Судомодельный спорт. Модели и соревнования. Особенности

Это не спорт, а искусство

Ещё один талантливый кузбассовец, многократный призёр и чемпион России, Европы и мира 19-летний Алексей Чибранов, ныне студент, который на базе университета в Новосибирске  соревнуется в судомоделизме и представляет Кемеровскую область. За восемь лет парень соорудил три модели, однако он тоже не разделяет мнения, что судомоделизм сейчас знают многие: «Никогда не наблюдал ажиотажа вокруг судомоделизма, как, например, вокруг футбола или бокса. Думаю, этому есть множество причин.

Алексей занимается судомоделизмом восемь лет. Фото: Из личного архива/ Алексей Чибранов

Во-первых, когда родитель решит дать своему ребёнку дополнительное образование, то он даже не включит в список возможных занятий судомоделизм – спорт не разрекламирован, центров мало, да и что ребёнку даст умение строить кораблики?

Пусть лучше драться научится, за себя постоять сможет. Во-вторых, заниматься судомоделизмом якобы не круто. Когда твои одноклассники хвастаются, какие они самбисты и показывают друг на друге свои навыки, как-то не охота даже вспоминать, что ты из другого русла.

Самодельные суда принесли Алексею титул чемпиона. Фото: Из личного архива/ Алексей Чибранов

В-третьих, судомоделизм не для каждого. Когда я занимался судомоделизмом, то отрываясь от работы, все время замечал новые лица, а старых почти не было. Ребята после нескольких занятий понимали, что им скучно и неинтересно.

Поиграем в корабли?

Судомодельный спорт – проектирование, постройка и запуск моделей различных судов и кораблей: стендовых, самоходных, парусных, радиоуправляемых и скоростных, которые впоследствии «участвуют» в соревнованиях. Модель можно «скопировать» с прототипа определённого корабля или полностью сконструировать самому.

Корпуса кораблей могут собираться на основе специальных наборов стоимостью от 2 до 10 тыс. рублей, включающих детали какого-то конкретного судна или яхты (многое приходится дорабатывать самому). Определённые классы судов делаются с нуля из пластика, металла, полиэфирной смолы, стеклоткани, реже используется дерево. Соревноваться спортсмены могут тоже по нескольким направлениям.

В судомоделизме важна каждая мелочь, каждая деталь. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Во-первых, они могут «похвалиться» соответствием модели реальному кораблю (это соответствие называется стенд), и тут важно всё, буквально каждая деталь. Чем больше деталей, тем выше оценивается стенд

Во-вторых, свои суда спортсмены могут «испытывать» на скорость и устойчивость на курсе. При этом чем прямее плывёт модель, тем больше баллов получает её создатель. Для этого нужно, чтобы корабль был правильно настроен.

В-третьих, участники могут отправить свои суда выполнять фигуры за время. Многократно уменьшенный в размерах корабль должен пройти дистанцию в виде треугольника в соответствии с правилами, при этом не наваливаясь на буи и не проходя мимо «ворот» (двух буёв). Участникам даётся 100 баллов. Если модель, к примеру, где-то врезалась в препятствие, строгие судьи отнимают несколько очков. В итоге побеждает тот, кто сохранит наибольшее количество баллов.

Судна участвуют в настоящих соревнованиях! Фото: АиФ/ Анна Городкова

Судомоделисты могут принять участие в интереснейших командных состязаниях. Здесь фантазия организаторов может вволю разгуляться. Один из сценариев такой: к нефтяной вышке, стоящей на акватории, подходит работать нефтеналивное судно.

По сценарию «Учения МЧС» в это время рядом «подкрадывается» диверсионное судно с террористами на борту. Он минирует вышку и отплывает. Однако его засекает патрульный катер, начинает преследовать и стрелять ракетами.

Пульт управления судами. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Злодеи взрываются, но успевают и взорвать вышку. Вышка загорается, в воду падают цистерны с нефтью, моментально образовывая вредное масляное пятно. Что-то нужно делать!

В это время команда судомоделистов начинает управлять двумя судами, которые должны потушить пожар, поставить боны вокруг пятна и подобрать бочки. Сделать это нужно не только вовремя, но и так, как это написано в программе спасения

Выходит, важно иметь не только «золотые» руки, но и живой ум и теоретические знания

Копии можно изготовлять как по прототипам, так и на основе собственной фантазии. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Классификация NAVIGA

Секция М — скоростные модели

Скоростные радиоуправляемые модели:

  • F1V-3,5 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.
  • F1V-7,5 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 7,5 см³.
  • F1V-15 см³ — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 15 см³.
  • F1E — радиоуправляемая модель, оснащённая электродвигателем произвольной конструкции для прохождения “скоростной фигуры”. Вес модели не ограничен. Напряжение АКБ не более 42,3V. Максимальный вес АКБ типа Lipo не должен превышать 1400 грамм. АКБ других типов не имеют ограничений по весу.
  • F3V — радиоуправляемая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания для прохождения фигурного курса.
  • F3E — радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем для прохождения фигурного курса.

Скоростные модели ECO для групповых гонок:

  • ECO Expert — гоночная радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • ECO Standard — гоночная радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 10 мин.
  • ECO Team — команда максимум из трех гоночных радиоуправляемых моделей с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 18 мин.
  • FSR-E — гоночная радиоуправляемая модель свободной конструкции с гребным винтом и электродвигателем. Максимальное количество аккумуляторов − 21 или 840 г литий-полимеров (без замены) или 3 комплекта A123 по 6 банок (замена возможна), время гонки 15 мин.

Скоростные модели-полукопии для групповых гонок:

  • MONO 1 — гоночная радиоуправляемая модель с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • MONO 2 — гоночная радиоуправляемая модель с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 12, время гонки 6 мин.
  • HYDRO 1 — гоночная радиоуправляемая модель гидроплана с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 7, время гонки 6 мин.
  • HYDRO 2 — гоночная радиоуправляемая модель гидроплана с полупогруженным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Максимальное количество аккумуляторов − 12, время гонки 6 мин.

Секция FSR

  • FSR-H — гоночные модели гидропланов с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полупогруженным винтом.
  • FSR-V — гоночные модели катера с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полностью погружённым винтом.
  • FSR-0 — гоночные модели катера с двигателями внутреннего сгорания объемом 3,5 см³, 7,5 см³, 15 см³, 27 см³, 35 см³ и полупогруженным винтом.

Секция S — модели яхт

  • F5Е — радиоуправляемые модели яхт длиной до 1000 мм.
  • F5М — радиоуправляемые модели яхт длиной до 1270 мм.
  • F5-10 — радиоуправляемые модели яхт, длина модели и площадь паруса связаны соотношением аналогично классу гоночных яхт «TEN RATERS».
  • MicroMagic (MM) — радиоуправляемые модели яхт длиной до 535 мм.

Секция A/B — скоростные кордовые модели

  • A1 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см³.
  • A2 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 7,5 см³.
  • A3 — скоростная кордовая модель с гребным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 10 см³.
  • B1 — скоростная кордовая модель с воздушным винтом и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 2,5 см³

Секция NS-радиоуправляемые модели-копии собственной постройки

Секция C — стендовые модели

  • C1 — стендовые модели парусных кораблей.
  • C2 — стендовые модели военных и гражданских судов.
  • C3 — фрагменты кораблей и диорамы.
  • C4 — микромодели.
  • C5 — стендовые модели кораблей в бутылках.
  • C6 — стендовые модели кораблей из промышленных пластиковых наборов.
  • C7 — стендовые модели кораблей из бумаги.
  • С8 — стендовые модели из промышленных деревянных наборов (Woodenkit)

Почему в России военный судомоделизм – не в чести

Если пройтись по любому западному игрушечному магазину, то легко обнаружить большое количество моделей как современной, так и исторической военной техники: корабли, самолёты и танки любых эпох, но неизменно – западной принадлежности, прочно заполонили полки отделов. А ведь есть ещё и сопутствующая индустрия – яркие краски, лаки и грунтовки для обработки сложных конструкций, инструкции, книги с красочными иллюстрациями и объяснениями, технические спецификации для воплощения изделия от этапа заготовки до полностью готовой к экспозиции модели.

Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
Такое точное воспроизведение позволяет навсегда сохранить для истории славные страницы флотской летописи.

При этом речь идёт исключительно о типовых артефактах, так сказать, гражданского предназначения, то есть адресованных детям школьного возраста и многочисленным любителям. Есть ещё и многочисленные профессиональные мастерские при музеях боевой славы для создания действительно уникальных изделий.

Когда-то я заказал в Великобритании цеху исторических кораблей при музее флота Её Величества судостроительную модель флагманского корабля адмирала Нельсона при Трафальгаре – «Виктори». Уже долгие годы макет длиной более метра украшает мой рабочий кабинет. Не устаю удивляться филигранной точности воспроизведения мельчайших деталей. Между тем, это творение английских мастеров ни в какое сравнение не идёт с судостроительной моделью эсминца «Сознательный», обладающей моторизацией и всеми мореходными качествами, чемпиона мира Николая Румянцева.

Такое точное воспроизведение позволяет навсегда сохранить для истории славные страницы флотской летописи. Если угодно, модели – это ещё и осязаемая память, воспитывающая патриотизм молодой смены. При помощи уменьшенных копий мы всегда будем иметь возможность зримо представить себе наше великое прошлое. По тем же соображениям американцы поставили в своих портах на вечную стоянку некоторые единицы боевого флота эпохи Второй мировой. Слава богу, нечто подобное делаем и мы,  в частности, в Санкт-Петербурге.

Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
Чемпионат мира 2014 года в Болгарии.

Но Северная столица не всегда легко достижима даже для москвичей среднего достатка, а модели кораблей могут украсить собой музей любого регионального центра – от Архангельска и Калининграда до Владивостока и Корсакова. Похоже, что в эпоху девяностых прошлого века иностранные идеологи потратили немало сил, чтобы стереть саму память о славном боевом прошлом России. Одной из жертв этой тайной войны стал и Николай Румянцев, так и не получивший признания, достойного его уровня мастерства.

Военный судомоделизм – неотъемлемая часть воспитания новых поколений инженеров, моряков и историков, да и просто патриотов своей страны. А для людей, весьма далёких от армии и флота, всё-таки интересно увидеть, насколько ювелирно точны, эстетичны и совершенны модели, сошедшие со стапелей домашней мастерской Николая Румянцева.

Судомодельный спорт: не просто держаться на плаву, а идти на всех парусах

Наряду с авиамоделированием, судомодельный спорт был и остается традиционным видом технического конструирования, который пользуется большой популярностью среди дошкольников и школьников всей страны. Отечественный флот практически всегда был флагманом и гордостью национальных вооруженных сил, торговые и пассажирские суда издревле путешествовали по многочисленным водоемам России — история нашей родины неразрывно связана с историей флота.

Городские творческие лаборатории, кружки, студии открывают двери для школьников, неравнодушных к истории русского флота, плаванию, кораблестроению, географии, черчению. Они узнают многое о рождении и развитии судостроения в России, научатся работать с различными материалами, использующимися для создания макетов и моделей судов. Несомненно, ребята также повысят свою техническую грамотность, внимательность, терпение, аккуратность.

Судомодельный спорт — дело, в котором можно неограниченно довериться своей фантазии. Конечно, вкупе с точным расчетом и учетом свойств материалов, верными чертежами. Всему этому научат ребят опытные педагоги и руководители, увлеченные собственным делом и влюбленные в технику.

Что понадобится для создания модели корабля

В судомодельных кружках ценится не простое умение собрать модель судна из готовой конструкции для сборки, а самостоятельное создание корабля. Для этого следует запастись фанерой (также подойдет пробковое дерево), тонкими полосками дерева, столярным клеем и бумагой. Еще потребуется простой карандаш. Такой выбор продиктован практикой: так, например, пробковое дерево — материал, с которым легко работать даже начинающим, а свойства столярного клея ценятся выше, чем горячего или «суперклея».

Инструменты для создания модели корабля своими руками

Каждый юный конструктор, независимо от того, занимается он судомодельным спортом в кружках или осваивает это направление самостоятельно, мечтает создать полноценную модель корабля. Да так, чтобы его можно было привести в действие. Довольно часто модели кораблей собирают из деревянных элементов. Резать дерево — дело сравнительно нелегкое, и в нем не обойтись без специальных инструментов. В их ряду — нож, молоток, зубило, брусок. В некоторых случаях может потребоваться самая настоящая пила и дрель. Внешние составляющие — это длинный деревянный шпиль, тонкая ткань и веревка. Отдельные элементы можно будет соединить при помощи суперклея. Конечно, каждая модель имеет индивидуальные параметры, соответственно, набор инструментов может варьироваться.

Что такое ходкость модели и от чего она зависит?

На языке судомоделистов ходкость — это способность той или иной модели достичь наивысшей скорости, что, бесспорно, помогает на соревнованиях. На ходкость влияет многое: в частности, мощность двигателя, форма кормы, отделка подводной части корпуса

На занятиях большое внимание уделяется особой отделке корпуса судна, чтобы уменьшалось сопротивление и, соответственно, возрастала скорость модели

Для чего предназначены шпангоуты?

Шпангоуты — необходимые элементы любого корабля или модели судна. Дословный перевод с голландского означает «деревянное ребро», и это действительно так. На техническом языке шпангоутом называют поперечный элемент силового набора корабельного корпуса. Эти детали нужны для того чтобы конструкция получила необходимую жесткость и были скреплены продольные элементы силового набора корпуса.

Зачем и вообще кому нужен судомоделизм?

Искусство создания натурных трёхмерных судостроительных моделей восходит к глубокой древности. В те времена люди не умели воспитывать типовых специалистов – образование не было стандартизировано. Школы и высшие учебные заведения в нашем понимании отсутствовали. Но, как в античные времена, так и в Средневековье, мир двигали вперёд гении, подобные Леонардо да Винчи. Именно они создавали уменьшенные копии своих будущих грандиозных творений.

Николай Румянцев/zvezdaweekly.ru
Совсем неважно, что корабль всего 1 метр 71 сантиметр длиной, – вся документация для него делается в точности также, как и для большого. И даже в наши времена голограмм и печати на 3D-принтерах необходимо, чтобы кто-то построил ту самую первую модель-прототип, с которой, как с лекала, будут снимать копии и делать объекты в реальную величину.Кроме того, каждая модель состоит из многих разнородных материалов – стали, древесины, пластика, латуни, меди и т.д

Оценка возможностей конструкции предполагает необходимость воплощения материального образа

И даже в наши времена голограмм и печати на 3D-принтерах необходимо, чтобы кто-то построил ту самую первую модель-прототип, с которой, как с лекала, будут снимать копии и делать объекты в реальную величину.Кроме того, каждая модель состоит из многих разнородных материалов – стали, древесины, пластика, латуни, меди и т.д. Оценка возможностей конструкции предполагает необходимость воплощения материального образа.

В этом искусстве Николай Румянцев не знает себе равных – он давно опередил своих конкурентов. К примеру, если по внешней стенке каюты корабля проходит трубопровод, то в макете Николая будут соблюдены все технические характеристики – от материала, из которого сделана магистраль, до специфического вида пайки, не говоря уже о сечении труб.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий