Шахматы. Виды и особенности. Выбрать и виды правил. Применение

Пешка

Та фигура из-за которой и начался весь спор в прошлой статье. Да – пешка фигура, хотя иногда она не применяется в этом значении и ей в некоторых случаях не считается. На самом деле если рассматривать современный мир, то кто-нибудь особо-обижающийся может воскликнуть “Как! Называть пешку НЕ фигурой НЕ толлерантно! Это дискриминация!”. И правда. Пешка является полноценной шахматной фигурой, со своими правилами и особенностями. Она самая маленькая и дешевая по меркам шахмат. Но если пешек нет, то партию можно и проиграть.

Опять же, если посмотреть на шахматы исторически, то первоначальное построение пешек образует фалангу – строй применяемый в бою. А в фаланге стояли не самые знатные воины. Туда могли поставить и крестьян (что в некоторых языках и нашло свое отражение в шахматах – в норвежском например пешка это bonde – фермер/крестьянин). Поэтому основные переводы пешек это пехотинец или крестьянин.

Правда и здесь не обошлось без веселых названий. Не знаю насколько это правда, но тем не менее в тексте встретились следующие слова (привожу текст целиком) – “дальше всех пошли обитатели Фарерских островов, решившие, что в авангарде шахматной армии непременно должны находиться маленькие женщины.”. А что? Нормально! И попробуйте теперь сказать что женщина это не фигура.

9 Ничья

9.1. (а) Игрок, желающий предложить ничью, должен сделать это после того, как ход сделан на доске, но перед переключением часов. Предложение в любой другой момент игры остается действительным, но нарушает п. 12.5. С таким предложением не могут быть связаны никакие условия. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остается в силе, пока партнер не примет его или не отклонит устно, отклонит его, коснувшись фигуры с намерением сделать ход или взятие, или партия завершится некоторым другим путем.

(b) Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на их бланках

(с) Заявление о ничьей в соответствии с пп. 9.2, 9.3 или 10.2 должны рассматриваться как предложение ничьей.

9.2. Партия признается закончившейся вничью по заявлению игрока, за которым очередь хода, если одна и та же позиция не меньше трех раз (не обязательно повторением ходов). Позиции считаются одинаковыми, если за тем же самым игроком очередь хода, а фигуры того же самого типа и цвета занимают те же поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков те же самые. Позиции не считаются одинаковыми, если в новой позиции пешка потеряла возможность взятия на проходе или если право на рокировку в данный момент или в будущем утрачено.

9.3. Партия признается закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если

(a) он записывает ход на бланке и заявляет о своем намерении сделать этот ход, который приводит к тому, что последние 50 ходов сделаны без перемещения пешек и взятия фигур;

(b) последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без перемещения пешек и без взятия любой фигуры.

9.4. Если игрок делает ход без заявления о ничьей, он на этом ходу теряет право требовать ничью, согласно пп. 9.2 и 9.3.

9.5. Если игрок заявляет о ничьей согласно пп. 9.2 или 9.3, он сразу же должен остановить часы. Он не может забрать свое заявление назад.

(а) если такое заявление окажется правильным, партия сразу заканчивается вничью;

(b) если оно окажется неправильным, арбитр должен вычесть половину оставшегося у заявителя времени, но не больше трех минут, и добавить три минуты к оставшемуся времени партнеру, пока заявитель имеет более двух минут на его часах;

(c) если игрок имеет больше одной минуты, но меньше двух, его остающееся время должно быть – одна минута;

(d) если заявитель имеет меньше одной минуты, арбитр должен добавить только три минуты на часах партнера. Затем партия должна быть продолжена и должен быть сделан объявленный ход.

9.6. Партия заканчивается вничью, когда достигается позиция, в которой мат никак не может быть поставлен любой серией возможных ходов, даже при самой неквалифицированной игре. Это немедленно заканчивает партию.

Шахматные фигуры

Пешка ♙ – ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ – ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ – ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ – ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ – ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ – ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка – 8 шт.;
  • ладья – 2 шт.;
  • конь – 2 шт.;
  • слон – 2 шт.;
  • ферзь – 1 шт.;
  • король – 1 шт.

Шахматы в противостоянии человека и компьютера

Игра получила признание как самая интеллектуальная, где «ловкость рук» не имеет абсолютно никакого значения. По этой причине с 70-х годов ХХ века проводились партии между человеком и компьютером как показательные состязания между интеллектом биологическим и искусственным.

Первым сразился с умной машиной Дэвид Леви и — выиграл. Это случилось в 1978 году. В 1989 году он был побеждён — «разумнее» оказалась программа Deep Thought.
Но и она уступила российскому (тогда — советскому) шахматисту Гарри Каспарову, сумевшему в 1991 году дважды обыграть Deep Thought. Но в 1996 году и Каспаров сдался, проиграв компьютеру Deep Blue. После эпохального матча компания IBM, которой принадлежал компьютер, разобрала его.

Такие состязания проводятся довольно часто. И компьютеры побеждают всё чаще и чаще.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры; ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе; большие возможности ладьи на половине соперника; разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Т

Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы.
В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют.
Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.

Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей.
К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).

Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).

Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной
игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).

Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом.
Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными.
Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой
после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков).
Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию
с каждым участником другой команды.

Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице
результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход – этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью – если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE.

13 Роль арбитра (судьи)

13.1. Арбитр должен обеспечить, чтобы Правила Шахмат строго соблюдались.

13.2. Арбитр должен способствовать наилучшему проведению соревнования: обеспечивать хорошие игровые условия, следить, чтобы игрокам не мешали, и контролировать ход соревнования.

13.3. Арбитр должен наблюдать за партиями, особенно когда игроки испытывают недостаток времени, обеспечивать соблюдение решений, которые он принимает, и при необходимости налагать на игроков предусмотренные наказания.

13.4. Наказания, налагаемые арбитром, включают:

  • предупреждение;
  • увеличение оставшегося времени партнеру;
  • уменьшение оставшегося времени игроку, который нарушил Правила;
  • объявление партии проигранной;
  • уменьшить количество очков нарушающей стороне;
  • увеличение набранных очков партнеру до максимума, предусмотренного для этой партии;
  • исключение из соревнования.

13.5. Арбитр может добавить время на обдумывание как одному, так и обоим игрокам в случае какого-то внешнего нарушения процесса игры.

13.6. Арбитр не должен вмешиваться в игру, за исключением случаев, указанных в Правилах шахмат. Он не должен указывать количество сделанных ходов, кроме применения п. 8.5, когда, по крайней мере, один игрок просрочит свое время.

13.7. Зрители и игроки не должны разговорами вблизи или иным способом вмешиваться в ход партии. Если необходимо, арбитр может удалить нарушителей из игрового помещения.

6 Шахматные часы

6.1. “Шахматные часы” – часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин “Часы” в Правилах Шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин “Падение флажка” означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов.

6.2. (a) При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; и/или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.

(b) Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают на обдумывание определенное основное время, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то его основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.

6.3. Каждый циферблат имеет “флажок”. Сразу же после падения флажка должны быть проверены требования п. 6.2(а).

6.4. Перед началом партии арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.

6.5. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.

6.6. Если ни один из игроков не присутствует в начале, идут часы игрока, играющего белыми.

6.7. Любой игрок проигрывает партию, если он прибывает на игру более чем на один час после предусмотренного расписанием начала тура, кроме случая, когда правила соревнования указывают иначе, или арбитр решит иначе.

6.8. (а) В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру (см. пп. 5.1, 5.2. (а) Временем, отведенным игроку на совершение хода, считается время с того момента, как партнером был сделан ход и переключены часы.

(b) Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.

(с) Игроки должны переключать часы аккуратно. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или опрокидывать их.

(d) Если игрок не способен использовать часы, он может предложить для выполнения этой операции помощника, который должен быть одобрен арбитром. Показания часов должны быть соответственно скорректированы арбитром.

6.9. Флажок считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот факт, или когда любой из партнеров сделает правильное заявление об этом.

6.10. Если игрок не полностью сделает предусмотренное количество ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком, кроме случаев, где применяются пп. 5.1, 5.2 (a), (b) и (с). Однако партия считается закончившейся вничью, если создалась такая позиция, в которой невозможно заматовать короля партнера любой серией допустимых ходов.

6.11. Показания часов считаются окончательными, если только у часов нет очевидных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены. При определении времени, которое устанавливается на новых часах, арбитр должен руководствоваться вескими доводами.  6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, партия должна быть продолжена.

6.13. (а) Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

(b) Игрок может остановить часы для того, чтобы обратиться к арбитру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пешки.

(с) В любом случае, арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.

(d) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр должен определить, есть ли у него достаточные основания для этого обращения. Если очевидно, что у игрока нет достаточных оснований для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии с п. 13.4.

6.14. Если произойдет какое-либо нарушение и/или фигуры должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитру следует принять аргументированное решение, чтобы определить время, которое должно быть установлено на часах.

Б

Батарея — две (или более) фигур, объединённая сила которых усиливает потенциал атаки (давления),
например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.

Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль
времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте).
Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).

Блицер — шахматист, хорошо играющий блиц.

Блокада — стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.

Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание
(как правило, 15 минут каждому на всю партию).

Ш

Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой.
Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.

Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды),
в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.

Шахматная фигура — Конь, Слон, Ладья, Ферзь, Король.
Лёгкая фигура — лёгкой фигурой называют коня или слона.
Тяжёлая фигура — тяжёлой фигурой называют ладью или ферзя (в отличие от легких фигур, отдельная тяжёлая фигура может при поддержке
короля поставить мат одинокому королю противника).

Ещё порция полезных советов для родителей

Дети не любят проигрывать. Если вы будете играть в полную силу и обыгрывать ребёнка, вы отобьёте у него охоту заниматься шахматами. С другой стороны, и слишком поддаваться тоже нельзя: победа не должна быть легко достижимой. Она должна быть стимулом, результатом преодоления препятствий, усилий и стараний. Нелегко соблюдать этот баланс, но нужно стараться делать это.

Играть нужно не молча, а с шутливыми комментариями по ходу партии некоторых действий – своих и ребёнка

После партии нужно обязательно подытожить её развитие, мельком обратив внимание ребёнка на некоторые ошибки и, наоборот, удачные ходы – свои и его

Обязательно нужно побольше хвалить ребёнка, в особенности – за нестандартные решения, которые он отыскал по ходу партии «своим умом». Хвалите часто и много, не опасаясь «переборщить» в этом деле. И ни в коем случае не сто́ит торопиться отправлять ребёнка на детские шахматные турниры,  да и просто на игры со сверстниками. Пусть вначале потренируется «в тепличных условиях», повысит свой уровень игры, приобретёт уверенные навыки.

Можно и нужно использовать книжки-самоучители, компьютерные занятия и обучающие программы. Но: играть ребёнок должен чаще всего всё-таки не с компьютером, а с близким человеком. Потрудитесь найти хотя бы 0,5-1 ч. в день для этого полезного общения с ребёнком. Незаметно пройдёт время; он вырастет, и больше не будет нуждаться в общении с вами, не будет и искать этого общения. Поэтому – уделяйте время детям вечером и в выходные «здесь и сейчас», пока вы им нужны, чтобы потом не было горького сожаления. На развитие личности ребёнка огромное влияние оказывает именно родительская модель поведения: как в ходе шахматного поединка, так и в других жизненных ситуациях.

При покупке шахмат не скупитесь. Многие опытные преподаватели настоятельно рекомендуют обучать ребёнка именно на наборе с крупными деревянными фигурами, покрытыми блестящим лаком; на высоком постаменте деревянной доски, а не доске-картонке.

Шахматы – одна из самых старинных игр в истории человечества. Эта мудрая игра сохранила свою популярность и дошла до нас через века и тысячелетия не просто так. Издавна шахматная партия сравнивалась со сражением, а шахматист – с полководцем, стратегом. На самом деле, смысл шахмат гораздо шире только лишь военного сражения. Каждая партия – это поединок, силы сторон в котором сначала абсолютно равны, а победа зависит только от умений, решительности и настойчивости «полководца». Учась побеждать в шахматах, ребёнок учится побеждать и в жизни, находя правильные решения в различных ситуациях.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий