Водный туризм. Виды и снаряжение. Подготовка и особенности

Подготовка группы

Чем сложнее планируется маршрут водного похода, тем более важным становится подбор участников для его осуществления. При этом опыт должен накапливаться постепенно. Руководитель группы хотя бы раз должен был принимать участие в походах подобной категории сложности. Такой же опыт требуется для рулевых на лодках. Также при осуществлении походов на лодках и байдарках требуется хотя бы один опытный водник.

Самому походу должны предшествовать тренировки. Их проводят не только для новичков, но и для совместных команд, в которых присутствуют опытные туристы, а также новички. На тренировках отрабатываются подходы и отходы от берега, движение против течения, повороты, волоки, обходы препятствий, размещение груза. Чтобы хорошо подготовиться к путешествию по реке, лучше тренировки осуществлять на лодках в водном слаломе. При этом тренирующиеся хорошо овладевают судном, понимают силу водного потока и становятся готовыми для прохождения порогов.

При осуществлении тренировок руководитель похода знакомится с участниками подробно и готовит их к прохождению порогов. В водном слаломе тренировки должны проходить обязательно. Во время их осуществления намечается порядок следования судов, замыкать которые должен опытный рулевой. На тренировках оговариваются все возможные аварийные ситуации и способы помощи при их возникновении.

Снаряжение — залог успеха

Даже самое лучшее судно не гарантирует того, что путешествие пройдет без проблем и воспоминания о нем будут только приятными, если не позаботиться о снаряжении. Для всех без исключения необходим спасательный жилет. Даже для чемпионов мира по плаванию. Какая-либо неприятная неожиданность может произойти в любой момент, и плавательные навыки могут не спасти человека. Скажем, при травме. Потому количество жилетов, равное количеству участников путешествия — ваше все. Для сплавного водного туризма обязательно и наличие защитных шлемов.

Также перед путешествием обзаведитесь гидрокостюмом, легкой закрытой обувью, водонепроницаемым рюкзаком, перчатками, специальными пакетами для надежного хранения особо ценных вещей (телефон, пауэр-банк, документы, деньги, фонарь, репеллент, лекарства, сухое белье). Даже если путешествие запланировано на лето, непременно нужно взять свитер и теплые носки, особенно если в планах — ночевки у на берегу. Ведь у воды всегда прохладнее, даже в самое жаркое время. Потому крайне желательно обезопасить себя от простуды. Разумеется, не стоит забывать о провизии и инвентаре для ее приготовления.

Что взять в водный поход дополнительно. Нужные мелочи.

  • 5-7 прицепок в мешочке. Очень пригождаются при сушке вещей.
  • Солнцезащитные очки в жёстком корпусе.
  • Верёвочки разной длины. Иногда нужно что-нибудь привязать, закрепить.
  • Рулон мусорных пакетов. Очень полезная мелочь в водном походе.
  • Карабины. Крепить мешочки и «косметички» в доступных местах на катамаране.
  • Нитки, иголки, булавки – упаковать в маленькую баночку.
  • Индивидуальная аптечка – свои «специфические» лекарства.
  • Обычные рабочие перчатки. Лучше 2 пары. Погрузка, разгрузка, лагерные дела – без них никак.
  • Накомарник, репелленты.
  • Маленький складной стул – не кресло, если берётся стол.

Не откладывайте сборы в многодневный водный поход на самый последний день. И собирайте вещи по списку. Так вы точно ничего не забудете.

Смотрите «Список общественного снаряжения в водный поход».

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

  1. Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  2. Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  3. Держать себя в руках в критической ситуации.
  4. Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  5. Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  6. Оценивать риски.
  7. Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  8. Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  9. Не пренебрегать экипировкой.
  10. Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  11. Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  12. Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  13. Не допускать обезвоживания.


Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.

