История водного туризма в России
В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.
Период «оттепели»
В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.
Эпоха катамаранов
Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.
Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.
С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.
Современный водный туризм
После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.
Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.
Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.
Какие бывают байдарки
Существует много видов судов, различающихся по типу конструкции, материалам, количеству мест.
Разборная
Такой транспорт состоит из комплекта металлических деталей и особой ткани, которая натягивается на собранный каркас. Нередко вместе с разборными конструкциями поставляются надувные баллоны, обеспечивающие устойчивость на воде. Для хранения и переноски всех элементов предусматривается мешок.
Неразборная
Цельные модели создаются из полимерных материалов по типу пластика или полиэтилена. Неразборная конструкция способна быстро передвигаться по воде, и чаще всего рассчитана на одного человека. Обычно применяется в спортивных состязаниях.
Каркасная
Каркасное судно
Байдарка имеет жесткий каркас, изготовленный из дерева или металла. Сверху натягивается оболочка из ПВХ или иного материала, устойчивого к воздействию влаги. Каркасные плавсредства характеризуются быстроходностью, низкой осадкой и надежностью. Но конструкция довольно большая, что вызывает определенные сложности с транспортировкой. К тому же для быстрой сборки нужно иметь некоторые навыки.
Надувная
Сейчас в продаже можно увидеть двухслойные и однослойные надувные модели. Поддержка на воде обеспечивается специальными баллонами, в которые закачивается воздух. Каркаса внутри не предусмотрено. Модели отличаются легкостью, устойчивостью и неплохой управляемостью на воде. Однако при сильных волнах их лучше не использовать, так как небольшой вес обуславливает возможность перевернуться.
Каркасно-надувная
Байдарки, называемые каркасно-надувными, лучше всего подойдут для походов. Она крайне устойчива на воде, хорошо двигается по мелководью и ее практически невозможно потопить. Но наличие надувных баллонов скрадывает пространство внутри лодки, а сама конструкция оказывается довольно тяжелой для переноски. На сборку может потребоваться значительное время, особенно если у пользователя нет соответствующих навыков.
Пластиковая
Пластиковая конструкция
Пластиковая байдарка представляет собой литую конструкцию, которая не пропускает воду даже при очень агрессивном сплаве. Вмещает одного человека и может похвастаться высокой скоростью передвижения. Но неразборная конструкция обуславливает определенные неудобства на этапе переноски и подготовки к сплаву.
Размеры
Говоря о размерах сплавных судов, обычно имеется в виду количество мест. Востребованными представляются модели с одним или двумя местами. В некоторых случаях требуются трехместные или даже более крупные лодки.
Материалы
В зависимости от конструкции, материалы могут использоваться разные. Каркасы обычно изготавливаются из высокопрочных сплавов, которые при этом не слишком тяжелые. Оболочки создаются из ПВХ или других хороших материалов, которые не пропускают воду. Для надувных лодок также очень важен показатель удержания давления.
Сравнение с каяком
Каяк
Нередко байдарки сравнивают с таким транспортом, как каяк. По сути, это названия одной и той же конструкции с прямыми носом и кормой, а также с днищем в виде киля. Управление в обоих случаях осуществляется при помощи весел.
Однако есть и некоторые отличия. Каяки обычно имеют одно или два места, тогда как байдарки могут быть более вместительными. К тому же именно каяки чаще всего используют в спортивных соревнованиях, а байдарки — выбор для поклонников водных путешествий.
Классификация по количеству мест
По количеству мест байдарки делятся на одноместные, двухместные и трехместные. На первый взгляд, они отличаются лишь количеством посадочных мест, но на самом деле, это не единственное их отличие. Самым важным отличием этих байдарок между собой является количество багажа/снаряжения в пересчете на одного человека, которое может взять на борт каждое из этих судов. Чем более “многоместная” байдарка, тем меньше может взять с собой каждый из членов экипажа. Чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть на длину байдарок. Ниже приведены диапазоны значений длин байдарок в зависимости от количества мест:
- одноместная байдарка (морской каяк или сияк) — 4,2-4,4м (зависит от модели)
- двухместная байдарка — 4,8-5,0м (зависит от модели)
- трехместная байдарка — 5,7м
Эту особенность очень важно учитывать, выбирая байдарку для похода. Если вы понимаете, что вещей у вас много, то вам надо либо садиться в одноместные морские каяки, либо выбирать байдарку с числом посадочных мест на одно больше, чем планирующееся число членов экипажа
Очень хорошим вариантом может быть трехместная байдарка для двух человек. Вместо первого номера — счет ведется с носа судна — кладутся вещи, вторым и третьим номером садятся гребцы (ни в коем случае не рекомендуется садиться на 1-е и 3-е места, т.к. в этом случае неравномерный загруз судна вызывает деформацию каркаса, и байдарка “роет” носом). Рабочий и часто раньше использовавшийся вариант — один гребец в двухместной байдарке.
Поэтому если вас, например, трое, и у вас количество вещей минимальное, а само снаряжение (спальники, палатки, коврики) малогабаритное, то можете смело отправляться втроем в поход на трехместной байдарке.
Если же вы не уверены, что каждый из участников похода готов отказаться от лишних вещей, взяв только самое необходимое, правильным будет рассмотреть один из следующих вариантов:
Вариант 1 при умеренном объеме вещей: двухместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца
Вариант 2 при увеличенном объеме вещей: двухместная байдарка для двоих плюс двухместная байдарка для третьего гребца и вещей
Вариант 3 при большом объеме вещей: трехместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца
Вариант 4 при большом объеме вещей: три одноместных морских каяка
В варианте 1 и, особенно в варианте 2, надо признать, одиночный гребец оказывается не совсем в равных условиях с товарищами, в варианте же 3 нагрузка распределена примерно одинаково, а в варианте 4 — уравнена.
В пользу указанных выше вариантов надо сказать, что с точки зрения безопасности они предпочтительнее, нежели вариант, когда трое отправляются в поход на перегруженной трехместной байдарке.
К тому же идти на нескольких судах (правильно говорить “несколькими экипажами”) и интересней и веселей. Плывя рядом друг с другом можно сделать великолепные фотографии или снять настоящее походное видео, чего у вас никак не получится, если вы идете одним экипажем. В добавок перед каждым новым переходом можно меняться местами, и каждый сможет попробовать себя на разных судах.
Большой Иремель, Республика Башкортостан
Источник
Ради чего ехать. Уникальная природа Южного Урала. За последнюю пару лет Башкирия стала набирать обороты у туристов (и зимой, и летом), но при этом пока еще не стала «российской Турцией», а республика активно инвестирует в сервисы и комфорт для туристов.
Как доехать. Добираться довольно удобно: до Уфы летают много рейсов разных авиакомпаний, в том числе довольно бюджетных (например, «Победа»).
Несколько подробно описанных маршрутов с картами можно найти .
Башкирия подходит для пеших походов, велосипедных и конных, так что, если вы давно давно хотели закусить удила, то можно, например, обратиться к этим организаторам.
Одна из главных достопримечательностей — гора Большой Иремель (относящаяся к горному массиву Иремель), вторая по высоте точка Южного Урала (1582 м). Поход туда может быть отличным вариантом на выходные или же первым пунктом в длинном путешествии.
От Уфы до села Тюлюк 250 км. Можно добраться на автобусе (уезжает в пятницу вечером, возвращается в воскресенье вечером, стоимость — 1300 рублей в обе стороны).
Подготовьте морально ваш вестибулярный аппарат к тому, что последний участок дороги не асфальтирован. Телефонная связь почти не ловит.
Входной билет стоит 30 рублей. От входа в парк до самой вершины есть несколько троп: нижняя, средняя и верхняя, по ссылкам вам откроются подробные GPS-треки протяженность от 5 до 7 км. Заблудиться и сбиться с пути довольно сложно: тропы хорошо протоптаны, деревья по ходу маршрутов помечены краской, много отметок о количестве оставшихся километров.
Еда и ночлег. Здесь немало палаточных стоянок, где можно остановиться на ночлег, на официальных стоянках можно разводить костер. Источников воды предостаточно — источники, родники, реки.
Важно правильно подобрать крепкую непромокаемую обувь, подходящую для горного трекинга, а не плестись в любимых кедах
Часто задаваемые вопросы
Сколько дней обычно длится сплав?
Обычно на сплав отправляются в тур выходного дня – с пятницы по воскресенье. В пятницу вечером вы выезжаете к месту сплава, а в воскресенье вечером возвращаетесь обратно. Но есть и недельные туры.
Можно ли взять на сплав детей?
Да, при сплаве на байдарках нет строгих требований к возрасту или физической подготовке. Как правило, дети с 5–6 лет уже могут отправляться на сплав с родителями, можно и младше, если родители готовы их брать с собой.
Бывают ли на реках пороги, опасные места и сильные течения?
В основном все реки центральной части России спокойные. Лишь иногда встречаются так называемые водные «барашки» или ускорение течения. Очень редко – небольшие пороги.
Какая программа ожидает во время сплава?
Как правило, в турах выходного дня в первый день вас встречают на вокзале региона сплава, микроавтобус отвозит участников до начальной точки маршрута. Там уже будет устроен палаточный лагерь со всем снаряжением и готов ужин. Утром начинается сплав, который сопровождается остановками для обеда и купания на пляжах. Вечером – ужин и интересная досуговая программа с играми и посиделками у костра. В третий день вы продолжаете сплав по реке, после обеда сплав завершается, и участники отправляются домой.
Есть ли какие-нибудь опасности при сплаве на байдарках?
Самая главная опасность – получить тепловой удар или обгореть на солнце. Нужно максимально позаботиться о наличии у группы кремов и спреев от загара и головных уборов. Однако, находясь на воде, необходимо соблюдать технику безопасности и рекомендации инструкторов.
Какой регион лучше выбирать для сплавов?
Все реки в рамках туров позволят получить максимум энергии и позитива от путешествия. Выбор региона для сплава зависит от ваших временных ресурсов и индивидуальных предпочтений.
Сплавы на байдарках.
Устали от городской суеты? Хочется на природу, в тишину? Лучший способ отдохнуть это поход на байдарках! Сплав на выходные – отдых для души и тела, удобно и бюджетно.
До отпуска еще далеко а в поход хочется? Прекрасный выход — сплав на байдарках в подмосковье. Компания ВПоход33 организует походы на байдарках по Мещере. Мещерский край славится чистыми реками и густыми лесами. Сочетание красивой не испорченной человеком природы и близкого расположения от Москвы делают наши сплавы удачным выбором для столичных жителей. Вы заведете новые знакомства и получите массу удовольствия от сплава на байдарке по извилистой реке! Окунитесь в мир романтики и приключений! Вернувшись в суету городов, вы ощутите себя отдохнувшим как никогда!
Походы на майские праздники.
Майские праздники традиционно открывают летний сезон активного отдыха. Для большинства горожан, любящих отдых на природе, это первая возможность после зимы выбраться в лес и переночевать в палатке. А еще майские праздники это самые длинные летние выходные, поэтому любители активного образа жизни не могут отказать себе в удовольствии сходить в поход.
Как у нас организованы сплавы:
- Расписание построено так, что бы вам было удобно добраться из Москвы. В пятницу после работы садитесь на электричку, и к 22:00 вы уже у костра. А в воскресенье к 22:00 вы уже в Москве.
- В поход на выходные отправляемся налегке. От вас требуется: желание, одеть и обуть себя по погоде, доехать до города Владимира, остальное мы берем на себя. В стоимость тура входит трансфер, аренда байдарок, палаток, спальников и всего прочего оборудования что вам пригодится, питание, страховка, работа инструктора.
- Начиная с 1го мая и до конца сентября, по нескольким рекам нашей области, каждый выходной ждем вас в походы на байдарках.
- Для участия в туре на байдарках не требуется опыт водных походов. Стать участником сплава может каждый, без спец подготовки.
Когда-то байдарочный поход требовал длительной подготовки участников. В складчину покупались байдарки и палатки, шились спасательные жилеты, закупалась недорогая еда. Сейчас всё это в прошлом. Мы предоставляем лёгкое и удобное современное снаряжение, отвечающее стандартам безопасности. Опытные инструкторы проведут группу по маршруту, организуют игры и расскажут о достопримечательностях. Походное меню приятно поразит вас. Мы стараемся готовить по-домашнему вкусно и использовать натуральные продукты – фрукты, овощи, зелень. Наше путешествие – не просто сплав на байдарках из точки А в точку Б. Это комплексный туристический продукт, где каждая деталь – питание, снаряжение, игры, общение в группе и личность инструктора имеют своё значение
Мы знаем, как это важно для Вас. Все вместе они создадут в Вас ощущение внутренней наполненности и отдыха, как будто у вас был полноценный отпуск
Совет 3. Обувь
Подобрать обувь для похода сложнее, чем одежду. Она должна быть подходящей по размеру, комфортной, удобной для неровной местности, гор, склонов и таких неприятностей, как лужи и грязь. Лучше использовать не недавно купленную обувь, а уже разношенную. Иначе мозоли, при которых не получится продолжать движение, обеспечены.
Походник должен быть уверен, что ботинки не развалятся во время непогоды, которая может случиться. Опытные туристы выбирают только проверенные бренды. Для равнинной местности подойдут лёгкие кеды или кроссовки. Для гор нужны высокие ботинки, которые будут крепко держать щиколотку и стопу. В ином случае – вывих гарантирован.
Водникам лучше отдать предпочтение сапогам из пенополиуретана, так как материал легче классической резины, а свойствами обладает теми же. Если поход запланирован в холодное или влажное время года, следует позаботиться о том, чтобы не обморозить конечности.
Что учитывать при выборе туристической байдарки
Размеры. Габаритные параметры лодки – длина корпуса, его ширина и высота борта – определяют скорость, управляемость и безопасность маломерного судна. Узкая и длинная байдарка быстра и подвижна, широкая и длинная – более безопасна для экипажа, однако менее маневренна.
Остойчивость. Речной поток будет постоянно кренить байдарку, способствуя ее перевороту. Чтобы этого не случилось, лодка должна быть остойчивой, т.е. сохранять ровное положение. Стабилизация остойчивости достигается прямоугольной формой байдарки и правильностью ее загрузки – по центральной оси судна, на дне кокпита
Важно также, чтобы гребцы не смещались к одному борту единовременно
Ходкость. Развитие дистанционного ускорения лодки на воде прямо связано с конструкцией корпуса и навыками гребцов. Наилучшие ходовые качества принадлежат самой длинной байдарке с гладким дном и острым носом (наличие штевня). Мощность «двигателя» – экипажа – зависит от их физических возможностей и владения техникой гребка.
Управляемость. Показателями управляемости маломерного судна являются поворотливость и устойчивое сохранение курса. Поскольку это противоположные качества, добиться идеального их совпадения в одной модели байдарки затруднительно. Длинную и наиболее узкую лодку с четкими штевнями характеризует курсовая устойчивость. А вот короткое судно, имеющее округлую корму и нос, показывает высокую поворотливость, но – плохое удержание курса.
Непотопляемость. Здесь понимаются возможности байдарки сохранять плавучесть и судоходные способности при возникновении пробоины, чрезмерном заполнении кокпита водой или оверкиля (переворота). Если подтопленная каркасная лодка уходит на дно, то каркасно-надувная и надувная сохранит плавучесть, позволяя вывести ее к берегу, либо на мель. При оверкиле «надувнушку» и ее каркасный гибрид можно перевернуть обратно и взобраться на борт (требуется опыт).
Вес. Разобранную байдарку требуется доставить к водоему, а после сплава и просушки лодки – нести обратно к транспорту. И чем тяжелее лодка, тем труднее ее доставка. Из разборных моделей достаточно массивны каркасные байдарки (самые тяжелые – пластиковые каяки). Каркасно-надувные легче, порядка 25 кг. Наиболее легкими будут надувные каяки – менее 20 кг.
Время сборки. Первоначальная подготовка байдарки к плаванию – ее сборка. Каркасные лодки собираются более 40 минут, каркасно-надувные – около 25 минут. Быстрее и проще собрать «надувнушку», потребуется 15 минут (развернуть и надуть).
Вместимость. Суточные температурные перепады и изменчивая погода требуют дополнительной экипировки туристов-водников, особенно на многодневном сплаве. Тогда следует учитывать возможности байдарки не только по грузоподъемности и объему кокпита, но и по допустимости размещения груза на бортах в гермомешках.
Тисо-самшитовая роща, Сочи
- Как добраться: роща находится в районе Хоста. От ж/д станции идти примерно полчаса. Если живёшь в Сочи, то доехать можно на автобусах № 50, 105, 115 (остановка «Хоста-мост»), дальше пройти еще 2,5 км до входа. Ещё вариант — на электричке до станции «Хоста». Ну и всегда можно добраться на такси — цена вопроса примерно 600 руб. Из Адлера ходят автобусы № 50, 105, маршрутка № 134 до остановки «Мост» и электрички.
- Сложность маршрута: низкая.
- Стоимость: взрослый билет — 300 руб., дети от 7 до 14 лет — 150 руб, до 7 лет — бесплатно (лучше захватить наличные).
- Протяженность: «Большое кольцо» (5 км), «Малое кольцо» (1,6 км), тропа «В глубь веков» (800 м).
Тисо-самшитовая роща — это участок Кавказского заповедника, и всё, что встретится тебе по пути, создано природой и не облагорожено человеком (кроме дорожек и ограждений, конечно). Стометровые отвесные скалы, каменный лабиринт, бирюзовая горная река Хоста, разломы, реликтовые растения — надо ли говорить, насколько это живописно.
Всё, что встретится тебе по пути в Тисо-самшитовой роще, создано природой. Фото: Yuriy Seleznev / Shutterstock.com
Чтобы увидеть все ключевые достопримечательности (буковую поляну, Чёртов каньон, древнюю крепость, Белые скалы, родник, тропу «В глубь веков»), выбирай самый длинный маршрут — «Большое кольцо». Пройти его можно примерно за три часа, если не останавливаться на долгие привалы и затяжные фотосессии (что, скажем по личному опыту, не так просто). На маршруте есть указатели, так что не запутаешься. Как понятно из названия, придёшь ты в ту же точку, откуда стартовал.
По дороге тебе встретятся места для отдыха, где можно попить воды и перекусить — только всё для пикника придётся брать с собой. Кафе есть только на входе со стороны каньона Чёртовы ворота.
Стометровые отвесные скалы, бирюзовая горная река, разломы, реликтовые растения — маршрут очень живописный и не сложный. Фото: olegmorgun1311 / Shutterstock.com
Если накануне прошёл дождь, то в рощу лучше не ходить: земля и камни становятся очень скользкими, и первую половину пути придётся крепко держаться за ограждение и думать только о том, как бы не поскользнуться. Вся обувь и одежда, скорее всего, будут в грязи, правда, для таких отчаянных на выходе есть кран с водой и щёточки, чтобы почистить ботинки.
Что касается сложности, то хватит самой минимальной подготовки — «Большое кольцо» проходят и бабули с дедулями, и семьи с детьми.
Чтобы увидеть Чёртов каньон выбирай самый длинный маршрут — «Большое кольцо». Фото: Yevtushok Tatyana / Shutterstock.com
На «Малом кольце» тебе встретятся карстовая воронка и гигантский тис. Дорога здесь комфортная, бетонная, так что маршрут отлично подойдёт для неспешной прогулки в лесу — приезжают даже с детскими колясками. Его прохождение займёт примерно час.
Благодаря субтропическому климату, гулять в роще можно круглый год, но приезжать лучше днем, особенно если хочешь пройти «Большое кольцо». Даже летом, когда темнеет поздно, ближе к шести вечера в лесу становится сумрачно из-за обилия растений и скал, которые закрывают небо. Впрочем, билеты в летний сезон (он длится до 30 сентября) продают до 18:00, так что ночью в рощу тебя точно не пустят.
Ближе к вечеру в лесу становится сумрачно, но игры закатных лучей среди скал точно стоит увидеть. Фото: lil-mo / Shutterstock.com
Запуск бизнеса
Практически любой бизнес можно начинать с малого, постепенно наращивая обороты. Найти выход из ситуации удается даже в том случае, если стартовый капитал невелик. Недостающие средства можно занять у знакомых или обратиться в банк за кредитом.
Для организации походов на старте будет достаточно трех байдарок и шесть весел. Стоимость одного комплекта составляет 55-70 тысяч рублей. То есть, для покупки потребуется около 200 тысяч рублей стартового капитала.
Байдарки бывают двух типов: надувные и пластиковые. Предпочтение лучше отдавать второму варианту, поскольку он прослужит дольше. Надувные байдарки подкупают своей компактностью, однако в данном случае не избежать пробоев и необходимости время от времени латать дыры.
Помимо самих лодок нужно приобрести спасательные жилеты. Их должно быть 10-15 штук. Стоимость каждого составляет 1500-2000 рублей
Важно, чтобы жилеты соответствовали ГОСТ 22336-77. Такие изделия отличаются исключительной надежностью и способны удерживать человека на воде в течение шести часов
Специалисты советуют приобретать спасжилеты в специализированных магазинах
Приобретая их, важно убедиться, что на каждом изделии присутствует маркировка. Такой подход убережет покупателя от низкокачественных китайских подделок
Маркировка наносится черной краской. Здесь указывается месяц и год изготовления, товарный знак изготовителя, обозначение госта и клеймо техконтроля. Обычно маркировка наносится в нескольких местах спасжилета.
В соответствии с гостом, спасательные жилеты должны быть оранжевого цвета. Однако некоторые бизнесмены используют также камуфляжные варианты. Как правило, проверяющие органы закрывают на это глаза.
Таким образом, для покупки байдарок и спасательных жилетов совокупно придется потратить около 200 тысяч рублей. Также потребуется порядка 120 тысяч на дополнительное оборудование. К нему относится прицеп, еще одна байдарка и 5-7 спасжилетов. Со временем на туры начнет ездить большее количество людей, потому эти вложения неизбежны.
Жилеты следует приобретать разных размеров: для взрослых и детей. Кроме того, не лишним будет закупить спортивный инвентарь, например, для игры в волейбол и бадминтон.
Некоторые предприниматели в попытке сэкономить используют для перевозки байдарок самодельные прицепы. Однако эту конструкцию придется зарегистрировать в ГИБДД, с чем могут возникнуть сложности. Так, предпринимателю потребуются документы, подтверждающие безопасность прицепа. Для их получения придется обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию.
Поэтому лучше сразу приобрести заводской прицеп за 65-70 тысяч рублей. С его регистрацией проблем не возникнет – эта процедура мало чем отличается от постановки на учет автомобиля.
Байдарки, прицеп и прочий инвентарь нужно где-то хранить. Чтобы сэкономить на аренде, предприниматель может использовать для хранения свой гараж. Вышеуказанные вложения в среднем окупаются за 3-4 года.
ЧТО ВЗЯТЬ?
Перед сплавом нужно заранее позаботиться о тех вещах, которые необходимы для путешествия. Обязательно возьмите несколько комплектов одежды. Один «мокрый» – для перемещения в байдарке, второй «сухой» – для стоянок и ночлега. Возьмите с собой дождевик, даже если дождя нет и прогноз его не предвещает. Если вы новичок, пройти весь маршрут и остаться сухим вряд ли получится. Вода с весел точно попадет в байдарку.
Можно взять перчатки. Они спасут руки от мозолей и холодного весла, если сплав весенний или осенний. Соберите индивидуальную аптечку со всем необходимым лично вам. Групповая аптечка всегда есть у инструктора. Не забывайте о запасе еды и воды. Беспокоиться о том, что во время сплава намокнут вещи, не стоит: предусмотрены специальные гермомешки, которые выдают организаторы сплава каждому участнику.
Статья по теме
Что нужно, а что нельзя делать перед купанием в реке или озере?
Выполняйте каждый гребок телом, а не руками, отклоняйтесь и поднимайтесь с помощью пресса. Это поможет сохранить силу в руках и не сдаться через несколько сотен метров. Заметили впереди опасность или что-то другое, что может помешать дальнейшему продвижению? Сигнализируйте об этом идущим позади членам тургруппы. Сигнал можно подать криком или поднятым вверх веслом.
Правилами строго запрещено отправляться в сплав в состоянии алкогольного опьянения. Пить в байдарке спиртное тоже не стоит. Не рекомендуется сидеть на бортах и вставать в лодке в полный рост. В поход можно взять собаку, но стоит учесть, что на сплаве могут быть другие туристы с детьми и животными
Поэтому важно, чтобы питомец слушался вас
Если случился форс-мажор, байдарка в процессе сплава перевернулась или вы сами оказались за бортом, главное – не паниковать. Держитесь за байдарку и плывите к берегу. Следите за веслами, чтобы их не унесло. Нельзя забираться в лодку из воды, особенно если в ней уже кто-то сидит – так есть вероятность опрокинуть и своего попутчика. Залезать в байдарку нужно с берега.
Примеры подбора туристической байдарки
Планируя поход по реке, вам необходимо точно определить его продолжительность, дистанцию и особенности речного русла, число участников и объем/вес необходимого снаряжения. Лишь зная это, получится правильно подобрать байдарку.
К примеру, имеем исходно-«походные» данные: двое взрослых туристов, сплав по Белой, месяц июнь, трехсуточный маршрут Старосубхангулово-Кутаново.
Учитывая погодную нестабильность июня, потребуется объемная экипировка (куртки, спальники, палатки и т.д.) на троих. Нужно проанализировать погодный прогноз на три «водных» дня, чтобы оценить потребность в «юбке», защищающей кокпит от дождя. Впрочем, взамен готового решения с байдарочной «юбкой», можно будет временно закрыться, к примеру, пвх-пленкой или непромокаемым тентовым полотном.
По вводным данным оптимальной моделью байдарки будет «Ермак-540» или «Хатанга-3». А наиболее удобной – Time Trial Ватерфлай 3 с надувными сидушками и просторным кокпитом.
Если же выбирается продолжительный маршрут по Белой, скажем, 155 километровый Кага-Кутаново – на двоих потребуется уже другая модель байдарки, более вместительная. В этом случае Хатанга-3 будет неудобна, так как из-за надувного дна имеет посредственную вместительность. Предпочтительнее будут модели либо «Хатанга-3 Travel», либо «Ермак-540»
Обратите внимание: на двоих при продолжительном туристическом сплаве рекомендуется именно трехместная лодка, т.к. в нее поместиться больше снаряжения
Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав. Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты).
Если же ваш сплав планируется по достаточно глубоким рекам, озерам или водохранилищам где нет большой вероятности пропороть днище байдарок о камни на мелководье и требуется много грести по плесам или местам без течения, то обратите свой выбор на более быстроходные суда: каркасные и каркасно-надувные байдарки.
Впрочем, для неспешного туристического путешествия скорость – не главное. Можно даже просто идти по речному течению, слегка поправляя курс веслами.
Байдарки «Щука», сводная таблица характеристик
Модель | Мест | Цена с камерами «Сэндвич» | Цена легкой версии «ПАКРАФТ» | Цена с камерами из ткани ПУ | Вес с камерами «Сэндвич» | Вес легкой версии «ПАКРАФТ» | Вес с камерами из ткани ПУ | Груз, кг | Длина см |
Щука-1 | 1 | 14000 | 16000 | 20000 | 7 | 5 | 8 | 200 | 320 |
Щука-2 | 2 | 18000 | 20500 | 26000 | 9 | 6,5 | 10,5 | 300 | 420 |
Щука-3 | 3 | 22000 | 25000 | 32000 | 11 | 8 | 13 | 400 | 520 |
Щука-4 | 4 | 26000 | 29500 | 38000 | 13 | 9,5 | 15,5 | 500 | 620 |
Ширина всех моделей 86 см, диаметр баллона 27 см
Рекомендации по выбору подходящей байдарки или катамарана, а также ответы на вопросы об эксплуатации купленных судов см. в разделе «Пользователям».
О том, как возникла байдарка «Щука», и что изменилось в ней за прошедшие годы, читайте в статье История.
Причина популярности
Этот вид путешествий встречается по всей стране. Как правило, для плавания на лодках выбираются речки с непростым или быстрым течением. Это может быть горная река или же русло с множеством порогов. Для простого отдыха используются тихие водоёмы, где можно проделывать необычные манёвры, но чаще всего это активный вид спорта.
Для переправы используются байдарки — узкие лодки, рассчитанные на два или три места. Управление происходит веслом с двумя лопастями. Как правило, естественное течение позволяет плыть с большой скоростью без дополнительных усилий вёслами. Также в практике встречаются катамараны и каяки. Первый вариант больше подходит для экстремальных условий, где большое количество подводных порогов. Каяк же считается универсальным средством передвижения. С ним можно плавать по любой водной поверхности.
Комплектование туристической группы
Не трудно собрать туристическая компашку из членов одного коллектива, связанных какими-либо общими интересами, близких по физической подготовке и возрасту. При таком раскладе учитываются запросы и возможности каждого члена группы, заранее совместно выбирается, разрабатывается маршрут похода выходного дня и сам поход обещает быть удачным. На практике это и подтверждается.
Важен оптимальный состав группы в пределах от 10 до 15 человек, что обеспечивает соблюдение графика движения, маневренность, быстрое преодоление естественных препятствий. При большем количестве желающих познакомиться с достопримечательностями родного края, активно отдохнуть на природе, можно создать параллельные группы, возглавляемые опытными туристами, выбрать одного руководителя.
Сложнее подготовить и провести поход (даже недолгий, без ночлега в полевых условиях), если компания неоднородна во всех отношениях, собирается из людей, не знакомых друг с другом. Обязательно должен быть опытный руководитель, который подбирает себе одного или несколько помощников, то есть создаёт ядро группы. В дальнейшем они будут помогать ему.
Всех участников необходимо познакомить друг с другом и наладить контакт между ними. Следует ознакомить всех с маршрутом, распределить обязанности между участниками. Желательно выбрать завхоза, который будет ведать денежными расходами, учитывать расход продуктов, составлять меню, назначать дежурных по кухне. Туристическое снаряжение распределить между участниками.