Легкоходство. Принципы и преимущества. Особенности

Методы, методика, методология, приёмы — в чём разница?

Не стоит путать методы с приёмами. Каждый метод складывается из отдельных элементов — методических (или дидактических) приёмов. Например, лекция — это метод обучения, а запись ключевых тезисов на доске преподавателем и ведение конспекта студентом — приёмы.

Фото: Pressmaster / Shutterstock

Одни и те же приёмы могут реализовываться в разных методах. И в то же время разные учителя могут включать разные приёмы и их сочетания в одни и те же методы. Скажем, работа с книгой может состоять из таких приёмов, как чтение вслух, заучивание текста наизусть, поиск ответа на вопрос, описание иллюстрации и так далее.

С понятием метода связаны также понятия методики и методологии. В отличие от метода, приёмы внутри которого могут варьироваться, методика обучения подразумевает совокупность конкретных алгоритмов и правил. И если один метод могут использовать в разных концепциях обучения, то у методики есть определённая теоретическая основа. Часто методики бывают авторскими: например, девять событий преподавания Роберта Ганье или eduScrum Вилли Вейнандса.

Цели и задачи интегрированного обучения

Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.

Цель интегрированного обучения

Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.

Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.

Задачи интегрированного обучения

Интегрированное обучение решает следующие задачи:

  • создать специальные условия для детей с особенностями развития;
  • помочь таким детям освоить учебную программу, не отклоняясь от стандартов школьного образования;
  • уменьшить или снизить функциональные нарушения у детей;
  • создать уважительную и принимающую атмосферу;
  • наладить диалог с другими детьми, научить коммуникации;
  • поддерживать в вопросах обучения и социализации;
  • оказывать психологическую поддержку;
  • формировать позитивное отношение к себе и жизни.

Лев Семёнович Выготский первым заговорил о важности развития концепции интегрированных методов обучения. Он считал, что коррекционные школы, которые создавались специально для детей с ограниченными возможностями не дают необходимых навыков, необходимых для взрослой жизни

Наоборот они усугубляют состояние детей, фиксируя внимание на проблемах

9 этапов командообразования

Е. Павлова, Ю. Жуков и А. Журавлев разработали нормативную модель тимбилдинга, используемую в России. Ими были выделены следующие этапы командообразования:

Комплектование (перекомплектование)

Формирование команды и определение количества ее членов. Чем разнороднее состав (по полу, возрасту, роли, типу и профессии), тем лучше.

Преимущества гетерогенной комплектации перед гомогенной становятся очевидны спустя время, когда начинает проявляться бо́льшая удовлетворенность и устойчивость каждого участника коллектива. Перед началом формирования собирают информацию о характере, умственных способностях, когнитивном стиле и ценностях человека. Но это в идеале. Чаще всего, этап анализа пропускают. Особенно это касается тех случаев, когда консультант или тренер тимбилдинга вынужден работать с уже устоявшимся коллективом.

Знакомство и его углубление

Означает выстраивание первичных отношений и формирование базового доверительного уровня между членами команды. Участники знакомятся, узнают друг друга лучше. На этом этапе консультанты или тренеры применяют знания из сборников, в которых рассказывается о правилах установки первого контакта и дальнейшего его углубления. Если же сотрудники уже знакомы друг с другом, то проводят мероприятия по «освежению» отношений.

9 этапов командообразования

Институализация

На этом этапе каждую «шестеренку»-команду делают частью общего «механизма»-компании. Группе дают информацию, говорят об ее обязанностях и правах, предоставляют доступ к ресурсам организации. В процессе институализации составляются документы с должностными инструкциями, очерчивается круг лиц, координирующих деятельность команды, ее отношения с другими структурами и подразделениями фирмы.

Этот этап особенно важен, если коллектив создается для проведения внутренних изменений на предприятии. Оформляются такие документы как: «Регламент командной работы» и «Положение о группе». Но необходимо не только их создать, но и на практике выяснить роль каждого участника, его таланты, как он решает конфликты при нестыковке характеров или несовпадении интересов.

Установка общего ви́дения

Цель этапа — согласование взглядов на будущее и общих позиций между всеми работниками в коллективе. Разделяемым ви́дением считается четко сформулированное и ясное понимание целей каждого, каковы конкретные планы участников группы и способы их достижения. Команда определяет направление движения и ставит перед собой задачи, чтобы их выполнить, устанавливается специфика деятельности компании.

Позиционирование (перепозиционирование)

Происходит распределение ролей и должностей, устанавливается, кому и как подотчетен каждый член команды. Цели на этом этапе процесса командообразования:

  • Определить отраслевые и профессиональные позиции в работе группы и то, насколько каждый работник соответствуют им. Ориентируются на тип личности сотрудника, его склонности, способности и навыки.
  • Обозначить и распределить роли в команде, применяя типологический подход. В результате будет бо́льшая совместимость участников и их взаимная дополняемость.
  • Планирование первого шага.

Создается система, в которой описывается план реализации целей с графиком. Распределяется ответственность и ресурсы.

Выполнение

Теория превращается в практику. Реализуют все намеченное.

Анализ

Одновременно с ним отслеживается, насколько команда продвинулась вперед. Анализируется, на каком этапе выполнения задачи находятся участники, какие у них препятствия на пути к достижению целей, что мешает им работать в полную силу.

Разработка дальнейших действий с учетом результата рефлексии предыдущего этапа

Приведенная выше модель помогает хотя бы примерно сориентироваться в том, какие действия нужно предпринять, чтобы превратить сотрудников в команду. Все этапы включают в себя несколько процессов и практику, а не только теорию.

Содержимое рюкзака[править]

Нитки с иглой, кружка (из тонкого легкого металла, или пластиковая), небольшое полотенце (оно же служит банным), медикаменты (самые необходимые, такие как таблетки от малярии), минимум запасной одежды, зубная щетка и небольшой тюбик пасты, антибактериальные салфетки (ими приходится вытирать не только руки, но и свежесобранные фрукты), пластмассовая или алюминиевая ложка, спички или небольшая зажигалка, вещмешок из тонкой ткани (для провизии в отдельных однодневных походах, оставляя рюкзак в месте дислоцирования), карты предстоящих к посещению стран и континентов (можно распечатать из сети на бумаге формата А4), маленький фонарик, нож с лёгкой ручкой, клей универсальный быстрого действия (для починки обуви и т. д.), зеркальце, носовой платок (в тропических странах при прохождении маршрута может быть очень жарко, что повлечёт обильное потоотделение), репеллент, навигатор или компас (не обязательны). В нижнюю привязь к рюкзаку складывается: каремат, москитная сетка, плед или спальный мешок, клеёнка для расстилания под ковриком.

Чем хорош круиз?

Преимущества:

  • Большинство развлечений входят в стоимость поездки: бассейн, фитнес и тренажеры, баня и сауна, салон красоты, кафе, бар или ресторан, кинотеатр или библиотека, боулинг или каток.
  • Пассажиры всегда в курсе событий, ежедневно даже получают проспекты с описанием погоды и расписанием экскурсий и мероприятий.
  • Для детей есть разные клубы с аниматорами, которые присмотрят за ними пока родители отдыхают.
  • Путешественник уже находится на курорте, но бонусом получает возможность посмотреть разные страны.
  • Нет необходимости носить с собой багаж и менять ночлег, посещая страны и города. Чемодан и кровать всегда в каюте.

Основное снаряжение

«Три тяжеловеса» или «большая тройка»

Дождевик, спальное снаряжение и рюкзак, вот три самых необходимых вещи для туриста. Таким образом снизив их вес, можно значительно уменьшить общий вес снаряжения.

Дождевик как правило совмещают с тентом. Используют однослойные дождевики, не только для уменьшения веса, но и объема снаряжения. Вместо крепежных колец используются петли, что позволяет не увеличивая веса дождевика использовать его как тент. В последнее время широкое распространение получили дождевики в виде пончо с крепежными петлями на углах.

Снижения веса следующего элемента большой тройки, спальной системы, добиваются путем применения легких материалов. Можно спать в легком, летнем спальном мешке не снимая одежду. Применяются стеганые спальные мешки, наполненные пухом. В экстренных случаях чтобы не замерзнуть применяют паробарьер, надевают на себя полиэтиленовый пакет, а сверху одежду, уменьшая таким образом потерю тепла с паром. Часто так называемый каримат совмещают с гамаком, что позволяет уменьшить потери тепла в землю и ночевать даже не имея палатки.

В связи с тем, что общий вес снаряжения будет небольшой, рюкзак можно делать из менее прочных, но более легких материалов. Сейчас можно купить готовый рюкзак весом 200-400 грамм. Но многие легкоходы предпочитают шить рюкзаки самостоятельно.

Другое снаряжение

Остальное снаряжение легкоходы подбирают в соответствии с принципами легкоходства. Ниже приведен список основных правил легкоходов:

  • По возможности использовать костер, а не носить с собой печь;
  • Использовать дровяные печи на биогазе (англ. wood stove) или спиртовки (англ. alcohol stove) вместо газовых примусов;
  • Использовать кроссовки или кеды вместо ботинок;
  • Использовать минимальное количество одежда. При температуре близкой к нулю, до половины потерь тепла приходятся на голову, поэтому легкоходы используют балаклаву вместо шапки;
  • Пластиковые пакеты для воды вместо бутылок.

Какие примеры применения подхода есть

Grass активно применяет инструменты и технологии бережливого производства. Это позволяет не только максимально эффективно организовывать производство, но и внедрять экологические инициативы.

Например, в компании существует отдел, который собирает от всех сотрудников абсолютно любые предложения относительно улучшения любых процессов. Отдел отфильтровывает эти предложения и разрабатывает наиболее интересные и перспективные. 

Мы создаем комфортные офисные помещения, учитывая принципы бережливого производства. Например, каждый продукт разрабатывается командой, в которую входят представители всех важных отделов.

Это сокращает время на разработку продукта и позволяет не тратить время на организацию взаимодействия между отделами. Более того, наличие технолога в команде позволяет изначально учитывать все особенности формулы того или иного продукта и быстро вносить изменения.

Как оптимизировать процессы

Процессы постоянной оптимизации — это важнейший аспект lean-производства. Совершенствование продукта и процессов — ведущие принципы бережливого производства.

Процесс оптимизации в данной концепции — это процесс постоянного уменьшения издержек и поиска таких возможностей. Оптимизация процесса при этом должна идти не сверху, а снизу. Именно сотрудники лучше всего видят, от каких операций возможно безболезненно отказаться. 

Для этого наш отдел бережливого производства постоянно собирает предложения от сотрудников. Этот процесс возможен также благодаря инструментам, о которых мы поговорим ниже. 

В чем заключается ценность продукта

Понятие ценности — ключевое положение бережливого производства. Собственно ценность — это набор свойств и качеств, ради которого клиент приобретает продукт. Ценность любого продукта определяет в первую очередь потребитель.

Ценность создается в ходе производственных процессов. Каждое производственное действие создает какую-то ценность либо нет. Например, длительное ожидание поставки не создает никакой ценности. Именно действия второго рода, в соответствии с концепцией lean-технологий, необходимо стремиться полностью исключить из производственного процесса. 

Для наиболее полного понимания потребительской ценности продукта проводятся исследования мнений клиентов

Важно регулярно получать обратную связь от ваших потребителей, чтобы постоянно стремиться к совершенству продукта

Мы открыты для любых комментариев и предложений от потребителей, внимательно изучаем отзывы к средствам на всех каналах продаж. Более того, продукты часто тестируются внутри компании, и мы собираем мнения сотрудников о потребительских качествах новинок. 

Какие инструменты бережливого производства есть

Существует большое количество инструментов, методов и технологий бережливого производства. Наиболее популярные — это:

  1. Картирование потока создания ценности.
  2. Вытягивающее поточное производство.
  3. Канбан.
  4. Кайдзен.
  5. Система 5S.

Картирование потока создания продукта и, соответственно, ценности предполагает создание детальной схемы всех процессов производства вплоть до самых мелких. Такая карта позволит быстро выявить слабые места и процессы, не формирующие ценности. 

Для картирования потока создания ценности прежде всего необходимо детально документировать текущее состояние всех процессов и проанализировать все производство. На основе всех этих данных строится карта, на основе которой может быть разработан план внедрения улучшений.

Организация производства продуктов по вытягивающему принципу предполагает использование, закупку и хранение такого объема продукции, который определяют исключительно потребности конкретных этапов производства.

Кайдзен — это система, которой мы активно пользуемся в компании сейчас. Это целая философия, в рамках которой предполагается не только постоянное стремление к улучшениям, но и стимулирование сотрудников предлагать такие улучшение предлагать. 

Для обработки предложений от сотрудников мы создали целый отдел и за последний год реализовали больше тысячи таких предложений.

Система 5S — это все о создании эффективного и комфортного рабочего места. Основана эта система на пяти принципах: 

  • сортировка;
  • рациональное расположение;
  • уборка;
  • стандартизация;
  • совершенствование. 

Эти принципы мы стараемся реализовывать при создании своих офисных помещений. 5S — один из первых инструментов, которые были внедрены в компании. Все сотрудники прошли внутреннее обучение, и с 2015 года было реализовано по системе 5S более трех тыс. мероприятий по улучшению рабочих мест. Например, визуализация инструкций, стандартизации и оконтуривание на рабочих местах и многие другие инициативы. 

Мы активно работаем над внедрением технологий «умного дома» в наших офисных помещениях. Это позволит как уменьшить объем потребляемых ресурсов за счет поддержания оптимального уровня освещения, отопления и вентиляции, так и создать для сотрудников максимально комфортную среду. 

Работники офиса смогут лучше концентрироваться, не отвлекаясь на мелочи вроде включения кондиционера и его настройку. 

Какие виды топлива можно использовать

Когда речь заходит о системе отопления помещения для временного пребывания, например мастерская или гараж, то обычно берется во внимание два аспекта – экономическая целесообразность и безопасность. В плане экономической целесообразности самым доступным видом топлива сегодня выступает древесина

Жидкое топливо, такое как дизельное топливо или отработанное машинное масло применяется для отопления в основном подсобных помещений, в жилых помещениях использование этого горючего ограничено, поскольку  имеет специфический запах. Каменный уголь обычно для печей длительного горения кустарного производства не используется, он предназначен для котлов отопления и стационарных кирпичных печей.

Таким образом, наиболее приемлемым видом топлива выступают дрова или паллеты – топливо из отходов деревообрабатывающего производства. И здесь как раз и кроется вся тайна печей длительного горения. Дело в том, что для получения максимального эффекта необходимо использовать только сухие дрова. В обычных, свежеспиленных дровах древесина содержит большое количество влаги, при горении получается что параллельно идут два процесса – горение древесных волокон и сушка, с выделением большого количества водяного пара. В результате получается большое количество несгоревшего топлива и горение при низкой температуре. Эти процессы не позволяют получить максимальное количество тепла.

Другое дело с сухими дровами. Содержание влаги в них минимальное, а значит, при повышении температуры до 300 градусов начинается процесс разложения древесины на простые вещества. Это позволяет существенно повысить теплоотдачу, в результате чего дрова сгорают полностью с минимальным образованием копоти и золы.

Разное[править]

  • Под расстеленный каремат в обязательном порядке подкладывается клеёнка, размер которой в 2-3 раза превышает сам походный коврик. Делается это для того, чтобы плоскость коврика не соприкасалась напрямую с выбранным для ночлега местом (площадка может быть пыльной, грязной и мокрой), и также, чтобы часть покрывала оказавшаяся во время сна за пределами коврика, не пачкалась. Помимо этого, на клеёнку рядом с ковриком складывается одежда, обувь, фонарик и репеллент (который может понадобиться ночью для вторичного использования, т. к. действие стандартных препаратов ограничено четырьмя часами).
  • При легкоходстве используется маленький рюкзак, поэтому каремат крепится снизу (а не сбоку). В эту же привязь можно сложить плед (либо спальный мешок), москитную сетку, клеёнку и надувную подушку.

Почему делегировать получается не у всех

Есть шесть основных причин, почему руководители отказываются передавать часть своих задач подчиненным или перестают это делать, столкнувшись с проблемами.

Выбирают не того сотрудника. Прежде чем отдать задачу, нужно понять, есть ли у подчиненного знания и навыки для ее выполнения, как задача от руководства соотносится с его карьерными интересами и целями и какая у сотрудника нагрузка. Лучше делегировать работникам, которые максимально близки к «операционке»: именно они знают все детали ежедневных задач.

Не хотят объяснять. Управленцам кажется, что они впустую тратят время на объяснения, хотя могли бы заниматься делом. Но если не давать четких инструкций, сотрудник ничему не научится и не сможет облегчить нагрузку руководителя. Чем конкретнее и понятнее вы объясните, что хотите от коллеги, зачем, когда и в каком виде это нужно, тем вероятнее он сделает все правильно.

Делегируют группе. Сотрудник должен понимать, за что именно и в какой срок он отвечает. Стоит отдавать работнику всю задачу сразу, чтобы он видел свою зону ответственности.

Поручают неверные задачи. Людям свойственно передавать решения, от которых зависят другие, чтобы избежать ответственности или осуждения []. Но руководитель не имеет права передавать некоторые дела сотрудникам, если это не их уровень принятия решений. К таким делам относят:

определение миссии, целей, стратегии, плана развития компании;
кадровые решения;
онбординг — погружение новых сотрудников в процессы компании и знакомство с продуктом;
расчет эффективности работы команды, премий и штрафов;
решения по крупным финансовым вопросам, задачам с высокой степенью риска или важности.

Вмешиваются в уже переданные задачи. Страх потерять контроль и перфекционизм заставляют некоторых руководителей встревать в работу и забирать у сотрудников задачи обратно со словами «я сам»

Важно помнить, что работники, которые впервые занимаются порученным делом, могут выполнять его медленнее, чем хочется. Но это нормально — это часть их обучения

Компетентный сотрудник научится и будет работать быстрее. Если у него возникают вопросы во время работы, стоит ответить на них и дать рекомендации, но не делать их вместо работника. А замечания полезнее давать к результату.

Не оставляют время на проверку. Для делегированной задачи нужно заложить время на обратную связь и доработку. Обратная связь — ключевой фактор успеха в делегировании. Она помогает повысить как уверенность работника в собственных силах, так и авторитет руководителя. Поэтому если отчет нужно сдать в следующий понедельник, стоит ставить дедлайн на пятницу, чтобы остался день на доработку.

При этом если принимать работу, которая не устраивает по качеству, сотрудник не научится выполнять задачи как нужно. А руководитель будет постоянно исправлять ошибки.

Какие есть виды потерь в бережливом производстве

В производстве выделяют семь видов потерь:

  • перепроизводство;
  • временные;
  • транспортировка;
  • лишние этапы обработки;
  • бесполезные перемещения;
  • выпуск продукции с браком или дефектами.

Часто к этим потерям добавляют нереализованный креативный потенциал сотрудников и их перегрузку. Мы считаем это важными потерями, так как часто именно креативные решения сотрудников помогают максимально эффективно оптимизировать производство. 

Все эти потери необходимо своевременно выявлять и устранять. Эффективно выявить все эти потери позволяют все инструменты, перечисленные выше

Если ваш бизнес связан с производством каких-либо товаров, уделите особое внимание именно картированию производственного процесса. 

Часто, особенно если производство большое, многие процессы могут быть неочевидны. Особенно, если вы руководитель и не принимаете самого непосредственного участия в производстве. 

Почему они ходят

Резкий всплеск интереса к продолжительной ходьбе — на расстояние от 100 до нескольких тысяч километров — породили, как водится, феномены поп-культуры. Будь это паломнический путь Святого Иакова — Camino de Santiago у Паоло Коэльо или ходьба по Тихоокеанскому хребту, описанная Шерил Стрейд в романе «Дикая», экранизированном в одноименном голливудском фильме с Риз Уизерспун. Люди, вдохновившиеся этим опытом, пошли в путь, рассказали друзьям, которые в свою очередь рассказали своим друзьям. И если в конце 80-х, когда был написан тот самый «Дневник мага» Коэльо, нужно было прочитать целую книгу, то сегодня в эпоху соцсетей и FOMO достаточно одного поста в инстаграме отдаленных знакомых, которых вы видели один раз, — и все, вещи сами складываются в рюкзак.

Одни ищут духовного просветления — так называемые пилигримы, отправляющиеся в паломничество по специально предназначенным для этого маршрутам, другие жаждут насладиться впечатляющими видами через преодоление себя — ведь «красивый вид нужно заслужить». Веских причин может быть множество, но, как бы там ни было, конечная точка любого пути, скорее всего, ты сам.

Ольга Цыкарева, физиотерапевт из Риги, в 2014 году решила ознаменовать завершающийся этап карьеры большим походом и подумать над тем, что же делать дальше. Она выбрала самый популярный отрезок паломнического пути Святого Иакова из Франции в Испанию, Camino Frances. «Когда вы идете, у вас много свободного времени на раздумья, даже если вы в компании людей. Еще один плюс пеших путешествий — вы оказываетесь не только в другой культуре, но и видите иной уклад жизни, и это очень проветривает голову», — рассказывает Ольга.

Тектоника собственных границ: зачем нам нужны общение и общность

Все маршруты Camino de Santiago имеют соответствующую инфраструктуру, и это неплохой старт для начинающих, считает Ольга. Во-первых, здесь много красивых пейзажей на любом отрезке пути — можно выбрать любой — только по Испании, или через Францию и Португалию. Во-вторых, маршрут можно рассчитать так, чтобы ходить комфортное расстояние в день. В-третьих, здесь всегда есть где остановиться на ночь, принять горячий душ и поесть.

Помимо Сантьяго, Ольга ходила и в более «дикий» поход — по горам в Исландии с уже серьезным снаряжением и минимальным комфортом — ночевкой в палатках. Девушка также планирует пройти живописную «королевскую тропу» Кунгследен по северу Швеции.

«Желание все бросить возникает в самом начале пути. Потому что почти всегда ожидания и реальность не соответствуют друг другу. Оказывается, что это не очень увлекательно, это тяжелая и изнуряющая работа. Изначально вы представляете себе картинки из инстаграма или фильмов, а на выходе — вы будете ползти в гору, обдирая руки и ноги, будет идти дождь, а до видов уже нет дела. Но это нужно либо перетерпеть в начале либо суметь повернуть обратно, если вам это совсем не в кайф», — комментирует Ольга.

Кадр из фильма «Дикая»

kinopoisk

Плюсы и минусы интегрированного обучения

Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.

Плюсы интегрированного обучения

  • развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
  • помощь детям с особенностями успешно интегрироваться в общество;
  • возможность не замыкаться в проблемах;
  • развитие эмпатии и умения помогать другим людям;
  • формирование толерантной культуры.

Интегрированное обучение — шанс для особенных детей найти своё место в обществе

Минусы интегрированного обучения

  • ребёнок с особенностями часто требует слишком много внимания и времени, которые учитель не всегда может дать;
  • недостаток внимания к обычным детям может сказаться на их успеваемости;
  • риск травли со стороны других учеников;
  • сложно подготовить нужных специалистов;
  • необходимо перестраивать всю систему образования.

Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий