Виды (типы) горных велосипедов
Нижеприведенные типы велосипедов специально разработаны для маунтинбайка. Специальные характеристики обеспечивают им повышенную надежность и высокое качество езды на пересеченной местности. Шины, используемые в этих велосипедах, имеют специальные протекторы и устанавливаются на обода, которые намного прочнее, чем обода для обычных дорожных велосипедов.
- Подвеска — Все современные горные велосипеды оснащены подвеской, шинами диаметром 26, 27,5 или 29 дюймов и шириной от 1,7 до 2,5 дюймов, а также чуть приподнятым и ровным рулем, который дает велосипедисту больше контроля над велосипедом.
- Тормоза — В горных велосипедах также используются гидравлические дисковые тормоза, которые более мощные, чем обычные тормоза (с колодками). Они также имеют низкое передаточное число зубьев звездочек, которое помогает велосипедисту преодолевать крутые подъемы и препятствия. По сравнению с обычными велосипедами, горные велосипеды имеют меньший диаметр обода.
- Педали — вид педалей, устанавливаемых на горные велосипеды, также отличается от обычных велосипедов. Они предназначены для специального вида обуви, используемой велосипедистами в маунтинбайке. Эта обувь удобно подходит к данным педалям и обеспечивает удобную поездку на велосипеде.
В зависимости от вида горного велосипеда и типа местности используются разные типы рамы.
По типам используемой подвески существует четыре вида рамы:
- Жесткая (Rigid)- рама с жесткой формой и без подвески.
- Хард тейл (Hard tail) — рама с передней амортизационной вилкой, но без задней подвески.
- Софт тэйл (Soft tail) — рама с наличием легкой задней подвески.
- Двойная или полная подвеска (Dual or Full Suspention) — рама с передней и задней подвесками.
Велосипеды для кросс-кантри
Горные велосипеды для кросс-кантри предназначены в основном для передвижения или гонок по пересеченной местности. В случае кросс-кантри велосипедисту требуется преодолевать большие подъемы, поддерживая высокую скорость и выносливость, поэтому велосипеды, предназначенные для этого вида велоспорта, легкие и достаточно эффективные.
В прежние времена для кросс-кантри использовались велосипеды с жесткой подвеской, но сегодня, как правило, используются полноподвесные велосипеды с легкими алюминиевыми рамами.
Трейловые велосипеды (Trail bikes)
Велосипеды Trail очень похожи на кросс-кантри, они созданы для велосипедистов, катающихся в основном в гористой местности. Вес данных велосипедов составляет от 11 до 15 кг, а геометрия немного меньше, чем у велосипедов для кросс-кантри. Обычно они предназначены для езды по более пересеченной местности, чем велосипеды для кросс-кантри.
Эндуро / All mountain bike
Этот тип велосипедов — сочетание велосипедов для кросс-кантри и фрирайда. При весе от 13 кг до 16 кг, они оснащены более мощной подвеской от 6 до 7 дюймов и предназначены как для подъемов, так и для спусков.
Велосипеды для даунхилла
Велосипеды для даунхилла имеют еще более усиленный и высокий уровень подвески, чем велосипеды Эндуро, около восьми или более дюймов как задней, так и передней подвески. Они изготовлены из прочных, но легких материалов, таких как углеродное волокно, и весят в основном менее 18 кг.
Они имеют высокие передачи и нестрогие геометрические углы и в основном предназначены для скоростного спуска. Из-за своей высокоскоростной природы они имеют как правило одну передаточную ведущую звезду, закрытую большим защитным кожухом.
Велосипеды для фрирайда (Freeride)
Велосипеды для фрирайда похожи на велосипеды для даунхилла, но в них больше внимания уделяется прочности велосипеда, а не его весу. Такие велосипеды обычно весят от 14 до 20 кг. Они имеют большую прочность и обычно достаточно тяжелые. Оснащаются подвеской в районе 7 дюймов и не настолько комфортны для передвижения в горной местности из-за своего большого веса.
Велосипеды для езды и прыжков по грязи (Dirt Jumping)
Велосипеды для Dirt Jumping имеют прочную раму с передней подвеской от 4 до 6 дюймов и задней подвеской, которая чаще всего имеет размер от 3 до 4 дюймов. Велосипед оснащается девятью передачами. В них используются шины размером 24-26 дюймов, что идеально подходит для соответствующих условий. Также используются низкий подседельный штырь и большой руль.
Триал
Велосипеды для трюков в стиле триал обладают специфическим внешним видом и, соответственно, характеристиками. Если стритовые и дёртовые байки могут использоваться для прогулок по городу, то триальные – никогда. Они удобны исключительно для трюков.
По сути, дисциплина триал – это преодоление различных природных и городских препятствий без касания земли ногами. Для этого нужно уметь держать равновесие на месте, чётко запрыгивать с места на различные выступы.
Триал-сток на 26 колёсах
Существует два вида триальных велосипедов: trial mod и trial stock. Их различия в основном заключаются в том, что у стока 26-дюймовые колёса, а у мода спереди 20-, а сзади – 19-дюймовые.
Специфичность рамы заключается в особой геометрии: короткая база и перья, у большинства рам даже нет подседельной трубы.
То, к чему стремятся производители таких байков, – уменьшение веса. Всё способствует этому: обода с отверстиями, отсутствие седла, лёгкие тормоза (обычно ободные гидравлические или механические).
Длинный вынос, жёсткая вилка и широкий руль придают особую степень контроля над велосипедом для прыжков.
На переднем колесе устанавливается узкая покрышка, а на заднем – широкая.
Унициклы также иногда используются в триале, так как на нём удобно ехать как вперёд, так и назад, а опытным райдерам не составит труда забраться на уницикле на любую возвышенность.
Знаменитые спортсмены в маунтинбайке
Международная ассоциация горного велосипеда (IMBA) — это некоммерческая организация и руководящий орган горного велосипедного спорта во всем мире. Она была образована в 1988 году пятью калифорнийскими клубами горного велосипеда (США), которые создали альянс для борьбы с повсеместным закрытием трасс.
В 2006 году IMBA выросла до 32000 членов с более чем 600 аффилированными клубами. В настоящее время в IMBA состоит более 35000 членов из примерно 30 стран мира.
Кубок мира UCI по маунтинбайку — это серия велосипедных гонок, санкционированная Международным союзом велосипедистов. Первый Кубок мира был проведен в 1989 году, в нем проводились гонки только по кросс-кантри. Через два года был учрежден Кубок мира по даунхиллу. Велосипедисты объявляются победителями в зависимости от их места в каждом виде соревнований.
UCI также организует чемпионат мира по маунтинбайку и триалу, который также является чемпионатом по горному велосипеду для всех видов горного велосипеда.
В заключение, хочется отметить самых известных чемпионов по маунтинбайку:
Ханс Рей
Ханс Рей — один из пионеров фрирайдинга, а также экстремального катания на горных велосипедах. Ханс Рей родом из Эммендингена, Германия.
За свою карьеру он трижды становился чемпионом мира по версии UCI и завоевал еще 15 национальных титулов.
В 1999 году он был введен в Зал славы горного велосипеда. Через свою благотворительную организацию он предоставил более 7000 велосипедов в более чем 25 развивающихся стран мира.
Джон Томак
Джон Томак считается одним из настоящих универсалов всех времен в горном велосипеде. Джон Томак родом из Мичигана, США.
За свою карьеру, которая длилась более 20 лет, он выступал в различных дисциплинах шоссейных гонок и горного велосипеда.
Он был известен своими невероятными навыками управления велосипедом и выдающимся контролем в скоростном спуске. В 1991 году он был введен в Зал славы горного велосипеда.
Жюльен Абсалон
Жюльен Абсалон — горный велосипедист из Франции, завоевавший множество медалей в своей карьере.
Он завоевал две золотые медали на Олимпийских играх — одну в 2004 году, а другую в 2008 году. На чемпионатах мира он завоевал пять золотых, две серебряные и две бронзовые медали.
На Кубке мира он завоевал семь золотых, две серебряные и две бронзовые медали. Наряду с этим он также участвовал в чемпионатах Европы и завоевал пять золотых и четыре серебряных медали.
Из российских спортсменов стоит отметить Антона Синцова.
Антон Синцов
Instagram Антон Синцов
Антон Синцов – участник олимпиады 2016 года, где занял 12-е место в дисциплине кросс-кантри. Участник Олимпийских игр 2020 в Токио, в которых занял 11-е место в дисциплине кросс-кантри.
Также Антон является двухкратным чемпионом России по маунтинбайку (2014, 2017), бронзовым призером этапа кубка мира по кросс-кантри в 2017 году в Ленцерхайде, Швейцария.
Краткая история
Своим появлением роупджампинг обязан Дэну Осману ─ американскому специалисту по фри-соло, скалолазанию без веревок и вообще без защитного снаряжения. Пытаясь полностью лишить себя страха высоты, он решил намеренно провоцировать падения со страховочной веревкой. Со временем это переросло в увлечение тысяч других поклонников опасных видов спорта. Оно же и погубило отчаянного смельчака, когда во время одно из трюков его веревка оборвалась из-за неправильно рассчитанной нагрузки.
Дэн Осман погиб в 1998 году, но его рекорд свободного падения с высоты 300 м со стационарного объекта долго оставался непревзойденным. Лишь в 2010 году Андрей Нефедов и Владимир Мусатов смогли его побить, прыгнув с высоты 355 метров. Сегодня мировой рекорд по роупджампингу принадлежит Карлосу Муньесу, в 2018 покорившему планку в 424 метра.
Единственный официально известный прыжок с нестационарного объекта (воздушного шара) принадлежит российской команде Let’s fly. Высота свободного падения превысила 1300 метров.
Минусы
У такого средства передвижения как байк для прыжков есть ряд минусов. Во-первых, это достаточно высокая цена. Например, дорожный велосипед порой можно купить за стоимость в два раза меньшую. С другой стороны, такая покупка ничем не поможет начинающему дёртеру, так как для исполнения трюков все-таки нужны специализированные инструменты. Во-вторых, прыжковые байки имеют довольно небольшой функционал. На них нельзя проводить долгие велопрогулки или передвигаться по городу: это попросту неудобно и небезопасно. Хотя бы из-за того, что у некоторых из них отсутствует сидение. В-третьих, покупка велосипеда для прыжков влечет за собой множество других приобретений. Современному любителю катания на рампе необходимо иметь как минимум шлем, наколенники и налокотники.
Из вышеперечисленных фактов следует вывод о том, что прыжковый велосипед хорош только для своей сферы эксплуатации. Подобные байки уместны в полетах и исполнении различных фишек, но при этом не годятся для стандартного использования (езда на большие расстояния). Для тех, кому действительно нужен прыжковый велосипед, покупка будет оправдана в полной мере. Один раз потратив определенную сумму на своё хобби, вы сможете долгое время наслаждаться экстримом и изучать новые трюки.
Особенности велосипедов для BMX
Велосипед для участия в соревнованиях должен быть предназначен для рейсинга. С его помощью райдер будет выполнять сложные маневры и акробатические стойки. При выборе велосипеда, надо учитывать диаметр колеса, прочность рамы, габариты, размер колес, какая пега и какие особенности руля.
Некоторые модели с установленным специальным гироротором. Если есть такая важная деталь, то атлет сможет вращать руль на 360 градусов и выполнять архи сложные маневры. Требования к конструкции для совершения прыжков, разворотов, высокие. Одним из самых сложных трюков считается барспин.
Особенности велосипеда для спорта БМХ:
- Немаленькая цена. Модели от брендовых разработчиков стоят дороже.
- Отсутствие сидения. Иногда бывают низкие сидения.
- Небольшой диаметр колес.
- Повышенная маневренность.
- Отсутствие подвески.
- Небольшой вес – до 10-12 кг.
- Наличие 1 передачи.
- Специальный механизм обеспечивает свободное вращение вокруг своей оси.
- Выглядит неудобным, но для спортсмена агрегат продуман максимально комфортно и учитывается специфика гонок.
- Педали велосипеда обычно делаются из пластмассы или алюминия. Педали из магния легче, чем алюминиевые. Самыми не надежными считаются педали из пластмассы. Для гонок используются педали, к которым надо пристегивать ботинки или кроссовки. Существуют педали с подшипником скольжения. Они более дорогие.
Во время тренировок и соревнований колени райдера могут доставать до грудной клетки.
Опасности
При любых прыжках не следует забывать о технике безопасности. В первую очередь, делать трюк стоит только тогда, когда в его итоге можно быть уверенным на 100%: поверхность не скользкая, высота препятствия понятна, трюк уже тренирован и ранее выполнялся правильно. Самая частая проблема — недооценка высоты препятствия или расстояния до него, что приводит к тому, что переднее колесо врезается в край, инерция теряется, и велосипедист падает, а иногда повреждается колесо и камера.
Также нельзя забывать о защите. При езде на велосипеде всегда должен быть надет шлем, а лучше ещё и комплект защиты ног и рук.
Горный велосипед — Прыжки в грязь (Dirt Jumping)
Dirt Jumping — это вид катания на велосипеде, в котором спортсмены должны проехать на велосипеде через фигурные формы из грязи и почвы. Гонщику приходится преодолевать препятствия, сделанные из грязи, а во время езды он периодически подлетает в воздух. Задача состоит в том, чтобы удачно приземлиться после нахождения в воздухе.
Для этого вида катания используются велосипеды BMX dirt jumping или велосипеды для фрирайда. Подлетев в воздух, участники могут выполнять различные акробатические трюки.
Виды прыжков, выполняемых в прыжках Dirt Jumping, следующие:
- Двойной прыжок — этот прыжок также известен как прыжок с разрывом, при котором велосипедист должен взлететь, а затем удачно приземлиться.
- Столешница (Tabletops) — в этом типе прыжка спортсмен должен взлететь с одного конца и приземлиться на другой конец плоского участка рельефа на его вершине.
- Ski Jump — в этом виде прыжков спортсмен должен только взлететь. Приземление происходит на спуске.
- Rollers — Этот вид прыжков похож на прыжки со Столешницы, которые выполняются в начале трассы.
- Step ups — в этом виде прыжков велосипедист прыгает с уклона и приземляется на поднятую платформу.
- Whoops/Rhythms — в этом виде прыжков есть три небольших рампы, расположенных близко друг к другу, и велосипедист должен перепрыгнуть через них.
- Spine — В этом типе прыжка спортсмен должен взлететь и приземлиться. Здесь нет ни зазора, как в случае с двойным, ни стола, как в случае со столом.
- Берм (Berm) — этот вид прыжков выполняется на резких поворотах.
- Поворот через бедро (Hip Jumps) — в этом виде прыжков спортсмен должен повернуться на угол от 45 до 90 градусов, находясь в воздухе. Этот угол может быть достигнут как слева, так и справа от рампы.
Велосипеды, используемые в дёрт-джампинге, имеют более простую конструкцию и меньший размер по сравнению с другими типами велосипедов, а также имеют только передний амортизатор, который помогает выполнять различные навыки, находясь в воздухе.
Федерации BMX (велосипедного мотокросса)
После того, как появилась Международная Федерация велосипедного мотокросса, она объединила организации разных стран. В России и Украине также есть Федерации велосипедного спорта.
На территории России направление появилось во второй половине 1990-х годов. В 2011 году на территории РФ был проведен мировой чемпионат по биемиксингу. Сейчас велосипедный мотокросс очень востребован, особенно интересен молодежи. Хоть вид спорта пошел с Америки, он быстро распространился в европейских странах. Участники состязаний представляют свои страны с гордостью и пытаются выиграть как можно больше медалей и наград.
Выбор велосипеда
Походящий байк для стиля Street должен иметь узкий руль, как уже было сказано выше — одна скоростная передача, покрышки заднего колеса шире, чем у переднего. Рама может быть любой, массивной или легкой, кому как больше нравится. Дюйм колеса также выбирается индивидуально — 26 и 24 дюйма, некоторые сочетают оба размера.
Для стиля Dirt подходят тяжелые байки с задним тормозом, на нем могут быть поставлены тормозные ручки, распространенный размер колеса 24 дюйма. Они снабжены хорошими прочными ободами и множеством спиц. Рама, сделанная из хромолевой стали, имеет дополнительную прочность.
Для стиля Vert используется велосипед только с гладкими покрышками. Байк крепкий и тяжелый, имеет задний тормоз, но при катании в небольшой рампе может использоваться и передний, снабжается четырьмя штифтами (пегами) для лучшего скольжения на гранях и перилах.
Байк для стиля Flat практически не используется при обычном катании. Вес байка может быть любым, на ободах большое количество спиц. Тормозов может иметь один или два, пеги крупные с ребристой поверхностью, покрышки, как и для Верта, используются гладкие (сликовые).
Перечисленные выше байки относятся к категории BMX, но выполнять экстремальные трюки можно и с помощью других видов велосипеда.
Разновидности трамплинов
Дерты, то есть сами трамплины, условно можно разделить на два типа.
Первый тип — так называемый «верблюд». Другими словами, это трамплин, который состоит из двух отдельных частей — вылета и приземления. При этом крайняя точка вылета обычно находится ниже точки приземления.
Вылет, как правило, сделан из земли, но в последнее время все чаще стали встречаться и деревянные.
Второй тип — трамплин под названием «стол». По сути, это обычный трамплин, который имеет ровную поверхность между вылетом и приземлением.
Он предназначен скорее для новичков, а также для тех, кто разучивает новые трюки, поскольку в случае неудачного прыжка, падение на «столе» будет более безопасным, чем на «разорванном» дерте.
Особенности геометрии
Ключевые геометрические характеристики для дерта предполагают выбор в пользу длинных велобайков. Длина переднего треугольника таких рам составляет от 570 до 590 мм. Параметры заднего треугольника – 37 – 41 см. За счет угла наклона рулевой колонки, значение которого 68 – 70 градусов, обеспечивается плавность приземления велосипеда. Такая конструкция помогает сделать прыжок более высоким и продолжительным, однако, выдергивание велосипеда в стрит-триале затрудняется.
Байк для стрита оснащается максимально укороченным передним треугольником примерно 54,5 см с рулевой колонкой, расположенной под наклоном до 74 градусов.
Расположение нижних перьев дерт велосипеда находится параллельно к поверхности земли либо с отрицательным углом наклона. В этом случае каретка располагается ниже задней втулки, в некоторых случаях их размещают на одном уровне. Подобная конструкция позволяет снизить центр тяжести велосипеда, соответственно, увеличивается динамика разгона и полет становится более стабильным. Более того, таким дерт-байком будет удобнее рулить на скоростных поворотах.
На стрит-велосипедах каретка находится выше. Это облегчает управление. Такой велосипед проще дергать и удобнее ставить пеги для лучшего скольжения.
Оба типа велосипедов оснащаются горизонтальными дропаутами, это позволяет более четко управлять длиной колесной базы.
Популярные места для банджи-джампинга
С момента своего первого появления в Новой Зеландии площадки для прыжков с тарзанки широко распространились по всему миру. Некоторые из них завоевали особую популярность. Маститые прыгуны с веревкой рекомендуют следующие локации:
Мост Каварау (Новая Зеландия). Хотя высота моста не слишком впечатляет – 47 м – это место получило известность как первая в истории площадка для прыжков с банджи, открытая пионером данного вида спорта Хаккеттом. Мост Каварау является своего рода местом паломничества для адептов экстремального образа жизни.
Макао (Китай). Прыжок с высоты 233 м с видом на Жемчужную реку оставляет впечатление на всю жизнь. Это вторая самая высокая точка для прыжков с банджи в мире после Моста Королевского ущелья в США, который сейчас закрыт для посещения.
Ливингстонский мост (Замбия). Мост расположен на границе между Замбией и Зимбабве и окружен таинственными лесными пейзажами потрясающей красоты. Прыжок с тарзанки в таком месте вызовет не только прилив адреналина, но и эстетическое удовольствие.
Вулкан Банджи (Чили). Прыжок с огромной высоты – сам по себе является мощнейшим эмоциональным опытом, а если это прыжок с вертолета на жерло действующего вулкана, сила впечатлений умножается в десятки раз. Но если вы только начинаете осваивать банджи-джампинг, лучше поискать другое место.
Золотой глаз (Швейцария). Именно здесь прыгал с тарзанки Джеймс Бонд в исполнении Пирса Броснана во время съемок фильма “Золотой глаз”. С тех пор сотни тысяч туристов ежегодно посещают это место, желая повторить подвиг агента 007.
Перечень производителей
Велосипедная индустрия – это огромное количество производителей. Кто-то из них уже давно сделал себе имя и сейчас просто поддерживает хорошую репутацию, выпуская надежные и высококачественные велосипеды – Santa Cruz, например
Кто-то только недавно вышел на рынок и сейчас всеми силами старается обратить на себя внимание потребителя, выпуская большое разнообразие моделей, стремясь охватить максимально широкий диапазон покупателей
Производители велосипедов для стрита и дерта – это отдельная категория брендов, известных лишь узкому кругу спортсменов и поклонников экстремального катания. Как правило, это достаточно зрелые предприятия, которые выпускают высокопроизводительные велосипеды высочайшего качества. Обозначим несколько наиболее известных названий.
HARO
Американская компания, выпускающая байки для различных видов фристайла, а также разнообразные компоненты и аксессуары подобного плана. Компания была основана в далеком 1978 году. Ее создатели решили сразу сделать упор на производство узкоспециализированных байков, предназначенных для экстремальной езды. Сегодня их продукция – предмет внимания профессиональных райдеров. У бренда есть линейки BMX- велосипедов и маунтинбайков. Компания Haro первой наладила производство рам и вилок для фристайла, а ее велосипеды считаются лучшими агрегатами для стрита и дерта.
Specialized
Компания Specialized является ведущим производителем велосипедов для dirt-jumping и стрит-риал. Профессиональные спортсмены на байках с известным логотипом часто становятся победителями международных соревнований в соответствующих дисциплинах
Отдельно стоит обратить внимание на модель P-series 3 с алюминиевой рамой премиального качества, кованными дропаутами и вилкой спорт-класса с ходом 100 мм
NS Bikes
Еще один производитель, но уже польского происхождения. Компания специализируется на производстве велосипедов для фристайла и других экстремальных дисциплин. Бренд довольно успешно конкурирует с мастодонтами велосипедного рынка (в том числе, и с американскими производителями). NS Bikes с 2000 года освоила производство рам для стрит-велосипедов. Кроме того, этой же компанией выпускается достаточно большое разнообразие компонентов и деталей для кастомных велосипедов.
Среди всего разнообразия моделей стоит выделить отдельную линейку для dirt-jumping и стрит-риал. Речь идет о Slash Junior. В этой категории весьма перспективными моделями считаются Metropolis, Clash 2, Moverment. Внимания достойны также велосипеды, которые совсем недавно были представлены широкой аудитории, – это Fuzz и Snabb.
Роупджампинг в России
Для ropejumping подходит все высокое, вертикальное и со свободным пространством вокруг. Таких мест немало в Крыму и на Кавказе. Стоимость прыжков колеблется от 2200 до 6500 рублей – в зависимости от сложности.
Обучаться роупджампингу лучше на мысе Фиолент. Скала не слишком высока, но несколько попыток помогут понять, насколько подходит экстремальное развлечение и освоить необходимые навыки.
Для профи идеальна скала Шаан-Кая (250 м). Здесь доступно альпинистское снаряжение и надежная страховочная система, рассчитанная на несколько тонн нагрузки. Падение длится 20 сек, при этом, скорость развивается до 180 км/ч!
Глубина каньона Цолотль в Дагестане — 110 метров. Высота свободного падения 60−70 метров. Помимо панорамных видов к плюсам этой локации можно отнести прекрасную транспортную доступность. На авто можно подъехать к самому краю обрыва.
Если вас интересует роупджампинг в Москве, приобретите сертификат на прыжок с трубы в Кабаново (Орехово-Зуевский р-н). Высота там небольшая (47 м), как и стоимость (1600 руб.), но заряда адреналина, особенно новичку, хватит на год.
Роупджампинг в СПб представлен на популярных локациях «Рыба», «Киломост»; «Гвоздь», «Половина Трубы» и «Труба». Стоимость прыжка зависит от высоты:
- 25 м – 700 руб.;
- 40 м – 1000 руб.;
- 88 м – 2500 руб.
Самое интересное место для роупджампинга в Сочи ─ это SkyPark. Прыгать придется с моста в чудесном окружении кавказской природы под присмотром опытных инструкторов. Вы можете выбрать высоту 69 или 207 м. Стоимость ─ от 2500 рублей.