Установка планетарной втулки на велосипед своими руками — залог комфортной езды

На каких велосипедах используется

Планетарные втулки ставятся на городские велосипеды, предназначенные для ежедневной езды на работу, или прогулочные, созданные для размеренной езды по городу. На ровных асфальтированных трассах или специальных велодорожках механизм справляется со своей задачей на ура, регулировать скорости при его наличии – одно удовольствие.

Для наиболее комфортной езды в городской среде специалисты советуют приобретать трех- или пятискоростные, а также 11-скоростные планетарки. По сравнению с обычными, планетарные втулки несколько дороже, однако именно они помогают продлить срок службы цепи и других деталей при частом использовании.

Разборка корпуса, очистка и смазка

Ремонт рекомендуется делать на заспицованной втулке, иначе шансов потом собрать колесо будет мало, если только раньше не приходилось постоянно сталкиваться с разбором.

Как разобрать бестормозную втулку скоростного велосипеда? Последовательность действий:

При помощи съемника и хлыста снять кассету с оси.
Разомкнуть стопорное кольцо.
Извлечь шайбы и подшипники. Втулка может быть на насыпных или промподшипниках. В любом случае, главное запомнить их законное место и не потерять. То же касается и шайб.
Осматриваем повреждения на подшипниках: истертые детальки надо будет поменять на новые, пригодные для очищения в растворителе от грязи.
Вытаскивается ось целиком.
Чистится корпус от грязи. Внутренние полости протираются мягкой сухой тканью.
Смазывать детали нужно последовательно при их установке обратно. Первоначально кладется немного смазки на стенки корпуса
Особое внимание нужно уделить смазке подшипников.
Установка стопора и затяжка втулки крепежными гайками

Важно не перетянуть втулку, чтобы избежать трудностей при вращении колеса.

Как только кассета успешно отложена в сторону, приступаем к разборке втулки. Делается это только с противоположной стороны, обычно слева. С помощью ключа на 15 мм вывинчивается контргайка, которая крепит ось. Снимаем стопор, если он есть.

Вся мелочь в виде колечек и шайб раскладывается на заранее приготовленную бумажку в правильном порядке

Это крайне важно, иначе потом при сборке немудрено запутаться. Скручивается конус, и, наконец, ось начинает поддаваться

Прямо на ней видим подшипники.

Снимать подшипниковые детальки надо аккуратно, лучше поддевать их тонкой спицей или пинцетом.

Протираем каждый шарик тряпочкой, смоченной в ацетоне или бензине и складываем в сторону. Аналогично извлекаем «насыпь» или промподшипники с другой стороны.

Не путаем правые и левые детали, они приработаны к своей стороне и при установке, наоборот, могут вызывать диссонанс работы всей втулки, в частности, люфт. Не теряем ни единого шарика, иначе все придется менять! Иногда при вскрытии втулки рядом с осевой можно увидеть «труху» – шарики полностью стерлись и требуют замены. То же самое и при частичном истирании.

После извлечения оси смотрим на ее состояние. Ее рабочий ресурс, как правило, соизмерим с «расспицеванием» корпуса или заменой колеса, но мало ли. Даже при простом обслуживании она потребует очистки от наработанной грязи.

Внутреннее пространство втулки протирается сухой чистой тряпочкой или ватой. Слишком загрязненные участки можно пройти бензином. Протираем левый конус и проверяем крепление правого (со стороны звезд кассеты). Как только стенки обсохнут, самое время наносить новую смазку.

Немного рекомендаций: для втулки не пойдет цепная или какая-либо другая смазка, специальный состав лучше купить заранее. Для подшипников активно применяют буксол, можно использовать его. Намазывать толстый слой «на века» не стоит, потому что смазывающий состав выдавится и начнет поглощать грязь, из-за чего все детали износятся в разы быстрее.

Монтаж втулочных деталей: правые подшипники – ось колеса – конус – левые подшипники – стопор – шайбы и заклепки – контргайка. Вероятнее всего, после сборки потребуется регулировка задней втулки. Делается это только с левой стороны. С помощью того же ключа на 15 немного ослабляем контрящую гайку. Далее она до упора закручивается, а конус удерживается в фиксированном положении.

Таким образом, устраняется люфт оси, точнее, он сводится к минимуму. Возможно, придется повозиться не один раз, главное, добиться синхронного хода оси и всего колеса. Небольшой проворот все же допустим, перетягивание чревато затрудненным вращением.

И, конечно, проверка ремонта на практике. Испытываем велосипед в разных скоростных режимах, стараемся почувствовать, не люфтит ли колесо и насколько крепко оно фиксировано. Если все было сделано правильно, покатушки подарят комфорт и уверенность, в противном случае, придется вернуться к регулированию вторично.

Ремонтировать и обслуживать заднюю втулку своими руками довольно просто! Если предполагается замена всей детали, то останавливать свой выбор надо исключительно на той модели, которая поставлена на велосипед сейчас. Когда разобрать втулку не представляется возможным, лучше обратиться за помощью к специалисту, иначе можно повредить саму деталь.

Недостатки планетарных втулок

Помимо достоинств, эти приспособления имеют некоторые недостатки:

  • Большой вес. В отличие от обычных втулок, эти элементы достаточно тяжелые, например средняя планетарная втулка с семискоростной передачей весит примерно 1,7 килограммов;
  • Невозможность использования на спортивных велосипедах. В связи с тем, что эти втулки имеют большое трение качения;
  • Сложная конструкция. При обнаружении, каких либо поломок и неисправностях не нужно устранять их самостоятельно, лучше всего обратиться к специалистам;
  • Высокая стоимость;
  • Во время сильной и агрессивной езды повышается риск поломки шестерен.

Стопорные шайбы.

Для установки планетарной втулки на велосипед обязательно используйте стопорные шайбы, соответствующие пазу дропаута. Иначе из-за принципа работы планетарной передачи втулка просто не будет работать. С левой и правой сторон используются разные стопорные шайбы.

Выступающие части должны находится с наружной стороны дропаута. Установите стопорные шайбы так, чтобы их выступающие части надёжно зафиксировались в пазах дропаутов с обоих сторон втулки.

Ось планетарной втулки является компонентом планетарной передачи и поэтому ей требуется система защиты от вращения. Как и в большинстве других планетарных систем, для предотвращения вращения оси Shimano использует стопорные шайбы, устанавливаемые в щель дропаута.

Так как переключающий модуль («муфтовый модуль» по терминологии Shimano) также крепится на ось, то из-за различия в углах дропаутов существуют разные типы стопорных шайб. Каждой раме соответствует свой тип стопорных шайб. В первых планетарных втулках Shimano стопорная шайба использовалась только с правой стороны. Современные планетарные втулки Shimano используют две стопорные шайбы, являющиеся зеркальным отражением друг друга. Используется цветовая маркировка стопорных шайб (указана в таблице):

Сервисное обслуживание трансмиссии

Цепь

После тормозных колодок цепь является вторым велосипедным элементом, который необходимо периодически менять по мере износа. Качественные велосипедные цепи мировых производителей способны пройти несколько тысяч километров. При этом их необходимо своевременно обслуживать.

Демонтаж цепи велосипеда

Современные изготовители производят цепи с замками специальной конструкции, которые быстро, удобно демонтировать и которые надежно удерживают цепь при движении. Велосипедист может легко самостоятельно снять ее одним движением в пути. Далее можно сменить цепь на новую, чтобы сразу же продолжить движение либо произвести ее ремонт. При отсутствии замка следует использовать специальную выжимку из ремонтного комплекта.

Сам принцип сервисного обслуживания предусматривает периодическую очистку важных узлов от старой смазки, скопившейся грязи. При этом внутреннее пространство между цепными роликами смазывается жидким маслом. Окончательный штрих обслуживания – регулировка правильного натяжения цепи.

Натяжение цепи велосипеда

Система

Систему, как и многие другие механизмы вашего железного друга, следует регулярно очищать фланелевой салфеткой, смоченной в растворителе. При монтаже звездочки должны быть расположены друг относительно друга. Большая звездочка изготовлена так, что на ее наружной стороне имеется специальный пин или штырь. Его необходимо выставить напротив кривошипа.

Этот штырь служит предохранителем против выпадения цепи со звездочки. Маленькая и средняя звездочки своими внутренними зубьями смотрят на кривошип. Пин средней звездочки смотрит на каретку

Подобное расположение чрезвычайно важно для синхронной работы всего приводного механизма

Кассета

Кассетой называется комплект звездочек. Каждая из них напрессована на барабан втулки, которая изготовлена со шлицевыми пазами. Обычно в наборе 7 шестерен. Их крепеж выполнен на пауке. Иногда в качестве дополнения в комплект входит еще 1-4 звездочки. Кассета способна функционировать в составе велосипеда больший период, чем цепь, но меньший, чем система.

Сервисное обслуживание кассеты осуществляется методом очистки с помощью растворителя и мягкой фланелевой салфетки. При этом удаляется грязь, скопившаяся на поверхностях металлических деталей, во впадинах и соединениях. Демонтаж и монтаж кассеты производят с помощью специального съемника. С этим приспособлением ремонт своими руками не выглядит сложным процессом.

Каретка

Велосипеды современных производителей оснащаются двумя типами кареток:

  1. Интегрированные (модели GXP, Hollowtech II).
  2. Картриджные (модели ISIS, Octalink, Howitzer).

Все каретки собираются на промышленных подшипниках, через которые вал соединяется с шатунными палками посредством шлицевых соединений. Конструктивно они состоят из двух чашек, в каждую из которых запрессовано по подшипнику. Приступая к разборке, следует запомнить местоположение правой и левой чашек относительно кареточной трубы. С каждой стороны резьба в стакане разная.

ремонт каретки велосипеда

Аналогично обслуживаются все остальные важные узлы и механизмы велосипеда, меняются изношенные элементы, закладывается новая смазка. Как становится понятно из нашей статьи – велоремонт своими руками является совсем не сложным мероприятием. При регулярном обслуживании ваш двухколесный друг будет радовать вас своим безупречным внешним видом и надежными механическими характеристиками. В добрый путь на велосипеде!

Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде с планетарной втулкой

Велосипедами с планетарной втулкой это очень удобно управлять, и езда с этими приспособлениями очень упрощается, поскольку не возникает проблем с переключением скоростей. Поскольку эти приспособления сами переключают скорость, когда это необходимо. Однако следует ознакомиться с определенными принципами и правилами переключения скоростей:

  1. Лучше всего совершать переключение передачей, когда давление с цепи полностью снято, в противном случае можно просто не переключиться и сломать весь механизм и порвать цепь;
  2. Передачу нужно повышать прямо перед горой, а не во время преодоления ее;
  3. Не следует переключаться одновременно на несколько передач. Все нужно делать последовательно – сначала нужно переключать первую передачу и немного разогнаться, затем вторую по такому же принципу следует переходить на третью и так далее. Весь принцип работы такой же, как и у автомобильной коробки передач;
  4. Необходимо избегать все возможных перекосов цепи.

Процесс переключения:

  • У всех современных велосипедах, в передней части расположены 2-3 звезды, а в задней 8-10 звезд;
  • Нумерация звезд от 1 до 3 происходит в сторону увеличения звезд, а нумерация задних звезд от 1 до 6, в сторону уменьшения звезд.

Для того чтобы этот процесс стал ясен, можно рассмотреть на примере велосипеда с приводом 3х8:

  • Большую переднюю звезду нужно использовать при движении на ровном асфальтовом покрытии. Совместно с этой звездой необходимо использовать задние звезды с номерами 8 до 4;
  • Среднюю переднюю звезду применяют при движении на грунтовой дороге, с плохим асфальтовым покрытием. С ней используются задние звезды с 6 по 2;
  • Маленькую переднюю звезду используют при езде на крутых подъемах и спусках, по ухабам и кочкам. С ней используют задние звезды с 5 по 1.

Как модернизировать велосипед с помощью планетарной втулки Shimano Nexus 8.

В некоторых случаях можно установить втулку Nexus на существующий велосипед. Сейчас очень часто устанавливают планетарные втулки на советские односкоростные велосипеды. Мне больше нравится 8-скоростная Shimano Nexus, а не 7-скоростная версия.

В некоторых случаях, возможно модифицировать существующий велосипед под использование втулки Nexus.

В идеальном случае для установки планетарной втулки Shimano Nexus ширина втулки по контргайкам должна составлять от 127 до 135 мм. На старых велосипедах ширина обычно меньше. В случае обычно можно растянуть задний треугольник до необходимой ширины. Любой хороший веломеханик может это сделать или вы можете сделать это самостоятельно.

Если вы откажетесь от роллерного тормоза, ты сможете уменьшить ширину по контргайкам до 126 мм. Это я сделал на своём велосипеде Nexus. Роллерный тормоз представляет собой отдельный модуль, не идущий в комплекте с планетарной втулкой. Роллерный тормоз устанавливается уже после сборки колеса.

Планетарная втулка на велосипеде – что это такое?

Сегодня можно выделить две различных системы переключения передач – внешнего и внутреннего переключения.

Внешнее – привычные нам задние переключатели;

Внутреннее – менее распространенное решение, но активно завоевывающее свои позиции. Наиболее распространенные решения легко найти на велосипедах в нашем каталоге это втулки Shimano: Nexus, Alfine и др. Их основное предназначение – прогулочное катание. Чаще всего можно увидеть на городских и складных велосипедах. 

Механизм планетарной втулки весьма сложен и имеет несколько десятков частей в своей конструкции. Все это находится в закрытом корпусе и общая система работы схожа с коробкой передач автомобиля, где шестеренки имеют разные передаточные числа. 

Например вот она на велосипеде от Polygon

Также существует ряд решений планетарной трансмисии в других реализациях, но это тема отдельной статьи. На фото Pinion.

Первый патент на планетарную втулку датирован 1880 годом. На рынке появилась английская компания Sturmey-Archer (сегодня принадлежит SunRace). Первые 2/3ех скоростные втулки появились еще в 1902 году! Сегодня уже есть модели с 3/5/8ю скоростями. Чуть позже компания Sachs (сегодня принадлежит Sram) в 1904 году предложила миру свою версию. Сегодня они выпускаются в версиях 3/5/7 скоростей. 

Третий массовый поставщик Shimano с 3-, 7- и 8-скоростными втулками.

Максимальное количество передач, которое достигнуто планетарными втулками – 14. Название бренда – Rohloff Speedhub 500/14. При этом общий диапазон переключения 526%, что максимально похоже на современный горный велосипед. Однако решения от Rohloff хотя и надежны, но крайне дороги для массового сегмента. 

Плюсы и минусы планетарных втулок. 

Плюсы:

  • Прямой ход цепи и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи все выглядит как у велосипеда с 1 скоростью. Ничего не торчит;
  • Высокая прочность и надежность. Втулка является необслуживаемоей весь срок службы. Достаточно подтягивать тросик время от времени. Все скрыто внутри корпуса, в котором происходит постоянная смазка всех элементов;
  • Переключение передач на месте. Не надо прокручивать педали; 
  • Отсутствует риск поломки петуха и попадания переключателя в спицы.

Минусы:

  • Меньшее передаточное соотношение. У горных велосипедов эта цифра 550%, у обычной Shimano Inter всего 306%. Таких показателей не хватает для горной местности; 
  • Нельзя использовать в спорте из-за высокого трения и чувствительности шестерней;
  • Общий КПД ниже из за большого количества элементов;
  • Больший вес;
  • Если все таки, что то сломается, то ремонт почти невозможен;
  • Цена.

Достаточно ли 3-7 скоростей для города?

Да. Большинство катающихся в городе на горных велосипедах, в большинстве своем используют лишь 5ую часть всей трансмиссии. Поэтому для обычного катания, вам будет достаточно планетарной втулки. 

Втулка Shimano Alfine в разрезе

Для всех кто выбирает велосипед до 80 000 рублей – вот табличка из нашей статьи про характеристики велосипедов. Какая втулка, для чего предназначена. 

Другие полезные статьи:

Удачного выбора!

Подписывайтесь на нас в соц. сетях!

Перечень расходных материалов

Эксплуатируя велосипед, далеко не один раз придется иметь дело с расходными материалами. Как правило, сюда входят масла на синтетической основе, растворители и другие материалы. Итак, перечень материалов ниже.

Масло для смазки пружинок переключателей передач, цепи и контактных педалей (если имеют место грязные условия). Масло для смазки штанов вилки, пропитки сальников и смазки пневматических камер подвески

Масло вилочное (обратите внимание — только вилочное!) для демпфирования. Тормозная жидкость для велосипедных тормозов типа DOT или гидравлическое масло

Выбор той или иной жидкости зависит от конкретного типа тормозов, установленных на велосипеде. Очиститель трансмиссии и деталей тормозов. Консистентная смазка для пружин вилки, подшипников, храповых механизмов, уплотнительных колец подвески и пружинок манеток. Растворитель для комплексной очистки звезд и цепи.

Износ тормоза

Наиболее часто изнашиваются тормозные колодки. Это приводит к уменьшению силы торможения на любом участке дороги. Замена колодок осуществляется по мере истирания. Поршни тормозного калипера (нередко называют суппортом, хоть это неправильная формулировка) накапливают грязь, в результате чего качество передачи силы торможения изменяется.

Износ также может проявляться в появлении воздуха в гидравлической системе, который пропускается через микроцарапины в поршнях калипера или тормозной ручки. Проблема периодически решается прокачкой с помощью специального комплекта.

Причины поломок

Основные из них:

  1. Недостаточный уровень обслуживания втулки или его отсутствие.
  2. Разболтавшаяся втулка (люфт).
  3. Некачественные детали втулки.
  4. Износ.
  5. Перетяжка конуса.

Таким образом, чтобы обеспечить долгую службу Вашего велосипеда следует уделять ему определенное количество времени. Основой долгосрочной службы велосипеда является проведение техобслуживания. Это можно сделать самостоятельно, своими руками. Главное в этом – соблюдать технику безопасности и аккуратно подойти к делу, поскольку в механизме втулки важна каждая деталь.

Чтобы произвести обслуживание втулки, необходимо снять все детали, провести смазку, предварительно удалив всю старую смазку

А затем осторожно в обратном порядке установить все детали на свои места. При этом следует внимательно отнестись к затяжке контргаек и конусной гайки, чтобы не перетянуть их

Кроме того, существуют различные виды задних втулок.

Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде

Странно? Ничуть. Планетарный механизм имеет сходство с механической КПП машины, а там ведь тоже при переходе с одной передачи на другую газ отпускается. А «газ» для велосипедиста – это кручение педалей.

Переходить с одной передачи на другую нужно немного заранее, и делается это так:

  • Велосипед движется накатом, усилия на педали минимальны.
  • С помощью ручки переключается передача.
  • Через несколько оборотов колес (около 2 секунд) можно педалировать.

Езда в гору сопровождается переходом на пониженную передачу, то есть передаточное отношение должно быть меньше, чем до перехода. На трехскоростных планетарках это просто: перейти на первую передачу. С другими вариантами вполне нормальным будет переключиться, например, с третьей на вторую.

На повышение нужно идти последовательно, то есть сначала первая, затем вторая и так далее. При сбросе скоростей можно перешагивать. В однообразных условиях, где нельзя развить скорость (тротуар с пешеходами, например), лучше применять только главную передачу без переключений.

Велосипеды с планетарными втулками способны преодолевать значительные расстояния без большого количества спусков и подъемов, поэтому их часто можно встретить в больших городах с развитой сетью дорог и населенных пунктах на ровной местности. Такой вариант трансмиссии идеально подойдет тем, кто не хочет постоянно возиться с кассетами и цепями и при этом часто ездят по городу, загородным поселкам и равнинным трассам.

Переключение скоростей применяется на велосипедах практически всех видов. Данный механизм расположен на заднем колесе. Один из таких видов – это планетарная втулка для велосипеда. Как она устроена и стоит ли ее использовать?

Важно! Главное отличие планетарной трансмиссии от звездочной, которую можно легко , заключается в том, что механизм спрятан внутри втулки, а не располагается около колеса – это защищает его элементы от внешних воздействий, делает его более надежным и долговечным. Планетарная втулка для велосипеда состоит из набора шестеренок. По устройству она довольно сложна, так как работает по принципу автомобильной коробки передач

По устройству она довольно сложна, так как работает по принципу автомобильной коробки передач.

Планетарная втулка для велосипеда состоит из набора шестеренок. По устройству она довольно сложна, так как работает по принципу автомобильной коробки передач.

Механизм включает в себя следующие элементы:

  • солнечная шестерня, жестко сцепленная с осью колеса;
  • планетарные шестерни, или сателлиты;
  • водило – соединяет и фиксирует сателлиты;
  • эпицикл – кольцевая шестеренка.

Снаружи корпуса трансмиссии расположена единственная звездочка, соединенная с механизмом посредством шлицевого привода. При переключении передачи ручкой на руле он изменяет скорость вращения водила относительно эпицикла.

У втулки самого простого типа имеется три передачи, которые работают следующим образом:

  1. Пониженная – эпицикл зацепляется за сателлиты, которые вращают солнечную шестерню. На каждые 4 оборота звездочки колесо совершает 3 оборота.
  2. Прямая – эпицикл соединен с солнечной шестерней напрямую, минуя передаточные шестеренки, благодаря чему достигается соотношение вращений колеса и звездочки 1:1.
  3. Повышенная. При ее включении механизм работает наоборот – звездочка передает усилие на планетарные шестерни, которые вращают эпицикл, момент от которого передается на солнечную шестерню. За счет этого передача повышается на 33–36%.

В зависимости от количества сателлитов передач может быть от 3 до 14, но наиболее распространены планетарные втулки велосипеда, устройство которых обеспечивает наличие 5 или 7 скоростей.

Но если вы только собрались приобретать велосипед, перед вами также будет сложная задача: какой выбрать. Можете отдать предпочтение одной из или же попробовать подобрать , если вы уже находитесь в почетном возрасте.

Короткий обзор остальных моделей втулок Shimano

Среди популярных модификаций — Nexus 7. Версия на 7 скоростей лучше всего проявляет себя при частых, неагрессивных поездках (на работу или учебу). Переключение осуществляется путем поворотного механизма на правой стороне руля. Это можно делать, стоя на месте. При выборе другой передачи для корректной работы механизма нужно уменьшить нагрузку на педали.

Планетарная втулка Shimano Alfine 8 — модернизированный вариант проекта «Нексус 8». Она стала еще плавнее, надежнее, приобрела стильное оформление. Срок службы увеличился за счет хорошей защиты от внешних факторов и использования в конструкции усиленных материалов.

Модификация Alfine 11 имеет существенные отличия от 8-й версии. Ее преимущества — увеличенный диапазон передач, внутреннее устройство — без конических шестеренок, с геликоидальной системой, гарантирующей более легкое и плавное переключение.

Установка планетарной втулки на обычную раму с вертикальными дропаутами.

Планетарные втулки Shimano Nexus изначально не предназначены для установки на велосипеды с вертикальными дропаутами. Стопорные шайбы, поставляющиеся со втулкой, имеют ориентацию, которая не позволяет установить их на обычную раму с вертикальными дропаутами. Ранее в своих инструкциях Shimano указывало, что их втулки не могут устанавливаться на такие рамы. Но со временем Shimano передумала и теперь производит дополнительный комплект стопорных шайб, устанавливаемых на рамы с вертикальными дропаутами. При установке планетарных втулок Shimano Nexus на рамы с вертикальными дропаутами дополнительно потребуются подпружиненный натяжитель цепи роликового типа с задним переключателем или каретка с эксцентриком, так как вертикальные дропауты не допускают перемещения оси вперед и назад, необходимого для регулировки провисания цепи.

Втулка Nexus с ножным тормозом будет работать на раме с вертикальными дропаутами, только имеющей каретку с эксцентриком, а не натяжитель цепи или задний переключатель. Это из-за того, что при обратном вращении педалей на нижнем пробеге цепь подвергается чрезмерному натяжению.

Перечень инструментов и материалов, без которых не обойтись

Проведение работ по сервисному обслуживанию железного коня невозможно без наличия инструментов. Вот базовый набор инструментария, иметь который обязаны все велосипедисты. Этот набор практически невозможно заменить другими аналогами.

  • Набор гаечных ключей.
  • Набор шестигранных ключей.
  • Киянка
  • Набор пассатижей (для стопорных колец, подойдут даже самые обычные);
  • Набор крестовых, шлицевых и крестообразных отверток;
  • Хомуты и ножницы (для обвязки гидролиний и посадки в соответствующие места на раме, крепления проводов и других важных элементов);
  • Пинцет;
  • Набор торцевых насадок, имеющих специальные рычаги.

История развития

Из чего состоит и как работает планетарная втулка Shimano? Как происходит регулировка переключения передач? Это оборудование разрабатывается и используется уже около века. По конструкции они представляют собой сложный механизм шестеренок, скрытых в корпусе, за счет сочетания работы которых и появляется возможность переключения скоростных режимов велосипеда.

Первым разработчиком планетарных втулок стала компания Sturmey-Archer. В 1902 году они изобрели первую двухскоростную систему. В последствие они развивались, и на сегодняшний день компания Rohloff выпускает даже четырнадцати скоростные модели. Сегодня наиболее популярными производителями являются Shimano и Sram.

Изобретатель планетарных втулок Sturmey-Archer на их основе сейчас активно занимается разработкой и внедрением динамо-втулок. Динамо втулка отличается тем, что помимо собственно работы в качестве велосипедной они способны к генерации электроэнергии. Электроэнергия, которую вырабатывают эти девайсы делает велосипеды более продвинутым видом транспорта. Именно динамо система позволяет устанавливать в наши дни и запитывать от самого велосипеда фонари и фары.

Особенность такой системы заключается в том, что она может работать не только на велосипед, но и на аксессуары. За счет разной частоты генерируемого электриеческого тока, которая зависит от скорости движения велосипеда, динамо система дает возможность освещать дорогу запитанным от нее фонарем слабее или сильнее. Сегодня некоторые маcтера на все руки способны сами собрать для своих велосипедов такие девайсы. Такие устройства не столь надежны, но обычно выходят для любителей несколько дешевле.

Современная динамо втулка эффективный, компактный механизм, который работает с высокой эффективностью на дорогах. Такая система – еще один шаг в развитии велосипедов. При этом нужно понимать, что динамо втулки активно модернизируются и со временем станут еще лучше.

Особенности

При кажущейся упрощенности планетарных втулок, якобы меньшем количестве скоростей, этот механизм в реальности ни чуть не хуже и дает не меньше возможностей. Из 24-27 скоростей, которые позволяют в теории получить обычные параллелограммные втулки, действительно используемыми в реальности являются максимум те же 14, так как во избежание перекоса цепи велосипедисты используют только смежные комбинации. Велосипеды с планетарной втулкой эффективно работают на любой из заявленных передач.

Задняя система Shimano Nexus разработана для комфортной езды на байке. Шимано упрощает управление велосипедом в разы. Устанавливается втулка задняя Shimano на велосипеды для городской езды и реже туризма. Компания постоянно улучшает свои девайсы. Так что сегодня Shimano отлично подойдет и совсем любителям, и тем, кто накатал уже тысячи километров. Как и другие системы этого типа планетарная втулка Shimano позволяет упростить процесс езды на байке, а так же дополнительных регулировок. На специализированных вело-форумах отзывов, где фигурирует Shimano чрезвычайно много. И практически все отзывы о девайсах положительные.

Как и любая планетарная велосипедная втулка, Шимано фактически не ломается. Shimano отличный образец надежности в своем ценовом диапазоне.

Так же популярны среди велолюбителей не планетарные Quando. Эти простые системы, хоть и не имеют планетарного механизма, но хорошо работают, так что задние Quando активно покупают те, кто не готов приобретать сложные планетарные системы. Quando неприхотливы и относительно недороги, что делает их привлекательными для райдеров. Система втулок Quando может быть подобрана и установлена на различные велосипеды. Большинство любителей остаются довольны девайсами Quando.

Итак, рассмотрим плюсы и минусы планетарных втулок на велосипед в сравнении с обычными:

Планетарная втулка по факту не нуждается в обслуживании. Это та лошадка, которая работает, работает и работает, не боясь ни грязи, ни износа, ни прочих неприятностей.
И работает эта лошадка очень долго. При правильной эксплуатации велосипеды с планетарной втулкой могут проехать десятки тысяч километров. Так как в механизме используются более толстые звездочки (как на односкоростных велосипедах) и приводы, то это так же увеличивает срок службы без поломок.
На девайсе можно переключать передачи не только во время движения, но и стоя на месте

А так же с любой на любую, а не только на соседние, что важно в городских условиях, когда скорость передвижения приходится менять очень быстро и эти изменения часто непредсказуемы.

К недостаткам девайса относятся:

  • Девайс тяжелее, чем обычная. Это может оказаться критичный для спортивных соревнований, но мало виляет на туристические прогулки или езду по городу.
  • Выше внутренне трение по сравнению с обычными втулками. Это связано с тем, что система устроена на принципе шестеренчатых передач. Опять же это делает такую систему непригодной для скоростных соревнований, но для обычного перемещения в пространстве фактор большего трения практически не важен.
    Если все же случится сломать девайс, то в походных условиях “на коленке” вы ее самостоятельно точно не почините. Вам понадобится специалист и оборудование.
  • Это совсем не копеечный механизм. Как следствие велосипед с такой системой будет достаточно дорогим. С большой долей вероятности этот велосипед многократно окупится до того, как вы сносите свою планетарную систему, но первый порыв при виде ценника может быть – развернуться и уйти.

Перечислив все плюсы и минусы планетарных втулок можно сделать итоговый вывод:

Планетарная втулка для езды по городу значительно удобнее, чем переключение передач на звездочках.

Поэтому, если Вы не веломаньяк, борющийся с каждым граммом веса, используете велосипед для городских поездок и для спокойной (не скоростной) езды по более-менее равнинной местности с небольшими горками, не любите постоянно мыть трансмиссию и следить за её износом, то велосипед с планетарной втулкой это как раз то, что Вам нужно.

Если вы любите агрессивную езду, скоростные поездки, а так же преодолеваете большие подъемы – лучше выбирайте обычную систему переключения передач на звездах.

Благодаря всем перечисленным выше преимуществам планетарок, в Европейских странах городские велосипеды с ними очень распространены.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий