Планеризм. Виды старта и соревнований. Развитие и особенности

Обучение полётам на планёре

Super Blanik L-23, распространённый учебный планёр

Большинство клубов предлагает обучение полётам на планёре. Национальные ассоциации планёрного спорта поддерживают клубы-члены этих ассоциаций по вопросам подготовки планеристов. Поскольку большинство планёров разработано с одинаковыми требованиями безопасности, верхний предел веса для пилотов с учётом веса парашюта обычно составляет 103 кг. Люди с ростом выше 193 см также могут иметь определённые проблемы. Ученики летают с инструктором на двухместном планёре со спаренным управлением. Инструктор осуществляет первые запуски и приземления, обычно с заднего места, а ученик управляет планёром в полёте. Некоторые клубы предлагают курсы обучения в течение нескольких дней, осуществляя запуски попеременно с помощью лебёдки и буксировкой самолётом в воздухе. Может потребоваться как минимум 50 учебных полётов обучения прежде, чем ученик сможет совершить первый самостоятельный полёт.

Если при обучении для запуска используются лебёдки, стоимость обучения будет намного меньше, чем при запуске буксировкой самолётом. Обучение буксировкой самолётом в воздухе обходится дороже, чем с использованием лебёдок, хотя необходимо меньшее количество запусков (только 30). В обучении также используются симуляторы, особенно в случае плохой погоды.

После первого самостоятельного полёта обучение с инструктором продолжается, пока ученик не приобретёт навыки полёта по маршрутам с возвращением. В большинстве стран пилоты должны сдавать экзамены по управлению, навигации, использованию радио, погоды, принципов полёта и человеческого фактора.

Сегодняшний день

Современные соревнования по планеризму теперь включают закрытые задачи, в которых каждый гоняет по воздушному маршруту вокруг определенных поворотных точек, а также точек старта и финиша, что возвращает всех на базу. Прогноз погоды и характеристики планеров, а также уровень опыта пилотов определяют продолжительность задания. Сегодня большинство очков – это очки скорости. Общее правило – ставить задачу так, чтобы у всех пилотов были хорошие шансы на ее выполнение, а самый быстрый пилот набирал наибольшее количество очков за этот день.

С появлением GPS были введены новые типы задач, такие как задачи на скорость или расстояние в назначенных областях, а также задачи на скорость или расстояние с выбранными пилотом точками поворота (во время полета на основе предполагаемых преимуществ). Несмотря на то, что использование выбранных пилотом точек поворота стало возможным благодаря GPS, задачи по фиксированному курсу по-прежнему часто используются. в Чемпионат Европы по планерному спорту в 2005 г. была поставлена ​​задача – 1011 км. открытый класс; самая длинная задача в международном конкурсе.

В FAI Спортивный кодекс для планеров устанавливает правила и процедуры, которые должны использоваться для проверки летных характеристик на соревнованиях и . Основная цель этих правил – обеспечить постоянный уровень доказательности для всех рейсов.

Родственные воздушные виды спорта

Дельтапланеристы использует более простой и дешёвый летательный аппарат балансирного управления, тогда как пилоты планёра используют аэродинамическое управление. Дельтапланы обычно используют крыло из ткани, натянутой на твёрдый каркас. Более низкое аэродинамическое качество этих крыльев и значительно более низкие полетные скорости не позволяют совершать полёты на расстояния, доступные планёристам. В отличие от крыла дельтаплана, крыло параплана не имеет каркаса, его форма полностью формируется давлением воздуха. Аэродинамическая эффективность парапланов ещё ниже, и полёты на расстояние на них ещё короче. Однако, дельтапланеристы, а тем более парапланеристы, в силу невысокой скорости и компактности их аппаратов, в состоянии набирать высоту, обрабатывая даже самые узкие термические потоки, такие, которые планерист даже не заметит.

Немного истории

История создания планеров занимает половину столетия, начиная от махолета Д.Кэйли в 1863 году в 1853 г. и до первого самолета братьев Райт. Считается, что первый планер построил немец О.Лилиенталь в 1891 году.

Развитию планеризма поспособствовали ограничения Версальского договора  на производство и применение немецких самолетов после первой мировой. И пока авиаконструкторы во всем мире совершенствовали самолеты с мотором, в Германии многие летали на более эффективных планерах. Уже в 1931 г. Г.Грёнхофф сумел совершить полет из Мюнхена в Чехословакию значительно дальше, чем это считалось возможно, преодолев 272 километра. Начиная с 1930-х годов, планеризм стал популярным во многих государствах.

Как пилот управляет планером — пилотирование

Как взлетать на планере?

Взлетное движение планера обеспечивает средство буксировки и тянущее действие силы тяжести, а также восходящих потоков воздуха. Аппарат возможно поднять в небо, используя машину или лебедку, размещенную на земле. Его также можно отбуксировать вверх, применяя самолет, который затем отцепляет канат и оставляет аппарат в свободном полете.

Управление в воздухе

Пилот в планерной кабине находится практически лежа. Приборы и средства управления являются практически идентичными тем, что размещены в самолетах, кроме ручек управления моторами — у планера они отсутствуют. Пилот способен значительно увеличить время пребывания в воздухе в случае умелого использования потоков воздуха. Для установления необходимого скоростного режима планер выставляет спойлеры.

Посадка

Чтобы посадит планер поднимают спойлеры, которые находятся на крыльях. При этом увеличивается сопротивление воздуха, снижается скорость и изменяется угол планирования. Пилот обязан подобрать площадку, где планер сможет успешно приземлиться, не нанеся ущерба скоту и полевым культурам.

achi_skywalker
elskan_min
naviter.seeyou

Чем легче планёр, тем быстрее он летит

В термиках легкие летательные аппараты с неустойчивым крылом действительно поднимутся быстрее и выше, а вот на более высоких скоростях, во время перелета между термическими потоками, балансировочное сопротивление крыльев лучше всего свести к минимуму. С этой целью пилоты, совершающие полеты на расстояние, запасаются водяным балластом, помещаемым в специальных мешках или цистернах, укрепленных на концах крыльев. Он способствует улучшению аэродинамических качеств планёра на высоких скоростях, в результате чего летательный аппарат затрачивает на прохождение маршрута меньшее количество времени, чем планёр, не оснащенный балластом. Если же подъемная сила термиков не так велика, как ожидалось, или же существует опасность незапланированного приземления – от балласта можно легко и быстро избавиться, открыв специальные клапаны.

Техника низкого старта.

Действия спортсмена перед стартом должны быть четко синхронизированы с командами судьи. Изначально все занимают свою дорожку и ждут приглашения к старту:

Команда «На старт»:

Спортсмен подходит к линии старта и занимает положение перед стартовыми колодками;
Наклоняет тело вперед и упирается руками в землю;


Принимается положение, при котором сильная нога упирается в первую колодку, а другая — в заднюю;
Спортсмен опускается на колено ноги, которая находится сзади;
Руки на ширине плеч вытягиваются плотно к линии старта;
Пальцы рук смыкаются плотно между собой, кроме больших — они должны быть оторваны от остальных и направлены друг к другу;
Спортсмен располагает плечи над линией старта или немного перед ней.
При этом не рекомендуется: горбиться, дотрагиваться до линии старта, задирать голову и сгибать руки.

Команда «Внимание»:

Спортсмен уже плотно упирается в стартовые колодки ногами;
Колено задней ноги отрывается от земли;
Таз занимает положение немного выше уровня плеч;
Плечи спортсмена подаются немного вперед, таким образом увеличивается нагрузка на руки;
Максимальная концентрация в ожидании команды старта забега.
Не рекомендуется: опускать таз ниже рекомендуемого уровня, или, наоборот, держать его слишком высоко.

Команда «Марш»:

Обе руки одновременно отрываются от земли;
Спортсмен можно отталкивается обеими ногами от стартовых колодок, и устремляет тело вперед, пока толчковая нога полностью не станет прямой;
Происходит мощный и сильный взмах руками, в процессе сгибания их с локтях;
Первая ноги приземляется вниз с загребающим движением, с желательным сохранением достаточно хорошего наклона туловища, которое должно оставаться немного согнутым в пояснице.
Не рекомендуется: высоко задирать колени, раньше времени выпрямляться, слишком сильно разгибать руки, делать слишком большие шаги, заканчивать отталкиваться до того как толчковая нога будет полностью выпрямлена.

На старом планёре невозможно первым прийти к финишу и выиграть соревнования

В некоторых случаях главное в состязаниях – не скорость, а проявление пилотского мастерства. Например, во время соревнований в клубном классе, для того, чтобы уравнять шансы на победу машин различной (порой весьма устаревшей) конструкции, к результатам состязаний добавляется гандикап (поправочный коэффициент), максимально уменьшающий роль технического совершенства конструкции в достижении наилучшего результата

Потому порой летательный аппарат, финишировавший в числе последних, после оценки всего комплекса принимающихся во внимание факторов может занять одно из первых мест в соревновании

Когда применяется бег с высокого старта

Бег с высокого старта в основном используется при забеге на длинные дистанции. Эта техника использовалась в беге с давних времен, но, когда в конце 19 века, появился низкий старт, высокий стали применять существенно реже. Видимо это связано с тем, что низкий старт более эффективен, но, как уже говорилось, профессиональный спортсмен должен владеть обеими техниками.

Техника бега с высокого старта

Атлет располагается на расстоянии 1,5-2 метра от линии старта и ждет соответствующую команду «На старт». после ее произнесения спортсмен должен выставить толчковую ногу так, чтобы носок находился у линии. Вторая нога находится на половине шага назад

По команде «Внимание» центр тяжести переносится, колени сгибаются, туловище выдвигается вперед

Руки согнуты в локтях – вперед выносится противоположная толчковой ноге. По команде «Марш» начинается движение – акцент делается на маховую ногу. Первые шаги выполняются на максимальной скорости, спустя время туловище выпрямляется, длина шага увеличивается.

Методы запуска

Существует ряд способов запуска планёров, не имеющих двигателей. Планеристы, которые хотят использовать различные методы запуска, должны практиковаться в каждом из них. Правила лицензирования пилотов планёров в некоторых странах различаются между буксировкой самолётом в воздухе и наземными методами запуска из-за больших технических различий в методах.

Аэробуксировка

Для буксировки самолётом в воздухе обычно используют одномоторный лёгкий самолёт, однако мотопланёрам также разрешено буксировать планёры. Самолёт буксировки приводит планёр к желаемой месту и высоте, где пилот планёра отпускает фал. Фал имеет разрывное звено, чтобы при превышении расчетной перегрузки, например при сильном рывке, избежать повреждения планёра или самолета .

Во время буксировки самолётом в воздухе пилот планёра держит планёр в одном из двух положений позади буксирующего самолёта.. Эти положения — «низкая буксировка», когда планёр находится ниже турбулентного потока от самолёта, и «высокая буксировка», когда планёр находится выше турбулентного потока. В Австралии общепринята низкая буксировка, в то время как в США и Европе преобладает высокая. Возможна одновременная буксировка двух планёров, в этом случае для планёра в положении высокой буксировки используется короткая верёвка, а для планёра в положении низкой буксировки — длинная.

Запуск с помощью троса

Запуск с помощью лебёдки

Лебёдка для запуска планёров

Планёры часто запускают, используя стационарную лебёдку, установленную на тяжёлой технике. Этот метод широко используется многими европейскими клубами, часто в дополнение к буксированию самолётом в воздухе. Используется обычно большой дизельный двигатель, хотя применяются также гидравлические и электрические двигатели. Лебёдка тянет 1000—1600-метровый трос, сделанный из стального провода или синтетического волокна, прикреплённый к планёру. Трос отцепляется (на планере есть замок) на высоте от 400 до 700 м после короткого и крутого взлёта.

Главное преимущество запуска с помощью лебёдки — низкая стоимость, однако высота запуска обычно ниже, чем при буксировке самолётом, поэтому полёты короче, если пилот не сможет обнаружить источник подъёма в течение нескольких минут после выпуска троса. Так как есть риск разрыва троса при таком запуске, пилотов учат, как вести себя в такой ситуации.

Лебедка используется как средство запуска в Юношеских планерных школах.

Буксировка автомобилем

Буксировка автомобилем довольно редко используется в настоящее время. Прямой метод буксировки требует наличия твёрдой поверхности, мощного автомобиля и длинного стального троса. Планёр поднимается подобно воздушному змею на высоту порядка 400 м при хорошем встречном ветре и длине взлётно-посадочной полосы 1,5 км или более. Этот метод также использовался в пустыне на солевых озёрах.

Разновидность буксировки автомобилем — метод «обратного шкива», при котором грузовик движется к планёру, запуская его с помощью троса, проходящим вокруг шкива в дальнем конце лётного поля, эффект аналогичен запуску с помощью лебёдки.

Запуск резиновым шнуром широко применялся на заре планёрного спорта, когда планёры запускались с вершины пологого холма в сильный ветер, используя сплетённую резиновую ленту, или «банди». При этом методе запуска, главное колесо планёра находится в маленьком резиновом корытце. Крюк, обычно используемый для запуска лебёдки, присоединяется к середине устройства запуска. Каждый конец при этом тянут три или четыре человека. Одна группа как направляется налево[чего?], вторая — направо. Как только напряжение резиновой ленты становится достаточно высоким, пилот отпускает тормоз колеса, и колесо планёра высвобождается из корытца. Планёр получает достаточно энергии, чтобы оторваться от земли и слететь с холма.

ИСТОРИЯ ПАРАПЛАНЕРИЗМА

Предшественник параплана – управляемый парашют-крыло, так называемое крыло рогалло, в 1963 году начал разрабатывать Дэвид Бэриш по программе НАСА для космических капсул. Испытания проходили до 1965 года в горах в штате Нью-Йорк. В 1973 году Вальтер Ноймарк с группой энтузиастов сформировали Британскую ассоциацию клубов парасцендирования, переименованную затем в ассоциацию дельта- и парапланеризма. В 1985 году Патрик Гиллиган в соавторстве с Бертраном Дюбуи написали самое первое «Руководство по парапланеризму», в которой и появилось, придуманное авторами, слово «парапланеризм». Первый неофициальный Чемпионат мира по планеризму проведен был в 1987 году в Швейцарии, а первый официальный – в 1989 году в Австрии.

Популярные старты

Один из наиболее известных мировых стартов по спортивному ориентированию – это Jukola Relay, эстафета Юкола. Традиционно проводится в Финляндии каждый июнь. Особенность эстафеты в том, что в ней обычно 7 этапов с разным километражем, а старт первого этапа даётся после захода солнца.

Ещё одна эстафета, включающая как ночные, так и дневные этапы – это ежегодное соревнование 10-mila в Швеции. В названии заложено расстояние, которое должна пробежать в целом вся команда – 10 миль. При этом речь идёт о шведской миле, равной 10 000 м. То есть 10 шведских миль – это 100 км.

Самое известное соревнование в России, это, пожалуй, «Российский азимут». По масштабу оно не уступает мировым стартам. Уже самый первый забег, проведённый в 2006 году, собрал более 170 тысяч ориентировщиков. Конечно же, все они участвовали в разных городах, но на старт вышли одновременно – и это роднит «Российский азимут» с «Забегом.РФ», знакомым каждому бегуну.

На Южном Урале наиболее популярное соревнование – «Кольцо24». Проводится оно ежегодно в октябре в формате рогейна на трёх фиксированных дистанциях: на 6, 12 и 24 часа. Локацию организаторы выбирают каждый раз разную, но рельеф и непредсказуемые погодные условия не дадут заскучать в любом случае.

Чемпионаты и Кубки по спортивному ориентированию проводятся в разных городах России – Сочи, Вологде, Омске, Ульяновске, Костроме и других. В конце декабря в Москве устраивают всероссийские соревнования «Новогодние старты».

Каждый год в течение нескольких дней проводится чемпионат мира по спортивному ориентированию. Самая титулованная спортсменка среди женщин – швейцарка Симона Ниггли, 17-кратная победительница чемпионата, причём в разных дистанциях, и 7-кратная призёрка. У мужчин это француз Тьерри Жоржиу, он 14 раз становился победителем чемпионата мира и ещё 9 раз занимал вторые и третьи места.

Swiss Orienteering Week (Швейцария) – одна из красивейших гонок по спортивному ориентированию

Отличие бегуна на средние и длинные дистанции от спринтера

Тело спринтера создано для скорости и мощи, тело бегуна на длинные дистанции другое – оно должно выдерживать длительные нагрузки. Кроме внешнего вида бегунов, есть и более специфические отличия:

  • мышечные волокна – у марафонцев больше «медленных» волокон, у спринтера – быстрых»,
  • система энергообеспечения мышц – фосфогенная (у марафонца) и гликолитическая (у спринтера) система,
  • ЧСС – 80-90% от максимума у спринтеров и 60-70% от максимума у марафонцев,
  • тренировочные программы – марафонцы уделяют больше внимания выносливости и кардиореспираторной подготовке, спринтеры делают акцент на взрывную силу и скорость.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий