Трофи-рейд. Соревнования и классы машин. Особенности

Что такое трофи-рейд?

Уже 20 лет, как в России особой известностью среди автолюбителей пользуются соревнования по преодолению тяжелого бездорожья, или, как их еще называют, трофи-рейды. Смысл такого примечательного и экстремального вида спорта в том, чтобы участники за зачетное время смогли успешно пройти расстояние от точки А до точки Б и показать конкурентное время на всех соревновательных этапах.

Маршрут, дистанция которого не превышает 500 км, разделяется на СУ – спецучастки протяженностью не более 150 км. В зависимости от сегмента дороги, времени дается от нескольких часов до нескольких дней, но не более 150 часов в общей сложности. Часто трофи-рейды предполагают не только движение по линейному «коридору», но и использование GPS-навигации или ориентацию по легенде. Очки в турнирной таблице ведутся по индивидуальному зачету, хотя возможен и командный зачет, когда несколько экипажей объединяются вместе.

Трофи-рейды требуют от спортсменов высокий уровень подготовки, хорошую физическую силу, профессионализм и мастерство вождения. Соревнования по бездорожью очень опасны, поэтому для сохранения жизни и здоровья участников любое транспортное средство, а это обычно полноприводные внедорожники, специальные мотоциклы или квадроциклы, подготавливается в соответствии с «защитными» требованиями КиТТ.

Как правило, машины оснащены большими колесами, фарами, лебедками, воздушным коллектором с забором воздуха, домкратом, батареями емкости, привет-лифтами и прочим. Существует несколько категорий автомобилей: «TR-1» – стандартная заводская упаковка, «TR-2» – усиленно подготовленный, «TR-3» – «внедорожный монстр», в котором от базовой конфигурации практически ничего не остается. Встречаются и более «лояльные» категории, включенные в классификацию спорта.

1985 год – самый сложный в истории

В 1985 году событие стало по-настоящему знаковым и уже обрело достаточную популярность — люди со всего мира приехали, чтобы присоединиться к этой гонке, не подозревая, что их ждёт на самом деле.

Чтобы отметить пятую годовщину марафона, организаторы решили вернуться в Бразилию и проложить трассу в глубине самого большого тропического леса в мире, в дельте Амазонки. В качестве главного партнёра был традиционно выбран Land Rover, представивший самую последнюю на тот момент модификацию Defender 110. Маршрут, выбранный на этот раз, так же как и в первый год, включал пресловутую Трансамазонскую дорогу, начиная с Сантарена, где события 1980 года прервались и заканчивая Манаусом – столицей провинции Амазонас. Однако суровый сезон дождей 85 года сделал первоначальную задумку невозможной, поэтому была найдена альтернатива. Тем не менее, альтернативный маршрут оказался ещё сложнее, поэтому участникам пришлось буквально ползти по бесконечной грязи все 1500 миль в их новеньких Land Rover 110. Трижды продвижение команд прерывалось из-за промоин шириной более 12 метров, так что у них был выбор – строить мост или возвращаться обратно. Ценой неимоверных усилий все 12 команд достигли финишной черты благодаря построенным из песка и поваленных деревьев мостам. И вновь победу одержал итальянский экипаж Маурицио Лави и Альфредо Редаелли.

Авто для трофи рейдов

Если вы решили серьезно начать заниматься внедорожным спортом (трофи), то тогда и здесь необходимо выполнить достаточно стандартные меры по повышению проходимости внедорожника, а именно:

  • установка шноркеля и лебедка.

  • Монтаж силового обвеса, вывод сапунов под капот и пр.

Важно заметить, что если вы планируете же участвовать в официальных соревнованиях, то здесь транспортные средства должны четко соответствовать техническим требованиям соревнований, иначе  авто попросту могут не допустить до участия. В заключение нужно отметить, что подготовка автомобиля к  внедорожью во многом зависит от планируемых условий эксплуатаций и предполагаемых нагрузок, только так можно обеспечить необходимую проходимость внедорожника

В заключение нужно отметить, что подготовка автомобиля к  внедорожью во многом зависит от планируемых условий эксплуатаций и предполагаемых нагрузок, только так можно обеспечить необходимую проходимость внедорожника.

Багажник: запаска, канистры

Отправляясь в холода за –45 в багажнике придется предусмотреть место для запаски, чтобы она оставалась теплой. Потому что при по-настоящему низких температурах резина становится хрупкой и ломкой. И, если вдруг возникнет необходимость поменять колесо, то, чтобы не испортить промороженную новую шину, придется очень медленно и постепенно ее раскатывать и прогревать. Иначе она разрушится.

Канистры с запасной соляркой тоже лучше держать внутри. На улице они здорово выстужаются. Вытряхивать из них кисель — занятие утомительное и неблагодарное. Тем более, что его все равно придется отогревать.

Регламент соревнования по джип спринту

1. Организаторы:Команда Рубцовского сообщества Off Road Rubtsovsk

2. Цели и задачи:— Соревнования по джип-спринту проводятся в целях повышения спортивных навыков и водительского мастерства, удовлетворения зрительского интереса к автомобильным дисциплинам технических видов спорта, пропаганды здорового образа жизни и безопасного вождения автомобиля.

3. Дата и место проведения:25 февраля 2017 годаг.Рубцовск, полевая местность вблизи села Калиновка.Координаты GPS: 51°29’17.05″С, 81°19’48.10″В

4.Требования к участникам:— К участию допускаются,все желающие как владельцы подготовленных внедорожников,так и обладатели автомобилей с колесной формулой 4х4 в стоковом состоянии.— обязательное наличие технически исправного автомобиля— обязательное наличие водительского удостоверения категории В.— обязательно наличие активного штурмана— На протяжении всего соревнования в автомобиле должны находиться только члены Экипажа, указанные в заявочной форме.— все члены экипажа имеют право управлять автомобилем во время соревнования. При этом все результаты идут в зачет одного экипажа не зависимо от того, кто был за рулем в тот или иной заезд.— каждый автомобиль должен быть оснащен аптечкой и огнетушителем.5. Категории участников:— кроссовер(без раздаточной коробки)— легкие внедорожники(сток)— тяжелые внедорожники(сток)— подготовленные внедорожники

6.1 Регистрация:— Предварительную регистрацию нужно проходить заранее здесь: https://vk.com/topic-55535140_34707882

ВАЖНО: автомобиль имеющий некие доработки будет переводится в следующий класс.(например стоковая нива но с 31 колесами поедет в одном классе со стоковыми УАЗами. Начало регистрации в 11-00.На регистрации участник обязан предоставить водительское удостоверение категории B, и указать категорию, в которой он соревнуется.Стартовый взнос отсутствует

Начало регистрации в 11-00.На регистрации участник обязан предоставить водительское удостоверение категории B, и указать категорию, в которой он соревнуется.Стартовый взнос отсутствует.

7. Порядок проведения соревнований 25 февраля(суббота)

11-00 — регистрация участников12-00- построение и брифинг гонки12-15- старт гонки

по окончанию соревнований будет оглашение результатов и награждение победителей.

8. Правила участия:

1, каждому участнику будет присвоен свой порядковый номер2, участник на трассе будет обязан следовать разметке. В случае выезда за разметку, участник должен вернуться на трассу в том же месте, в котором выехал за ее пределы.3, за сокращение дистанции участник снимается с трассы.4, если участник по каким-либо причинам сошел с трассы, он обязан сообщить об этом Главному Судье.5, за неспортивное поведение участника во время гонки его результат не учитывается, участник снимается с дистанции6, дисквалификация (снятие) производится Главным судьёй соревнований по представлению судей или других участников соревнований за нарушения правил.7, за мусор оставленный, выброшенный на территории стартового городка и по ходу дистанции- дисквалификация.8, при фальстарте заезд не останавливается, а Экипажу, совершившему фальстарт, прибавляется пенализация в секундах, но не менее 20 секунд.9, помощь зрителей разрешается,но не более одного раза.

9. Награждение Победители каждого этапа награждаются почетными грамотами и кубками

Дополнительную информацию можно получить по тел.:+7-905-083-59-30, +7984-081-88-64

Данное положение является официальным вызовом для участия в соревнованиях.

Источник

Когда всё пошло под откос — Camel Trophy 1999

На этот раз организаторы решили совершить самый большой поворот в истории марафона, который на тот момент объединил более 500 человек. Предоставленный фирмой Freelander казался способным преодолевать серьёзное бездорожье, что и было продемонстрировано на международном отборе в Швеции. Испытания проводились на смешанной местности: от грязи, снега и гравия до покрытого льдом озера Джупсьон, со льдом толщиной почти три фута (чуть меньше метра), у конкурентов было много возможностей посоревноваться.

Однако на пути следования было слишком мало настоящих внедорожных участков, и организаторы устраивали такие мероприятия как катание на лыжах, сноубордах и ориентирование. Конечно, определённые опасения по поводу технической стороны вопроса можно было понять, поскольку Freelander, в отличие от своих предшественников, был скорее кроссовером, поэтому на него попросту побоялись возложить преодоление серьёзных препятствий

После этого Land Rover решил прервать 18-летнее сотрудничество с марафоном, поскольку его устроители фактически отказались от внедорожного аспекта и сконцентрировали внимание на других задачах. Однако Land Rover решил создать преемника Camel Trophy — G4 Challenge в 2003 году, который проводится и по сей день

Ралли-рейды

Это уже более серьезная ступень соревновательного процесса в офф-роуде. Ралли рейды – это многодневки значительной протяжённости, в которых скорость прохождения маршрута имеет большое значение.

Различают короткие рейды, до 1200 километров, так называемые Баха, ралли-рейды на дистанцию до 6,5 тысяч километров и длительностью до 10 дней, и марафоны.

Самый грандиозный марафон состоялся в 1992 году по маршруту Париж-Москва-Пекин. Длина маршрута превысила 17 тысяч километров, и на его преодоление гонщики потратили целый месяц. Российский автопром может гордиться – второе место в абсолютном зачете заняла наша команда на «Ладе-Самаре», опередив и «Mitsubishi», и «Nissan», и «Volkswagen»!

Самым популярным ралли-рейдом считался пробег «Париж-Дакар», который правда, был отменен по требованиям безопасности.

Однако, спортсменам всегда есть, где проявить себя. К примеру, огромную популярность приобретает ралли «Шелковый путь».

На ралли-рейдах существует своя классификация групп мотоциклов и автомобилей, также учитывающих вид транспортного средства, степень его доработки и вес, вид потребляемого топлива.

Непременными участниками всегда являются автомобили класса Т-4 – полноприводные грузовики массой свыше 3,5 тонн. Они тоже бывают нескольких категорий – Т-4.1 – с минимальными улучшениями, и Т-4.2 – со значительными доработками, в пределах разрешенных организаторами соревнований лимитов.

И опять нельзя не порадоваться за своих соотечественников – команда из Набережных Челнов «КАМАЗ МАСТЕР» — многократный чемпион и призер первенств мира и самых популярных ралли-рейдов. Только «Париж-Дакар» покорялся им семь раз! А ведь соперники всегда неслабые – голландские «DAF», немецкие «Mercedes-Benz» и чешские «LIAZ».

На три класса делятся и мотоциклисты, также подразделяемые по «навороченности» байков – продакшн, супер-продакшн и квадроциклы.

Статьи про спорт принято завершать призывами – «занимайтесь этим видом, это очень полезно» и т.п. Про офф-роуд такого сказать не удается. Необходим, наверное, какой-то очень большой внутренний позыв, непонятная многим другим личная мотивация, чтобы, поставив на кон свое здоровье и немалые средства, испытать непередаваемое удовольствие от сумасшедшей езды по полному бездорожью.

Вникаем в процесс

Документы

Организаторами трофи-рейда по России могут выступать как юрлица, так и физлица. Главное – наличие лицензии от РАФ, по которой он несет ответственность за все соревнование в целом и за участников в частности. Им же в печатном виде сдается регламент, прописывающий условия и сроки проведения трофи-рейда, требования к экипажам.

Участником соревнования становится любой желающий, имеющий водительские права категории «Е» и представивший заявку на участие, в которой заполняются:

  • ФИО.
  • Гражданство.
  • Номер лицензии водителя.
  • Данные членов экипажа.
  • Контактные данные каждого.
  • Информация об автомобиле (марка и модель, группа подготовки).

При этом каждый участник обязан оплатить заявочный взнос, как минимум 50% от установленной регламентом суммы. Непосредственно перед соревнованием спортсменам зачитывается брифинг (инструктаж), явка каждого фиксируется документально. В случае отсутствия – штраф в размере 10% от стартового платежа.

Если регламентом предусмотрены дополнительные взносы: за автомобильный сервис, питание, транспортировку, гостиницу, снаряжение и проч., то это доводится до сведения участников заранее, до приема заявок.

Автомобили

Помимо машин, участвовать можно на ATV и мотоциклах. На каждое транспортное средство под полную ответственность участников наклеивается эмблема соревнований, идентификация категории и группы и стартовый номер.

В рейде может принимать участие как личный транспорт участников, так и спонсорский. Например, у человека есть желание и деньги, но нет подготовленной машины и гоночного опыта. Он может выступить спонсором другого спортсмена и принять участие в гонке в качестве штурмана или второго пилота.

Страховка

РАФом за вред здоровью и жизни участникам в любой период до старта, во время прохождения трассы или после финиша предусмотрено обязательное медицинское страхование. На ком лежит материальная ответственность: на самих участниках или организаторах – зависит от условий регламента. Чаще всего стоимость страхования включена в заявочный взнос.

Расходы

Оптимальное место для проведения трофи-рейдов – открытая местность с естественными препятствиями: болотами, холмами, песком, лесом, ручьями. Его лишь надо найти и арендовать у муниципалитета. Валка и вырубка деревьев, мытье машин в природных источниках строго запрещено и грозит лишением лицензии. Что касается вложений, то они пойдут на:

  • Спасательное оборудование.
  • Запчасти.
  • Видеотехнику.
  • Навигационные приборы.
  • Рекламу на машины.
  • Сувенирную продукцию с логотипом соревнования.
  • Организационные моменты: бейджики, браслеты, бумагу.
  • Призы и грамоты.

Проследите и за наличием на территории мероприятия туалетов и воды. Организуйте машину по вывозу мусора.

Персонал

Если административные функции и бухгалтерию можно взять на себя, то для решения остальных технических моментов организации трофи-рейда без дополнительных сотрудников не обойтись.

  • Медицинские работники – для оказания первой помощи.
  • Инструкторы для проведения теоретического инструктажа.
  • Технический персонал для ремонта транспортных средств и их оценки по требованиям КиТТ.
  • Стюарды для контроля по маршруту, слежения за спецучастками, судейства.

Другие ралли-рейды

В мае 2017 г. Казахстан впервые принял этап Кубка мира по ралли. Протяженность маршрута составила 2500 км, старт и финиш проходили близ города Актау. В “Rally Kazakhstan” участвовал 21 экипаж, из которых половина были местные. Победу одержал катарец Насер Аль-Аттия на Toyota Hilux.

Кэмел-ралли

Эта международная гонка проводилась в 1980-2000 гг. Маршрут ралли прокладывался по бездорожью и труднопроходимой территории. Основную часть пути команды-участники преодолевали на Land Rover. Впервые ралли Кэмел проведено в Бразилии, затем команды покорили Суматру, Заир, Папуа, Борнео, Мадагаскар, Австралию, Сибирь, Монголию, Самоа.

Париж-Дакар

Знаменитый трансконтинентальный ралли-марафон проводимый с 1978 года. До 2009 г. гонка финишировала либо стартовала в Дакаре но затем перенесена в Южную Америку.

В ралли участвуют профессионалы и любители. Победитель определяется в 5 классах: внедорожники, грузовики, мотоциклы, квадроциклы и вездеходы. За всю историю проведения “Дакара” было пять самых успешных гонщиков – это С. Петрансель (7 побед), А. Ватанен (4), Р. Метж (3), П. Лартиг (3), Ж.-Л. Шлессер (2).

Гамболл 3000

С 1999 года, ежегодное ралли среди богачей по дорогам общественного пользования, родом из Британии . В рамках гонки организаторы попытались объединить машины, музыку, моду и развлекательное шоу.

Лондон-Сидней / Мехико

Впервые автомарафон проведен в 1968 г., победу одержал экипаж из Британии на Hillman Hunter. В ралли приняла участие команда “Автоэкспорта”, на доработанных Москвичах. Все машины успешно пересекли финиш. В дальнейшем соревнование проходило еще 4 раза.

Париж-Пекин

Автомобильная гонка проведенная в 1907 г. Протяженность пути составила почти 15 тыс. км.

Ралли-рейд “Шелковый путь”

Автомарафон проводимый с 2009 года по территории России, Казахстана и Китая. В его рамках проходит ралли “Великая степь-Шелковый путь”

Экспедиция-Троффи

Самый протяженный в мире зимний автопробег проводящийся в России с 2005 г.

KCB Safari Rally

Сафари Ралли – международный ралли-марафон проводимый в Кении, с 1953 года. Считается наиболее сложным в мире, а победителя определяют количеством штрафного времени. Штраф начисляется при превышении лимита времени затраченного на прохождение спецучастка. Команды вынуждены конструировать особые, дорогостоящие модификации раллийных болидов. Так, машины хорошо показавшие себя на европейских этапах, редко справлялись с большими нагрузками связанными с особенностями африканского ландшафта и климата.

В 1957 году организацией занялась Великобритания, в результате чего этап получил международный статус. Однако победителями чаще всего становились африканские пилоты, которые лучше других приспособлены к сложным условиям. С 2003 года “Сафари Ралли” является этапом африканского национального чемпионата будучи исключенным из международного.

Трофи-рейды

Как правило, такой вид соревнований не требует от участников не ставит во главу угла скорость прохождения маршрута. Главным здесь выступает именно полное преодоление специальных и линейных участков в пределах установленного лимита времени. Экипажу (обычно в автомобилях это – два человека, пилот и штурман) выдается задание на каждый этап соревнования – дорожная легенда.

Сложность в том, что помимо вождения автомобиля в условиях полного бездорожья, командам приходится самостоятельно ориентироваться на местности по GPS-навигаторам или по приложенным к заданию топографическим картам.

Существуют и спецучастки – с повышенной сложностью, естественными или искусственными препятствиями, на которых первенство определяется по времени преодоления.

Конечно, для участия в подобных соревнованиях необходимо тщательно готовить свой автомобиль – роль технической поддержки важна, как никогда. Случается, что машины переделывают так основательно, что от исходной модели остаётся лишь иллюзия внешнего сходства. Впрочем, организаторы это предусмотрели, и поэтому делят участников на несколько категорий:

  • Группа «Рейд» — стандартные внедорожники заводской сборки;

Группа ТР-1 – машины, подвернутые незначительной доработке;

Группа ТР-2 – автомобили с усиленной подготовкой;

Группа ТР-3 – самостоятельно сконструированные внедорожники или подвергнутые доработке с практическим отсутствием ограничений.

Существует и несколько разновидностей групп для мотоциклов и квадрациклов.

Как правило, большинство трофи-рейдов офф-роуда имеют формат открытых соревнований, зарегистрироваться на участие в которых можно заранее у их организаторов.

Отечественные «Нивы» и «Уазики» — непременные участники всех трофи-рейдов, проводимых на территории России, и выглядят на них ничуть не хуже, чем раскрученные Судзуки, Ниссаны или Мерседесы.

Виды автогонок

После проведения первой гонки соревнования механических экипажей претерпели большие изменения. Заезды автомобилей имеют разный регламент проведения, длину трассы и названия.

Кольцевые автогонки

Один из самых популярных видов автоспорта – кольцевые гонки. Заезды проходят по замкнутой трассе с извилистыми и резкими поворотами. С трибун удобно наблюдать за всеми этапами соревнования. Экстремально высокие скорости и маневры пилотов привлекают много зрителей.

Обычно такие гонки проходят на твердом покрытии или грунтовых дорогах. В северных районах устраивают заезды по льду или заснеженной трассе. Самые популярные чемпионаты, такие как «Формула-1», NASCAR или Indy 500, относятся к кольцевым гонкам.

Гонки на выносливость

Такие соревнования длятся целые сутки. На трассах с асфальтовым покрытием предусмотрены пит-стопы для дозаправки машин, проверки технического состояния автомобилей и смены водителей. Поломки иногда устраняют очень долго. Примеры гонок – «24 часа Ле-Мана», «24 часа Спа» и другие.

Ралли

Во время ралли автомобили добираются до пункта назначения по дорогам общего пользования. Некоторые участки имеют сложную траекторию, резкие повороты и другие препятствия. В состав экипажа нередко включают штурмана, который следит за соответствием маршруту, информирует об опасности. Участники заездов должны соблюдать правила и установленный лимит времени.

Трофи

В трофи-рейдах участвуют внедорожники, грузовики, некоторые виды мототехники или легковых автомобилей. Экипажи выходят на старт по очереди. Маршрут проходит по труднодоступным участкам. Несколько человек в составе команды помогают преодолеть опасные места. Для этой цели также используют лопаты, тросы и другой инвентарь.

Автокросс

Автокроссы проходят на кольцевой дороге с грунтовым покрытием. На маршруте установлены трамплины, организованы крутые спуски и подъемы. Заезды получаются захватывающе интересными. Большая часть трассы хорошо видна зрителям. К соревнованиям допускаются легковые машины, грузовой транспорт и багги – автомобили, специально созданные для таких заездов.

Автослалом

Фигурное вождение, или автослалом, – это гонка по трассе с установленной разметкой в виде конусов. Участники выполняют крутые повороты, «змейки» и другие сложные маневры. Чтобы исключить аварии, на проезжей части во время выполнения заданий находится только один автомобиль.

Соревнования по автослалому

Для соревнований подходят обычные машины серийного выпуска.

Автотриал

Автотриал – это экстремальный вид спорта по прохождению дистанций повышенной сложности. На трассу выезжают тяжелые машины – внедорожники или грузовики. В команду входят водитель и штурман. Победителем считают экипаж, который допустил минимальное количество ошибок и добрался до финиша за самое короткое время.

Дрэг-рейсинг

В дрэг-рейсинге соревнования организуют на прямых участках дороги. Водители проходят трассу на максимальной скорости. В гонке участвуют любые типы автомобилей с разным объемом двигателя. В этом виде спорта у россиян популярны соревнования тракторов – «Бизон-Трек-Шоу». Дрэг-рейсинг в стране появился в конце прошлого столетия.

Дрифт

В дрифте условием для победы является не скорость прохождения трассы, а мастерство водителя и зрелищность. Учитывают технику прохождения поворотов с управляемым заносом. Такие гоночные шоу популярны в Японии, некоторых странах Европы и на американском континенте.

Гонки на выживание

Соревнования проходят на овальных стадионах. В гонках на выживание правила разрешают выталкивать с трассы других участников и допускают столкновение автомобилей на участках с ограждением. Препятствия на маршруте повышают зрелищность этапов. Заезды проводят и летом, и в холодное время года на заснеженном покрытии.

Картинг

В гонках участвуют карты. Автомобили представляют собой раму, на которой укреплен двигатель от мотоцикла и сиденье для водителя. Легкие и недорогие конструкции подходят для начинающих спортсменов. На трассе некоторые модели разгоняются до 200 км/ч.

История автоспорта наглядно демонстрирует все этапы развития технологий. Первые механические экипажи постепенно превратились в сверхскоростные модели машин с мощными двигателями. Изменились и гонки. Сегодня это зрелищные соревнования со сложными правилами и внушительным бюджетом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий