Маркировка шин велосипеда
А теперь немного о покрышках и значениях на них. По классической системе размеры наносятся в таком порядке: диаметр колеса в дюймах/ширина профиля покрышки.
По аналогии те же размеры наносятся на камеры: 20 – общий размер, 1.75 – высота покрышки в дюймах
По международной системе ISO эти же параметры набивают на резину в противоположном порядке – сначала высота профиля, затем посадочный диаметр обода. Значения указаны в миллиметрах. Для той же покрышки или камеры 20/1.75 в ИСО это будет выглядеть так: 44.4/406.
В таблице ниже приведены диапазоны профильных высот покрышек под посадочные диаметры обода:
Стандартная маркировка | Обод, мм |
20/1.5 – 2.125 | 406 |
24/1.5 – 2.125 | 507 |
26/1 – 2.35 | 559 |
27/1 – 1.75 | 622 |
28/1 – 175 | 622 |
29/1.75 – 2.35 | 622 |
На один посадочный размер можно подобрать приведенные покрышки. Однако лучше учитывать рекомендации производителя велосипеда в паспорте и придерживаться рекомендуемых параметров. Слишком узкие шины чаще прокалываются, а слишком высокие усиливают сопротивление движению и могут повреждаться по бокам. Каждому ободу – свои покрышки. Оптимальное соответствие шин размерам колес позволит катать дольше, без проколов и повреждений.
Особенности размеров велосипедных колес
Отчего зависит размер колеса? В первую очередь это модель велосипеда, затем его конкретное назначение и возрастная граница водителя велосипеда.
Что касается детей или подростков то они чаще всего ездят на велосипедах с размерами от двадцати дюймов до двадцати четырех. Если перевести в систему ISO, то показатель составит от 500 до 600 мм приблизительно.
Колеса с размерами от двадцати шести до двадцати девяти дюймов подходят для использования взрослым населением. Максимальный показатель составит 736 миллиметров.
Фото 1. Какие диаметры колеса может использовать взрослый человек.
Для начала классификации зависимостей возраста, роста и диаметра обода разберем самые востребованные на велосипедном рынке модели.
- Детский велосипед соответствует диаметру колеса в двадцать дюймов с шириной обода в системе ISO четыреста шесть миллиметров.
- Что касается подросткового велосипеда, то ширина колеса будет двадцать четыре дюйма или пятьсот семь миллиметров.
- Горный или прогулочный вариант подразумевает наличие двадцати шести дюймов и пятьсот пятидесяти девяти миллиметров.
- У шоссейного велобайка двадцать семь дюймов и шестьсот двадцать два миллиметра.
- Чуть больше на полдюйма чисто горный велосипед.
- Двадцать восемь дюймов имеет дорожный велосипед и соответственно шестьсот двадцать два миллиметра.
- Найнер – характеризуется двадцатью девятью дюймами.
Велосипедные колеса от двадцати семи до двадцати девяти дюймов имеют одинаковые показатели обода в миллиметрах. Отличие заключается в ширине самой покрышки. Разность размера влияет на скорость разгона и дальность езды при начальной скорости.
Теперь акцентируем внимание на выборе велосипеда для ребенка или подростка. Критерием для ребенка станет подбор диаметра колеса, при котором опущенная конечность ребенка будет свободно доставать до земли
Ниже приведена таблица зависимости возраста, роста и диаметра колеса у детей. Но дети в своем развитии очень разные, поэтому такая таблица может расцениваться как примерная.
Стоит обратить внимание на вышеперечисленные модели байков. Ребенок растет и ему нужен не просто больший размер колеса, а функционально другой велосипед
Грамотно подобранный аппарат позволит комфортно осуществлять прогулки, физически правильно развиваться и развивать удовольствие от спорта.
В наведенной таблице в первом столбце отмечены размеры колеса в дюймах относительно диаметра, во втором предполагаемая верхняя граница роста ребенка и в заключительном столбике – соответствующий возраст.
Фото 2. Таблица детских показателей размеров колес.
Не нужно забывать, что дети ездят гораздо менее осторожно, чем взрослые, поэтому колеса выходят из строя скорее. Для э того нужно знать диаметр колес своего ребенка, чтоб была возможность замены в любой момент
На основании представленной таблицы можно сделать заключение о следующих размерах:
- колесо с диаметром в двенадцать дюймов соответствует возрасту трехлетнего ребенка;
- колесо с диаметром в четырнадцать дюймов соответствует возрасту примерно четырехлетнего ребенка;
- колесо с диаметром в пятнадцать дюймов соответствует возрасту пятилетнего ребенка;
- колесо с диаметром в шестнадцать дюймов соответствует возрасту шестилетнего ребенка;
- колесо с диаметром в восемнадцать дюймов соответствует возрасту семилетнего ребенка;
- колесо с диаметром в двадцать дюймов соответствует возрасту восьмилетнего ребенка;
- колесо с диаметром в двадцать четыре дюйма соответствует возрасту превышающему восемь лет.
Конечно, повторим, все зависит от индивидуальных антропометрических данных ребенка.
Что касается взрослого человека, то он может передвигаться на байке с колесами от двадцати четырех до двадцати девяти дюймов. Граничный критерий предполагает использование найнера, при росте, превышающем один метр восемьдесят сантиметров.
Но взрослый всегда, кроме колеса должен использовать в качестве критерия комфортности еще и параметры рамы велосипеда.
Выбор размера рамы велосипеда по росту
Использование роста в качестве ориентира при подборе велосипеда – один из самых простых способов получить представление о нужном размере рамы. Но это не значит, что велосипед будет подходить идеально. Скорее, это просто хороший способ определить, какая рама для вас слишком короткая, а какая – длинная. Не забывайте, что длина рук и ног тоже играет определённую роль.
Поэтому точнее будет рассматривать и рост, и длину ног по внутренней стороне. Длина ног измеряется так:
- без обуви, в нижнем белье встаньте спиной к стене, не сгибая ног в коленях;
- сделайте отметку на стене там, где паховая область переходит в ноги;
- воспользуйтесь сантиметровой лентой или рулеткой и измерьте расстояние от земли до отметки.
Теперь у вас есть дополнительный параметр, чтобы подобрать размер рамы более индивидуально. При необходимости преобразуйте полученную цифру в дюймы, разделив длину в сантиметрах на 2,54.
Остаётся перевести внутреннюю длину ног в размер рамы по общепринятой формуле. Коэффициент её для каждой из категорий велосипедов будет свой.
- городские велосипеды: внутренняя длина ног (см) * 0,68
- шоссейные велосипеды: внутренняя длина ног (см) * 0,7
- горные велосипеды: внутренняя длина ног (см) * 0,58
Например, если вы ищете шоссейный велосипед подходящего размера, а длина вашей ноги по внутренней стороне равна 70 см, правильный размер рамы будет 70 x 0,7 = 49 см (S).
Сравнение колёс по размерам
Размер колеса — важная составляющая велосипеда, на которую необходимо обращать внимание. От правильного подобранного диаметра зависит многое, комфорт при езде, скорость передвижения, удобство и ряд других показателей
Рассмотрим существующие размеры колёс.
20 дюймовые колёса
Этот вид колёс отлично подходит для детских велосипедов, и являются классикой. Кроме этого, некоторые модели бренда BMХ дополняются подобными колёсами.
Подобные модели имеет большую манёвренность, поэтому часто используются для выполнения трюков.
Такие велосипеды немного нестандартные, они имеют видоизменённую раму и большую рулевую трубку, что вызывает ряд неудобств в управлении.
Они распространены как среди детей, так и среди взрослых. Чаще всего их называют самокатами.
24 дюймовые колёса
Количество моделей, оснащенных такими колёсами, невелико. Их владелицами являются пару моделей BMX и небольшие горные велосипеды.
Использование этого диаметра делает модель очень удобной и лёгкой в манёвренности, благодаря чему, большинство производителей начинают внедрять такой диаметр в свои новые модели.
Возможно, со временем они станут первыми в ТОПе списка, но пока это не так.
26 дюймовые колёса
26 дюймовые колёса являются самыми популярными среди всех существующих размеров. Ранее они имели название «воздушная шина» или «крейсер».
В случае если в будущем, вы планируете брать с собой велосипед в заграничные поездки, то настоятельно рекомендуем обратить внимание на этот диаметр колеса. Если хотите тяжёлые туристические и тандемные велосипеды, то помните, они должны иметь крепкие колёса, так как условия передвижения и распределение нагрузки на них значительно отличаются от стандартов
Если хотите тяжёлые туристические и тандемные велосипеды, то помните, они должны иметь крепкие колёса, так как условия передвижения и распределение нагрузки на них значительно отличаются от стандартов.
27,5 дюймовые колёса
Данный размер колеса был популярен в Европе до 1960 года. По мере развития технологий они устарели и отошли на второй план.
Посадочное место его бортов равно 584 мм. Так случилось, что сегодня они вновь набирают популярностью.
Причиной этого является то, что толстые и большие шины нуждаются в меньшем диаметре обода. Называть их чем-то новым, это всего маркетинговый ход. На самом деле, всё новое, это хорошо забытое старое.
29 дюймовые колёса
На короткое время размер колеса 700c стал стандартным размером для велосипедов горного типа.
В этот период было трудно, если не невозможно, продать горный велосипед с чем-либо, кроме 29-дюймовых колёс. Но, поскольку потребители обнаружили, что большие колёса имеют много недостатков (например, опасное отсутствие зазора между пальцами ног для одного), индустрия поняла, что колёса 700c на самом деле слишком велики почти для всех, кроме самых высоких внедорожников. Поэтому они решили, что им следует перейти на колёса меньшего размера.
Скорость, ускорение, маневренность и проходимость
При испытании различных велосипедов было замечено, что ускорение у велосипедов с небольшим диаметром колес проходит намного проще, они быстрее съезжают с места и легче едут в горку. Подъем, который дается с трудом на велосипеде с переключателями скоростей с 26” колесом, можно намного легче покорить на небольшом односкоростном велосипеде с 20” колесами. При тех же параметрах велосипедов на равнине велосипед с небольшими колесами существенно отстает от большеколесного: если на маленьком можно развить максимум 35 км/ч, то на большом можно легко достичь 60 км/ч. Поэтому идеальный размер колес велосипеда нужно выбирать от предполагаемых маршрутов. Можно легко увидеть прямую зависимость ускорения и максимальной скорости от диаметра колес: чем меньше размер колеса, тем больше ускорение и меньше максимальная скорость. В таблице представлены результаты тестов, показывающие, как связаны ускорение, скорость и размеры колес. Таблица показывает, что для поездок на большие расстояния по трассам нужно брать велосипед с 26” колесами, по городским улицам с частыми разгонами и торможениями – идеально с 20” колесами. А 24” получается золотой серединой.
Скорость | Ускорение | ||
км/ч | Максимум | Среднее | Низкое |
30-35 | 20 | ||
35-45 | 24 | ||
45-60 | 26 |
Проходимость | Управляемость | ||
Отличная | Хорошая | Слабая | |
Низкая | 20 | ||
Хорошая | 24 | ||
Очень хорошая | 26 |
Велосипед с небольшими колесами легче управляется. Поэтому трюковые велосипеды конфигурируются 20” колесами, так как при меньшем диаметре колес его проще повернуть, что увеличивает маневренность. Чем больше колесо, тем более сложно на велосипеде маневрировать, особенно на небольшом пространстве.
Чем больше размер колеса, тем выше проходимость велосипеда. На песке или щебенке с 20” колесами сложно проехать и пару метров, а на 24”, не говоря уже о 26”, это делается намного проще. Так же дело обстоит и с грязью. Оптимальные показатели для 20” колес – хороший и ровный асфальт. Чем больше размер колеса, тем проще он преодолевает все неровности, кочки и выбоины в асфальте.
Если дорога в основном грязная, а маршруты длинные – оптимален размер колеса 26”. Если дорога представляет собой извилистые укатаные тропки и расстояния небольшие, то оптимальное колесо будет 20”. А 24” является золотой серединой по скорости и управляемости.
Для тех, кто живет в гористых и холмистых местностях, есть свои особенности при выборе диаметра колес. Чем больше колесо, тем сложнее подниматься в гору – приходится его раскручивать и бороться с подъемом одновременно. Особенно заметно количество усилий на небольших, но затяжных подъемах. На 26” колесах потратится больше сил, чем на 20”. Если предстоит неровный ландшафт – выбирайте велосипед с небольшими колесами.
При выборе велосипеда оказывает влияние и рост человека. Высокие люди на небольшом велосипеде с 20” колесами смотрятся смешно. Поэтому им приходится выбирать 26” или вообще 29” колеса. Или создавать конфигурацию велосипеда самому, такие возможности сейчас тоже есть, особенно если планируются длинные маршруты.
Подъем в гору | ||
Легко | Средне | Тяжело |
20 | 24 | 26 |
В итоге лучше всего выбрать размер колес велосипеда 24” – это золотая середина по всем параметрам.
Методы измерения диаметра колес
Сама суть измерения сводится к получению числовых данных – сантиметров, миллиметров или дюймов. Можно сделать несколькими методами:
- замерить радиус;
- по ISO;
- через длину окружности.
Самый простой – это первый способ. Берем сантиметр или рулетку и вертикально ставим велосипед так, чтобы он не упал. Приложить линейку нулем строго к оси втулки и провести до края покрышки. Это будет радиус колеса в сантиметрах. Далее умножаем на два – получаем диаметр. Чтобы получить миллиметры, нужно умножить на 10, а дюймы – на 2,54.
По ISO будем замерять диаметр и обода и высоту профиля покрышки. Этот способ может понадобиться, если необходимо поставить шину другого профиля – под один и тот же посадочный диаметр обода можно подобрать несколько видов шин.
Измерить необходимо расстояние только от центра втулки до внешнего края обода. Зная радиус, умножаем его на 200 – получаем диаметр в миллиметрах. И по нему подбираем другую покрышку.
Третий метод показывает, как определить диаметр через длину окружности. Для этих целей понадобятся трос и рулетка. Тросом обматываем шину, на стыке с началом троса делаем метку. Распрямляем и при помощи линейки измеряем расстояние от начала троса до метки. Это будет длина окружности.
- Нанести скобообразную метку из краски на покрышку.
- Поставить колесо так, чтобы метка была в крайнем нижнем положении.
- Прокатить на один оборот.
- Внизу краска сотрется с шины, а по бокам останется, можно понять, что прокатили колесо строго наоборот.
- Измерить длину прокрашенной линии.
Не стоит пугаться, что для больших колес это значение будет превышать 200 см. Для начала разделим его на 3.14 – получаем диаметр в сантиметрах. И затем делим на 2.54, чтобы перевести в дюймы. Собственно, так просто узнать, какого размера колеса велосипеда.
При замерах линейкой получатся, скорее всего, дробные значения, например, 28.23 дюйма. Округляем до целых значений с учетом существующих диаметров.
На что обратить внимание при выборе
Размер велосипеда определяется по его раме. Можно поменять седло, отрегулировать его высоту, можно менять положение руля и длину выноса, но рама велосипеда – единственный элемент, который не подлежит коррекции. И поэтому её размер имеет большое значение.
Обратите внимание, что рекомендуемый размер рамы велосипеда будет зависеть от выбранного типа велосипеда. Частично это связано с тем, как спроектированы рамы у разных видов, но в основном из-за различных требований и приоритетов в каждой дисциплине
Ещё на выбор будет влиять стиль катания: агрессивный гоночный заезд, комфортная городская велопрогулка или длительное путешествие на велосипеде. Если верхняя труба рамы будет слишком длинной, вам придётся тянуться к рулю, а ваше положение при езде, вероятно, станет более аэродинамичным. Это может быть неудобно во время длинных заездов, для которых лучше выбирать более короткую раму.
4 способа найти диаметр колеса велосипеда
Отредактировано: 15.07.2018
Время от времени возникает вопрос: «Какой у велосипеда диаметр колес?»
Чаще всего он всплывает в случае, если пробилась покрышка или нужна новая резина на колесо старого велосипеда. И на вопрос продавца «Какое колесо у Вашего велосипеда?» в голову приходит только один ответ: «круглое».
Прежде всего, нужно определиться с понятием диаметр колеса.
Для большинства обычных людей это диаметр колеса по внешней (наружной) границе покрышки.
Но есть еще понятие посадочный размер обода – это диаметр самого обода или покрышки по внутренней границе.
Поэтому, было бы неплохо сначала разобраться в принятых в мире системах маркировки покрышек, чтобы разговаривать с продавцом веломагазина на одном языке. Об этом можно почитать в статье «Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость» на нашем сайте.