Специальное личное снаряжение

Рюкзак. Сколько туристов, столько и рюкзаков. И попробуйте кого-то убедить, что его рюкзак не самый лучший! Впрочем, некие основные параметры общие — хороший рюкзак «анатомический», т.е. сшит по человеческой фигуре, имеет толстый «поясник» (поясной ремень) — на такой ремень приходится до двух третей веса рюкзака, объем около 100 литров (кому-то нравится 150, чтобы все влезало, а кто-то предпочитает 80 и носит все на ремнях снаружи рюкзака). Из отечественных рюкзаков — «Снаряжение» и «Red Fox», последний несколько дороже, но и качественнее. Рюкзаки типа «Ермака» для горного туризма не подходят — внешний станок очень неудобен при работе в горах, да и в рюкзак влезает мало. В хорошем рюкзаке каркас — это две дюралевые полосы, вшитые в спинку.

Ледоруб. По нашему — кайло. В 99, 99 % случаях вас удовлетворят питерский или воронежский ледорубы. Они недороги и вполне удобны. Буржуйские ледорубы достаточно дороги. Они, конечно, легче, красивее, но не за такие же деньги…

Палки-телескопы. Это обычные лыжные палки, только складные и без резинового кольца внизу. Все, кто хоть раз сходил с палками, потом продолжают с ними ходить. Очень разгружают колени на спуске, помогают на подъеме. Места практически не занимают.

Каска. В горах сыпет. Причем в любых категориях, так что без каски не обойтись. Есть два варианта — обычная строительная каска (только на один сезон, потом под воздействием горных УФ-лучей пластик существенно теряет свои защитные свойства) либо буржуйская горная каска.

Система. На заре альпинизма веревку к человеку крепили очень просто — обвязывали ее конец вокруг груди. Понятно, что срываться в этом случае больно, а провисеть больше 5-6 минут — практически нереально. Поэтому сейчас веревка крепится к системе, которая состоит из беседки (ремни вокруг пояса и бедер) и грудной обвязки (ремень вокруг груди). Беседка и грудная обвязка скрепляются в систему при помощи блокировки — 5-метрового конца основной веревки. Блокировка должна быть мягкой, иначе в системе будет очень неудобно. Беседки и обвязки бывают отечественного и иностранного производства.

Карабины. Карабины нужны для соединения веревки с системой, с крючьями и прочими точками на рельефе, для использования в роли блоков и т.п. Карабины делятся на муфтующиеся и немуфтующиеся, т.е. с замком и без. Нам нужны карабины с муфтой. В свою очередь муфты бывают байонетные (автоматические) и завинчивающиеся. Хороший вариант — дюралевые карабины «Манарага» с завинчивающейся муфтой.

Спусковое устройство. Для спуска по веревке. Принцип работы — трение веревки о части спускового устройства либо о веревку же. Можно спускаться просто на карабине, используя узел УИАА, но при этом веревка трется сама о себя, и, в случае советских веревок, сильно портится. Самый удобный вариант — восьмерка — тормозное устройство в форме восьмерки. Нам нужна восьмерка с рогами — т.н. рогатка. Рога нужны для закрепления веревки.

Жумар. Устройство для подъема по веревке. Используются, как правило, два варианта — отечественный «Альтурс» и французский Petzl. Реально необходим для соревнований или походов, начиная с 3 к.с. В 2-ке можо обойтись схватывающим узлом, хотя это и требует большего здоровья.

Кошки. Кошки бывают жесткие (платформенные) или мягкие (шарнирные). Платформенные кошки хороши для ледолазания, преодоления ледовых стен, т.е. там, где необходима работа на передних зубьях кошек. Платформенные кошки требуют жесткого ботинка, в идеале — пластикового. Крепятся, как правило, при помощи «лягушки» сзади и скобы спереди. Для движения по некрутому леднику лучше мягкие кошки. Мягкие кошки крепятся при помощи ремней. Для ботинка «Вибрам» лучше подходят мягкие кошки, однако не все мягкие кошки зарубежного производства становятся на этот ботинок.

Опасности при сплаве

Наибольшую опасность представляют долины, в которых отсутствуют пойменные береговые террасы. В них ложе переходит сразу в крутые склоны, поднимающиеся вверх.

Помимо этого, опасность для водных походов представляют каньоны рек и ущелья с берегами, имеющих вид бомов. Под последними понимают скалы с уходящими под воду вертикальными стенами. Они особо опасны при повороте реки.

Если ложе реки образовано из обнаженных коренных пород, представляющих собой грани скал, то оно также опасно для передвижения.

При изучении долины и ложа реки особое внимание нужно уделять хребтам, отрогам, поскольку здесь возможна встреча бомов, водопадов, выхода коренных пород, теснин, а также для таких мест характерна максимальная скорость течения для реки. Если последняя превышает 14-15 км/ч, то судно не подходит как сплавсредство, здесь могут применяться плоты

Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода. Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч.

Чем больше уклон реки, тем большая ширина должна быть у судна. Водные походы и обеспечение безопасности на воде неразрывно связаны между собой.

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Рыболовные экстрим-туры

Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.

Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.

В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.

В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.

Снаряжение — залог успеха

Даже самое лучшее судно не гарантирует того, что путешествие пройдет без проблем и воспоминания о нем будут только приятными, если не позаботиться о снаряжении. Для всех без исключения необходим спасательный жилет. Даже для чемпионов мира по плаванию. Какая-либо неприятная неожиданность может произойти в любой момент, и плавательные навыки могут не спасти человека. Скажем, при травме. Потому количество жилетов, равное количеству участников путешествия — ваше все. Для сплавного водного туризма обязательно и наличие защитных шлемов.

Также перед путешествием обзаведитесь гидрокостюмом, легкой закрытой обувью, водонепроницаемым рюкзаком, перчатками, специальными пакетами для надежного хранения особо ценных вещей (телефон, пауэр-банк, документы, деньги, фонарь, репеллент, лекарства, сухое белье). Даже если путешествие запланировано на лето, непременно нужно взять свитер и теплые носки, особенно если в планах — ночевки у на берегу. Ведь у воды всегда прохладнее, даже в самое жаркое время. Потому крайне желательно обезопасить себя от простуды. Разумеется, не стоит забывать о провизии и инвентаре для ее приготовления.

Общетуристическое снаряжение для водного похода.

Специальное водное снаряжение занимает много места – треть рюкзака. Не верьте советам: в водный поход достаточно рюкзака 80 литров. Не влезете.

Как выглядит, например, «женский рюкзачок» в водном походе, можно посмотреть здесь. На фото объём рюкзака 120 литров.

Вообще, стандартный рюкзак для водного похода с заброской «колёсами в воду» удобен только при таскании вещей в поезд. В самом походе рюкзак становится «обузой». С трудом залезает в гермомешок из-за объёмных лямок, системы ABS и кучи карманов. Если и залезает – уменьшает полезный объём гермы. Если рюкзак в герму не паковать – будет мокнуть и перед поездом придётся сушить. В общем, одни «если». Поэтому, мы для таких походов сшили специальный «рюкзак – мешок» из плотной лёгкой синтетической ткани с лямками.

  • Коврик, он же – пенка, каремат. Дополнительно можно взять самонадувающийся коврик. В продаже появились компактные «надувасики», которые легко впихиваются в рюкзак.
  • Спальник с компрессионным мешком. Толщина спальника определяется сезонностью. Компрессионный мешок в 2.5 раза уменьшает объём спальника.
  • Гермомешок ПВХ большой, 120 литров. В него пакуется походный шмурдяк, который понадобится только вечером.
  • Гермомешок ПВХ небольшой, 25-40 литров. В него пакуются вещи, которые неожиданно могут понадобиться на воде.
  • Гермомешок небольшой, 25-40 литров из ткани типа «таффета». Под одежду, которая заносится в палатку. Защита от конденсата.
  • Дождевик. Если берёте вейдерсы и нахлыстовую куртку, без дождевика можно вполне обойтись.
  • Хоба.
  • Набор индивидуальной посуды «ЁКЛМН»: кружка, ложка, миска, нож складной. Лучше упаковать в отдельный мешочек с верёвочкой, чтобы можно было вешать в поезде и на природе.
  • Термос литровый.

Круизный отдых

Многие предпочитают путешествия на речных или морских круизных лайнерах, которые сопровождаются посещением древних городов, архитектурных достопримечательностей. Индустрия круизного туризма стала развиваться ускоренными темпами в конце прошлого века и сегодня представляет собой обширную отрасль, включающую не только водный туризм, но и познавательный, рекреационный, развлекательный, спортивный. Самыми популярными районами осуществления морских круизов являются Карибский и Средиземноморский бассейн. Однако Карибы имеют преимущество в возможности круглогодичного проведения круизов. В таблице 1 отображаются показатели спроса в 2015 по сравнению с 2000 годом:

РегионПовышение спроса на круизы, %
Карибский регион34,4
Средиземноморье21,7
Европа10,9
Австралия5,0
Аляска4,8
Азия3,4
Южная Америка3,9

Речные круизы проходят по внутренним водоемам и наиболее развиты в странах с большим количеством крупных рек и озер. В Европе популярны круизные маршруты по Рейну, Дунаю, Эльбе. В России большим спросом пользуются маршруты по сибирским рекам. В 2021 году на внутренних водных маршрутах России находилось до 90 круизных теплоходов.

Сложность рек

По количеству порогов, наличию и качеству препятствий, температуре воды, равномерности и степени уклонов, удаленности от населенных пунктов, возможностях просмотра и страховки выделяют 6 категорий сложности реки.

  • Простые. Вода быстрая, риск небольшой, препятствий мало, все они легко обходятся, валы маленькие.
  • Для начинающих. Струя широкая и чистая, пороги прямые. Валы могут быть средними, легко обходимые тренированными гребцами. Травмы редки.
  • Средней сложности. Валы нерегулярные умеренные, которые сложно обходятся, встречающиеся крупные валы обходятся легко. При большом расходе воды наблюдаются мощные возмущения струи и суводи. Во время опасностей необходима групповая поддержка. Травмы достаточно редки.
  • Продвинутые. Пороги предсказуемы, хотя интенсивны и мощны. Могут встречаться большие валы и бочки, трудно обходимые узкие проходы, требующие точных маневров. Необходим просмотр с берега. Травмы вне каяка могут быть значительными. Обязательна групповая страховка.
  • Для опытных. Пороги мощные, с большими трудностями. Опасность для гребца выше средней. Валы и бочки могут быть огромными. Сливы следуют друг за другом, изменяя направление потока, улова турбулентны, со сложным заходом. Просмотр обязателен с берега. Страховка очень сложная. Выживание обеспечивается способностью совершать эскимосский переворот, огромным опытом, правильным снаряжением, навыками спасработ и страховки.
  • Экстремальные. В этих водах высший экстрим, спасработы зачастую невозможны. Сплавы могут осуществлять только профессионалы после скрупулезного изучения воды и предотвращения любых опасностей. Здесь могут попадаться проходимые водопады.

Снаряжение — залог успеха

Даже самое лучшее судно не гарантирует того, что путешествие пройдет без проблем и воспоминания о нем будут только приятными, если не позаботиться о снаряжении. Для всех без исключения необходим спасательный жилет. Даже для чемпионов мира по плаванию. Какая-либо неприятная неожиданность может произойти в любой момент, и плавательные навыки могут не спасти человека. Скажем, при травме. Потому количество жилетов, равное количеству участников путешествия — ваше все. Для сплавного водного туризма обязательно и наличие защитных шлемов.

Также перед путешествием обзаведитесь гидрокостюмом, легкой закрытой обувью, водонепроницаемым рюкзаком, перчатками, специальными пакетами для надежного хранения особо ценных вещей (телефон, пауэр-банк, документы, деньги, фонарь, репеллент, лекарства, сухое белье). Даже если путешествие запланировано на лето, непременно нужно взять свитер и теплые носки, особенно если в планах — ночевки у на берегу. Ведь у воды всегда прохладнее, даже в самое жаркое время. Потому крайне желательно обезопасить себя от простуды. Разумеется, не стоит забывать о провизии и инвентаре для ее приготовления.

Маршруты по рекам Подмосковья.

Маршрут по Москве-реке.

Очень удобен, с Белорусского вокзала можно добраться до станции Тучково, а оттуда 3 км до самой реки. Маршрут длиной 43 км проходит по холмистой местности и заканчивается в двух км от станции Звенигород. Единственно, что нужно помнить, неподалеку от Звенигорода расположен заказник биофака МГУ, где располагаться лагерем запрещено.

Маршрут по реке Истра.

Также довольно удобен для семейных походов и популярен, начинается в сотне метров от платформы Истра либо в пятистах метрах от станции Павловская слобода. Длина маршрута 32 км, он проходит по безлесой долине, а в конце, возле деревни Красновидово, участок с быстрым течением и лесами по берегам. Далее, по самому водохранилищу – на выбор туриста.

Что взять в водный поход из одежды.

Одежда для водного похода делится на 4 вида:

«мокрая на воду», «сухая лагерная», «одежда для сна», «парадная».

Одежда на воду – «мокрая одежда»: в чём идём по воде.

  • Термобельё под гидрокостюм, если идёте не в неопрене.
  • Тёплые носки под гидрокостюм – шерстяные или термо.
  • Кепка, бандана.
  • Флисовая шапочка на случай холодной погоды: особенно, если это водный поход в августе, сентябре и на Полярном-Приполярном Урале.
  • Перчатки – в идеале неопреновые 3 мм.
  • Мокрая обувь. Здесь всё индивидуально: кеды, галоши, короткие сапоги, сандалии, специальные ботинки и т.п. – что полезет на толстый носок и гидрокостюм. Обувь должна быть больше на 2-3 размера. Желательно дома померить.

Одежда для лагеря – «сухая одежда»: во что переодеваемся после сплава.

Термобельё.

Вообще, последние годы мы приспособились сушить «мокрую одежду» – ту, что надевается под гидрозащиту, «на себе». При выходе на берег снимается гидрокостюм. Пока идёт разгрузка, правильное термобельё из «полара» достаточно быстро сушится по ходу дела. При таком подходе дополнительный комплект можно не брать, либо взять только верх.

  • Ветрозащитный костюм.
  • Утеплённые, но не объёмные куртка и штаны типа «синтепона» на вечер.
  • Футболки не х/б, пара штук.
  • Запасные носки 3-4 пары.
  • Запасное нижнее бельё.
  • Купальник. На случай походной бани и купания в речке.
  • Флисовые перчатки на случай холодной погоды: особенно, если это водный поход в августе, сентябре и на Полярном-Приполярном Урале.

Важно.  В водный поход брать вещи из правильных тканей: лёгких, быстросохнущих и с защитными свойствами. Они достаточно универсальные

Не пренебрегать тёплыми вещами даже в летних водных походах. Вечером часто холодно. Да и на воде зачастую возникает необходимость дополнительно утеплиться.

Особенно тщательно продумывать тёплую одежду для водного похода с выходом на моторе. Идти на моторе, не гребя, в плохую погоду – Очень холодно!

Одежда для сна: в чём спим.

  • Термобельё.
  • Термоноски.
  • Спальная шапочка.

Важно! Этот комплект одежды в походе должен быть по большей части «неприкасаемым»: не одевать, например, в дождь. В дождь, вообще, нет смысла переодеваться – за один дождь реально намочить всю взятую одежду в поход! Поэтому, в дождь переодеваться только в спальник

Спать важно в сухом.

«Парадная одежда» — на поезд, машину, самолёт.

Нормальный турист не воняет в поезде! Если одежда использовалась в походе – постирать перед выходом. Но лучше брать отдельный комплект. Много места не займёт.

  • Чистые носки.
  • Чистые футболка, штаны и нижнее бельё.

Важно! Не пихать походную одежду одной кучей в рюкзак. Вещи разбить на логические кучки

Об этом читать в теме «Как правильно собирать рюкзак в поход».

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Категории водного туризма.

Водный туризм насчитывает 6 категорий, первые три доступны новичкам, для остальных трех требуется специальная подготовка.

Новичкам туристам стоит выбирать реки неподалеку от дома, желательно равнинные. На таких реках основными препятствиями бывают мели, перекаты – отмели с противоположных берегов, завалы или искусственные сооружения типа низких мостов, дамб.

Реки в Карелии, в основном, равнинные, но здесь нередко встречаются мелкие каменные пороги, водопады. Большие реки в центральной России интересны туристам обычно в верховьях.

Горно-таежные и горные реки могут похвастать маршрутами от 2-й до 6-й степени сложности. Таких рек много в Средней Азии, Карпатах, на Урале, Алтае.

Между Уралом и Енисеем реки, в основном, равнинные 1-й – 2-й категории.

Регион Байкала может предоставить до 3-й категории сложности маршруты по Лене и Улькану, либо до 5-й на горах Хамар-Дабан и Витим.

В России рек, озер и прочих водоемов больше, чем в любой стране мира, но относительно развит водный туризм в трех регионах: Карелия, Алтай, Кавказ.

ТЕРМОБЕЛЬЁ

Должно облегать все тело. Иначе не работает. Вопреки распространенному заблуждению, оно нужно не для того, чтобы греть, а чтобы отводить от тела влагу. Выбирайте тонкие потоотводящие модели. Верх (кофта) нужен часто, низ (штаны), лично я надеваю только при отрицательных температурах. Шерстяное термобельё служит не долго и хуже отводит влагу, выбирайте чистую синтетику.

Для путешествий по горам вам нужно термобельё:

  • с длинным рукавом — ткань надежней чем крем, защищает кожу от солнца;
  • светлое — если термобелье будет черным, вам будет очень жарко из-за высокой солнечной активности в горах.

Футблка из хлопковой ткани. Одну футболку стоит взять в качестве чистой одежды в самолете или поезде. Ходить в ней не надо. Хлопковая ткань, когда промокает, начинает хорошо проводить тепло и вам становится холодно. Всем знакома мерзкая холодная прилипающая к коже ткань футболки? Сохнет хлопок долго. Мокрый хлопок плохо дышит, заставляя вас сильней потеть. Хорошее термобельё этих недостатков лишено.

Качество обслуживания и способы его регулирования в турфирме

Проблемами качества занимается международная организация по стандартизации (ИСО). По определению этой организации качество представляет собой совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования. Соответственно в туристском бизнесе качество обслуживания связывается со способностью удовлетворять потребителя туристской услуги. Проблемы качества в туризме затрагивают коллективный труд сотрудников турфирмы и качество обслуживания туристов на маршруте или качество туристского продукта (туристской услуги).

К качеству труда и качеству туристского продукта предъявляют три категории требований:

1) Общие обязательные требования, устанавливаемые законами, стандартами и другими нормативными документами;

2) Заявленные установленные требования потребителя (договор, программа тура);

3) Обычно предполагаемые (подразумеваемые) требования.

К основным принципам, определяющим качество коллективного труда в турфирме, относятся:

1. Нацеленность на результат, подчинение единой политике качества турфирмы.

2. Заинтересованность в результатах, объективная оценка качества.

3. Лидерство руководителя и вовлечение в управление качеством всего персонала.

4. Персонализация и согласованность полномочий и ответственности.

5. Разделение труда.

6. Процессный и системный подход, регулярное планирование и контроль.

7. Воздействие на причины проблем, а не на их проявление; соразмерность действий, затрат и результатов.

8. Приоритет предупреждающих действий над корректирующими.

9. Управление контролем качества услуг:´

-обмен успешным опытом внутри турфирмы;

-отлаженные коммуникации и координация;

-непрерывность улучшений.

Один из важных критериев качества работы персонала турфирмы — количество благодарностей или жалоб клиентов. Доля жалоб (претензий) от общего числа обслуженных клиентов ориентировочно не должна превышать 1%, а отношение числа жалоб к числу благодарностей — 5%. Превышение этих коэффициентов свидетельствует о серьезных недостатках в работе турфирмы с клиентами.

Управляем лодкой

Для правильной гребли необходимо упереться ногами со слегка согнутыми коленями в опорную планку, поместить большой палец на веслах внизу, другие сверху, осуществить наклон вперед, распрямлять руки одновременно и заносить весла. Лопасти весел до шейки помещаются в воду, спина разгибается, а руки сгибаются, после чего осуществляется гребок. Для погружения весел на нужную глубину их лопасти наклоняют верхней кромкой под небольшим углом к корме. Если лопасть наклонена неправильно, это замедлит ход лодки, поскольку затруднится проводка весла. Во время проводки рукоять весла держат свободно.

Тормозят, удерживая весла под углом 90 градусов к бортам лодки или осуществляя гребки в обратную сторону. Последний процесс называется табанить.

Для поворота лодки во время движения в воду помещают одно весло под прямым углом к лодке. Если табанить одним веслом, поворот будет крутым. В этих двух случаях скорость судна снизится. Чтобы ее не потерять, нужно осуществлять гребки одним веслом. Для разворота плавсредства или крутого поворота одним веслом загребают, а другим табанят.

Помимо этого, управление может осуществляться с помощью руля. Рулевой должен находиться на корме, держа рулевое весло одной рукой за рукоять, а другой за середину веретена.

Распределение обязанностей между участниками группы

В любом деле обязательно должен быть руководитель, поэтому перед началом похода необходимо выбрать руководителя. Чаще всего это бывает наиболее опытный человек, но ни в коим случае это не является правилом. Этот вопрос решает сама группа.

В обязанности руководителя разработка маршрута, подготовка снаряжения, закупка продуктов питания и в конечном итоге он несет ответственность за каждого участника группы. Поэтому руководитель должен стараться учитывать интересы всех участников похода, но по организационным вопросам окончательное решение, как правило, принимает он.

В состав группы должен входить: завхоз, который занимается распределением продуктов питания, медик — оказывает первую медицинскую помощь, ремонтник — выполняет текущий ремонт туристического снаряжения, а также летописец, фотограф и др. Такие должности, не являются обязательными при походах до 4-х дней, хотя и не окажутся лишними. Но в длительных походах без них не обойтись. Распределение обязанностей между участниками похода в значительной мере облегчает проведение похода, ведь каждый из участников отвечает за порученный участок работы.

Снаряжение и техника безопасности

Подготовка должна быть связанна не только с маршрутом, но и с туристским обмундированием.

Взять с собой следует такие вещи:

  1. Снаряжение для организации места отдыха, палатка, спальник и все нужное для ночлега.
  2. Костюм, который будет поддерживать температуру тела в холодной воде.
  3. Обувь должна быть правильно подобрана. Есть два вида выхода из такой ситуации. Можно воспользоваться носками из материала, который называется неопрен и на них надеть обычные кеды. Либо нужно будет купить сапоги неопреновые. Но как показывает практика такие сапоги прослужат гораздо меньше, чем кеды.
  4. Кофта с длинным рукавом на термической основе.
  5. Штаны и куртка, непромокаемые и лёгкие. Что-то наподобие дождевика.
  6. Перчатки. Это очень важный вид снаряжения. Лучше всего брать перчатки без пальцев из неопрена.
  7. Шлем для защиты головы.
  8. Подшлемник. Лучше всего, если он будет как бы слитный и закрывать ещё область шеи.
  9. Спасательный жилет, без него ни один инструктор, так же, как и без шлема просто не имеет права вас выпустить на маршрут.
  10. Нож для экстренных случаев.
  11. Страховой канат с карабином.
  12. Зажигалка или спички. Но это самое первое правило для всех туристов. А так как спуск по воде, то упаковать их нужно в упаковку, которая не промокнет.

Смотрите это видео на YouTube

И после того, как выбран маршрут и подготовлено все снаряжение водный туризм можно начинать. Увлекательное и невероятное путешествие по просторам России запомнится надолго. Развитие водного туризма в России очень продвинулось в последние годы и динамично развивается с каждым днём всё больше.

Отчаливание от берега

Перед тем, как забрать «пассажиров», байдарка обязательно стоит так, чтобы нос находился против течения. Проще всего выполнить дугообразный гребок, и тем самым повернуть плавсредство на 180 градусов. Он начинается от кормы или носа, не принципиально. Главное, подальше отодвигать от судна лопасть для более эффективного гребка. Такой способ подходит, когда скорость байдарки по сравнению со скоростью воды невелика. В противном случае придется прилагать больше усилий.

При гребле вперед нужно уделить внимание положению тела. Корпус остается прямым, колени упираются в фальшборта

Безопасность в водном походе

Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.

Личная ответственность:

  1. Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
  2. Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
  3. Держать себя в руках в критической ситуации.
  4. Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
  5. Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
  6. Оценивать риски.
  7. Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
  8. Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
  9. Не пренебрегать экипировкой.
  10. Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
  11. Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
  12. Спасать себя и группу, а не снаряжение.
  13. Не допускать обезвоживания.


Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий