Конструкция катамарана для водных походов глазами туриста-водника

Выбор прототипа для постройки

Самый правильный вариант при постройке катамарана заключается в том, чтобы выбрать в качестве прототипа уже существующий катамаран самостоятельной постройки, наиболее подходящий вам по размерам и назначению. Чертежи подобных катамаранов легко найти в сети. Выбранный прототип вы можете дорабатывать нужным вам образом, но конструкцию основных несущих элементов изменять не следует. Обычно катамараны, предлагаемые к самостоятельной постройке, уже воспроизведены в достаточно большом количестве экземпляров, конструкция хорошо отработана и изменять ее без необходимости не стоит.

Какие маршруты Вы планируете ходить на катамаране?

Будет ли это только «белая» вода (5-6я категория сложности), или же катамаран будет ходить маршруты средних категорий, с большим количеством груза на борту и иногда повышать категорию до 5-6. Будете ли Вы заниматься гребным слаломом или просто пойдете в поход с семьей.

Итак, теперь, зная зачем Вам нужен катамаран, рассмотрим модельный ряд и особенности каждого катамарана.

Все двухместные катамараны семейств Fox и Гоша универсальны и могут быть использованы как на простых, так и на высококатегорийных маршрутах. Классификация, которую мы приведем далее, поможет сделать правильный выбор

Для начального уровня подготовки, несложных маршрутов, рыбалки и охоты

Если вы только начинаете заниматься водным туризмом или просто предпочитаете отдых на спокойной воде и несложные маршруты, то идеальным и экономичным вариантом будет катамаран К-2 «Народный».

— возможность установки банок для прохождения более сложных маршрутов,

На катамаран можно установить настил и поставить палатку или кресла со столом

Универсальные катамараны для всех маршрутов

Два флагмана флота двухместных катамаранов — Гоша-2 и Fox-2T. Эти модели подходят для любых маршрутов, рыбалки, охоты, соревнований по водному туризму и экспедиционного сплава. Катамараны приятно удивят вместимостью и грузоподъемностью. Они маневренные, надежные и хорошо управляются.

Основной вопрос, который нам обычно задают: «Чем Гоша отличается от Fox?»

Первое и основное отличие — в геометрии обводов катамаранов.

Если посмотреть на катамаран сверху, можно увидеть, что гондолы катамарана Гоша-2 имеют каплеобразную форму, а гондолы Fox-2T симметричны. Зачем это нужно и какие преимущества дает катамаранам их геометрия?

Так исторически сложилось, что у водников различаются предпочтения по методу (манере) прохождения водных препятствий. Некоторые экипажи, в случае, когда перед катамараном в пороге встает вал, предпочитают, чтобы катамаран их «перепрыгивал», другие, чтобы катамаран «резал» валы. Так вот для любителей «прыгать» — катамаран Fox-2T. Он симметричен, центр масс — строго посередине и не смещен. А для любителей «резать» — катамаран Гоша-2. Такая манера прохождения возможна за счет смещения назад центра масс и несимметричности гондол.

Второе отличие — возможность увеличения численности экипажа.

На Гошу-2 возможна установка дополнительных сидений (банок). Катамаран может превратиться в четырехместный. Но в этом случае появляется ограничение по категорийности маршрута — до 4 к.с.

Третье отличие — свободное место перед гребцом. На Гоше-2, так как центр масс, и, соответственно, банки для посадки, смещены назад, перед гребцами на гондолах освобождается больше места для комфортного размещения грузов.

Для тех, кому необходим дополнительный объем для белой воды, был создан Fox-802, а для соревнований по гребному слалому Гоша. Эти катамараны также универсальны и могут быть использованы на всех маршрутах

Fox-802

Подготовка группы

Чем сложнее планируется маршрут водного похода, тем более важным становится подбор участников для его осуществления. При этом опыт должен накапливаться постепенно. Руководитель группы хотя бы раз должен был принимать участие в походах подобной категории сложности. Такой же опыт требуется для рулевых на лодках. Также при осуществлении походов на лодках и байдарках требуется хотя бы один опытный водник.

Самому походу должны предшествовать тренировки. Их проводят не только для новичков, но и для совместных команд, в которых присутствуют опытные туристы, а также новички. На тренировках отрабатываются подходы и отходы от берега, движение против течения, повороты, волоки, обходы препятствий, размещение груза. Чтобы хорошо подготовиться к путешествию по реке, лучше тренировки осуществлять на лодках в водном слаломе. При этом тренирующиеся хорошо овладевают судном, понимают силу водного потока и становятся готовыми для прохождения порогов.

При осуществлении тренировок руководитель похода знакомится с участниками подробно и готовит их к прохождению порогов. В водном слаломе тренировки должны проходить обязательно. Во время их осуществления намечается порядок следования судов, замыкать которые должен опытный рулевой. На тренировках оговариваются все возможные аварийные ситуации и способы помощи при их возникновении.

Самостоятельное изготовление катамарана – нюансы

Многие любители необычного отдыха выбирают не просто катамараны, а сделанные самостоятельно, поскольку в них воплощаются не только технические задумки, но и индивидуальность обладателя агрегата.

Надувные баллоны для катамаранов изготовляются в двух основных вариациях:

  • с отдельными частями;
  • цельнокроеный.

Для производства баллонов используется специализированная прорезиненная ткань. Она имеет повышенные физико-химические свойства, устойчива к внешним воздействиям, не пропускает воду внутрь. Если выбран первый способ, то по заранее подготовленной выкройке шьется негерметичный верхний чехол – обтекатель. Его особенность – наличие пришитых карманов для крепления стрингеров. Внутрь чехла имеется кормовое отверстие, через которое вкладывается надувная камера. Особенностью является наличие проклейки, которая может не совпадать по форме с основой, но должна превышать по объему верхний чехол.

Почему бы не купить?

Любителям активного отдыха на воде, у кого есть большое желание иметь такую технику, но нет возможности самостоятельно ее сконструировать или купить в магазине из-за высоких цен, вполне может подойти вариант ее приобретения с помощью различных средств информации. Вводный велосипед б/у, если он, конечно, будет достаточно надежным и пригодным к использованию, вполне может еще долго радовать хозяина и доставлять ему массу удовольствия. Ведь кто-то может продавать велосипед совсем не из-за того, что он пришел в негодность, и хозяин решил быстрее от него избавиться. Вполне возможно, что бывший владелец совсем по другой причине, не относящейся к разряду технических, решился на этот шаг. Конечно, при покупке такого плавсредства нужно внимательно, а лучше в присутствии человека, не понаслышке знакомого с данным видом техники, исследовать все узлы водного велосипеда, а потом уже принимать окончательное решение.

Препятствия на маршрутах средней сложности

  • ход против течения. Если скорость течения маленькая, удастся двигаться на веслах. На каменистых перекатах применяется проводка вброд. Необходимо обязательно обуться. Если быстроводные участки продолжительные, проводка выполняется бечевой. Десятиметровая веревка прикрепляется к носу. Один гребец ведет байдарку, а второй корректирует направление. Другой способ – две бечевки такой же длины прикрепляют к носу и корме, байдарку ведут оба участника экипажа. Сложность заключается в выборе длины веревки и расстояния между туристами, чтобы судно двигалось параллельно берегу. Такие методы осуществимы при возможности свободно пройти вдоль берега.
  • каменистые перекаты. Скорость прохождения небольшая. Курс надо держать на наибольшую глубину. Она определяется по сходящимся в один поток струям.
  • пороги. Так называют участки реки с наибольшим падением и скоростью воды. Порог впереди вычисляется по замедлению течения и увеличению шума воды.

Сложные участки не просматриваются с воды или не выглядят безопасными, поэтому их нужно разведывать с берега. Менее трудные пороги преодолевают по основной струе.

Придется научиться маневрировать между камнями. На некоторых порогах их довольно много.

Продолжительные пороги – свыше одного километра – проходятся отрезками. Каждый из них длиной 200-300 метров. Места остановок необходимо предварительно разведать.

На стоячие валы туристы идут под прямым углом или близко к тому. Если вал крутой, его проскакивают на большой скорости, а на пологий медленно взбираются.

Туристический катамаран

Наше туристическое судно будет изготовляться из пенопласта. Рама для катамарана такого типа не нужна. Перед началом сборки поплавка, его составные элементы следует покрыть эпоксидным клеем, предварительно покрасив масляной краской. Затем, все эти части стягиваем с помощью гаек и стальных трубок. После чего, каждую наружную поверхность оклеиваем тонким материалом, например бязью или стеклотканью, предварительно сложенную в 2-3 слоя.
Если вы хотите построить катамаран высокой степени надёжности, то его носовую часть следует делать отдельно, используя для этого уголки из алюминия, величиной 25х25 мм. После чего, начинаем его обшивать листовым алюминием, толщина которого составляет 0,5 мм. Кстати, один лист алюминия стоит примерно 1500 руб., а нам понадобится их 3 штуки.
Под листовым алюминием обязательно должна находиться фанерная диафрагма, которая скрепляется при помощи уголков и болтов. Обшивка из алюминия, которая соединяет металлические детали, удерживается заклёпками.
Теперь своими руками изготовляем носовую часть. К углам поплавков с помощью винтов прикрепляем крышки, выполненные из фанеры или тонколистового дюралюминия. После этого, носовая часть соединяется с основной, затем она надевается на концы стяжных труб. Все это теперь плотно соединяется гайками. Для изготовления палубы нашего водного средства передвижения, используем бруски и деревянные рейки, скрепляя их между собой с шагом 10-15 см.
Теперь вы знаете, как сделать катамаран самостоятельно и отправиться на водную прогулку по ближайшему к вашему дому водоёму. На постройку такого судна, в среднем уходит 2-3 дня.

Остойчивость

По сравнению с  однокорпусным судном, где подъемная сила выталкивающая корпус из воды концентрируется в середине, двойной корпус катамарана имеет подъемную силу, распределенную  по краям судна, что обеспечивает большую его остойчивость. Конечно, существуют очень широкие однокорпусные суда, и управлять ими – одно удовольствие. Однако, их большая площадь соприкосновения с водой увеличивает сопротивление среды, что в свою очередь увеличивает расход топлива. Также, более «плоская» килеватость широкого корпуса ухудшает его качества на волнах.

Начиная движение, хорошо спроектированный катамаран, независимо от того, имеет ли он глиссирующий, водоизмещающий или переходный тип корпуса, обеспечивает гораздо более плавное и устойчивое движение, по сравнению с обычным однокорпусником. (Примечание: Те однокорпусники, что обладают большим весом или сильно заужены, могут обеспечивать очень ровный ход, но такие факторы, как чрезмерное раскачивание, сводят преимущества к нулю).

На скорости катамаран приподнимается, под ним создается подушка за счет  потока воздуха и брызг, проходящих между корпусами. Большая остойчивость катамаранов создает дополнительный комфорт при приготовлении пищи, в плаваньях на большие расстояния и позволяет хорошо высыпаться.

Виды катамаранов для рыбалки под мотор

Катамараны с мотором характеризуются наличием комфорта и удобством в процессе путешествия по рекам, озерам, водохранилищам и другим водоемам. Такие плавсредства оборудованы монобаллонами.

Конструкция катамарана позволяет организовать своеобразную палубу определенной жесткости, которая может возвышаться над поверхностью воды. Это самый подходящий вариант для рыбалки, тем более, что на палубе может поместиться до 10-ти человек. Кроме этого, конструкция катамарана позволяет преодолевать большие расстояния. Что касается проблемы транспортировки, то и здесь ничего невозможного нет. Любой рыбак не против того, чтобы приобрести подобное плавсредство, или сделать его своими руками.

Модели с гибким рундуком

Это наиболее перспективные модели на сегодняшний день. Производятся они из ПВХ материалов и имеют гик средней толщины. Воздушный клапан плавсредства располагается в районе стрингера. Средняя плотность материала, из которого производятся надувные элементы, составляет 800 грамм/на метр квадратный. Подобные устройства имеют определенные достоинства, связанные с возможностью установки довольно крупных баллонов. Тип крепежного устройства – крестообразный. Приблизительная цена на подобные плавсредства составляет порядка 60 тыс. рублей.

Модели с жестким рундуком

Для рыбалки на небольших глубинах больше подойдут модели с жестким рундуком. Хотя на сегодняшний день известны некоторые конструкции, рассчитанные всего лишь на 2 пассажира. В конструкции предусмотрены две опоры, которые крепятся под подшивкой.

Аппарат так же производится из ПВХ материалов. Баллоны крепятся по обеим сторонам от стрингера. Существуют так же конструкции с баллерами, где баллоны располагаются выше поверхности гика. Здесь используются материалы несколько меньшей плотности – 700 г/метр квадратный. Здесь используются латки из резины.

Это удовольствие обойдется в 50 тыс. рублей.

Особенности моделей на два бимса

Подобные конструкции так же пользуются большим спросом, несмотря на то, что они рассчитаны на двух рыболовов. При этом, их грузоподъемность достигает 300 кг при длине в 3,5 метра.

Практически у всех моделей толщина стрингеров не превышает 1,3 мм. Латки размещены только на поверхности баллонов

При выборе следует обратить особое внимание на защищенность носовой части. Крепеж всех элементов выполнен посредством крестовин

Если имеется 55 тыс

рублей, то можно отправляться в специализированный магазин

Если имеется 55 тыс. рублей, то можно отправляться в специализированный магазин.

Катамараны с тремя бимсами

Эти плавсредства могут взять на борт 4 человека, при грузоподъемности в 500 кг. Рундуки этих аппаратов не имеют большой жесткости, хотя встречаются конструкции, где предусмотрено 2 опоры. У этих плавсредств, в основном, размещено по два баллона. Ширина катамарана для рыбалки не превышает 1,3 метра. Воздушные клапаны располагаются в районе стрингеров.  Заполнить баллоны воздухом можно в течение 10-ти минут. В этих конструкциях используются особо прочные материалы. Приобрести такой катамаран можно за 45 тыс. рублей.

Модели с низкими опорами

Такие модели не допускают установки мощных двигателей. Как правило, они оборудуются двумя или тремя баллонами. Кроме этого, некоторые модели оборудованы стрингерами, которые крепятся на поливинилхлоридных накладках. Рассчитаны они на грузоподъемность до 300 кг. При этом, применяются баллоны среднего диаметра.

Встречаются конструкции с баллерами и с резиновым гиком. Стоит такое плавсредство в пределах 55 тыс. рублей.

Модели с высокими опорами

Такие конструкции предназначены для установки моторов, повышенной мощности. Длина некоторых конструкций достигает 4-х метров. Как правило, в таких плавсредствах устанавливаются баллоны большего диаметра. Что касается рундуков, то они имеют среднюю степень жесткости. Выпускаются модели с двумя или тремя пассажирскими местами. Для крепления опор используются дополнительные растяжки. Толщина стрингеров не превышает 1,4 мм. Для изготовления баллонов используется ПВХ материал, с высокой плотностью (до 800 г/метр квадратный). Каркас изготовлен исключительно из дюраля. Стоит подобное плавсредство в пределах 60-ти тыс. рублей.

Парусный катамаран имеет некоторые особенности

Перед тем, как самостоятельно изготовить катамаран и ходить с ним под парусом, вы должны понимать, что данное судно имеет наружную оболочку, которая обеспечивает прочность, в том числе внутренней камеры, отвечающей за герметичность конструкции. Наличие обводов снижают сопротивление воды при хождении под парусом. Сам же каркасный катамаран выполнен из дюралюминиевых трубок, держащихся на болтовых креплениях посредством фасонных гаек.
Описанная ниже конструкция катамарана имеет руль и предусматривает наличие паруса. Почти все комплектующие можно сделать самостоятельно, потребуется лишь незначительный объём токарных работ.
Перед началом постройки этого плавательного средства, у вас обязательно должна быть схема катамарана, придерживаясь которой получится качественная вещь.

Поплавки

Их в нашей модели будет два и каждый из них заполнен воздухом. В поперечном сечении эти элементы имеют форму круга. Поплавки практически не имеют цилиндрических участков, а отличаются они кормовыми и носовыми срезами.
Поплавок включает в себя внутреннюю камеру и наружную оболочку, которая на 15% меньше величины камеры. Это нужно для того, чтобы камера всегда находилась в напряженном состоянии и обеспечивалась её безопасность. Изготовление камеры самостоятельно является одной из ключевых операций, поэтому она занимает много времени. Если данный элемент сделать из синтетических материалов, то он прослужит довольно долго, а если из резины, то его долговечность будет несколько ниже, но и цена более доступной.

Раскрой

При невозможности выкроить камеру из цельного куска материала, полотнище нужно клеить из кусков, а делать это нужно обязательно внахлёст. Шов должен иметь ширину как минимум 3 см, а на его месте следует дополнительно проклеивать полоски из ткани. Задняя часть камеры, которая напоминает форму рукава, в процессе сборки скручивается и перевязывается посредством резинового жгута.
Самостоятельно сделанная конструкция рукава обеспечивает возможность осуществления её сушки и ремонта. Кроме того, перед носовыми гребцами в камеру следует вклеить особый клапан, используемый для лодки. Его можно использовать, даже чтобы подкачивать на ходу это водное транспортное средство. Поэтому ваш круизный катамаран всегда будет на плаву, прогулка на нём доставит огромное удовольствие.
Чтобы своими руками сделать днище катамарана, его тоже следует выкроить из цельного полотнища или его отдельных кусков, после чего скрепить их между собой. Затем, необходимо сшить нижнюю и верхнюю оболочную часть от конечностей к середине. Перекройку деталей нужно осуществлять с максимальной точностью – это нужно делать, чтобы обеспечить правильность формы избегания складок на поплавке.

Мост

Обычно он алюминиевый, изготовляется из трубок разных размеров и диаметра, вместе с креплениями, в качестве которых используются болты и шпильки. Стрингеры выполнены из двух элементов, соединённых с помощью втулки, которая прикрепляемая клеем к задней части катамарана и фиксируется шпилькой. Закрепление концов стрингеров осуществляется с помощью заглушки, которая может быть выполнена из любых материалов и надёжно закреплена фасонными гайками.

Палуба

Этот элемент катамарана имеет прямоугольную форму, а изготовляется он из полотнища плотных разновидностей капрона. Величина данного элемента зависит от того, какой у нас собран каркас.
При изготовлении палубы своими руками, по её периметру, края полотнища следует подвернуть на 30 мм, после чего прошить их. Теперь устанавливаем люверсы, используемые для крепления моста к палубе. Шнуровку следует делать от середины поплавка к его конечной точке.

Паруса и мачта

Парус для катамарана своими руками лучше всего делать из трех дюралевых трубок, каждая из которых вставляется друг в друга. Но еще можно построить и деревянные стержни, имеющие соединительные планки. При переноске плавстредства, в длинные части мачты вставляют элементы рангоута – гафель и составной, которые изготовляются из дюралевых лыжных палок или трубок необходимого диаметра.
Нижняя часть мачты прикрепляется к середине второй балки с четырьмя вантами и натяжными устройствами от верхней оконечности мачты к концам поперечных балок.
Если нужно, то парус для катамарана можно самостоятельно увеличивать в размерах или уменьшать, в зависимости от своего опыта управления такими плавстредствами.

Ну не здорово ли?

Трудно удержаться от такой покупки, как водный велосипед, который весит всего 14 килограмм и вдобавок к этому еще и может разбираться. Сложив его на время в сумку (в разобранном виде), вы сможете путешествовать с ним повсюду и испытывать на любых водоемах. Максимальный вес, который может выдержать конструкция такого акваскипера, составляет 110 килограмм, минимальный же – 35. Поэтому в целях безопасности подросткам до 11-13 лет кататься на нем не следует.

Эти рекомендации в ограничении возраста приводятся для покупателей велосипедов на подводных крыльях. Для тех же, кто решается приобрести катамаран-велосипед для прогулок по водной акватории, таких ограничений не существует. В этом случае все зависит от взрослого человека: если он допускает своего ребенка до него, значит, доверяет и не сомневается в его силе и выносливости. Но внимательность и контроль за детьми и подростками всегда необходимы и никогда не помешают. Будьте осторожны на воде!

Лучшие места для рафтинга

Хотя сегодня существует разновидность этого вида спорта, подразумевающая сплав по искусственным каналам, более популярен и распространен рафтинг по горным рекам с порогами. За границей самые популярные маршруты для сплава находятся в таких странах, как:

  • Грузия;
  • Непал;
  • Турция;
  • Украина;
  • Индия;
  • Перу;
  • Италия;
  • Уганда.

Кстати, чтобы попробовать рафтинг, совсем не обязательно уезжать далеко. Вот список самых популярных мест для сплавов в России:

  • Республика Алтай (реки Катунь, Чуя, Башкаус, Аргут);
  • Адыгея (река Белая);
  • Республика Карелия (реки Охта, Чирка-Кемь, Шуя);
  • Якутия (реки Тимпон, Чульман).

Если ты планируешь отправиться в отпуск в Сочи, то неподалеку от курортного города можно заняться рафтингом по реке Мзымта.

Кроме того, популярен рафтинг и в Лосево Ленинградской области, откуда можно сплавиться по реке Вуоксе.

Отдельно выделим Крым. На этом полуострове можно сплавиться по рекам Днестр, Прут и Опир.

Подробнее про самодельный катамаран

Базовой основой любого катамарана является полая конструкция, которая делается из труб различного диаметра. Чаще всего это бывают трубы большого сечения. Самодельном катамаран имеет также поплавки, они располагаются вдоль бортов.

Делаются подобные элементы из материалов:

  1. Пластик.
  2. Трубы.
  3. Баллоны для катамарана.

Поплавки надежно предохраняют конструкцию от затопления. Все элементы крепятся вокруг несущей рамы, главное ее преимущество:

  • небольшой вес;
  • максимальный коэффициент прочности.

Прежде чем приступать к изготовлению катамарана своими руками

Важно понять, где судно будет эксплуатироваться, какой груз и каким весом будет перевозиться. От этих базовых параметров зависит характер расчетов. В среднем пропорции такие:

В среднем пропорции такие:

  1. Если длина судна около трех метров, то диаметр баллона составляет около 40 см.
  2. Если длина судна около четырех метров, то внутреннее сечение должно быть до 55 см.
  3. С увеличение длины плавсредства шести метров, прямо пропорционально возрастает внутреннее сечение (до 60 см).

При изготовлении катамаранов своими руками, следует помнить: с возрастанием габаритов уменьшается его способность маневрировать, а также скоростные характеристики.

Самостоятельное изготовление катамарана – нюансы

Многие любители необычного отдыха выбирают не просто катамараны, а сделанные самостоятельно, поскольку в них воплощаются не только технические задумки, но и индивидуальность обладателя агрегата.

Надувные баллоны для катамаранов изготовляются в двух основных вариациях:

  • с отдельными частями;
  • цельнокроеный.

Для производства баллонов используется специализированная прорезиненная ткань. Она имеет повышенные физико-химические свойства, устойчива к внешним воздействиям, не пропускает воду внутрь. Если выбран первый способ, то по заранее подготовленной выкройке шьется негерметичный верхний чехол – обтекатель. Его особенность – наличие пришитых карманов для крепления стрингеров. Внутрь чехла имеется кормовое отверстие, через которое вкладывается надувная камера. Особенностью является наличие проклейки, которая может не совпадать по форме с основой, но должна превышать по объему верхний чехол.

Опасности при сплаве

Наибольшую опасность представляют долины, в которых отсутствуют пойменные береговые террасы. В них ложе переходит сразу в крутые склоны, поднимающиеся вверх.

Помимо этого, опасность для водных походов представляют каньоны рек и ущелья с берегами, имеющих вид бомов. Под последними понимают скалы с уходящими под воду вертикальными стенами. Они особо опасны при повороте реки.

Если ложе реки образовано из обнаженных коренных пород, представляющих собой грани скал, то оно также опасно для передвижения.

При изучении долины и ложа реки особое внимание нужно уделять хребтам, отрогам, поскольку здесь возможна встреча бомов, водопадов, выхода коренных пород, теснин, а также для таких мест характерна максимальная скорость течения для реки. Если последняя превышает 14-15 км/ч, то судно не подходит как сплавсредство, здесь могут применяться плоты

Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода. Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч.

Чем больше уклон реки, тем большая ширина должна быть у судна. Водные походы и обеспечение безопасности на воде неразрывно связаны между собой.

Резюме

Так или иначе, как обычно, все упирается в два фактора:

  1. Личные предпочтения
  2. Финансы

Два типа судна предоставляют совершенно разные ощущения от паруса, поэтому перед покупкой крайне рекомендуется арендовать каждый их них и сравнить чувства. Как бы то ни было, можно смело утверждать, что катамаран идеален, если не для покупки, то для чартера точно. Да, он дороже, но и предлагает много. 

Рынок катамаранов на подъеме и растет стремительно. Верфи Lagoon (Beneteau), Fountaine-Pajot и многие другие производители ежегодно увеличивают за счет них свой оборот. И в данный момент спада спроса в обозримом будущем не видно. 

Однако среди классических яхт на вторичном рынке гораздо шире диапазон выбора по всем параметрам, включая год постройки и материалы. Если парус для вас — это, прежде всего, спорт, и есть задумки погоняться на регатах, то забудьте о катамаранах, монокорпусной круизер — это ваша лодка. 

Author: Mikhail Safronov

Парусный катамаран имеет некоторые особенности

Перед тем, как самостоятельно изготовить катамаран и ходить с ним под парусом, вы должны понимать, что данное судно имеет наружную оболочку, которая обеспечивает прочность, в том числе внутренней камеры, отвечающей за герметичность конструкции. Наличие обводов снижают сопротивление воды при хождении под парусом. Сам же каркасный катамаран выполнен из дюралюминиевых трубок, держащихся на болтовых креплениях посредством фасонных гаек. Описанная ниже конструкция катамарана имеет руль и предусматривает наличие паруса. Почти все комплектующие можно сделать самостоятельно, потребуется лишь незначительный объём токарных работ. Перед началом постройки этого плавательного средства, у вас обязательно должна быть схема катамарана, придерживаясь которой получится качественная вещь.

Поплавки

Их в нашей модели будет два и каждый из них заполнен воздухом. В поперечном сечении эти элементы имеют форму круга. Поплавки практически не имеют цилиндрических участков, а отличаются они кормовыми и носовыми срезами. Поплавок включает в себя внутреннюю камеру и наружную оболочку, которая на 15% меньше величины камеры. Это нужно для того, чтобы камера всегда находилась в напряженном состоянии и обеспечивалась её безопасность. Изготовление камеры самостоятельно является одной из ключевых операций, поэтому она занимает много времени. Если данный элемент сделать из синтетических материалов, то он прослужит довольно долго, а если из резины, то его долговечность будет несколько ниже, но и цена более доступной.

Раскрой

При невозможности выкроить камеру из цельного куска материала, полотнище нужно клеить из кусков, а делать это нужно обязательно внахлёст. Шов должен иметь ширину как минимум 3 см, а на его месте следует дополнительно проклеивать полоски из ткани. Задняя часть камеры, которая напоминает форму рукава, в процессе сборки скручивается и перевязывается посредством резинового жгута. Самостоятельно сделанная конструкция рукава обеспечивает возможность осуществления её сушки и ремонта. Кроме того, перед носовыми гребцами в камеру следует вклеить особый клапан, используемый для лодки. Его можно использовать, даже чтобы подкачивать на ходу это водное транспортное средство. Поэтому ваш круизный катамаран всегда будет на плаву, прогулка на нём доставит огромное удовольствие. Чтобы своими руками сделать днище катамарана, его тоже следует выкроить из цельного полотнища или его отдельных кусков, после чего скрепить их между собой. Затем, необходимо сшить нижнюю и верхнюю оболочную часть от конечностей к середине. Перекройку деталей нужно осуществлять с максимальной точностью – это нужно делать, чтобы обеспечить правильность формы избегания складок на поплавке.

Мост

Обычно он алюминиевый, изготовляется из трубок разных размеров и диаметра, вместе с креплениями, в качестве которых используются болты и шпильки. Стрингеры выполнены из двух элементов, соединённых с помощью втулки, которая прикрепляемая клеем к задней части катамарана и фиксируется шпилькой. Закрепление концов стрингеров осуществляется с помощью заглушки, которая может быть выполнена из любых материалов и надёжно закреплена фасонными гайками.

Палуба

Этот элемент катамарана имеет прямоугольную форму, а изготовляется он из полотнища плотных разновидностей капрона. Величина данного элемента зависит от того, какой у нас собран каркас. При изготовлении палубы своими руками, по её периметру, края полотнища следует подвернуть на 30 мм, после чего прошить их. Теперь устанавливаем люверсы, используемые для крепления моста к палубе. Шнуровку следует делать от середины поплавка к его конечной точке.

Паруса и мачта

Парус для катамарана своими руками лучше всего делать из трех дюралевых трубок, каждая из которых вставляется друг в друга. Но еще можно построить и деревянные стержни, имеющие соединительные планки. При переноске плавстредства, в длинные части мачты вставляют элементы рангоута – гафель и составной, которые изготовляются из дюралевых лыжных палок или трубок необходимого диаметра. Нижняя часть мачты прикрепляется к середине второй балки с четырьмя вантами и натяжными устройствами от верхней оконечности мачты к концам поперечных балок. Если нужно, то парус для катамарана можно самостоятельно увеличивать в размерах или уменьшать, в зависимости от своего опыта управления такими плавстредствами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий