Виды соревнований
Выделяют три основных вида соревнований кросс-кантри:
XCO – стандартная гонка (1-2 часа), включающая несколько кругов по 4-6 км на трассе средней сложности с частыми подъемами и спусками. XCM – многочасовые заезды (2-8 часов) по равнинам, лесам с использованием спусков и подъемов. Дистанция зачастую составляет 60-120 км. XCE – гонка на выбывание, занимающая не более 2 минут.
Если Вы решились делать первые шаги в велоспорте, то кросс-кантри подойдет как нельзя лучше. Здесь Вы получите Все необходимые базовые навыки управления байком, а при регулярных занятиях – еще и хорошую физическую форму.
Виды соревнований
Выделяют три основных вида соревнований кросс-кантри:
XCO – стандартная гонка (1-2 часа), включающая несколько кругов по 4-6 км на трассе средней сложности с частыми подъемами и спусками.
XCM – многочасовые заезды (2-8 часов) по равнинам, лесам с использованием спусков и подъемов. Дистанция зачастую составляет 60-120 км.
XCE – гонка на выбывание, занимающая не более 2 минут.
Если Вы решились делать первые шаги в велоспорте, то кросс-кантри подойдет как нельзя лучше. Здесь Вы получите Все необходимые базовые навыки управления байком, а при регулярных занятиях – еще и хорошую физическую форму.
Плюсы и минусы
Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:
- Комфортное катание на бездорожье
- Снижение нагрузки на суставы при преодолении препятствий
- Лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью трассы
- Лучшая устойчивость и управляемость (в сравнении с хардтейлами)
- Эффектный внешний вид
Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:
- Более высокая цена
- Повышенные требования к качеству комплектующих
- Необходимость в более частом техническом обслуживании
- Ускоренный износ цепи и звездочек
- Увеличенный вес велосипеда
- Сниженный КПД педалирования (из-за рассеивания части энергии «в рычагах задней подвески»)
Польза бега по пересеченной местности
- поскольку кросс представляет собой комбинированный бег, то при преодолении дистанции задействуются практически все группы мышц бегуна;
- развивается выносливость, гибкость и ловкость спортсмена;
- так как трасса чаще всего проходит в парковой или лесной зоне, то происходит психологическая разгрузка кроссмена;
- отрабатываются навыки быстрого анализа, адекватного решения постоянно возникающих ситуаций и преодоления различного рода препятствий;
- повышается стрессоустойчивость спортсмена;
- бег, особенно если трасса проходит по лесу, позволит укрепить сердечно-сосудистую систему, повысить скорость кровообращения, убрать застойные явления в организме, укрепить мышцы тела.
Курс по пересеченной местности
Нет такого понятия, как «типичный» курс по пересеченной местности, и никакие два курса никогда не бывают одинаковыми. Помимо сложных расширенных курсов для опытных участников, некоторые курсы для кросс-кантри предназначены для молодых гонщиков и тех, кто знаком с этим видом спорта, с более низкими заборами и довольно интуитивно понятным дизайном, чтобы обеспечить безопасное завершение и позитивную, приятную поездку, в то же время растягивая набор навыков как лошади, так и всадника и включение прогрессии вперед. Курсы для всей страны могут быть либо постоянными, либо фиксированными препятствиями, которые регулярно используются и используются в качестве регулярного места для обучения или соревнований, или создаются специально в течение короткого периода времени или для данного мероприятия. Это не редкость, когда курс по пересеченной местности фактически состоит из двух или более заданных маршрутов в своем макете, чтобы отражать различные уровни способности и стандарты конкуренции для разных гонщиков. Зачастую заборы и препятствия на кросс-кантри будут состоять из двух разных высот или стилей заборов рядом друг с другом на одном и том же маршруте, один для новичков или молодых гонщиков, а один для более опытных участников по пересеченной местности, переходящих на более высокий уровень, Как правило, общее пройденное расстояние по пересеченной местности составляет от 2, 5 до 4 миль в длину и включает в себя от 24 до 36 заборов или препятствий. Ограждения и препятствия предназначены для того, чтобы выглядеть деревенскими и естественными и вписываться в их окружение, имитируя природные препятствия, с которыми гонщик сталкивался на охотничьем поле или в стране, включая журналы, ручьи, банки и канавы. Маршрут по пересеченной местности обозначается флагами, с белым флагом слева и красным флагом справа от всех препятствий компонентов, и каждое препятствие индивидуально пронумеровано
Даже с учетом этих рекомендаций, длина курса по пересеченной местности и уровень концентрации, приходящий на курс, могут сбивать с толку, поэтому для гонщика важно пройти курс до того, как начать, чтобы почувствовать его и запомните лучший маршрут и как они хотели бы его принять
Кросс-кантри как дисциплина
Если перевести на русский cross country, то получится «пересеченная местность». Из этого напрашивается вывод, что кросс-кантри – это отдельная дисциплина, подразумевающая езду на велосипеде по пересеченной местности. Однако не стоит путать обычную езду по лесным тропам со спортивной дисциплиной. Это разные понятия.
На протяжении последних 20 лет кросс-кантри входит в программу олимпийских игр. Все соревнования проводятся под эгидой Международного олимпийского комитета, который разработал правила для данного вида спорта. Следовательно и трассы создаются специалистами. Для этого спорта нужны особые, сложные трассы. А чтоб суметь пройти от старта до финиша, нужно иметь хороший (специальный) велосипед, кроме того, сам спортсмен должен быть выносливым и иметь отличную физическую подготовку, кроме того важны скорость реакции и стальные нервы.
Трассы для кросс-кантри
Экстремальная спортивная дисциплина кросс-кантри, конечно же, подразумевает использование горных велосипедов, предназначенных для соревнований на пересеченной местности. По общепринятым нормативам трассы включают в себя:
- повороты с виражами;
- крутые, опасные спуски;
- тяжелые и длинные подъемы;
- технически сложные участки – холмы, пригорки и выбоины;
- грязь, песок, бревна, камни;
- отрезки для высоких ускорений и резких торможений.
Для кросс-кантри могут быть выбраны естественные природные трассы или искусственно созданные. Год от года трассы не просто меняются на каждые состязания, но и постоянно усложняются, повышая опасность для велогонщика. В преодоление трасс на велосипеде должно входить:
- Чередование широких и узких отрезков велотрассы;
- Все участки должны быть годны для прохождения в любых погодных условиях;
- Участки, покрытые асфальтом или мощеная дорога, не должны превышать более 15% от протяженности всей трассы.
Обязательно при составлении маршрутов для велобайков по всему пути организовывают:
- разметку с указаниями направления движения, опасных участков, а также старта и финиша;
- зоны технической помощи и пункты питания;
- возможные переходы для зрителей и болельщиков, во избежание столкновения с велосипедом;
- установление защитных сеток или других средств (мешки с сеном, песком) в особо опасных отрезках пути;
- смотрящих, на протяжении всего пути, дежурную машину неотложки.
Сами соревнования по кросс-кантри проходят на кольцевых трассах трех типов:
- Классическая – включает в себя от 5 до 9 км. и рассчитана на три – шесть кругов. Продолжительность ее обычно не превышает двух часов;
- Шор-треки с небольшим маршрутом от 2 до 5 км, которые велосипед проходит за шесть – девять кругов. Гонки на выбывание могут быть всего по несколько минут;
- Марафоны кросс-кантри на велобайке продолжаются от 2 до 8 часов. В данной дисциплине трасса значительно удлиняется.
Трассы для кросс-кантри дисциплин преодолеть на велосипеде можно каждому спортсмену с физической подготовкой, но чтобы побороться за призовые места, нужны серьезные и регулярные тренировки, выносливость. А когда горячая борьба идет еще и на счет секунд, то правильно выбранный велосипед, решит все. Отличия, модифицированного особым образом, байка для данных гонок, от просто горной модели существуют и их обязательно следует знать и учитывать.
Необходим ли специальный велосипед
Велосипед для кросс кантри — это модифицированный горный велосипед. Он более легкий, проходимый, динамичный, обладающий агрессивным стилем езды (отлично преодолевает препятствия и совершает прыжки) и высокими скоростными показателями — особенно это касается трудных участков трассы.
Особенности байков для cross country:
- облегченная рама высокой прочности из карбона или алюминия;
- амортизационная вилка, которая будет гасить дискомфорт во время езды по камням и ухабам;
- ободные или дисковые тормоза;
- одна либо две подвески — последний вариант утяжеляет конструкцию и увеличивает энергозатраты на раскачку заднего колеса, хотя и повышает проходимость байка;
- колеса оснащаются легкими ободами, большой диаметр повышает проходимость велика, потому лучше выбирать 29 дюймовые колеса;
- чтобы не усложнять прохождение сложной трассы (особенно на песке либо грязи), ставьте покрышки средней ширины;
- трансмиссия с большим диапазоном скоростей;
- контактные педали в паре с контактными ботинками.
Велосипеды для кросс-кантри не могут стоить дешево. Чтобы победить в соревнованиях данной олимпийской дисциплины, экономить на байке не стоит. Ориентируйтесь на цену от 1000$ — на более дешевых велосипедах невозможно пройти этапы кросс кантри с хорошими результатами.
Забивание по странам
В соревнованиях по пересеченной местности каждый гонщик приурочен от начала до конца, сочетая общее время и любые ошибки или ошибки, понесенные для оценки гонщиков. Самый низкий выигрыш всадника – это победитель, который сочетает в себе быстрое и низкое количество баллов. Неисправности могут быть добавлены к оценке всадника различными способами, в том числе неподчинениями, понесенными от лошади, которые отказываются от препятствия, или временными ошибками из-за неспособности завершить курс в течение установленного временем завершения организаторами. Неисправности повышают оценку всадника и, следовательно, уменьшают их шансы на хорошее размещение. Падая с лошади, проводя неправильный маршрут, дважды пробивая одно и то же препятствие, пропуская препятствие или прыгая через забор в неправильном направлении, все приводят к устранению. Из-за продолжительности курса и времени, необходимого для его завершения, гонщики часто отправляются на курс пошатнувшимся способом, и два или более гонщика могут одновременно работать на разных участках курса. Если в любой момент гонщик впереди в курсе сталкивается с трудностями, которые могут задержать гонщика сзади, таймер останавливается для гонщика (ов) уже в пределах курса позади них, и им предписывается сдерживаться, пока они не смогут быть безопасными быть разрешено возобновить. В то время как всадники, поднятые, не подвергаются штрафам с точки зрения своего времени из-за проблемы с другим гонщиком, остановка конкурента частично по курсу может оказать значительное влияние на их поток и ритм, поэтому этого можно избежать, когда это возможно. Неспособность остановиться, когда указано на курсе, является причиной для устранения, а также преднамеренно препятствует маршруту всадника, пытающегося обгонять, и обгонять (например, разрушая подход другого всадника к забору).
Шелковый путь
Тогда как в большинстве других дисциплин основными местами проведения крупнейших мировых соревнований обычно становится Европа, в мире кросс-кантри ралли одно из ключевых мест занимает именно Россия. Речь, конечно же, о ралли-рейде «Шелковый путь». К слову, часть его маршрута также несколько раз зачитывалась в качестве этапа Чемпионата России по ралли-рейдам.
Как и Africa Eco Race, международная гонка «Шелковый путь» была впервые организована в 2009. В качестве организаторов выступила отечественная команда «КАМАЗ-мастер» и уже упомянутая нами французская Спортивная организация Амори, благодаря которой отечественный ралли-рейд в течение 3 лет входил в маршрут самого «Дакара». Однако из-за экономических проблем ежегодная гонка в 2012 году была вынуждена отказаться от сотрудничества с Амори, а в 2014-15 годах – и вовсе уйти на перерыв.
В 2016 «Путь» триумфально вернулся: он не только получил помощь в организации со стороны Китая, но и, благодаря включению в трассу отрезка на его территории, приобрел статус марафона – общая длина пути превысила 10 000 км.
Изначально в гонке участвовали исключительно легковые автомобили и грузовики, однако в 2019 она пополнилась и отдельными классами для мотоциклов и квадроциклов, за счет чего получила еще один важный статус. «Шелковый путь» стал одним из самых важных и продолжительных этапов Чемпионата мира по кросс-кантри ралли, организованного FIM. В том году на старт гонки в Иркутске вышло 93 участника, и 77 из них успешно финишировало в китайском Дуньхане.
В этом году организаторы планируют включить в маршрут ряд новых регионов во всех 3 основных странах – Алтай в России и Монголии и Гоби в Монголии и Китае. Начало приема заявок от участников намечено на 15 февраля, а старт гонки должен состояться 1 июля в Омске. Всего запланировано 10 этапов, которые пройдут в период со 2 по 11 июля.
Классические виды конного спорта
Выездка
Высшая школа верховой езды, или выездка, со стороны выглядит как своеобразный танец лошади, направляемый практически незаметными движениями неподвижно сидящего всадника. На самом же деле это совокупность достаточно сложных элементов и упражнений на всех аллюрах, слаженности и правильности выполнения которых умелые всадники добиваются годами и только на хорошо обученных опытных лошадях.
В список элементов выездки входят сокращенные, средние и прибавленные аллюры, переходы между ними, а также множество элементов различной степени сложности: остановки, повороты, движения с боковыми сгибаниями, менки ног, осаживания, пассажи, пиаффе, пируэты и др.
Помимо правильности исполнения упражнений, оцениваются общий вид лошади и всадника, посадка жокея, сбор лошади, эффективность средств управления, равномерность и эластичность движений, ритм и импульс, а также многое другое.
По правилам Международной федерации конного спорта соревнования по выездке в порядке повышения сложности называются Малым, Средним и Большим призом соответственно. Соревнования проводятся по специальной программе-схеме, рассчитанной на несколько минут (от 5 до 12) на огороженной и специально размеченной буквами на стенках площадке, и оцениваются несколькими судьями с помощью системы баллов и коэффициентов.
Особой популярностью у зрителей пользуются кюры — произвольные программы выездки, которые проводятся под музыкальное сопровождение. Бывают костюмированные кюры.
Конкур
Конкур, или преодоление препятствий, является одним из самых популярных видов конного спорта. Его родиной считается Франция.
Традиционно конкур проходит на ровной площадке (конкурном поле), где в различных комбинациях расположены разнообразные по виду, высоте, ширине и конструкции препятствия (брусья, стенки, канавы, чухонцы, оксеры, шлагбаумы, калитки и пр.), помеченные цветными флажками (белым слева и красным справа). Порядок и расположение препятствий на поле определяет особый человек — курс-дизайнер.
Соревнования по конкуру на открытой площадке
Существуют разные виды соревнований по конкуру. Так, выделяют конкур «скоростной», «зеркальный», «до первой ошибки», «с нарастающей сложностью», «в норму времени», «на мощность прыжка», «на стиль» и др. Бывает конкур и вовсе не обычный, например, в дамских седлах или на неоседланных лошадях. Соответственно, правила каждого вида чуть различаются. Ошибками во время классического конкура, за которые начисляются штрафные баллы по определенной шкале, могут быть полное или частичное разрушение препятствий, падение всадника, нарушение маршрута, несоблюдение нормы времени, неповиновение лошади и др.
Троеборье
Этот вид конного спорта состоит сразу из трех дисциплин (манежная езда, полевые испытания и преодоление препятствий), соревнования проходят в течение трех дней и осуществляются одним всадником на одной лошади. Троеборье — сложный вид конного спорта, требующий от лошади и всадника много сил и умений.
Манежная езда проводится в закрытом манеже или на открытой огороженной площадке оговоренного размера и осуществляется по определенной программе, позволяющей продемонстрировать мастерство управления лошадью и ее подготовленность при выполнении различных упражнений на основных аллюрах (шаг, рысь, галоп).
Полевые испытания включают движение на скорость по пересеченной местности, кросс и стипль-чез на дистанции оговоренной длины в несколько десятков километров, разбитой обычно на четыре отрезка и подразумевающий несколько десятков различных естественных и искусственных препятствий.
Преодоление преград, состоящих в среднем из десяти искусственных барьеров, проводится в последний день троеборья на ровном конкурном поле и служит в первую очередь проверкой работоспособности и выносливости лошади после предыдущих испытаний.
Гоночные дисциплины
Кросс-кантри охватывает самые разнообразные трассы: от грунтовых и гравийных дорог до извилистых одиночных троп в горах и в лесах. Равнина, спуски и подъёмы, грязь, камни и трава — в кросс-кантри можно испытать и навыки, и мощность, и скорость.
Сложность трасс и продолжительность гонки обычно зависят от вида программы кросс-кантрийных соревнований.
Олимпийский кросс-кантри
Самый распространённый тип гонок кросс-кантри в профессиональной среде — это олимпийская дисциплина, также известная как XCO. По сути, это размеченная трасса, по которой вы проходите определённое количество кругов. Протяжённость круга в соревнованиях профессиональных гонщиков составляет от 4 до 10 км, а продолжительность около 90 минут.
В XCO от велосипедиста требуется как техническое мастерство, так и развитая выносливость.
Марафонский кросс-кантри
Название дисциплины говорит само за себя: это самая продолжительная по времени и самая длинная по километражу гонка. Сокращённо марафон называют XCM. Из всех видов кросс-кантри ХСМ, пожалуй, самый спокойный, однако это не означает, что марафоны — это легко.
В отличие от олимпийской дисциплины, в марафоне трасса проложена в один круг от 60 до 120 км. Благодаря тому, что в ХСМ трассы немного проще, чем в других программах кросс-кантри, марафон — самая популярная в любительской среде дисциплина.
Гонка с выбыванием
XCE, элиминатор — всё это названия гонки с выбыванием, проводящейся в несколько раундов. Дистанция трассы элиминатора должна не превышать 1000 м, но вместе с тем включать искусственные и естественные препятствия для создания динамики.
По правилам, одновременно на старт выходят четыре спортсмена. По итогам заезда двое лучших переходят в следующий раунд, а двое других выбывают.
Гонка в гору
XCP или кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого — это гонка со стартом и финишем в двух разных точках. Старт даётся внизу подъёма, а финиш — на вершине горы. На трассе не будет препятствий, как на ХСО, однако неровностей дороги всё-таки стоит ожидать. И всё это вкупе с порой очень крутым уклоном.
Шорт-трек
XCC похож на XCO, но с тем отличием, что такая гонка имеет очень короткие круги (1-2 км) и общую дистанцию не более 15 км. На официальных соревнованиях дисциплина стоит в программе за день до основной гонки ХСО.
Этот формат очень удобен для зрителя, поскольку обычно все события на трассе можно увидеть с одной точки. Для гонщиков же такое скоростное состязание — настоящее испытание физических и технических возможностей. Риск падения здесь выше, чем в обычном ХСО.
Гонка на время
XCT — это единственный формат соревнований в кросс-кантри, где старт гонщиков индивидуальный, обычно с разрывом в 30 секунд. Соответственно, время каждого гонщика измеряется отдельно, и тот, кто проедет трассу быстрее всех, становится победителем.
Гонка на время не проводится сама по себе. Её традиционно включают в один из дней многодневных соревнований. Протяжённость дистанции ХСТ часто не превышает 25 км.
Командная эстафета
XCR — это соревнование, где каждый член команды проходит один круг олимпийской трассы, прежде чем в отведённом месте передать эстафету товарищу по команде. Интересно, что в одной гонке соревнуются представители разных возрастных категорий: юниоры, спортсмены до 23 лет, мужчины и женщины. Из-за этого стратегия порядка старта каждого гонщика играет важную роль.
Суточная гонка
24-часовая гонка — это гонка, в которой участники едут весь день и всю ночь в течение 24 часов подряд. Они могут остановиться в любое время, чтобы поесть, сделать перерыв или сменить снаряжение, но главная цель — проехать как можно больше кругов за эти сутки. Формат сугубо любительский и не входит в программы официальных мероприятий.
Советы по выбору
Беговые кроссовки по пересеченной местности призваны нейтрализовать последствия длительных физических нагрузок
При выборе обуви необходимо принять во внимание следующие факторы:
- Уровень подготовки спортсмена. Профессионалы знают, какие показатели и характеристики соответствуют поставленным задачам. Например, обувь для опытного человека может быть выбрана без амортизатора, с нулевым перепадом, протекторами для мокрого грунта, гигроскопичным верхом. Начинающим подойдут универсальные модели с усредненными параметрами.
- Посадка на ноге. Несмотря на разнообразие индивидуальных форм, особенностей стоп создатели кроссовок разделили обувь на три типа – с широкой, средней и узкой колодкой. Важным показателем является ее кривизна. По этому критерию обувь бывает изогнутой (с минимальной поддержкой свода), прямой (с жесткой опорой), полуизогнутой (универсальной).
- Пронация. Под этим термином понимают постановку стопы при движении. Различают три типа: гипопронация (нога заваливается наружу), нейтральная (прямое положение), гиперпронация (заваливается внутрь). Чтобы компенсировать недостатки постановки стоп при беге, в обуви делаются специальные вставки, стабилизирующие положение конечностей и равномерно распределяющие вес. Особенно это касается гипонации, которая увеличивает нагрузку на голеностоп.
- Интенсивность занятий. Частый бег по пересеченной местности требует прочной износостойкой обуви, для длительных марафонов лучше выбирать облегченные модели.
- Амортизация. В кроссовках она обеспечивается за счет содержания вспененного материала, который гасит удары при соприкосновении стопы с поверхностью. Существуют кроссовки с амортизацией только под пяткой, а также в носочной и задней частях, по всей поверхности. Выбор обуви зависит от личностных предпочтений, строения стопы, интенсивности бега. При большом весе внедорожники с двумя амортизаторами вполне уместны.
Выбор протектора, колодки, размера во многом зависит от того, по какой местности планируются занятия. Кроссовки для бега по грунту, специализированным дорожкам, жесткой земле, каменистому плато похожи на стандартные асфальтовые, но с более выраженным, частым протектором. Такая подошва обеспечивает надежный, максимальный контакт с поверхностью, не соскальзывает с мелких каменистых или земляных россыпей. Для бега по песчаному или мягкому грунту выбирают обувь со средним и глубоким протектором. Верхняя часть отличается большей плотностью, чтобы предотвратить попадание песка и пыли внутрь.
Бег с подъемом или спуском – самый трудный из-за увеличенной сложности трассы, нагрузки на опорно-двигательный аппарат, сердце, высокого риска травм. Протектор обуви должен иметь разнонаправленные шипы, чтобы обеспечить надежное сцепление с грунтом. Верх кроссовок плотно прилегает к ноге для ее стабилизации, а многослойная фактура защищает от острых камней. Для бега по каменистой трассе предусмотрены изделия с дополнительной защитой на мыске и пятке. Подошва у них утолщена, усилена по всей длине. Протекторы жесткие с равномерно и часто, но не глубоко расположенными зубцами.
Мокрый грунт чреват обилием грязи и влаги. Первая забивает подошву, сводя сцепление с землей к минимуму, вторая, попав внутрь, делает обувь тяжелой. По этой причине протекторы у внедорожников для местности с влажной почвой делают с трапециевидными шипами на расстоянии не меньше одного сантиметра друг от друга. Верх должен быть выполнен из гигроскопичного материала, быстро впитывающего и легко отдающего воду. Протекторы обуви для льда оснащены съемными стальными штифтами или сменными шипами. Они обеспечивают сцепление со скользкой поверхностью. Верх описываемых кроссовок должен быть из водоотталкивающих материалов.
Лучшие кроссовки для бега – это те, в которых сочетаются функциональность и комфорт. Только реальные занятия помогут понять, насколько подходит выбранное изделие. В любом случае придется привыкать к нему и обнашивать.
Для новичковДля профессионаловС широкой колодкойС амортизациейС шипами