Для краткости приведем здесь рисунок с пояснениями, что измеряется в каждой системе маркировки
Поэтому важно понимать, что мы меряем и что хотим найти
Итак, методы определения диаметра колеса велосипеда в дюймах и миллиметрах:
Самый простой и надежный. На старой покрышке, установленной на велосипеде, должен быть написан ее диаметр в дюймах или миллиметрах.
При подборе новой резины, ориентируйтесь на него. В случае отсутствия шины с точно такой же маркировкой, посмотрите на таблицу взаимозаменяемости и подберите нужный размер в другой маркировке.
Если новая шина нужна чуть шире или уже – сверьтесь с таблицей ширины покрышки и обода.
Если сомневаетесь – поговорите с продавцом. Он подскажет, подойдет ли она для Вас как с точки зрения размеров, так и с точки зрения протектора, стиля езды и по каким дорогам хотите кататься.
Посмотрите, не написан ли размер обода на нем самом. Иногда производители пишут размер в системе ETRTO в мм: посадочный диаметр и ширину. В зависимости от этого подбирается размер покрышки. Какие размеры в дюймах подходят для вашего размера обода в мм можно посмотреть в этой таблице.
Если на ободе и, самое главное, покрышке ничего не написано, то придется вычислять его диаметр «вручную».Это можно сделать через измерение радиуса и умножить его на два.
Для младших школьников, читающих эту статью, напоминаю, что один диаметр состоит из двух радиусов.
Только мерить нужно строго от центра втулки, а не от её краев. Измеряя, велосипед должен стоять вертикально, а рулетку, прикладывая один конец к земле держать то же строго вертикально, а не вдоль спиц колеса. Только такой замер даст правильное значение.
Таким же образом можно сразу измерить и сам диаметр колеса. Главное точно определить его верхний срез. Для этого можно взять уровень и приложить его к верху покрышки, и, держа его строго горизонтально, определить по рулетке нужный размер.
После этого переводим его из мм в дюймы. Для этого делим его на 25,4 (1 дюйм = 25,4 мм) и вычисляем размер в дюймах. Результат можно округлить до стандартных дюймовых размеров колес.
Например, если в результате измерений получается 720 мм, делим на 25,4 и получаем 28,346 дюйма
Значит, скорее всего, реальный размер колеса, с учетом точности вычислений, 28”.
В принципе, точно так же можно измерить и диаметр обода.
Только обратите внимание на разницу между тем, что измеряется рулеткой снаружи и посадочным размером обода.
Для тех, кто не ищет в жизни легких путей, можно рассчитать диаметр колеса через его длину окружности. Как вычислить длину окружности велоколеса, описано на нашем сайте в отдельной статье (Второй способ).
А зная её, легко вычислить диаметр
Для этого длину окружности в миллиметрах нужно разделить на число «Пи» (3,14). Получив диаметр в мм, разделите его на 25,4 и получите диаметр в дюймах. Аналогично предыдущему пункту результат придется округлить до ближайшего целого числа в дюймах. Чем точнее все измерения, тем точнее результат и меньше округления.
Что еще можно почитать о велосипедных колесах и ободах:
- Велосипедные обода
- Как измерить ширину обода велосипедного колеса
- Как определить длину окружности колеса
- Ободная лента (флиппер) – что это такое и для чего нужна
Размеры велосипедных колес 1
Велосипедное колесо – это часть конструкции велосипеда, которая состоит из камеры, спиц, втулки, обода и покрышки.
Колесо должно иметь четкую балансировку и отвечать по размерам определенным стандартам
Для начала стоит обратить внимание, что диаметр велосипедного колеса зависит напрямую от толщины шины велосипеда и диаметра обода. Чаще всего размер колеса указывают в английских дюймах, потому что размеры покрышки, обода и камеры должны соответствовать международным стандартам.
На сегодняшний можно выделить 6 наиболее распространенных размеров велосипедных колес, которые также напрямую указывают на радиус велосипедного колеса:
- 20-ти дюймовые колеса (обод в диаметре составляет 406 мм) – устанавливаются на детские и раскладные велики, а также на модели BMX;
- 24-х дюймовые колеса (507 мм обод в диаметре) – для велосипедов экстремального спорта и подростковых моделей;
- 26-ти дюймовые колеса (559 мм для обода в диаметре) – это самый распространенный размер велосипедных колес. Ими оснащают городские, прогулочные модели, а также горные велосипеды;
- 27-ми дюймовые колеса (обод в диаметре – 622 мм) – предназначены для шоссейных велосипедов;
- 28-ми дюймовые колеса (диаметр обода также составляет 622 мм) – для дорожных и гибридных велосипедов. Такими колесами оснащены многие советские модели;
- 29-ти дюймовые колеса (обод в диаметре также 622 мм) – сравнительно недавний стандарт определения размеров колес горных велосипедов. Популярность именно такой модели только начинает набирать обороты.
Можно обратить внимание, что размеры велосипедных колес трех последних типов имеют одинаковый диаметр обода, разница заключается лишь в толщине шин. Соответственно, стандартный и наиболее распространенный радиус велосипедного колеса равен 311 мм. Для того, чтобы определить длину окружности велосипедного колеса, необходимо самостоятельно провести небольшое тестовое испытание на своем велосипеде
Нужно сесть на велик и проехать небольшое расстояние, при этом постараться точно зафиксировать момент касания поверхности определенной точкой колеса. Затем можно просто измерить расстояние от первой такой точки до второй и в соответствии с полученным результатом определить длину окружности колеса
Для того, чтобы определить длину окружности велосипедного колеса, необходимо самостоятельно провести небольшое тестовое испытание на своем велосипеде. Нужно сесть на велик и проехать небольшое расстояние, при этом постараться точно зафиксировать момент касания поверхности определенной точкой колеса. Затем можно просто измерить расстояние от первой такой точки до второй и в соответствии с полученным результатом определить длину окружности колеса.
Все данные манипуляции необходимы для правильного выбора покрышек нужного размера. Руководствуясь вышеприведенными простыми данными и советами, вы станете лучше понимать свой велосипед, сможете соответственно оборудовать его.
Классификация и размеры колес велосипеда
Не будем затрагивать диаметры колес, которые устанавливают на детских велосипедах, а сразу перейдем к самым распространенным вариантам у так называемых «взрослых» велосипедов.
Существует несколько диаметров колес, каждый из которых «заточен» под определенную дисциплину, стиль езды, требования и предпочтения велосипедистов. Как правило, речь идет велосипедах с диаметром колес начиная от 20, 24, 26, 27, 27.5, 28, 29 и заканчивая новыми 36 дюймовыми «монстрами».
Диаметр 20 дюймов. Фанаты BMX с любовью называют этот вид колес «двадцатка», так как велосипеды с такими колесами очень трудно повредить, и предназначены они для выполнения трюков.
Минус такого диаметра, конечно же, скорость, которая не позволяет становиться в колонну с велосипедистами, предпочитающими дальние дистанции.
Диаметр 24 дюйма. Об этих колесах лучше всего расскажут наши родители, и даже родители их родителей, так как устанавливали их на советские велосипеды марки «Аист», «Салют» и прочие.
Но некоторые из фрирайдеров облюбовали этот диаметр из прошлого и активно применяют его на велосипедах, предназначенных для скоростных спусков по бездорожью.
Диаметр 26. Колеса с 26-м диаметром считаются самыми распространенными. Их особенность — универсальность, позволяющая добиться удивительной надежности и при этом возможности катать как по трассам, так и по грунтовым дорогам и бездорожью. Этот диаметр очень часто устанавливают на горные велосипеды.
Диаметр 27. Стандартный диаметр колес у «шоссейника», который был одним из самых распространенных во время проведения велогонок Тур де Франс.
Диаметр 27,5. Новый, специализированный диаметр колес, появившийся в 2012 году и устанавливаемый на горные велосипеды.
Диаметр 28. 28-е колеса – это стандартный вариант для оснащения так называемых гибридов, на которых можно с одинаковым комфортом гонять по городу, выезжать на трассу или осуществлять поездки по внедорожным территориям.
Диаметр 29. Один из самых популярных вариантов колес начиная с 2016 года, которые устанавливали на новые велосипеды под названием «найнеры». Найнер – это настоящий универсал, позволяющий с одинаковым комфортом развивать приличную скорость на трассе и без снижения скоростных показателей преодолевать бездорожье.
Диаметр 36. Неизвестно, насколько «приживется» этот радиус колеса велосипеда, но попытки внедрить столь внушительный диаметр уже ведутся. Конечно же, больше диаметр – лучше накат, но что делать с увеличившейся «парусностью»? Время покажет.