Многодневные велогонки. Соревнования и подготовка. Особенности

Дорожные и трековые дисциплины

Так как дорожных и трековых основных видов дисциплин всего несколько, сразу разберемся с ними.

Шоссейные

Шоссейные велосипедные гонки проводятся исключительно в пределах автотрасс. Шоссейные «болиды» не имеют амортизирующей подвески и максимально облегчены. Легкость и жесткость таких велосипедов позволяет развивать высокую скорость. А вот прочностью они похвастаться не могут, так как при сборке используются максимально тонкие и легкие элементы конструкции. Да она им и не нужна, в пределах трассы важна исключительно скорость.

Шоссейные гонки подразделяются на несколько подвидов, со своими правилами и условиями. Из них: индивидуальная и групповая гонка входят в олимпийские дисциплины. В первой стартуют гонщики по одному с определенным интервалом, во второй – происходит общий старт. Главной задачей является преодоление определенного расстояния за кратчайшее время.

Такие соревнования, как: критериум, многодневная гонка, командная гонка, парная гонка, гонка в гору – не входят в олимпийские соревнования и имеют несколько более разнообразные правила.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: шоссейный;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной (не амортизирующей) вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700C по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы.

Трековые

Трековые велогонки схожи как по типу гонок, так и по используемым велосипедам, с шоссейными. Только в данном случае соревнования проходят на специальных круговых (овальных) треках – велодромах, как открытых, так и закрытых (в помещении). Треки без препятствий и имеют уклон под определенным углом к центру окружности. Так как треки устроены таким образом, что на них отсутствуют поперечные порывы ветра, часто, для повышения аэродинамических свойств, используют колеса велосипеда без спиц, на литых дисках с лопостями. Одно из принципиальных отличий трекового велосипеда от шоссейного, это одна фиксированная передача (фикс). То есть заднее колесо не имеет свободного хода и вращается исключительно параллельно с педалями. Также они имеют более короткую колесную базу. В зависимости от типа соревнований, может меняться количество кругов, которое необходимо проехать, одиночный, групповой или командный старты.

Трековые соревнования подразделяются на такие типы, как: спринт, командный спринт, гонка по очкам, гонка на выбывание, омниум, гит, скретч, индивидуальное преследование, командная гонка преследования, кейрин, мэдисон.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: трековый;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700 по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: специально подготовленные круговые треки в закрытых помещениях, с бетонным или деревянным покрытием треков.

Велокросс или Циклокрос

Велокросс или Циклокрос (Cyclo-cross) – это что-то среднее между шоссейными соревнованиями и грунтовыми горными дисциплинами. Задача циклокроссового велосипеда совместить в себе возможности преодоления обоих видов дорожного покрытия. Для этого он оснащен более широкими внедорожными покрышками, немного измененной геометрией рамы и кантилеверными или дисковыми тормозами. Что увеличивает общий вес конструкции. Он теряет в легкости конструкции, а значит и в скорости, и в накате по трассе, но получает возможность весьма успешно ехать по грунту и даже преодолевать различные препятствия.

В этой дисциплине используют и совсем недавно появившиеся на свет велосипеды типа гравел (Gravel). По своей сути ничем не отличающиеся от циклокроссового велосипеда.

В маршрут соревнований по циклокроссу могут входить как дорожные трассы, так и лесные участки с различными препятствиями, как естественными, так и искусственными.

Виды соревнований, входящие в категорию циклокросс: групповая гонка, гонка с индивидуальным стартом.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: циклокроссовый велосипед, гравел;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Колеса: 28 дюймов (622х33…35 мм), внедорожная «зубастая» резина;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы и внедорожные грунтовые участки.

Далее пойдут маунтинбайк велодисциплины. Какого-то конкретного порядка расположения дисциплин в маунтинбайках достичь не удастся. Поэтому мы позволим себе субъективно разделить их на две категории – исключительно трюковые соревнования и соревнования на первенство. А среди тех, что «на первенство», будем продвигаться по мере увеличения ходов их подвески.

Ну, поехали. Сперва рассмотрим трюковые дисциплины.

Упражнения для тех, кто хочет ездить на велосипеде быстрее

Ошибочно полагать, что отличительная особенность хорошего велосипедиста — это накачанные ноги

Сильные мышцы корпуса также имеют немаловажное значение, они не только снижают нагрузку на ноги, но и помогают развивать большую скорость во время движения

Предлагаем вам тренировочную программу, рассчитанную всего на десять минут, которая укрепит мышцы живота, нижней части спины, ягодиц, сгибателей бедер и подколенных сухожилий. Выполняется этот комплекс упражнений трижды в неделю:

Упражнение «Боксерские скручивания»: лечь на фитбол, упершись в него средней частью спины, крепко прижав ступни к полу и согнув колени под углом 90°. Руки заведите за голову и сложите в замок таким образом, чтобы они не сдавливали шею. Втянув при этом живот, приподнимите верхнюю часть торса так, чтобы лопатки оторвались от фитбола. Немного повернув тело по часовой стрелке, вернитесь в начальное положение. Для равновесия надавливайте нижней частью спины на опору. Необходимо совершить 15 таких скручиваний торсом по часовой стрелке, потом против часовой.
Упражнение «Мостик»: лежа на спине, приставьте пятки к ягодицам, согнув ноги в коленях. Руки расположите вдоль тела ладонями вниз. Сжав ягодицы, плавно поднимите их вверх. При этом бедра также уходят вверх, упор делается на пятки. Выровняв торс по прямой линии от плеч до коленей, задержите положение на 4-5 секунд, после чего опустите тело на три четверти, не касаясь ягодицами пола. Затем таз снова поднимается, образуя прямую линию. Необходимо совершить 20 таких подходов.
Упражнение «Подъем бедер»: лежа бедрами и животом на фитболе, обопритесь ладонями в пол так, чтобы они находились непосредственно на линии плеч. Ноги сохраняйте в выпрямленном положении, носками упирайтесь в пол. Держа спину прямо и сведя лопатки, поднимите ноги как можно выше, оптимально — выше линии бедер. Задержите их в таком положении на 5-6 секунд, затем вернитесь в исходное положение. Необходимо выполнить 20 таких подходов.
Упражнение «Планка»: локти располагаются четко под плечами, опора на предплечья и ноги, опирающиеся в пол кончиками пальцев, руки согнуты в локтях, бедра приподняты над полом таким образом, чтобы не образовывался прогиб в пояснице. Минуту держать тело в таком положении, дышать не животом, а грудной клеткой.
Упражнение «Боковая планка»: лечь на правый бок, затем согнув правую руку в локте, опереться на предплечье

При этом важно, чтобы локоть был расположен под плечом. Левая нога лежит на правой, левую руку вытяните над головой

Одним движением тело поднимается над полом так, чтобы образовало прямую линию. Через пару секунд опустите его вниз на высоту 5 см от пола и подержите в таком положении еще несколько секунд, после чего снова поднимите торс вверх. Необходимо проделать по 10-15 таких подходов на каждую сторону.
Упражнение «Ножницы»: лежа на спине с прямыми ногами, расположите руки для опоры под поясницей ладонями вниз. Упираясь локтями в пол и втянув живот, немного поднимите плечи, взгляд направлен в потолок. На высоте 10 см от пола разводите и скрещивайте поочередно ноги друг с другом, чередуя верхнюю ногу. Каждая смена ног считается за 1 подход. Необходимо выполнить 100 таких подходов.
Упражнение «Катапульта»: сев на пол, слегка согните ноги в коленях, прижав пятки к полу. Руки ладонями друг к другу вытяните вперед и расположите на уровне плеч. Глубоко вдохнув, посмотрите вверх и, выпрямив спину, на выдохе медленно, за 5 секунд опустите тело на пол. Руки при этом держите за головой. На выдохе одним движением поднимите торс, следите, чтобы при этом руки шли первыми. Необходимо выполнить 20 таких подходов.
Упражнение «Уголок»: сидя на полу, слегка отведите руки назад и упритесь ими в пол, ноги при этом должны быть прямыми. Не сгибая в коленях и держа вместе, поднимите их над полом, при этом руки вытягиваются вперед до уровня плеч. Живот должен быть втянутым, а торс и ноги должны образовать прямой угол. Удерживать положение 1 минуту.

С какого возраста

Школы олимпийского резерва принимают на обучение велоспорту детей, достигших 7 и 10-летнего возраста. Младшие проходят предначальный этап обучения, старшие — начальный. Программа секций разнообразна и включает в себя несколько типов активности:

  • тренировочные занятия по физической подготовке;
  • обучение езде на разных видах велосипедов;
  • велосипедные походы в парки и леса;
  • участие в соревнованиях.

Занятия продолжаются круглый год. Летом спортсмены ездят по трекам и асфальтовым дорогам. Зимой они обучаются в помещении фигурной езде с препятствиями. Их учат самостоятельно ремонтировать собственный транспорт, рассказывают о правилах дорожного движения. Проходят городские и школьные гонки.

Что такое базовая тренировка?

Во время базовой тренировки ваш организм научится использовать кислород более эффективно. Обычно, базовая тренировка – это длительные поездки с ровным темпом. Умеренная интенсивность позволяет вашему телу совершить необходимые адаптации. Ранняя весна – это идеальное время для такой тренировки.

Если весной наработать хорошую базу, то в разгар сезона вы гораздо легче будете переносить тяжелые тренировки на пиковых мощностях. Усталость будет наступать позже, высокую мощность, а следовательно и скорость можно будет держать гораздо дольше.

Базовая тренировка велосипедиста – это затратная по времени часть тренировочного процесса, но обходного пути нет.

Разновидности велосипедных дисциплин

Сразу определимся, что разновидности велосипедов и разновидности дисциплин соревнований – разные вещи. Один и тот же тип велобайка может использоваться в разных типах соревнований.

Также сразу определимся с некоторыми часто встречающимися определениями:

  • Маунтинбайк (mountain bike) – горный велосипед;
  • Хардтейл (HardTail) – дословно «жесткий хвост». Рама без заднего амортизатора;
  • Ригидная (Rigid — твёрдая) вилка – вилка без амортизирующих свойств;
  • Сликовая покрышка (Slick — гладкая) – покрышка с практически отсутствующим протектором. Что, в ущерб цепкости с дорожным полотном, способствует максимальному накату велосипеда;
  • Двухподвес (Full Suspension — полная подвеска) – велосипед с двумя амортизирующими подвесками, вилкой и амортизатором;
  • Трейл (Trail)– дословно «тропа». Тропа для спуска на велосипеде. Может быть, как необъезженная дикая тропа в горах или как специально подготовленный искусственный спуск с различными препятствиями.

Основная путаница приходится на маунтинбайки, так как горными велосипедами обзывается все, что не шоссейник и не городской вариант

Потому львиная доля различных соревнований приходится именно на горные дисциплины, им мы и уделим основное внимание

Далее рассмотрим какие же бывают велосипедные дисциплины и в чем их основные отличия.

Трудности в сфере велоспорта

Велоспорту в России уделяется незаслуженно мало внимания. Важные события если и освещаются, то очень кратко и сухо. Eurosport — единственный из телеканалов, транслирующий велогонки. Внутренние чемпионаты и соревнования почти не получают упоминаний в СМИ. А предстоящие старты и вовсе не анонсируются.

Судьба российского велоспорта зависит от экономического благосостояния государства. В странах с высоким уровнем жизни у населения больше возможностей и желания заниматься физической активностью. Шоссейный велоспорт требует больших денежных вложений на оплату тренировочных сборов, покупку велосипеда и экипировки. Если занятия проводятся у частного тренера, траты возрастают в разы.

Нельзя перекладывать все обязанности по финансовому обеспечению на любителей спорта и родителей будущих гонщиков. В развитых странах шоссейный велоспорт существует за счет поддержки спонсоров и государства. Лишившись ее, большинство секций прекратит свое существование. Правительство должно не только пропагандировать спортивный образ жизни. Его задача — дать возможность заниматься спортом людям с любым уровнем достатка.

Павел Брутт, российский профессиональный шоссейный велогонщик, о самом сложном в велоспорте:

Выбор расстояния для велозабега

Если вы новичок в велогонке, не выбирайте сразу сложные пути, длинные маршруты. Посмотрите на сайте гонки информацию о подъемах, рельефе маршрутов, и отдайте предпочтение минимальным параметрам, чтобы получить радость от участия, а не жмуриться на спусках от страха. Такого ознакомительного заезда будет достаточно, а потом уже можно усложнять задачи, имея определенный опыт.

Для первого участия в велогонке выберите дистанцию 30 км, чтобы понять суть велогонки и атмосферу. Затем попробуйте маршрут в 2 раза больше, когда возможен групповой заезд, и можно понять что нужно научиться есть и пить в пути.

Для опытных велогонщиков существуют трассы протяженностью 90-120 км. В таком велозаезде участвуют гонщики, которые не 1 год на байке, и хотят сравнить себя с другими профессионалами.

В чем польза и недостатки

Занятия велоспортом для детей имеет ряд преимуществ перед другими видами спорта.

Во время езды работают практически все мышцы, что делает тело рельефным и подтянутым. Усиленное кровообращение в ногах сводит к минимуму развитие варикоза. Спортсмен много времени проводит на свежем воздухе.

Это благотворно сказывается на работе определенных систем организма:

  • иммунной;
  • сердечно-сосудистой;
  • кроветворной и лимфатической;
  • дыхательной;
  • нервной.

Однако есть и минусы.

  1. Высока вероятность травматизма при падении.
  2. Постоянная нагрузка на суставы.
  3. Обезвоживание. При интенсивных нагрузках организм очень быстро теряет влагу.
  4. Нарушение кровообращения в малом тазу.

Подготовка к заезду на велосипедах

Тренировки на велосипедах — основа подготовки к гонке. Освоение велотехники поможет понять, как она поведет себя, вписываясь в поворот, при переключении скорости на подъеме. Дополнительно стоит укрепить мышцы кора, чтобы поднять выносливость.

Перед соревнованиями не стоит проводить тяжелую тренировку. Не стоит проверять себя, катаясь по всему маршруту гонки, иначе вам будет очень тяжело на соревнованиях. Необходимо спать перед заездом не меньше 8 часов.

Тренируясь для заезда, не стоит забывать о днях восстановления. Организм должен постепенно получать увеличение нагрузки. Ежедневные старты не дадут вам хорошего результата.

Ошибки, которые совершают на трассе:

  • боязнь групповой езды — новичкам сложно следить за своим велосипедом и предугадывать движение вокруг;
  • не питаться на дистанции — энергию нужно пополнять, иначе организм перестает контролировать ситуацию.

Групповые тренировки помогают справиться со страхом, вырабатывают нужные умения. На длительных тренировочных заездах решается вопрос с питанием в пути. Кто-то выбирает для себя батончики, а кто-то — гель. И также становится понятно, в какое время лучше успеть поесть.

Физиологические адаптации

Базовая тренировка выполняется в аэробном темпе. Тело получает достаточное количество кислорода для интенсивности с которой вы едете. 

В свою очередь, выработка молочной кислоты находится под контролем. Вопреки распространенному мнению, молочная кислота – это не что-то, что заставляет мышцы гореть во время интенсивной тренировки. Молочная кислота на самом деле является топливом, созданным в результате химической реакции в мышцах, при сжигании кислорода для производства энергии.

Внутри мышечных клеток находятся митохондрии – это так называемые электростанции вашего тела. Именно в митохондриях молочная кислота сжигается и вырабатывается энергия. Когда митохондрии в мышцах достигают предела в переработке молочной кислоты, оставшаяся молочная кислота попадает в кровоток.

При правильной базовой тренировке, уровень молочной кислоты в крови не повышается. Это означает, что митохондрии в мышцах способны обрабатывать всю произведенную молочную кислоту и не нужно пускать ее в кровоток. Катаясь с базовой интенсивностью, вы тренируете митохондрии перерабатывать молочную кислоту и стимулируете их становиться эффективнее при сжигании жира в качестве топлива.

Если вы тренируетесь слишком интенсивно, то учите свои митохондрии сжигать больше гликогена, чем жира. 

Итак, как долго должна проходить эффективная базовая тренировка?

Базовая тренировка не обязательно должна быть длинной

Много людей думают, что базовая тренировка это не меньше четырех часов унылого катания, но это не совсем так. Да, профессионалы катаются и по 5-6 часов и проводят в седле до 30  часов в неделю. 

Но для тех из нас кто не целиться на Тур де Франс, стоит сфокусироваться на качестве тренировки, а не её продолжительности. 

Стабильность усилий и время езды в правильной зоне – это ключ к успеху. К примеру, двухчасовая поездка с каденсом 90-100 об/мин и 60-70% от максимальной ЧСС, это лучше чем трехчасовая поездка с большим усилием на подьемах и спуском с нулевым усилием. 

Для тех у кого нет много времени на тренировку, можно ездить в верхнем пределе базовой зоны (65-70% от максимальной ЧСС/ 65-75% от FTP). Но помните, если дышать становиться тяжелее, значит – едете слишком быстро.

Во время базовой тренировки хорошо отрабатывать технику.

Базовая тренировка с высоким каденсом 

В начале тренировки нужно ехать с каденсом 90-100 об/мин. Такое педалирование закрепит правильную технику в мышечной памяти и в конце тяжелой гонки эффективность педалирования будет оставаться прежней. 

Мощность = крутящий момент х 2π*каденс. Простыми словами мощность – это как сильно вы давите на педали умноженное на то, как быстро вы их крутите. Если крутить педали быстрее, то крутящий момент будет ниже. Так, усилие сконцентрировано на аэробной системе (сердце и лёгкие), а не на мышечной силе. Мышечные адаптации происходят быстрее, чем аэробные, но и утрачиваются быстрее. Если поработать над базой сейчас и над мышечной силой позже, то к соревновательному сезону вы будете в топовой форме.

Базовые тренировки могут показаться монотонными и скучными. Можно добавить короткие 6-10 секундные спринты. Короткие спринты увеличивают выработку естественного гормона роста. Если на последнем часе тренировки сделать пять 6-секундных спринтов с 8-10 минутами для восстановления между ними, то тренировка не только станет менее скучной, но и восстановление после тренировки пройдет быстрее.

Во время базовой тренировки можно пообщаться с друзьями, насладиться видом и вспомнить для чего вы вообще начали заниматься велоспортом. 

Базовая тренировка, как и любая другая тренировка, заключается в постепенном выходе за пределы того, на что способен ваш организм. Стремитесь увеличить недельную продолжительность на 10-15 процентов в течение двух-трех недель, а затем сделайте легкую неделю.

Если нет много времени для тренировок, то увеличивайте не время, а интенсивность. Начните с нижнего предела интенсивности и постепенно увеличивайте.

Для большинства спортсменов период наработки базы составит 12-16 недель. За этот период вы увидите рост средней скорости/мощности, а интенсивность останется прежней. Со временем, вы заметите, что чувствуете себя более комфортно на велосипеде и после тренировки возвращаетесь не таким уставшим.

К концу периода наработки базы вы должны комфортно проезжать то расстояние на которое нацелены в сезон. После наработки базы можно переходить к скоростным и другим специфическим навыкам для того соревнования к которому вы готовитесь.

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

С 1860-х гг. во Франции проходят первые локальные спартакиады среди любителей-велосипедистов.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Как определяется победитель

Многодневная велогонка использует суммарное время прохождения этапов для определения победителя, то есть время гонщиков складывается со временем их предыдущего этапа. Чтобы одержать победу, нужно показать наименьшее время в сумме.

Такая система позволяет командам выстраивать тактику, где бы их лидер всегда оставался на верхних строчках генеральной классификации (ранжирование гонщиков согласно накопленному времени), при этом не тратя все силы. Так что победить в Туре можно, даже не выиграв ни одного отдельного этапа.

Да, а причём здесь команды? Велоспорт – командный вид спорта. Ведь главная преграда для любого велосипедиста – сопротивление воздуха. Двигаясь группой, можно очень сильно экономить силы, оставляя высокой скорость движения.

На «Тур де Франс» в каждой команде, которых обычно 20-22, по восемь спортсменов, и у каждого свои функции в пелотоне: реагировать на атаки соперников, беречь силы лидера, ограждая его от ветра, бороться за победу на отдельном этапе.

Кстати, в первые годы участники Тура ездили индивидуально, и им даже запрещали держаться вместе. Это создавало значительный разрыв между победителем и вторым местом. Сейчас же основная разница во времени набирается благодаря «разделкам» и этапам, где финиш находится на вершине горы.

Что понадобится

Занятия велоспортом в бюджетных спорт школах или Школе Олимпийского резерва являются бесплатными. Однако чтобы защитить юного спортсмена от возможных травм, необходимо приобрести соответствующую экипировку.

  1. Профессиональный велосипед. Высота рамы и диаметр обода колеса должны строго соответствовать росту ребенка.
  2. Шлем.
  3. Наколенники.
  4. Перчатки.
  5. Защитные шорты.
  6. Велообувь.

Требования к одежде для занятий — веломайка для лета и велоштаны, толстовка и куртка для холодного времени года.

Для тренировок в зале желательно приобрести комплект спортивной одежды из натуральных тканей.

Сборы и соревнования потребуют внесения стартового взноса, а также оплаты проживания, питания, проезда в другие населенные пункты.

Не смотря на большую затратность, подарит крепкое здоровье и надежных друзей.

Фото: shutterstock.com

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий