Капоэйра. Направления и правила. Техника и особенности

Школы капоэйры

Сейчас существует множество школ капоэйры, в том числе и в разных городах России. По сути, прийти заниматься может любой желающий.

Уровень мастерства в школах определяется по цвету шейного или поясного платка. Помимо занятий в роде, ученики изучают историю зарождения и становления капойэры как вида спорта, философию ведения боя, а также португальский язык и аутентичные песни и музыку. Традиционная форма капоэйристов – это белые штаны и майка из хлопчатобумажных материалов. На нее наносится эмблема школы.

Упорные занятия позволяют начинающим капоэйристам через некоторое время достичь статуса формадо – опытного ученика. Высшим же уровнем считается статус местре, который дает право тренировать других и открывать свою школу. Посвящение в ученики проходит с помощью специального обряда – батизаду.

В целом капоэйра – это очень красивый и зрелищный вид спорта, несущий в себе глубокую философскую составляющую, которая превращает каждую поединок в подобие шахматной партии тел и сознаний противников. Заниматься капойэрой могут все желающие, независимо от пола, телосложения и возраста, поскольку этот вид спорта учит использовать те возможности организма, которые доступны в данный момент, а уже после упор идет на их развитие.

Капойэра является маскировкой под танец

Часто можно встретить интересную историю происхождения капоэйры. Якобы рабы решили замаскировать под разрешенный танец свое боевое искусство, чтобы не вызывать гнева хозяев. Версия красивая, но маловероятная. В XIX веке капоэйра мало напоминала современную. Существовавшая тогда тактика, техника боя и стратегия не имели ничего общего с тем арсеналом, которые со временем стали пропагандировать местре Бимба и местре Паштинья. В воспоминаниях путешественников по Бразилии в начале XIX века встречаются описание того «танца войны», именуемого танцем «капуэрой». Это было очень жестокое и кровавое зрелище. Два чернокожих бойца набрасывались друг на друга, пытаясь сильными ударами по телу опрокинуть соперника на землю. Зрелище было тем неприятнее, что бойцы то прыгали из стороны в сторону, то бодались, как бараны. Разве надсмотрщики были столь наивными, чтобы воспринимать такую бойню, как занятия хореографией? Стоит отметить, что употреблялось именно слово «танец», да и такой поединок проходил вполне открыто, при свидетелях. Для белых хозяев эти занятия рабов приемлемыми быть не могли – происходила банальная порча имущества. Так что о массовом явлении говорить не приходится, это было редкое зрелище, как сражения гладиаторов.

Система градации

Хотя мастера и говорят, что в Роде капоэйры все игроки равны, тем не менее, в школах капоэйры существуют градации, определяющие уровень развития каждого ученика.

Система градации в капоэйре впервые была инициирована мастером Бимбой (Mestre Bimba) в 1930-х годах. Именно он ввёл систематизацию и аттестацию, форму, символику школы, гимн и много других нововведений, которые потом подхватили другие группы. Символом уровня знаний капоэйриста в академии местре Бимбы стал цветной шёлковый платок, который повязывался на шею (считалось, что настоящий шёлковый платок оберегает от порезов острыми бритвами, которые в то время были в ходу в капоэйре). Впоследствии другие школы заменили шейные платки цветными верёвками, которые стали повязывать на пояс, и эта традиция сохраняется по сей день.

Бразильские мастера так и не смогли договориться о единой системе градации, поэтому каждая школа отличается своей собственной системой аттестации.

Современные школы капоэйры

Сегодня уровень мастерства в школах определяется цветом пояса или платка, который повязывают на шее. Примечательно, что цвет, определяющий тот или иной уровень, определяет для себя каждая школа. Единой иерархии по цвету не существует.

Кроме занятий в роде (арене), каждый ученик обязан изучать:

  • историю капоэйры;
  • португальский язык;
  • аутентичную музыку и песни;
  • философию ведения боя.

Несколько лет упорных занятий помогут достичь звания опытного ученика – формадо. Высшим уровнем мастерства считается достижение статуса местре. Оно дает право обучать других и даже открыть собственную школу.

Интересное о капоэйре

Все учебные центры должны отдать предпочтение своему стилю капоэйры. Основными являются следующие:

Рэжионал. Отличается не только активными ударами ногами, но и руками, а также высокой скоростью движений и эффектными высокими ударам ногами. Основоположником стиля считается Рейс Мачадо.

Ангола. В этом стиле характерны низкие переходы и использование различных подсечек. Главной целью боя в этом стиле является не противостояние, а диалог с соперником

Большое внимание уделяется духовному росту каждого ученика.

Контемпоранеа. Этот стиль более современный

Он является совокупностью двух предыдущих.  Борьба происходит по нарастающему темпу.

Капоэйра – это своеобразный гимн человеческой свободе. Боевое искусство, берущее начало у истоков борьбы против рабства. При этом совершенно не приветствует использование силы

Это искусство о принятии жизненных трудностей и противостоянию им выносливостью и уравновешенностью. Именно поэтому у течения так много последователей по всему миру.

Визуализировать технику капоэйра и понять, чем же это боевое искусство отличается от остальных, вам поможет видео:

Техника

Капоэйра – боевое искусство, поэтому его арсенал изобилует разнообразием ударов ногами, руками и головой. Техника богата контратакующими действиями, бросковыми элементами, уклонами и перемещениями. Первое, что бросается в глаза, во время поединка капоэйристов – акробатические движения. К примеру, сальто вперёд или назад бойцы используют для того, чтобы уходить от ударов соперника или во время подготовки собственной атаки.

В определённые моменты техника ударов капоэйры во многом схожа с прочими боевыми искусствами: как-никак придумать новые удары сегодня очень сложно, и всё же отличия имеются. Капоэйра в отличие от других ударных техник предполагает удары с опорой на ногу. Удары спортсмены наносят, как правило, в голову или туловище.

Что касается защитных действий и уклонов, они в каждой школе имеют свои особенности. Однако мастера-капуэйристы знают, что лучшая защита – постоянное перемещение чередующееся со сменой позиции, что, в конечном счёте, затруднит атаки противника. Причём большая часть перемещений – с опорой на руки. Капоэйра универсальна, так как даёт возможность обеим соперникам в течение нескольких мгновений перейти из защитного положения – в атакующее и наоборот. Немногие боевые искусства так органично используют акробатические движения, как капоэйра, – это украшение происходящего поединка.

Капоэйра вполне эффективна в боевых условиях

Говорят, что техника капоэйра не только внешне эффектная, но еще эффективна в том числе и в реальном, а не игровом сражении. Если речь идет о таких ударах, как мартело (в варианте лоу кик), чапа байкса (в колено передней ноги соперника), понтейра (в пах или колено) или джоелхада, то в это можно поверить. А вот боевое использование высоких маховых ударов, тем более с полным разворотом попросту немыслимо. Правда, в некоторых книгах пишут, что удар, стоя на одной руке в разножке может использоваться в комбинации вместе с маневром ухода. Так можно не просто уйти от атаки противника, но и контратаковать его, использовать против вертушки или других низких движений с прицеливанием в голову. «Ау батидо» может использоваться также для ухода и защиты от разных ударов руками и ногами, часто этот элемент выполняется стоя на одной руке. Люди обычно видят акробатические элементы капоэйры, считая их просто красивыми движениями. На самом деле вполне реалистично адаптировать их для уличной драки. Так, удар ногой из колеса может оказаться очень мощным и вывести нападающего из строя.

История капоэйры

Капоэйра не всегда была бесконтактной. Родилась она примерно 400 лет назад в Южной Америке как боевой танцевальный стиль чернокожих рабов, которых привозили из Африки. Из-за жестокого обращения рабовладельцев, часть рабов сбегала и селилась в так называемых вольных городах, где африканская культура невольно смешивалась с индейской. По одним сведениям капоэйра родилась из африканского национального танца, который уже на территории Бразилии включил в себя боевые аспекты. По другой версии капоэйра стала производной от африканского ритуального боевого танца «нголо», который был неотъемлемой частью посвящения молодых воинов. Как бы там ни было, капоэйра всегда была пропитана духом сопротивления. Ее развитие связано с героем Бразилии Зумби, который был предводителем одного из самого крупного вольного города – Палмарис. Даже после отмены в 1888 году в Бразилии рабства капоэйра вместе с многими другими элементами культуры бывших рабов долго оставалась под официальным запретом. И только в 1930 году после военного переворота в Бразилии капоэйра стала легитимным боевым искусством.

Система градации школы Mundo Capoeira

В школе Mundo Capoeira первая ступень обучения обозначается белым цветом: ученик сравнивается с белым листом бумаги, на котором ему предстоит написать историю своего пути и развития в капоэйре. Вплоть до степени Monitor (оранжево-синий пояс) капоэйрист считается учеником, осваивающим новые и новые грани. Следующее звание Graduado означает его готовность не просто развиваться в капоэйре, но и самому преподавать и помогать новым ученикам постигать это искусство. Последующие аттестации подтверждают не только личный рост капоэйриста, но и рост его группы, его собственных студентов. Заключительный пояс в системе — пояс мастера — говорит о признании капоэйриста другими выдающимися игроками, другими мастерами и собственными учениками, о его роли в развитии мировой капоэйры, а не только своей школы. Как утверждает мастер нашей школы, Mestre Dendê, рост на этом не только не заканчивается, но продолжается с новым вдохновением.

Батизаду — церемония аттестации

Первый пояс, как правило, вручается ученику на торжественной церемонии батизаду (batizado). Это скорее праздник, чем экзамен, на котором новые студенты официально принимаются в школу, а продолжающие показывают свой рост и проходят смену поясов — церемонию «трока ди кордас» (troca de cordas). По традиции мастер или капоэйрист высокого уровня выходит играть с новичком и в какой-то момент неожиданно ловким движением роняет его на землю. На этой же церемонии ученику даётся особое имя на португальском языке — апелиду (apelido), которым он может пользоваться в мире капоэйры. Традиция этих особых имен ведется с тех пор, когда в Бразилии капоэйра была запрещена законом, и игроки, чтобы не быть узнанными, называли себя вымышленными именами или кличками, на русский манер. Сейчас апелиду не считаются тайными именами, но очень широко используются на международных семинарах, где в основном используется португальский язык.

1.4.17-18 «Важность технических деталей»…

«Хочу показать более чисто и более полно важность технических деталей игры Ангола»… (8а, 5-7) «К сожалению, многие из наших капоэйристов имеют очень поверхностное знание правил капоэйры, которые контролируют игру и защищают тех, кто не опускается до «вале-тудо» (боя без правил)… (8а, 20-23; 8b, 1-2). Старый мастер, «хранитель традиций относительно ортодоксального стиля капоэйры», просто не мог оставить в стороне размышления на тему капоэйры как боевого искусства

Старый мастер, «хранитель традиций относительно ортодоксального стиля капоэйры», просто не мог оставить в стороне размышления на тему капоэйры как боевого искусства.

И также естественно, что голову мудрого мастера занимала больше «важность технических деталей» и тема оздоровление тела и души человека, чем потребности боевого искусства, которое по своей сути призвано разрушать тела других людей. Существует достаточно сильная разница в преподавании, и тем более игре капоэйре для здоровья, своего духовного и физического развития, и капоэйре, обучающей более агрессивному стилю понимания этого боевого искусства

Когда «игроки» изо всех сил стараются нанести друг другу травму и попасть точно в цель, в самое уязвимое и незащищенное место (теперь уже своего противника, а не друга) с максимальной силой

Существует достаточно сильная разница в преподавании, и тем более игре капоэйре для здоровья, своего духовного и физического развития, и капоэйре, обучающей более агрессивному стилю понимания этого боевого искусства. Когда «игроки» изо всех сил стараются нанести друг другу травму и попасть точно в цель, в самое уязвимое и незащищенное место (теперь уже своего противника, а не друга) с максимальной силой.

Чем больше жесткости в тренировках, тем меньше красоты и разнообразия

Поэтому стоит защищать особенно начинающих капоэйристов, играющих «по правилам доброй воли», от капоэйристов – эгоистов, которые только и сражаются целыми днями с «себе подобными», постоянно показывая друг другу физическое превосходство и жесткость своего характера. Так сказать, меряясь своим достоинством, вернее говоря, своими недостатками, которые они, естественно, все же воспринимают как достоинства.

Эта тема многими капоэйристами уже давно обдумана, сказать что-то новое здесь вряд ли возможно. Действительно, капоэйра как обычное боевое искусство, когда молодые парни пытаются ударить друг друга как можно сильнее и быстрее, сильно ограничивает возможность обучения более сложной и красивой капоэйре как таковой.

В таких жестоких условиях капоэйра и превратиться в обыкновенный бой без правил, который в Бразилии обычно называется «ВАЛЕ ЛУДО», что дословно переводится как «разрешено все».

Это прообраз современных чемпионатов по боям без правил с разрешением поединков между различными стилями, вроде ММA, только более жестокий, менее контролируемый и, соответственно, с гораздо большим количеством получаемых травм.

Главное «послание», которое можно извлечь из этого отрывка, заключается в том, что мастер или человек, «ведущий роду», должен следить за тем, чтобы в капоэйре соблюдались хотя бы минимальные правила, которые и отличают капоэйру и игру в кругу от уличной драки.

Капоэйра известна только в Бразилии

Еще в 1951 году капоэйра пришла в Европу. Тогда свое мастерство показала артистическая труппа в туре по континенту. После того, как публика с интересом восприняла новое учение, отдельные специалисты остались в Европе, выступая сольно и обучая последователей. В 1975 году началось регулярное преподавание капоэйры в США, в Нью-Йорке. С 1980 года капоэйра начала непрерывно развиваться и в Европе, пионером тут выступила Германия. С 1987 года в Старом Свете регулярно организуются летние лагеря, где мастера из Бразилии делятся своим опытом. Сегодня в Европе проводятся даже фестивали капоэйры. В СНГ это боевое искусство пришло в 1996 году, когда состоялся первый семинар. Сейчас капойэрой занимаются на всех континентах несколько миллионов человек.

Основные правила

До сих пор нет чёткого определения поединку капоэйры, который называют словом «рода». Если это вид спорта, значит, время боя должно чётко регламентироваться правилами, однако рода (переводится с португальского, как «круг»), и это нередко бывает, может продолжаться несколько часов, не останавливаясь. Объяснение тому очень простое: разве можно лишить удовольствия соперников, сократив или прекратив их поединок. Интересно, что сами бойцы называют роду игрой, а себя игроками, что в полной мере объясняет сущность и поединка, и самого единоборства. Тем более, что схватка проходит несколько «неформально»: под аккомпанемент особых магических песен под традиционные ударные и струнные инструменты: беримбау, атабаки и кашиши.

Музыкальное сопровождение – это ритм и темп, а также особое настроение для участников роды. Тот, кто первый раз увидел подобный поединок, проведённый в соответствии с национальными традициями, невольно сравнит его с необычным и каким-то фантастическим танцем. Недаром капоэйристы – постоянные участники бразильских карнавалов, где они проводят показательные выступления.

Учитывая, что капоэйра – демократичный вид спорта, соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в приёмах и ударах. Капоэйристы-профессионалы принимают участие в боях без правил.

Как и в других боевых искусствах, в капоэйре существуют ранги, определяющие уровень мастерства спортсмена. Зелёный пояс – новичок, белый – высший ранг.

Историческая справка.

В 1500 Бразилия стала португальской колонией. Для работы на плантациях в Бразилию начали ввозить рабов из Африки. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. В 1660 беглые рабы образовали в джунглях так называемую Пальмовую республику, которая несколько десятилетий успешно отражала натиск португальской армии. Именно к середине 17 в. относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. По одной из версий, само название «капоэйра» произошло от слова «капоэйрас», обозначающего разновидность джунглевых зарослей. Прообраз капоэйры – боевые танцы, до сих пор распространенные среди племен, обитающих на территории Мозамбика и Сенегала. Свои упражнения в боевом искусстве рабы маскировали под танцы. Тренировки проходили под музыку и песни. Со стороны все выглядело совершенно безобидно: невольники отдыхают после работы. До поры до времени хозяева и не предполагали, что их «движимое имущество» владеет приемами борьбы и замышляет что-то недоброе.

Также по теме:

КАРАТЭ

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения капоэйры (некоторые историки полагают, что она была завезена из Африки в практически готовом виде) и этимологии самого слова.

После отмены в 1888 рабства в Бразилии капоэйра становится национальным видом спорта. В 1937 она получает официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была зарегистрирована первая школа капоэйры – Региональный центр физической культуры – под руководством мастера Бимба (наст. имя Мануэль дос Рейс Мачадо, 1900–1974). Присутствующее в названии школы слово «regional» со временем стало использоваться как название стиля, разработанного мастером Бимба. В 1941 мастер Пастинья (Винсенте Феррейра Пастинья, 1889–1982) основал Спортивный центр капоэйры ангола. Так было положено начало официальному развитию еще одного стиля капоэйры – ангола. Мастера Бимба и Пастинья – две ключевые фигуры в истории современной капоэйры.

Также по теме:

КИКБОКСИНГ

С 1950-х годов проводятся официальные соревнования – как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии.

Зарождение современных вариаций

Ближе к 19 веку капоэйра стала забываться, а вскоре и вовсе ушла в подполье с иными проявлениями африканской культуры, запрещенными властью. Люди, практикующие этот вид боевых искусств, рисковали попасть за решетку на срок от 2 до 6 месяцев, а для преподавателей капоэйры этот срок удваивался.

Многие историки утверждают, что как раз в те времена разновидность боевого искусства, при помощи которой рабы боролись с колонистами, превратилась в танец. То есть, когда приближались сотрудники полиции, бойцы мгновенно меняли ритм и поединок сразу превращался в танец.

Школа капоэйра для начинающих отсутствовала во времена появления этого вида спорта. Но любой желающий легко мог посетить места, где тренировались как новички, так и профессионалы.

История

До сих пор трудно сказать, какая страна стала первой родиной боевого искусства, кто был его основателем, почему оно достигло сегодня большой популярности. Общепринятая версия появления капоэйры возвращает нас в Южную Америку XVII-XVIII веков. Африканские рабы, завезённые в Бразилию для работ на плантациях, бежали от непосильного труда, создавая в джунглях Амазонки общины «Киломбуш», где присоединялись к аборигенам – индейцам, ещё не покорённым европейскими колонизаторами. Нередко и тем, и другим приходилось защищать свои свободные поселения. Зачастую из-за нехватки оружия всё чаще доводилось использовать рукопашный бой, что, по мнению историков, и стало причиной появления нового искусства защиты – капоэйры. Хотя слово «капоэйра» не имеет точного перевода, предположительно обозначает джунглевые заросли – капоэйрас. Другие исследователи считают, что смысл данного слова означает место с низкой травой – площадку, где удобнее всего проводить тренировки.

С 1888 годом крепостное право кануло в лету, и рабы освободились от гнёта колонизаторов, однако это событие не коснулось африканских невольников. Капоэйру неоднократно запрещали, однако в среде бедняков она сохранялась и как танец, и как боевое искусство.

ХХ век принёс равенство прав всем расам и широкое развитие единоборств. В 30-е годы минувшего столетия капоэйра оформилась в качестве спорта, а в 1937-ом её официально признала Национальная конфедерация бразильского спорта.

История и традиции

В апреле 1500 года корабль Педро Алвэйрса Кабрала прибыл в Бразилию, которую конкистадоры тут же объявили собственностью Португалии. Спустя несколько лет на рабов.

Жизнь в бразильских колониях для рабов сопровождалась тяжелой работой, многочисленными нарушениями и болезнями. Любые бунты и восстания тут же жестоко подавлялись, поэтому чернокожие рабы все чаще сбегали в джунгли в оставшиеся там поселения независимых индейцев – киломбас.

Эти поселения и стали центром зарождения нового боевого искусства – капоэйры. Одно из самых крупных киломбас (поселений) насчитывало почти 11 тысяч жителей и просуществовало более 100 лет. После его разгрома капоэйра с вновь пленными рабами вернулась на плантации. Там бойцы продолжили свои тренировки, замаскировав бой под танец.

Отличие капоэйры от других боевых искусств – наличие музыкального сопровождения. За него отвечал и отвечает специальный музыкальный инструмент – бэримбау. Иногда бой сопровождался пением. Так, зрители не только помогали маскировать новое единоборство, но и предупреждали о приближении плантаторов.

Рабство в Бразилии отменили только в 1888 году. Однако стычки между бывшими рабами и белыми продолжались, в том числе, с применением капоэйры. В итоге после принятия первой конституции капоэйра попала под запрет, как «оружие».

На легальное положение бразильский вид единоборств перешел только в 1930 году и уже спустя два года в стране открылись первые школы капоэйры.

территории Бразилии сформировались обширные португальские колонии, где население делилось на индейцев-рабов и белых плантаторов. Индейское население со слабым иммунитетом к болезням европейцев начало активно вымирать, вследствие чего было принято решение об экспорте из Африки новой рабочей силы – чернокожих. 

Капойэра всегда была одинаковой

Говоря о создании Местре Бимба «Режионаля» следует отметить, что до того момента в капоэйре не практиковались высокие удары ногами, не было также и ударов в прыжке и головокружительных акробатических движений. Работа руками была слабо развитой, как и борцовская техника. Когда легендарный учитель преподавал бразильское боевое искусство, он параллельно обучался и сам. Местре Бимба брал уроки греко-римской борьбы, бокса, джиу-джитсу. Самые полезные технические элементы перекочевали и в капоэйру. Чуть позже игра получила и свои «фишки», с которыми сегодня и ассоциируется капоэйра. Если все эти инновации убрать, то получится то самое сырое, с которым и был вынужден работать Бимба. Методик преподаваний не было, а техника была скудной. Так один великий учитель значительно изменил капоэйру, о самостоятельном развитии говорить не приходится. В прошлом столетии боевое искусство стало плотно контактировать с другими подобными учениями, значительно видоизменившись под их влиянием. Характерные для современной капоэйры черты не появились сами по себе давным-давно. Даже традиционная «Ангола» совсем не то, что показывали чернокожие во времена своего рабства.

Как проходят тренировки

Основа тренировочного процесса — это безопасность. Практики — польза для здоровья.

Малыши 3-4 лет тренируются по особой программе, в которой преобладают упражнения на дыхание и растяжку. Дети изучают самые простые танцевальные элементы, пробуют соединять их в связки.

Очень важно для тренера научить мальчиков и девочек слушать музыку и улавливать ритм — это база для последующего обучения. Для 5-7 летних спортсменов в тренировочный комплекс включаются элементы гимнастики и акробатики

Повышается темп работы

Для 5-7 летних спортсменов в тренировочный комплекс включаются элементы гимнастики и акробатики. Повышается темп работы.

А уже с 8 до 10 лет выполнение упражнений происходит в достаточно энергичном темпе, поэтому требует повышенного внимания и концентрации.

Движения выполняются под ритмичную бразильскую музыку. Иногда приглашаются музыканты.

Поединок исключает прямые и тесные контакты партнеров, когда один нападает — другой защищается.

Выглядит это как гармоничный и динамичный танец, включающий прыжки, различные опоры, подсечки, броски.

Тренировка проходит по следующей программе.

  1. Разминка. Упражнения на дыхание, разработку и разогрев суставов и мышц.
  2. Изучение отдельных элементов.
  3. Сбор их в связки и цепочки.
  4. Игра с напарником. Работа во взаимодействии и динамике. В ходе занятия каждому участнику предоставляется возможность потренироваться друг с другом, даже с более опытными партнерами.
  5. Практика. Импровизация на базе освоенных движений.

Кроме освоения приемов ребята:

  • знакомятся с культурой и традициями Бразилии;
  • обучаются пению и игре на национальных музыкальных инструментах;
  • раскрывают свой творческий потенциал.

Традиции капоэйры

Собрание капоэристов называется Рода. Ее участники становятся по кругу. Во главе Роды располагаются музыканты. Оркестр капоэйры называют батериа или шаранга. Основные инструменты батерии – три разных по размеру беримбау, представляющие собой лук с резонатором. Также оркестр капоэйры может включать:

  • африканский барабан;
  • бубен;
  • двойной колокольчик с деревянной палочкой;
  • реку-реку – ребристая поверхность, благодаря которой с помощью специальной палочки создают треск.

Традиционно батериа исполняет народную бразильскую музыку, которая задает ритм игры участникам капоэйры.

Остальную часть Роды составляют капоэристы и зеваки.

Традиционная одежда капоэристов – абада – это штаны белого цвета. На поясе или на шее посвященные носят цветные шнурки-платки, которые обозначают степень мастерства. Их еще называют корда. Вместе с таким платком на церемонии посвящения, которая называется батизаду, капоэрист получает апелиду – это псевдоним в капоэйре.

Важное место в капоэйре занимает пение. Оно состоит из трех частей:

  • ладаинья;
  • шула;
  • корридуш.

Ладаинью поет местре. Песня представляет собой импровизацию или притчу, или определенное сообщение для зрителей. В это время два игрока, готовясь играть в капоэйру, располагаются по обе стороны от местре. За ладаиньей следует шула. Она предполагает, что участники собрания повторяют за местре строчки песен. И, наконец, за шулой следует корридуш. Под него начинается сама игра. Игроки выходят в центр круга. Темп пения корридуш задает и скорость игры в капоэйру. Вначале он, как правило, умеренный, чтобы дать возможность участникам размяться, затем постепенно нарастает, заставляя ускоряться игроков.

Капоэйра развивалась самостоятельно

В специальной литературе можно встретить утверждение о том, что капоэйра на протяжении веков развивалась самостоятельно, без какого-либо взаимодействия с другими боевыми искусствами. Именно это и обуславливает уникальность учения. Считалось, что чернокожие рабы попросту не могли изучать единоборства белых людей, тем более не имея доступа к восточным боевым искусствам. Скорее всего так и было примерно до конца XIX столетия. 13 мая 1888 года вышел «Золотой закон», освобождающий всех рабов. Тогда капоэйра стала постепенно заимствовать принятые в Европе система самообороны – бокс, борьбу. А среди практикующих это боевое искусство появились не только чернокожие бойцы, но и белые люди, европейцы. Через полвека после отмены рабства в Бразилии сложился стиль «Режионал», который по сути мы сегодня и наблюдаем. Стиль «Ангола», который позиционирует себя, как традиционная капоэйра сложила также на стыке XIX-XX веков.

Особенности капоэйры

Этот вид спорта совмещает в себе бразильскую музыку, песни, танцы, боевое искусство, а также традиции и особую философию, что не могло не отразиться на списке правил.

Сами спортсмены, практикующие капоэйру, называют себя игроками, а поединок – игрой. Это довольно точно отражает суть этого боевого искусства. Главный принцип игры – уйти от ударов как можно эффектнее и быстрее. Капоэйристы называют игру словом «рода», что означает «круг» в переводе с португальского.

Обычно схватки проходят под аккомпанемент ударных и струнных этнических инструментов, а также традиционных песен. Музыкальное сопровождение создает определенный ритм и темп, а также формирует особое настроение участников поединка.

Упор на уклоняющиеся движения, непрерывное движение, постоянный разрыв дистанции, а также неожиданные атаки исподтишка – главные особенности капоэйры. Такая техника – это дань традиции, которая возникла из-за того, что чернокожим противостояли вооруженные огнестрельным или холодным оружием враги.

Мнение, что капоэйра не годится для реальной самообороны – не совсем верно. Действительно, как правило, в процессе поединка между бойцами отсутствует контакт, они не касаются друг друга. Цель игроков – обмануть своего соперника, явно показать его слабые места. Акробатические же элементы используются, в том числе и для демонстрации превосходной степени владения телом.

Также стоит принять во внимание, что капоэйра – весьма демократичный вид спорта, поэтому соревнования могут быть как полноконтактными, так и ограниченными в нанесении приемов и ударов. В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности

Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру. В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности

Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру

В целом капоэйра характеризуется как искусство противостояния жизненным трудностям с помощью своей силы, выносливости и уравновешенности

Важное составляющее ее поединков – это получение удовольствия обоими соперниками. Философия этого боевого искусства уже привлекла и продолжает привлекать множество последователей по всему миру

Как проходят занятия?

Прежде всего, для занятий потребуется соответствующая одежда. С одной стороны можно купить костюм для тренировки, о котором расскажет тренер, но можно и любой другой, в котором удобно и ничто не сковывает движения. Не рекомендуется использовать свободную одежду, особенно майки. В первую очередь это связано с тем, что придется стоять на голове. Не стоит покупать обувь, так как все занятия проходят только босиком.

Все занятия разделяются на 3 главных этапа:

  1. разминка – будет включать упражнения, направленные на разогрев мышц. Для этого подходят упражнения, взятые из фитнеса, а можно разминаться при помощи энергичных танцевальных движений;
  2. проходит отработка всех основных движений, а так же приемов;
  3. непосредственно боевой танец. И если новички в него не пускаются, но никто не мешает им наблюдать со стороны. И только после получения всех необходимых навыков, они получат возможность заниматься на этом этапе со всеми.

В первую очередь на 3 этапе важно помнить о том, что бой бесконтактный. Однако даже в этом случае возможны травмы

Особенно сложно точно угадать движения соперников, а значит и увернуться. Серьезная нагрузка будет и на суставы, а потому без получения разрешения врача, заниматься никто не разрешит.

Достоинства и недостатки

Главным достоинством бразильского боевого танца является увлекательность занятий. Этот вид единоборств не относится к рутинным, где необходимо, раз за разом выполнять один и тот же прием или удар.

При этом для капоэйры свойственны высокие физические нагрузки, растяжки. Все это быстро приводит тело и фигуру в оптимальное состояние. В процессе занятий развиваются такие качества как коммуникабельность, музыкальность, творческая составляющая.

Из минусов стоит отметить сложности с процедурой получения очередного ранга. Помимо основных приемов от спортсмена требуется умение петь и играть на традиционных бразильских музыкальных инструментах.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий