Как построить параплан с мотором

Чем параплан отличается от парашюта?

Внешне параплан, конечно, похож на парашют типа «крыло», однако парашют имеет прямоугольную форму, а параплан – эллипсовидную. Параплан намного длиннее парашюта, то есть имеет намного большее удлинение купола. У параплана гладкая аэродинамически чистая поверхность с небольшим количеством тонких строп, а парашют состоит из небольшого числа секций и поэтому не имеет такой гладкой поверхности. Площадь параплана больше площади парашюта.

Парашют предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю. Конструкция параплана не рассчитана на раскрытие из свободного падения, поэтому используются более легкие и жесткие материалы, обеспечивающие ему более чистые аэродинамические формы.

Параплан своими аэродинамическими качествами скорее похож на планер и дельтаплан, а старт происходит с горы или холма. Параплан действительно летит, а не падает вниз. Скорость снижения у современных парапланов меньше 1 м/с, а на метр снижения параплан пролетит в горизонтальной плоскости 7-10 метров, то есть имеет аэродинамическое качество 7-10 единиц. У парашюта же при этом качество 2-4 единицы и минимальная скорость снижения не менее 4 м/с.

Параплан – паритель. Это значит, что при благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту, совершать маршрутные полеты. Параплан – младший брат планеризма и дельтапланеризма, поэтому уместнее его сравнивать с ними.

Одуванчики, голубое небо и клещи

В поле, где должны были проходить полеты сразу отмечалось буйство ярких красок весенней природы, ярко желтые одуванчики, голубое-голубое небо с легкими облачками, (раздолье для фотографа), рев моторов взлетающих телег мотопарапланов в утреннем небе и… обилие клещей( Ну вот всегда найдется какая-то ложка дегтя. Я особо этих тварей не боюсь, тем более что, одежда на мне была такая, что ни один клещ туда не забрался, однако, при мне ребята сняли с себя несколько штук. Поэтому, если окажетесь в подобной ситуации – будьте внимательны и проверяйте себя уже после того, как вернетесь с природы.

Инструктаж пролетел незаметно, Максим (руководитель полетов) очень быстро и толково разъяснил  основные правила поведения на борту параплана с мотором, и вот на старт отправились наши первые ребята. Мы, затаив дыхание, следили как один за одним, ушли в небо три паратрайка, и стали ждать их возвращения на землю. Кто-то фотографировался, кто-то болтал, я же пытался понять, будем мы жарить шашлыки или нет. В итоге, было принято коллегиальное решение оставить этот процесс на афтерпати, после полетов. Ну а раз шашлыки отложились, то я полностью сосредоточился на фото и видео съемке.

Что такое параплан и чем он отличается от парашюта?

Параплан это сверхлегкий летательный аппарат (СЛА),
созданный на базе семейства двухоболочковых планирующих парашютов.
Иногда приходится слышать, как некоторые люди называют параплан
парашютом. Это неправильно. Принципиальное отличие параплана
от парашюта заключается в его предназначении.

Появление парашютов связано с развитием авиации, где они
использовались прежде всего как средство спасения экипажа гибнущего
летательного аппарата (ЛА). Хотя в дальнейшем область их применения
расширилась, парашют, тем не менее, остался лишь средством мягкого
спуска людей или грузов с неба на землю.

Параплан предназначен для полета. Зародился парапланеризм в
70-х годах ХХ века. Первыми парапланеристами стали парашютисты,
решившие не прыгать из самолета, а попробовать, предварительно наполнив
купола воздухом, взлететь на них со склона горы. Опыт удался. Оказалось,
что для полета на парашюте-крыле наличие самолета не обязательно.
Начались эксперименты. Сначала в обычные прыжковые парашюты, для
уменьшения скорости их снижения, вшивались дополнительные секции. Чуть
позже начали появляться специализированные аппараты. По мере накопления
опыта параплан все дальше и дальше уходил от своего прародителя парашюта.
Менялись профили, площади, формы крыльев. Иной стала стропная система.
Радикально изменилось “рабочее место” пилота подвесная
система, превратившись из ременной обвязки в удобное кресло. В отличие
от парашюта, предназначенного исключительно для спуска “сверху
вниз”, параплан научился без двигателя набирать высоту и
выполнять длительные маршрутные полеты протяженностью в сотни
километров.

Десантный парашют
с круглым куполом
Д-6.

Спортивный
парашют-крыло
По-9.

Один из первых
российских парапланов
СПП-30, 1989 г.

Спортивный параплан Гранд
фирмы ПарААвис,
1996 г.

Полеты на параплане

Для начала определимся, что собой представляет параплан. Основная его часть – это мягкое крыло, имеющее специальные воздухосборники, через которые оно наполняется воздухом. Именно это поднимает его с земли. Движение вперед и вниз осуществляется с помощью силы тяжести, она же помогает создавать и сохранять определенную скорость параплану, которую ограничивает сила сопротивления, создаваемая самим крылом, стропами и пилотом. Чтобы преодолевать силу сопротивления, приходится расходовать набранную высоту. Поэтому, чтобы параплану лететь, ему надо постепенно снижаться – планировать.

Если человеку, управляющему парапланом ничего не предпринимать, чтобы оставаться на определенной высоте, то довольно скоро он окажется внизу. Понятно, что при этом снова придется идти в гору и заново начинать полет. Полеты с возвышенности относятся к категории простых и практикуются даже теми, кто не имеет опыта или теми, кто только учится обращению с парапланом. Однако, такое занятие может быстро наскучить и захочется освоить технику, при которой появится возможность летать не только сверху вниз, а парить на определенной высоте. Для этого придется научиться использовать восходящие воздушные потоки.

С какого возраста можно начинать учиться летать на параплане?

Обучение детей и подростков полетам на параплане вопрос достаточно
сложный. С одной стороны, дети учатся летать на параплане намного быстрее
взрослых курсантов, летают смелее и увереннее. Но, с другой стороны,
детская психика слабее психики взрослых. При возникновении аварийной
ситуации, там, где взрослый организм ее отработает, ребенок может жалобно
запищать “ОЙ, МАМА!!!” и дальше все будет плохо…

Единой строгой методики определения минимального возраста для начала
обучения подростков полетам на параплане не существует, а разброс мнений
по этому вопросу весьма велик. Ограничимся нашей экспертной оценкой.

Обучение подростков полетам на парапланах мы готовы начинать с 14 лет.

Более подробно о нашем подходе к организации учебных полетов на парапланах
для детей и подростков можно посмотреть в статье:
“Дети
и полеты”.

Сравнение планеров, дельтапланов и парапланов

Между планерами, дельтапланами и парапланами может быть путаница . Парапланы и дельтапланы – это летательные аппараты с ножным запуском, и в обоих случаях пилот подвешен («зависает») ниже поверхности подъемника, но «дельтаплан» – это термин по умолчанию для тех, у которых планер содержит жесткие конструкции. Первичная структура парапланов гибкая и состоит в основном из тканого материала.

Парапланы

Дельтапланы

Планеры / планеры

Ходовая часть

ноги пилота, используемые для взлета и посадки

ноги пилота, используемые для взлета и посадки

самолет взлетает и приземляется на колесной ходовой части или салазках

Конструкция крыла

полностью гибкий, с формой, поддерживаемой исключительно давлением воздуха, поступающего в крыло и над ним в полете, и натяжением строп

обычно гибкий, но опирающийся на жесткую раму, которая определяет его форму (обратите внимание, что существуют также дельтапланы с жестким крылом)

жесткая поверхность крыла, полностью закрывающая конструкцию крыла

Положение пилота

сидя в упряжке

обычно лежит ничком в коконоподобной обвязке, подвешенной к крылу; также возможны сидя и лежа на спине

сидение на сиденье с привязью, окруженное противоударной конструкцией

Диапазон скоростей (скорость сваливания – максимальная скорость)

медленнее – обычно от 25 до 60 км / ч для прогулочных планеров (более 50 км / ч требует использования регулятора скорости), следовательно, легче запускать и летать при слабом ветре; наименьшее проникновение ветра; изменение высоты звука может быть достигнуто с помощью элементов управления

Быстрее

максимальная скорость примерно до 280 км / ч (170 миль / ч); скорость сваливания обычно 65 км / ч (40 миль / ч); способен летать в более ветреных и турбулентных условиях и может обогнать непогоду; исключительное проникновение в ветер

Максимальное качество скольжения

около 10, относительно плохие характеристики планирования затрудняют полеты на большие расстояния; текущий (по состоянию на май 2017 года) мировой рекорд – 564 км (350 миль)

около 17, с жесткими крыльями до 20

планеры открытого класса – обычно около 60: 1, но в более распространенных самолетах с размахом 15–18 метров качество планирования составляет от 38: 1 до 52: 1; высокие глиссады, позволяющие выполнять полеты на большие расстояния: текущий (по состоянию на ноябрь 2010 г.) рекорд – 3000 км (1900 миль)

Радиус поворота

меньший радиус поворота

несколько больший радиус поворота

еще больший радиус поворота, но все еще способна плотно кружить в термиках

Посадка

меньшее пространство, необходимое для приземления, предлагает больше вариантов посадки из полетов по пересеченной местности; также легче доставить до ближайшей дороги

требуется более длинная зона захода на посадку и посадка, но может достигать большего количества посадочных площадок из-за большей дальности скольжения

При полете по пересеченной местности характеристики планирования могут позволить планеру достигать «приземляемых» участков, возможно, даже возможна взлетно-посадочная полоса и подъем по воздуху, но в противном случае потребуется специальный трейлер для подъема по дороге

Обратите внимание на то, что у некоторых планеров есть двигатели, которые устраняют необходимость в аварийной посадке

Обучение

самый простой и быстрый в освоении

обучение ведется на одноместных и двухместных дельтапланах

обучение проводится на двухместном планере с двойным управлением

Удобство

пакеты меньше (легче транспортировать и хранить)

неудобно транспортировать и хранить; больше времени на установку и демонтаж; часто перевозят на крыше автомобиля

Стоимость

стоимость нового от 1500 евро, самый дешевый, но самый короткий срок службы (около 500 часов полета, в зависимости от лечения), активный рынок подержанных товаров

стоимость нового планера очень высока (максимальная 18-метровая турбина с приборами и прицепом 200 000 евро), но она долговечна (до нескольких десятилетий), поэтому рынок подержанных автомобилей активен; типовая стоимость от 2000 до 145000 евро

Простой вариант

Пилот использует для работы с парапланом двигатель небольшого размера. Принцип его действия в создании тяги, которая служит для поднятия аппарата в воздух и поддержания его на определённой высоте. Конечно, полёт с мотором существенно увеличивает общий вес, чем особенно отличается двухместный параплан. Чтобы компенсировать этот недостаток, используется полёт с мотором, имеющим увеличенную подъёмную силу.

На практике это разрешает ситуацию с отсутствием большого холма, который мог бы служить точкой старта для подъёма. При использовании мотора можно проводить полёт даже при ровной поверхности без дополнительного разгона. Двигатель позволяет поднимать вверх сразу двух человек, поэтому пользуется большой популярностью.

Особенности мотора

В современных моделях параплана двигатели монтируют в специальные чехлы, которые крепятся к спине человека. Это позволяет добиться скорости от 25 до 70 км/час. Допустимая же высота достигает 5,5 км. Правда, такой полёт с мотором на параплане невозможен при плохой погоде. Из-за своей небольшой скорости устройство сильно зависимо от ветра и турбулентности. Оно может представлять опасность при плохих погодных условиях.

Сам ранец, который пилот носит у себя на спине, имеет название «парамотор». Его общий вес может достигать 40 кг, с которым удержаться на ногах и приземлиться без посторонней помощи достаточно трудно. Для этого предусмотрена помощь в виде специальных устройств. Чтобы осуществить полёт, человеку нужно пробежать несколько метров, после чего крыло поднимает его в воздух. Двухместный вариант устройства позволяет это делать проще.

Особенности устройства

Мотодельтаплан представляет собой одноместное летальное устройство сверхлегкой массы. Аппарат не имеет колесного шасси, поэтому взлет и посадку производит пилот, используя собственные ноги. Конструкции оборудованы двигателем, что позволяет совершать полеты при отсутствии ветра, что практически невозможно при использовании обычных дельтапланов. Еще одно достоинство агрегата – возможность приземления в месте старта.

Основой любого мотодельтаплана является трубчатый каркас. Материал, который используют для его производства, – дюралюминиевые трубы разного сечения. Необходимую жесткость крыла обеспечивает специальная система тросов. На остов дельтаплана натягивают прочный легкий текстиль. Ранее для этих целей применяли парашютный шелк, сегодня – ткани, изготовленные из полимерных волокон.

Несущую конструкцию мотодельтаплана выстраивают вокруг килевой трубы, в центре устанавливают поперечину. Именно она служит для повышения прочности крыла. В центре масс всего устройства монтируют вертикальную распорку и управляющую трапецию.

Дельтаплан, оснащенный мотором, может развивать скорость от 40 до 150 км/ч, рекордные показатели – 170 км/ч. К преимуществам современных летательных аппаратов относят:

  • универсальность, компактность для хранения;
  • мотодельтаплан – практически полноценное транспортное средство;
  • интуитивно простое управление;
  • яркие ощущения полета, поскольку кабина отсутствует;
  • возможность совершения прыжков с парашютом;
  • простота ремонта и сервисного обслуживания.

Сегодня существует множество летных школ, где каждый желающий сможет освоить азы управления мотодельтапланом. Впрочем, есть у данного аппарата и некоторые недостатки. Полеты без специального закрытого шлема не очень приятны, особенно в холода, низкий уровень комфорта по сравнению с самолетом. Приспособление сильно подвержено влиянию со стороны воздушных потоков, для движения по прямой приходится прилагать физические усилия.

В настоящее время моторный дельтаплан используют лишь для развлечения, совершения прогулок и спортивных турниров. Нередко компактные устройства находят применение в сфере сельского хозяйства, например, для обработки полей пестицидами.

Купить параплан: основные правила выбора

При покупке параплана стоит учитывать несколько факторов, от которых сильно зависит качество дальнейших полетов

В первую очередь стоит обратить внимание на сертификацию параплана. Сертификация говорит о том, для кого подходит данное крыло

Современные крылья чаще всего попадают в одну из четырех категорий (A, B, C, D).

Категория A — учебные крылья, которые подходят начинающим пилотам. Начинающий пилот в нашем понимании — это человек, который ранее не летал на парапланах. Техника для него новая и непонятная. В таких случаях требуется самый надежный параплан, который будет прощать все ошибки пилота на этапе обучения.

Категория B — парапланы для пилотов выходного дня. Пилот выходного дня в нашем понимании — это пилот, успешно прошедший первоначальный курс обучения. Общий налет на параплане такого пилота составляет около 30-40 часов. Парапланы категории B летят немного быстрее, имеют более резкое управление и требуют от пилота более точных воздействий.

Категория C — парапланы для опытных пилотов с налетом не менее 70 часов. Данный класс крыльев предназначен для длительных маршрутных полетов. Начинающий пилот в сложной ситуации с таким крылом не справится. Крылья категории C требуют очень точных и взвешенных управляющих воздействий как весом, так и клевантами.

Категория D — парапланы для спортивных целей. Подойдут опытным пилотам-спортсменам. Современные крылья категории D имеют двухрядную стропную схему, большое удлинение.

Также можно отдельно выделить парапланы, которые прошли только нагрузочные тесты. Обычно их заносят в категории LoadTest. К таким крыльям, чаще всего, относятся спидглайдеры и некоторые размеры обычных парапланов, не прошедших сертификацию из-за своего сложного поведения в нештатных ситуациях.

При выборе параплана также стоит обратить внимание на площадь крыла. Дело в том, что каждый размер параплана имеет свою весовую вилку

Предположим, крыло рассчитано на полетный вес 80 — 100 кг. В эту массу входит вес пилота и вес всего оборудования. Так, при свободном полете общий вес снаряжения составляет около 20 кг. Значит, вес пилота должен находиться в пределах 60-80 кг. Оптимально крыло грузить от середины вилки и выше. В таком случае вес пилота должен быть 70-80 кг.

Такой подход объясняется тем, что только в данных диапазонах крыло соответствуют заявленным характеристикам безопасности. В противном случае крыло считается несертифицированным.

Предположим, что крыло будет недогружено — вес пилота меньше рекомендуемого значения. В таком случае крыло будет лететь медленнее и больше подвергаться сложениям. После сложения крыло будет медленнее раскладываться, этот процесс займет больше времени, а это может привести к травме.

В случае перегруженного крыла ситуация меняется на 180 градусов. Крыло становится резким, на управление реагирует остро. Сложения протекают быстро, непредсказуемо. Удержать крыло в сложенном состоянии сложнее, оно норовит быстро менять траекторию полета. Чтобы вывести крыло в нормальный полет, требуется хороший навык управления. Это говорит о том, что новичкам такая ситуация не по зубам.

Учитывая данную информацию, становится понятно, что нельзя купить универсальный параплан, например, на всех членов семьи. Также становится понятно, что на тандемном крыле нельзя летать одному.

Хочется отметить, что начинающие пилоты часто хотят купить тандемное крыло, чтобы катать своих родственников и товарищей. Друзья, тандем-пилотом можно стать после 2-3 лет активных полетов на одноместном параплане!

Конструкция мотопараплана

Стандартная конструкция парамотора включает в себя следующие комплектующие:

  • Мотор;
  • Рама;
  • Подвеска;
  • Ограда;
  • Бак для хранения топлива;
  • Система подцепки крыла;
  • Ручка для управления приводом.

Зачастую такой транспорт передвигается с использованием двухтактных двигателей внутреннего сгорания, оснащенных шестеренчатым или же ременным редуктором. В некоторых случаях производители оснащают свои модели специальными центробежными муфтами, блокирующими свободное вращение винта во время холостого хода. Сами винты в большинстве случаев производятся из углепластика или дерева с двумя или четырьмя лопастями.

Основой конструкции является рама, которая удерживает топливный бак, двигатель и другие комплектующие. Для обеспечения максимальной надежности и долговечности при сохранении нужных технических характеристик устройства ее производят из тонкостенных стальных, титановых, алюминиевых или композитных труб. За счет использования ограждения винт защищен от попадания в него строп, конечностей и других посторонних предметов.

Подвеска представляет собой кресло, которое оснащается ремнями безопасности для обеспечения защищенного полета. В некоторых моделях подвески оснащены протекторами, изготовленными из вспененного полистирола, предназначенного для обеспечения защиты во время падения. Помимо этого, в подвеске может предусматриваться багажник и контейнер, в котором будет храниться запасной парашют, страховочные петли и другие комплектующие. Производится подвеска из облегченных синтетических материалов.

От используемой системы подцепки крыла во многом зависят особенности управления парамотором, а также его чувствительность к регулировке веса и удобство управления крыльями. В зависимости от исполнения они могут отличаться друг от друга по высоте подвеса. Чем меньше будет расстояние между ТП и ЦТ, тем более высокой оказывается чувствительность и упрощается управляемость, но при этом крыло сильнее передает «болтанку», а помимо этого, сильнее чувствуется реактивный момент, идущий от винта. Лучше всего, чтобы ось вращения винта совпадала с точкой подцепки.

В некоторых современных моделях используются более современные и универсальные устройства, в которых функции указанных выше приборов могут объединяться между собой.

Помимо всего прочего, стандартная конструкция предусматривает наличие специальной ручки управления двигателем — небольшой рукоятки, объединенной с мотором с помощью тросика, расположенного в боуденовской оболочки. С помощью этого приспособления человек может в нужное время корректировать обороты двигателя или же регулировать тягу.

Мотопараплан и параплан

Среди начинающих пилотов есть мнение, что параплан и мотопараплан — это разные летательные аппараты. Но хочется заверить, что это не так. Существенной разницы между ними нет, внешне они абсолютно одинаковые. Отличие чаще всего наблюдается на свободных концах. Для мотопараплана свободный конец вместо обычного триммера имеет «минус-триммер», который выполняет роль акселератора. В штатном режиме минус-триммер затянут. Крыло в таком режиме летит на установочном угле атаки. Если отпустить минус-триммер, то на свободных концах увеличивается длина задних рядов. В результате этого угол атаки крыла уменьшается, и оно летит быстрее. Данный элемент был создан из тех соображений, что для новичков акселератор может стать причиной нештатной ситуации — планка акселератора, которая выжимается ногами, может попасть в плоскость вращения винта и повредить винт, а также привести к серьезному падению.

Мотопараплан предназначен для полетов с парамотором. Связка «параплан+мотор» дает дополнительную степень свободы. Вы можете взлететь с любой площадки. Для полетов вам уже не нужны ни горы, ни лебедки. За счет тяги двигателя вы набираете высоту и летите туда, куда пожелает душа!

Как это бывает: первый самостоятельный полет

Первый полет самый яркий! Всегда завидую тем, кто летит впервые! Мой первый полет я никогда не забуду. Я уже прыгал с парашютом, поэтому решил лететь без инструктора, но с наушником, через который РП мне все рассказывал. Ходил я в школу парапланеризма не один, а с другом. Он мне как-то позвонил и сказал срочно собираться, потому что «ветер поймали» (он на тот момент уже активно летал). Собирался 20 мин., приезжаю, есть мой тренер со школы, параплан готов, только взлетай. Хотя страха я не чувствовал и на земле аппаратом уже управлял, все же подниматься в небо было страшновато. Я не хотел показывать, что трушу и тщательно проверял снаряжение. Короче, пока собрался взлетать, ветер усилился (когда приехал на холм, было 3 м/с, а стало 5). Пришлось менять место. Когда мы переехали чуть дальше, я все же набрался смелости и побежал! Когда ноги оторвались от земли, стало немного страшно, меня подбросило сразу на 10 м вверх! Ощущения очень странные, но приятные. Сначала инстинктивно начал хвататься за сами стропы, а в наушник услышал строгий голос инструктора: «Клеванты хватай!». Короче, после первого шока, начал пробовать менять направление параплана, все довольно просто, но очень необычно.

Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо. Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает. Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно. В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.

Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий