Парусный туризм. Основные виды судов и паруса. Особенности

Матч-рейсы

Регаты в форме матч-рейсов становятся все популярнее, хотя могут похвастаться и солидной историей. Некоторые отсчитывают историю этого формата соревнований с 1660 года — тогда английский король Чарльз II с братом Джеймсом соревновался в очной гонке за символический приз в 100 гиней.

Причиной современной популярности послужила активная коммерциализация регат, увеличивающийся интерес со стороны спонсоров и зрителей. Оказалось, что матч-рейсы очень удобны для ТВ-трансляций и в силу своей бескомпромиссности очень увлекают болельщиков.

Суть матч-рейса в том, что соревнование проходит между двумя яхтами на небольших дистанциях. Очное противостояние экипажей характеризуется огромным накалом страстей и особенно большим весом тактических ходов.

Первым и самым знаменитым парусным соревнованием, проведенным в таком формате, стал Кубок Америки. Именно там противники гонялись друг с другом на нескольких дистанциях — то есть в полной мере реализовывали принцип матч-рейсов. Хотя такая традиция проведения КА сохраняется до сих пор, эту регату нельзя назвать самой каноничной.

Матч-рейсы стараются проводить в классе монотипов — то есть абсолютно идентичных по конструкции яхт. Это фактически полностью уравнивает шансы соперников. В то же время в КА участники руководствовались так называемыми “box rules” — это такой формат конструкторских ограничений, где требования предъявляют только к каким-то ключевым аспектам, оставляя прочие на усмотрение дизайнеров и инженеров.

Впрочем, для КА 2017 организаторы вводят более жесткие правила. Итальянская команда Luna Rossa в знак протеста против подобного ввода монотипов даже отозвала свою заявку на участие в регате. Апеннинцы мотивировали тем, что это идет вразрез со столетней традицией Кубка Америки. Но следует признать — это вряд ли возымеет какое-то действие на организаторов.

Если КА использует катамараны — многокорпусные яхты, то для однокорпусных судов классической конструкции самым престижным соревнованием стал World Match Racing Tour. Серия матч-рейсов, проводящихся на трех континентах по всему миру под эгидой ISAF. Это соревнование для профессионалов, проходящее в формате классического матч-рейса, как в Кубке Америки, с той разницей, что участников здесь больше двух, соответственно и этапов тоже.

Обычно один этап матч-рейса включает четыре гонки, но это не жесткое правило, оно может меняться в зависимости от дистанции, яхт или других требований

Особенно важно в таких регатах — грамотное тактическое руководство яхтой. Если в гонках флота какое-то судно нарушит правила и сделает штрафной поворот — это мало скажется на общих результатах

А вот в матч-рейсах один фол может легко привести к проигрышу. Именно поэтому шкиперы часто выбирают не самый короткий курс, а самый выгодный с точки зрения “рисования фола”. Поэтому матч-рейсы с полным правом могут претендовать на статус самых зрелищных, динамичных и сложных регат.

Важным фактором, определяющим уровень регаты, является уровень экипажа. Олимпийцы — специфический вид экипажей. Это спортсмены, участвующие в соревнованиях на уровне страны, континента, мира и, конечно, Олимпийских играх. Именно Олимпиада с ее, казалось бы, совсем незрелищными короткими курсами и маленькими яхтами, вроде Laser class, часто привносит самые незабываемые моменты в парусный спорт. А многие Олимпийские чемпионы становятся профессионалами и завоевывают трофеи уже другого уровня.

Но как и в любом виде спорта, в яхтинге есть и профессионалы и любители. Естественно, любительские регаты отстают от профессиональных в плане уровня сложности и зрелищности. Но так бывает не всегда! В той же Sidney to Hobart Race некоторые австралийские яхтсмены участвуют на протяжении десятилетий и едва ли такие любители очень уж уступают профи. Однако градация регат существует.

Бригантина

Назначение корабляИспользовался для пиратских набегов, 18 век – посыльные, разведывательные военные суда.
Количество мачт2-3
Паруса на мачтахПервоначально латинские косые паруса, с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте.
Дополнительные характеристики суднаЛегкое судно – малый бриг, могло ходить на веслах (паруса снимались).

Существуют две гипотезы почему судно получило такое название. Первая из них гласит, что свое название оно получило из-за названия доспех, которые носили воины тех времен. Согласно второй версии, название бригантина произошло от наименования другого. Существовавшего в те времена судна «бриг». Эти два корабля на самом деле очень похожи. Первые бригантины были парусными и гребными, то есть имели весла, которыми управляли люди. Количество таких весел могла быть до 30.

Бригантина имела две мачты, паруса на которых были различной формы. На передней мачте располагались прямые паруса, а на задней – косые.  Такая конструкция позволяла судну участвовать в разведывательных и военных операциях. Под парусами бригантин очень часто ходили пираты из-за простоты в управлении, ведь со спущенными парусами управляю ею мог всего один человек. Это давало возможность бригантине успешно выполнять как разведывательные, так и военные операции. Судно полюбилось грабителям еще и своей маневренностью, и быстроходностью. Разбойники легкостью могла абортировать торговый корабль. Приблизившись к нему вплотную или же уйти от преследования. Бригантина легко маневрировала среди рифов и в сложных местах. В современном мире бригантины — двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, которые имеют вооружение, как у брига, а также грот-мачту с трапециевидными парусами, как у шхуны — топсели и грота-триселем. Современных бригантин с бермудским гротом, скорей всего, нет, хоть источники относительно их факта существования встречаются.

Категории сложности рек и маршруты

Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.

Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.

Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.

Виды мачт

• Фок-мачта. Это самая первая мачта, если считать от носа судна.

• Грот-мачта. Она является второй по счету конструкцией подобного типа от носа корабля. На двух-трехмачтовых судах она является еще и самой высокой.

• Бизань-мачта. Кормовая мачта, которая на любом судне является самой последней от носа.

Наиболее распространенной классификацией парусных судов является разделение по типу и количеству мачт. Отсюда и происходит название типа парусного корабля. Так, все парусные суда могут нести на своих мачтах различные типы парусов в различном количестве, но все они делятся на следующие категории:

Одномачтовые парусные суда

Ял – легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.

Кэт – парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.

Шлюп – одномачтовое морское парусное судно. 

Тендер – одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса – стаксель, трисель и топсель.

Куттер – парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.  

Двухмачтовые парусные суда

Йол – двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение. 

Кеч – двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре. 

Шхуна (бермудская шхуна) – морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами. 

Бригантина – двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте. 

Бриг – двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

Трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)

Каравелла – имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.

Барк – большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами. 

Баркентина (шхуна-барк) – как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса. 

Фрегат – парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.

Яхта

Изначально парусные яхты представляли собой быстрые и легкие суда, использующиеся для перевозки высокопоставленных персон. Впоследствии яхтой стали называть любое парусно-моторное, моторное или просто парусное судно, предназначенное для туристических или спортивных целей.

Первые яхты появились в восемнадцатом веке. Они были достаточно быстры и комфортабельны, именно поэтому богатые люди предпочитали этот вид морского транспорта. Современные парусные яхты имеют подвесной мотор, который позволяет легко маневрировать в порту и плыть с невысокой скоростью даже во время полного штиля. Они делятся на крейсерские (на их борту есть каюта), прогулочные и гоночные.

Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.

Регаты смешанного флота

При смешанной системе в регате могу участвовать яхты совершенно различной конструкции. Но в таком случае возникает закономерный вопрос: как справедливо определить победителя? Очевидно, что на 600-мильной дистанции Fastnet Race, например, 30-метровая макси-яхта легко обойдет относительно небольшую яхту типа Class 40 из-за лучшей мореходности и фантастической площади парусов. Здесь организаторам приходится изощряться, обычно используют два метода: введение дивизионов и определение победителя по гандикапу.

Дивизионы нужны для распределения яхт на группы — в каждом из них собраны яхты с примерно одинаковыми ходовыми характеристиками. В отличие от гонки монотипов, в подобных регатах нельзя ограничиться одним трофеем — для каждого дивизиона он свой. А учитывая разнообразие специальных кубков, в крупных регатах может набираться до 10 наград в разных “номинациях”.

Гандикапная система необходима для уравнения шансов яхт. В регатах, с разнообразным составом яхт-участников, приход к финишу первым вовсе не гарантирует победы! Для начала все суда-участники определяют свой индекс по специальной рейтинговой системе, а после финиша время экипажа пересчитывают с учетом индекса яхты. И уже по скорректированному времени определяют победителя.

Впрочем, не надо думать, что если вы придете первым на типичной парусной регате с не монотипным флотом, например, Sydney to Hobart race, то останетесь совсем без трофея. Нет, для таких судов есть специальный приз — Line Honour, за него обычно ведут жесткую борьбу макси-яхты, которые первыми приходят к финишу.

Парусные регаты проводят сразу в разных форматах, подбирая их под специфику маршрута, судов, участников. Принято выделять три главных формы проведения соревнований:

Регаты с полным экипажем

Этот тип можно найти на всех видах дистанций — от коротких гонок вокруг буйков вроде Кубка Америки до кругосветных регат таких как Volvo Ocean Race. Эти регаты характеризуются тем, что моряков на яхте столько, сколько предусмотрено конструкцией. Естественно, это зависит от типа и размера судов, а иногда и от состава команды. Например, для яхты Volvo Ocean 65 чисто мужской экипаж составляет 8 человек, чисто женский экипаж для такой же яхты — 11, а в случае смешанного экипажа — 9 яхтсменов. В некоторых случаях счет идет на десятки! Для управления легендарным J-классом может потребоваться до 30 моряков.

Регаты с полным экипажем популярны и среди любителей. Новички могут взять в аренду яхту с 1-2 опытными яхтсменами и погонятся с конкурентами. По такому принципу проходит довольно много прибрежных регат, хорошим примером будет уже упомянутая выше Marmaris International Race Week.

Одно из важнейших различий в регатах — в типе яхт-участников и системе определения победителя. Эти два показателя тесно связаны между собой, и составляют важный нюанс яхтенного дела.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Строение парусного корабля

Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.

Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.

Также основными элементами являются:

  • рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом);
  • такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи);
  • паруса (косые, прямые).

Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции; а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.

Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности; на него крепят косые паруса.

Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:

  • ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы);
  • штаги, которые крепят мачты спереди;
  • бакштаги, закрепляющие бушприт.

Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.

Выделяют такие виды такелажа:

  • галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику);
  • шкот (управляет парусным снаряжением);
  • фал (поднимает парус);
  • брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).

Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.

По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).

Основные виды парусного вооружения изображены на фото.

Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.

Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга; шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.

Профессиональные регаты

Профессиональные парусные гонки очень разнообразны. Яхтсменов-профи можно увидеть на океанских, кругосветных регатах или регатах с коротким курсом. Характеризуются такие регаты не только высоким уровнем навыка у экипажей, но и большими деньгами, без которых в современном спорте мало что возможно. Яхты, стоимостью в несколько миллионов долларов здесь совсем не редкость, зарплаты у экипажей тоже соответствующие. Но и отдача у спортсменов должна быть на высочайшем уровне.

Профессиональные регаты бывают почти всех типов. Здесь и портовые гонки, и океанские и, конечно, кругосветные. America’s Cup, классическая конка с коротким курсом — это, пожалуй, высшая награда для яхтсмена. Завоевать этот трофей необычайно сложно, но перед этим нужно стать одним из лучших яхтсменов мира, быть минимум в сотне высококлассных профи. Конечно, недостатка в спонсорах и зрителях там нет! Тот, кому больше по душе длительные плавания выберет скорее кругосветные регаты. Они для профессионалов разные по формату, но неизменно тяжелые. Vendee Globe — одиночная кругосветка или Volvo Ocean Race, единственная кругосветная регата с полным экипажем — любой из этих кубков ставит шкипера в ряд лучших в своем деле.

Естественно, яхты тоже совсем разные и подобрать себе класс, который больше импонирует по стилю, никому не составит труда. Есть IMOCA Open 60 — мощное и стремительное океанское судно, выдерживающие чудовищную непогоду, идеально приспособленное для кругосветного плавания. Тот, кто больше ценит чистую скорость не останутся равнодушны к катамаранам АС класса — яхтам для Кубка Америки. Пусть они совсем не приспособлены к океанским переходам, в портовых гонках им нет равных. Сверхтехнологичные суда, буквально парящие над поверхностью воды благодаря подводным крыльям, дадут в скорости фору многим!

Надо помнить, что парусные регаты только кажутся сложными и непонятными, но на самом деле это всего лишь первое впечатление. Яхтенный спорт отличается исключительной открытостью для новичков и любителей. Нужно всего лишь правильно подать информацию, яхты стоят того, чтобы в них разбираться!

Ссылки и литература

  • «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
  • «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
  • «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
  • «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
  • «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
  • «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
  • «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
  • Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
  • «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.

Основные элементы

Любой тип парусных судов собой представляет устройство, которое состоит из корпуса, где размещается команда, провизия, необходимое снаряжение.

Горизонтальная площадка сверху судна называется палуба. Задние и передние элементы корпуса, соответственно — корма и нос, подводная часть снизу — киль, ограничения двум сторонам — правый и левый борт.

Также в устройство парусного корабля входит:

  • паруса (прямые и косые);
  • такелаж — бегущий и стоячий (всевозможные цепи, металлические, веревочные канаты);
  • рангоут (мачты с гафелями, реями, бушпритом, гиком, стеньгами).

Бушпритом матросы называют брус, являющийся продолжением носовой части и располагающийся под углом к поверхности морской глади, куда закрепляются косые паруса.

Гафель — это рея, которая наклонена под углом к мачте, сюда закрепляется трапецеидальный косой парус. Гик — горизонтальная рея снизу. Стеньга фиксируется с мачтой и является ее продолжением.

Стоячий такелаж, как ясно из названия, неподвижен. Эти снасти надежно крепят стеньги и мачты, при этом они имеют следующие разновидности:

  • бакштаги, которые крепят бушприт;
  • штаги, закрепляющие мачты впереди;
  • фордуны и ванты, находящиеся по бокам (напоминают канатную лестницу).

Существуют следующие разновидности такелажа:

  • шкот (требуется для управления парусным снаряжением);
  • галс (фиксирует наклон паруса относительно гика, бушприта, палубы);
  • брас (необходим, чтоб развернуть рею горизонтальной к палубе в плоскости);
  • фал (требуется для поднятия паруса).

Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме бывают в виде прямоугольника, треугольника, трапеции.

По месторасположению — вдоль корпуса либо поперек — верхний парус и нижний (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (кливер, стаксель — оба являются добавочными) и прямые (брамсель, марсель, грот).

Также существуют латинские паруса — имеют вид треугольника, крепящегося к рее длинной частью, наклонены к мачте под углом около 44−57 град.

https://youtube.com/watch?v=mCq5vUHAuN4

Примечания и ссылки

заметки

  1. British Review или подборка статей, переведенных из лучших периодических изданий Великобритании. Том 55. Журнал; Дондей-Дюпре, 1840 г.
  2. Исидор Хедде , Практическое исследование экспортной торговли Китая. (С Огюстом Османном и Наталис Рондо) , Пэрис, Ренар,1848 г.
  3. Путеводитель по морским терминам (Chasse Marée, 1997) , стр.
  4. ↑ и
  5. Лаббок, Василий (1921). , с.198. Nautical Press, Глазго, J. Brown & Son (Glasgow) Ltd
  6. Словарь парусного флота (Pâris and De Bonnefoux, переиздание 1999 г.) , стр. 101
  7. Пэрис и Де Боннефу, Словарь парусного флота (1971) , стр. 326
  8. Руководство по морским терминам (Chasse Marée, 1997) , стр. 66

Библиография: Типология парусов.

  • Коллектив , Руководство по маневрированию на традиционных небольших парусных лодках , Le Chasse Marée,2001 г.( ISBN   )
  • Коллектив, Руководство по такелажу: Малая энциклопедия старых парусных судов , Le Chasse Marée,2000 г., 127  с. ( ISBN   )
  • Коллектив , гиды парусных лодок: узнайте старые буровые установки , Le Chasse Marée,1988 г., 72  с. ( ISBN   )
  • Коллектив, Путеводитель по морским терминам: Малый тематический морской словарь , Le Chasse Marée,2007 г., 136  с. ( ISBN  290370872X )

Тип парусника и такелаж

Такелаж по типу паруса
Треугольные паруса
  • Латинская вуаль
  • Арабская вуаль
  • Бермудская вуаль
  • Кормовая буровая мачта
  • Австронезийский парусный спорт
Аурические паруса
  • Аурическая вуаль
  • Роговой парус
  • Переход к третьему
  • Сприт парус
  • Houari вуаль
  • Парусный барахло
Квадратные паруса
Такелаж по организации парусов
Мэтт
  • Катер
  • Шлюп
  • Резак
Двухмачтовый
  • Бриг
  • Кирпич-шхуна
  • Бригантина
  • Senau
  • Шхуна
  • Шхуна-марсель
  • Франкская шхуна
  • Кетч
  • Yawl
Трехмачтовый
  • Трехмачтовый квадрат
  • Трехмачтовый барк
  • Трехмачтовая шхуна
  • Трехмачтовая шхуна
Четырехмачтовый
  • Четырехмачтовый квадрат
  • Четырехмачтовый барк
  • Четырехмачтовая шхуна
  • Четырехмачтовая шхуна
Пятимачтовые и более
  • Пятимачтовый квадрат
  • Пятимачтовый барк
  • Пятимачтовая шхуна
  • Пятимачтовая шхуна
  • Шестимачтовая (шхуна)
  • Семимачтовая (шхуна)
Такелаж по возрасту их бума
древность
  • Сложная ситуация
  • Бирема
  • Трирема
  • Пентеконтест
  • Тессараконтерес
  • Дромон
  • Доу
Средний возраст
  • Драккар
  • Knarr
  • Byrding
  • Карфи
  • Снеккья
  • Cogue
Возрождение  : великие изобретения
  • Carrack / Неф
  • Каравелла
  • Китайская лодка с сокровищами
16-17 века: Великие исследования и поселения
  • Галеон
  • Манильский галеон
  • Галеасс
  • Индиамец
  • Pinasse
  • Polacre
  • Pinque
  • Тартан
  • Chebec
  • Атакебуне
  • Фусте
18-19 века: Империи
  • Авизо
  • Военный шлюп
  • Корвет
  • Фрегат
  • 12 фрегат
  • 18 фрегат
  • 24 фрегат
  • линейный корабль
  • Корабль из 118 орудий и более (Марсельский коммерческий класс)
  • 80-пушечный корабль (класс Тоннер)
  • 74-пушечный корабль
  • 64-пушечный корабль
  • Корабль 1 – го  ранга
  • Судно 2 е  Оценка
  • Судно 3 – го  ранга
  • Корабль 4 – й  разряд
  • Корабль 5 – й  разряд
  • Корабль 6 – го  ранга
  • Man’o’war
  • Флейта
  • Гурабе
  • Беландре
19-20 века: приход металла
  • Машинка для стрижки
  • Высокий железный парусник
  • Мыс Хорнье
  • Ньюфаундленд
  • Линкор
Различная оснастка по использованию
Различная рыбацкая лодка
  • Бискин
  • Данди
  • Люггер
  • Острый
  • Mourre de pouar
  • Каталонская лодка
  • Лоток
  • Мангольд
  • Йоле де Бантри
  • Йоле
  • Охотник за приливами
  • Щиток
Разное грузовое судно
  • Аак
  • Hourque
  • Кофф
  • Габаре
  • Лодка vlie
  • Кот
Различные традиционные парусники
  • Фелукка
  • Хлам
  • Пиниси
  • Дони
  • Джангада
  • Sandeq
  • Каноэ с аутригером
  • Прао
  • Wa
Современные спортивные парусники
  • Киллер
  • Однокорпусный
  • Многокорпусный

    • Катамаран
    • Тримаран
    • Квадримаран
  • Яхта
  • 60 футов IMOCA
Общие термины и списки
  • Старая буровая установка
  • Парусник
  • Список крупнейших парусных судов
  • Список типов лодок
  • Список музейных кораблей
  • Список воображаемых лодок
  • Список французских судов
  • Морской портал
  • Парусный портал
  • Список типов судов
  • Список типов лодок

Купить в магазине

На сегодняшний день многие исторические парусники уже не существуют и остались только на страницах приключенческих романов и на картинках в журналах и книгах. Но не стоит сильно расстраиваться. В магазине можно приобрести модели парусных судов, предназначенные для тематического декора. Существуют также специальные наборы и пособия для сборки парусных кораблей своими руками. Стоит отметить, что собирать модели кораблей – это очень занимательное хобби, набирающее обороты в России.

Самые знаменитые и легендарные парусные суда, фото и модели которых пользуется популярностью:

Барк «Индевор» – это знаменитое судно Джеймса Кука, на котором он плавал к неизведанным тогда берегам Австралии и Новой Зеландии.

«Нева» и «Надежда» – два шлюпа, которые впервые в российской истории совершили кругосветное плавание.

«Принц» – английский фрегат, затонувший в 1854 году в Черном море после катастрофического шторма. Популярность получил благодаря слухам о затонувших сокровищах, которые он перевозил.

«Мэри Роуз» – флагманский военный английского короля Генриха восьмого, который трагически затонул в 1545 году.

«Great Republic» – самый большой клипер девятнадцатого века, который был построен известным судостроителем Дональдом Маккеем.

«Ариэль» – британский клипер, который прославился благодаря тому, что в 1866 году выиграл знаменитую «чайную гонку» из Китая в Лондон.

«Приключение» – это корабль одного из самых известных пиратов – капитана Уильяма Кидда.

Внешний вид

Спина рыбы имеет черный цвет, имеющий синий отлив. Коричнево-голубые бока рыбы украшены голубыми пятнышками. Брюхо рыбы белое, отливающее серебром. Главный плавник синего цвета с черными вкраплениями. Хвост и другие плавники черные с полосами голубого цвета.

Парусник – рыба огромного размера – до 2-х метров молодые особи и более 3-х метров – взрослые самцы. Ее вес достигает 100 килограммов. Эта рыба довольно редкая. Кроме редкости, она очень быстро передвигается и отличается красотой. Очевидно, отличает эту рыбу от других спинной плавник, по форме и строению напоминающий парус. Начинается этот плавник от затылка рыбы и проходит почти по всей длине спины. Сразу за ним расположен небольшой второй плавник, схожий по форме со вторым анальным. Между тем анальные плавники различного размера – первый несколько выше второго, на задней части имеет выемку. Грудные плавники находятся ближе к нижней части рыбы, при этом брюшные, расположенные рядом, имеют значительную длину.

Оффшорная регата

Оффшорные регаты довольно сильно отличаются от вышеописанных типов гонок. Прежде всего, это касается маршрута — его прокладывают в открытом море, вне видимости берегов. Протяженность маршрута может быть самой разной — от 150 до 1000 миль

Во время таких гонок становится более важной ветровая стратегия — гигантское пространство гоночной “трассы” позволяет шкиперам самим выбирать курс, в пределах разумного, конечно. Экипажи, участвующие в прибрежной, а уж тем более в регате вокруг буйков, лишены такой возможности

Однако существует классическая протяженность дистанции для оффшорных гонок — порядка 600 миль. Такое расстояние было признано оптимальным — большинству участников требуется несколько суток чтобы его преодолеть. Хотя и тут есть нюансы — макси-яхты проходят дистанцию намного быстрее.

Место старта и финиша может совпадать, а может находиться в разных местах — как в регате Сидней-Хобарт, например. Следует сказать, что оффшорные гонки часто бывают довольно опасными, поэтому требуется соответствующее оснащение яхт, а иногда вводятся даже плавательные цензы. То есть чтобы поучаствовать в соревновании класса Fastnet Race (более подробно тут) вам придется пройти в море несколько сотен миль. Обе эти регаты сейчас спонсируются компанией Rolex, а если учитывать еще и Rolex Middle Sea Race, то можно сказать, что швейцарский бренд забрал “под крыло” одни из самых престижных оффшорных регат.

Регаты одиночных экипажей (single-handed)

Следует сказать, что данный термин стоит употреблять правильно. Фактически, к single-handed можно отнести довольно много соревнований, в том числе те, где участвуют маленькие яхты (класса Optimist или El Toro) — такие суда в принципе строились и конструировались на одного человека. Но в парусном спорте одиночными называют регаты, участники которых в одиночку выполняют на яхте работу, рассчитанную на несколько человек. Например, в одиночную кругосветную регату Vendee Globe участники отправляются на яхтах класса Open 60, а ними ведь и вдвоем-то не так легко управлять! Большинство одиночных регат рассчитано на дальние и очень дальние дистанции — кругосветные и трансокеанские (Route du Rhum или Mini-Transat).

Еще одной проблемой для яхтсмена-одиночки является быт. Во время прохождения дистанции надо умудрятся спать и готовить — а как это сделать, если некому поручить управление лодкой? Моряки прибегают к самым разным уловкам — спят короткие периоды по 20-30 минут, чтобы постоянно контролировать обстановку, используют автопилот.

Совсем жесткие требования безопасности к участникам. Страшный сон любого участника одиночной кругосветки — его смывает в бушующее море, а яхта на автопилоте уходит вдаль… Поэтому моряки пользуются кучей канатов и страховок при передвижении по палубе, а некоторые даже бросают канат с кормы в воду на всякий случай, хоть это и будет отчаянным везением, если удастся спастись благодаря нему. Одиночные регаты считаются тяжелейшим испытанием для моряка любого уровня.

Устройство парусного судна

Классическая схема парусного судна включает четыре части: корпус, рангоут, такелаж и паруса.

Рангоут

Рангоут — система мачт, реев, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т. п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).

Такелаж

Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали или нержавеющей стали.

Бегучий такелаж предназначен для управления парусами — их подъёма, уборки и т. п.

Паруса

Парус — движитель парусного судна — кусок материи, на современных судах — синтетической, крепящейся к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые.

Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет судну двигаться круто к ветру.

Это интересно: Паруса для гребной лодки Пелла

трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)

каравелла – имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.
 

шхуна – тип морского парусного судна, которое имеет не менее двух мачт с косыми парусами. По типу парусного вооружения шхуны разделяются на: гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и еще одним дополнительным прямым парусом – брамселем. При этом в ряде случаев марсельскую и брамсельную двухмачтовые шхуны, особенно с брифоком, можно перепутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов – гафельных или бермудских, шхуна может быть и марсельной (брамсельною). Шхуны имеют небольшую осадку, что позволяет заходить даже на мелководье.
 

барк – большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.
 

баркентина (шхуна-барк) – как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.
 

фрегат – парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.
 
Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.

Подведем итоги

В последние годы парусный туризм приобретает новых поклонников. Европейцы и россияне готовы платить достаточно большие деньги за то, чтобы наслаждаться живописной природой, иметь возможность изучать исторические объекты. Яхтинг предполагает невероятные путешествия под парусами, наслаждение ощущением свободы и независимости.

0%

Для чего был сделан Колокол Свободы – один из известных символов Америки?

Чтобы напоминать о церковных службах

Созывать жителей города

Оповещать о пожаре

Оповещать о смерти одного из жителей

Правильно!
Неправильно!

Где находится гора Моисея?

Читтагонг, Бангладеш

Тель-Авив, Израиль

Синай, Египет

Фетхие, Турция

Правильно!
Неправильно!

Проверь себя, насколько хорошо ты знаешь достопримечательности мира

Недостаточно знаний!
Не расстраивайтесь! Скорее всего, вы когда-то слышали об этих необычных местах и достопримечательностях, но никогда не посещали их лично. У вас все еще впереди! Пройдите тест еще раз и закрепите свои знания.

Хороший результат!
Наверняка многие достопримечательности мира вам знакомы не понаслышке. Вы можете пройти тест еще раз и увеличить свои баллы до максимума.

Потрясающие знания!
Поздравляем! Вы имеете достаточно знаний о мировых достопримечательностях. Продолжайте в том же духе и переходите к следующим тестам.

  Пройди снова!

Посмотреть другие тесты

Яндекс Новости

Google Новости

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий