Обучение виндсёрфингу — глиссирующий фордевинд

Школа виндсерфинга «Go! Wind». Хургада, Египет

Если хотите стать хорошим виндсерфером, отправляйтесь в Египет – одно из самых популярных мест для покорения волн и настоящая «средиземноморская Мекка» для любителей серфинга. Первая школа в нашем списке находится как раз в Египте.

«Go! Wind» — популярная школа, которая находится в паре десятков метров от освежающих морских волн. Географически расположена между Эльгуной и популярным курортом Хургада, куда ежегодно отправляются тысячи российских туристов. Одно из лучших мест для обучения. Ветер даже маститыми виндсерферами признан максимально подходящим для виндсерфинга и кайта: всегда достаточно сильный и приходит рано, что позволяет раньше начинать сезон. В течение почти всего года ветер дует в сторону берега – новичкам легко выходить в море и без проблем возвращаться на мелководье. К тому же, учитывая благоприятные условия и отсутствие препятствий, ветер в водах возле школы «Go! Wind» очень ровный и стабильный.

Но, не только местом расположения знаменита эта школа. Главная особенность – обучение по стандартам VGWS и IKO, которые являются международной нормой. Таким образом, обучение в «Go! Wind» это безопасно и профессионально.

Еще одна причина, по которой мы внесли эту школу виндсерфинга в наш список – удобное расположение и хороший отель, в котором проживают ученики. Комфортабельный Mirage Aqua Park & SPA построен словно специально для любителей водных видов спорта. Пляж отеля – полукилометровый отрезок белоснежного песка и отличные условия для серферов, как опытных, так и начинающих.

В километре от берега есть небольшая отмель, на которой начинаются занятия с теми, кто впервые встает на доску и пытается справиться с парусом для виндсерфинга.

Курсы движения относительно ветра

Курс – это под каким углом относительно ветра вы движитесь. В парусном деле существует курс относительно ветра – угол  между направлением ветра и направлением движения судна, отсчитываемый от носа. В зависимости от величины этого угла курс относительно ветра может быть острым или полным.

Левентик (le vent)- положение относительно ветра, когда угол ветра около нуля. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не «курс», а «положение левентик».

Галс – положение относительно ветра, когда угол ветра больше нуля. Соответственно правый галс – правая нога или рука впереди, то есть вы всегда стоите спиной против ветра, и движение в правую сторону – правый галс, в левую сторону – левый галс.

Бейдевинд (bij de wind)- острый курс относительно ветра, когда ветер дует под углом от 0 до 80°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°).

Полными курсы считаются, когда ветер дует под углом близким к 90° или под тупым углом к направлению движения. К таким курсам относятся:

  • Галфвинд (halve wind), или полветра – ветер дует под углом от 80 до 100°.
  • Бакштаг (bakstag) – ветер дует под углом от 100 до 150° (крутой бакштаг) и от 150 до 170° (полный бакштаг).
  • Фордевинд – тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170° другого борта. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.

Какую школу выбрать?

По сути, выбор ничем не ограничен. Но, если вы новичок, можно поделить школы на несколько видов, отличных по уровню обучения, географии и стоимости.

Отечественные школы виндсерфинга обычно предлагают обучение на территории России. Самые популярные места: Питер, побережье Черного моря, Калининград, Камчатка и о. Сахалин. Стоимость обучения ниже, чем где-то на Бали. Инструкторы по опыту ничем не уступают своим коллегам из Египта. Единственное, что может смущать – относительно небольшое количество действительно крутых мест для катания и, зачастую, прохладная погода, требующая использования гидрокостюма.

Зарубежные школы расположены на всех популярных морских и океанических курортах

Мы бы советовали новичкам обратить внимание на Гавайские острова, Египет, Грецию, Испанию и Калифорнию. Обучаясь там, вы сразу почувствуете, что такое настоящий виндсерфинг! Неплохие школы можно найти в Южной Америке, но учитывая стоимость перелета и не всегда стабильный климат, туда российским спортсменам отправляться бывает накладно

Обучайся с наставником

Выбор наставника — важный момент, который напрямую влияет на скорость и качество обучения. Ты можешь попытаться научиться виндсерфингу самостоятельно, штудируя YouTube, но тогда твое обучение продлится долго, а научишься ты разве что красивым падениям. Как мы уже сказали в начале, виндсерфинг — занятие сложное, а значит, для того чтобы им овладеть, лучше обратиться к специалистам, которые выработали методику обучения, ориентированную на новичков. Школа виндсерфинга Hollandec предоставляет семидневный курс обучения, состоящий из 3-х или 5-ти часовых ежедневных занятий. Обучение проводится в группах от 3 до 7 человек. Продолжительность курса может меняться в зависимости от желания и возможностей ученика.

По окончании базового курса есть возможность продолжить обучение на следующем этапе, предполагающем повышение уровня владения виндсерфингом. В школе предоставляют учебное оборудование, так что нет необходимости покупать свое собственное, да и сложно представить, как ты будешь перевозить свою собственную швертовую доску и счет, который выставит авиакомпания за эту услугу.

(видео 1) Подготовка к повороту

Основная задача подготовки к этому маневру — это контроль скорости: медленно идущая доска  просто не будет резать поворот. Четкая подготовка к повороту поможет сохранить скорость и контроль при входе в поворот. Ключ к четкому походу — это никогда, никогда, никогда не открывай парус при подходе к повороту.

Этапы подготовки таковы: 1) покрути головой, убедись, что ты никому не помешаешь; 2) перемести руки; 3) таз отцепляется от крючка и висит; 4) задняя нога ступает на внутренний край доски.

Легче запомнить эти этапы —  это запомнить 4 «H» по списку, от головы до ног:

  1. Голова смотрит — Head (голова)
  2. Руки меняют положение — Hands (руки)
  3. Таз отцепляется и висит — Hips (бедра)
  4. Нога делает шаг — Hoof (копыто)

Этот контрольный список просто следует от головы до ног и говорит, что с ними делать .

Этап №1.  Голова смотрит вокруг.

При приближении поворота твое первое действие — это посмотреть, есть ли достаточно места для маневра

Обрати внимание на зону ниже по ветру и сзади от тебя — убедись, что ты не подрежешь кого-нибудь или, в худшем случае, не столкнешься

Что об эффективности скаффолдинга говорит наука

Ещё в 1975 году коллега Брунера Дэвид Вуд в соавторстве с Дэвидом Миддлтоном опубликовал работу, в которой описал процесс, напоминающий скаффолдинг. В этом исследовании матери обучали своих детей собирать конструктор. У тех детей, которые строили в паре с мамами и получали от них советы, получались значительно более сложные конструкции, чем у тех, кто строил в одиночку. Успешнее всего были те дети, чьи матери корректировали стратегию поддержки с учётом того, как успешно ребёнок справлялся с заданием. Когда работа продвигалась легко, помощь становилась минимальной. Когда дети сталкивались с трудностями, матери давали более чёткие указания или показывали, как выполнить задачу.


Фото: Just Dance / Shutterstock

В 1990-м похожие результаты были получены в исследовании, в котором сравнили скаффолдинг с обучением через открытия (когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи). В эксперименте часть детей работала над заданием, поддерживая диалог с матерями, а другая часть — в одиночку, лишь иногда получая корректирующую обратную связь. В результате первая группа справлялась с заданиями значительно успешнее.

Исследование 2000 года, в котором, правда, участвовал всего один человек, показало, что скаффолдинг может быть полезен при обучении новому языку. Шестилетний участник эксперимента, говоривший на фарси, изучал английский язык. Сначала его обучали отдельным словам и фразам, затем задавали закрытые вопросы, а затем вопросы, требующие более содержательных ответов. Такое постепенное повышение сложности помогло ребёнку совершенствовать своё владение языком без лишнего стресса и фрустрации.

Техника безопасности

Правильный выбор места – залог быстрого и безопасного обучения. В акватории, где обучаются вингфойлеры, не должно быть бичбрейка – волн, разбивающихся о берег и мешающих выйти в море. Также требуется достаточная для подводного крыла глубина – без коряг, камней и отмелей. Если ветер дует от берега, то за райдером ведётся наблюдение с катера. Всем спортсменам надо соблюдать дистанцию и правила расхождения парусных судов (правый галс имеет преимущество).

Уровню вингфойлера должны соответствовать сила ветра – в слишком сильный ветер новички не выходят – и снаряжение. Кататься рекомендуется в шлеме, жилете и длинном гидрокостюме.

Особенности конструкции

Гидрофойл внешне похож на планер – у него есть крылья, фюзеляж и хвост-стабилизатор. Он крепится снизу к доске на тонкую длинную мачту длиной от 30 см до 1 метра, только летит под водой и за счёт подъёмной силы толкает вверх доску с райдером. Подводные крылья бывают разной формы и площади – это определяет манёвренность, устойчивость и скоростные характеристики всей конструкции. На скоростных фойлах крылья тонкие и длинные, как плавники летучих рыб, а на фойлах для катания по волнам – более широкие и короткие, как хвост дельфина.

Фойлы продаются отдельно, поэтому к одной и той же доске можно прикреплять самые разные подводные крылья. Они успешно используются с сёрф- и паддл-досками, их ставят на винд- и кайтсёрфинговые доски. Удивительно, но бывают даже гидрофойлы с мотором!

Винг выглядит как нечто среднее между дельтапланом, парусом для виндсёрфинга и воздушным змеем – его прелесть в том, что им очень легко научиться управлять. Ему не нужна мачта, как виндсёрф-парусу, или стропы, как кайту. Даже трапеция не требуется – благодаря скорости и инерции движения руки практически не чувствуют нагрузки. На винге нет твёрдых частей, и если его отпустить, то он теряет тягу. Им трудно нанести травму, так что его можно отнести к максимально безопасным снарядам.

Главные принципы и критерии скаффолдинга

Теорию скаффолдинга в обучении впервые сформулировали в 1976 году американские психологи Джером Брунер, Дэвид Вуд и Гейл Росс в работе «Роль тьюторинга в решении задач».

«Процесс скаффолдинга, — писали авторы, — состоит по большей части в контролировании взрослым тех элементов задачи, которые поначалу выходят за пределы возможностей ученика, таким образом позволяя тому сконцентрироваться только на тех составляющих, которые ему по силам».

Стоит отметить, что в этой работе описывалось обучение детей дошкольного возраста, и речь шла не об учителе, а просто о более опытном взрослом — воспитателе, тьюторе, наставнике. Тем не менее описанные Брунером и его коллегами принципы вскоре стали считаться универсальными, а уже в 1979 году появилась первая научная работа, в которой главными участниками взаимодействия в рамках скаффолдинга названы уже не ребёнок и взрослый, а ученик и учитель.

Принципы скаффолдинга, описанные Брунером и его соавторами, звучат так:

Привлечь внимание. Первым делом учитель должен заинтересовать ученика и добиться его готовности следовать правилам для выполнения задачи.

Ограничить свободу действий

Учитель должен упростить задачу, сократив количество действий, необходимых для её решения. Педагог берёт на себя все «лишние» действия, а ученику позволяет сосредоточиться на одном или нескольких шагах — главных.

Удерживать внимание на цели. Поскольку ученикам свойственно отвлекаться, удерживать в уме цель урока должен преподаватель. Впрочем, даже если он видит, что усилия учащегося уводят последнего от цели урока (например, когда вместо спряжения глагола школьник углубился в его этимологию), их стоит поощрять, чтобы учащийся не потерял мотивацию. Также стоит учитывать, что ученики склонны повторять предыдущие успехи. Вместо того чтобы взяться за новую, чуть более сложную задачу, они могут стремиться к более простым, привычным действиям. Поэтому мотивировать ученика на новый шаг должен учитель.

Подчёркивать важные детали. Учитель должен обращать внимание ученика на значимые детали задания. Так учащийся сможет заметить расхождения между тем, как он выполняет задачу, и её правильным решением.

Не допускать фрустрации ученика. Работать над задачами в сопровождении учителя должно быть более комфортно, чем без него. При этом нужно учитывать риск того, что учащийся станет слишком зависим от педагога.

Демонстрировать решения. Учитель должен показать решение задачи, чтобы ученик понимал, чего от него ждут. Также педагог может попросить учащегося объяснить, каким ему видится решение, и попробовать его реализовать. Затем учитель может повторить решение, которое продемонстрировал ученик, но в более совершенной форме. После этого наступит очередь ученика повторить действия учителя — уже более эффективно, чем при первой попытке.


Фото: Bystrov / Shutterstock

Эти принципы в 1983 году Артур Эпплби и Джудит Ленджер дополнили пятью :

  • Целенаправленность: у задачи должна быть ясная цель, на достижение которой будут направлены действия ученика.
  • Соответствие возможностям: задача должна быть достаточно трудна для самостоятельного решения, но поддаваться усилиям ученика при содействии учителя.
  • Структурированность: выполнение задачи должно быть организовано так, чтобы способствовать естественному течению мыслей обучающегося, подталкивая его к правильному решению.
  • Сотрудничество: ученик должен воспринимать учителя не как оценивающего надзирателя, а как соратника.
  • Интернализация: по мере того как знания и навыки усваиваются учеником, внешние «подпорки» стоит постепенно убирать.

Мировые соревнования

Главными мировыми гоночными соревнованиями по виндсерфингу являются:

  • Летние Олимпийские игры, в программу которых виндсерфинг включен с 1984 года. На Олимпиаде все спортсмены используют одинаковые комплекты снаряжения, утвержденные комитетом.
  • Формула виндсерфинга, которая впервые была проведена в 1998 году. В настоящее время Формула является самой большой международной гонкой на виндсерфах, не считая Олимпийские игры. В соревнованиях используется оборудование, которое должно соответствовать определенным требованиям.

Помимо этих соревнований в мире проводится множество кубков и чемпионатов по виндсерфингу как в гоночных, так и во фристайл дисциплинах.

(видео 2) Перемена положения рук, отцепление от крюка

Этап №2.  Руки меняют положение

При подготовке простое перемещение рук дает больше скорости и силы твоему фордаку. При обычном катании руки не должны быть шире плеч, передняя рука может держать гик хватом сверху или снизу. Но когда ты входишь в поворот, задняя рука должна всегда быть дальше назад, а передняя хватом сверху тотчас впереди трапкончиков. Перемена положения рук перед отцеплением крюка даст тебе дополнительный рычаг для удерживания паруса закрытым при входе в поворот. Это вроде как использовать гаечный ключ для «затягивания» паруса, а это означает скорость.

Перемещение рук должно быть незаметным движением, не нарушающим стойку и ход доски. Перемещение задней руки слишком далеко назад может привести к тому, что ты наклонишься вперед и откроешь парус и потеряешь скорость. Сёрфер справа все еще отвешивается над водой, а левый сёрфер сместился вперед и открыл парус. Убедись в том, что ты висишь над водой и не открываешь парус, пока рука скользит назад. Перемещение рук – это просто шаг, дающий большие преимущества.  Единственная трудность – это помнить об этом.

Этап №3.  Таз отцепляется от крюка и виснет.

На этом этапе ты увидишь, как отцеплять крюк движением таза и как повиснуть на гике.

Отцепление крюка движением таза является одним из ключевых моментов для обеспечения скорости и сохранении контроля на остальных этапах поворота. Мягкий отцеп крюка и отвешивание на гике позволяют держать парус «запряженным без сбруи», то есть без трапеции.

Движение тазом должно быть очень незаметным. Это достигается легким приподниманием таза, стараясь направить крюк к верху. Твой крюк загнут всего на ¾ дюйма, так что тебе нужно сделать очень небольшое движение, чтобы его освободить от трапшкотов.  Убедись, что трапеция и распорка крюка затянуты туго, чтобы отцепление требовало минимального движения.

Для обеспечения движения таза вверх надави руками на гик

Обрати внимание, что руки остаются выпрямленными, вывешивая тело над водой, облегчая удерживание  паруса. После отцепления опустись в висячее положение

Висячее положение – это расслабленная, но в то же время мощная стойка, для движения без трапеции.

Правильное вывешенное положение позволяет держать парус закрытым за счет выгодного положения тела, а не грубой силы. Выпрямление рук при отцеплении, расслабление плеч и опускание таза облегчает удерживание паруса. Удерживание доски в плоском положении также облегчает закрывание паруса. Правильное отвешивание придает тебе уверенность при подходе к повороту. Твой вес передается через гик на мачту, предотвращая подпрыгивание доски и спинаут.

Предупреждение! Растравливание паруса при отцеплении крюка — это основная причина потери скорости в повороте.

Потеря скорости — это одна из наиболее типичных проблем при исполнении фордака. Наиболее часто потеря скорости начинается со слабой техники отцепления крюка.

Одна распространенная ошибка — это слишком вертикальная стойка при отцеплении, при таком положении твой вес не противостоит тяге паруса, в результате ты открываешь парус и теряешь ход. При сильном ветре вставание на доску при отцеплении внезапно загружает корму и снимает вес с мачты, в результате доска начинает «козлить» и тебе будет очень неудобно уговорить её повернуть. Убедись, что тело остается над водой, и двигается только таз, чтобы отцепить крюк.

Другая распространенная ошибка — это натягивание паруса на себя руками при попытке отцепиться. Сгибание рук приводит к загрузке наветренного борта доски с приводом её к ветру прямо перед тем, как ты собирался увалиться в поворот. В результате — сильная потеря скорости тотчас перед фордаком. При сильном ветре подтягивание на руках и загрузка наветренного края доски внезапно усиливает тягу в парусе. В результате парус вырывается из твоих рук. Держи руки прямыми и держи доску плоско, избегая ребрения доски. 

Еще одна частая ошибка — это отцепление при самом входе в поворот. Отцепление, когда ты уже начал резать поворот, вызовет открытие паруса и потерю инерции очень рано, или тебя сбросит через нос доски.  Приобретение привычки отцепления и вывешивания на прямых руках перед входом в поворот гарантирует больше скорости на выходе из поворота.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий