Меры безопасности
Если вы хотите, чтобы процесс обучения был безопасным и приятным для юного роллера, вы должны быть рядом с ним постоянно. А к первому прокату нужно подготовиться заранее.
Для безопасного катания вам понадобятся некоторые специальные атрибуты.
Правильно подобранные роликовые коньки. Они должны подходить ребёнку по размеру, поэтому обязательна примерка в магазине. Если ролики будут маленькими, то это может привести к деформации стопы. Если вы купите ролики «на вырост», то маленькому спортсмену сложно будет ими управлять, и падения станут неизбежны. При выборе отдавайте предпочтение фирменным роликам: Roces, Rollerblades, Powerslide, K2.
Защитные элементы. Это шлем, налокотники и наколенники. Шлем защищает малыша от самых серьёзных травм, поэтому при катании его нужно надевать обязательно. Налокотники и наколенники помогают избежать ссадин и синяков при падениях, ими пользоваться желательно. Существует множество вариантов защитных элементов, разных по стилю и цвету. Ребёнок с радостью будет их носить, если сам выберет понравившийся цвет и рисунок. Сразу стоит отложить на смену 2-3 пары носков специально для роликов (плотных, из натуральных волокон).
Инструктаж
Важно рассказать малышу о правилах езды: попросить его быть внимательным, когда он катается, избегать машин, не выезжать на большие трассы, объезжать людей, неровности на дороге, не уезжать далеко, особенно, в сумерки. Стоит объяснить ему причины запретов, ведь при нарушении правил, он может получить травму.
Первые тренировки лучше проводить на ковре, или, к примеру, на траве
Методика экстренной остановки на роликах
Теперь рассмотрим, как научиться тормозить на роликах без тормоза и, первым делом, остановимся на способах быстрого торможения.
Экстренные ситуации бывают разные – угроза столкновения, внезапное ухудшение самочувствия, неизбежное препятствие и т.д. Не всегда в таком случае вам удастся затормозить «красиво», и даже наоборот, скорее всего вам придется неуклюже рухнуть. Однако, даже этот навык требует отработки и обучения. Не переживайте, мы расскажем, как научиться правильно падать, чтобы свести к минимуму ущерб здоровью.
Итак, экстренное торможение на роликах без тормоза осуществляется следующими способами:
- Падение на попу (ass-stop). Предполагает группировку туловища, при которой локти сгибаются в локтях, а атлет резко садится на корточки, широко разведя в стороны стопы и колени. В результате ягодицы касаются земли, и движение останавливается;
- Выбегание на лужайку (grass-stop). Во время езды по треку резко поверните и заезжайте в траву, при этом, желательно перейти на бег.
- Остановка об защиту – это конструкция, за которую нужно ухватиться. Это может быть рекламный баннер, белье на веревке, скамейка, столб и даже проходящий мимо человек. Последнего желательно предупредить о вашем намерении предварительным криком. Данная техника торможения на роликовых коньках всегда происходит по разному сценарию – как говорится, кому как повезет. Если хотите научиться тормозить, ухватившись за твердую вертикальную поверхность, например, за стену, запомните, подъезжать к ней нужно под острым углом. Если столкнетесь лоб в лоб (90°) – травмы не избежать.
- Если все случилось настолько внезапно, что у вас совсем нет времени обдумывать, как вам тормозить, просто падайте на защиту. Не переживайте за наколенники или шлем – максимум, что с ними случится – трещина или царапина. Всегда можно купить новые, а вот здоровье из-за автомобильной аварии, например, восстанавливается гораздо дольше. Во время падения всегда держите локтевые и коленные суставы согнутыми, стремясь приземлиться на как можно большее число точек опоры (исключая голову, разумеется).
Методы, перечисленные в данном разделе, позволят вам научиться тормозить, практически, молниеносно. Однако, как бы совершенно вы их не освоили, специфика экстренной остановки сама по себе травмоопасна, поэтому никогда нельзя быть уверенным, что она пройдет безболезненно. А потому, старайтесь пользоваться ею нечасто и только в неизбежных ситуациях.
Постепенное снижение скорости
Продвинутые гонщики практически не применяют падения или столкновения. Они маневрируют, чтобы регулировать скорость, останавливаются одним из профессиональных приемов. Для плавного гашения разгона применяют многократные повороты, они же «змейки» или «слалом». Перед началом маневра нужно убедиться, что дорога свободна в ширину и длину, нет ям или кочек. Поворачивают следующим образом:
- коньки располагают параллельно, колени сгибают;
- колеса ролика внешней ноги немного «заваливают» на внешнее ребро;
- внутренним коньком отталкиваются и задают направление;
- меняют ноги и положение тела, чтобы осуществить поворот в другую сторону;
- чередуют движения, чтобы ехать по волнообразной траектории.
Еще один прием торможения называется плуг или V-stop: ролики широко разводят, потом направляются носками друг к другу. Потребуется немалое усилие, чтобы сведение ног было неокончательным. Колеса вращаются под углом к дороге, что создает трение и позволяет роллеру снизить темп.
Способы торможения на высокой скорости
Вместе с освоением роликов появляется желание ездить быстро. Однако такое стремление очень опасно, если не знать, как тормозить на роликах на большой скорости. Для сильного разгона подходят специфические способы остановки. Как правило, это различные слайды – скольжения.
- Power Stop (или Power-slide) — довольно сложный, но и весьма эффективный способ торможения. Роллер разворачивается на опорной ноге на 180°, сгибая ее в колене. Тормозящий ролик в это время описывает дугу и ставится перпендикулярно направлению движения, за счет чего происходит быстрое и эффективное снижение скорости. Есть второй вариант исполнения этого элемента. Сначала развернуться на двух ногах, а потом выставить тормозящий ролик поперек движения.
- Parallel-stop по описанию выглядит проще и понятнее. Но на практике является, пожалуй, сложнейшим из всех способов торможения. Роллер разворачивает коньки на 90° так, чтобы они оказались поперек хода движения. В этом положении их нужно удерживать до полной остановки. Желательно согнуть ноги в коленях, как в полуприседе, что позволит удержать равновесие и не упасть.
Оба способа были заимствованы из хоккея на льду и требуют высокого уровня катания. Использовать их можно только на высокой скорости, при недостаточном разгоне элементы практически невозможно выполнить правильно, из-за чего они будут малоэффективны, а уровень травмоопасности увеличится в несколько раз.
Это основные способы остановки. Знание того, как правильно тормозить на роликах, способно не только предотвратить травмы, но и спасти жизнь. Нередко бывают случаи, когда роллер не справляется со скоростью и вылетает на проезжую часть или сбивает пешеходов. Широкий арсенал отработанных способов торможения поможет избежать таких ситуаций. К тому же необходимо учитывать скорость, чтобы решить, как тормозить на роликах в каждом случае, т. к. это позволит использовать наиболее подходящие приемы остановки.
Как остановиться без тормозов
На ролики агрессивных моделей тормоза не устанавливают. Любители, которые катаются достаточно уверенно, снимают колодки, предпочитая другие способы снижения скорости или остановки. Отчаянные новички порой тоже начинают обучение с более экстремальных приемов торможения.
С падением
Разогнавшегося гонщика быстрее всего остановит падение. Чтобы не получить травмы, приземление должно быть контролируемым и техничным. В среде роллеров для такого способа торможения имеются специальные термины.
Из названия Ass Stop становится понятно, что для остановки данным приемом используют пятую точку. Для предотвращения ушибов перед падением максимально приседают, чтобы исключить опрокидывание на спину, удар затылком. При этом смещаются вбок, чтобы уберечь копчик.
Grass-stop — торможение переходом с асфальта на газон с травой. На неровной поверхности колеса не катятся, роллер сможет остановиться за несколько шагов. Ноги нужно поднимать чуть выше, чем при обычной ходьбе, чтобы не запнуться и не упасть. При способе Protection-stop движение прерывают падением на части тела, закрытые защитой. Сильный удар может повредить пластиковые накладки, зато убережет колени и локти от травм.
Ass StopGrass Stop
Столкновение с препятствием
Для остановки используют и другие методы. Для приема Wall-stop движение гасится столкновением со стеной. Если скорость достаточно высокая, то прямой контакт с жесткой поверхностью окажется чувствительным — нужно подъезжать по касательной, чтобы смягчить удар. Кроме стены, для гашения скорости используют столб или дерево, которое можно обхватить вытянутыми руками и тем самым ослабить столкновение.
При способе Friend-stop роллер останавливается, схватив стоящего перед ним человека за руки
Варианты торможения на средней скорости
Для техничного торможения обязательно учитывают скорость движения, выбирают подходящий прием остановки. Правильное выполнение требует отработанных навыков катания. При среднем темпе применяют следующие способы торможения.
- Остановка разворотом. Опорную ногу ставят на носок, упирают переднее колесо в покрытие и разворачивают наружу. Позволяют другой ступне обвести широкий круг вокруг тела, что замедляет и удерживает на месте. Маневр также эффективен, если нужно снизить скорость, не доходя до полной остановки. Для выполнения нужен широкий участок дороги и уверенное владение роликами.
- Другой вариант поворота, когда свободную ногу ставят под прямым углом на заднее колесо, коньки располагаются пятками друг к другу. За счет инерции прямолинейная траектория переходит в окружность, роллер останавливается. При высоком скоростном режиме нужно соблюдать баланс, поддерживать вертикальное положение тела движениями корпуса.
- При торможении T-stop один конек выносят назад, разворачивают под углом 90 градусов к направлению движения, наклоняют на внутреннее ребро. Колеса всей площадью с силой прижимают к асфальту, вес тела при этом на передней ноге. Остановка происходит достаточно быстро, корпус наклоняют вперед для сохранения равновесия. Этот агрессивный метод изнашивает покрытие колес.
Несколько советов новичкам
Перед тем, как дать инструкции для начинающих на тему «как тормозить на роликах», озвучим важные нюансы, с которыми обучение пройдет более быстро и эффективно:
- Не пытайтесь сильно разгоняться, если ездите неуверенно. Для начала нужно научиться кататься на роликах не падая, а потом только ускоряться;
- Избегайте крутых горок и неровных трасс;
- Всегда надевайте защиту на колени, локти и ладони, катайтесь в шлеме;
- Научитесь ездить на одной ноге, сохраняя равновесие;
- Осваивайте разные техники катания – плугом, елочкой, слалом и т.д.;
- В случае экстренного торможения не используйте штатный тормоз, по закону инерции вы скорее всего упадете и сильно ударитесь. Ниже мы расскажем, как безопасно резко тормозить на роликах;
- Вы должны знать и успешно применять разные способы торможения, в том числе, пользоваться штатным тормозом.
Далее мы расскажем, как правильно тормозить на роликах без тормоза, для удобства разделив инструкции на следующие категории:
- Технология использования штатного тормоза;
- Способы экстренной остановки;
- Как тормозить во время скатывания с горки (снижение скорости движения);
- Торможение на разных скоростях.
Рекомендации для родителей
Родители должны знать, что для обучения детей катанию на коньках сначала необходимо использовать более простые упражнения. Если же начинать обучение со сложных моментов, ребенок начнет падать, расстроится, что у него ничего не получается, а в дальнейшем полностью перестанет кататься.
К сожалению, катание на роликовых коньках не обходится без падений
И очень важно научить ребенка правильно падать, чтобы он не получил травмы. В первую очередь следует объяснить, что при падении необходимо стараться избежать падений на голову или спину, эти части тела необходимо всегда защищать
Нужно стараться вывернуться и упасть вперед. Если ребенок потерял равновесие, сначала ему следует упасть на колени, после этого можно опереться на защиту локтей, только после этого на кисти. Такая последовательность позволит сделать удар более мягкий. Это еще раз убеждает родителей в том, что все средства для защиты должны быть приобретены в обязательном порядке. Потренироваться можно на газоне.
Как правильно остановиться?
>Еще одним важным этапом является обучение ребенка тому, как правильно надо останавливаться. Ребенок стал хорошо кататься, теперь необходимо научить его тормозить. Способов торможения тоже существует несколько.
Более простой, но не очень надежный способ – это использование тормоза самого ролика. Он представляет собой накладку, изготовленную из резины и пластмассы. Чтобы притормозить с его помощью, необходимо, катаясь на роликах, правильно стать, роликовый конек с тормозом следует выдвинуть вперед. В этот момент носок поднимается вперед, и тормоз соприкасается с землей, и ребенок останавливается. Также следует объяснить своему ребенку, что торможение должно производиться заранее, а не в самый последний момент. Ведь остановиться во время катания на роликах не очень легко.
Для другого способа торможения можно как раз воспользоваться упражнением «фонарики». Катаясь, нужно представить, что на асфальте есть круг, который необходимо обойти. Нужно учитывать при этом, что колени следует согнуть и носки роликовых коньков повернуть внутрь.
Как пользоваться «штатником»?
Это базовая система, которая присутствует на всех роликовых коньках. Представляет собой нависающий рычаг с колодками, который располагается позади пластины с колесиками, в области пятки. Он никак не мешает стандартному катанию, а вот для трюковой езды совсем не годится. Если вы новичок, к трюкам вам переходить рановато, а потому, штатный тормоз лучше пока не снимайте.
Итак, как правильно тормозить на роликовых коньках с его помощью, давайте учиться:
- 1 этап – роллер должен слегка выставить ногу с тормозом вперед, при этом, перенеся вес тела на заднюю конечность;
- 2 этап – нога, на которую надет ролик со «штатником», распрямляется в колене, носок слегка приподнимается вверх;
- 3 этап — из-за изменения наклона стопы тормозной рычаг начинает задевать поверхность;
- 4 этап – за счет подключившейся силы трения происходит постепенное снижение скорости движения.
Чтобы не допустить опрокидывания, нажимайте на рычаг плавно и не резко. Руки лучше выставить перед собой ладонями вниз, а корпус слегка наклонить вперед. Имейте ввиду, колодки нуждаются в периодической замене, ведь активное и регулярное трение об асфальт неизбежно приводит к их стиранию.
Данная техника торможения только на первый взгляд выглядит просто. Спортсмен должен обладать идеальной координацией и устойчивым равновесием. Чем выше скорость, на которой он катается, тем сильнее требования к указанным навыкам.
Снижение скорости на дороге с сухим покрытием
Самая простая и наиболее частая ситуация — это снижение скорости на сухом асфальте. Как известно, на велобайке установлено две тормозные системы – передняя и задняя.
Эффект от торможения можно увеличить примерно на тридцать процентов, если научиться применять тормоза на грани блокировки колёс. Заблокированные колёса только ухудшат тормозные свойства. В случае блокировки колёс торможение будет достигаться только трением покрышек об асфальт, а специально сконструированная тормозная система будет бездействовать.
При замедлении на поверхности с отсутствием влаги самое эффективное замедление, как в теории, так и на практике обеспечит правильное применение переднего тормоза велосипеда . Если потратить незначительное количество времени на то чтобы изучить алгоритм работы переднего тормоза, то катание на велосипеде будет менее травмоопасным.
Значительное количество велосипедистов с опаской относятся к применению переднего тормоза из-за боязни вылететь вперёд через руль. Такое может случиться только с теми велосипедистами, которые незнакомы с изменениями, происходящими во время торможения велосипеда.
Вылет через руль происходит не из-за резкого торможения, а за счёт силы инерции, которая тянет велосипедиста вперёд. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо перед началом торможения переместить массу тела на педальный узел и удерживать такое положение во время всего процесса торможения.
Естественно, при использовании заднего тормоза опасность перелететь через руль отпадает, но на практике доказано, что тормозной путь увеличивается в два раза при использовании только заднего тормоза, чем переднего.
Важное значение при резком торможении имеет сила рук. Необходимо надежно держаться за руль во время резкого замедления.Необходимо использовать силу рук и правильную технику посадки, для удержания центра тяжести максимально сзади
Это позволяет максимально снизить тормозной путь. Такие навыки необходимо использовать постоянно вне зависимости от того какой тормоз задействован.
Как добиться таких навыков человеку, только что севшему на велосипед?
Тренировка торможения передним тормозом
Как и в любом другом деле единственным и самым надёжным методом является постоянная тренировка.
В самом начале тренировок необходимо намеренно контролировать свои действия. Необходимо изжить из себя страх при использовании переднего тормоза. Во время тренировок по возможности отказаться от применения заднего тормоза.
На начальном этапе необходимо зажимать тормозную ручку плавно, чтобы научиться дозировать тормозное усилие. Ни в коем случае нельзя допускать панических резких движений. Пусть в начале тормозной путь будет больше чем обычно пока навык использования переднего тормоза не доведён до автоматизма.
Для проведения тренировок желательно выбрать ровную площадку достаточного размера.
Для достижения максимального эффекта необходимо произвести регулировку тормозного механизма таким образом, чтобы блокировка колеса наступала только при полном нажатии ручки тормоза.
Правильное использование переднего тормоза не означает, что можно забыть о заднем тормозе. Задний тормоз при торможении на сухом асфальте служит дополнительным тормозом. Он вступает в силу в момент, когда переднее колесо практически заблокировано, но продолжает вращение.
В этот момент необходимо добавить тормозное усилие от задних тормозов. По аналогии с автомобилем, где на передние тормоза приходится семьдесят пять процентов тормозного усилия и только оставшиеся двадцать процентов на задние. Самое главное во время торможения избегать блокировки колёс. Заблокированные колёса лишают велосипедиста маневрировать во время торможения и приводят к нежелательным падениям.
Предисловие
Однажды я купил слишком бюджетный велосипед и с самого начала с ним стали постоянно возникать какие-то проблемы: то развалится сиденье, то слетит цепь, то лопнут спицы… После нескольких лет неравной борьбы я сдался и забросил его куда подальше. Конечно, в мире фитнеса есть не только велосипеды, можно было бы кататься на лыжах или просто бегать, но снега в последние годы мало, регулярно бегать утомительно, так что мне пришлось стать рядовым пешеходом.
Жизнь так и шла своим чередом, пока не случилось историческое событие — у нас построили велодорожку к парку Космонавтов. Народ стал понемногу кататься, и мне тоже не хотелось оставаться в стороне. Но, поскольку впечатления о борьбе с великом еще не изгладились из памяти, я приобрел лыжероллеры.
Вообще-то, классические лыжероллеры очень прикольная и полезная для здоровья штука, но надо учитывать, что по ровной местности на них особо не разгонишься, а вот на горке лыжник превращается в неуправляемую торпеду без тормозов. Скорость по равнине не очень высокая, 10-12 км/ч, и вас будут обгонять буквально все: дети, девушки, дачники, бодрые спортсмены… С этим нужно было срочно что-то делать и тогда я решил купить роликовые коньки и освоить фитнес спидскейтинг.
Дело оказалось непростым. Научить и подсказать было некому, в провинции не хватает хорошего асфальта, и в основном все катают на великах или самокатах, а до ближайшей роллер школы полста километров. Пришлось, как всегда, выискивать крупинки полезной информации в глубинах интернета и учиться на своих ошибках. Если двигаться вперед у меня еще как-то получалось, то с освоением торможения совершенно не складывалось. Отвага на горке закончилась здоровым синяком и ссадиной (хорошо, что я был в полной защите и упал сразу, не набирая скорость).
Интернет тем временем жил собственной жизнью. Симпатичные барышни с Ютуба непринужденно демонстрировали чудеса катания, а роллерские сайты пестрели броскими терминами “плуг”, “Т-стоп”, “штатник”. Любое из этих слов почему-то обладало магическим свойством вызывать бурные споры. Сторонники Т-стопа неутомимо дискутировали с поклонниками плуга и обе партии снисходительно пеняли робких штатников. Не будучи просветленным гуру, разобраться в этом полете творческой мысли и приложить ее на практике было решительно невозможно…
И вот здесь посреди хаоса возникла идея: “Если не знаешь, как этого добиться, то возможно надо понять, что и почему должно получиться?” Она и вдохновила меня написать заметку о физике торможения на роликах и о пользе, которую можно из них извлечь.
Использование штатного тормоза
Базовое торможение – это использование штатных средств, установленных на каждой паре коньков. Хотя этот метод предлагается как основной, он довольно сложен и требует умения держать равновесие, также понадобится хорошая координация.
При езде роллер выставляет немного вперед ногу с тормозом (правую, наример). При этом вес переносится на левую. За счет выпрямления правого колена носок приподнимается до тех пор, пока тормоз не начнет задевать асфальт. За счет силы трения сбрасывается скорость. Это приводит к остановке.
Новичкам не следует тут же убирать тормоз, поскольку для катания по городу он может оказаться необходимым: условия не всегда позволяют использовать какие-либо другие способы остановки. “Штатник” может сильно помешать только тем, кто занимается слаломом.
Правильная группировка при вынужденном падении
При катании на роликах центр тяжести находится в районе пояса, рядом с позвоночником. В случае возникновения опасности столкновения, самым безопасным способом его избежать может послужить падение на скорости. Первый вариант, который приходит в голову – это упасть на пятую точку и надеяться на лучшее. Однако в этом случае инерция поволочет роллера кувырком, не дав возможности толком сгруппироваться.
Со статьей читают
Как научить ребенка кататься на роликах
закрыть
открыть
x
Для правильного выполнения торможения падением, необходимо присесть и согнуться, после чего энергичным движением оттолкнуться назад. При этом сначала поверхности коснутся ягодицы, ноги зацепятся пятками за покрытие, колени при этом будут служить опорами, которые смягчат удар. Такие действия являются наиболее правильной группировкой, при падении. Эффективность торможения подобным способом значительно увеличивается, вероятность получения серьезной травмы – уменьшается.
Основная стойка
Основа основ — правильная стойка. Именно с нее начинается ваше обучение катанию на роликовых коньках.
— Поставьте ноги ровно на ширине бедер, не заваливая ролики внутрь или наружу, вес распределите равномерно на все четыре колеса.
— Немного согните ноги в голеностопных и коленных суставах таким образом, чтобы колени зрительно были над передним колесом конька.
— Плечи наклоните немного вперед таким образом, чтобы они были над передними колесами, при этом спина должна быть прямой, расслабленной и зафиксированной в таком положении.
— Руки вытяните перед собой и слегка согните в локтях, пальцы расправьте и ни в коем случае не прижимайте к защите.
— Смотрите вперед.
Основная стойка. Фото: Slenergy.ru
Упражнения для усвоения основной стойки
Для того чтобы запомнить основную стойку, сделайте несколько упражнений на траве или на другой нескользящей поверхности. Можете использовать конусы и импровизировать, при этом контролируя все детали правильной стойки на роликах.
— Примите основную стойку и походите маленькими шажками лицом вперед.
— Примите основную стойку, встаньте боком и переступайте через конусы.
— Примите основную стойку, встаньте боком и переступайте через конусы шагами крест-накрест.
Стойка. Фото: Slenergy.ru
Постепенное снижение скорости
Иногда возникает необходимость не в резком торможении, а в постепенном снижении скорости. В этом случае можно воспользоваться «плугом» или «змейкой». Это самые простые варианты того, как тормозить на роликах. Для начинающих они на долгое время становятся основными.
Торможение «плугом» (V-stop). Данный способ хорошо знаком лыжникам. Он довольно прост в исполнении, поэтому новички осваивают его одним из первых. Нужно широко расставить ноги, а носки направить друг на друга, как при косолапости. Однако не стоит позволять роликам съезжаться полностью, мышечное усилие должно препятствовать этому. Также нельзя сильно наклоняться, корпус необходимо держать прямо.
Для использования «змейки» (или слалома) требуется довольно много места как в ширину, так и в длину. Торможение осуществляется за счет многократных небольших поворотов: роллер выдвигает ведущий конек вперед, а вес тела переносит на опорный. Затем ноги меняются ролями. И так несколько раз. Чем круче и резче повороты, тем быстрее и эффективнее уменьшается скорость.
Снизить скорость можно следующим образом: один конек поставить перед другим и периодически сводить их так, чтобы заднее колесо первого ролика задевало переднее второго. Чирканье позволит эффективно и безопасно затормозить.