Лучшие реки для сплавов на катамаранах в России

Управляем лодкой

Для правильной гребли необходимо упереться ногами со слегка согнутыми коленями в опорную планку, поместить большой палец на веслах внизу, другие сверху, осуществить наклон вперед, распрямлять руки одновременно и заносить весла. Лопасти весел до шейки помещаются в воду, спина разгибается, а руки сгибаются, после чего осуществляется гребок. Для погружения весел на нужную глубину их лопасти наклоняют верхней кромкой под небольшим углом к корме. Если лопасть наклонена неправильно, это замедлит ход лодки, поскольку затруднится проводка весла. Во время проводки рукоять весла держат свободно.

Тормозят, удерживая весла под углом 90 градусов к бортам лодки или осуществляя гребки в обратную сторону. Последний процесс называется табанить.

Для поворота лодки во время движения в воду помещают одно весло под прямым углом к лодке. Если табанить одним веслом, поворот будет крутым. В этих двух случаях скорость судна снизится. Чтобы ее не потерять, нужно осуществлять гребки одним веслом. Для разворота плавсредства или крутого поворота одним веслом загребают, а другим табанят.

Помимо этого, управление может осуществляться с помощью руля. Рулевой должен находиться на корме, держа рулевое весло одной рукой за рукоять, а другой за середину веретена.

Основные характеристики катамаранов

Кроме класса судна, при его выборе нужно учитывать технические характеристики. Например, вы поняли, что ищете туристическое судно. В продаже есть десятки плавсредств этого класса. Определить, какое из них подходит, поможет сравнение таких качеств:

  • Маневренность. Имеет критическое значение для туристов, которые планируют часто менять курс и поворачивать, а не просто сплавляться по течению.
  • Плавучесть. Уточняйте этот параметр: от него зависит, насколько устойчивым будет судно при сильных волнах, перегрузе и других неблагоприятных обстоятельств.
  • Линейная скорость. Этот параметр отражает, какую максимальную скорость может развить катамаран при минимальных усилиях со стороны экипажа.
  • Размерные характеристики: длина, ширина, высота. Также при выборе уточняйте вес судна.
  • Грузоподъемность в килограммах. Сколько человек и какое количество груза вы сможете взять на борт, зависит от этого параметра.

Не последнее значение имеет материал изготовления баллона и палубы. Материал влияет на прочность, надежность, вес судна. Чаще всего палубы производят из сплавов стали, а вот баллоны могут быть обтянуты ПВХ. Рамы, винты и весла могут быть сделаны из древесины.

С материалом тесно связана другая характеристика: ремонтопригодность. Выбирая катамаран, не забывайте продумать, как вы будете его ремонтировать, насколько легко его собрать. Некоторые материалы в случае поломки детали вовсе не подлежат восстановлению.

Уксунйоки

Это река, которую также называют Укса, протекает в южной части Карелии. Существуют маршруты, предполагающие сплав по Шуе, а затем по Уксе.

В отличие от Шуи, Уксунйоки более порожиста, пользуется популярностью среди туристов-экстремалов. Основные сложные препятствия до 4 категории находятся в нижнем течении. Сплавляться по реке следует в конце весны и начале лета, так как затем она мельчает и становится практически не проходимой.
Из-за бурного течения река не располагает к походам с детьми. Существует возрастное ограничение для туристов, осуществляющих сплав, − не моложе 16 лет.

Точки старта сплава находятся примерно в 170 км от Петрозаводска. Оптимальным является 40-километровый маршрут. Его можно пройти не более чем за три дня. Поэтому его можно посоветовать тем, кто не планирует задерживаться в Карелии надолго.

Что же выбрать?

Как и в любом спорте, в сплаве по воде большую роль играет выбор инвентаря, который будет использоваться. Различают несколько видов: рафт, катамаран и байдарка.

Рафт представляет собой, в общих чертах, большую надувную лодку. Что интересно, переведя название с английского, слово «рафт» означает «плот». Так называемый плот изготовлен из высокопрочных тканей, которые выдерживают большие нагрузки на растяжение и разрыв. Бывают модели, когда днище отдельно пришнуровывается к корпусу рафта и это способствует тому, что при прохождении речного порога вода, попавшая в рафт, самостоятельно выходит. Высота и размер баллонов обеспечивают «плоту» высокую плавучесть и непотопляемость. Всё это способствует более лёгкому прохождению серьёзных порогов и преград. Рафты могут быть десятиместные и спортивные шестиместные.

Надувной катамаран на сегодняшний день является самым популярным плавательным средством для «путешествий» по воде. А ведь в общем большинстве люди понимают, что катамаран — это небольшая лодочка с педалями, крутя которые можно отлично провести время в приятной компании на воде. Но на самом деле всё немного иначе. Катамаран представляет собой два больших воздушных баллона, соединённых между собой крепкой жёсткой рамой. Внешняя оболочка воздушных баллонов выполнена из прочного водоотталкивающего материала (поливинилхлорид, авизент). Основное предназначение оболочки — поддерживать форму внутреннего баллона и защищать его от повреждений. Материал внутренней оболочки — это, как правило, любой из материалов, сдерживающий и не пропускающий газ. Внутри баллон имеет интересную конструкцию: он разделен на секции. В случае повреждения одной секции воздух выйдет только из неё, другие останутся целые и катамаран останется на плаву. Лёгкость и быстроту разборки для рамы обеспечивает её конструкция. Это чаще всего алюминиевые трубки, соединяющиеся между собой. На раму дополнительно можно натягивать сетку или прочную ткань, что впоследствии может послужить плотом для перевозки людей или грузов. Даже если катамаран перевернулся, его можно вернуть в исходное положение, перевернув обратно.

Надувные катамараны могут быть разной вместимости: шести-, двух- и четырёхместные. В спортивных мероприятиях обычно используются лёгкие четырёхместные надувные катамараны и так называемые двойки. Для водных походов, которые могут затянуться на длительное время, большим спросом пользуются шестиместные катамараны. Во время прохождения препятствий спортсмены принимают коленное положение и фиксируют ноги. Для этого на катамаране есть надувные сидения. Если возникает какой-то аварийный случай, то на корпусе катамарана предусмотрены ручки. Плывя рядом в воде, за них можно держаться, а также использовать их при переноске катамарана по суше. Целый катамаран непотопляем, и залить водой его невозможно. У него нет пола, где могла бы собираться вода.

Для большей манёвренности, повышенной скорости и независимости от скорости течения воды было предложено использовать парусные катамараны. Это тот же катамаран, только с немного усиленной рамой, на который устанавливался парус. Именно парусный катамаран принято использовать в современных международных спортивных соревнованиях.

Помимо рафта и катамарана, для сплавов по воде также используют байдарки или, как их ещё называют, каяки. Это лёгкие лодки, использующиеся в водном спорте и туризме. Сама по себе байдарка очень лёгкая и манёвренная, в воде сидит мелко, что способствует лучшему прохождению препятствий.

Благоприятное время для туристских водных походов

Начина с апреля, когда начинается ледоход, и до поздней осени, с устойчивыми холодами, можно сплавляться по реке.

  1. Весна. Это период «большой воды». Именно это время характеризуется максимальной скоростью течения рек, а потому здесь особенно интересно. Для новичков такой опыт довольно сложен, но не невозможен. Пережить увлекательное и опасное приключение – прохождение своенравных порогов – желают многие.
  2. Лето. Комфортное время. Даже для тех, кто никакого опыта в водном туризме не имеет, это безопасное и веселое путешествие по тихой спокойной воде. Можно взять с собой детей. Можно рыбачить (рыбы хоть отбавляй), купаться, загорать на плесах, собирать грибы и ягоды в лесной зоне. Все эти дополнительные возможности превращают поход в сплошное удовольствие.
  3. Осень. Сплав в это время интересен преимущественно для опытных туристов.

Мы будем говорить о сплавах по рекам в 2018 году.

Сплавные реки Северного Урала

На Северном Урале сплавных рек много, но большинство из них трудно доступны для сплава и это территория продвинутых туристов, хотя в хорошей компании или с хорошей турфирмой удовольствие получит и новичок.

Река Усьва

Сплав по реке Усьве весной — быстро и весело. Вне паводка — размеренно и спортивно. Потому что вдоль берегов Усьвы — много пещер, интересных камней, самых разных достопримечательностей. Их обязательно надо посетить. Усьвинские Столбы и другие скалы-камни реки Усьва: описание, как добраться, фото

Река Вишера

По реке Вишере можно сплавлять и весной, и осенью, и летом. Река всегда полноводна. А по красоте прибрежных пейзажей ей нет равных.

Плёсовые и экспедиционные катамараны

Выбор любителей приключений на воде без экстрима, но с купаниями, рыбалкой и прочими удовольствиями. Плёсовые каты с успехом используются на простых и умеренно сложных водных маршрутах, однако для экстремальных испытаний не предназначены. поэтому их конструкция предельно проста.

К данной категории можно отнести большие экспедиционные «Котуйканы» от «Рафтмастера» или «Таймыры» от «Вольного ветра». Эти многоместные суда предназначены для продолжительных автономных сплавов и имеют высокую грузоподъёмность (до 1000 килограммов).

Особенности

Простота конструкции. Экспедиционные суда отличаются простотой сборки и разборки: два баллона и рама, которую чаще всего дополняют палубой. Прочный настил позволяет взять на борт пассажиров и объёмный багаж, не испытывая трудностей при размещении груза. Причём, раму можно вырубить на месте, дополнительно купить парус, установить транец, так как плёсовый надувной катамаран под мотор подходит идеально.

Вместительность. На многоместных моделях удобнее путешествовать большой группой. Этому способствует и форма баллонов в виде сигары. На ровные поплавки удобно настилать палубу, а гребцы могут рассаживаться как угодно: по сидушкам, идущим в комплекте к кату, а то и попросту по рюкзакам. Судно способно взять на борт пассажиров, так что вместительность плёсового катамарана определяется не столько количеством посадочных мест, сколько грузоподъёмностью.

Каких-то особо строгих требований к безопасности не предъявляется, вполне достаточно, чтобы ткань поплавков была прочная, а рама – крепкая и надёжно собранная.

Кто производит

Изготовлением плесовых и экспедиционных судов занимается практически каждая фирма по производству снаряжения для водного туризма. Большие менее востребованы, поэтому купить их можно только у самых известных производителей. Есть и другой вариант – найти того, кто согласится сделать плавсредство по индивидуальному заказу.

Очень популярна «четвёрка» «Басег». Не меньшей известностью пользуются катамараны «Вольный ветер», например, модели «Валдай» и «Таймыр». Также в почёте у водников «Народный» от «Рафтмастера» и катамараны от «Урал-Экспедиции», среди которых есть даже десятиместные. Неплохие суда шьёт «Корвет»: его «Плёсы» имеют отличное сочетание цены и качества.

Кроме известных фирм, существует немало кустарей-одиночек, способных сшить самодельный катамаран на заказ. Доверять ли изготовление походного судна частному лицу или нет – дело личное. Плёсовый катамаран должен быть прочным и надёжным, так что нужно быть уверенным в производителе — лучше купить судно проверенной фирмы.

Цена. Четвёрку «Басег» удастся купить за 25-30 тысяч рублей (зависит от магазина и комплектации), катамаран «Кокшага» обойдётся примерно в 25 тысяч, катамаран «Валдай» – около 40 тысяч. Столько же будет стоить катамаран-6 «Народный».

Где сплавляться

Регион для сплава по реке подойдёт любой, но ограничение по категорийности маршрута до 3 к.с. включительно. Некоторые фирмы (например, «Басег») в характеристиках своих судов указывают ещё и четвёртую. В последнем случае нужно учесть, что спортивный интерес превращается во вполне реальный риск.

У участников категорийного похода должен быть соответствующий опыт, вещи на судне необходимо жёстко закрепить. Палубы делать нежелательно, чтобы в случае переворота судна люди могли вынырнуть между баллонов. Особые требования предъявляются к посадке: гребцы сидят в коленных упорах, жёстко, чтобы их не выбило ударом.

При соблюдении указанных требований плёсовые катамараны пригодны для прохождения рек и препятствий 4 к.с., но для сложных маршрутов всё-таки лучше купить более подходящее плавсредство.

Разработка водных маршрутов

Подготовкой и составлением маршрута для сплава по реке является сбор и систематизация информации о водоеме, ландшафте, климатических условиях района, населенности, трудных технических участках, местах для отдыха и ночлега.

Все собранные данные о водном походе, а также о его участниках, отражается в ряде документов, которые необходимо предоставить в федерацию туризма перед отправкой в путь

Очень важно составить точный календарный план-график и строго его придерживаться. В этом документе отражается место и дата, когда группа должна достигнуть указанной точки

Совет: Даже на спокойных водоемах могут встречаться воронки, которые могут застигнуть команду врасплох

Крайне важно узнать места их наибольшей концентрации и отметить их на карте

Пункт правил требует, чтобы команда в указанные сроки уведомляла лиц, ответственных за организацию водного похода, свою маршрутно-квалификационную комиссию и областной совет по туризму о том, как проходит водный поход – на каком отрезке маршрута находится группа, укладывается ли в отведенный срок. Подачей контрольных уведомлений нельзя пренебрегать – их отсутствие автоматически будет воспринято как сигнал неблагополучия. На плане-графике сеансы связи должны быть обозначены восклицательным знаком красного цвета.

Важную роль в организации играет приходо-расходная смета, где ведется подробный учет пользования денежными средствами. Приобретение личного водного снаряжения здесь не отражается. Как правило, большую часть расходов занимают транспортные услуги, стоимость питания, покупка или аренда недостающей групповой экипировки.

В целом же можно сказать, что разработка водных маршрутов для обычных походов ограничивается в большей мере только воображением группы. Все зависит только от целей и уровня подготовки команды. Немного по-другому дела обстоят со спортивным водным туризмом – обязательно соответствие выбранного района техническим требованиям и наличие классифицированных участков. К разработке спортивного аналога необходимо подходить более внимательно.

Выбор судна

По рекам России сплавляются на рафтах, байдарках и катамаранах. Для каждого из этих плавсредств реки должны отвечать разным требованиям.

Рафт — надувное судно, которое может вмещать до 18 человек. Рафты хорошо проходят поверх бревен и камней.

Катамаран — сборное судно из двух корпусов и рамы. Оно вмещает до 4 гребцов, отличается устойчивостью и высокой проходимостью.

Байдарка — узкая лодка, в которой помещается не более 4 гребцов. Часто используются одноместные и двухместные байдарки. Эти суда менее устойчивы, чем рафты и катамараны, зато они легко проходят в узких местах.

Как правило, на байдарках сплавляются по спокойным рекам без порогов. Для таких сплавов часто выбирают реки средней полосы России и Урала. Среди них Агидель, Медведица, Ушна,Зуша, Жиздра, Судогда и многие другие.

На рафтах и катамаранах обычно организуются сплавы по порожистым рекам с бурной водой. Самые популярные регионы для этого вида водного туризма — Карелия и Алтай. Среди рек — Шуя, Укса, Тумча, Катунь, Чуя и др.

Из этого правила могут быть исключения. К примеру, организуются сплавы на катамаранах по Волге и Медведице, на рафтах — по спокойным рекам Тверца и Пра.

Уровни сложности

Во время сплава вам предстоит не просто управлять судном, но и преодолевать препятствия. Среди них:

  • камни в русле — обычно с ними хорошо справляются рафты и катамараны со средней проходимостью;
  • пороги — мель и резкие перепады уровня воды;
  • сливы — невысокие водопады;
  • валы — стоячие волны.

Самая большая опасность, которая может встретиться во время сплава, — это«бочки». На этих участках возникает обратное течение, судно толкает назад и даже может перевернуть. Такие бочки возникают только в сложных порогах, и сплавляться по таким рекам — рискованное предприятие, для которого требуется опыт.

На одной и той же реке бывают простые и сложные участки, которым присваиваются разные категории сложности:

Выделяется 6 основных категорий препятствий:

  • 1, 2 и 3 — довольно простые участки, с которыми могут справится люди с начальным уровнем подготовки;
  • 4 и 5 — спортивные маршруты для людей с большим опытом;
  • 6 — экстремально сложные участки, прохождение которых связано с риском для здоровья и жизни.

Также существует единственный участок с категорией сложности 6+. Он находится в Алтайском крае на реке Аргут, и ехать на него отваживаются немногие.

Составление маршрута

Если вы собираетесь сплавляться там, где не бывали прежде, вы ничего не знаете о реке. А ведь она может быть разной в зависимости от сезона. Весной сплав может подходить для начинающих, а летом пороги становятся доступными только опытным туристам.

Для собственной безопасности лучше всего ехать в составе организованных групп. С вами будут инструкторы, которые подготовят вас к препятствиям и расскажут, как их лучше всего проходить. А главное — вы не окажетесь на сложном участке, к прохождению которого не готовы.

Рафтеры с опытом склонны к большему риску, так как они больше уверены в своих силах. В этом случае самостоятельное путешествие требует серьезной подготовки. Узнайте максимально подробную информацию о маршруте, по которому собираетесь сплавляться.

Управляем лодкой

Для правильной гребли необходимо упереться ногами со слегка согнутыми коленями в опорную планку, поместить большой палец на веслах внизу, другие сверху, осуществить наклон вперед, распрямлять руки одновременно и заносить весла. Лопасти весел до шейки помещаются в воду, спина разгибается, а руки сгибаются, после чего осуществляется гребок. Для погружения весел на нужную глубину их лопасти наклоняют верхней кромкой под небольшим углом к корме. Если лопасть наклонена неправильно, это замедлит ход лодки, поскольку затруднится проводка весла. Во время проводки рукоять весла держат свободно.

Тормозят, удерживая весла под углом 90 градусов к бортам лодки или осуществляя гребки в обратную сторону. Последний процесс называется табанить.

Для поворота лодки во время движения в воду помещают одно весло под прямым углом к лодке. Если табанить одним веслом, поворот будет крутым. В этих двух случаях скорость судна снизится. Чтобы ее не потерять, нужно осуществлять гребки одним веслом. Для разворота плавсредства или крутого поворота одним веслом загребают, а другим табанят.

Помимо этого, управление может осуществляться с помощью руля. Рулевой должен находиться на корме, держа рулевое весло одной рукой за рукоять, а другой за середину веретена.

Кавказ

Реки Адыгеи

В Адыгее организуются сплавы по горным рекам разной сложности. Белая — один из самых популярных водоемов на Кавказе. Здесь можно сплавляться всем: на одни участки допускаются даже дети, а другие подходят только для сплавщиков-спортсменов. В Адыгее также можно сплавляться по реке Киши, на которой не очень много туристов. Здесь также есть сложные и простые пороги.

Реки Адыгеи имеют особенность. Рафтинг на них обычно короткий — от 1 часа до 2-х дней. Интересные для прохождения участки имеют небольшую протяженность.

Мзымта

Эта река протекает в Краснодарском крае. Сплавы по Мзымте привлекают профессиональных спортсменов и экстремалов. Здесь много порогов 4 категории, а также встречаются особо трудные пороги 5 и 6 категорий сложности.

Кубань

Кубань — главная река Краснодарского края. Здесь встречаются участки 1 и 2 категорий, но чаще всего организуются туры с большим количеством препятствий 3 и 4 категорий. Сплавы по Кубани пользуются спросом летом и в мае — на майские праздники организуется много туров выходного дня. С борта лодки открываются живописные виды кавказской природы, а в окрестностях много интересных достопримечательностей.

Теберда

Это левый приток Кубани, протекающий в Карачаево-Черкесии. Чаще всего здесь сплавляются туристы и спортсмены с опытом, так как простых участков не очень много. В основном, встречаются пороги 2, 3 и 4 категорий сложности.

Другие реки Кавказа

На Кавказе часто проводятся сплавы, маршруты которых проходят сразу по нескольким рекам из-за того, что интересные для сплава участки короткие. Практически все водоемы имеют сложные пороги до 5 категории. Из-за особенностей ландшафта сплавы на Кавказе — это в первую очередь программы для профессионалов. Среди популярных рек можно выделить Уллу-Кам, Аксаут, Учкулан, Чирюкол, Узункол, Адылсу и Баксан.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий