Виндсёрфинг быстрее, проще, легче в освоении, чем кайтинг, да и снаряжение дешевле
Действительно, виндсерфер может развить довольно приличную скорость, но, например, при минимальном ветре кайтер легко и быстро наберет необходимое для выполнения трюков ускорение, в то время как серфер только-только выйдет на глиссирование. Да и движение против ветра для кайтера не составят труда. Стоимость снаряжения для виндсерфинга отнюдь не дешевле сходного по функциональности кайтового оборудования, а вот транспортировка комплекта виндсерфера – дело непростое, в то время как, например, линейка для кайтсерфинга или зимние фойлы плюс борд можно запросто перевозить даже в общественном транспорте. И еще один плюс кайтинга – отсутствие жесткой привязки к сезону катания. Маленькая модификация – и ваше оборудование для кайтсерфинга вполне подходит для сноукайтинга. Обучение же виндсерфингу легче лишь на первых порах – при овладении базовым курсом (уход за оборудованием, безопасность, старт-финиш, передвижение, разворот и т.д.), а вот наработка трюков в кайтсерфинге проходит гораздо быстрее, да и спортивных результатов достичь легче.
ЧТО НУЖНО КРОМЕ КУПОЛА
В комплект оборудования входят еще несколько предметов, без которых катание невозможно:
- Планка. К каждой модели кайта своя, но бывают и взаимозаменяемые, иногда даже у разных производителей, при условии что стропы у них одной длины.
- Трапеция. Для обучения используется сидячая, но, по большому счету, это не принципиально, а потому можно сразу купить поясную.
- Доска. Существует несколько видов — для гонок, для волн, но научиться нужно на универсальном твинтипе, а уж потом выбирать что-то другое (если захочется).
- Страховочный лиш (обычно продается вместе с кайтом).
- Насос (заменяется компресоором если кататься на оборудованной станции).
Итак, планку лучше брать в комплекте с кайтом, трапецию — по вашему размеру, а вот с доской все немного сложнее. На само обучение и первые самостоятельные шаги требуется размер побольше, поскольку она дает больше устойчивости. В школе для этого используют твинтипы 150-160 см в длину, инструктора в шутку называют их «двери». По сути, на «двери» можно кататься и дальше — она спасает в критически слабый ветер и подходят людям с большим весом. Но большинству кайтеров уже после нескольких часов практики понадобится доска поменьше — от 135 до 145см, в зависимости от роста и того, сколько весит человек. Выход — сразу брать доску по вашим параметрам, чтобы не пришлось вскоре менять.
Также вам понадобятся спортивные солнцезащитные очки, спасательный жилет, гидрокостюм и гидрообувь на холодную погоду, лайкра и шорты на теплую — об этом Крис писала в статье «Одежда для виндсерфинга», нам это тоже все актуально. Впрочем, многие обходятся и без этого списка, хотя кайтсерфинг без гидрокостюма в России редко бывает комфортным.
Лендкайтинг и сноукайтинг – чрезвычайно травмоопасные занятия, кайтсерфинг гораздо безопаснее, особенно для новичков
Многое зависит от избранного вами снаряжения для перемещения по той или иной поверхности. Например. Маунтинборд (mountainboard (MTB), all-terrain board (ATB)) – доска, похожая на скейтборд или сноуборд, вполне пригодна для перемещения по достаточно ровной поверхности (асфальт, дно высохшего озера, отливные глиняные пляжи и т.д.), а вот для движения по пересеченной местности она абсолютно не подходит. Более универсальным атрибутом для лендкайтинга является багги (kite buggy) – специальная трехколесная низенькая тележка, снабженная большими колесами, немало облегчающими управление. Такой вид отдыха можно смело рекомендовать людям любого возраста, даже не занимавшимся ранее никаким видами спорта. Именно этот вид кайтинга наименее травмоопасен. Сноукайтинг, при условии соблюдения правил безопасности, подбора соответствующего снаряжения и наличия подходящей погоды также может подарить даже неопытному новичку множество непередаваемых ощущений. Главное – правильно понять теорию и не торопиться достичь заоблачных высей одним прыжком. И, наконец, кажущийся столь простым и безопасным кайтсерфинг, на самом деле, не так уж легок в освоении. Например, скорость набирать нужно сразу (поскольку кайтборды, в отличие от досок для серфинга, плавучестью не обладают). Кайт дает такую возможность, и вот тут-то у неопытных новичков начинаются первые проблемы – ведь ошибка на большой скорости приводит к довольно ощутимым ударам о воду (она, как оказывается, может быть очень даже твердой), коварная постоянно меняющаяся поверхность которой способна преподносить немало неожиданных сюрпризов.
Обучение кайтбордингу и виды кайтбординга
Прежде, чем впервые купить кайт, мы советуем вам пройти курс обучения кайту в специализированной кайт школе. Ведь это также логично, как пройти обучение в автошколе перед покупкой первого в жизни автомобиля.
Когда вы познакомитесь с кайтсерфингом ближе, тогда стоит в полной мере задуматься о собственном кайт оборудовании и том направлении, в котором вам стоит развиваться. Кайтсерфинг разделяется на несколько видов.
Фрирайд
Фрирайд дословно означает «свободное катание». Это подразумевает катание на кайте, будь то многокилометровые маршруты с прыжками при движении против ветра и по ветру, катание по плоскости или рельефу с разного рода естественными препятствиями. Вы сами выбираете для себя в каком направлении вам хочется двигаться, используя кайт как транспортное средство.
При этом фрирайд распространён как в кайтсёрфинге, так и в сноукайтинге и лэндкайтинге. Используются кайт доски твинтип конструкции и кайтсерфборды. В сноукайтинге используются горные лыжи или сноукайтборд. В лэндкайтинге — багги, маунтинборды, лонгборды.
Фристайл
Фристайл или дословный перевод «свободный стиль». Такой вид подразумевает разнообразные прыжки и трюки на кайте зимой и летом. Кайт используется райдером для создания тяги и набора скорости. При этом кайтсерфер выполняет различной сложности прыжки как с прикрепленным кайтом к себе (hooked), так и на руках (unhooked).
Для скольжения по воде используется доска для кайтинга — твинтип, либо кайтсерфборд — направленная доска.
Это стиль катания на кайте по волнам с использованием кайтсерфборда — направленной доски для кайтинга.
Гидрофойл
Стиль катания с кайтом с использованием подводного крыла. Это абсолютно новое направление в кайтсерфинге. Тут не требуется сильного ветра для движения, но очень хорошо тренируется чувство баланса. Данный вид кайтинга открывает границы движения на кайте в слабый ветер на большие расстояния, создавая чувство полёта над водой.
Начиная заниматься кайтсерфингом или сноукайтингом, перед вами встаёт задача выбрать именно тот комплект кайт оборудования, который будет давать вам возможность прогрессировать и использовать кайт в широком ветровом диапазоне и во всевозможных стилях катания. Это сделать не так сложно, так как в самом начале пути освоения и прогрессирования в кайтбординге, вы только набираете практику и скорее всего вам подойдёт универсальная конструкция кайта.
Несколько основных критериев, определяющих выбор кайт оборудования.
1. Цена 2. Регулярность занятий кайтсерфингом (прогресс) 3. Места занятия и обучения кайтсерфингу 4. Выбор стиля катания (для тех кто научился и уверенно двигается, используя кайт)
Первый уровень безопасности
Первый уровень безопасности в кайте – это бросание планки. Применяется в случаях, когда вы потеряли контроль на кайтом: кайт начал крутить петли и хорошенько протягивать по воде, или вы слишком сильно разогнались и не можете затормозить. Но до препятствия еще далеко. Первое, что вы должны выпустить из рук планку управления. Кайт потеряет часть тяги и постарается вернутся в нейтральное положение или упадет на воду. Далее вы начинаете все сначала: перезапуск кайта и старт.
Но есть несколько моментов, о которых надо помнить:
- Классические С-типы не сильно сбрасывают тягу, в них планку бросать нельзя, нужно лишь вытянуть руки, но управление не бросать, так как С-тип нужно еще и направлять.
- Соответственно, чем кайт больше похож на С-тип, то есть форма купола более круглая(не такая плоская), тем медленнее он будет терять тягу и больнее(для него) ударится о воду при падении.
- В плоских кайтах(боу, гибрид, плоскоарочник) применяют стопор на депауэре. То есть, чтобы вам не приходилось все время тянуть планку руками, вы можете подвинуть стопор. На некоторых кайтах при отпускании планки он легко сползет и тяга кайта ослабится. В некоторых кайтах он достаточно туго сидит и автоматически не сползает, в этом случае нужно сначала сдвинуть стопор, а потом отпустить планку: если не уверены в своих силах, лучше его вообще не сдвигать, чтобы в любой момент ослабить тягу.
Изготовление планки для кайта своими руками
Планка для кайта своими руками — это вполне реально. Ну и пусть она не будет выглядеть столь же стильно и солидно, как фирменные варианты, зато ни у кого такой не будет — это уж точно. Для начала стоит определиться с материалом, из которого будет создаваться планка. Есть несколько вариантов. Дерево использовать можно, но нежелательно. Поскольку такой материал является недостаточно прочным и может сломаться, как говорится, в самый неподходящий момент. Зато работать с деревом проще, чем с любым другим материалом, к тому же оно самое доступное. Подойдёт даже черенок от лопаты. Стеклопластик и углепластик являются вредными материалами, работать с которыми крайне неудобно. Алюминий легко гнётся, что совсем неприемлемо для занятий кайтсёрфингом.
А вот дюраль — самый подходящий материал для создания самодельной планки для кайта. Выбирать нужно марку сплава Д16Т, подходящим диаметром будет 22 мм, с толщиной стенки 2 мм. Длина будущей планки для кайта напрямую зависит от размера воздушного змея, который будет использоваться в паре с нашим изобретением.
В середине планки для кайта не стоит делать отверстие, поскольку это существенно снизит прочность материала и увеличит вероятность поломки. Более оптимальным вариантом будет кольцо, прикреплённое на винтах по центру сбоку. Для изготовления кольца подойдёт отрезок из этой же трубы. А можно поискать в специализированных магазинах, которые занимаются реализацией автомобильных запчастей или комплектующих для яхт.
Рога, которые располагаются на краях планки для кайта, необходимы для закрепления строп и удобного их наматывания. Для создания этого элемента можно использовать оцинкованные детали, в конструкцию которых входит винт и кольцо. Диаметр меньше 6 мм выбирать не стоит, поскольку они быстро согнутся от рабочего напряжения во время кайтсёрфинга. Имеющиеся отверстия можно закрыть при помощи обычных пластиковых заглушек, которые используются в монтаже водопровода.
Самодельная кайт-планка нуждается в защитной отделке. Для этих целей может быть использована велосипедная камера, пенка, термоусадочный кембрик или на крайний случай скотч. Отделка не должна сильно влиять на диаметр планки для кайта, поскольку она станет неудобной.
Подбор размера кайта по силе ветра
Выбор кайта – это самый важный момент, когда вы только начинаете осваивать этот вид водного спорта. От того какой кайт вы выберете, будет зависеть дальнейшая ваша безопасность в воде и сохранность самого кайта. При грамотном расчете всех необходимых параметров перед покупкой кайта, вы сможете гарантировать себе, что легче справитесь с воздушным змеем. Правильный размер кайта увеличит скорость освоения кайтсерфинга.
Выбирайте размер кайта основываясь на 2 критериях: сила ветра и собственный вес. Сильный ветер потребует использование кайта меньшего размера, а слабый ветер — наоборот, большого. Чем больше ваш вес, тем больше нужен размер кайта. Если кайт будет иметь имеет недостаточный размер, то он принесет вам только лишние неудобства при старте и при катании против ветра. А если кайт чересчур большой, можно легко потерять управление над ним.
Также надо помнить, что ветер постоянно меняется. Определенная площадь кайта имеет рабочую тягу в конкретном ветровом диапазоне. Поэтому, те, кто серьезно занимается кайтингом, имеет несколько кайтов под разную силу ветра. 2-3 кайта с системой регулировки тяги (дипауэр) покрывают до 90% существующих ветров.
Таблица подбора размера кайта в м 2 от скорости ветра при катании по воде:
Таблица подбора размера кайта в м 2 от скорости ветра при катании по плотному снегу:
Конструктивно кайты делятся на два основных вида. На воде обычно применяют баллонные (надувные) кайты. Для зимы и для катания по твердым поверхностям также подойдут кайты с открытыми воздухозаборниками — парафойлы.
Этапы изготовления кайта своими руками
Этап первый — выбор размеров и изготовление лекал для кайта
Для того чтобы создать кайт, нужно для начала определиться, насколько он должен быть большим. Для примера возьмём технологию изготовления воздушного змея, имеющего габариты 2,4 метра. Приступим к расчёту всех величин для кайта.
Одним из лучших вариантов будет использования специального программного обеспечения, такого как TW-NPW5 Calculator. Она обладает простым интерфейсом, доступным для понимания любому новичку — нужно найти окно Panel A Height, в котором добавить значение 140, самое оптимальное и экономное для получения развёртки кайта в 2,4 метра. Далее, требуется найти окно FABRIC LAYOUT, в котором, собственно, и будут отображены все чертежи для лекал.
После проделанных манипуляций стоит достать заготовленную пачку бумаги и канцелярские принадлежности в виде метровой линейки, угольника с прямым углом, клея «Момент», карандаша, канцелярского ножа или ножниц. Теперь можно приступить к распечатке и склейке лекал для воздушного змея.
Склейку нужно проводить таким образом, чтобы потом можно было нанести размеры панелей кайта, которых всего три. Центральная будет иметь размеры 140 на 70 см, малый боковой треугольник — 107 на 99 и на 41 см и большой боковой треугольник выйдет 140 на 99 и на 99 сантиметров.
На листе бумаги (а лучше — ватмане) с помощью припасённого угольника проставляем размеры кайта с форой в 12 мм, которая нужна для припусков на швы. В ином случае кайт уменьшится на их размер и хорошая летучесть змея может быть под вопросом. Не забудьте сделать ножницами надрезы по краям, где будут вшиваться петли для подвязки строп и складки.
Конечно, можно обойтись и без лекал, но это потребует от вас немалого опыта шитья, а если такового не имеется, то в создании кайта без них не обойтись.
Этап второй — крой кайта
Теперь нужно освободить подходящую площадь пола и разложить на нём купленный материал для изготовления воздушного змея, расстелить и наложить полученные лекала, совмещая один из краёв с краем материала. Также надо следить, чтобы не образовались складки и перекосы — для этого возьмите горку старых книг и используйте их как грузы. Теперь обводим лекала и не забываем про отверстия для строп и складок кайта.
Когда все линии нанесены, то пора снять лекала и по линиям распустить заготовку. Треугольник нужно кроить, учитывая изнанку материала, то есть, выкроив одну часть, нужно перевернуть лекало и выкроить другую в зеркальном отражении. Это нужно для того, чтобы крыло кайта вышло красивым, в противном случае одно крыло кайта будет блестеть, а другое останется матовым из-за того, что на него нанесено слой силиконовой плёнки.
По окончании работы у вас должно быть на руках 5 деталей кайта: центральный треугольник, два малых и два больших боковых.
Далее, нужно подготовить петли для строп кайта. Тут понадобится брючная лента или ремённая тесьма, из которой изготавливаются 36 полосок по 5 см и шесть лент по 8 см, которые пойдут на переднюю кромку. После нарезки возьмите зажигалку и опалите кромки. Итак, крой кайта готов.
Этап третий — шитьё кайта
Приготовленная швейная машинка снабжается лавсановыми нитками (с пометкой ЛЛ на катушке). Наилучшие номера — 33, 45 и 50. Главное — не берите капроновые, а так сгодится и нейлон. Игла нужна под номером 90, дешёвые не покупайте — иначе придётся бежать менять сломанную. Не скупитесь. Длина стежков кайта должна быть около 4 или 5 мм — потренируйтесь на обрезках.
Перед тем как сшивать все детали кайта, края нужно укрепить клеем «Момент», который наносится вдоль краёв тонкой полоской. Тут главное быстро сложить обе детали по шву и выровнять, пока клей не подсох. Через 20 минут деталь кайта готова к шитью.
Вышеперечисленными действиями мы неплохо облегчаем себе жизнь за счёт избегания смещения материала — посадки. Там, где должны быть петли для строп кайта, вклеиваем по заранее сделанным отверстиям и ожидаем, пока высохнет. Если будут излишки клея — его надо стереть губкой. После прошиваем.
Основная часть воздушного змея у нас есть. Далее, возьмите ручки и соберите каркас кайта. Лучше всего использовать стальные хомуты. Ничего сложного в этом нет, и вскоре у вас в квартире будет стоять отличный самодельный кайт.
ОБЗОР БРЕНДОВ
Как я уже говорила, откровенно плохих кайтов среди современных не найти, а потому выбор просто огромен. На спотах чаще всего встречаются Cabrinha и North, также популярны RRD, F-One, Nobile, Ozone, Airush, Slingshot. Однозначно сказать, что какой-то из них лучше или хуже крайне сложно. Как правило, больше распространяются те марки, у которых есть активные представители в регионе.
Есть и другие бренды, не столь популярные у нас, но тоже имеющие своих поклонников. Например, Liquid Force и Naish ценят фристайлеры, Wainman Hawaii — серферы. А те, кто хочет сэкономить, выбирают бюджетные Gaastra, немного уступающие по прочности.
Самодельная «трапеция» или трапеция своими руками
Вступление
Первый раз я увидел кайт этой весной, смотря один из этапов Гран-при Формулы 1. Камера, установленная на вертолете, снимавшего гонку, на несколько секунд поймала в объектив одиночного кайтсерфера, катающегося в заливе рядом с трассой. Погода была плохая и вид сверху на человека, мчащегося по волнам на доске за куполом, сильно меня заинтересовал.
Порывшись в интернете, узнал, что представляет из себя кайтсерфинг и сам «кайт», так как ранее кайты на глаза не попадались. Можно сказать все, что было в жизни — это было «до».
В итоге решено брать кайт снаряжение. Надо сказать, что приобретение даже б/у оборудования для занятия кайтингом весьма «воздушное» и выливается в весьма ощутимую сумму. Немногое из снаряжения можно сделать самому, что называется на коленке, да и вообще проще купить б/у оборудование для начала, и потом уже определиться с дальнейшими шагами.
Для начинающих также крайне важно первоначальное обучение в какой-нибудь кайт школе, но я решил дождаться снега и зимой самостоятельно научиться катать. Так как на снегу будет проще и безопаснее научиться, а сейчас пока не лезть на воду
Бюджет ограничен, поэтому при покупке кайтового оборудования выбор был сделан в сторону покупки куполов, а что реально сделать самостоятельно, то на первое время изготовить самому.
Самодельная трапеция и страховочный лишь.
Выбор материалов для простой и недорогой самодельной трапеции невелик – это либо делать трапецию в виде альпинисткой обвязки из ремней, либо использовать хороший поясной ремень. Видел что у электриков существуют монтажные пояса, которые они применяют при работе на высоте. Вроде как широкий и должен подойти. Подобный приведен на картинке ниже (картинка взята со страницы)
В итоге мне в руки попал старый престарый страховочный пояс для электромонтажников. У пояса было еще пара цепей с карабинами, которые были срезаны. Этот пояс широкий и достаточно удобно сидит на талии.
Фото 1. Пояс на мне.
Летом во время первых запусков кайта эта «трапеция» довольно неплохо себя показала. Пояс сидит хорошо, за него меня потаскало по траве и на пузе и на пятой точке:)
Конечно, этот самопал не сравнить с фирменной трапецией, но все же планирую применить эту «трапу» будущей зимой для начального обучения. Крюк для пояса сделать не проблема, но видел в одном учебном фильме, как на крюке сверху присутствовало одно приспособление для быстрой отстежки кайта при обучении новичков. Не очень хорошо было видно, как эта отцепка выглядит, видео было плохого качества. Затем в интернете попался отцеп (англ. Snap Shackle) и стало понятно, что там применяли.
Я решил сделать подобное только уже без крюка, прямо на проушину этого монтажного пояса. Не знаю, как по-русски правильно называется Snap Shackle, поэтому назову его условно далее «отцеп».
Вот фото что в итоге получилось и ниже видео как работает отцеп.
Фото 2. Состав «трапеции» : Страховочный монтажный пояс; Отцеп (Snap Shackle); Трубка полиамидная ПА11 d = 10×1 L = 600 мм; Репшнур d = 2 мм; Скоба такелажная.
Можно конечно чикенлуп прицепить сразу за проушину пояса, но только в случае с отцепом появляется дополнительная возможность быстро отсоединиться от кайта, просто дернув за трубку, присоединенную к защелке отцепа. За трубку также будет очень легко дернуть рукой наотмашь даже в толстых варежках зимой не глядя, что в сложной ситуации будет имеет значение.
Страховочный лишь
Конструкция лиша мало чем отличается от фирменных. Единственное, что материалы при изготовлении применены подручные. Все детали и конструкция видны на фото
Состав: пластиковая водопроводная труба; собачка из гвоздя; трубка полиамидная ПА11 d = 10×1; репшнур d = 2 мм; скоба такелажная; шнур эластичный; резинка ; карабин.
Рассчитываю, что такая конструкция самодельной «трапеции» вполне справится будущей зимой с поставленной задачей начальному самообучению кайтингу.
Николай, Свердловская область, Сентябрь 2013
О бодисёрфинге
Одним из самых интересных видов кайтинга является кайтбодисёрфинг, представляющий собой простейший пример применения воздушного змея на воде. И много для него не требуется — всего-навсего побольше воды, ветра и управляемый кайт. Спортсмен ловит ветер и несётся с помощью него по водной глади. При скачках скорости кайтер может взмывать в воздух на несколько метров вверх, а действие подъёмной силы позволяет ему сохранять равновесие.
Для занятия кайтбодисёрфингом нужен ветер, дующий со скоростью не менее 7 метров в секунду. Для того чтобы выполнять различные манёвры, пилоту нужно лишь ловко управляться с кайтом, создавая избыточную тягу. Это позволяет одолевать много километров и не испытывать от этого никакой физической усталости.
В основном спортсмены используют 4-стропные воздушные змеи, имеющие около 45 метров в длину, что даёт возможность поднять кайт очень высоко и поймать мощный поток воздуха.
Для того чтобы занятия этим спортом не нанесли вреда спортсмену, проходят они только в том случае, когда ветер дует параллельно береговой линии. Поверхность воды должна быть хорошо просматриваемой, для того чтобы вовремя увидеть различные препятствия в виде камней, рифов, дамб и тому подобного. Глубина должна быть не менее метра, чтобы не биться ногами, а на спортсмене обязаны быть самые лучшие страховочные системы, которые позволят ему отцепиться от кайта в момент опасности.