Механический или гидравлический
Велосипедные калиперы могут быть гидравлическими или механическими – это зависит от того, какой системой тормозов оснащён конкретный велосипед.
По своему строению они различаются между собой.
Механическое устройство представляет из себя кулачковый механизм. Снаружи он имеет рычажок, а к нему прикреплён тросик.
Силовой импульс передаётся от ручки к поршню с помощью кулачка или многозаходного винта.
Гидравлический калипер представляет из себя цельный корпус, с закреплённым внутри поршнем (или двумя). Силовой импульс, направленный на жидкость внутри гидролинии.
За счёт создаваемого давления поршни приходят в движение, чем заставляют двигаться колодки.
У обоих устройств есть как преимущества, так и недостатки.
Плюсы механического калипера:
- доступная цена;
- лёгкое обслуживание и замена;
- простота установки.
Минусы:
- требует частой регулировки, подкручивания;
- в случае разрыва тросика тормозная система моментально откажет.
Преимущества гидравлического калипера:
- высокая надёжность в эксплуатации;
- гидравлическая система более минималистичная в сравнении с механической и не так нагружает велосипед;
- моментальная реакция даже при слабом нажатии;
- высокая износостойкость, обусловленная тем, что детали не трутся между собой;
- торможение обладает высокой мощностью.
К недостаткам гидравлического суппорта можно отнести высокую стоимость и сложное обслуживание. Техническое обслуживание предполагает регулярную замену тормозной жидкости.
Чтобы определиться с тем, что выбрать – механику или гидравлику, необходимо опираться на свой стиль катания и назначение велосипеда. Если предполагается езда по маршрутам, на которых может потребоваться резкое мгновенное торможение, то лучше обратиться к гидравлической системе.
Это может быть езда по горной местности, экстремальное катание, гоночная трасса.
Если вы предпочитаете неспешные спокойные велопрогулки без резких спусков и подъёмов, перемещений по городу или сельской местности, то переплачивать за гидравлику нецелесообразно – лучше остановить свой выбор на более доступных и лёгких в обслуживании механических тормозах.
Надёжная и бесперебойная работа тормозов – залог безопасного катания. Каждый велосипедист должен ответственно относиться к регулярной проверке работы тормозов.
Независимо от того, какой системой тормозов оснащён велосипед, калипер требует к себе внимательного отношения.
Как выбрать
Для обычных тренировок в стиле кросс-кантри или для других дисциплин схожего характера райдеру будет достаточно следующей компоновки гидравлики:
- Тормозные ручки среднего ценового сегмента.
- Двухпоршневые калиперы.
- Однослойные роторы, без паука. Передний ротор размером 16 см., задний — 14-16 см.
- Колодки органического типа.
В том случае, если вы занимаетесь агрессивным стилем катания, таким как трейл, All mountain или 4X, стоит отдать предпочтение модификациям, более качественно отводящим тепло, а также более производительным:
- Тормозные ручки среднего ценового сегмента.
- Двухпоршневые или четырехпоршневые калиперы.
- Роторы с пауком. Спереди диаметром 18 см., сзади — 16-18 см.
- Колодки полуметаллического типа.
В случае, если вы выбираете катание самой высокой интенсивности, стоит предпочесть топовые и профессиональные конфигурации:
- Тормозные ручки среднего и высокого ценового сегмента. Как правило, они изготавливаются из дорогих сплавов и отличаются более прочной конструкцией.
- Четырехпоршневые калиперы.
- Плавающие или обычные роторы с пауком. Спереди 20.3-сантиметровый вариант, сзади — 18-20.3 см.
- Колодки металлического типа.
Выбор — дисковые или ободные тормоза?
Часто приходится слышать от «гуру велосипедного движения» фразу типа — дисковые тормоза на велосипеде — это наше всё! Доходит до того, что байк с тормозами типа V-brake и за велосипед-то считать отказываются. Есть ли в этом здравый смысл? Давайте разберёмся.
Дисковый тормоз
Первое, с чего нужно начать — для чего нам нужны тормоза? Правильно. Для эффективного торможения. Никто не спорит, что дисковые тормоза позволяют более точно регулировать тормозное усилие. Но для уровня обычных покатушек и туризма вполне достаточно и тормозов типа V-brake. Разница совершенно не ощутима на скоростях, с которыми катают 95% велосипедистов.
Дисковые тормоза более эффективны в сырую и грязную погоду. Когда обод колеса становится мокрым и грязным — это существенно снижает тормозные качества ободных тормозов. А поверхность тормозных дисков находится гораздо выше и менее подвержена загрязнению. Но — вспомните, когда в последний раз вы катали под дождём и в грязи, да ещё и с необходимостью резко и часто тормозить?
Колодки дискового тормоза живут гораздо дольше, их хватает на 5-6 тысяч километров. С другой стороны, качественные колодки для V-brake пройдут не намного меньше. Некоторые проходят до 3 тысяч и стоят при всём в два раза дешевле.
Хорошо зарекомендовали себя дисковые тормоза, когда обод колеса сильно изогнут ( присутствует восьмёрка). Если на колесе есть восьмёрка, то об эффективном торможении ободными тормозами стоит забыть. Но — когда появляется восьмёрка? В случае падения или попадания колеса в яму или траншею. В этом случае о продолжении маршрута часто уже речь не идёт. Вы с велосипедом отправляетесь домой на ремонт.
И немаловажное, даже может для туристов и основное препятствие для покупки велосипеда с задним дисковым тормозом — проблемная установка багажника. Потому что крепление дисковых тормозов не позволяет закрепить багажник
То есть нужны дополнительные крепления или переходники. А какой туристический велосипед без багажника?
Ободной тормоз
Ну и наконец главное — цена. Хорошие дисковые тормоза стоят немало — от $70 до $150. В этом месте уже нужно задуматься — а стоит ли переплачивать такие деньги ради сомнительной выгоды?
Я ни сколько не умаляю достоинств этих тормозов — они замечательные. И если у вас в бюджете есть лишние 70-150 долларов, то их несомненно нужно потратить на оборудование велосипеда дисковыми тормозами. Но если бюджет ограничен, то стоит рассмотреть покупку качественных тормозов типа V-brake. Потому, что в не соревновательных условиях ободные тормоза будут достаточны для 95% велосипедистов.
Устройство дисковых тормозов на велосипеде
Дисковые тормоза завоевывают день ото дня все большую популярность. Они могут быть передними и задними, механическими и гидравлическими. То, как устроен дисковый тормоз, делает этот тип конструкции очень востребованным.
Стальной диск, или ротор, размещается на втулке обычно с левой стороны. Калипер, устройство, сжимающее ротор тормозными колодками, крепится также к втулке. Тормозное усилие передается при помощи тросика или гидролинии, идущих от тормозной ручки на руле.
1. Механические дисковые тормоза. В этой конструкции используется такой же трос, как, например, в «Ви-брейках». Простотой инженерного решения и объясняются плюсы и минусы этой схемы передних тормозов велосипеда.
Минусы:
- частое растяжение и заедание троса;
- большое количество трущихся частей, и, как следствие, необходимость частой замены комплектующих;
- уровень модуляции хуже, чем в гидравлике.
Преимущества:
- возможность ремонта «на коленке» благодаря простоте конструкции дисковых тормозов велосипеда;
- относительно низкая цена.
2. Гибридные дисковые тормоза. Их схема работы объединяет в себе принципы механики и гидравлики. Если подробнее, то тормозное усилие на гидравлическую часть тормоза передается с помощью тросика.
Такой тип мало распространен: считается, что его преимущества по отношению к чистой механике недостаточно велики по сравнению с разницей в цене.
3. Гидравлические дисковые тормоза. Дисковый тормоз состоит из средства передачи тормозного усилия и самого тормоза. Тормозное усилие передается по специальной трубке высокого давления. Нажатие на ручку заставляет главный тормозной цилиндр давить на жидкость в трубке, от чего давление передается тормозному цилиндру в суппорте.
Минусы:
- высокая возможность протечки;
- высокая цена;
- сложность ремонта и настройки;
- большой вес.
Плюсы:
- высокая эффективность при правильной настройке;
- передача тормозного усилия практически без изменений, то есть отличная модуляция.
То, как устроены гидравлические тормоза на велосипеде, делает их лучшим выбором для горных велосипедов высокого класса.
Калипер, он же тормозная машинка.
Рабочая часть тормоза, в нём расположены поршни, прижимающие колодки к тормозному диску. Некоторые калиперы сделаны из магниевых сплавов для снижения веса, но большинство отливается из алюминия. Некоторые калиперы цельнолитые, некоторые состоят из двух литых частей, соединённых болтами.
Некоторые калиперы имеют по паре поршней с каждой стороны, что позволяет использовать более длинные колодки по сравнению с более распространёнными однопоршневыми, но скорее всего, какую-то существенную разницу между первыми и вторыми ощутить на трассе или динамометрических испытаниях не удастся.
Крепление Post Mount с отверстиями овальной формы позволяет крепить калиперы практически к любой вилке, хотя для использования с некоторыми типами рам и размерами тормозных дисков придётся использовать соответствующие адаптеры.
В недорогих тормозах ввод гидролинии в калипер чаще всего фиксирован, в более дорогих есть возможность изменять его угол.
Недостатки дисковых тормозов
Как и любые устройства так и дисковые тормоза имеют свои недостатки, к этим недостаткам можно отнести следующее:
- Сильное сгибающее усилие на спицы. Поэтому нужно выбирать более толстые и короткие спицы;
- Вес у дисковых тормозов больше, чем у ободных. Увеличение общей массы конструкции происходит и за счет монтажа втулок с большим диаметром;
- Сложности с заменой комплектующей, вышедшей из строя. Найти, например, колодки, подходящие по всем параметрам, достаточно сложно;
- Наличие заднего дискового тормоза мешает закреплению багажника. Этот вопрос возможно решить, установив консольное устройство;
- Монтировать дисковые тормоза с большим ротором на велосипеде можно, если вы планируете использовать его на горной дороге или для езды по бездорожью;
- Гидравлика – достаточно дорогое удовольствие, поэтому использовать это устройство надо с максимальной рациональностью.
Регулировка ободных и дисковых колодок
В работе тормозной системы велосипеда значительную роль играет правильное положение прижимных элементов относительно поверхности воздействия – обода или диска. Настройка колодок для ободных и дисковых тормозов выглядит не совсем одинаково, поэтому подробно рассмотрим оба случая.
Как отрегулировать положение колодок относительно обода:
- Ослабить гайки крепления к корпусу. Делать это надо не сильно, чтобы колодки не болтались.
- Выставить требуемое положение.
- Настроить расстояния до обода с обеих сторон. Для правой и левой накладки оно должно быть одинаковым.
- Зафиксировать креплениями и проверить. Лучше всего испытать тормоза на практике, сидя на велосипеде. При срабатывании тормоза на половине хода клешни результат можно считать успешным.
Иногда может возникнуть проблема заедания тормоза из-за слишком малого расстояния до поверхности. В этом случае необходимо разжать колодки вручную, отцентровать заново и проверить натяжение троса.
Оптимальное положение относительно ободьев
Колодки на велосипеде с дисковым тормозом настраиваются проще, чем v-brake, правда, необходимо четко следить за величиной зазора. Как правило, с дисками это расстояние не больше 0,5 мм. При этом колодки не должны задевать диск при движении, иначе скорый износ и того и другого обеспечен.
С помощью регулировочных болтов установить положение и угол. Сильно ослаблять крепления, как и в предыдущем случае, не стоит, иначе придется монтировать деталь заново.
https://youtube.com/watch?v=IWzfKHxs8-g
Если колодки сильно стерты с одной стороны и почти не тронуты с другой, то это следствие их изначальной неправильной регулировки. В отдельных случаях можно попробовать поставить их другой стороной: неплохой вариант для дополнительных клещевых тормозов, которые используются в качестве вспомогательных замедлителей или фиксаторов положения велосипеда. На спортивных или шоссейных байках такого лучше не делать, а просто поменять обе колодки.
Подробнее о том, что такое «ассист» в футболе
В футбольном матче на поле встречаются 2 команды, каждая из которых состоит из 11 игроков основы. Чтобы разобраться, что такое «ассист», достаточно посмотреть любую игру, в которой забит хотя бы один гол. Сложно представить, что игрок сможет в одиночку пройти оборону соперника и поразить ворота. Ему необходима помощь, то есть ассист. Техника нападающего имеет огромное значение, но чтобы мяч оказался в воротах, его нужно доставить как можно ближе к штрафной площади соперника на дистанцию точного удара. Именно такая последняя передача и называется ассистом, а игрок, сделавший такой пас, ассистентом.
Как правило, голевые передачи отдают полузащитники (их называют плеймейкерами). Их основная задача в нужный момент подключаться к атаке и доставлять мяч нападающим
Неважно, отдан пас всего на несколько метров или сделан навес с другой половины поля. Главное, чтобы игрок, получивший мяч, забил его в сетку ворот
На первый взгляд может показаться что это несложно, но на практике точная передача в подходящий момент бывает важнее, чем замыкающий удар. Поэтому хороший ассистент ценится в любой команде и на трансферном рынке.
Футбольная статистика учитывает не только голы, но и голевые передачи. Для составления рейтингов спортсменов, как правило, используется система «гол + пас». Этот показатель основной для определения полезности любого игрока.
Наладка бюджетной системы: как правильно отрегулировать на велосипеде тормоза типа V-Brake
Идеальные в условиях полевого ремонта и дешевые в эксплуатации V-Brake настраиваются в четыре перехода
Причем, соблюдение их последовательности крайне важно. Перед тем, как отрегулировать тормоза на велосипеде, следует отсоединить подводящую рубашку от правого (для переднего тормоза) или от левого рычага (для заднего) путем одновременного оттягивания металлической направляющей троса и притягивания тормозного рычага к ободу.1
Поиск оптимального расположения колодок относительно обода — производится в следующей последовательности (колодки регулируются попеременно):
Поиск оптимального расположения колодок относительно обода — производится в следующей последовательности (колодки регулируются попеременно):
- при помощи шестигранника ослабляется винт крепления колодки к рычагу;
- колодка плотно прижимается к ободу;
- производится поиск оптимального расположения колодки — ее внешняя и внутренняя грани должны быть корадиальны окружности колеса;
- колодку слегка притягивают к рычагу.
2. Отладка расположения рабочей плоскости колодки
В настройке рычажных тормозов на велосипеде данному переходу отводится особое внимание: необходимо добиться, чтобы передний край колодок касался обода раньше заднего. Для этого под задний край колодки подлаживают какой либо твердый предмет толщиной 1-1,5 мм и прижимают ее к ободу
После чего окончательно затягивают фиксирующую гайку
Далее повторяют переход для второго рычага
После чего окончательно затягивают фиксирующую гайку. Далее повторяют переход для второго рычага.
3. Центровка положения рычагов (подбор усилия пружин рычагов) Задача — обеспечить одновременное прилегание колодок к ободу. Регулирующие элементы — винты, расположенные на левом и правом рычагах, возле места посадки последних на вилку. Цикл подготовки к наладке включает следующие переходы:
- установить направляющий угольник тросика в держатель трубки на рычаге;
- если трос отсоединялся, необходимо его зафиксировать соответствующим винтом на рычаге.
Содержание операции по вопросу как отрегулировать усилие пружин тормозов на велосипеде следующее:
- зажимая тормозную ручку, отслеживается момент соприкосновения колодок с ободом;
- на рычаге с колодкой, которая коснулась раньше, необходимо усилить пружину, завернув соответствующий винт (можно ослабить пружину на втором рычаге).
4. Настройка расстояния стационарного расположения колодок от обода колеса (выбор оптимального натяжения троса) Задача этапа — наладить остроту работы тормозного механизма. Операция производится в следующей последовательности:
- регулировочный барабан заворачивается практически до упора (можно оставить 2-3 витка резьбы);
- отворачивая винт крепления троса к тормозному рычагу, слегка натягивая его и снова заворачивая фиксирующий болт, отыскивается оптимальное расстояние между колодками и ободом (1-2 мм);
- при необходимости незначительного увеличения/ уменьшения остроты торможения достаточно отвернуть/ завернуть барабан.
Последняя настройка тормозов на велосипеде(пункт 4) во многом зависит от правильности формы обода. При наличии небольшой восьмерки необходимо отыскивать оптимальное положение, при котором колодки не будут подтирать обод. При езде по ухабам или ямам на высокой скорости следует как можно чаще проверять эту настройку.
Дисковые тормоза плюсы и минусы
Теперь рассмотрим устройство дискового тормоза. Втулка колеса содержит стальной диск. Его управление осуществляется при помощи тормозных колодок.
Выделяют два типа дисковых тормозов.
Механический вид.
Управление происходит через тросики. Характерные действия:
- ручка в процессе торможения передает усилие на трос;
- трос начинает подтягиваться;
- тормозная колодка приходит в движение;
- возвратная пружина отправляет колодку в первоначальное место при ослаблении рукоятки на руле.
Гидравлика.
Усилие при затормаживании, осуществляется с помощью жидкости, по специальной гидролинии. Конструкционные характеристики:
- резервуар с жидким наполнителем для торможения;
- собственно гидролинии;
- аппараты приводныхцилиндров;
- тормозные поршни.
Достоинства велосипедных дисковых тормозов
- Меньше подвержены засорению, в результате своего расположения.
- Плавность торможения превосходит ободной вариант.
- Мощность намного больше, чем у вибрейков.
- Внезапное искривление не повлияет на качество работы такой тормозной системы.
- Не влияют на изнашиваемость обода.
- Возможно использование широких покрышек.
- Колодки характеризуются длительным сроком эксплуатации.
- Жесткие условия езды не изменят работоспособности тормоза.
Какие у них недостатки?
- Сервис дискового варианта тормозов сложный. Гидравлическому навесному оборудованию нужен специальный аппарат для ремонта. Провести исправление в поле может только опытный велолюбитель.
- Вес намного превосходит другие тормозные системы.
- Довольно дорогие по сравнению с ободными тормозами.
- Различные модели сильно отличаются по качеству.
- При попадании масляного материала в площадь диска снижается мощность торможения.
- Вероятны проблемы при креплении заднего багажника.
- Постоянная необходимость защиты тросика и рубашек от загрязнений. Обязательна периодическая смазка.
Фото 2 изображает дисковую тормозную ситему
Фото 2. Дисковая система.
Различия между гидравлическими и механическими дисковыми тормозными системами.
- Механические тормоза стоят дешевле и обладают простотой в обслуживании.
- Гидротормозные системы требуют наличия сервисного центра недалеко от места проживания. Ремонт и профилактику самостоятельно сделать почти нереально.
- Экстремальные направления велоспорта требуют использования гидравлики.
- Гидравлика не обязательна на обычных городских маршрутах.
Особенности ободных тормозов
Принцип работы ободных тормозов заключается в прижимной силе колодки на обод колеса, в результате чего велосипед и останавливается. В целом все ободные тормоза можно разделить на такие подтипы:
- кантилеверы – последнее время редко применяются и встречаются преимущественно на циклокроссовых байках;
- V-brake – наиболее популярная модель на сегодняшний день. Получили свое название благодаря V-образному креплению рычагов;
- U-brake (клещевые) – используются на шоссейниках и BMX;
Давайте рассмотрим ободные тормоза на примере V-brake, так как эта модель является самой распространенной в наши дни и подходит для установки практически на любой тип велосипеда.
У данной тормозной системы имеется несколько значительных преимуществ:
как на городской, так и на грунтовой дороге, такие тормоза будут выполнять свою работу одинаково эффективно; очень простая конструкция и легкость в обслуживании, именно поэтому их не только можно найти в любом веломагазине, но также без труда самостоятельно заменить; один из самых выгодных вариантов для ограниченного бюджета; маленький вес и невысокая нагрузка на спицы и втулку.
Однако такие тормоза имеют и ряд существенных недостатков:
- изменение геометрии колеса (восмерки) может привести к задеванию колодок и постоянному торможению;
- очень плохо работают в плохую погоду. Конструкция весьма чувствительна к грязи и воде, из-за чего снижается эффективность торможения, что может привести к опасным ситуациям;
- быстрый износ колодок;
- невозможность установки на некоторые модели рам и вилок.
Какие тормоза лучше: дисковые или ободные?
Считается, что дисковые велосипедные тормоза — это лучшее техническое решение для современных велосипедов и, соответственно, велосипедистов. Эти тормозные системы сегодня практически вытеснили все остальные виды с рынка. Но почему-то на машинах многих опытных гонщиков мы все-таки видим вибрейки. Почему же до сих пор сохраняется равновесие, а дисковые вело-тормоза никак не вытеснят v-соперников?
Все просто: для велосипедистов с опытом важна мощность торможения, а также его модуляция (характер и «дозировка» прикладываемых усилий). Именно это обстоятельство делает «спор» тормозных вело-систем неоконченным.
Дисковые велосипедные тормоза
роторомкалипер
Механические дисковые тормоза |
Дисковый гидравлический тормоз Shimano XT |
- очень высокая мощность
- относительно медленный износ колодок и роторов
- нечувствительность к восьмеркам на ободе
- хорошая работа в мокрых, грязных и зимних условиях
- отсутствие износа ободов
- меньшая склонность к перегреву
Недостатки
- сложности в совмещении с багажником
- высокая стоимость тормозов и колодок
- высокая нагрузка на втулку, вилку и спицы колеса
- совместимость по запчастям (гидр.) и колодкам только с моделями того же производителя (или вообще, только с самими собой).
- относительно большой вес (мех.)
- плохая модуляция (мех.)
Барабанные велосипедные тормоза
Весь механизм тормозов находится внутри втулки колеса. Торможение производится путем нажатия педалей назад. Используются на недорогих городских велосипедах, привычны для ездивших на советских велосипедах.
Иногда барабанные тормоза ставятся в сочетании с передним ободным тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.
Барабанные тормоза наиболее эффективны, когда педали находятся в горизонтальном положении и велосипедист начинает, слегка нажимая ногой, потихоньку притормаживать. Если ситуация на дороге становится экстремальной – позволят остановить несущийся велосипед с минимальным тормозным путем.
Достоинства
- весь тормозной механизм находится внутри втулки заднего или переднего колеса.
- обслуживания практически ни какого не нужно – служат весь срок жизни велосипеда.
- Не подвержены никаким погодным и механическим воздействиям, работают “и в дождь и в зной”, в любой грязи и на любой “восьмерке”, зимой и летом.
- не боятся падений и ударов
Недостатки
для их установки нужны специальные втулки и на заднем колесе работают только на односкоростных велосипедах
при вертикально расположенных педалях неудобно пользоваться. В результате приходится тратить драгоценные мгновения, чтобы привести их в действие
Иногда это критически важно. Хотя опытные велосипедисты при езде всегда держат педали либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально
Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.
если цепь слетает со звездочки – тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.
иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках, а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают барабанные тормоза, это не имеет никакого решающего значения.
Роллерные велосипедные тормоза
Инженеры компании Shimano решили сконструировать тормоза, сочетающие в себе плюсы всех предыдущих типов и не имеющих их минусов. От дисковых тормозов они должны были перенять эффективность и мощность, от барабанных – надежность и неприхотливость в обслуживании.
Механизм тормоза находится снаружи втулки, закреплен на раме. Само торможение происходит за счет силы трения, возникающего между тормозными колодками и рабочей поверхностью тормозного барабана. Тормозные колодки раздвигаются роликовым механизмом при нажатии на ручку тормоза. А усилие от ручки на роликовый механизм передается при помощи тросика. Для отвода тепла, возникающего при торможении, на внешнем корпусе барабана устанавливается радиатор.
Схематичный принцип работы роллерного тормоза |