Планка управления кайтом
Обычно в комплекте к кайту идет сразу планка управления. Стоимость новых планок варьируется от 20000 до 40000 рублей. Если вы покупаете два купола для одного человека, то вполне можно обойтись одной планкой. В идеале покупать купол и планку одного производителя, но также можно совмещать кайты и планки разных брендов (лучше всего, если вы проконсультируетесь на счет совместимости с кайт-специалистом, опытным инструктором или понимающим толковым райдером). Б/У планка стоит от 15000 до 30000 рублей.
На что обратить внимание при выборе планки:
1. Количество строп: чаще всего их 4. Но бывают и пятистопные планки. Планки с пятью стропами используются обычно с кайтами «С-формы», которые не подходят новичкам, помните? А также с кайтами некоторых производителей, например, NORTH Kiteboarding — Duotone. Если ваш кайт не предусматривает 5-ти стропной системы, выбирайте 4-х стропную планку.
2
Если вы выбираете планку бывшую в употреблении, обратите внимание на состояние строп, не растянуты ли они. Они должны быть одной длины, если только иное не предусмотрено производителем
Состояние оплётки тоже говорит о частоте и характере использования планки.
3. Длина строп. От длины строп зависит размер вашего ветрового окна и, соответственно, сама тяга. Чем короче стропы, тем быстрее будет летать и реагировать на ваши движения сам купол, но тяга кайта станет меньше. Кстати, от размера паруса тоже зависит скорость реакций и разворотов кайта: чем он меньше, тем быстрей его реакция на команды планкой. Обычно для кайтов до 9 кв. м. используют стропы длиной 18 и 20 метров, для кайтов среднего размера — 23-х метровые стропы, для лайтвиндовых кайтов 25-ти, 27-ми метровые стропы.
4. Ширина планки. Ширина планки обычно измеряется дюймами. Стандартные размеры планок обычно такие: 17», 20», 23». Обычно, с маленькими кайтами используют маленькую планку, со средними — среднюю, а с большими — большую. По сути, планка — это рычаг, чем он меньше, тем медленней реагирует на ваши движения купол. Именно поэтому для маленького юркого кайта лучше использовать небольшую семьнадцатидюймовую планку, если хотите, чтобы кайт был управляем и не носился бешеной пчелой над вами. В целом, планка среднего размера — универсальна, и если вы планируете взять несколько кайтов, такая планка подойдет под разные размеры.
Подвиды надувных
Надувные паруса также различаются по форме и области применения. Форма устройств в основном зависит от того, каким образом на нём располагаются стропы.
Выделяют следующие разновидности надувных кайтов:
- С-тип;
- арочный;
- bow;
- гибрид;
- дельта.
С-тип
Особенностью куполов С-типа является то, что у него нет промежуточной расстроповки. Стропы в таком устройстве крепятся исключительно к «ушам» купола. Из-за этого такие паруса рекомендуется покупать профессионалам. Ведь считается, что они сложны в управлении.
Однако бывалые спортсмены утверждают, что современный С-тип доставляет хлопоты лишь при перезапуске, а в остальном не уступает в характеристиках аналогам. Поэтому покупать его можно уже после одного сезона езды.
Правда, встретить такой продукт непросто. Намного шире на рынке представлены обычные арочные купола.
Арочный
У таких снарядов есть промежуточная расстроповка, делающая устройство более манёвренным и послушным. Оно считается намного более простым в управлении, чем С-тип, однако бывалые спортсмены имеют на этот счёт своё мнение.
Профессионалы говорят, что если вы дилетант, который задался вопросом о том, как подобрать кайт, не спешите приобретать сразу арочный вид этого изделия. Он действительно послушней. Однако новичку, пока неумело обращающемуся с летающим парусом, эта послушность может, наоборот, помешать.
Такой снаряд отлично подойдёт для фристайла.
Bow-кайт
Тот, кто хорошо знает английский язык, наверняка вспомнил, что bow переводится как «лук для стрельбы». Надувной снаряд, носящий такое название, действительно по форме напоминает это устройство.
Форму лука парусу придаёт крепление строп к переднему баллону. Такой вид кайта отлично подходит для катания практически при любом ветре. Он превосходно подходит и новичку, приобретающему свой первый снаряд, и профессионалу, вынужденному кататься при слабых ветрах.
Гибрид
Гибрид совмещает в себе свойства С-типа и bow. У него сильно изогнутая форма, напоминающая форму устройства, в котором стропы крепятся исключительно к «ушам». Однако к переднему баллону устройства также протянуты верёвки, что делает его похожим на bow.
Также считается одним из самых комфортных снарядов для всех стилей катания и для любых спортсменов. Может стать первым устройством кайтера, неумело обращающегося со стропами, или верным «другом» профессионала, умеющего правильно настраивать парус и выполнять трюки.
Такой вид устройства часто используется в соревнованиях.
Дельта
Своё название этот снаряд получил также благодаря своей форме. Он напоминает букву D.
Такое устройство чем-то похоже на гибрид. Только у него сильнее выгнута передняя планка, а задняя, наоборот, прямее.
Главная отличительная особенность этого снаряда — отличный повторный старт с водной глади. А по стилю управления он практически неотличим от предыдущих двух типов. Поэтому подходит и опытным кайтерам, и новичкам.
Подбирать парус следует исходя из того, как вы будете на нём кататься, где собираетесь проводить отпуск и какой уровень подготовки имеете. Трезво оценивайте свои силы и выбирайте снаряд той формы, которая поможет вам скользить уверенно.
Однако не только перечисленные показатели являются фундаментом выбора снаряда. Индивидуальные особенности спортсмена также должны учитываться при покупке устройства.
Правила выбора
Шаг первый
Перед тем, как подобрать кайт, необходимо узнать особенности разных типов летающих парусов:
Парафойл. Выполненная из ткани конструкция имеет поперечный комплект нервюр, формирующих аэродинамический профиль. Если вы новичок, то все плюсы и минусы таких изделий не должны иметь для вас ключевого значения. Гораздо важнее, то, что выбирать именно их следует в следующих случаях:
- Вы собираетесь кататься при температуре воздуха ниже -20 гр. Цельсия. Или только в условиях слабого ветра до 5 м. в сек.;
- Вы собираетесь участвовать в беккантри или зимнем марафоне, гонках для профессионалов на зимней или летней дисциплинах;
- Вы станете заниматься лендкайтнигом на багги или маунтиборде, а может быть, сноукайтингом на сноуборде или лыжах.
Фрирайдные кайты с небольшим удлинением готовы «простить» множество ошибок спортсменов-любителей, легко контролируются и стабильны в ветровом окне. Если модель имеет большое удлинение, порекомендовать ее можно опытному кайтеру. Она станет лучшей для занятий в условиях максимально слабого ветра и для гоночных дисциплин.
Балонники. Говоря про виды кайтов, необходимо выделить и такие модели. Подвидов их огромное множество, мы остановимся лишь на основных:
- Дельта. Хороший выбор для начинающего кайтера или оттачивания уже имеющихся любительских навыков катания. Предназначается для отработки начальных трюков по фристайлу, а также фрирайда. Характеризуется широким ветровым диапазоно
- м, устойчивостью в ветровом окне, легким перезапуском;
- С-кайты. Рекомендуются тем, кто предпочитает агрессивный фристайл и имеет профессиональные навыки управления парусом. Не подходит для начинающих обучение, гоночных дисциплин и фрирайда;
- Гибриды. Можно посоветовать хорошо катающемуся кайтеру. В ассортименте представлены варианты для катания на волнах (вейв), фристайла и фрирайда.
При выборе учитывайте собственный стиль катания и уровень мастерства в соответствии с указанными выше сведениями.
Шаг второй
Определяемся с размером
Это параметр определяется с учетом того диапазона ветра, который наиболее часто наблюдается в местах основного катания. Ознакомиться с соответствующей статистикой можно на «погодных» сайтах . После этого изучайте таблицу, указанную производителем к каждой конкретной модели.
Полноценно кататься можно, имея не меньше двух кайтов разного размера. Но если вы не можете позволить себе «двойную» покупку, выберите парус больших размеров.
Шаг третий
Учитывайте свой вес. Например, спортсмену с весом в 80 – 90 кило подойдет кайт в 14 кв. м. и 10 кв. м. Узнать необходимые данные о соотношении веса и размера конкретных парусов можно у продавца-консультанта.
Более подробную информацию можно получить от наших инструкторов. Они помогут выбрать кайт, который подходит именно Вам! Цены на занятий кайтсерфингом можно посмотреть тут.
Кайт лиш (система безопасности)
Обычно страховочный лиш продается в комплекте с планкой.
Лиш может быть длинным (около метра) или коротким (примерно 30 см). Сейчас среди начинающих кайтсерферов популярны короткие лиши: в них не запутаешься, да и отстрел, если что, всегда под рукой. Среди профессионалов, которые выполняют перехваты, популярностью пользуются длинные лиши, так как при вращении страховочный лиш обвивает кайтера вокруг торса. В принципе, вы можете купить себе любой лиш, главное, чтобы система полного отстрела работала исправно.
Лиши бывают в неопреновой оплётке, а бывают и без оплётки вовсе. Оплётка нужна обычно для выполнения сложных трюков, чтобы при рывке лиш не обжигал руки спортсмену, а также для красоты.
Если новый кайт-лиш покупать отдельно от остального оборудования, он обойдется примерно в 40-70 долларов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Kitesurfing дословно переводится так: «kite» — воздушный змей и «surfing» — скольжение в прибое. Истоками его стали классический серфинг и виндсерфинг. Однако сегодня он развивается не только на воде — катаются с кайтом и по снегу на сноуборде или лыжах, и по земле на маунтингборде или роликах. Поэтому, говоря об этом виде спорта в целом, сегодня чаще используют название «кайтбординг» (от англ. «board» — доска).
Главная стихия кайтинга — это ветер. Именно его сила используется для генерации тяги, именно его «зачерпывает» кайт, чтобы тащить за собой человека. Но, прежде чем говорить о стихиях, давайте разберемся с матчастью и видами кайтбординга.
Подбор кайтборда
Кайтборды по своему назначению можно разделить на три основные группы, отличающиеся по форме, применяемым материалам и конструкции.
Твинтип
Использование современных усовершенствованных материалов, конкейва и иных инноваций существенно улучшают эти показатели.
Дополнительные плюсы короткого кайтборда: меньший вес, занимает меньше места и доставляет больше удовольствия и на волне и на флэте, так как позволяют двигаться агрессивнее.
Лайтвиндборд
Лайтвиндборд обладает значительно лучшим потенциалом для несильного ветра. Из-за своего большого размера такая доска ведет себя стабильнее и обеспечивает плавное движение.
Эта доска начинает всплывать и поднимать кайтера над водой при значительно более слабом ветре и, следовательно, при меньшей скорости, что делает ее универсальным средством обучения.
Серфборд
Дополнительные возможности серфборда: на нем легче зарезаться к ветру — «набирать высоту» и он обладает увеличенным ветровым диапазоном — позволяет кататься в очень слабый ветер.
На серфбороде сложнее производить повороты и смену направления, в некоторые моменты без полной остановки не обойтись. Серфборд не подходит для прыжков и других трюков.
Доска для серфинга на кайте более хрупкая — при небрежном обращении может быть повреждена, и громоздкая — неудобна при транспортировке.
Основные размерности длины кайтбордов лежат в диапазоне от 132 до 146 см (в зависимости от веса райдера), однако для первых стартов в кайтбординге на время обучения мы рекомендуем доску длиной более 150 см.
Многое зависит от ветровых условий и вашего стиля катания. Например, в вашем регионе зимой преобладают крепкие ветра, следовательно нужно выбирать кайтборд меньшей длины; а летом ветер слабый, поэтому имеет смысл выбирать кайтборд по верхней границе.
Рекомендуемая таблица для подбора кайтборда — твинтипа при ветре более 6 м/с:
Сколько стоит новый кайтборд
Это зависит от производителя и от того, из чего сделан твинтип.
На что обратить внимание при выборе кайтборда:
- Размер твинтипа. Все-таки не стоит сразу бросаться и покупать доску большого размера, разве что ваш вес не приближен к центнеру. Для свободного катания и прыжков (при хорошем ветре) кайтборд подбирается по весу райдера. Например, спортсмену весом 45 кг подойдет доска длиной 126-132 см, 70-ти килограммовому кайтеру потребуется кайтборд 135-140 см (зависит от рокера, выгнутости доски), а человеку весом в 85 кг отлично подойдет 140-146 см.
- Рокер твинтипа. Рокер это изгиб доски (чем больше рокер, тем больше задраны хвосты доски). Большой рокер нужен для ровной воды и для амплитудных прыжков на ней. Новичку стоит присматривать доску с небольшим рокером.
- Из чего сделана доска. Доски бывают деревянные, полукарбоновые и карбоновые. Первые — относительно недорогие, вторые дороже, цена последних может доходить до 100000 рублей. Карбоновые доски легче деревянных, в этом их главный плюс. Главный минус помимо дороговизны — они хрупкие и требуют бережного обращения.
- Удобство при перевозке. Твинтипы бывают разборные, также их называют «Сплиты» и цельные, неразборные. Конечно, разборность доски сильно влияет на стоимость, она фактически удваивается, за компактность приходится платить. Актуально покупать разборную доску большого размера, например, 160 см, потому что такой борд не вписывается в размерные нормативы ни одной авиакомпании (например, у Аэрофлота сумма трех измерений багажа не должна превышать 158 см).
Цены на доски для кайтсерфинга — твинтип
Цена нового кайтборда — 400-1500 долларов, зависит от многих факторов, в том числе от страны-производителя. В России производятся отличные бюджетные деревянные кайтборды M-DAY, качеству которых могут позавидовать многие заморские бренды (импортозамещение работает!).
Цена б/у доски 250-800 долларов. Причем, в том, что касается кайтбордов, советую присмотреть себе первую доску на вторичном рынке, ведь у досок, как правило, очень небольшой износ и разницы с новой вы практически не заметите. Конечно, при покупки б/у доски необходимо убедиться, что на ней нет сколов и трещин, что доска не была сломана и ловко отреставрирована.
Подбор размера кайта по силе ветра
Выбор кайта – это самый важный момент, когда вы только начинаете осваивать этот вид водного спорта. От того какой кайт вы выберете, будет зависеть дальнейшая ваша безопасность в воде и сохранность самого кайта. При грамотном расчете всех необходимых параметров перед покупкой кайта, вы сможете гарантировать себе, что легче справитесь с воздушным змеем. Правильный размер кайта увеличит скорость освоения кайтсерфинга.
Выбирайте размер кайта основываясь на 2 критериях: сила ветра и собственный вес. Сильный ветер потребует использование кайта меньшего размера, а слабый ветер — наоборот, большого. Чем больше ваш вес, тем больше нужен размер кайта. Если кайт будет иметь имеет недостаточный размер, то он принесет вам только лишние неудобства при старте и при катании против ветра. А если кайт чересчур большой, можно легко потерять управление над ним.
Также надо помнить, что ветер постоянно меняется. Определенная площадь кайта имеет рабочую тягу в конкретном ветровом диапазоне. Поэтому, те, кто серьезно занимается кайтингом, имеет несколько кайтов под разную силу ветра. 2-3 кайта с системой регулировки тяги (дипауэр) покрывают до 90% существующих ветров.
Таблица подбора размера кайта в м 2 от скорости ветра при катании по воде:
Таблица подбора размера кайта в м 2 от скорости ветра при катании по плотному снегу:
Конструктивно кайты делятся на два основных вида. На воде обычно применяют баллонные (надувные) кайты. Для зимы и для катания по твердым поверхностям также подойдут кайты с открытыми воздухозаборниками — парафойлы.
Надувные кайты
Главная особенность этого типа кайтов – накачиваемые баллоны. Благодаря надувному каркасу создается необходимая форма купола, и кайт ни при каких условиях не теряет свою форму, и не тонет. Баллоны купола расположены как вдоль передней кромки так и поперек кайта. За счет надувного каркаса кайта, купол не может зачерпнуть воды и утратить форму.
Однако стоит учесть, что когда кайт падает на землю или на воду происходит сильный удар, что может привести к прорыву оболочки или внутренних баллонов.
Еще не давно этот тип кайтов использовался только на воде, но в последние годы они практически вытеснили парафойлы из фристайла в сноукайтинге.
Классический кайт — С-тип
К недостатком кайта С-типа относят довольно сложный перезапуск кайта с воды. Если кайт упадет на воду передней кромкой, то для рестарта его нужно перевернуть на спину, для чего придется плыть к нему на встречу, подтянув передние стропы. Решением этой проблемы стало внедрение пятой стропы, потому как с ее помощью кайт можно без особых усилий перезапустить, и избавить его от тяги при взлете с центра ветрового окна.
Наличие пятой стропы имеет свои минусы. Если кайт падает и разворачивается вокруг продольной оси, дополнительная стропа может оказаться удавкой для купола, потому что она стянет его по центру, что соответственно может привести к рассечению кайта поперек до центрального баллона. Чтобы избежать подобного инцидента современные производители внедрили элемент расчековки пятой стропы, который поможет освободить змея от удушения.
Плоскоарочный кайт — Bow
Кайты Bow более безопасны, чем кайты C-типа: при падении кайта из зоны тяги сила напряжение удара практически равномерно распределяется по всему кайту, который начинает как будто пружинить при ударе и, следовательно, будет служить дольше. Также при потере контроля над кайтом, когда он начинает петлять в зоне тяги, Bow практически теряет мощность, и дает возможность вернуть контроль над собой.
Основной минус кайтов Bow – это способность кайта выворачиваться на изнанку. Обычно это случается при порывистом ветре, когда есть турбулентный поток — в этом случае кайт может залететь за голову выходя из зоны тяги, стропы провисают, крыло выворачивается и падает. Такую ситуацию необходимо предупредить еще при залете кайта за голову, а это зависит от опыта райдера.
Еще один недостаток — отсутствие стабильности в боковом крае окна. Боковинка купола имеет меньшую поддерживающую площадь, чем у кайта С-типа, а значит, кайту труднее удерживаться в крае окна. Несильный турбулентный поток или слабый ветер могут привести к падению или выворачиванию кайта, однако у опытных райдеров подобные случаи происходят редко.
Гибридный кайт
Вариантов гибридных кайтов великое множество. Они могут быть от совсем плоских до арочных С-типов уменьшенного размера. Гибридные кайты обычно обладают расстроповкой (брайдл) на переднем баллоне с четерхстропным управлением, однако встречаются и модели с модифицированной пятой стропой.
Многие производители сегодня отдают предпочтение созданию именно гибридных кайтов, поскольку они практически не имеют недостатков как Боу-кайты, или классические кайты С-типов.
Основные характеристики гибридных кайтов, главным образом определяются формой крыла. Что бы понять и спрогнозировать поведение кайта, нужно изучить описание конкретной модели, определить для какого назначения был спроектирован этот кайт, посмотреть видеопрезентации и отзывы райдеров на эту модель.