Парашют
Параплан — достаточно экстремальное удовольствие, ведь малейшая ошибка в воздухе может привести к необратимым последствиям. Поэтому правильно сложенный, а главное, надетый парашют — снаряжение, которое может спасти жизнь пилоту.
Прибор — снаряжение, показывающее высоту, скорость подъёма или снижения, время полёта.
К снаряжению для параплана также относят: шлем, причём можно выбрать байдарочный, сноубордистский, мотоциклетный, но лучше, конечно, специальный парапланерный; солнцезащитные очки, акселерометр, прибор GPS, радиостанцию.
Таким образом, список снаряжения для параплана достаточно внушителен, но не стоит забывать, что хороший инвентарь сделан из высококачественного материала и прослужит очень долго и экономить на нём нельзя.
Преодоление горных массивов — это не только захватывающее, но и опасное приключение. Чтобы суметь вырваться с навалов снега, нужно иметь специальное лавинное снаряжение.
Если вы твёрдо решили стать дайвером, то перед вами стоит сложная задача — выбрать экипировку для подводного плавания. Советы профессионалов помогут в выборе оборудования и снаряжения для дайвинга.
Что нужно для занятий параглайдингом
Чтобы начать заниматься параглайдингом, обязательно нужны:
- любовь к этому спорту и острое желание учиться;
- умение подавлять естественный страх высоты;
- удовлетворительное физическое здоровье (при заболеваниях сердца заниматься параглайдингом нельзя);
- возраст — от 18 лет;
- наличие школы или клуба параглайдинга вблизи места проживания.
Больше всего вопросов у новичков вызывает техническое оборудование и необходимость иметь специальную одежду, поэтому стоит остановиться на этих пунктах подробнее.
lanavsv953
popova2_01
katrinnn90
Одежда
В большинстве лётных школ ученики обеспечиваются специальной экипировкой для параглайдинга на время учебы. От новичка требуется иметь при себе только:
- брюки и куртку из плотной, воздухонепроницаемой ткани;
- прочные, но удобные перчатки;
- высокие шнурованные ботинки на толстой подошве для защиты голеностопных суставов при жёсткой посадке;
- шлем с отверстиями напротив слухового хода (допустимы средне-тяжелые мотоциклетные модели).
В зимнее время экипировка дополняется тёплой зимней одеждой, не сковывающей движения пилота, и обувью на нескользкой подошве.
Техническое оборудование
Пользование специальной экипировкой и техническим оборудованием обычно входит в плату за обучение в школе параглайдинга, поэтому новичкам первое время не придётся беспокоиться об обеспечении полётов. Но после получения разряда осуществлять полёты придется самостоятельно, а для этого потребуется покупать или арендовать оборудование, а именно параплан, состоящий из:
- купола;
- стропной системы;
- подвески (сиденья для пилота) прикрепленной карабинами к стропной системе.
- подножкой (подвеской) для ног пилота;
- обтекателями;
- карманами для мелких предметов;
- системой крепления силового агрегата (мотора);
- отсеком для запасного парашюта;
- отсеком для груза;
- системой протекторов для снижения риска травматизма при падении на бок или на спину.
Для увеличения горизонтальной скорости параплана его оснащают специальной системой — акселератором, уменьшающим так называемый угол атаки купола.
Парапланы
Виды парапланов имеют различия в зависимости от классификации и назначения. Несмотря на то, что крыло и подвеска составляют целостность параплана как летательного аппарата, они классифицируются независимо и раздельно. При этом допускается произвольное комбинирование крыльев и подвесок в зависимости от условий эксплуатации.
Классификация парапланов
Существует несколько видов классификации парапланов согласно различным системам сертификации; классификация и сертификация СЛА неразрывно связаны.
Таблица: классы безопасности парапланов (крыльев) по французской системе сертификации AFNOR
Название класса | Назначение | Характеристики |
Standard | Для пилотов, имеющих небольшие налёты, начинающих и редко летающих | Простота управления, высокая степень безопасности, невысокие лётные качества, но способность самостоятельно выходить из опасных режимов, относительная независимость от ошибок пилотирования |
Performance | Для опытных, хорошо подготовленных пилотов | Высокие лётные качества, для управления требуется определённый опыт пилотирования, способность принимать правильные решения при выходе из опасного режима |
Competition | Для пилотов со значительным опытом, профессионалов и спортсменов | Высочайшие лётные качества, требующие от пилота специальных знаний и навыков, значительного опыта и способности чётко определять последовательность действий для выхода из опасных режимов. |
Подвесные системы классифицируются не по уровню безопасности, а соответственно условиям использования, они бывают:
- учебными — оснащёнными надёжной системой защитных протекторов, для сидячего положения пилота;
- универсальными — для полу-лежачего, но регулируемого в широких диапазонах положения спортсмена;
- спортивными — для лежачего положения спортсмена, в оснащении предусмотрены обтекатели;
- облегчёнными — оснащёнными только базовыми элементами или дополнительными по минимуму;
- «Акро» — выдерживающими максимально допустимые нагрузки, с местом для 2 запасных парашютов;
- тандемными — снабженными специальной подвеской для пассажира;
- комбинированными (трансформерами) — совмещающими функции подвески и рюкзака для транспортировки всего комплекта оборудования;
- для мотолётов — оснащённые системой крепления силового агрегата (парамотора).
Как уже отмечалось, крылья и подвески разных классов и типов могут использоваться в произвольных комбинациях.
Моторные и безмоторные парапланы
По назначению выделяют следующие виды парапланов:
- учебные, или школьные, предназначенные для новичков, приступающих к обучению;
- Cross-country (англ. Кросс-кантри – напрямик) — для полётов по заданным маршрутам;
- «Акро» — парапланы для аэробатики, вида параглайдинга с элементами высшего пилотажа;
- тандемы — 2-местные аппараты, предназначенные в основном для полётов инструкторов с пассажиром, не имеющим спецподготовки;
- паралёты, или парамоторы — моторизированные парапланы.
Наибольшей популярностью среди российских парапланов класса Standard пользуются модели «Танго», «Корвет» и «Айвенго», а в классе Performance – «Дарт».
A-D класс: от новичка до профи
Помимо французской системы сертификации AFNOR существуют еще немецкая система LTF (бывшая DHV) и единая евро-норма CEN, которая получила широкое применение с 2006 года. Согласно европейской норме и в сравнении с системой AFNOR парапланы классифицируются следующим образом:
- класс A (или класс 1 по системе LTF) — простейшие и максимально безопасные парапланы для новичков, полное соответствие классу Standard по системе AFNOR;
- класс B (или 1-2 по LTF) — аппараты для пилотов, обладающих минимальными навыками, полное соответствие классу Standard;
- класс C (или 2 по LTF) — для тренировки пилотов с определённым количеством учебных налётов, средними навыками и опытом, нечто среднее между классами Standard и Performance;
- класс D (2-3 по LTF) — парапланы для профессиональных спортсменов, класс D по системе CEN полностью соответствует классу Performance по AFNOR.
В немецкой классификации LTF имеется также класс 3, полностью соответствующий характеристикам класса Competition по системе AFNOR.
И ВСЕ ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ОН СДЕЛАН, ВАШ ПАРАПЛАН?
Стив Узошукву (Stewe Uzochukwu) дает нам краткий обзор по тканям, присутствующим на рынке.
Парапланерная история хранит некоторые примеры неудач с тканями, и многие пилоты до сих пор возбуждены этой темой, несмотря на зрелость тканевой индустрии. Чтобы знать точно, из чего сделан ваш купол, посмотрите сопроводительный документ к параплану, сходите на веб-сайт изготовителя или вспомните, что огромная база данных содержится на сайте www.para2000.org. Но, что же означают все эти названия? Здесь вы найдете краткий путеводитель – кто есть кто в мире парапланерных материалов:
PORCHER SPORT – NEW SKYTEX
Фирма Porcher Sport находится во Франции, и была одной из первых компаний, начавшей производить ткань специально для парапланов. Двадцать лет работы и большое количество исследований – и они все еще с нами. Их ткань называется New Skytex. Недавно они сосредоточились на создании ткани с очень большим сроком жизни и с экологически чистой пропиткой. В сотрудничестве с компанией Nervures (французский производитель парапланов), они недавно разработали чрезвычайно легкую ткань, весом всего лишь 27 г/м2 – против стандартных 40-44 г/м2.
GELVENOR
Эта южноафриканская компания была в очень выигрышном положение в начале 1990-х, когда фирма APCO, использовавшая их материал, впервые дала 3-х летнюю (или 250 часов) гарантию на пошитые купола. Gelvenor установила промышленный стандарт на ткань с двухсторонним PU-покрытием и дополнительной силиконовой пропиткой, чтобы еще больше защитить волокно. В результате, ткань получилась немного более тяжелой – 49 г/м2, но завоевала завидную репутацию долгожителя и использовалась такими известными брэндами как: APCO, OZONE, NOVA и AIRWAVE. Gelvenor также делает и более легкие варианты своей классической ткани.
TORAY
Toray Industries – самый крупный изготовитель ткани и синтетического волокна в Азии. Она производит ткань на основе нейлона с PU-пропиткой. Некоторые сорта ткани этой фирмы – водоотталкивающие, но не являются полностью водонепроницаемыми. Отдельные сорта ткани Toray популярны из-за их способности не терять прочность несмотря на отверстия, сделанные иглами в процессе шитья.
SOFILEТA – SOFLY
Sofileta находится в той же самой области Франции как и Porcher Sport, только юго-восточнее Лиона. Эта фирма – новичок на парапланерном рынке. Они производят ткань с силиконом и PU-покрытием по эксклюзивному контракту с фирмой SWING. Они также предлагают большой выбор других тканей.
PERSEVERANS MILLS – PERТEX
Pertex больше не производится, но последняя их ткань, предлагавшаяся для парапланов, была нейлоном с силиконовым и PU-покрытием. Эта ткань имела тот же самый вес как другие ткани, обычно используемые в параглайдинге, но не имеющие силиконового покрытия. Эта ткань была разработана за двухлетний период сотрудничества с фирмой SWING, с которой был заключен эксклюзивный контракт на поставку ткани. SWING теперь использует ткань Sofly от Sofileta. До сотрудничества с SWING фирма Perseverans Mills не присутствовала на парапланерном рынке.
CARRINGТON PERFORMANCE FABRIC – CARRINGТON NOVARE
В начале 1990-х Carrington был одним из самых крупных игроков на рынке ткани для парапланов.
В 2001 г. Carrington объявил, что больше не будет заниматься тканями для параглайдинга, в силу экономических причин. Существовашие запасы были израсходованы, и ткани Carrington в настоящее время не используются в изготовлении парапланов.
Перевод Сергея Елизарова из журнала Cross Country #103 за 2006 г.
Перчатки
Свойства
Это единственный факультативный элемент экипировки парапланериста. Многие обходятся без них. Однако у этого атрибута есть ряд полезных свойств:
- Они защищают руки от холода при длительном нахождении на высоте.
- Они защищают ладони при падении.
- С ними удобнее нести параплан, так как ладони не режутся стропами.
- Если вы нечаянно приземлитесь в колючую растительность, сможете выпутаться, не повредив рук.
Какие выбрать?
Летом лучше использовать перчатки из тонкой кожи. Они не будут парить руки и позволят спортсмену чувствовать стропы не хуже, чем голой рукой.
Для прохладной погоды подойдут плотные тканевые перчатки с нескользящей резиновой вкладкой на ладони.
А зимой лучше использовать варежки. Они лучше сохраняют тепло, чем любые перчатки.
В отличие от обычного человека тот, кто занимается парапланерным спортом, должен выбирать одежду не по виду, а по полезным свойствам. Ведь для него это не просто оболочка и средство выражения индивидуальности, но и щит, который может сберечь от разного вида опасностей.
Подходите к выбору одежды внимательно, и удачи вам при полётах.
Производители снаряжения для парапланеристов
Парапланерным снаряжением занимаются многие мировые и отечественные производители. Причем российские, ни в чем не уступая по качеству заграничным, имеют более привлекательную цену. К производству подключились и бывшие советские республики. Вот лишь один пример удачного сотрудничества России и СНГ в создании собственных парапланов.
Белорусская фирма Galaxy выпускает параплан «Солярис» для начинающих и полетов с мотором. Это лицензионная копия хорошо известного параплана «Танго» фирмы «Параавис». Тот, в свою очередь, имеет международный сертификат AFNOR «Standart». «Солярис» — так называемый «школьный» параплан, рекомендованный для обучения начинающих пилотов при полетах с лебедкой и при полетах со склонов. Он также понравится «пилотам выходного дня», предпочитающим безопасность и легкость пилотирования. При этом «Солярис» — одно из самых быстрых крыльев в классе «Стандарт». Его максимальная скорость на «акселераторе» достигает 50 км/ч. Высочайшая маневренность и отличная скорость делают его привлекательным не только для начинающих пилотов, но и для любителей полетов с парамотором. Крыло «Солярис» великолепно себя зарекомендовало при выполнении полетов в динамических и термических восходящих потоках.
Подвесные системы тоже входят в сферу производства наших производителей
Хотелось бы обратить внимание на подвеску «Пилот». Эта система относится к среднему классу, то есть является наиболее востребованным вариантом
«Пилотовская» подвеска — это мягкое кресло, имеющее все необходимые конструктивные элементы: спинку, сиденье, плечевые, ножные и грудные обхваты. В качестве вставного модуля имеется очень мощный мягкий протектор. Возможна также комплектация встроенной жесткой спинкой. Материал, из которого она сшита, — «оксфорд» — очень прочный и непромокаемый. Подвеска может быть скомплектована как обычными, так и быстроразъемными замками для ножных обхватов и грудной перемычки. По бокам сиденья в верхней части спинки расположены карманы для всякой необходимой в полете утвари. Есть вариант пошива, где контейнер запасного парашюта расположен на спине, а есть вариант с боковым размещением. Рукоятка введения в действие запасного парашюта клеится на липучках справа или слева под удобную пилоту руку. Есть у этой подвесной системы и своя очень удобная «изюминка»: пока вы летите в положении полулежа, это — обычное кресло, но стоит вам выдавить акселератор, специальный механизм при помощи сиденья выталкивает «пятую точку» из подвески, и спина становится прямой. Цена этой подвесной системы в базовой комплектации довольно демократична, и она не станет обузой для кармана как начинающего, так и опытного парапланериста. Подвеску можно укомплектовать запасной парашютной системой «Шанс» той же фирмы.Евгений ИЗМАЛКОВ