Простые правила игры для школьников
Итак, участники игры делятся на две, равные по количеству людей, команды. По 5-12 человек (обычно 6). Бросают жребий, по итогам которого одна команда отправляется в «город», а другая – «водит» (то есть, расходится по всему полю). Команда, обосновавшаяся в «городе», начинает игру. Ударом лапты подающий посылает мяч как можно дальше в поле. После чего его задачей является пробежать через площадку за линию «кона» и вернуться назад.
Игроки другой команды, «водящие» в поле, ловят летящий от удара лапты мяч (причём, если он будет пойман прямо с лёту, то команды меняются местами, и за пойманный с лёту мяч начисляется 1 очко). После того, как мяч оказался в их руках, главной задачей «водящих» становится «осалить» бегущего через площадку соперника. То есть, метко попасть в него мячом. При этом можно перебрасывать мячик друг другу, выбирая наиболее удачную позицию для прицельного броска (но бегать с мячом в руках нельзя, как и касаться бегуна или мешать его передвижению).
Если игрокам «водящей» команды удалось «осалить» (или «запятнать») бегуна, то они переходят в «город». Если же этого сдать не удаётся, то можно попытаться быстро закинуть мяч в «город», и тогда бегун, не успевший вернуться к своей команде, остаётся за линией «кона» и ждёт следующей возможности сделать это.
За чертой «кона», на противоположной стороне от своей команды, бегущий игрок может остаться и сам. В том случае, если он видит, что мяч «водящими» давно пойман, они готовы его «осалить», и пробежать невредимым ему будет слишком трудно. Запрещается бегуну:
- касаться мячика;
- выбегать за боковые пределы игровой площадки;
- возвращаться к своей команде в «город», не побывав за линией «дома» («кона»);
- покинув «дом» («кон»), передумывать и возвращаться обратно. Если уже решил бежать до «города» – обратной дороги нет.
«Осаленный», или же сделавший одно из указанных нарушений бегун выбывает из игры. Вернуть его может следующий подающий: при условии, что «штрафник» сможет на этот раз добежать до «города» не «осаленным».
Если же подающий / бегущий смог пробежать от «города» до «кона» и обратно, не будучи «осаленным», то его команде начисляется один балл (на некоторых соревнованиях – 2 балла), а он сам получает возможность ещё раз повторить свой триумф. Во всех прочих случаях, следующий удар лаптой наносит другой игрок команды, становясь заодно и следующим бегуном. И так, пока все не побывают в роли подающего.
Русская лапта. Правила игры
Площадка может быть как закрытой (в помещении спортивного дворца), так и открытой (на поле под открытым небом). Обязательное условие — она должно иметь ровную и прямоугольную форму. На игровом поле проводятся две черты, между которыми примерно 50 метров. Ширина поля может варьироваться от 25 до 40 метров. Первая сторона называется коном, а вторая — городом.
Игроки выходят на площадку. Они уже разделились на две одинаковые команды. С помощью жребия определяется, какая из них займет место на позиции города, а какая из них будет водить. Первой атакует команда города. Первый подающий отбивает битой (лаптой) специальный мяч как можно сильнее и дальше. В это время игрок должен побежать вслед по направлению его движения. Понятно, что бить он должен в направлении кона. Водящая команда ловит тот самый мяч. Если она его получит, то попытается запятнать («осалить») бегущего игрока-соперника. Мяч можно кидать друг другу. Таким образом приобретается более удобная позиция для броска в соперника. Когда эта процедура будет выполнена, ход переходит к соперникам.
В случае если бьющий по мячу неудачно совершает удар, а противники ловят его, бежать игроку не следует, потому что соперники могут его очень быстро поймать и осалить. Лучшее решение в этом случае — остаться за линией, в зоне безопасности «пригорода».
Игроки, которые находятся в пригороде или же за коном, должны просто ждать освобождения. Сделать может это только лишь один человек – подающий. Если ему удастся совершить хороший пас (отбить мяч и отбросить его далеко), он успевает во время своей пробежки выручить игрока команды.
Лапта — правила игры. Игра «лапта». Русская лапта — правила игры
Куприн утверждал, что лапта — это самая увлекательная и интересная игра. Лентяям тут места нет! Чтоб сыграть в лапту необходимо обладать находчивостью, метким глазом, быстрым бегом, внимательностью, твердым ударом. Согласитесь, не каждая игра делает тело столь гармоничным. Правила лапты чем-то напоминают современный американский бейсбол.
Достаточно много лет уже идут дискуссии о том, кто же на самом деле является родоначальником бейсбола. Некоторые предполагают, что Россия с ее лаптой, кто-то утверждает, что лапта имеет корни в Англии. Американцы же самоуверенно заявляют, что бейсбол — это их их национальное ноу-хау, изобретен исключительно ими и не может иметь аналогов. Впрочем, подобная позиция у них по многим вопросам, например, такое название, как «американский футбол» — банальный вариант регби, но для них является символом нации. Но вернемся к нашей лапте и узнаем о ней все самые интересные подробности.
Что понадобится для игры в лапту?
Интересная особенность игры в лапту — это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:
- лапта — это своеобразная палка, специальная длинная бита;
- обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.
Размеры лапты необходимы следующие:
- длина — 60 сантиметров;
- ширина основания -10 сантиметров;
- ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.
Критерии для мяча:
- небольшой размером;
- удобный для захвата;
- умещаться должен в полную ладонь;
- не должен травмировать пальцы;
- не может причинить сильных ушибов.
Ценность игры в лапту для школьников
Как уже указывалось, лапта хороша своей демократичностью. Весь необходимый инвентарь для игры инвентарь – деревянная бита и теннисный мяч. При этом игра развивает все лучшие качества, необходимые спортсмену, как физические, так и морально-волевые: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.
Нужно суметь точно пробить по мячу, быстро пробежать площадку, ловко уворачиваясь от бросков соперника. С другой стороны – не менее ловко ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнёру по команде и метко бросать его, осаливая соперника-бегуна. Причём ситуация на игровой площадке меняется за считанные секунды, и в это время требуется быстро принять единственно правильное решение.
<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
Что понадобится для игры в лапту?
Интересная особенность игры в лапту — это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:
- лапта — это своеобразная палка, специальная длинная бита;
- обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.
Размеры лапты необходимы следующие:
- длина — 60 сантиметров;
- ширина основания -10 сантиметров;
- ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.
Критерии для мяча:
- небольшой размером;
- удобный для захвата;
- умещаться должен в полную ладонь;
- не должен травмировать пальцы;
- не может причинить сильных ушибов.
Описание хода занятия о лапте и правилах игры
Мотивируя деятельность учащихся на подготовительном этапе урока, учитель сообщает классу о начале изучения новой темы «Лапта». Данный вид спорта наверняка знаком некоторым из учащихся, а кто-то может умеет и играть в нее.
Школьники познакомятся с историей появления и развития этой увлекательной и интересной игры. Разместившись на гимнастических скамейках, ребята слушают обязательный инструктаж по технике безопасности, которым необходимо руководствоваться на уроках физической культуры при изучении лапты.
Основная часть урока позволяет углубить знания учащихся об истории возникновения лапты, после чего ребята делятся на группы и составляют друг для друга творческие задания по теме урока. К оценке творческих заданий можно привлечь учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, а также отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ). Для этого данная группа учащихся заранее получает задание. Из истории лапты и становления правил игры
Лапта является одной из самых древних русских игр, известной, по некоторым источникам, еще в 10 веке. Найдены при раскопках древнерусского Новгорода лапта и множество мячей. Это свидетельствует о том, что лапта живет в народе уже более тысячи лет.
При Петре I эта игра была самой любимой в среде молодежи. Различные народы мира имеют схожие с лаптой игры, иначе именуемые, и имеющие собственные правила. К примеру: английский крикет, кубинский пелот, финский песа пало, американский бейсбол, немецкий шлагбал и другие.
Однако первое официальное состязание по лапте состоялось лишь в 1957 году. Но уже в 1958 году прошел в СССР первый чемпионат, способствовавший дальнейшей популяризации этой игры по всей стране. После небольшого затишья в 60-70 годах, постановление Государственного комитета по спорту от 1987 года, дало новый импульс развитию этой игры.
С 1995 года начинают действовать новые правила соревнований по лапте. А в 1997 году начинает свою работу Федерация русской лапты, объединившая любителей и профессионалов данной увлекательной игры со всей страны. Несмотря на то, что лапта не становится международной игрой, в России организуются ежегодные кубки, чемпионаты и первенства по русской лапте среди различных возрастных категорий.
Практическая часть урока по теме Лапта
Для содействия постепенному разогреву организма и введения его в продуктивную работу, на этапе практической части, класс выполняет ходьбу в обход спортивного зала
Следует обращать внимание на сохранение учащимися заданной дистанции, которая должна быть оговорена учителем заранее
После пробежки выполняются упражнения на месте. Автором предложены к выполнению упражнения, которые способствуют увеличению эластичности мышц, улучшению координации движения, а также гибкости позвоночника.
На следующем этапе урока физической культуры учитель обучает ребят технике удара битой, правильной перебежке и технике ловли мяча, именуемая «свечой». После знакомства с правилами и техникой безопасности, предлагается применить полученные знания на практике в процессе игры. В ходе двусторонней игры учитель всячески подсказывает ребятам, разъясняя спорные моменты.
Скачать подробную методическую разработку по физкультуре на тему «Лапта, правила игры» вместе с качественной мультимедийной презентацией можно в начале статьи.
Скачать презентацию «Лапта, правила игры»
Поделиться с друзьями
Площадка для игры в лапту
Поле должно иметь прямоугольную форму. Размеры могут существенно варьироваться в зависимости от уровня проводимых соревнований. Размеры фиксируются от внешней линии границы поля. Длина может варьироваться от 25 до 40 метров, а ширина составлять от 15 до 55 метров.
Допускается как естественное травянистое покрытие поля, так и искусственное. Должно быть организовано свободное пространство по боковым линиям в 3 метра, а с линии “города” торца поля – 5 метров. Если соревнования проводятся в помещении, то площадка должна быть хорошо и равномерно освещена.
Штрафная зона представляет собой пространство в шесть метров от линии “города”. Зона для подающего располагается по центру лицевой линии, она ограничивается на ширине в три метра двумя линиями и имеет длину в один метр.
По бокам штрафной зоны вдоль лицевой линии должны быть оборудованы места для команд, каждая должна быть рассчитана на десять человек.
Нюансы
Иногда случаются совсем затруднительные ситуации в игре лапта. Правила игры все же способны разрешить и их. Например, если в активе находится только один игрок – команда не особо хорошо сыграла, и все, кроме подающего, находятся за коном или в пригороде. Что можно сделать в таком случае? Правила русской лапты говорят, что тут ход отдается игроку, которые еще ни разу не ударил по мячу. Он может совершить три удара. Но если он все-таки несколько раз промахнется, то команда уступает позицию другим.
Если мяч перелетает за боковую линию, то он не идет в счет. А сам подающий не имеет права вступать за линию города. Игроку, если он не может отбить мяч лаптой, допустимо бросить его одной рукой. Засчитан будет выигрыш тогда, когда все участники хотя бы по разу ударили по мячу, но он так и не пересек кон. Партия завершена. Теперь игроки могут поменяться площадками.
Интересное занятие – лапта. Правила игры гласят о том, что о любом изменении в составе команд следует предупредить секретаря. Вопрос о спорном мяче решает только судья. Игроки должны досконально изучить правила замены и расстановки по игровому полю.
Что используется при игре в лапту?
- Мяч (теннисный – отличный вариант);
- Бита из дерева, она же лапта (длина 80-90см).
Биту можно использовать и бейсбольную. В игре принимают участие две равные по количеству игроков команды. Все в каждой команде может быть до 10 человек. Каждая команда должна иметь свой цвет одежды, отличный от соперников. Капитаны команд разыгрывают, какая из сторон станет бьющей (и займет линию города), а какая водящей (займет все поле).
После одного короткого свистка судьи игроки занимают места. Нападающие посылают своего участника в площадь подачи, тогда как остальные выстраиваются по боковой линии города. Капитан размещает их за подающим, на площадке очередности.
Водящие выбирают одного из своих игроков и посылают его на «пятачок» (круг с которого подается мяч). Капитан водящих расставляет своих игроков по всему полю.
Как только команды готовы, звучат два коротких свистка судьи.
Подающий игрок подбрасывает мяч над «пятачком», бьющий игрок в центре площади города бьет по мячу, с целью отправить его как можно дальше за линию дома. Если мяч перелетел контрольную линию, то удар считается состоявшимся. Сразу после удара бьющий бежит изо всех сил через всю площадку для игры к линии кона. Ему нужно успеть добежать, пока соперники не поймали мяч; а если получится вернуться назад в город, то он еще получит дополнительное очко.
Водящие должны поймать или подобрать мяч, пока бежит бьющий. Они также могут и должны осалить его мячом во время бега.
Если бьющий смог пробежать до кона и обратно, и в него не попали мячом – он принес команде 2 очка. Если добежал до кона, но не рискнул вернуться в город – остается там и ждет, пока следующий бьющий сделает удар. После этого, если добежит благополучно до города, заработает 1 очко для команды. Потом он занимает крайнюю позицию в городе и имеет право на три удара.
Водящие после удара нападающих должны поймать мяч с лета. Это оценивается в одно очко. После этого команды меняются сторонами. Если мяч подобрали, нужно осалить им соперника. Водящие возвращают мяч в город, при этом игра останавливается. Если перебежчик успел до этого забежать за середину поля – идет дальше, не успел – идет назад.
Партия выиграна, если после осаливания перебежчика, водящие успели убежать в город или дом.
Правила игры в русскую лапту предусматривают, что играть в нее могут как мальчишки, так и девчонки. Всего две партии, каждая по двадцать минут. Заканчиваются по одному длинному свистку судьи. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает.
Это наиболее упрощенный вид правил игры в русскую лапту, на самом же деле, их может существовать десятки
Важно, что независимо от правил, игра захватывает и поднимает настрой!. ЧИТАЙТЕ СВЕЖЕЕ: КАК НЕ ПОТОЛСТЕТЬ
2 САМЫХ ВАЖНЫХ ЗАПРЕТА
ЧИТАЙТЕ СВЕЖЕЕ: КАК НЕ ПОТОЛСТЕТЬ. 2 САМЫХ ВАЖНЫХ ЗАПРЕТА
История лапты в России
Особенной любовью у славян пользовалась классическая русская лапта. Правила игры хоть и довольно сложны, но это не помешало данному виду досуга распространиться по центральной и восточной Европе. Названия она носила совершенно разные: «хлопка», «шибка», «игра в шары», «битка». Факт остается фактом: лапта была неизменным приглашенным на всякий праздник на Руси. Как средство подготовки бойцов (Преображенский, Семеновский, Шевардинский полки) специализированная лапта начала применяться при правлении Петра. В дореволюционной России она отлично практиковалась педагогами разных ступеней для воспитания детей, подростков, молодых ребят.
Похожая на лапта игра англичан
У англичан существует схожая с лаптой игра под названием крикет. О ней известно с тринадцатого века. Название игре дала изогнутая палка пастуха «крик», играли в нее преимущественно крестьяне. Настоящая известность пришла к крикету в семнадцатом веке. Игра распространилась не только по территории Англии, но и на ее колониях. Причем местным жителям колоний в крикет играть запрещали, она была только для англичан. Постепенно изменилась ситуация и игра приобрела особую популярность. В крикете и лапте много сходства, но есть и различия. Например, в количестве игроков, размере поля (квадратное и овальное), в лапте соперники мяч друг другу подают, а в крикете такого правила нет, в крикете защищают калитку и мяч необходимо нести к калитке. Схожи игры своими целями, атрибутами (бита, мяч), наличием линий.
Правила поведения игроков
Команды должны сотрудничать, не быть агрессивно настроенными друг к другу. Уважение тренера, судей, помощников — обязательное требование. Принципы этики спорта не должны нарушаться. Неспортивное поведение и пренебрежение рекомендациями грозит не только желтой карточкой, но и исключением из команды. Остановка времени в непредвиденных ситуациях должна восприниматься адекватно
Очень важно тщательно изучить жесты судей, которые они применяют. Вот некоторые из них:
- Вытянутая рука ладонью вверх — подача.
- Два свистка — промах.
- Свисток и сгибание рук — аут.
- Вытянутая рука ладонью вниз — осаливание.
- Две вытянутые руки ладонями вниз – переосаливание.
Ход игры в лапту
Согласно правилам игры, начинать следует первой команде, и задача первого подающего — отбить деревянной битой подброшенный мяч в направлении противоположного конца поля (кона). Если ему это удается, он обязан побежать в том же направлении, успев достигнуть кона прежде, чем команда противника поймает мяч руками.
Поймав мяч, игрок противоположной команды должен «осалить» мячом бегущего соперника. Однако сложность заключается в том, что нельзя, поймав мяч, свободно двигаться с ним в руках — его можно лишь перебрасывать другим членам своей команды. При этом при попадании бегущему игроку мячом в голову осаливание не засчитают, а если судья увидит, что это намеренное действие, то игрок, виновный в таком броске, получит желтую карточку в качестве предупреждения.
Бить по мячу в игре лапта правила разрешают только с помощью биты, удерживая ее двумя руками, замахиваясь из-за головы. Этот вопрос принципиален, так что наносить удар с плеча или сбоку запрещается. Действительным удар засчитают, если мяч перелетит за линию города, не пересекая боковых линий, или хотя бы пролетит шестиметровую отметку, упав на территории поля. Если же мяч касается сетки или потолка, удар признается недействительным.
За удачно отбитый мяч и пробежку в одну сторону команде бьющих начисляется одно очко. Если же, пока мяч не пойман соперниками, бегущий игрок успеет не только добежать до кона, но и вернуться назад, не будучи осаленным, то команда получает еще одно очко.
Их соперники зарабатывают балл, если им удается поймать мяч, до того как он коснется земли. После этого мяч возвращают в город, а команды меняются местами.
Если же бегущий игрок успевает добежать лишь до линии кона, пока не пойман мяч, то он имеет право остаться за чертой до следующего удачного броска своей команды, во время которого он сможет вернуться.
В игре возможно начисление и штрафных очков. Как правило, один штрафной балл начисляется за замечание, сделанное судьей. А еще за четвертый по счету вылет мяча за границы поля вследствие удара, а если подобная ситуация продолжается, то за каждый следующий после пятого раза вылет еще начисляют по одному штрафному очку.
Завершить игру в лапту в пользу команды водящих могут при грубых нарушениях правил соперниками или в ситуации, когда принадлежащий команде бьющих игрок берет мяч руками, ограничивая к нему доступ. Аналогичное решение могут принять судьи, если бита выскальзывает из рук бьющего и вылетает за пределы города.
При этом между двумя первыми и двумя последними таймами наступает время технического перерыва сроком на 2 минуты. А в середине между вторым и третьим таймом пауза составляет 5 минут. Побеждает команда, которая за все время набирает больше очков.
История игры
Сейчас никто не может с полной уверенностью сказать, когда же зародилась лапта. Одним словом — древняя она точно. Некоторые историки даже утверждают, что известна она человечеству была еще в 10 веке до нашей эры. А армянский ученый Тарьян высказывает совсем фантастическую версию — еще Иисус играл в лапту в детстве. Так или иначе, религиозные деятели известны своей любовью к этому занятию. Архиепископы предавались игре в мяч в свободное от служений время. Ученый Дюран говорит о том, что во время Пасхи и Рождества епископы вместе с клириками закрывались в монастырях, домах, играя в лапту и распевая музыкальные партии. А вот в Великом Новгороде найдены вполне реальные войлочные мячи и деревянные биты, которые уже практически стопроцентно доказывают, что лапта здесь существовала еще в 14 веке. По самым скромным расчетам ей не меньше 700 лет! Наподобие лапты игры были и у других народностей. Например, у финнов пользовалась популярностью игра под названием «песа палло», у англичан подобие лапты до сих пор носит название «крикет», а у американцев — известный на весь мир «бейсбол».
Чем лапта отличается от бейсбола?
Лапта и бейсбол – две чрезвычайно близкие по своему содержанию подвижные игры. Однако фантастически далёкие по уровню своего развития, популярности и капиталовложениям. Лапта является экзотикой и большой редкостью в своей собственной стране. Только люди старших поколений с ностальгией вспоминают, как они играли в лапту или «чижика» до самого наступления темноты и не могли наиграться. Да некоторые тренеры-энтузиасты пытаются приобщить к старинной русской игре детей и молодёжь.
Бейсбол же относится к топовым, наиболее «раскрученным» видам спорта в Соединённых Штатах, собирая многочисленную болельщицкую аудиторию на стадионах и у экранов ТВ. Хотя бейсбол появился гораздо позже лапты – в середине XIX века и даже, по мнению многих, является её потомком.
И в лапте, и в бейсболе битой производятся удары по мячу и совершаются пробежки, с намерением увернуться от «осаливания» соперниками. И там, и здесь играют на очки; меняются сторонами поля.
Различия состоят в том, что в бейсболе подающий (питчер) принадлежит к команде «водящих». Он вводит мяч в игру сильным ударом в сторону «дома», где стоит бэттер (отбивающий) из команды атакующих, который старается отбить мяч битой. А за ним располагается ещё и кэтчер (ловящий), с большой перчаткой-ловушкой – он уже из команды обороняющихся. Кэтчер пытается поймать мяч. В целом, лапта получается более динамичной игрой, чем бейсбол.
Современная история лапты в России
В 1957 году во время Спартакиады впервые всему мира официально была представлена лапта. Но все же тогда она не смогла стать востребованным видом спорта. Ситуация изменилась в 1987 году с правительственным импульсом к развитию софтбола, бейсбола и лапты. Первый государственный чемпионат прошел в 1990 году в Ростове-на-Дону. В спортивную классификацию российского спорта она вовлечена в 1994 году. Ровно через год был составлен полный свод окончательных правил о том, как играть в лапту. Сейчас ежегодно проводятся состязания. Федерация российской лапты принимает участия в спортивной жизни общества с начала 1997 года.
Уточнения, необходимые для правильной организации игры
Площадка подающего должна находиться в самом центре лицевой линии «города». На спортивных соревнованиях по русской лапте она имеет ширину 3 метра, длину 1 метр и ограничивается двумя линиями.
В том случае, если игра ведётся не до определённого количества очков, а на время, то она состоит из заранее обговоренных промежутков. На официальных детских и юношеских соревнованиях по лапте это четыре тайма по 15 минут, с перерывами от 2 до 5 минут. Есть также вариант: два тайма по 20 минут.
Если подающий игрок с первого раза не попал битой по мячу, или послал его за боковые линии, то ему даётся ещё одна попытка. Если и она неудачная – игрок лишается удара. Подающему ассистирует товарищ по команде: подбрасывает для него мячик, а тот, держа биту двумя руками, посылает его в поле.
На детских и юношеских соревнованиях по лапте запрещено «осаливать» бегущего мячом в голову. Если судья считает, что «водящий» игрок умышленно метил и попал в голову бегуну, то он может предупредить этого игрока «жёлтой карточкой», либо вовсе отстранить его от игры.
Бегун считается «осалившим сам себя», если при перебежке через поле он выбежал за боковые пределы площадки; или коснулся кого-то из соперников либо мяча.
На официальных детских и юношеских соревнованиях каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. А игрок защиты, поймавший мяч после удара с лёту, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет большее количество очков.
Стандартные размеры биты (лапты) на соревнованиях: длина 90 см, вес 2 кг. Она плоская, практически как доска. Игрокам в возрасте до 12 лет предлагается пользоваться плоской битой длиной 80 см, весом 1,5 кг. Мяч берётся тот, который для «большого тенниса».
Изредка случается такая затруднительная ситуация. В активе находится только один подающий игрок – вся команда сыграла неудачно, и все, кроме него, находятся за «коном». В этом случае «последнему из могикан», который ещё ни разу не ударил по мячу, предоставляется право сделать три удара и тем самым попытаться выручить своих товарищей.
Описание игры
Лапта представляет собой командную игру с помощью специального мяча и биты. Игроки первой стороны подают мяч на самое дальнее расстояние, которое возможно. Пока он летит, они должны пробежать через всю площадку (а она довольно не маленькая по размерам) и вернуться с ним обратно. Задача же команды второй стороны – перехватить летящий мяч и не дать его поймать соперникам.
Для того чтобы сыграть в русскую лапту, нужно будет собрать две команды
Количество игроков значения важного не имеет, но в крайности впадать не следует (оптимально по 8 человек с каждой стороны). Основная задача — это отбить мяч, который подает представитель команды соперника, как можно дальше
Игра лапта подразумевает постоянные одновременные пробежки то туда, то обратно. Противоположная команда должна «осалить» мяч. Если пробежка ваша будет удачной (то есть мяч отбит и откинут далеко), то начисляются баллы. Игра лапта проходит в строго условленный период времени. Выигрывает та команда, у которой к концу состязания наберется максимальное количество очков.
Другие виды лапты
Распространена также английская лапта. Удачный забег — удачное возвращение с очками для своей команды. Игра завершена только когда все побывали внутри замка равное количество раз. Количество ударов по мячу неограниченное.
Производный от английской лапты вид спорта — бейсбол. Цель игры — набрать самое большое количество очков. Участвуют 18-20 игроков. Проводится состязание с помощью таких аксессуаров, как бита, лапта и мяч.
Производная от лапты игра — это лаптбол. Представляет собой игру с ракеткой и мячом. Цель игры — набрать максимальное количество очков, пройдя при этом через три базы.
Игра в лапту — это увлекательное времяпровождение, как для новичков, так и для спортсменов мирового уровня. Попробуйте и вы окунуться во все причуды спортивного мира!
Классический вариант лапты
- Набирают 2 команды, количество человек до 10 с каждой стороны.
- Размечают игровую площадку: проводят 2 черты на расстоянии 40–50 м друг от друга и 2 боковые – в 25–40 м.
За первой чертой находится город, за второй – кон, а между ними – поле.
- По жребию одна команда идет в город, другая уходит в поле, где и водит.
- Игроки, находящиеся за чертой города начинают игру. Бьющий отбивает подброшенный мяч, стараясь отправить его, как можно дальше в поле. После чего бросает лапту и устремляется через все поле к черте, обозначающей кон. Его задача – пересечь эту линию и возвратиться обратно в город, оставшись незапятнанным.
Команда водящих в это время должна поймать мяч налету либо быстро подобрать его с земли и осалить бегущего противника. При этом им не разрешается перемещаться по полю с мячом, но зато можно перебрасывать его друг другу.
- В том случае, когда водящим удалось запятнать бегущего, они переходят в город.
Если же бегущего не удалось осалить, то стараются быстрее перекинуть мяч за черту города. И тогда, игрок, отбивавший мяч и не успевший вернуться в город до момента падения мяча за эту черту, остается за линией кона.
- Такая ситуация: бьющий подал слабо мяч, и соперники успели его быстро поймать. Тогда, чтобы не рисковать, и не быть запятнанным, подающий может никуда не бежать, а остаться за чертой, в деревне, в стороне от команды.
- Игра идет своим чередом: все участники должны сделать по одному броску.
- Теперь, что касается игроков, находящихся за чертой кона и в деревне. Их может выручить своя команда. Такая возможность появляется, когда участник отбивает мяч на значительное расстояние, т. е. он дает шанс на перебежку себе и своему товарищу.
- Иногда бывает и такое положение в игре: вся команда, за исключением одного игрока, собралась за коном или в деревне. Тогда, ему разрешают сделать 3 броска. Если же и этот участник промахнется, то вся команда меняется местами с водящими.
- Команда выигрывает в том случае, когда участники выполнили по удару, пересекли кон и благополучно вернулись назад.
Игра проиграна, если уже все выполнили броски, но ни один не сумел пересечь линию кона.По завершению игры, происходит обмен позициями: команда города становится водящими, а игроки, находившиеся в поле, переходят в город.
И еще – если во время игры участник команды города поломал лапту, биту, то автоматически этой команде присуждается победа.