Водный туризм: особенности экстрима на воде

Снаряжение и экипировка

В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:

  • Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
  • Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах. 
  • Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
  • Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта. 
  • Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
  • Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
  • Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
  • Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
  • Водонепроницаемый рюкзак и спальник.

Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.

Хорватия, Французская Ривьера, Греция

Прекрасно провести время на яхте позволяет побережье Далмации и Хорватии. Чарующее спокойствие подарят туристам Архипелаг Корнаты и Адриатика. В этом регионе расположено большое количество исторических памятников, которые внесены в список наследия ЮНЕСКО. Среди них:

  • Дубровник;
  • острова Млет и Хвар;
  • необычный по красоте город Трогир;
  • Сплит;
  • Национальный парк.

Лазурный берег Французской Ривьеры относится к наиболее популярным и гламурным чартерным рейсам по Средиземному морю. Во время водного путешествия туристов ожидают красивые порты, модные пляжные вечеринки, знакомство с рыбацкими деревнями Сен-Тропе. Элегантный город со старым портом Канны также может стать отправной точкой для круиза на яхте.

Рекомендуется посетить и Грасс — общепризнанную парфюмерную столицу, каждый камешек которой пропитан ароматами фиалок, лаванды, жасмина и апельсиновых цветов. Антибы станут достойным выбором для любителей искусства, здесь собрана огромная коллекция шедевров Пикассо. А если есть желание разжечь в себе страсть и азарт, то следует отправиться в Монте-Карло или Монако.

Греческие Ионические острова — ещё одно достойное направление для водного круиза, которое предлагает приятный климат, воду бирюзового цвета и невероятные пейзажи и чистые пляжи.

Чем хорош водный туризм

У этого вида активного отдыха масса преимуществ. Для людей, которым не безразлично состояние окружающей среды, такой отдых ценен в первую очередь своей практически нулевой травматичностью для природы. Путешествие по водным объектам при условии соблюдения минимальных экологических требований не причиняет окружающей среде никакого ущерба.

Также этот вид путешествия сочетает в себе и активный отдых как таковой, и ознакомление с красотами природы, иными достопримечательностями, возможность проявить себя, почувствовать эффект от регулярных посещений тренажерного зала или бассейна, освоить новые навыки, поднять самооценку.

Личное снаряжение для похода

Комплект личного снаряжения зависит от целей, разновидности, продолжительности путешествия, а также климатических условий.

Но есть обязательный минимум, необходимый в любом случае:

  1. Нужная амуниция укладывается в заплечную сумку с подходящим объемом (от 40 до 100 л). При выборе объема рюкзака учитывайте разновидность похода, половую принадлежность и особенности телосложения туриста.
  2. Спальный мешок (выбирайте по погоде).
  3. Туристический коврик (изолирующая прослойка между спальником и грунтом).
  4. Сменная одежда и обувь, комплект вещей для сна.
  5. Дождевик.
  6. Спички, зажигалка.
  7. Тарелка, ложка, кружка (легкие).
  8. Налобный фонарик.
  9. Личная аптечка с индивидуальным набором лекарств.
  10. Средства личной гигиены.
  11. Паспорт, медицинский полис (мало ли что).
  12. НАЗ (носимый аварийный запас всего необходимого для выживания в экстремальной ситуации).

К весу личного туристического снаряжения добавьте массу переносимого провианта. Она рассчитывается по норме 0,75 кг на сутки. Подходите к выбору личного снаряжения вдумчиво, ведь под тяжестью лишней ноши вы будете уставать в самом начале пути.

Комплект личного снаряжения во многом зависит от целей похода, его разновидности, а также климатических условий.

Обратите внимание!
Не тащите на себе больше 12 кг. Планируя маршрут, выясняйте, где можно будет пополнить запасы провизии.

Разработка водных маршрутов

Подготовкой и составлением маршрута для сплава по реке является сбор и систематизация информации о водоеме, ландшафте, климатических условиях района, населенности, трудных технических участках, местах для отдыха и ночлега.

Все собранные данные о водном походе, а также о его участниках, отражается в ряде документов, которые необходимо предоставить в федерацию туризма перед отправкой в путь

Очень важно составить точный календарный план-график и строго его придерживаться. В этом документе отражается место и дата, когда группа должна достигнуть указанной точки

Пункт правил требует, чтобы команда в указанные сроки уведомляла лиц, ответственных за организацию водного похода, свою маршрутно-квалификационную комиссию и областной совет по туризму о том, как проходит водный поход – на каком отрезке маршрута находится группа, укладывается ли в отведенный срок. Подачей контрольных уведомлений нельзя пренебрегать – их отсутствие автоматически будет воспринято как сигнал неблагополучия. На плане-графике сеансы связи должны быть обозначены восклицательным знаком красного цвета.

Важную роль в организации играет приходо-расходная смета, где ведется подробный учет пользования денежными средствами. Приобретение личного водного снаряжения здесь не отражается. Как правило, большую часть расходов занимают транспортные услуги, стоимость питания, покупка или аренда недостающей групповой экипировки.

В целом же можно сказать, что разработка водных маршрутов для обычных походов ограничивается в большей мере только воображением группы. Все зависит только от целей и уровня подготовки команды. Немного по-другому дела обстоят со спортивным водным туризмом – обязательно соответствие выбранного района техническим требованиям и наличие классифицированных участков. К разработке спортивного аналога необходимо подходить более внимательно.

Подготовка к сплаву по реке

Каждый водный поход требует обязательной подготовки, будь то сплав по тихой речке или экстремальный рафтинг. Даже профессиональные туристы-водники не рискнут отправиться в путешествие без предварительной подготовки. Первым ее этапом является разведка водного маршрута. Для медленных рек достаточно просто изучить карту и пообщаться с бывалыми туристами.

Перед сплавом по бурной горной реке разведка жизненно необходима, особенно если он проходится впервые. Для водных походов выделяют следующие категории сложности маршрутов:

  1. Реки с небольшим и равномерным течением. Единственными водными препятствиями могут оказаться мели со всеми их вытекающими.

Впервые отправляться на сплав по конкретной реке лучше вместе с другими командами, которые уже имеют опыт в прохождении данного участка водного маршрута. Ориентируясь на них, получится выбрать оптимальную линию движения, благодаря чему водные препятствия не окажутся неожиданностью.

Безопасность

Благодаря огромному выбору водоемов, отрасль имеет все шансы для развития в России. Любители экстремального отдыха осваивают более сложные маршруты. Однако нет целостной законодательной системы обеспечения безопасности туристов. Не налажена обязательная регистрация туристических групп при выходе на маршруты.

Одним из самых травмоопасных является водный туризм. Статистика несчастных случаев на спортивных маршрутах составляет, в среднем, до 40% от общего числа погибших. Чаще всего причиной смерти спортсмена становится переворот рафта или удар о большой камень, когда человек попадает под воду.

К травмоопасным также относится серфинг. Всегда есть опасность попасть под высокую волну или встретиться с акулой. Основные причины несчастных случаев в дайвинге по данным зарубежных медицинских центров представлены в таблице. Причины несчастных случаев при подводном погружении:

ПричинаДоля, %
Утонуло86
В результате паники39
Вдыхание соленой воды37
Сильная усталость28
Наличие патологий, исключающих погружение25
Баротравма легких13
Остановка сердца12
Астма8
Рвота10
Азотный наркоз9
Заболевания дыхательной системы7
Декомпрессионная болезнь1

Так как занятие водным отдыхом осуществляется в потенциально опасной среде, следует обратить внимание на повышение уровня его безопасности

Кавказ.

Благодаря сложному горному рельефу кавказские реки привлекают более опытных туристов, здесь можно найти маршруты вплоть до самой опасной — шестой категории сложности. Основные маршруты пролегают по рекам Белая, Кубань, Большая Лаба, Большая Зеленчук и Терек.

Туристы обычно сплавляются по этим маршрутам на байдарке, каяке, рафте, карабубере.

Самым удобным для массового туризма регионом является Карелия, благодаря многочисленным турбазам, самым разнообразным рекам и озерам и красивейшей природе.

Часто для этих путешествий используют лодку ПВХ, которую можно поместить в багажнике машины, на ней хорошо путешествовать семьей с ночевками на берегу.

В зависимости от выбранного вида путешествия, можно использовать собственную лодку ПВХ, которая помещается в багажник автомобиля, специально подготовленный моторный катер или рафт, сконструированный для преодоления коварных горных порогов и опасных речных перекатов.

Мало разработан Кавказ, инфраструктура очень плохо развита, хотя он  и очень привлекателен для опытных туристов-водников.

Снаряжение туриста для водных маршрутов.

  • Личные спасательные средства
  • Одежда для похода и сухая
  • Посуда, ложка и нож
  • Личные средства гигиены
  • Своя аптечка
  • Спички (в герметичной упаковке)
  • Документы и деньги (в герметичной упаковке)
  • Средства против комаров
  • Фонарь,термос, фото-видеокамера, снаряжение для рыбалки.

Общее для группы туристов:

  • Палатка, желательно двухслойная, если нет, то для брезентовой палатки на случай проливных дождей желательно захватить полиэтилен.
  • Коврик и спальник (лучше всего трехслойный с синтепоном)
  • Котлы для костра
  • Топор, пила
  • Газплитка или примус
  • Еда.

Что надо учитывать при планировании дороги

К разработке или выбору маршрута нужно подходить с наибольшей ответственностью.

Предлагается либо изучить готовые варианты, используя доступные источники, либо составить путь самостоятельно, внимательно ознакомившись с картой местности и водоёма.

При разработке маршрута учитывают:

  1. Цель путешествия.
  2. Протяженность.
  3. Численность группы.
  4. Начальную точку и точку отправления.
  5. Продолжительность.
  6. Наличие на пути всех имеющихся препятствий, таких как мосты, лесосплавы, пороги, плотины.

Препятствием при водном спуске или сплаве по реке могут являться пороги, перекаты, различные мосты, плотины, дамбы. Порогом считается определенная дистанция реки с резким изменением угла и скорости течения. Перекат — это надводная преграда, такие как отмели на берегах, завалы и мосты и т.д.

Фото 2. Пример маршрута на 72 км для сплава по реке Дон. Точка отправления — станица Казанская.

Главной целью водного туризма можно считать прохождение определенного маршрута с определенными препятствиями. Сложность препятствий изменяется пропорционально полученному опыту. Чем больше опыта имеет человек, тем теснее водный туризм граничит со спортивным.

Внимание! В данной категории туризма регистрация своего маршрута является обязательной с целью безопасности и отчетности (к примеру, в специализированных органах туризма)

Категории сложности: как выбрать наиболее пригодную?

Водные маршруты на международном уровне и в России подразделяют на 6 категорий сложности. Обозначают категории римскими и арабскими цифрами соответственно.

Международная классификация приведена в таблице.

Категория сложности Характеристика препятствий
I (лёгкий)Быстрое течение с небольшими преградами. Количество препятствий минимально.
II (начинающий)Широкое русло с прямыми порогами, камнями и валами. Прохождение преград простое, не требующее предварительной разведки.
III (средний)Умеренный уровень сложности, встречаются большие валы, бочки, воронки.
IV (сложный)Мощное течение, высокое количество порогов. Необходима предварительная разведка. Требует точного маневрирования.
V (очень сложный)Протяженный и наполненный преградами участок реки. Встречаются большие сливы, воронки. Требуется специальное снаряжение и большой опыт, также наличие страховки.
VI (экстремально сложный) Непроходимые или пройденные всего несколько раз препятствия. Высокий риск (смертельный) при прохождении, требуется достаточный уровень воды, обязательная страховка и доскональное изучение маршрута.

Сложность рек

По количеству порогов, наличию и качеству препятствий, температуре воды, равномерности и степени уклонов, удаленности от населенных пунктов, возможностях просмотра и страховки выделяют 6 категорий сложности реки.

  • Простые. Вода быстрая, риск небольшой, препятствий мало, все они легко обходятся, валы маленькие.
  • Для начинающих. Струя широкая и чистая, пороги прямые. Валы могут быть средними, легко обходимые тренированными гребцами. Травмы редки.
  • Средней сложности. Валы нерегулярные умеренные, которые сложно обходятся, встречающиеся крупные валы обходятся легко. При большом расходе воды наблюдаются мощные возмущения струи и суводи. Во время опасностей необходима групповая поддержка. Травмы достаточно редки.
  • Продвинутые. Пороги предсказуемы, хотя интенсивны и мощны. Могут встречаться большие валы и бочки, трудно обходимые узкие проходы, требующие точных маневров. Необходим просмотр с берега. Травмы вне каяка могут быть значительными. Обязательна групповая страховка.
  • Для опытных. Пороги мощные, с большими трудностями. Опасность для гребца выше средней. Валы и бочки могут быть огромными. Сливы следуют друг за другом, изменяя направление потока, улова турбулентны, со сложным заходом. Просмотр обязателен с берега. Страховка очень сложная. Выживание обеспечивается способностью совершать эскимосский переворот, огромным опытом, правильным снаряжением, навыками спасработ и страховки.
  • Экстремальные. В этих водах высший экстрим, спасработы зачастую невозможны. Сплавы могут осуществлять только профессионалы после скрупулезного изучения воды и предотвращения любых опасностей. Здесь могут попадаться проходимые водопады.

Мокрый комплект

Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.

Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:

  • спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
  • под кофту – тонкую футболку или гольф;
  • поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.

В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.

Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.

Водные маршруты по Дону.

По Дону от Данкова до Воронежа

Маршрут длиной 310 км, первой категории сложности, рассчитан на две недели. Начинается в городе Данкове, куда можно добраться по железнодорожной линии Смоленск — Мичуринск. В самом Данкове туристов ждет неплохой краеведческий музей с выставкой картин.

С самого начала туристов ждет холмистая местность, местами поросшая ивами, по пути периодически встречаются села, в районе  Лебедяни встретятся лиманы, островки, на которых можно будет разбить лагерь.

В селе Большое Попово встречается крупный приток Дона — Красивая Меча, по которой пролегает еще один водный маршрут. Далее Дон бежит через луга, рощи и леса, на пути будут две плотины.

Через пять километров после впадения в Дон реки Быстрой Сосны встретятся причудливые скалы, где можно будет посмотреть интересные карстовые пещеры.

Километров через 30 встретится старинный городок Задонск, где есть достойный внимания монастырь.

Достигнув устья реки Воронеж, можно подняться по ней до самого города Воронежа, в 1586 служившего крепостью, и осмотреть его достопримечательности.

Это лишь ничтожная доля существующих водных маршрутов, предлагаемых туристам. Невозможно в этой статье перечислить их все, только в Подмосковье существует несколько довольно интересных.

Есть много маршрутов, начинающихся на притоках Дона, в частности, по Красивой Мече, проходящий через Тульскую и Липецкую области, по реке Воронеж, проходящий через Тамбовскую, Липецкую и Воронежскую области.

По рекам Волгоградской и Астраханской областей также проложено множество маршрутов, очень интересных для туристов, например, по реке Медведице, , Ахтубе, по Волге и ее дельте.

{loadposition vodn-tur-russ}

{loadposition sotial}

{jcomments on}

Устройство судна

В классическом понятии водный транспорт это корабль, катер, яхта. Но к категории судов также относят байдарки, надувные лодки, баржи, катамараны, судно на воздушной подушке, а так же буровые устрановки, экранопланы, экранолеты, гидросамолеты.

Для большинства морских и речных судов имеется ряд общих элементов конструкции:

  • Корпус
  • Надстройки, рубки
  • Силовые установки судна
  • Судовые устройства
  • Системы и трубопроводы судна
  • Оборудование и электрооборудование помещений

Часть корпуса сухогруза

Но есть и отличительные особенности для некоторых категорий судов, таких как экраноплан и гидросамолет. По большей части конструкции — это самолеты, только корпус у них выполнен по принципу лодки.

Судовым корпусом называется водонепроницаемая оболочка, которая позволяет судну плавать на воде. Оконечность корпуса оснащена балками, которые называют штевнями. Форштевнем называют такую балку, которая установлена в носовой части судового корпуса. Также в оконечностях могут устанавливать не штевни, а торцовые вертикальные стенки – ими оборудуются буксирные или толкательные суда. Корпус судна обычно изготовляется из стали.

Пассажирские суда имеют палубы, речные и смешанного плавания, имеют одну палубу – главную. Морские пассажирские суда отличаются наличием нескольких палуб – верхней (главной), средней, нижней. Крупные пассажирские суда, плавающие по озёрам, имеют две палубы.

Чтобы судно было непотопляемо, его корпус разделяется внутренними водонепроницаемыми поперечными переборками. При этом получается несколько помещений – отсеков.

Сапбординг

Описание

В данном случае для скольжения по воде применяются особые SUP-доски. Передвигаются на них при помощи однолопастного весла, гребя попеременно с одного и другого борта. Благодаря хорошей устойчивости доски, грести можно в самых разных положениях: сидя, стоя на коленях, или в полный рост. Существует несколько видов SUP-досок:

  • Универсальные, предназначаемые для спокойных недалёких прогулок.
  • Туристические, способные выдержать несколько человек или значительный груз.
  • Гоночные, созданные для соревнований на скорость.
  • Рыбацкие, снабжаемые багажным отделением, и даже автономными холодильниками.

Главные правила безопасности

Сухой спирт и спички при походе нужно хранить в пластмассовых канистрах или других емкостях, которые имеют навинчивающиеся крышки.

При посадке в судно нельзя совершать резких прыжков. Она должна осуществляться с кормы.

Во время похода не нужно кричать без надобности. Голосовая и зрительная связь должна поддерживаться между лодками.

При перевороте судна на пороге находящиеся на судне люди должны хвататься за его края и перемещаться к берегу. Вещи с перевернувшейся лодки должны вылавливаться теми командами, которые находятся впереди данной лодки.

Таковы основные правила обеспечения безопасности на воде при водных походах.

На каждого участника похода берут спасательные средства, чаще всего спасательные круги, либо помещенные в сетку и надутые попарно футбольные камеры.

Если в процессе похода лодка дает течь, то определяют размер щелей. Если они небольшие, то их затирают хозяйственным мылом, которое должно быть сухим. Эта операция ликвидирует течь на 3-4 дня, после чего ее повторяют. Если же щели большие, то их надо проконопатить мхом или паклей, смазанными мылом, затереть со всех сторон. Пробоины ликвидируют заделкой жестью или досками.

Автотуризм

Путешествия на машине тоже крайне  увлекательны, на автомобиле можно преодолевать уже более значительные расстояния за относительно небольшое время. Путешествуя на своей машине, вы всегда можете строить маршрут по ходу, заезжать в интересные места, ночевать либо прямо в авто, либо съехав с трассы в каком-нибудь лесу или возле реки. Главное – наличие дорог, в остальном ни что вас не ограничивает. К тому же очень удобно совмещать автопутешествия с любыми другими, так как можно возить с собой рюкзаки, лодки, лыжи или велосипеды. Об одном из наших автопутешествий можно прочитать в большой статье о приключении по горному Алтаю.

Кроме того, можно путешествовать на мотоциклах. Одна из моих любимых программ канала NationalGeographic – Long way roud, в которой известный актёр Эван Макгрегор со своим другом совершил кругосветное путешествие.

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Что необходимо учитывать при подготовке

Проведение подобных мероприятий отличается в зависимости от сложности. Чем труднее маршрут водного похода, тем более тщательной подготовки он требует.

Сложность похода определяется динамикой потока воды, препятствиями, протяженностью маршрута, населенности местностей, которые примыкают к маршруту проведения похода. На реке сложность определяется уклоном русла, его характером, препятствиями, порогами, глубиной плесов, перекатов и расходом воды, рельефом ложа, долины и берегов реки, выяснением источников питания рек, колебаниями урезов. Помимо этого, нужно учитывать информацию о замусоренности русла и притоков

Также необходимо учитывать направление ветров, течений, учитывать характер берегов, прибрежных глубин, направления волн, а также необходимо брать во внимание климатические факторы конкретной территории, по которой планируется осуществлять водный поход

Что стоит учитывать отправляясь в поход на байдарках

Итак, наслушавшись рассказов туристов со стажем, вы решили провести очередной отпуск в байдарочном походе. Первый вопрос, который встал перед вами, — с кем идти. Конечно, можно обратиться в ближайшую секцию водников и примкнуть к уже скомплектованной группе. Но лучше, когда вы сами участвуете в создании коллектива.

К этому нужно отнестись очень серьезно, ведь даже друзья не всегда оказываются в походе на высоте. А между тем ничто так не делает путешествие приятным и интересным, как хорошие попутчики. И наоборот: попадется один неуживчивый человек — отдых может быть испорчен. Как же поступить, чтобы этого не произошло?

Особенности водного туризма

Чтобы отправиться в путешествие по воде нет необходимости обладать огромной выносливостью или спортивным разрядом. Достаточно отыскать водоём, которых в пределах страны очень много.

Помимо этого, водный туризм подходит и для отдыха с семьей или детьми. Однако нужно помнить о том, что экстремальные спуски по рекам или соревнования по каякингу также можно отнести к водному туризму.

В данном случае понадобится специальная подготовка и сноровка, иначе дело может закончиться травмой. Отсюда можно выделить две большие категории: путешествие по воде и прохождение водных маршрутов.

Рафт, катер, каяк и другой водный транспорт

Корабль, яхта, катер, моторная лодка — всё это подойдет для спокойного путешествия по водным пространствам. Для прохождения маршрутов существуют следующие типы судов:

Каяк — тип каноэ, обладающий высокой маневренностью и скоростью движения и используемый для сплава по рекам любой категории сложности. Каяк отличается низкой устойчивостью и рассчитан на экипаж из одного человека.

Катамаран — разновидность судна со средней маневренностью и скоростью движения, используется для сплавов повышенной сложности. Экипаж катамарана составляют 2-4 человека.

Фото 1. Загруженный и готовый к отплытию катамаран Иркутск 6. Две надувные подушки обеспечивают судну устойчивость к качке.

Рафт — разновидность плота с низкой маневренностью и скоростью движения, высокой устойчивостью, рассчитанный на 6-8 человек. Рафты чаще всего используются в коммерческом типе туризма.

Карабубер — тип судна, обладающий низкой скоростью и маневренностью, рассчитанный на экипаж из двух человек и используемый для сплавов с максимальным уровнем сложности.

Байдарка — тип судна, рассчитанный на двух-трёх человек и используемый для сплава по рекам низкой категории сложности. Байдарка обладает такими же характеристиками, как и каяк.

Какие бывают байдарки

Байдарки разделяют на килевые и плоскодонные.

ПараметрыКилевыеПлоскодонные
быстроходностьбольшаяменьшая
устойчивостьвысокаянизкая
маневренностьменьшаябольшая
примеры«Таймень», «Вуокса», «Свирь»«Вьюн», «Форель», «Щука»

Исходя из личных требований и предпочтений каждый может подобрать для себя соответствующий тип байдарки.

Виды водного туризма

— Вейкбординг

— Дайвинг

— Водные лыжи

— Виндсерфинг

— Каякинг

— Слаломный каякинг

— Рафтинг (сплав)

— Рафт-туры

Водный туризм — вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с

использованием байдарок, каяков, надувных спасательных плотов (ПСН), лодках,

рафтах, катамаранах (каркасно-надувной конструкции), плотах (деревянные

конструкции с надувными элементами) и других плавательных средств. Для

организованных туристов, не увлекающихся спортивным туризмом, приемлемы

маршруты на теплоходах по рекам и на океанских лайнерах по морям.

Географически и по времени спортивный водный туризм очень разнообразен: от

часовых однодневных маршрутов по ближайшим рекам, до многонедельных

походов по рекам в гористой местности. Для свершения несложных путешествий

может использоваться небольшая резиновая надувная лодка, наиболее популярная у

рыбаков. В других случаях, для прохождения сложных порогов, на байдарки, ПСНы

и рафты шьются специальные «фартуки», чтобы плавательные средства не заливало

водой 

Водные походы условно разделяются на некатегорийные и категорийные (I — VI категории сложности). В некатегорийных походах побывали почти все красноярцы, принимая участие в походе выходного дня — летний сплав по Мане. Сложные категорийные маршруты доступны только очень подготовленным группам туристов. В Красноярском крае у туристов-водников пользуются популярностью сплавы по горным рекам Западного Саяна, плато Путорана, рекам Енисей, Кан, Казыр, Кизир, Шинда, Сисим, Чулым, Ангара, Нижняя Тунгуска, Таймыра, Хатанга, Пясина и другим. На Таймыре водные маршруты нередко прокладывают для любителей рыбной ловли, активно используя местные озера.

Вейкбординг — представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Стоимость полного комплекта вейкбордического снаряжения от $400.

Дайвинг — очень популярен во всем мире. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до $1000, зато потом он будет тратиться только на билеты и гостиницы. Если же снаряжение не покупать, то стоимость подготовки к первому туру снижается до $250. Правда, тогда придется платить по $30-40 за аренду костюма, акваланга и других, необходимых на глубине вещей. Действительно же хорошее снаряжение стоит от $1500 за полный комплект.

Водные лыжи — один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Для занятий водными лыжами потребуются четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм. Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долларов, плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) стоит где-то $150.

Виндсерфинг — это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг — это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Виндсерфер в комплекте стоит $1000, запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) — $500, гидрокостюм — $200, итого $1700.

Каякинг — сплав на одноместных пластмассовых лодках (каяках), управляемых двухлопастным байдарочным веслом.

Каякинг набирает все большую популярность и в России. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развиваются три основных направления — гребной слалом, родео и сплав.

Слаломный каякинг — это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.

Рафтинг (сплав) — сплав на рафтах, то есть многоместных надувных судах, управляемых, как канойными, однолопастными, так и дополнительно распашными (лодочными) веслами.

Рафт-туры в основном бывают следующими: поездки на день (от 60 до 150 $) или полдня (в районе 25-75 $), и многодневные путешествия. Во время последних туристы попадают в отдаленные уголки гор, с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт-туров — от 1000-1500 $.

Водный туризм — недешевый отдых: хороший катамаран вместе с каркасом может стоить 30-40 тысяч рублей

Парусный спорт

Описание

Другое название этой олимпийской дисциплины – яхтинг, потому что в соревнованиях сегодня используют в основном этот тип лёгких парусников. Берёт своё начало данный спорт в Голландии XVI века – именно здесь впервые начали проводиться гонки на лёгких парусных судах. Формат соревнований с тех пор остался неизменным: победителем является тот спортсмен, или та команда, что быстрее всех пройдёт заранее определённый маршрут. При этом дистанция бывает самой разной, от нескольких километров, до кругосветной регаты. Соревнования проходят в открытом океане, на реках и больших озёрах, между яхтами одинаковых классов.

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

  1. Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  2. Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  3. Держать себя в руках в критической ситуации.
  4. Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  5. Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  6. Оценивать риски.
  7. Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  8. Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  9. Не пренебрегать экипировкой.
  10. Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  11. Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  12. Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  13. Не допускать обезвоживания.


Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий