Сплавы на байдарках. Виды и снаряжение. Подготовка и особенности

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

История водного туризма в России

В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.

Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.

Эпоха катамаранов

Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.

Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.

Современный водный туризм

После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.

Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.

Мокрый комплект

Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.

Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:

  • спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
  • под кофту – тонкую футболку или гольф;
  • поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.

В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.

Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.

Снаряжение

Важной составляющей сплава является снаряжения. Обязательными элементами снаряжения для всех участников являются защитный шлем на голову и спасательный жилет (их выдаёт компания, которая занимается организацией сплавов)

Кроме этого, в экипировку должна входить обувь с жёсткой подошвой (подходят кроксы, что фиксируются на пятке, но не шлёпки, которые слетают с ноги). Весной или осенью (в зависимости от погодных условий) вам также понадобится гидрокостюм и гидроноски (по желанию можно взять на прокат в местах организации сплава). Это одежда, которая защитит вас от переохлаждения, так как она водопроницаема. Однако в любом случае позаботьтесь о дополнительном сухом комплекте одежды, нижнего белья и обуви, которые понадобятся вам после сплава.

Полная экипировка рафтера в прохладный сезон

Также возьмите с собой водонепроницаемые пакеты с ЗИПом, чтобы положить туда ценные вещи и телефоны. Перед началом сплава вы обязательно пройдёте инструктаж по технике безопасности. Главное — не паниковать ни при каких обстоятельствах. Инструкторы всегда подбирают маршруты, которые соответствуют опыту и подготовке участников рафтинга. Но это не исключает внимательность, ответственность и трезвую оценку ситуации с вашей стороны.

Что учитывать при выборе туристической байдарки

Размеры. Габаритные параметры лодки – длина корпуса, его ширина и высота борта – определяют скорость, управляемость и безопасность маломерного судна. Узкая и длинная байдарка быстра и подвижна, широкая и длинная – более безопасна для экипажа, однако менее маневренна.

Остойчивость. Речной поток будет постоянно кренить байдарку, способствуя ее перевороту. Чтобы этого не случилось, лодка должна быть остойчивой, т.е. сохранять ровное положение. Стабилизация остойчивости достигается прямоугольной формой байдарки и правильностью ее загрузки – по центральной оси судна, на дне кокпита

Важно также, чтобы гребцы не смещались к одному борту единовременно

Ходкость. Развитие дистанционного ускорения лодки на воде прямо связано с конструкцией корпуса и навыками гребцов. Наилучшие ходовые качества принадлежат самой длинной байдарке с гладким дном и острым носом (наличие штевня). Мощность «двигателя» – экипажа – зависит от их физических возможностей и владения техникой гребка.

Управляемость. Показателями управляемости маломерного судна являются поворотливость и устойчивое сохранение курса. Поскольку это противоположные качества, добиться идеального их совпадения в одной модели байдарки затруднительно. Длинную и наиболее узкую лодку с четкими штевнями характеризует курсовая устойчивость. А вот короткое судно, имеющее округлую корму и нос, показывает высокую поворотливость, но – плохое удержание курса.   

Непотопляемость. Здесь понимаются возможности байдарки сохранять плавучесть и судоходные способности при возникновении пробоины, чрезмерном заполнении кокпита водой или оверкиля (переворота). Если подтопленная каркасная лодка уходит на дно, то каркасно-надувная и надувная сохранит плавучесть, позволяя вывести ее к берегу, либо на мель. При оверкиле «надувнушку» и ее каркасный гибрид можно перевернуть обратно и взобраться на борт (требуется опыт).

Вес. Разобранную байдарку требуется доставить к водоему, а после сплава и просушки лодки – нести обратно к транспорту. И чем тяжелее лодка, тем труднее ее доставка. Из разборных моделей достаточно массивны каркасные байдарки (самые тяжелые – пластиковые каяки). Каркасно-надувные легче, порядка 25 кг. Наиболее легкими будут надувные каяки – менее 20 кг.

Время сборки. Первоначальная подготовка байдарки к плаванию – ее сборка. Каркасные лодки собираются более 40 минут, каркасно-надувные – около 25 минут. Быстрее и проще собрать «надувнушку», потребуется 15 минут (развернуть и надуть).

Вместимость. Суточные температурные перепады и изменчивая погода требуют дополнительной экипировки туристов-водников, особенно на многодневном сплаве. Тогда следует учитывать возможности байдарки не только по грузоподъемности и объему кокпита, но и по допустимости размещения груза на бортах в гермомешках.  

Снаряжение и экипировка

В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:

  • Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
  • Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах.
  • Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
  • Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта.
  • Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
  • Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
  • Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
  • Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
  • Водонепроницаемый рюкзак и спальник.

Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.

Что такое рафтинг

Рафтингом называют сплав по горным и равнинным рекам на специальных широких надувных лодках — рафтах. Дословный перевод с английского слова «рафт» означает плот.
Рафт имеет хорошую устойчивость на воде и вмещает в себя группы от 6 до 8 человек. Рафт не единственный «водный транспорт», однако — самый безопасный. Рафты состоят из различных надувных камер, чтобы при повреждении одной в других ещё оставался воздух и лодка держалась на плаву. Благодаря вездеходности и надёжности рафта, сплав по реке перестал быть привилегией профессионалов, а превратился в увлекательное приключение для людей с разной физической подготовкой и опытом.

Сплавы на плотах-рафтах — наиболее безопасный способ преодоления водных препятствий

Довольно часто, в интернете под термином «рафтинг» имеется в виду не только сплав на специальных надувных лодках, по горным рекам, но и на других плавательных средствах

Вот здесь важно разобраться, какое из них выбрать, чтобы путешествие оправдало ваши ожидания, ведь каждое имеет свои нюансы и ведёт себя по-разному во время сплава

Каяк — вытянутая пластиковая лодка с узким носом и кормой. Небольшие габариты каяка позволяют легко проходить экстремальные траектории порогов, а также каяки незаменимы при низком уровне воды в реках. Однако, в отличие от рафта, в каяке нет инструктора, и он может легко перекинуться, поэтому этот тип водного туризма подойдёт скорее для опытных гребцов.

Каяк — идеальный вариант для опытных «рафтеров» и любителей экстрима

Байдарка очень похожа на каяк, но проще и легче в транспортировке, так как её можно разобрать или сдуть и она не будет занимать много места. Байдарки бывают разных размеров, чаще всего в сплавах используют 2-х и 3-х местные надувные лодки. Байдарка прекрасно подойдёт для многодневного туристического похода по небольшим рекам, где важна высокая манёвренность через препятствия: мель, поваленные деревья и т.д. Однако байдарку очень легко опрокинуть. Сплав на байдарке требует определённых навыков и умений.

Байдарка — простая и легкая в транспортировке

Каноэ — ещё один вытянутый узкий вид водного транспорта. Сплав на каноэ — это, в первую очередь, другой способ посадки, где гребец сидит на коленях, а не опирается на спину, как в байдарке или каяке. Поэтому для длительных путешествий это не самый удобный вариант. А ещё здесь нет отсека для багажа, как в байдарке или каяке, и защиты тела от брызг. Открытая конструкция каноэ предназначена для тёплой погоды. Зато на каноэ можно быстро пронестись по водной глади, словно стрела, при отсутствии волн и наличии определённых навыков и умений.

Каноэ — разновидность небольших лодок с особенным способом посадки

Катамаран — судно с двумя соединенными в надводной части параллельными корпусами, чрезвычайно устойчивое плавсредство, уникальность которого в том, что оно подойдёт как для семейных прогулок, так и для спортивных мероприятий. В отличие от рафта, катамаран более мягко скользит по воде, за счет меньшего лобового сопротивления, однако хуже вращается вокруг своей оси. Катамараны, в основном, используются для сплавов по широким неспешным рекам, где не требуется высокая маневренность.

Катамаран — идеальный вариант как для семейного отдыха, так и для спортивных мероприятий

Если сравнивать прохождения горной реки на каяке, катамаране или байдарке, которые требуют от участников достаточно высокого уровня подготовки, то собственно рафтинг можно считать достаточно простым и безопасным способом покорения водной стихии.

Рафтинг туры дарят путешественникам незабываемые эмоции и впечатления. Ежегодно увеличивается число поклонников рафтинга. Ведь это — сочетание невероятных пейзажей, свежего воздуха и ощущение азарта. Кроме того, это еще и оздоровительный туризм, поскольку во время сплава по рекам работают практически все мышцы, а ещё и улучшается координация и чувство равновесия. И самое главное, в рафтинге может принять участие любой желающий, будь то опытный турист, или непрофессионал-новичок. В сплаве могут участвовать также и дети. Дошкольники, конечно, будут просто сидеть в середине лодки и созерцать прекрасные пейзажи и слаженную работу команды. А дети старше 10 лет могут быть полноценными участниками команды. Главное желание и уверенность в себе!

В сплавах могут принимать участие даже дети дошкольного возраста.

Примеры подбора туристической байдарки

Планируя поход по реке, вам необходимо точно определить его продолжительность,  дистанцию и особенности речного русла, число участников и объем/вес необходимого снаряжения. Лишь зная это, получится правильно подобрать байдарку.

К примеру, имеем исходно-«походные» данные: двое взрослых туристов, сплав по Белой, месяц июнь, трехсуточный маршрут Старосубхангулово-Кутаново.

Учитывая погодную нестабильность июня, потребуется объемная экипировка (куртки, спальники, палатки и т.д.) на троих. Нужно проанализировать погодный прогноз на три «водных» дня, чтобы оценить потребность в «юбке», защищающей кокпит от дождя. Впрочем, взамен готового решения с байдарочной «юбкой», можно будет временно закрыться, к примеру, пвх-пленкой или непромокаемым тентовым полотном.

По вводным данным оптимальной моделью байдарки будет «Ермак-540» или «Хатанга-3». А наиболее удобной – Time Trial Ватерфлай 3 с надувными сидушками и просторным кокпитом.

Если же выбирается продолжительный маршрут по Белой, скажем, 155 километровый Кага-Кутаново – на двоих потребуется уже другая модель байдарки, более вместительная. В этом случае Хатанга-3 будет неудобна, так как из-за надувного дна имеет посредственную вместительность. Предпочтительнее будут модели либо «Хатанга-3 Travel», либо «Ермак-540»

Обратите внимание: на двоих при продолжительном туристическом сплаве рекомендуется именно трехместная лодка, т.к. в нее поместиться больше снаряжения

Что касается рекреационного туристического похода по реке для компании более трех человек, выбор судна зависит также от выделенного времени на сплав. Байдарка разовьет наибольшую скорость (к примеру, «Хатанга-3» или «Щука-3»), но ограничит в запасе снаряжения. А четырехместные рафт или катамаран позволят взять больше груза, однако их максимальная скорость вдвое ниже лодок байдарочного типа (зато они более маневренны, особенно рафты).

Если же ваш сплав планируется по достаточно глубоким рекам, озерам или водохранилищам где нет большой вероятности пропороть днище байдарок о камни на мелководье и требуется много грести по плесам или местам без течения, то обратите свой выбор на более быстроходные суда: каркасные и каркасно-надувные байдарки.

Впрочем, для неспешного туристического путешествия скорость – не главное. Можно даже просто идти по речному течению, слегка поправляя курс веслами.

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Снаряжение и экипировка

В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:

  • Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
  • Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах. 
  • Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
  • Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта. 
  • Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
  • Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
  • Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
  • Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
  • Водонепроницаемый рюкзак и спальник.

Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.

Правила безопасности на воде

Поскольку сплав на лодочках по узким порожистым речкам — занятие не из простых, нужно придерживаться определенных правил поведения. Они несложные и при правильном выполнении помогут вам сохранить здоровье и получить удовольствие от похода:

во время нахождения у реки или ведения лодки по воде необходимо быть в спасательном жилете, даже если вы хорошо плаваете;

не оставляйте без присмотра снаряжение и транспорт — особенно, когда вещи находятся на воде. Течение может унести лодку, и вы останетесь ни с чем;

обязательно сообщите другим участникам похода о своем плохом самочувствии или возможной опасности;

перед отправкой обязательно проверяйте исправность лодки и снаряжения, которое необходимо в дороге.

Кроме того, во время стоянок и при движении старайтесь всегда находиться в поле зрения товарищей или иметь какую-либо постоянную связь вроде раций.

Как видите, путешествие по реке должно быть заранее и тщательно спланировано во избежание несчастных случаев. Тем не менее, при соблюдении техники безопасности это экстремальное приключение легко превращается в незабываемый отдых, полный впечатлений.

Подробнее про одиночный сплав на байдарках вы сможете узнать из видео:

5 причин отправиться на сплав на байдарке

Доступная цена отдыха

В среднем цены на такой вид отдыха достаточно небольшие. На реках Центральной России и Подмосковья летом 2022 вы можете поучаствовать в сплаве на байдарке, потратив от 8500 до 15 тысяч рублей, плюс стоимость билета на скоростной поезд до места начала сплава. Цена зависит от удаленности реки и сложности сплава. Если вам хочется более острых ощущений, то всегда можно выбрать комбинированные туры, включающие, помимо сплава, пешие походы и поездки на велосипедах.

Не нужно далеко ехать

Обычно на байдарках сплавляются по рекам Владимирской, Орловской и Тверской областей. Добраться в эти районы не составляет труда. Просто берем билет на скоростной поезд до нужного пункта, 2–3 часа в пути – и мы на месте. Большинство сплавов проходит по рекам, удаленным на 200–300 км от Москвы.

Нет ограничений по возрасту

Хотите поехать с детьми или с бабушками-дедушками? Нет проблем: в основном все реки для сплавов на байдарках спокойные и без порогов. Управлять лодками несложно, так что многим по силам этот вид туризма.

Можно поехать в любое удобное время

90% сплавов проходят в формате тура выходного дня. Однако без проблем можно организовать отдых на неделю, если у вас отпуск. Так даже лучше, если вы хотите побыть наедине с природой: в будни на реках почти нет туристов. Такой отпуск будет стоить совсем недорого, а по полученным впечатлениям перекроет многие заезженные направления и позволит выделиться среди друзей и коллег.

Насыщенная программа

Сплав на байдарках – это не просто прогулка по воде, но и целое путешествие с возможностью организовать игры, командообразующие квесты на свежем воздухе. Также можно порыбачить, искупаться, отдохнуть на песчаных пляжах и даже организовать походную баню.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий