Как лавинный бипер спасает жизнь

Как выбрать лавинный бипер

К покупке трансивера стоит отнестись ответственно, так как от него зависит жизнь.

Советы при покупке лавинного датчика

  • Покупайте устройства только в специализированном магазине. Никогда не покупайте бипер с рук!
  • Лучше отдать предпочтение треханнтенным трансиверам с функцией маркировки искомого объекта. Такие устройства значительно ускорят поиск в случае нескольких пострадавших.
  • Выбирайте гаджеты с удобной системой крепления на теле.

LКакие требования предъявляются к походной рации, как выбрать лучшую, я рассказываю в статье «Как выбрать рацию для туризма»

Лучшие производители и цены

Опытные горнолыжники рекомендуют покупать датчики проверенных производителей:

  • Pieps (20–40 тыс. руб.);
  • Mammut (15–30 тыс. руб.);
  • Arva Pro W (15–35 тыс. руб.);
  • Ortovox (20–40 тыс. руб.).

Опасность природы

Немногие почитатели лыжного спорта понимают всю опасность обвала. Попасть под завал можно во многих ситуациях, поэтому нужно оставаться начеку в местах нагромождения снега

Важно понимать, что даже полная экипировка, включая загруженный рюкзак, датчик, он же бипер, и щуп, не гарантирует защиту от обвала. Кроме всех дополнительных средств, нужно знать ближайший прогноз погоды, ориентироваться в местности и пройти специальную физическую подготовку

Сегодня многие компании предлагают услуги обучения в случае попадания под завал. Они объясняют, как используется лавинное снаряжение, в том числе лавинная лопата, датчик и щуп, он же бипер, и другие. Также в местах восхождения или горнолыжного катания предоставляются услуги гида, который поможет составить наиболее безопасный маршрут.

Дополнительное оборудование

Всё используемое лавинное снаряжение должно помещаться в рюкзак. Но его нужно выбирать не только с большой вместимостью, но и покупать специализированный для снежных завалов. В большинстве из них оборудованы специальные воздушные баллоны, которые надуваются при срабатывании механизма.

Некоторые модели имеют в своей конструкции баллоны, установленные вокруг шеи. Такой рюкзак даёт больше шансов остаться на поверхности завала, чтобы иметь возможность нормально дышать. Также его быстрее находит щуп и откапывает лавинная лопата. Также рюкзак оказывает дополнительную защиту на позвоночник. Они производятся в виде трёх систем:

  • ABS — рюкзак использует две ёмкости на 170 литров, которые при срабатывании заполнятся аргоном. В утрамбованном виде они не занимают лишнего места.
  • Snowpulse — такая лавинная безопасность имеет сложную форму, которая заполняется сжатым воздухом.
  • Black Diamond — такой рюкзак вышел только несколько лет назад. Он оборудован системой, которая наполняется воздухом посредством воздействия специального вентилятора.

От этого повышается лавинная безопасность, ведь даёт дополнительную плавучесть пострадавшему. Таким образом, его шансы остаться на поверхности значительно возрастают, для того чтобы его обнаружил бипер. Человек сможет дышать даже при завале, хотя это и не всегда срабатывает.

Передовая система

Одним из полезных современных устройств, позволяющих повысить шансы на спасение человека под завалом, является лавинная безопасность Avalung. Она предотвращает проблему, когда после попадания под снежный завал человеку перекрывается поток воздуха. Тогда вокруг лица начинает появляться ледяная корка, которая возникает из-за воздействия углекислого газа. Обычно удушье потерпевшего наступает через 15 минут.

Чтобы этого не допустить, используется Avalung, которая занимает даже меньше места, чем рюкзак. Она собирает углекислый газ после закусывания специальной трубки, что продлевает возможность выжить человеку до получаса. Это существенный показатель, который даже может спасти жизнь потерпевшему.

Попасть под снежный завал — это серьёзная опасность для каждого человека. Если случается такая ситуация, действовать нужно быстро, ведь у пострадавшего остаётся очень мало времени. Нужно всегда знать прогноз погоды, ориентироваться на местности и иметь сложенный рюкзак с необходимыми приборами, включая датчик и щуп. Лавинная безопасность в этом случае обеспечивается целым набором инструментов, используемых для защиты жизни человека.

Собирать рюкзак с приборами безопасности нужно с помощью специалиста. Только он сможет предложить правильный набор на случай лавины, который будет учитывать особенности человека, погодных условий и типа местности. Также не стоит экономить на качестве изделий, отдавая предпочтение вместительности.

Лавинное снаряжение: бипер, щуп, лопата, аптечка

Бипер — лавинный трансивер. Надеваем на себя, если передвигаемся по лавиноопасным местам. Срок работы батареи, как пользоваться, как быть с мобильником.

Лавинный бипер: что это за датчик и для чего нужен? Какие виды лавинных датчиков бывают, в чём между ними разница, на какой дистанции работают и чем они могут помочь в случае схода снежной лавины.

Лавинные датчики и биперы

Лавинный датчик (бипер) используется, чтобы найти людей с помощью радиосигнала. Совершенно каждое устройство во всем мире работают на одной частоте — на прием и на передачу. Получается, что это устройство может быть найденным и также может найти. Это очень универсальный прибор. Каждый участник группы должен иметь этот датчик, тогда в случае чего, они смогут найти друг друга. А как же выбрать такой прибор?

Лавинный датчик или бипер

Давайте разберемся, каким должен быть датчик:

  • Самое главное условие — его компактность.
  • Прибор должен работать даже при самых низких температурах.
  • Служить долгое время в условиях низкой температуры.
  • Независимо от состояния батарей, сила сигнала должна быть постоянной.
  • У устройства должна быть защита от помех.

Запомните, что бипер требуется закрепить на теле! Его нельзя просто положить в карман, ведь куртку можно и потерять, а спасатели должны найти именно вас. А также не забудьте включить его (бывает и такое, что человек просто забывал его включить). При попадании в лавину, спасатели смогут вас найти именно благодаря этому устройству.

Backcountry Access Tracker2

SSW: 40 м

Tracker2 показывает расстояние на светодиодном индикаторе и направление на массиве из 5-ти светодиодов.

Поиск одной цели и поиск первой цели в случае нескольких пострадавших происходит быстро. Тестеры отметили простоту в эксплуатации датчика, интуитивно понятную индикацию, гладкую линию поиска, которую он формирует. Однако Tracker2 – единственный датчик без функции маркировки при поиске нескольких пострадавших, его использование в этом случае требует знания правильной стратегии поиска и, конечно, опыта. При поиске трех целей большинство тестеров нашли все три датчика, но затратили на это на одну-две минуты больше, чем при использовании других биперов. Однако при поиске одной цели не возникает никаких проблем – твердо держит направление, отлично работает вблизи от пострадавшего. Один из тестеров резюмировал – “Если бы я был уверен, что всегда буду искать только один датчик, то, безусловно, выбрал бы Tracker2”.

Всем тестерам, кроме одного, понравилась эргономика датчика и простота его эксплуатации. Только один предпочел моргающим светодиодам постоянно светящийся дисплей.

+ Быстрый, интуитивно понятный, точный поиск одной цели, эргономика- Нет функции маркировки, что затрудняет поиск нескольких пострадавших= Простой, легкий в использовании бипер по приемлемой цене

Как выжить в лавине: лавинное снаряжение

Знаете, что поможет вам выжить в лавине? Специальное лавинное снаряжение — лавинный датчик, лопата, щуп, авалунг и лавинный рюкзак. Из статьи вы узнаете, как они действуют, сколько стоят и где их купить.

Застраховаться от попадания в лавину нельзя, разве только дома сидеть. Лавины сходят даже там, где никогда не сходили. Они сходят даже на трассы крупных горнолыжных курортов. И гибнут люди.

Но и отказаться от такого удовольствия, как катание вне трасс, сможет далеко не каждый, поэтому основная группа риска — фрирайдеры. Они сознательно покидают границы трасс и катаются на диком рельефе.

Сегодня можно сказать, что катание вне трасс стало массовым движением. Достаточно взглянуть на линейки горных лыж большинства производителей — там полно моделей для внетрассового катания. О сноубордах и говорить нечего, они изначально были созданы для катания по глубокому пушистому снегу.

Вот пример классного фрирайда (если вы еще не знаете, с чем его едят). Настоящее действо начинается с 3:30, туда и мотайте:

С ростом популярности направления росло и количество жертв в лавинах. Вопрос безопасности встал серьезно. Тогда на рынке появилось лавинное снаряжение, помогающее людям выживать в лавинах.

На этот раз наша подлодка поднимет на поверхность лавинное снаряжение, и мы покажем, как оно действует. Цель — дать вам знания, чтобы вы чувствовали себя вне трасс в большей безопасности.

Pieps DSP Tour

SSW: 50 м

Новый Tour – это однокнопочный, менее дорогой, чем DSP. В отличие от DSP в нем отсутствует функция сканирования, измерение частоты и возможность поиска датчика для собак. Результаты тестов на дальность приема показали, что Tour имеет зону приема чуть больше, чем DSP, тем не менее, сигналы у DSP были более постоянными на предельной зоне приема.

Время поиска обоих датчиков Pieps было практически одинаковым для случаев с одним и несколькими пострадавшими. Большинство тестеров не смогли найти разницу в их технических характеристиках – по общему мнению, оба устройства надежные и безотказные. Один тестер, детально разбирающийся в датчиках, сообщил, что не имеет «Никаких негативных впечатлений, ничто не замедляло поиск». Испытующие, проводящие поиск, отметили, что он быстро определил правильное количество передающих датчиков в случае с несколькими передающими датчиками, но двое из них отметили, что им пришлось достаточно долго держать нажатой кнопку маркировки прежде, чем произошла маркировка сигнала. Звук более тихий, чем у других датчиков, поэтому некоторые испытующие чувствовали, что более громкий звук датчиков Mammut и Arva, меняющийся при приближении к цели, был удобнее при поиске. Другие предпочли Pieps, чувствуя, что агрессивный звук Mammut и Arva вносили ненужную панику в процесс поиска.

+ Большая зона приема, точное указание направление движение, плавный точный поиск, удобный простой дисплей- Тихий звуковой сигнал, периодическая невозможность маркировки= Отличное полнофункциональное устройство по низкой цене

Зачем и кому нужно лавинное снаряжение

Необходимый комплект лавинного снаряжения должен быть совершенно у всех, кто собирается в горы в снежное время года (о том, что такое лавина, почему она образуется и какое время года самое лавиноопасное, мы рассказываем в здесь). В этот комплект входит щуп, лавинный датчик и лавинная лопата. Это не единственное снаряжение, есть и дополнительное. Без него отправляться в горы категорически запрещается.

Прежде всего, люди должны помнить о своей безопасности, а горы место совсем небезопасное и без какой-либо защиты идти, туда не стоит. Комплектом необходимого снаряжения должны быть снабжены как новички, так и профессионалы.

Виды лавинных датчиков

Принцип работы биперов один и тот же. Все они принимают сигналы и передают их. Разница бывает только в методах воспроизведения полученных сигналов. По этому принципу лавинные датчики разделяют на два вида:

Цифровые

В работе цифрового маячка участвует встроенный процессор и несколько работающих антенн. Антеннами ловится передающий радиосигнал, а микропроцессор переводит это сигнал в звуковой и воспроизводит изображением на дисплее. В итоге можно определить, в каком направлении находится передающий маячок, а также узнать расстояние до него. Чем ближе передающий сигнал бипер, тем сильнее этот сигнал на принимающем трансивере.

Аналоговые

У аналоговых датчиков принцип работы тот же самый, что и у цифровых: радиосигнал преобразуется в звуковой, который усиливается по мере приближения к объекту. Однако в большинстве моделей отсутствует дисплей, указывающий направление и расстояние, поэтому ориентироваться при поиске приходится только на звук, что при определённых погодных условиях бывает неудобным.

Разные производители оснащают лавинный датчик всевозможными дополнительными функциями и возможностью настройки по индивидуальным требованиям:

  • возможность множественного поиска, т. е. трансивер одновременно принимает сразу несколько сигналов и выводит их местоположение на экран;
  • индикация числа целей в радиусе настроенного диапазона;
  • возможность маркировать цели и искать более сильный сигнал;
  • автоматическое переключение между режимом поиска сигнала и его передачи.

Системы индикации лавинных датчиков

У современных лавинных датчиков есть три системы индикации:

звук;

дистанция (цифры на дисплее);

направление (стрелки или светодиоды).

Все эти системы отображения информации могут ошибаться и важно постоянно оценивать все три параметра, чтобы избежать ошибок

Звуковая индикация

Самый точный, но и малоинформативный параметр. Звук появляется первым на большой дистанции ещё до появления цифр и стрелок. Чем ближе к цели, тем звук громче, чаще и его тон выше.

Дистанция

Дистанция — основной источник информации при поиске. Но следует помнить — цифры, отображаемые на дисплее, показывают расстояние до пострадавшего вдоль линии напряжённости электромагнитного поля. Это часто приводит к тому, что расстояние на дисплее гораздо больше (иногда в 2-2.5 раза), чем реальное расстояние до цели. Поэтому при поиске нам важна не абсолютная величина дистанции, а динамика её изменения — если вы движетесь, и дистанция уменьшается — то вы всё делаете правильно.

Направление

Удобная, информативная, но очень часто неточная система. Стрелки показывают ориентацию прибора относительно линий напряжённости электромагнитного поля, и поскольку эти линии, замкнутые то прибор не может понять идёте вы к пострадавшему или от пострадавшего.

Именно поэтому и нужно следить за всеми тремя системами отображения информации — если вы идёте по стрелке, а дистанция увеличивается и звук затихает — то нужно развернуться и двигаться в противоположном направлении.

Зная эти особенности работы приборов, становится понятно, почему даже рядом расположенные датчики могут показывать разные дистанции и направления. Это происходит из-за хоть немного, но разного их расположения относительно линий напряжённости электромагнитного поля.

Рассказ о технике поиска пострадавших с помощью лавинного датчика выходит за рамки этой статьи. Обычно подробная инструкция по поиску изложена в руководстве по эксплуатации датчика, но я настойчиво рекомендую обязательно практиковаться и выработать устойчивый навык по использованию именно своего прибора. А также отточить навыки зондирования и откапывания пострадавшего.

Время работы и дистанция поиска

В соответствии со стандартами, установленными для лавинных трансиверов, при температуре минус 10 градусов время работы на передачу сигнала должно составлять не менее 200 часов, а на приём — минимум час. Все модели датчиков, выпускаемые сегодня, вписываются в эти стандарты. Поэтому не рекомендуется экономить заряд на трансивере. Специалисты советуют держать его включённым постоянно.

Лавинный бипер работает на батарейках, причём на щелочных или алкалиновых. Использование других не рекомендуется. Замену батареек принято производить при остатке заряда в 30 процентов. Это связано с тем, что на холоде возникает потеря ёмкости у питающих устройств.

Производитель указывает расстояние, на котором работает лавинный датчик. Обычно в качестве этого расстояния указывается максимальная дальность приёма сигнала. Однако заявленная дистанция не всегда соответствует реальной. Часто плохие погодные условия и мощность антенны передающего трансивера может это расстояние заметно сократить.

Когда в горах опасно

  1. Самый простой способ не попасть в лавину — не выходить на неподготовленные склоны.

    На маркированных трассах о вашей безопасности думают сотрудники лавинных служб: они заблаговременно спускают снег в горах и непрерывно следят за его состоянием. Бывает, конечно, что лавиной накрывает и трассу, но это все-таки редкость, исключение.

  2. Если же вы точно знаете, что ваш путь лежит на неподготовленный склон, начните с того, что понаблюдайте за погодой минимум пять-семь дней до выхода в горы.

    У специалистов есть понятие «второго снегопада». Это второй крупный снегопад сезона. Опасность его в том, что первый снегопад обычно ровно ложится на землю и становится подложкой. Со временем его поверхность заветривается, превращаясь в наст. Второй крупный снегопад ложится уже на эту гладкую и скользкую поверхность. Такой снег может уехать вниз от неудачного чиха. Чтобы не уехать вместе с ним, подождите несколько дней, пока новый снег не сядет и не сцепится с подложкой.

  3. Классика несчастных случаев — дни после долгого холодного периода — даже, если этот период был бесснежным.

    Многим кажется: если не было снегопада, значит, безопасно. Нет, не безопасно. В горах почти всегда дует ветер. Он поднимает старый снег и переносит его на подмороженный склон. Как и в предыдущем случае сцепление между такими слоями очень слабое, и опасность схода лавины резко возрастает.

  4. Лавиноопасным периодом считаются температурные перепады через ноль, то есть, когда на смену оттепели приходит мороз и наоборот.

    Дело в том, что в плюсовую температуру поверхность склона «отпускает», а потом, в минус, опять подмораживает. Из-за разницы температур на поверхности снега и в его толще, на глубине образуются слабые слои: всем нам хорошо знакомые снежинки превращаются в ледяные шарики — изморозь. Достаточно чуть потревожить такую снежную «доску», чтобы она оторвалась и стремительно уехала вниз, как по шарикоподшипникам.

  5. Самая простая примета лавинной опасности — обычный дождь.

    Он добавляет вес снежному покрову, нарушает его прочность и действует как смазка. Если в горах пошел дождь, можете не сомневаться: следом начнут сходить лавины. В горах в это время очень опасно, лучше займитесь чем-нибудь другим.

  6. Как ни странно — и это многие забывают, в малоснежные зимы вероятность схода лавин не ниже, а наоборот, выше, чем обычно.

    Связано это с тем, что, благодаря тонкому покрову, солнечная радиация и ветер проникают на всю глубину снега, лежащего на склоне. И преобразуют его, включая подложку, на свое усмотрение. Снег в малоснежную зиму опасен, помните об этом.

  7. Резко возрастает лавинная опасность во время сильных ветров.

    Ветер часто называют архитектором лавин. Он способен поднимать в воздух тонны снега и переносить их с одного места на другое. Пара ветреных дней — и дело сделано: склон, выбранный ветром на свой вкус, перегружен снегом и стал лавиноопасным. Кроме того, ветер устраивает на гребнях снежные козырьки. Они могут достигать ширины в несколько метров. Такой козырек в любой момент может обломиться, упасть на забитый снегом склон и вызвать сход лавины.

  8. Ну, и, конечно, горы становятся особо опасными сразу после сильного снегопада.

    Помните, что свежий снег неустойчив. Как бы ни были в этот момент прекрасны горы, нужно набраться терпения и подождать пару дней. За это время свежий снег сядет и надежно сцепится со старым.

Необходимый набор

Среди требуемого количества элементов экипировки можно выделить несколько, которыми обеспечивается лавинная безопасность. Они все помещаются в рюкзак и обладают переносными габаритами. Выделяется:

  • лопата для снега;
  • датчик (бипер);
  • щуп против обвалов.

Лавинная лопата является обязательным приспособлением, ведь помогает при откапывании пострадавшего от завала. Она также необходима для формирования убежища и снятия пробы снега. Их, в свою очередь, различают по таким характеристикам:

  • материал;
  • форма;
  • конструкция;
  • размер;
  • варианты складывания.

Выбор изделия зависит от личных предпочтений человека. Чем лавинная лопата больше, тем она удобней и её проще использовать. Но чем она габаритней, тем больше места занимает, поэтому понадобится вместительный рюкзак. Материал также имеет большое значение. Использование пластиковых вариантов не даст должного результата во время схождения снежного обвала, ведь его поверхность быстро затвердевает. Лавинная безопасность не должна страдать ради удобства движения.

Использование технических приборов

Специальный датчик, он же бипер, работает на частоте 457 кГц. Он имеет простой принцип работы: его достаточно надеть на тело и оставить включённым. Когда человек попадает под снежный завал, остальные члены группы могут перевести датчик в режим приёма и бипер сможет обнаружить местоположение пострадавшего. Как правило, человека нужно найти в течение 15 минут после обрушения снега и, если это не удаётся сделать визуально, сможет помочь только датчик.

Бипер представляет собой не совсем простое устройство, работа с которым требует прохождения специального обучения. Его можно получить в центре подготовки, но польза, которую имеет датчик, может спасти пострадавшему жизнь.

Подснежный зонд

Щуп представляет собой устройство, внешне напоминающее складную палку. С его помощью удаётся определить точное местоположение пострадавшего. Щуп может использоваться как дополнительное средство поиска, когда применяется бипер. Радиус обнаружения приближается к полутора метрам.

Когда раньше не использовался щуп, его заменяли в работе стальные палки. Этот метод сегодня считается морально устаревшим, ведь щуп, скорее, применяется для поиска тела, а не живого человека, как это делает бипер. Современные варианты изготавливаются из карбона или алюминия, в них часто оборудуется специальный датчик, упрощающий поиск. Щуп имеет размеры до трёх метров, поэтому может найти человека даже на большой глубине, как и бипер, он же датчик.

Электромагнитная совместимость лавинного датчика с другими гаджетами

Лавинный датчик — это сложный электронный прибор, который, как и вся современная электроника, имеет проблемы с электромагнитной совместимостью. Поэтому в режиме передачи необходимо убедиться, что датчик расположен не ближе 25 сантиметров от мобильного телефона, рации, фото/видео камеры, навигатора и т.д. Все эти приборы вносят в работу датчика значительные искажения, что приводит к увеличению времени поиска пострадавшего.

В режиме поиска все электронные приборы должны быть выключены и/или удалены из зоны поиска. Смартфон с включённым Wi-Fi очень сильно и хаотично изменяет показания прибора, что значительно затрудняет и замедляет поиск.

Виды лавинных датчиков

Принцип работы биперов один и тот же. Все они принимают сигналы и передают их. Разница бывает только в методах воспроизведения полученных сигналов. По этому принципу лавинные датчики разделяют на два вида:

Цифровые

В работе цифрового маячка участвует встроенный процессор и несколько работающих антенн. Антеннами ловится передающий радиосигнал, а микропроцессор переводит это сигнал в звуковой и воспроизводит изображением на дисплее. В итоге можно определить, в каком направлении находится передающий маячок, а также узнать расстояние до него. Чем ближе передающий сигнал бипер, тем сильнее этот сигнал на принимающем трансивере.

Аналоговые

У аналоговых датчиков принцип работы тот же самый, что и у цифровых: радиосигнал преобразуется в звуковой, который усиливается по мере приближения к объекту. Однако в большинстве моделей отсутствует дисплей, указывающий направление и расстояние, поэтому ориентироваться при поиске приходится только на звук, что при определённых погодных условиях бывает неудобным.

Разные производители оснащают лавинный датчик всевозможными дополнительными функциями и возможностью настройки по индивидуальным требованиям:

  • возможность множественного поиска, т. е. трансивер одновременно принимает сразу несколько сигналов и выводит их местоположение на экран;
  • индикация числа целей в радиусе настроенного диапазона;
  • возможность маркировать цели и искать более сильный сигнал;
  • автоматическое переключение между режимом поиска сигнала и его передачи.

Время работы и дистанция поиска

В соответствии со стандартами, установленными для лавинных трансиверов, при температуре минус 10 градусов время работы на передачу сигнала должно составлять не менее 200 часов, а на приём — минимум час. Все модели датчиков, выпускаемые сегодня, вписываются в эти стандарты. Поэтому не рекомендуется экономить заряд на трансивере. Специалисты советуют держать его включённым постоянно.

Лавинный бипер работает на батарейках, причём на щелочных или алкалиновых. Использование других не рекомендуется. Замену батареек принято производить при остатке заряда в 30 процентов. Это связано с тем, что на холоде возникает потеря ёмкости у питающих устройств.

Производитель указывает расстояние, на котором работает лавинный датчик. Обычно в качестве этого расстояния указывается максимальная дальность приёма сигнала. Однако заявленная дистанция не всегда соответствует реальной. Часто плохие погодные условия и мощность антенны передающего трансивера может это расстояние заметно сократить.

Частота и совместимость

Начиная с 1996 года все современные маячки работают на частоте 457 кГц. Несмотря на то что каждый бипер, выпускаемый на сегодняшний день, абсолютно совместим не только друг с другом, но и с устаревшими двухчастотными моделями, которые пользовались большой популярностью до конца девяностых годов прошлого столетия. Однако, несмотря на это, перед каждой поездкой в горы следует сверять совместимость датчиков всей группы.

Следует помнить, что лавинный трансивер является сложной электроникой, которая не очень хорошо совместима с такими приборами, как мобильные телефоны, рации, навигаторы и камеры. Чтобы не вносить в работу бипера искажения, рекомендуется эти приборы держать выключенными или совсем удалить их из зоны поиска.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий