Параплан. Виды и устройство. Как летать и особенности

Что такое параплан

Когда около в 1980х годах появились и стали популярны дельтапланы, казалось, ничего более доступного придумать нельзя. Но все-таки, вес дельтаплана 25-40 кг (+ вес подвесной системы ~5-10 кг), собирается он не менее чем за 30 минут, и перевозить его достаточно проблематично. Техника пилотирования дельтаплана сложнее, чем у параплана, поэтому требуется более длительное обучение. Требуется не менее 10-15 занятий, что получить базовые навыки пилотирования дельтапланом. При этом ученик тратит много физических сил, и обучение проходит не всегда безболезненно. Многочисленные ушибы и перенапряжения мышц – обычные проблемы при обучении на дельтаплане.

Вес параплана – 5-8 кг (+вес подвесной системы ~5-10 кг), он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место. Начальный курс обучения проходится за 5-7 занятий, причем ученик за это время вплотную подходит к парящим полетам. Также, во время обучения, когда ученик совершает полеты сверху вниз, ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом. А простое управление и небольшая скорость полета делают обучение на параплане намного менее травматичным, чем обучение на дельтаплане.

При этом у дельтаплана есть два неоспоримых преимущества – скорость и качество. Современные безмачтовые дельтапланы имеют максимальную скорость более 120 км/ч против 65 км/ч у лучших спортивных парапланов. И аэродинамическое качество дельтапланов достигает 15-18 единиц против 10-11 единиц у самых совершенных парапланов. Бесспорно, конструкция дельтаплана аэродинамически более совершенна конструкции параплана. Большая скорость и качество позволяет проходить большие дистанции дельтапланам. Так же для дельтаплана допустим более сильный ветер на старте, чем для параплана. Отчасти это компенсируется трудностями взлета на дельтаплане с боковым ветром, в штиль с небольших площадок и практически невозможным стартом с попутным ветром.

Но на земле достоинства жесткой конструкции дельтаплана оборачиваются трудностями при транспортировке. Далекий полет на дельтаплане немыслим без организованного подбора на машине. К тому же на небольшую посадочную площадку, где без труда сядет параплан, не всегда приземлится дельтаплан. Это лишает дельтапланеристов возможности летать во многих местах, где летают на параплане. В России дельтапланеристы обычно летают либо около старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на соревнованиях с организованным подбором.

Параплан в большой степени свободен от этих проблем. С небольшим рюкзаком легко сесть в машину, или в любой общественный транспорт, добираясь до парадрома или после маршрутного полета. Небольшая масса и габариты параплана не составит проблем при погрузке в поезд и не заставит переплачивать за огромный перегруз в самолете, как с дельтапланом.

С точки зрения безопасности явных преимуществ у дельтаплана перед парапланом нет, как и наоборот. Поэтому в России парапланеризм получил гораздо популярность, чем дельтапланеризм.

Парапланы

Виды парапланов имеют различия в зависимости от классификации и назначения. Несмотря на то, что крыло и подвеска составляют целостность параплана как летательного аппарата, они классифицируются независимо и раздельно. При этом допускается произвольное комбинирование крыльев и подвесок в зависимости от условий эксплуатации.

Классификация парапланов

Существует несколько видов классификации парапланов согласно различным системам сертификации; классификация и сертификация СЛА неразрывно связаны.

Таблица: классы безопасности парапланов (крыльев) по французской системе сертификации AFNOR

Название классаНазначениеХарактеристики
StandardДля пилотов, имеющих небольшие налёты, начинающих и редко летающихПростота управления, высокая степень безопасности, невысокие лётные качества, но способность самостоятельно выходить из опасных режимов, относительная независимость от ошибок пилотирования
PerformanceДля опытных, хорошо подготовленных пилотовВысокие лётные качества, для управления требуется определённый опыт пилотирования, способность принимать правильные решения при выходе из опасного режима
CompetitionДля пилотов со значительным опытом, профессионалов и спортсменовВысочайшие лётные качества, требующие от пилота специальных знаний и навыков, значительного опыта и способности чётко определять последовательность действий для выхода из опасных режимов.

Подвесные системы классифицируются не по уровню безопасности, а соответственно условиям использования, они бывают:

  • учебными — оснащёнными надёжной системой защитных протекторов, для сидячего положения пилота;
  • универсальными — для полу-лежачего, но регулируемого в широких диапазонах положения спортсмена;
  • спортивными — для лежачего положения спортсмена, в оснащении предусмотрены обтекатели;
  • облегчёнными — оснащёнными только базовыми элементами или дополнительными по минимуму;
  • «Акро» — выдерживающими максимально допустимые нагрузки, с местом для 2 запасных парашютов;
  • тандемными — снабженными специальной подвеской для пассажира;
  • комбинированными (трансформерами) — совмещающими функции подвески и рюкзака для транспортировки всего комплекта оборудования;
  • для мотолётов — оснащённые системой крепления силового агрегата (парамотора).

Как уже отмечалось, крылья и подвески разных классов и типов могут использоваться в произвольных комбинациях.

Моторные и безмоторные парапланы

По назначению выделяют следующие виды парапланов:

  • учебные, или школьные, предназначенные для новичков, приступающих к обучению;
  • Cross-country (англ. Кросс-кантри – напрямик) — для полётов по заданным маршрутам;
  • «Акро» — парапланы для аэробатики, вида параглайдинга с элементами высшего пилотажа;
  • тандемы — 2-местные аппараты, предназначенные в основном для полётов инструкторов с пассажиром, не имеющим спецподготовки;
  • паралёты, или парамоторы — моторизированные парапланы.

Наибольшей популярностью среди российских парапланов класса Standard пользуются модели «Танго», «Корвет» и «Айвенго», а в классе Performance – «Дарт».

A-D класс: от новичка до профи

Помимо французской системы сертификации AFNOR существуют еще немецкая система LTF (бывшая DHV) и единая евро-норма CEN, которая получила широкое применение с 2006 года. Согласно европейской норме и в сравнении с системой AFNOR парапланы классифицируются следующим образом:

  • класс A (или класс 1 по системе LTF) — простейшие и максимально безопасные парапланы для новичков, полное соответствие классу Standard по системе AFNOR;
  • класс B (или 1-2 по LTF) — аппараты для пилотов, обладающих минимальными навыками, полное соответствие классу Standard;
  • класс C (или 2 по LTF) — для тренировки пилотов с определённым количеством учебных налётов, средними навыками и опытом, нечто среднее между классами Standard и Performance;
  • класс D (2-3 по LTF) — парапланы для профессиональных спортсменов, класс D по системе CEN полностью соответствует классу Performance по AFNOR.

В немецкой классификации LTF имеется также класс 3, полностью соответствующий характеристикам класса Competition по системе AFNOR.

Как я стал экстремалом

Моя жизнь, начиная с раннего детства, наполнена острыми ощущениями. В четвертом классе меня отдали в парусный спорт. Навыки, полученные во время регат, мне до сих пор сильно помогают. Могу с закрытыми глазами завязать любой узел.

Также в детстве выработалась способность не бояться обстоятельств. Мы выходили в море, попадали в шторм, и каждый был наедине со стихией. Это была прекрасная закалка.

С седьмого класса занимался виндсерфингом. Как-то на соревнованиях на Красноярском водохранилище у меня расслоилась доска, я начал тонуть посреди водоема. Во Владивостоке по той же причине чуть не утонул в море. Но каждый раз как-то доплывал до берега.

В начале 90-х, когда учился в институте, занялся дайвингом. Для этого ездил в Египет, где прошел курс и доучился до дайвера-спасателя и инструктора. В то же время освоил горные лыжи и сноуборд. Потом был парашют: пять лет вместе с женой мы активно занимались прыжками в Новосибирске.

Подходя вплотную к зоне риска, испытывая пограничные ощущения, я тренирую свои реакции, учусь справляться с критическими ситуациями

Примерно в 2000 году, возвращаясь с прыжков, я увидел, как с крутого берега реки кто-то спускается с помощью цветастого купола, как позже выяснил, параплана. Подъехал, спросил: «Можно тоже попробовать?» Ребята ответили, мол, конечно, надевай подвязку. Ни инструктажа, ни обучения. В момент, когда меня запустили, подул сильный ветер, который подхватил меня и понес спиной на сосны. Помню, как крикнул ребятам: «Что делать-то?» Они ответили: «Молись!»

До деревьев я не долетел метров пять: ветер ослаб и я смог спуститься к реке. Приземлился, сложил параплан, закинул его на плечо, взбежал обратно на гору и говорю: «Хочу еще!»

Нужна ли сертификация?

Введение сертификации на парапланы изначально преследовало цель обезопасить полеты. Присвоение класса аппарату дает представление о том, каких технических возможностей можно от него ожидать и предугадать его поведение в сложных ситуациях (срыв, сложение).

Россия

Российские парапланеристы отмечают, что все сертификационные тесты проводятся в спокойном воздухе над водной поверхностью и на большой высоте, поэтому не позволяют спрогнозировать поведение аппарата в нестабильных естественных условиях. Таким образом, сертификаты не дают гарантии безопасности полёта, но их отсутствие может привести к проблемам с надзорными органами.

Чтобы приобрести сертифицированный параплан, рекомендуется обращать внимание на нашивку, подтверждающую сертификацию крыла. Если такой нашивки нет, параплан не сертифицирован

Несанкционированные (без разрешения соответствующих органов) полёты на параплане в России облагаются штрафами «за нарушение правил полётов».

Европа

Со времени регистрации параглайдинга как спорта в европейских странах и введения стандартов классификации парапланов в середине 1990-х годов, их сертификация для осуществления полётов стала обязательной. Пилот, использующий крыло без подтверждения сертификации и нарушающий другие правила и законы малой авиации, может быть оштрафован службой контроля на сумму от 300 до 2000 евро.

Купоны на полеты на параплане, дельтаплане, прыжки с парашютом и другие активности: https://ktoletit.ru/biglion/

Состояние летательного аппарата

Лучше всего приобретать новый летательный аппарат, но когда такой возможности нет, можно купить поддержанный

Никто не дает гарантий, что параплан долго прослужит, поэтому важно тщательно провести осмотр

Поддержанная техника не подойдет начинающим пилотам, так как у них нет опыта в выборе парапланов, и они могут купить некачественный товар, который сложно будет в дальнейшем перепродать. Лучше спросить мнение более опытных пилотов, которые предоставят независимую критику.

Главное, что нужно учесть при покупке поддержанного параплана:

  1. Дата выпуска и год разработки модели.
  2. Фирма-изготовитель.
  3. Степень изношенности.

Не стоит экономить деньги и покупать несертифицированный товар, лучше накопить средства на качественный летательный аппарат. Перед покупкой нужно ознакомиться с отзывами и мнениями покупателей, чтобы приобрести хорошее и долговечное изделие.

Места, где летают на парапланах

Стоит признать, что в европейской части России не много мест, пригодных для параглайдинга. Тем не менее, и в Москве, и в Санкт-Петербурге имеются аэроклубы, освоившие лётные маршруты своих местностей. Как уже говорилось, для успешного старта необходимо найти горный склон хотя бы с минимальным перепадом высоты (30-40 м). Такие места встречаются и в европейской части, и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

Города и споты в России

Список городов и регионов, где имеются аэроклубы, занимающиеся параглайдингом:

  • Москва (школы при МАИ и «Вектор»);
  • Санкт-Петербург («Азарт»);
  • Астрахань (парапланерный клуб г.Астрахань);
  • Башкирия (Учебный центр парашютного спорта, Уфа);
  • Белгород (парапланерный клуб);
  • Благовещенск (АОООРП «Амур Параглайдинг»);
  • Брянск (клуб АТСК «ПЕРЕСВЕТ»);
  • Владимирская область (клуб «Полет»);
  • Волгоград (клубы в г.Волгоград и г.Волжский);
  • Воронеж (парапланерный клуб «Грань-Аэро»);
  • Екатеринбург (клуб «В небе.ру»);
  • Йошкар-Ола («Перм-Аэро»);
  • Казань (Центральный аэроклуб республики Татарстан);
  • Краснодарский край (клуб «SkyKrd», Сочи, Красная поляна);
  • Крым («South Paragliding»);
  • Орел-Вяжи («Параплан 57»);
  • Омск (парадром Камышино);
  • Пенза (сообщество парапланеристов и дельтапланеристов Пензенской области);
  • Ростов-на-Дону (лётная школа);
  • Самара (клуб «Высота»);
  • Саратов («Полеты на параплане Саратов Балаково Хвалынск»);
  • Тверь (лётно-технический клуь СЛА «Воздушный конь»);
  • Ульяновск (Ульяновский парапланерный клуб Сергея Малышевского);
  • Чебоксары (авиаклуб);
  • Ярославль (FLIGHT CLUB Ярославль).

В список могли не попасть аэроклубы, открывшиеся недавно, поэтому стоит наводить справки по своему региону самостоятельно.

За рубежом

Зарубежный (особенно европейский) параглайдинг отличается большей развитостью инфраструктуры, упорядоченностью юридических вопросов в отношении спорта и, конечно, большим разнообразием поразительных ландшафтов. Сегодня наибольшей популярностью среди парапланеристов пользуются полёты в таких местностях, как:

  • Крушево, Македония — буйно-цветущая природа, широкие долины и словно обтянутые зелёным плюшем горные хребты с высоты летящего параплана завораживают своей красотой;
  • Покхара, Непал — полёт открывает вид на непередаваемо красивые пейзажи гималайских вершин Манаслу, Аннапурна, Дхаулагири и горное озеро Фева;
  • Хемседал, Норвегия — красота норвежских фьордов, диких горных вершин и суровой природы особенно впечатляет в летнее время;
  • Олюдениз, Турция — руины древних городов, Голубая лагуна, Долина Бабочек – всё это открывается взору пилота, шагнувшего в небо с горы Бабадаг;

https://youtube.com/watch?v=jnfyedZTafE

  • Шамони-Монблан, Альпы, Франция — место претендует на титул родины парапланеризма, лётный сезон здесь открыт с ранней весны до глубокой осени;
  • Дюна в местечке Пиле, Франция — крупнейшая в Европе Дюна поражает своими размерами и окружающей природой – бархатно-зелеными лесами и водами Атлантического океана;
  • Рио-де-Жанейро, Бразилия — с высоты птичьего полёта можно увидеть весь город как на ладони, сахарную голову Рио и величественную статую Иисуса Христа;
  • Долина Напа, США — край американского виноделия с ухоженными виноградниками и залитыми солнцем долинами с высоты кажутся просто сказочными;
  • Куинстаун, Новая Зеландия — непревзойдённой красоты пейзажи запечатлены в фильме «Властелин колец» и, можно сказать, в рекламе не нуждаются.

Это далеко не полный перечень сказочно красивых мест нашей планеты, которые желательно увидеть с высоты.

Мировые рекорды

Определяется FAI, Категория РПФ1.

  • Текущий мировой рекорд высоты для механических парапланов (RPF1TM) составляет 7 589 м (24 898 футов). Он был установлен Рамоном Морилласом Салмероном (Гранада, Испания) 19 сентября 2009 года во время полета на параплане Advance Sigma и раме PAP с двигателем HE R220Duo.
  • Широко разрекламированная попытка рекорда высоты была сделана Беар Гриллс 14 мая 2007 года в 09:33 по местному времени над Гималаями с использованием двигателя Parajet, изобретенного Гило Кардозо, и специально разработанного рефлекторного крыла параплана, изобретенного Майком Кэмпбелл-Джонсом из Парамания. Кардозо, который также летал в этой попытке, имел проблемы с двигателем, из-за которых его подъем на 300 метров был меньше рекордного. Гриллс продолжал заявлять о высоте 8 990 м (29 494 фута), хотя удовлетворительные доказательства этого утверждения не были представлены FAI, поэтому он не был признан мировым рекордом для этого класса самолетов.
  • Расстояние по прямой без приземления: 1105 км (687 миль) установлено 23 апреля 2007 года Рамоном Морильясом Сальмероном, летевшим из Херес-де-ла-Фронтера, Кадис (Испания) в Лансароте, Канарские острова (Испания) на параплане Advance Omega 7.

Согласно Книге рекордов Гиннеса

Самый длинный путь на параплане с электроприводом составляет 9 132 км (5674,35 миль), и его совершил Мирослав Орос (Чешская Республика), пролетевший по всей Чешской Республике, начиная с Сазены и заканчивая Липово-лазном с 1 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года.

Второе самое длинное путешествие на параплане: 8008 км (4976 миль), установлено 24 августа 2009 года. канадского фотографа и режиссера-документалиста Бенджамина Джордана во время его кампании Above + Beyond Canada. Во время беспрецедентного перелета между Тофино, Британская Колумбия, и заливом Святого Лаврентия, Северная Каролина, кампания через Канаду включала 108 рейсов с посадками в школах и летних молодежных лагерях по пути. Джордан выступил с мотивационными речами и расположил их на земле по форме перед тем, как отправиться в следующий этап своего путешествия. Средства, собранные в ходе поездки, были переданы различным благотворительным организациям по всей Канаде, чтобы помочь детям из малообеспеченных семей посещать летний лагерь.

Как это бывает: первый самостоятельный полет

Первый полет самый яркий! Всегда завидую тем, кто летит впервые! Мой первый полет я никогда не забуду. Я уже прыгал с парашютом, поэтому решил лететь без инструктора, но с наушником, через который РП мне все рассказывал. Ходил я в школу парапланеризма не один, а с другом. Он мне как-то позвонил и сказал срочно собираться, потому что «ветер поймали» (он на тот момент уже активно летал). Собирался 20 мин., приезжаю, есть мой тренер со школы, параплан готов, только взлетай. Хотя страха я не чувствовал и на земле аппаратом уже управлял, все же подниматься в небо было страшновато. Я не хотел показывать, что трушу и тщательно проверял снаряжение. Короче, пока собрался взлетать, ветер усилился (когда приехал на холм, было 3 м/с, а стало 5). Пришлось менять место. Когда мы переехали чуть дальше, я все же набрался смелости и побежал! Когда ноги оторвались от земли, стало немного страшно, меня подбросило сразу на 10 м вверх! Ощущения очень странные, но приятные. Сначала инстинктивно начал хвататься за сами стропы, а в наушник услышал строгий голос инструктора: «Клеванты хватай!». Короче, после первого шока, начал пробовать менять направление параплана, все довольно просто, но очень необычно.

Во-первых, крыло инертно: тянешь клеванту, а разворачивать начинает секунд через 5-7. Во-вторых, когда поворачиваешь, тебя отбрасывает немного в сторону, а сразу кажется, что летишь не туда, куда надо, создается впечатление, что купол не слушается, но к этому привыкнуть надо. Главное – следовать правилам и если надо влево, то тянуть клеванту влево. Летал я 20 минут, немного вдали от других пилотов, потому что впервые. Ощущение полета очень клевое! Все время хотелось орать во все горло: «УРАААА!», по спине муравьи бегут, в сердце в пятках замирает. Страха нет, а адреналин в крови хлещет, как на круто аттракционе, только раз в 10 круче! Максимально поднялся на высоту 250 метров, инструктор посоветовал выше не брать, а «повисеть». Сел я, как ни странно, очень легко и плавно. В воздухе наловчился тормозить и снижаться, привык к инертному куполу, поэтому и сел нормально, плавненько так.

Всем, кто хочет попробовать летать, рекомендую! Ощущений хватает на недели, особенно после первого раза, это незабываемо.

Кому полеты на параплане жизненно необходимы?

Если вы боитесь высоты и можете запаниковать, тогда взлетать самому не стоит. Проведите несколько полетов с инструктором в тандеме, это лучшая психологическая подготовка. Вы будете знать как вести себя в воздухе, чего ожидать, каковы ощущения и т.д.

Конечно, это не единственное противопоказание. С высоким давлением, проблемами с сердцем, повышенным внутричерепным давлением и т.д. от полета лучше воздержаться. В воздухе нужен натренированный вестибулярный аппарат, крепкие кости и мышцы, которые не позволят травмироваться при посадке. Не рекомендуется подниматься в воздух беременным или лицам после тяжелых травм.

Полет на параплане – это незабываемое удовольствие и непередаваемое ощущение свободы. Летают миллионы людей и каждому этот спорт под силу, стоит только внимательно подойти к подготовке и обучению.

Мотопараплан.

Это тема для отдельного разговора, но мы постараемся вкратце объяснить, что это такое – мотопараплан. Парамотор представляет собой маленький, небольшой по весу двигатель с винтом. Находится он за спиной пилота. Винт создает тягу, и она подталкивает пилота в спину. Существует два вида паромоторов.

Первый – это ранцевая установка, которая крепится на спине пилота и соединяется с подвесной системой. Старт и приземление происходит на ноги.
Второй – паралет. Этот вид парамотора используется реже. Представляет он из себя тележку на колесах с амортизаторами.

Для людей, у которых не много времени, чтобы ждать подходящей для занятий погоды и тех, кто парит над равнинами, мотопараплан самое лучшее решение. Стоимость мотопарапланов довольно высока и варьируется от 2 до 6 тыс. евро.

Благодаря мотопараплану, пилот не зависит от погоды, от площадки

Этот планер может взлететь с любого ровного места, ему неважно направление ветра. Единственное, что его ограничивает – это объем топливного бака

Как правило, его хватает на три часа полета. Подготовка к полету тоже не требует много времени, достаточно пятнадцати минут. Для транспортировки мотор вполне можно положить в багажник машины. Полет на мотопараплане не ограничен местом и высотой (до 5 тыс. метров), кроме того, вы будете ощущать скорость.

Кроме таких сказочных возможностей, у мотопарапланов имеются и недостатки. При сильном ветре или высокой турбулентности возрастает риск травматизма. Поэтому в летнее время лучше всего осуществлять полеты утром и вечером. С мотором пилот хуже чувствует крыло и труднее управляет планером, чем при полете на параплане. Крылья мотопараплана способствуют быстрому снижению и имеют невысокое качество, а сопротивление винта идет им не на пользу.

Кроме этого, чтобы использовать парамотор, нужно быть физически сильным человеком, ведь его вес составляет от 20 до 40 килограммов. С этим грузом вам придется разбегаться.
Ну и последний недостаток – это хранение. В доме или квартире это невозможно, так как они сильно пахнут бензином.

Кроме того, читайте на сайте:

Какие шаги необходимо проделать для первого полета на пароплане?

Прежде чем почувствовать красоту полета, необходимо пройти несколько подготовительных этапов:

психологическую настройку;
выбрать удобное время;
подобрать место для проведения полета;
пройти предварительную подготовку;
подготовить специальную экипировку.
Пройдя этапы подготовки, новичкам, решившим заняться параглайдингом, нужно: максимально ознакомиться с теорией полетов; пригласить тренера для обучения данным видом спорта;
соблюдать все необходимые правила полета; следить за погодными условиями;
иметь экипировку, помогающую защитить глаза и голову; пройти тренировки по управлению куполом.
Новичкам необходимо пройти предварительную подготовку, которая подразумевает: теорию; наземные занятия;
полет.
К теоретической подготовке относятся специальные занятия под руководством тренера, самоподготовка клиента, курс лекций, посвященных правильному взлету, посадке и поведению в воздухе.
Наземная подготовка включает в себя: занятия в тренажерных залах; тренировочные занятия с паропланом на земле.
Учебные тренажеры аппаратов способны поднять человека на высоту от двухсот до пятисот метров и дать возможность свободно парить в облаках, но для этого необходимо пройти летную подготовку.
Летная подготовка – основной шаг, который включает в себя: мастерство полета; безопасность;
контрольные полеты.
Обучение управлением аппарата не составит огромного труда для новичков. Это займет не более пятнадцати минут. Главное иметь сноровку и силу, позволяющую управлять данным устройством в воздухе.
Пройдя все предварительные этапы подготовки к полетам, курсантам необходимо помнить, что от качественной физической подготовки зависит безопасность новичка

Поэтому особое внимание следует уделить физическому состоянию организма, а для этого желательно посетить тренажерный зал в Приморском районе или находящийся недалеко от места жительства клиента, где можно пройти занятия для укрепления мышц тела, рук и ног, что позволит качественно управлять паропланом. Еще одним основным аспектом в подготовке к полету является выбор местности

Категорически запрещается летать в городской или сельской. Желательно совершать полеты только на специальных площадках.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий