Чем меньше вес пилота – тем лучше будет летать его параплан
Ошибочное мнение. Если допущено отклонение от параметров летного веса, указанного производителем для того или иного параплана – аппарат будет вести себя в воздухе не лучшим образом. Когда летный вес меньше (купол недогружен) – параплан не сможет передвигаться с нужной скоростью и летать против ветра, будет плохо держать форму (“играть” или “гулять”), вследствие чего ухудшается маневренность и возможность выхода из сложений. Также уменьшаются аэродинамические показатели – недогруженный аппарат по характеристикам и поведению будет весьма напоминать парашют. Если же летный вес слишком велик (купол перегружен) – скорость параплана превышает проектную, в результате чего маневры крыла становятся чрезмерно резкими, усложняется переход от одного движения к другому.
ИСТОРИЯ ПАРАПЛАНЕРИЗМА
Предшественник параплана – управляемый парашют-крыло, так называемое крыло рогалло, в 1963 году начал разрабатывать Дэвид Бэриш по программе НАСА для космических капсул. Испытания проходили до 1965 года в горах в штате Нью-Йорк. В 1973 году Вальтер Ноймарк с группой энтузиастов сформировали Британскую ассоциацию клубов парасцендирования, переименованную затем в ассоциацию дельта- и парапланеризма. В 1985 году Патрик Гиллиган в соавторстве с Бертраном Дюбуи написали самое первое «Руководство по парапланеризму», в которой и появилось, придуманное авторами, слово «парапланеризм». Первый неофициальный Чемпионат мира по планеризму проведен был в 1987 году в Швейцарии, а первый официальный – в 1989 году в Австрии.
Разговор бывалых парапланеристов новичку порой совершенно непонятен
Как и в любом виде деятельности, в парапланеризме немало терминов и жаргонных словечек, звучание которых знакомо всем, а вот значение понятно лишь опытным пилотам. Например, восходящий поток, для подъема в котором спортсмену не приходится прилагать каких-либо усилий, именуется “лифтом”, атермичная погода – “молоком”, рюкзак, в который можно быстро упаковать параплан, не складывая его – “пончиком”. Свои названия имеют и определенные типы поведения летательного аппарата в воздухе: “бабочка” – центр параплана уходит назад, боковые части (т.н. “уши”) сдвигаются вперед; “галстук” – часть купола запутывается в системе строп; “твист” – перекручивание строп и т.д. Если упомянутые выше режимы полета (представляющие немалую опасность для здоровья и жизни пилота) следуют друг за другом и приводят к потере высоты, парапланеристы говорят: “дискотека”.
Немного о парапланеризме
Парапланы – сверхлегкие летательные аппараты, основой которых служит планирующий парашют. Благодаря крылу, которое обтекает надвигающийся воздушный поток, создается подъемная сила. Парапланирование – процесс непрерывного расхода высоты.
На сверхлегком параплане опытный пилот может преодолеть расстояние свыше трехсот километров. Максимальная высота подъема составляет около четырех километров.
Параплан – самый легкий и компактный летательный аппарат в мире. В состав его конструкции входят крыло, подвесная система, запасной парашют и прибор. Все это складывают в рюкзак, который весит примерно двенадцать килограммов. Сверхлегкие модели параплана обладают весом не более трех килограммов.
Парапланом довольно просто управлять при нормальных метеорологических условиях. Первоначальное обучение происходит быстро.
Погода влияет на полеты. Пилот должен быть настоящим мастером, если в воздухе наблюдается термическая активность. Чтобы безопасно выполнить маршрутный полет, необходимо серьезно обучаться этому делу и постоянно совершенствовать пилотные навыки.
Парапланы – самые медленные летательные аппараты. Обычно они передвигаются со скоростью от двадцати до семидесяти километров в час.
Иногда их оборудуют дополнительным силовым агрегатом – мотором, тогда они превращаются в мотопарапланы, для взлета которых подойдет любая поверхность. Мотор способствует набору высоты. В этом случае погода не влияет на полет.
Опытные инструкторы научат вас всем тонкостям управления парапланом. Для тренировок в России созданы специальные дельтадромы. Для их размещения выбирают местности с наиболее подходящими для полетов климатом и ландшафтом.
Тандем – полет на параплане с опытным парапланеристом. Пассажиру-туристу в этом случае приготовлено дополнительное сиденье. Он может любоваться живописными видами с неба и заняться созданием панорамных фотографий. Но во время взлета и приземления ему все же придется поработать ногами.
Где летаем?
Уникальность наших сертификатов в том, что Вы выбираете место полётов по своему усмотрению. Для вас открыты пять параклубов Подмосковье: Вектор (Кончинка), Дистан (Новогорбово или Звенигород), «Моё небо», «Московское небо» (Костишово) и Экстрим-стиль (Клово).
- Параклуб «Вектор» (парадром Кончинка) работает на юге Московской области, совсем рядом с трассой М4 «Дон» (ехать далеко, но удобно), открыт с апреля по октябрь, полёты по выходным, иногда и в будни.
- Параклуб «Дистан». Летают либо рядом со Звенигородом, либо невдалеке от Рузы. При записи на полёты обязательно уточняйте: на какую площадку вам ехать. Полёты проводятся круглый год по выходным, а летом, в хорошую погоду, иногда и по пятницам.
- Параклуб «Моё небо» находится на юго-западе и летает на одной из нескольких площадок в обозначенном районе. При записи на полёты обязательно уточняйте: на какую площадку вам ехать. Полёты круглый год по выходным, а летом, в хорошую погоду, иногда и в будни.
- Параклуб «Московское небо» (парадром Костишово) расположен близко к Москве, сразу за Подольском, по Варшавскому шоссе. Работает в выходные и праздники (летом иногда и в будни, при наличии достаточного количества желающих).
- Параклуб «Экстрим-стиль» (парадром Клово) находится недалеко от Наро-Фоминска, проводит полёты с апреля по октябрь по выходным, но иногда и по пятницам.
Время работы парадромов может быть изменено, например, если в ноябре будет хорошая солнечная погода, в Кончинке тоже будут летать. Поэтому действует правило: хотите летать – купите у нас сертификат на полёт, а затем позвоните на нужный вам парадром по телефону, который есть в вашем сертификате. Уточните, проводятся ли полёты, а пока смотрите схему расположения парадромов:
Принципы движения группы летательных аппаратов в воздухе схожи с правилами дорожного движения
В некоторых случаях это действительно так. Например, при встрече пилоты облетают друг друга слева, если курсы пересекаются – действует правило “помехи справа” (т.е. парапланерист, заметивший справа от себя другого спортсмена, движущегося по перпендикулярному курсу, должен повернуть налево, чтобы избежать возможного столкновения). Но из некоторых правил есть исключения. Например, если пилоты встретились у склона, дорогу уступает парапланерист, который находится дальше от склона, чем его оппонент. Однако если дует сильный боковой ветер, пилоты наоборот стараются “прижаться” к склону и порядок расхождения определяют по взаимной договоренности.
Отличие параплана от дельтаплана.
Дельтаплан тоже относится к категории планеров-парителей, только его конструкция более жесткая, чем у параплана. Кроме этого, у пилота есть возможность за счет смещения центра тяжести управлять дельтапланом. Да и по весу он намного превосходит параплан – от 25 до 40 килограммов. Собирать его сложнее и дольше, транспортировка тоже проблематична. Полеты на дельтаплане требуют основательного обучения, как минимум необходимо около пятнадцати занятий пилотирования, тогда, как для обучения обращению с парапланом достаточно семь занятий. Во время учебных занятий, полеты стартуют с возвышенности, и поднимать на себе в гору параплан намного легче, чем дельтаплан. Управлять парапланом проще, скорость его ниже, отсюда и риск получения травм тоже снижается.
Кроме этого, для посадки дельтаплана нужно выбирать площадку, а параплан сядет практически в любом месте. Поэтому мест, где можно заняться этим видом спорта гораздо больше. Быть может, из-за этого парапланеризм более популярен в нашей стране, чем дельтапланеризм.
Чем выше класс параплана, тем он безопаснее
Нет, максимальный уровень безопасности присущ крыльям класса Standard, так как в случае сложения (из-за турбулентности или неправильных действий пилота) они обретают утерянную конфигурацию совершенно самостоятельно, без вмешательства пилота. Хорошая безопасность у крыльев класса Performance – для того, чтобы придать им нужную форму, утраченную при сложении, потребуются определенные усилия парапланериста. И, наконец, достаточная безопасность у парапланов класса Competition, которые не выйдут из сложения без четких действий пилота, выполненных в определенном порядке. Следует учесть, что, согласно стандартам безопасности, на придание нужной конфигурации после сложения любому из вышеупомянутых летательных аппаратов, парапланеристу потребуется не более 4 секунд.
Чем отличается профессиональный параглайдинг от любительского
Название профессиональный применительно к любому виду спорта говорит само за себя — оно означает, что занимающийся им человек полностью, профессионально посвящает себя этому делу и материально зависит от результатов своей спортивной деятельности. Требования к оборудованию и навыкам, а также затраты — как материальные, так и физические — в профессиональном параглайдинге несравненно выше.
Для любителя же это просто способ нестандартно провести свободное время, отвлечься от рутины основной работы, почувствовать себя счастливым Икаром.
niviukbrasil
dsmiler71
niviukbrasil
Строение параплана
Стоит разобраться в строении параплана для того, чтобы понять, что ему позволяет держаться в воздухе и как им управлять. Купол всегда делают из воздухонепроницаемой ткани высокой прочности. Он обычно состоит из 2-х поверхностей: верхней и нижней, в задней части купола они плотно соединены, а вот впереди есть отверстия для воздуха. Купол состоит из множества ячеек, которые благодаря отверстиям впереди могут наполняться воздухом, так купол приобретает жесткую форму крыла, ему не страшны сильные порывы ветра и такой конструкцией легче управлять в воздухе. Стропная система крепится к каждой ячейке купола (нервюре), а потом все они сводятся в 2 большие ручки управления, это дает пилоту возможность тянуть стропы и выбирать направление полета.
Для параглайдинга существует несколько видов парапланов.
Парапланы
Виды парапланов имеют различия в зависимости от классификации и назначения. Несмотря на то, что крыло и подвеска составляют целостность параплана как летательного аппарата, они классифицируются независимо и раздельно. При этом допускается произвольное комбинирование крыльев и подвесок в зависимости от условий эксплуатации.
Классификация парапланов
Существует несколько видов классификации парапланов согласно различным системам сертификации; классификация и сертификация СЛА неразрывно связаны.
Таблица: классы безопасности парапланов (крыльев) по французской системе сертификации AFNOR
Название класса | Назначение | Характеристики |
Standard | Для пилотов, имеющих небольшие налёты, начинающих и редко летающих | Простота управления, высокая степень безопасности, невысокие лётные качества, но способность самостоятельно выходить из опасных режимов, относительная независимость от ошибок пилотирования |
Performance | Для опытных, хорошо подготовленных пилотов | Высокие лётные качества, для управления требуется определённый опыт пилотирования, способность принимать правильные решения при выходе из опасного режима |
Competition | Для пилотов со значительным опытом, профессионалов и спортсменов | Высочайшие лётные качества, требующие от пилота специальных знаний и навыков, значительного опыта и способности чётко определять последовательность действий для выхода из опасных режимов. |
Подвесные системы классифицируются не по уровню безопасности, а соответственно условиям использования, они бывают:
- учебными — оснащёнными надёжной системой защитных протекторов, для сидячего положения пилота;
- универсальными — для полу-лежачего, но регулируемого в широких диапазонах положения спортсмена;
- спортивными — для лежачего положения спортсмена, в оснащении предусмотрены обтекатели;
- облегчёнными — оснащёнными только базовыми элементами или дополнительными по минимуму;
- «Акро» — выдерживающими максимально допустимые нагрузки, с местом для 2 запасных парашютов;
- тандемными — снабженными специальной подвеской для пассажира;
- комбинированными (трансформерами) — совмещающими функции подвески и рюкзака для транспортировки всего комплекта оборудования;
- для мотолётов — оснащённые системой крепления силового агрегата (парамотора).
Как уже отмечалось, крылья и подвески разных классов и типов могут использоваться в произвольных комбинациях.
Моторные и безмоторные парапланы
По назначению выделяют следующие виды парапланов:
- учебные, или школьные, предназначенные для новичков, приступающих к обучению;
- Cross-country (англ. Кросс-кантри – напрямик) — для полётов по заданным маршрутам;
- «Акро» — парапланы для аэробатики, вида параглайдинга с элементами высшего пилотажа;
- тандемы — 2-местные аппараты, предназначенные в основном для полётов инструкторов с пассажиром, не имеющим спецподготовки;
- паралёты, или парамоторы — моторизированные парапланы.
Наибольшей популярностью среди российских парапланов класса Standard пользуются модели «Танго», «Корвет» и «Айвенго», а в классе Performance – «Дарт».
A-D класс: от новичка до профи
Помимо французской системы сертификации AFNOR существуют еще немецкая система LTF (бывшая DHV) и единая евро-норма CEN, которая получила широкое применение с 2006 года. Согласно европейской норме и в сравнении с системой AFNOR парапланы классифицируются следующим образом:
- класс A (или класс 1 по системе LTF) — простейшие и максимально безопасные парапланы для новичков, полное соответствие классу Standard по системе AFNOR;
- класс B (или 1-2 по LTF) — аппараты для пилотов, обладающих минимальными навыками, полное соответствие классу Standard;
- класс C (или 2 по LTF) — для тренировки пилотов с определённым количеством учебных налётов, средними навыками и опытом, нечто среднее между классами Standard и Performance;
- класс D (2-3 по LTF) — парапланы для профессиональных спортсменов, класс D по системе CEN полностью соответствует классу Performance по AFNOR.
В немецкой классификации LTF имеется также класс 3, полностью соответствующий характеристикам класса Competition по системе AFNOR.
Что такое параплан. В чем отличие параплана от парашюта и дельтаплана. Полеты на параплане. Мотопараплан.
Спорт И ФитнесПараплан
По своей конструкции параплан напоминает парашют. Он, пожалуй, самое простое приспособление, если говорить о пилотировании и обслуживании его. Если вы не жалуетесь на здоровье, то вполне можете позволить себе полеты на параплане. Этот планер-паритель вполне помещается в рюкзаке средних размеров, весит (максимально) 20 кг, но бывают совсем легкие модели весом около 6 кг. Кроме того, его очень быстро, буквально за пять минут можно подготовить к полету. Вы можете взлететь на нем с любой возвышенности и приземлиться на площадки, которые не приспособлены для других планеров. В восходящих потоках параплан может долгое время парить в небе и перемещаться на большие расстояния. А если ваш параплан оснащен парамотором, то его уже можно смело считать маленьким самолетиком. Такой аппарат способен взлететь даже с равнины.
Полеты в грозу очень опасны
Это действительно так. Грозовые тучи (поначалу выглядящие как безобидные кучевые облака) обладают свойством “всасывать” в себя летательные аппараты, попадающиеся на их пути, и с огромной скоростью (около 160 км/ч) поднимать вверх. Таким полетом очень трудно управлять из-за сильнейшей турбулентности, способной привести к полному разрушению конструкции параплана. Кроме того, быстро достигая большой высоты, пилот будет страдать от холода и недостатка кислорода. Потому полетов в непосредственной близости от грозовых облаков нужно по возможности избегать, так как близкое знакомство с ними зачастую приводит к смертельному исходу.
Колебания параплана во время полета небезопасны
Да, это так. И дело не только в том, что они сопровождаются сильной тряской и потерей высоты. Самое опасное – приближение к положению крыла, которое может привести к срыву (если угол атаки слишком велик) или складыванию (угол атаки слишком мал). Однако следует помнить, что колебания параплана в воздухе – обычная вещь, они могут быть вызваны даже небольшим ветром или, скажем, неумелой попыткой захода на посадку. Это предусмотрено конструкторами во время проектирования крыла – все парапланы (особенно учебные) обладают немалым запасом устойчивости. Различают устойчивость по крену, курсу и тангажу, благодаря ей аппарат, положение которого по каким-либо причинам изменяется, возвращается в режим полета по заданному курсу после 1-2 колебаний.
Входить в термический поток можно любым удобным для пилота способом
Да, если пилот входит в поток первым. Если же группа дельтапланеристов уже “обрабатывает” термик, двигаясь в определенном направлении – присоединяющемуся к ней пилоту следует избрать спиральную траекторию, по которой он сможет вращаться в ту же сторону. В противном случае перестраиваться придется всей группе (согласно правилам, парапланеристы, находящиеся в потоке на более высоком уровне и, соответственно, имеющие больший обзор, высоту и пространство для маневра, должны “подстраиваться” под пилотов, находящихся ниже). Следование этому правилу позволяет свести к минимуму возможность столкновения аппаратов, оказавшихся на встречных курсах.
Отличие параплана от парашюта.
Внешне параплан очень напоминает парашют, называемый «крыло», но есть определенные отличия:
- 1. Купол парашюта – прямоугольник, а параплана – эллипс.
- 2. Длина купола параплана больше, чем у парашюта.
- 3. Поверхность параплана гладкая, строп мало и они тонкие. Парашют изготавливается из секций, поэтому его поверхность не гладкая.
- 4. Площадь купола параплана больше.
Назначение парашюта – прыжки с самолета, то есть он уменьшает скорость падения и обеспечивает мягкую посадку на землю. Параплан стартует с возвышенности, его движение – это полет, а не падение. Поскольку параплан не должен раскрываться в свободном падении, при его изготовлении используют материалы, более легкие и, одновременно, жесткие. Снижаясь на один метр, он успевает пролететь до десяти метров по горизонтали, то есть его аэродинамика составляет от 7 до 10 единиц, а у парашюта всего от 2 до 4-х при скорости снижения 4 м/с.
Главный враг параплана – ультрафиолетовое излучение
Да, это так – именно от воздействия солнечного света ткань теряет не только цвет, но и прочность. Однако не меньше вреда может принести крылу сырость. Дело в том, что внутри параплана после нескольких полетов накапливается травяная пыль, которая в комбинации с влагой становится отличной питательной средой для размножения бактерий. Вырабатываемая ими кислота может способствовать разрушению ткани. Порой крыло может быть повреждено некоторыми насекомыми, например, кузнечиками. Попадая внутрь параплана и не имея возможности выбраться, маленькие пленники попросту прогрызают ткань, оставляя в ней небольшие дырочки. Чтобы уберечь крыло и стропы (теряющие прочность в случае посадки, к примеру, на острые камни или плато, изобилующее осколками льда) от повреждений следует обязательно просушивать параплан после полетов и ремонтировать (порезы, длина которых не превышает 7 см, можно заклеить специальной тканью, причем лучше изнутри; в остальных случаях прорехи придется зашивать).
Как это происходит?
Вы никогда не задумывались, почему большие птицы редко машут крыльями? Напротив, широко расправив крылья они кружат, набирая высоту. Мистика? Отнюдь нет, птицы используют восходящие потоки воздуха и не тратят силы на взмахи крыльев. Полёт параплана аналогичен полёту птицы – пилоты этих летательных аппаратов тоже используют восходящие потоки для полётов. Парапланеристы обычно летают в горах и стартуют со склонов. В Подмосковье нет гор, поэтому для полётов используются специальные буксировочные системы…
Серьезной спортивной подготовки пассажирам тандема не требуется. Залогом вашей безопасности является умение слушать и выполнять команды пилота. Итак, на старт! Пилот и пассажир встегиваются в подвесные системы – удобные и безопасные кресла в которых они будут летать. Ремни подвесной системы надежно фиксируют пилота и пассажира в полёте. К подвеске с помощью специальной отцепки крепится трос буксировочной системы. Параплан к старту готов.
По команде руководителя полётов буксировочная лебедка дает тягу, трос начинает тянуть пилота и пассажира вперед. Пассажиру необходимо слегка откинуться назад, упереться и дождаться команды пилота «побежали». Сделав несколько шагов, вы оказываетесь в воздухе.
Для того, чтобы сесть в подвеску необходимо согнуть ноги в коленях и плавно откинуться назад. Садимся в подвеску после команды пилота. Устроились, летим, набираем высоту. Странно, но страх остался на земле: еще недавно вас мучали сомнения лететь или не лететь, а теперь земля потихоньку удаляется вниз, открываются замечательные виды и только шелест ветра…
Пилот просит отцепиться от троса. Дергаете ручку отцепки и… Теперь вас с землей уже ни что не связывает. Вы в свободном полёте! Какая красота! А как забавно помахать руками и ногами в небе! Хотите просто посмотреть землю глазами птиц и полетать – пожалуйста, наслаждайтесь чувством полёта. А может хотите немного покачаться – опытный пилот продемонстрирует безопасный пилотаж.
К сожалению, все хорошее всегда рано или поздно заканчивается. Земля медленно приближается, уже легко различимы ваши друзья, которые фотографируют вас в воздухе. Время «выпускать шасси». Пилот просит приготовиться к посадке. Вы соскальзываете с удобного кресла и ножные обхваты крепко держат вас стоя.
Касание, один или два шага, все, вы снова на земле. Друзья бегут к вам, фотографируют, «страшно было»? «Нет, ни капельки, это… Это не похоже на парашют, это не похоже на самолет… Это… Просто ЗДОРОВО!»
Перчатки
Наверно, самая важная часть зимнего парашютного снаряжения. Толстые перчатки (типа сноубордических) конечно очень теплые, но а) в них теряется чувствительность и б) они громоздкие и хуже сидят. В толстых перчатках – точно также как и замерзшими руками в легких перчатках – вы можете не почувствовать рукояток (клевант). Толстые перчатки легче слетают – это не только малоприятно, но и небезопасно.
Вариантов масса – от лыжных беговых до неопреновых для дайвинга, все зависит от степени “морозоустойчивасти”. Отлично работают перчатки из виндстоппера или комбинированные флис-виндстоппер, а также обыкновенные кожаные зимние перчатки с утеплителем. Для тепла можно надеть под них вторую пару тонких перчаток. На «ладонях» перчаток должны быть кожаные/замшевые или резиновые/пластиковые накладки — они не скользят, в таких перчатках легче хватать. В любом случае – убедитесь, что в ваших перчатках вы чувствуете и можете схватить все рукоятки. На некоторых зимних перчатках есть замочки-карабины. Снимите их!
Места для парапланеризма
В последние годы популярность этого активного вида отдыха в России сильно выросла. Заняться парапланеризмом можно и в горных районах Кавказа или Алтая, и на Черноморском побережье и даже неподалеку от двух столиц.
Подмосковье
На территории Подмосковья много разных мест, куда приезжают заниматься парапланеризмом. В ста километрах от столицы есть деревня Кончинка (Тульская область), где находится клуб «Вектор». Возле Щербинки расположена деревня Федюково, известная благодаря летной школе «Первый шаг».
Недалеко от Калуги, в 170 км по Киевскому шоссе от Москвы, можно прекрасно провести время в парапланерном клубе «Эскадрилья». Возле Сергиева Посада есть деревня Федоровское со склоном на ГАЭС, откуда любят стартовать парапланеристы.
Европейская часть России
Жители и гости Санкт-Петербурга могут полетать на параплане с дельтадрома «Можайского», расположенного на вершине горы Кирхгоф. А также в Гатчинском районе возле Красного села, где находится парадром Ретселя.
В зимний период любители полетов на параплане отправляются в Калужскую область, где расположена деревня Желохово, а в ней – парапланерный клуб «Первый шаг».
Сибирь
Гора Курай на Алтае притягивает к себе парапланеристов со всей России и ближнего зарубежья, которые стартуют с местного дельтадрома. Но новичкам здесь будет сложно. Полеты с Курая требуют специальной подготовки. Недаром это место было выбрано для проведения соревнований, в которых участвуют лучшие российские парапланеристы.
Юг России
В Пятигорске такие полеты осуществляются с горы Джуца. У здешнего дельтадрома репутация самого известного места для полетов на параплане в постсоветском пространстве. Новички занимаются в школах.
На Джуце проходят тренировки опытных спортсменов. Во время полета можно любоваться живописными Кавказскими Минеральными Водами.
Еще одно культовое место – «Планерское» в Коктебеле. Возле поселка находится гора Клементьева, которая была освоена почти сто лет назад советскими планеристами. С этого дельтадрома не только летают. Здесь также обучают новичков. Также на Крымском полуострове полетать на параплане можно с горы Ай-Петри.
В центральной части Анапы есть Ореховая роща, рядом с которой расположен дельтадром. Также в этом регионе для полетов на парапланах подойдут Бугазская коса и станица Благовещенская, возле которой подготовлена специальная площадка.
Красная Поляна – основное место сосредоточения сочинских парапланерных клубов. Горная местность Домбай тоже притягивает к себе любителей этого активного вида отдыха.
Почему я выбрал параплан
Совет тех ребят я запомнил на всю жизнь. Потому что часто оказываюсь в условиях, которые невозможно спрогнозировать.
В большинстве экстремальных видов спорта ситуацию можно постоянно контролировать: подкорректировать движение, сбросить скорость, остановиться и так далее. Но воздушную среду мы видеть не можем, и какой порыв ветра будет через пять секунд, не знаем. Поэтому параплан, получается, самый непредсказуемый вид, и он дает самые сильные эмоции.
Летом я летаю в Новосибирске, а на весь холодный сезон уезжаю во Вьетнам (Муйне)
Стартовать можно с горы или при помощи лебедки – это когда получаешь первое ускорение, прицепившись веревкой к автомобилю. Почти всю нагрузку в полете несет на себе крыло. Пилот, управляя парапланом, только немного двигает руками. Например, в Курае на Алтае можно набрать высоту до 5 км, не чувствуя при том никакого дискомфорта. В то время как альпинистам на такой высоте уже требуется кислород. А все потому, что альпинисты идут наверх, испытывая колоссальную нагрузку, а парапланеристы просто лежат в своем коконе практически горизонтально, главное, чтобы была обтекаемая форма тела и минимальное сопротивление воздуха.
Самая большая высота, на которую я поднимался на параплане, – 5 тысяч метров. Это было на Алтае
Основная задача пилота – поймать восходящий поток воздуха. В горах, внимательно читая рельеф, определить возможное место его образования проще. На равнинной территории земля выглядит как плоская карта, рельеф не считывается, поэтому и признаки потока обнаружить бывает сложно.
В этом случае выручают птицы, они каким-то шестым чувством их ощущают. Если пернатые начинают кружиться и набирать высоту – нужно сразу лететь к ним, так как это верный признак восходящего потока.