут разыгрываться в восьмой раз. С 1956 г. принято, что «Финны» для всех участников регаты предоставляют организаторы Олимпиады.
Современный «Финн-80», как назвали свою модель работники таллинской судоверфи, имеет мало общего с тем «Финном», который начал свою олимпийскую карьеру в Хельсинки. С 1962 г. корпуса строят из стеклопластика, затем вместо дерева для рангоута разрешили использовать алюминиевые сплавы. За 18 лет усовершенствовались оснастка и оборудование лодки. В то же время «Финн» остался строго монотипным классом, размеры корпуса, парусов и рангоута которого находятся под постоянным контролем Международной ассоциации класса. Контролируются и обводы корпуса.
«Финн-80» имеет встроенное второе дно, подкрепленное набором, благодаря чему гарантируется непотопляемость лодки и высокая жесткость корпуса. Кроме того, требуемый правилами класса довольно значительный запас плавучести обеспечивается герметичным носовым отсеком и воздушными емкостями, закрепляемыми по бортам кокпита. При помощи эжекторов, закрепленных как вблизи швертового колодца, так и на скулах с обоих бортов, рулевой может автоматически удалить воду, попавшую в кокпит. Для эффективного откренивания имеются ножные рагулируемые ремни.
Швертботы для участников Олимпиады оснащены дельными вещами и оковками, выпускаемыми американской фирмой «Харкен-Вэнгард». Рангоут из прочного алюминиевого сплава изготовлен английской фирмой «Нидлспар», дакроновые паруса пошиты филиалом американской фирмы «Норт» в ФРГ.
«Финн» является гоночной лодкой, очень чуткой к настройке, гибкости мачты, покрою парусов, весу гонщика и его положению в кокпите в зависимости от курса относительно ветра и его силы. В свежий попутный ветер опытный рулевой выводит «Финн» на режим глиссирования.
В настоящее время ассоциацией класса официально зарегистрировано 9000 таких швертботов во всем мире. Достаточно популярен «Финн» и в нашей стране, о чем свидетельствуют успехи, достигнутые в этом классе советскими яхтсменами. На предыдущих Олимпиадах четыре раза советские «финнисты» поднимались на пьедестал почета: в 1960 г. Александр Чучелов завоевал серебряную медаль, в 1968 г.— Валентин Манкин стал олимпийским чемпионом, в 1972 г. Виктор Потапов— обладателем бронзовой медали, в 1976 г. Андрей Балашов — серебряным призером.
В этом классе наиболее серьезными соперниками являются американцы Джон Бертранд и Кэм Люис, испанец Хоакин Бланко, поляк Ричард Скарбинский, Юхан Шуман из ГДР.
Это интересно: Главные размерения судна
Привлекательные стороны
- Тренировка волевых качеств. Борьба с боязнью воды, с течением и ветром требует смелости, физических сил и напряжения ума, а после этого надо снять вооружение и убрать лодки. Изучение теории управления яхтой может показаться скучным. Поэтому некоторые бросают этот спорт, осознав, что, кроме романтики, здесь много тяжелого труда, но только через трудности приходят к результатам!
- Свежий воздух и закаливание. Регулярные занятия помогают быстрее справляться с простудными заболеваниями. Соревнования проходят не только в солнечную погоду, поэтому приходится преодолевать дискомфорт.
- Тренировка собранности. При неправильных действиях детская яхта нередко переворачивается. Тренер учит, как правильно сидеть и что делать, упав с лодки. Дети привыкают к постоянной внимательности.
- Приобретение полезных в жизни навыков. Подготовка снаряжения требует умения шкурить, наносить грунтовку и краску, латать дыры, сверлить, вязать морские узлы, шить и штопать.
- Легче учиться в мореходном училище и получить права на управление лодкой, поскольку на теоретических занятиях дети изучают морские термины, правила судовождения, азбуку Морзе, а практика дает опыт ориентирования, использования приборов.
- Тренировка быстроты реакции, памяти, аналитических способностей. Чем быстрее реагировать на смену ветра и просчитывать силу течения, тем больше шансов прийти первым к финишной «черте».
- Развитие пространственного мышления. Управление лодкой учит ориентации в пространстве и избеганию столкновений. Приходится учитывать направление и силу ветра и течения, местоположение других участников, особенности яхты. Приобретаются навыки видеть ситуацию в целом, контролируя различные параметры, и предсказывать результат.
- . Во многих городах, где рядом море или иные большие водоемы, имеются детские клубы с символическими взносами. Хотя частные школы сами устанавливают расценки, предлагая более новые суда.
- Отсутствие возрастных ограничений. С 7 лет до тех пор, пока хватает здоровья и финансовых возможностей.
- Релакс. Человек отдыхает от суеты и стрессов повседневности.
- Познание своих возможностей. С помощью паруса яхтсмен борется с ветром и течением, обретая уверенность и кучу положительных эмоций.