Введение
Вопрос про выбор педалей для начинающих велосипедистов и не только встаёт довольно часто. Однако до сих пор нет какого-то вразумительного и доступного ответа, чтобы не возникало никаких сомнений. Да и вообще, что такое контактные педали, для каких целей их используют, какие из них лучше и какие бывают — это одни из основных вопросов, которые задают неопытные начинающие велосипедисты. Много вопросов стоит изучить и много аспектов учесть, чтобы выбрать подходящий вариант педалей.
Педали — это очень важный элемент велосипеда
В общем своём понятии контактные педали для велосипеда представляют собой определённое приспособление, с помощью которого фиксируется нога на педали. Благодаря этому обувь спортсмена соединяется с педалью и образуется один целый крутящий механизм.
Для чего нужны контактные педали
Эффективное педалирование и высокая мощность
Контактные педали устроены таким образом, что каждая нога вращает одну педаль по полному кругу, независимо от другой. Таким образом, воздействие на педаль идёт в каждой точке окружности, которую описывает элемент. Подобное педалирование называется круговым. Принцип работы заключается в эффективном притяжении в обратном направлении педали, а также регулируемом давлении вниз. Это реализовано благодаря закреплённому в платформе шипу. Разница педалирования на топтунах и на контактах отличается по эффективности на 30–40 процентов. При этом мышцы-сгибатели также получают нагрузку и идёт более равномерное напряжение на ноги.
Велосипед находится под большим контролем
При преодолении сложнейших скоростных поворотов, препятствий и каких-то преград значительно уменьшается риск потерять педаль. Например, чтобы перепрыгнуть лежащую трубу или бордюр, нужно сделать движение вперёд и согнуть при этом ноги. Велосипед поднимется вслед за ногами, и преграда будет преодолена.
При использовании подобных элементов в гонках на пересечённой местности эти педали имеют ещё большее значение. Там могут быть участки с тряской, прыжками, рывками и водными преградами. Контролировать велосипед и оставаться на педалях в этом случае наиболее приоритетная задача.
Во время трекинговых и шоссейных гонок очень большое значение имеют резкие и мощные рывки, во время которых можно легко потерять управление над велосипедом или спрыгнуть с педалей. Тут также имеют преимущество контакты.
Уменьшается нагрузка на коленный сустав
При обычном катании на топталках усилие всегда направлено в одну сторону — сверху вниз. Это сопоставимо с нагрузкой на сустав колена при приседании на одной ноге. Даже не нагрузка направлена в коленный сустав, а она через него проходит, при этом происходит сильнейшее напряжение в нём. При использовании контактов нагрузка распределяется более-менее равномерно, так как движение возникает не только от надавливания на педаль, но ещё и от её притяжения вверх. Это создаёт своеобразный противовес разгибающей нагрузке и сказывается положительным образом на длительном нормальном функционировании сустава.
Обувь для контактных педалей
К недостаткам контактных педалей нужно отнести то, что кроме них самих, нужна специальная обувь, а это сразу увеличивает стоимость перехода на контакты.
Но на мой взгляд, это как раз те траты, на которые обязательно нужно пойти, чтобы перейти на новый уровень велосипедизма.
В наше время, я полагаю, уже 80% увлеченных велосипедистов катают на контактах и не могут себе представить другого. Лично я точно не могу, потому что когда сажусь на чей-то велик с обычными педалями, то ощущения такие, как будто велосипед сам по себе, а я сам по себе. Крайне не комфортно.
Очень помогают контактные педали в тех ситуациях, когда нужно методично вкручивать, обеспечивая ровную тягу
Например, езда по раскисшей грязи или по песку, где важно не забуксовать или завязнуть
Контакты распределяют нагрузку, и ты спокойно выезжаешь в тех ситуациях, когда должен был бы встать и пойти пешком. Так же польза от контактов проявляется при езде в гору, равномерное круговое педалирование поможет вам затратить меньше сил.
Я не смогу научиться выстегиваться
В большинстве случаев велосипедист не испытывает каких-либо проблем с контактными педалями, однако какое-то время потренироваться все-таки стоит. Вы сможете достаточно быстро научиться выстегиваться во всех тех случаях, когда это требуется.
Быть может, избежать нескольких падений вам не удастся, однако это, скорее, связано с каким-то стопором, возникающим в голове во всех тех моментах, когда речь заходит про левую сторону.
Как правило, с правой стороны велосипедист быстро привыкает выстегиваться, тогда как слева – бывают трудности. Это может быть связано с чем угодно, однако усердные тренировки исправят эту проблему: полный автоматизм левой ноги при выстегивании рано или поздно будет достигнут.
Однако, это лишь исключение. В основном велосипедисты не сталкиваются с такой проблемой. Вероятнее всего и вы не столкнетесь с подобными трудностями. Необходимо лишь первое время всегда помнить о том, что вы используете теперь контактные педали. Если же вы не уверены в себе на 100%, то посвятите часть своего времени тренировкам. Попробуйте потренировать экстренную остановку или же остановку с минимальной скорости, когда необходимо максимально быстро освободить ногу и поставить ее на землю.
Расположение педалей в машине с механической коробкой передач
Если вы владелец автомобиля с механической трансмиссией, и у вас нет опыта вождения, то мои рекомендации для вас. Научиться управлять «механикой» — это все равно, что учиться ездить на велосипеде. Сначала может не получиться, но если проявлять настойчивость и терпение, то в ближайшем будущем сможете свободно и легко управлять автомобилем.
Главное – выучить расположение педалей на «механике», а дальше все пойдет как «по маслу». Конечно, если вы будете прилагать усилия и прилежно учиться. Прислушайтесь к моим советам. Уверен, что мой опыт поможет вам быстро освоить эту науку.
Первое, что я сделал – это выбрал наиболее безопасное и спокойное место для своих занятий. Очень желательно, чтобы рядом с вами, поблизости, не было других машин
Надеюсь, вы понимаете, для чего нужны такие меры предосторожности. Площадка не должна иметь уклонов
Так будет намного легче освоить МКПП.
Передачи в механической коробке
Существуют определенные правила выбора передачи, которая является наиболее оптимальной для двигателя в конкретный момент движения. Эти правила примерно одинаковы для всех автомобилей с МКПП независимо от мощности двигателя и иных характеристик.
Оптимальной считается работа двигателя в диапазоне 2000-2500 об/мин во время равномерной езды и 3500-4500 об/мин при обгоне, ускорении и разгоне. Поэтому во время спокойного движения нужно следить, чтобы обороты двигателя не выходили за границы диапазона в 2000-3000 оборотов. При превышении 3000 надо включать более повышенную передачу, при снижении меньше 2000 тысяч — более низкую.
Рассмотрим более подробно каждую передачу на примере 5-ступенчатой коробки.
- Нейтральная передача. Отвечает за холостой ход машины, при этом крутящий момент не передается на колеса, и они остаются неподвижными, то есть разорвана связь мотор-колеса. Рукоятка рычага находится посередине в свободном положении. Она должна свободно двигаться влево-вправо при раскачивании. Перед тем, как включить любую передачу обязательно сначала перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
- Первая передача. Предназначена для трогания с места и передвижения с маленькой скоростью не более 15-25 км/ч. Включается движением рычага чуть влево и вперед из нейтрального положения.
- Вторая передача. Используется для движения со скоростью 20-50 км/час. Переключаться на следующую ступень лучше в диапазоне 40-50 км/час. Эта передача часто используется в городских условиях, особенно при прохождении поворотов на перекрестках, когда скорость приходиться скидывать до значений 25-35 км/час. Также вторая передача незаменима при езде по крутым спускам, подъемам и бездорожью. Включается движением рычага чуть влево и назад из нейтрали.
- Третья передача. Оптимальный диапазон движения на третьей скорости — 40-70 км/час. Наиболее часто используемая передача при езде по городу. Включать следующую передачу нужно при достижении скорости 60-80 км/час. Включается движением рычага вправо и вперед.
- Четвертая передача. Используется при движении со скоростью 60-90 км/час. Можно применять в городе на участках с незатрудненным движением. Часто используется при езде по трассе за городом. Включается движением рычага вправо и назад.
- Пятая передача. Рассчитана на равномерное движение по трассе или магистрали со скоростью более 80-90 км/час. Обеспечивает минимальный расход топлива во время движения со скоростью 90-110 км/час. Включается движением рычага максимально вправо и вперед.
- Задняя передача. Нужна для движения машины задним ходом. Расположение задней скорости на рычаге МКПП может быть разным. Включать заднюю передачу можно только после полной остановки автомобиля.
Обычно считается, что чем большей мощностью обладает двигатель, тем на большей скорости надо включать повышенную передачу.
Варианты расположения скоростей на рычаге МКПП
Передачи на рычаге механической коробки располагаются всегда в одинаковом порядке. Отличия заключаются только в расположении задней скорости.
Есть четыре варианта расположения задней передачи:
Задняя передача находится параллельно первой, немного левее.
Сейчас на автомобилях устанавливают специальную защиту включения задней передачи в виде кнопки или кольца, на которую нужно нажать и удерживая включать заднюю передачу. Если такой защиты нет, то можно перепутать переднюю и заднюю скорость. В таком случае машина поедет назад, когда вы ожидаете, что она поедет вперед. Это может спровоцировать ДТП или привести к наезду на человека. Поэтому при включении задней передачи всегда нужно быть предельно внимательным.
Задняя передача находится параллельно четвертой, чуть правее.
При таком расположении задней скорости, во время трогания с места вы точно не перепутаете с первой скоростью. Но есть возможность перепутать с четвертой (если не защиты). Включение задней скорости во время движения на большой скорости может привести к мгновенному полому коробки передач.
Задняя передача находится параллельно второй, немного левее.
Задняя передача находится параллельно шестой, чуть правее.
Преимущества
Каждый, кто начал в контактных педалях отмечает больше достоинств , чем недостатков. Вот список основных из них:
- Позволяют прилагать усилие педалирования в любой точке на окружности включая «мертвые точки» на 12 и на 6 часов.
- Частота педалирования (каденс) выше. Доходит от 100 до 180 оборотов в минуту. На обычных педалях такой частоты достичь невозможно.
- Включаются в работу мощные мышцы задней поверхности бедра.
- Более эффективное ускорение и езда в гору.
- Снимается нагрузка с коленей и снижается их износ.
- Повышается КПД педалирования и снижается расход энергии.
- Выше контроль над велосипедом.
- Возможность перепрыгивания невысоких препятствий: бревен, бордюров, камней.
- Ноги не соскакивают с педалей при езде по пересеченной местности.
- Эффективность педалирования возрастает на 40% за счет включения задней поверхности бедра.
Зачем нужны контактные педали
Дело в том, что это, можно сказать, база, на которой стоит правильное педалирование на велосипеде. Теоретически возможно эффективно крутить и обычные «топталки», но контакты дают неповторимое чувство слияния с байком.
Ведь вы можете не только давить вниз, но и тянуть вверх, получается, что если приучить свои ноги действовать в противодействии, то сила, прикладываемая на педали, ощутимо увеличится. Это очень ощущается в моменты ускорения и быстрого форсирования горок, кажется, что вам как будто добавили мощности в мышцах ног.
Кроме этого, контактные педали позволяют легче держать высокий каденс с низкой нагрузкой на ноги. Многие новички, которые пытаются ездить с высоким каденсом сталкиваются с тем, что из-за легкой передачи педели начинают обгонять ноги. Контакты же цепко держатся, и правильный каденс, сохраняющий ваши коленные суставы, дается много легче.
Ну, и нельзя не отметить третий положительный фактор контактов. Когда несешься по техничной трассе с камнями и корнями, тебе даже не нужно думать о том, чтобы удержаться на педалях — контакты не подведут. Соскочить ногой с педали на расколбасе… не, даже не хочу представлять.
В сущности, контакты — это развитие туклипсов: ремешков на педалях, только на более высоком технологическом уровне. В подошве специального ботинка устанавливается пластинка, называемая шипом. Этот шип вщелкивается в разъем контактной педали, обеспечивая надежное и гибкое соединение ног и велосипеда.
Контакты неизбежно приводят к круговому педалированию
Это отнюдь не так. Педалирование по кругу представляет собой особую методику, которая помножена, к тому же, на самодисциплину. На самом деле это достаточно нелегкий труд!
Контакты позволяют только подтягивать педаль силой одной ноги (из любой позиции), в то время, когда другая нога только давит. В действительности для кругового педалирования необходимо поддерживать полный контроль по всем без исключения точкам. Для отработки этой методики зачастую уходит много времени. На сегодняшний день далеко не многие рядовые велорайдеры на контактах работают над этим аспектом.
Преимущества, которые обеспечивают контакты, и без этого вполне очевидные: это как более равномерная нагрузка на мышцы, так и снятие серьезной нагрузки с коленного сустава. Кроме всего прочего, это еще и возможность контролировать педальную тягу на небольших скоростях и в самых разных условиях окружающей среды
Неважно, грязь ли это, снег или песок
velonews.ru
Для чего велосипедисту контакты
Для контактных педалей нужна специальная обувь, это увеличивает стоимость при переходе на них. Но, эти деньги позволяют перейти на более высокий уровень езды на велосипеде.
Контактные педали бывают для шоссейников и МТВ. Конструкция шоссейных непрактична для обычных велосипедистов, так как в велообуви для них ходить пешком неудобно. Поэтому, выбирать надо только МТВ педали.
Контактные педали Shimano M520
Что касается заблуждений, которые существуют вокруг контактов, то постараемся их развеять. Начинающие велосипедисты боятся, что жестко зафиксированная нога на педали может онеметь. Это неправда. У ступни есть свободное движение влево и вправо на приличный угол, что дает свободу движений и не сковывает ногу.
Второе заблуждение — это то, что велосипедисты, которые пользуются контактами, регулярно падают, потому, что вовремя не успевают выстегнуться. Такое бывает обычно только на первых порах, пока человек не привыкнет к тому, что он в контактных педалях. В стрессовой ситуации можно забыть, что пристегнут и завалиться на бок. Но, все падения как правило происходят уже на нулевой скорости и серьезную травму получить невозможно.
Что касается обуви для контактных педалей, то нет смысла покупать очень дорогие модели. Этот момент важен для профессионалов, а не для тех, кто предпочитает велотуризм. Такая велообувь должна быть недорогой и универсальной, чтобы слезть с велосипеда и не переобуваясь прогуляться пешком.
Как трогаться
Если вы впервые за рулём, то лучше выбрать место, где нет других автомобилей и пешеходов, что бы спокойно, без лишних глаз и суеты научиться управлять машиной. Есть специальные автодромы, где каждый желающий может отточить свой навык вождения до совершенства.
Первое что вы видите, садясь в машину – это включенная нейтралка, включенный ручник. Есть простой порядок действий, осуществив которые вы сможете тронуться:
- Заведите двигатель;
- До упора выжать педаль сцепления;
- Включить первую передачу. Чаще всего она расположена так, что вам потребуется переместить рычаг сперва налево, затем вперёд, для того что бы её «воткнуть»;
- Снять машину с ручника;
- Держа сцепление левой ногой, слегка нажимаем правой на газ, поднимая обороты до 1.5-2 тысяч. Это не даст машине заглохнуть. Количество оборотов отображается на приборной панели, на так называемом тахометре;
- Постепенно отпускаем педаль сцепление до точки схватывания. Машина должна начать движение, как только это происходит, перестаём отпускать педаль, фиксируем её в этом положении;
- Как только автомобиль начинает полноценно двигаться, плавно отпускаем педаль сцепления, при необходимости добавляем газ.
Во время начала движения стоит учитывать положение автомобиля. Если вы стоите в горку, то порядок действий будет выглядеть иначе. Так будет выглядеть порядок действий, если вы захотите тронуться в горку без ручника:
- Стоим на выжатом сцеплении и тормозе, включена первая передача;
- Плавно отпускаем педаль сцепления, до точки схватывания. Когда сцепка произойдёт, вы увидите, что слегка упали обороты;
- Теперь правой ногой отпускаем тормоз и придавливаем педаль газа, даём 2 тысячи оборотов, если горка крутая, то больше. Автомобиль начинает движение в гору
Классификация
В зависимости от назначения контактные педали можно разделить на несколько типов:
- Дешевые модели не брендовых фирм. Отличаются малой ценой и своей ненадежностью. Использовать в профессиональном катании не рекомендуется.
- Педали для маунтинбайка(MTB) представляют собой универсальные устройства, предназначенные для спортивных дисциплин. Компактная конструкция не боится грязи и позволяет быстро выстегиваться в случае необходимости. Ботинки предназначены для передвижения по сложному рельефу. Шип(железный) настолько мал, что не мешает обычной ходьбе. По сути разработчики пошли на компромисс между качеством фиксации ноги и удобством.
- Шоссейные педали не предназначены для перемещения по неровной местности. Приспособления жестко фиксирует ногу за счет большой площади контакта педали и обуви. Шоссейные туфли изготавливают без протектора. Их шип(чаще пластиковый или карбоновый) сильно выступает, поэтому ходить пешком в шоссейной обуви очень неудобно.
Если вы много катаетесь на велосипеде, но еще не перешли на контактные педали, то переход на них – это следующий уровень!Переходите – и вам понравится!
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
Если сегодня у Вас первый урок по вождению автомобиля, то некоторые позиции обязательных действий при подготовке к началу движения и остановке машины можно исключить.
Например при первом в Вашей жизни троганьи автомобиля с места щелкающие указатели поворота могут сильно отвлекать, а проедете Вы всего три метра по свободной от других машин площадке.
Позже, выполняя упражнения, требующее движения со средней и больше скоростью, последовательность этих действий надо будет измелить (сначала тормоз, а затем сцепление). По мере приобретения навыков вождения, при движении различными скоростями Вам придется использовать оба варианта действий в зависимости от конкретной ситуации.
Или зачем Вам сегодня «ручник», если машина находится на абсолютно горизонтальной поверхности. Однако исключать что-либо из последовательности действий можно только в том случае, когда рядом с Вами находится опытный помощник который видит и понимает обстановку вокруг автомобиля.
Не отвлекайтесь по пустякам от дороги! Привыкайте к тому, что Ваши руки и ноги сами будут делать всю необходимую работу. Начните им доверять. Однако первое время все же сосредоточьтесь на своих ногах. Только ни в коем случае нельзя на них смотреть! Ведь там нет ничего нового, там всего лишь Ваши ноги!
• Все, что расположено ниже горизонтальной оси, проходящей через середину руля, — закрытая для взгляда водителя зона.Работать педалями, переключать передачи, включать и выключать фары, пользоваться «ручником» и так далее — все это Вы должны уметь делать вслепую!
Да и что можно увидеть, к примеру, ночью в темном салоне автомобиля? Поэтому с первого же урока учитесь смотреть не на свои руки и ноги, а на дорогу. Иначе безобидная на первый взгляд ошибка может перерасти в опасную привычку.
Три верных друга
Теперь самое время познакомиться с педалями на «механике». Слева находится сцепление, посредине – тормоз, а справа – газ. Скажу, что такое расположение одинаково как для праворульных, так и для леворульных автомобилей. Поэтому запоминать придется один раз, даже если впоследствии понадобится пересесть на другой автомобиль с механической КПП.
В машине, работающей на «механике», сцепление отвечает за:
- плавное трогание с места;
- отключение мотора от КПП;
- переключение передач.
Убедитесь в том, что вы полностью выжимаете сцепление. Для этого просто нажмите на него левой ногой. Переключать передачи можете только тогда, когда сцепление полностью выжато.
Как делал я? Вначале я нажимал педали по очереди, затем вразброс, стараясь запомнить и привыкнуть к их расположению. Газ и тормоз нажимал правой ногой поочередно. В самом начале, главное, запомнить правильное расположение и не путаться.
Как выбрать контактные педали
Выбирая тип контактов, сначала подумайте о формате катания, который вы предпочитаете. Это будет шоссе или бездорожье? Вам нужна мощность или лёгкость и манёвренность? Насколько сложны трассы, по которым вы будете ездить?
Возможно, решающим фактором для выбора станет стиль вашей экипировки. Тогда выбирайте обувь, которая вам нравится. Если выбор пал на шоссейные велотуфли, однозначно нужны педали под 3-болтовое крепление.
А если собираетесь наравне с катанием много ходить, нужны велотуфли с утопленными шипами, а значит и педаль МТБ.
Допустим, вы остановили выбор на 2-болтовом МТБ-креплении. Какому производителю отдать предпочтение? При выборе подходящей педали для горного велосипеда основными соображениями, как правило, будут вес, степень сцепления, грязеотталкивающие свойства и то, какой угол поворота ступни они предлагают.
Педали, которые быстро забиваются грязью, мешают быстро встёгиваться и выстёгиваться, не подойдут, если вы гонщик кросс-кантри. Для гонок по сложным трассам, требующим периодического спешивания, мы рекомендуем Crank Brothers.
Для городских поездок или велопохода по бездорожью отлично сгодятся МТБ-контакты с платформой. Внешне они похожи на «топталки», но посреди платформы можно разглядеть знакомую контактную конструкцию.
МТБ-контакты с платформой
При выборе производителя руководствуйтесь личными предпочтениями, но учитывайте доступность деталей при поломке. Так, в нашей стране не получили распространение педали от Time, что означает невозможность оперативного ремонта в ближайшей мастерской при отсутствии компонентов.
Специальная обувь
Контактные педали требуют приобретения специальной обуви, подошва которых сконструирована для крепления шипа. Туфли выпускают шоссейные и для МТБ.
Шоссейные туфли
Шоссейные туфли бывают только спортивные. Подошва гладкая и жесткая из пластика или композитных материалов, чтобы не терять энергию педалирования на прогиб подошвы. Форма туфель не нарушает аэродинамику при езде. Вес небольшой. Пара туфель может весить всего 550 гр. В подошве три отверстия для крепления шипа.
Обувь для МТБ
В зависимости от стиля и частоты катания МТБ туфли делятся на туристические и спортивные. Для неторопливых и нечастых поездок во время которых нужно иногда и ходить, подойдут туфли с маркировкой МТ. Подошва у них мягче. Шип утоплен глубже и не цепляется за асфальт. Верх замшевый. Шнуровка. Для остальных стилей катания выбираются спортивные модели.
Спортивные туфли маркируются буквами XC и имеют следующие особенности и отличия от туристических и шоссейных моделей:
- Чем выше класс туфлей, тем более жесткая подошва и меньший вес. Застегиваются клипсами с регулировкой и липучками.
- МТБ туфли имеют ребристую подошву. В передней части подошвы есть 2 отверстия с резьбой для вкручивания зацепов, облегчающих бег в гору по грязи. Если таких зацепов нет, то можно вкрутить обычные болты или шурупы.
- Внутри туфли, под стелькой, в специальном углублении находится металлическая пластинка с резьбой, в которую вкручиваются болты для крепления шипа.
- Шип требуется установить на одной линии с суставом большого пальца ноги. Для этого в подошве вырезаны две канавки для перемещения вперед-назад.
- После установки «шипа» нужно через 2 недели проверить его затяжку потому что он «усаживается», может разболтаться и потеряться.
Как выбрать велосипедные туфли?
В магазине помогут правильно прикрутить шип, настроят педали и объяснят принципы встегивания и выстегивания. Если в магазине представлены несколько брендов, то обувная колодка может не совпадать несмотря на одинаковый размер. Например, Shimano и Cube выпускают маломерки и брать туфли надо на размер больше. У SCOTT туфли узкие и низкий подъем стопы.
Если поначалу новичков одолевают сомнения и страхи, то после покупки, покатавшись и освоившись с педалями, страхи уходят. Вместо них приходит ощущение полного контроля и слияния с велосипедом при езде.
Педаль сцепления
Педаль сцепления служит для соединения коробки передач с двигателем и для их разъединения. Коробка передач, в свою очередь, передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам автомобиля.
В то время, когда педаль сцепления отжата (т.е. находится в своем покоящемся положении), двигатель соединен с коробкой передач — сцепление включено. В тот момент, когда педаль сцепления нажата (до пола), двигатель разъединяется с коробкой передач — сцепление выключается.
Педаль сцепления предназначена для левой ноги.
По логике, для того, чтобы тронуться с места, нужно включить сцепление (отпустить педаль). Если вы резко отпустите педаль сцепления, то под воздействием мощной пружины она «вернется» на место (в отжатое положение).
Но если вы попытаетесь таким образом тронуться с места (резко отпустив педаль), то скорее всего, у вас ничего не получится. Машина дернется вперед, и двигатель заглохнет.
Для того, чтобы начать движение без рывка и не заглохнуть, следует отпускать педаль плавно, технично. А поскольку вам в этом помогает пружина, то фактически, отпускание педали сцепления заключается в техничном сопротивлении действию этой пружины.
Ниже описан порядок работы педалью сцепления. Непосредственно процесс начала движения из положения покоя подробно описан в статье Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места.
Давите на педаль, регулируя, тем самым, растяжение пружины. Попробуйте выполнить это движение на четыре счета (см. рисунок выше).
Исходное положение: левая нога покоится на площадке рядом с педалью сцепления.
- Отрываете пятку левой ноги от пола, ставите левую ногу подушечкой на педаль сцепления и на счет «раз» быстро, в одно движение выжимаете педаль до пола;
- На счет «два» отпускаете педаль примерно до середины хода (положение 2 на рисунке). В этой точке происходит так называемый момент схватывания. Машина еще не едет, но вот-вот тронется.
- Далее – самый ответственный момент. На счет «три» постепенно, миллиметр за миллиметром, плавно поднимаете педаль до положения 3 на рисунке. Расстояние очень маленькое, всего 10 мм, но именно этот участок – зона соединения двигателя и коробки передач. И только плавное отпускание педали позволит вам тронуться без рывка.
- На счет «четыре» отпускаете педаль до конца. Нужно будет в точке 3 просто ослабить давление на педаль и пружина сама уведет ее в точку 4. Расстояние 3-4 еще называют свободным ходом педали сцепления. И не забывайте убрать ногу с педали на площадку.
Ну вот, собственно, весь порядок работы педалью сцепления. Примерно в таком режиме нужно будет нажимать и отпускать педаль сцепления во время переключения передач в движении.
Теперь, чтобы начать движение, нужно увязать в работу педаль сцепления, педаль газа и коробку переключения передач.
Как правильно трогаться, в т.ч. на ровном месте и на уклоне дороги, изложено в статье Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места.
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей
<< Управление автомобилем. Часть 2. РулениеУправление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места >>
Устройства для создания гейновых эффектов
Дисторшн (Distortion) получил широкое распространение среди музыкантов, играющих тяжелый рок. Образуется за счет сильного перегруза выходного сигнала. Звуковые волны резко обрезаются, звук получается более резким. Он характеризуется суровостью звучания, а сустейн увеличивается. Обычно дисторшн представляет собой напольную педаль, на которой есть ручки увеличения перегруза, настройки звуковых частот и громкости.
Самое легкое и объемное звучание дает гитарная педаль овердрайв (Overdrive). Ее применяют для исполнения сольных партий музыканты, играющие классический рок и блюз. Примочка плавно ограничивает амплитуду звучания, поэтому звук получается немного теплее, чем дисторшн, более похож на акустический.
Фузз (fuzz) — самое жесткое искажение. Оно обеспечивает резкое ревущее звучание, которое было свойственно музыке 60-х годов. При помощи эффекта дисторшн легко можно имитировать фуззовый тон: выкрутить до предела ручку перегруза, затем настроить тон.