Игра Го. Правила и инвентарь. Особенности и история

Ребенок, играющий в го, вырастет интеллектуалом

По мнению специалистов, го действительно оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей – в процессе игры у них лучше выявляются врожденные способности, объемное видение, интуиция, умение концентрироваться, анализировать создавшуюся на доске ситуацию и мысленно моделировать возможные варианты ее дальнейшего развития. Все вышеупомянутые умения и навыки ребенок переносит на повседневную жизнь. По мнению ученых, наиболее целесообразно учить играть в го детей 4-5 лет – именно в этом возрасте процессы мышления отличаются наибольшей гибкостью, следовательно, возможность положительного воздействия на них оптимальна.

Компьютерные программы для игры в гомоку

Существует много компьютерных и мобильных приложений для игры «пять в ряд». Некоторые программы предлагают разные режимы:

  • с искусственным интеллектом;
  • с реальным человеком (онлайн игра).

Каждый апрель на протяжении уже 21 года проводится конкурс Gomocup на лучшую программу с искусственным интеллектом для игры в гомоку. В соревновании принимают участие более 50 человек. Последние три года первое место конкурса присуждается программам от Миры Фонтан из Чехии:

  • Embryo 19.F (2019);
  • Embryo 19.F (2020);
  • Embryo21 (2021).

Лидирующие места в рейтинге Гомокап постоянно занимают такие программы, как:

  • Renjusolver;
  • Goro;
  • Tito;
  • Slowrenju;
  • Hewer.

Постскриптум

Скорость полёта мяча для настольного тенниса достигает 150 км/ч, траектория полета непредсказуема. Расстояние между игроками менее трех метров. Представьте – какой реакцией должен обладать игрок.

Профессиональные спортсмены наносят до 3 ударов в секунду! Чтобы играть, необходимы высокая координация и способность принимать моментальные решения.

Тренировка вестибулярного аппарата и полезная нагрузка на сердце – повышают выносливость. Постоянная работа кистью – развивает мелкую и крупную моторику. За один матч, игрок несколько тысяч раз меняет положение руки, держащей ракетку.

Кроме того, настольный теннис считают одним из лучших упражнений для улучшения зрения. Игрок постоянно следит за мячиком, который находится то близко, то далеко. Офтальмологи рекомендуют игру при близорукости, дальнозоркости, а также, после операций на глазах.

Какую опасность таит игра Го

Теоретические занятия по
основам игры проводили уже знакомые намАлексей Чадаев иВиктор Бахметьев. А
также Александр Динерштейн, 7-кратный чемпион Европы, Мария Марьясова,
управляющий партнер Академии, владелица федеральной сеть школ Го «Юный
Император».Главным помощником для всех новичков стал Мастерспорта по игре Го
Игорь Бурнаевский, 6 дан, человек-олицетворение самой игры Го (гибкости и
строгости), который щедро делился знаниями на практических уроках, помогал
анализировать каждую сыгранную партию, с эмпатией относился даже к самым
нерадивым ученикам, но заставлял тренировать мозг, ведь именно за этим они и
пришли.

«Будьте
осторожны,–напутствовал выпускников Чадаев, –у игры Го есть оборотная сторона: научившись
удерживать понимание ситуации и просчитывать на 10-20 ходов вперед,мыслить  аналогиями и абстракциями, начинаешь ощущать
себя великим стратегом, чувствуешь, что ты в этой жизни достоин большего,и порой
самооценка может прийтив противоречие с реальностью». Впрочем, есть те, кто не
только чувствует себя великим, но и творит: Анна Вишнякова, ученица Алексея,
освоив игру, почувствовала силу и мощь,переехала из провинции в Москву и всего
за год (!) выстроила федеральную компанию груминга Zooprofi без связей и
стартового капитала, используя только базовые знания Го.

Распространение игры в мире

В Китае игра в го приравнивалось к живописи и каллиграфии. Она была престижна и широко востребована. Появлялось множество книг, описывающих теорию игры. Некоторые книги, как например «Гуаньцзы Пу», написанная Го Байлином, описывала около полутора тысяч задач, не утратила своей актуальности и сегодня.

В 7 веке игра Го попала в Японию, где быстро завоевала широкую популярность среди местного населения. Однако, совсем скоро была запрещена законом. Ее причисляли к вредным занятиям, таким как употребление алкоголя и азартным играм. Только в 701 году император Японии издал указ, по которому го перестали считать азартной игрой. Правительство Японии в 17 веке начинает поддерживать развитие го, открывает школы игры. В последующие 250 лет наблюдался сильнейший рост популярности го в Японии.

В отличии от Японии, где игра получила статус вида спорта и поддержку от государства, в Китае она так и осталась лишь приятным времяпровождением интеллектуалов того времени. Но ситуация изменилась после 1949 года, когда с приходом к власти коммунистов, государство начало поддерживать развитие го. Турниры стали проводить регулярно, появилась национальная команда. С 1980-х годов китайские игроки начинают регулярно выигрывать соревнования международного уровня. В настоящее время в Китае насчитывается несколько сотен профессиональных игроков.

В 19 веке го попадает в Западную Европу и Америку. Игра получает широкое распространение на территории Великобритании, Германии, Австрии и Голландии. В 1957 г. проходит первый европейский чемпионат. После этого такие турниры стали ежегодными.
В 1982 г. появилась Международная федерация. Лучшими игроками в го считаются представители Кореи, Японии и Китая.

Распространение игры в России

В России го появилось примерно тогда же, когда было завезено представителями Японии в страны западной Европы. Но наибольшее распространение игра получила в 1960-е годы, когда в среде математиков МГУ и ВЦ АН СССР появляется группа людей, увлекшихся игрой. Профессора МГУ М.М. Постникова по праву считают родоначальником го в нашей стране. Под его руководством появилось множество талантливых игроков, превзошедших в мастерстве даже своего учителя.
В 1965 г. почитатель игры Ю.П. Филатов открывает секцию го, организует первый турнир. Именно этот год считается началом роста популярности го в СССР.
В следующее десятилетие популярность игры только увеличивалась. В 1975 г. в журнале «Наука и жизнь» были опубликованы несколько материалов об игре, объявлен конкурс на решение задач. Это подогрело массовый интерес к го по всей стране. В 1977 г. в СССР прошел первый чемпионат.
В 1989 г. создана федерация, один из лучших игроков в го В. Асташкин стал ее президентом. В 1990 г. прошел чемпионат России. Сейчас в стране регулярно проводятся соревнования и чемпионаты по этой игре.

Стратегия и психология

Партия в Го — площадка, на которой ярко проявляются характер и поведенческие модели соперников. В процессе можно лучше узнать себя и коллег. Однажды в одной команде играли руководитель продуктовых маркетологов Вера и сооснователь Игорь Винидиктов. 

Они оба очень предусмотрительные, поэтому действовали осторожно и в итоге заняли надежную, но слишком маленькую позицию на поле

Мы поняли, что и в Го, и в реальной жизни, чтобы получить гармоничную команду, ребят важно «уравновешивать» кем-то решительным

По сути, Го работает не хуже сеанса с коучем или психологом. Проработка ходов с учителем помогает заметить, как сильно на выбор влияют личные особенности. Так можно отследить в своих действиях неожиданные закономерности — проявление поведенческих паттернов. 

Правила и система подсчета очков игры в го стандартизированы

В целом наборы правил действительно очень похожи, различия состоят лишь в трактовках, формулировках или степени детальности изложения. Однако в некоторых случаях отличия довольно существенны. Например, японские правила го, применяемые в Японии, Корее, США и Европе, а также используемые в большинстве соревнований, отличаются чрезмерной сложностью и недостаточной четкостью определения некоторых моментов игры. Китайские, применяемые в Китае, Гонконге, Сингапуре и Тайвани, считаются самыми древними и ведут подсчет очков не по территории и пленным камням, как японские, а по территории и “живым” камням. Новозеландские правила, правила Инга (созданные тайваньским миллионером Ин Чанци, основателем фонда Инга), отличающиеся подсчетом очков по территории и количеству камней в чашах противников с учетом снятых с доски камней, а также правила Тромпа-Тейлора, применяющиеся для компьютерного го и правила AGA (Американской ассоциации го), разрешающие игрокам выбирать способ подсчета очков, во многом близки к китайским. Разительнее всего отличается от традиционных правил игры тибетский вариант, использующийся чрезвычайно редко.

Правила игры (кратко)

Суть игры – не дать мячу упасть на пол и не допускать два отскока мяча от стола.

Игрок должен дождаться отскока мяча на своей половине стола и одним ударом ракетки отправить мяч на половину соперника. Если мяч ударился о стол два раза или игрок отразил мяч, не дождавшись отскока, то мяч считают проигранным.

Матч. Игра состоит из нескольких партий, от 3 до 7. Количество партий зависит от уровня соревнований. На Олимпийских играх один матч включает в себя семь партий (таймов).

Игру заканчивают, когда победа одного из игроков становится очевидной. Если матч состоит из трех таймов, то при счете 2-0 продолжать игру бессмысленно.

Счет. Каждая партия продолжается до 11 очков. В случае равного счёта 10:10 играют до тех пор, пока отрыв не составит два очка. Но данное правило не всегда является обязательным.

Правила настольного тенниса разрешают закончить партию со счетом 11:10, если это оговорено регламентом соревнований.

Подачи. Каждый игрок подает 2 подачи подряд. Затем подачи переходят сопернику. Первого подающего определяют жребием.

Если при подаче мяч зацепил сетку и ударился на стороне соперника, то проводят «переподачу». Количество переподач правила не ограничивают.

Если мяч при подаче задел сетку и упал на пол, не коснувшись стола противника, то такую подачу считают проигранной. Одно очко зарабатывает соперник.

Во время подачи мячик должен сначала удариться по половине стола подающего, затем на стороне противника. Во время игры, после отскока, мяч сразу отправляют на сторону противника.

Запреты. Правила настольного тенниса запрещают закрывать мяч рукой или ракеткой. Перед подачей необходимо держать мяч на открытой ладони. Так же игрокам запрещено касаться кистью свободной руки или другими частями тела поверхности стола.

Особая культура мышления помогает выиграть любое сражение

По случаю открытия Академии Президент
Западно-Российской Организации Киокушинкай Каратэи Академии Го Шихан Виктор
Белов, 5 дан (столь высокое звание в России имеют единицы, и Президент РФ в том
числе), вышел на татами, чтобы продемонстрировать применение Го в поединке
карате. Философия Го во многом перекликается с философией Карате

Например, за
игрой можно легко научиться жертвовать малым ради победы и тренировать
внимание. Ведь чем больше групп камней на доске, тем больше они требуют
внимания и тем больше фронтов у тебя в поле зрения

«Го и карате? Что общего?»,
– спросили мы у Белова. «Тренировка и опыт. Мозг, а вернее силу воли, как и
мышцы можно и нужно тренировать. Ведь почему каратист побеждает дворового
хулигана? Он не всегда сильнее физически, опытнее, быстрее или моложе

Но у
негоесть одно важное преимущество: он много и долго нарабатывал последовательность
ударов,и теперь эта «связка»работает на автомате, на психосоматическом
уровне.Тоже самое происходит и во время игры Го: нарабатываются алгоритмы
управленческих решений или действий. И в кризисный момент:во времямаркетинговой
илиполитическойкампании –человек действует из известных ему шаблонов

Кстати, спорткак нагрузкуВиктор
Белов, чье имя дважды занесено в книгу рекордов Гиннесса, считает абсолютно бессмысленным:
«Другое дело – карате, в нем есть смысл и цель, как и любое боевое искусство
оно направлено напреодоление боли, усталости и страха. Что касается Го – то оно
про прокачку силы воли и про принятие правильных решений.

Игра Го показывает, под
каким углом мы смотрим на ту или иную ситуацию, проблему или задачу в жизни.
Стратегия игры абсолютно отражает ход мыслей, слабые и сильные стороны каждого
игрока.Лично мне Игра помогла понять, в какую сторону двигаться: раньше я
вкладывал средства в бизнес ради бизнеса, но не ради души.И терпел фиаско. Пока
стратегия не помогла мне найти свой Путь: сегодня Доджо – не просто школа
болевых искусств, аМногофункциональный Центр российско-японских культурных
связей и спортивных инициатив. Здесьпредставлено все: от каллиграфии, языка,
музыки, оригами до спорта и кинезотерапии. Аего филиал в Подмосковье – единственный
в мире европейский «Шаолинь»».

С точки зрения биохимии это
про созданиебольшого количества нейронных связей, которое в свою очередь влияет
на умение принимать решение, скорость мышления. А главное – как уже говорилось
– это тренировка силы духа, которая развивает оба полушария одновременно: гибкость
(управление постоянно меняющимся процессом)итвёрдость (следованиеправилам и
шаблонам).

Не удивительно, что
ученикиБелова – представители абсолютно разных профессий:командиры подводных
лодок, IT-директора,
поэты, летчики, врачи, художники, бизнесмены – сегодня вслед за своим Учителем,
развернули свой взгляд к интеллектуальной игре Го, понимая, что карате помогает
выиграть поединок, аособая культура мышления – любое сражение.

На вопрос: «Какие стратагемы
из 36 вы посоветуете российским предпринимателям взять на вооружение в первую
очередь?»,академики ответили:«Отдай малое, чтобы забрать большее. Если хочешь
что-нибудь поймать, сначала отпусти. Ударь палкой по траве, чтобы узнать, куда
поползет змея. Именно этих качеств не хватает нашему бизнесмену, который
частодействует на авось, не может вовремяостановиться и не любит ждать. Таков
уж у нас менталитет».

«Откусить нос» конкуренту, или Зачем играть, если можно прочитать?

А теперь о самом главном! Почему
это– форма бесконтактного боевого искусства?

На самом деле мы играем с
миром, социумом, действительностью. Просто в данный момент нам помогает увидеть
свои силу и слабость наш партнер по игре. Игра показывает намустановки, которые
мы удерживаем в подсознательной памяти на принципиальные аспекты жизни.А
управление имеет как раз дело с кризисом: стресс, острый вызов, лимит времени,
средств, ресурсов. Все действия происходятна автомате. Вспомните военные
мемуары – все гениальные решения рождаютсяна острие нервов. Управленческие
решения принимаютсяточно также: серьезное решение чаще всего нужно сделать в
кратчайшие сроки и на пике напряжения.

И именно Го в имитационном
бою тренирует правильные боевые рефлексы. Причем, рефлекс, о котором мы
говорим, не столько про ум, сколько про волю. Это наработка способов
реагирования, вариацийуправленческого анализа и действийв имитационной игре.

Проведем аналогию. Один
бывалый разведчик на вопрос: что делать, если на тебя напали в лифте? Как подготовитьсяк
отражению? Ответил так: «Свари морковь, держи ее горизонтальнои резко кусай
ее.Только когда у твоего тела есть физическая память,как совершать эти
действия, ты в стрессовый моментсможешь откусить насильнику нос. Если опыта нет
– не сможешь».

Все ходы, которые мы
совершаем, что в игре, что в реальной жизни, подсказаны нам прошлым опытом.
Человек так устроен, что в момент стресса, он всегда действуетна автомате,
инстинктивно. Именно поэтому бесполезны любые книги или учебники по управлению.
Только отработанный в игре навык: умение принимать решения в кризисный момент,
умение быть хладнокровным, умение маневрировать в сложной ситуации, а не
действовать по шаблону, «вкладывает в наш мозг» этот опыт, которым мы сможем пользоваться
в реальных, полевых условиях!

История игры

Игра зародилась в Древнем Китае в начале нашей эры. Спустя 700 лет мореплаватели рассказали о необычном развлечении японцам. В стране восходящего солнца игру стали называть «Гомоку». Термин переводится, как «пять в ряд». В конце 18 века китайский поэт Т.Кобаяси предложил для головоломки альтернативное название – рэндзю, сравнив выстроенные в ряд кости на разлинованной доске с ниткой жемчуга.

Изначально размер доски для камней был 19х19 линий, а игра в гомоку проходила без запретов. Со временем условия дополнялись:

  • «длинный ряд» перестали считать выигрышной комбинацией;
  • уменьшили размер поля до 15х15 линий;
  • ввели «фолы» для «черных».

История настольного тенниса

Настольный теннис своим рождением обязан изменчивой погоде. Помните слова из песни: «У природы нет плохой погоды». Каждая погода – помогает рождению нового вида спорта. Благодаря погодным ненастьям появились на свет: баскетбол, гандбол, волейбол и многие другие виды спорта. История настольного тенниса началась с дождя.

Госсима и пинг-понг

Во второй половине 19-го века, в Англии набрали популярность две игры: луан-теннис и бадминтон. Играли на свежем воздухе, большими компаниями. Сетку ставили на зеленой лужайке («lawn» – «лужайка»).

Внезапный дождь менял планы. Приходилось переносить игру в дом. Надо же как-то развлекаться, раз гости собрались. Чтобы уменьшить площадку для игры, сдвигали вместе два стола. Посередине, вместо сетки, выкладывали книги.

«Домашний вариант» большого тенниса привлек внимание предпринимателей. Лондонская компания по производству спортивного инвентаря «Jaques of London» запустила в продажу специальные наборы для игры в настольный теннис

Набор назывался – Госсима (Gossima). Состоял набор из настольной сетки, пробкового мяча и двух ракеток, которые по форме напоминали ракетку для тенниса или бадминтона.

Вскоре, преследуя коммерческие цели, название «Госсима» сменили на более интригующие – «Пинг-понг». Название объяснили характерным звуком, который издает пробковый мяч. «Пинг» – ракеткой ударили по мячу. «Понг» – мяч отскочил от стола.

В 1891 году владелец компании «Jaques of London» Джон Джакес запатентовал новую игру под названием «Пинг-понг». Права на использование торговой марки «Пинг-понг» продал американской фирме «Parker Brothers» (братья Паркер). Компания занялась массовым производством наборов для игры в пинг-понг.

Эволюция мяча и ракетки

Новый поворот в истории настольного тенниса связан с именем некого Джеймс Гибба. Для игры в «Пинг-понг» он попробовал использовать шарики от одной детской игрушки, которую привез из Америки. Шарики были полыми и весили значительно меньше, чем те, которые продавались в наборах Паркер. Играть такими шариками оказалось намного интересней. С это момента начинается эволюция мяча и ракетки.

На рынке появились легкие мячи, изготовленные из целлулоида (разновидность пластмасса). Новые мячи повлекли за собой появление новых ракеток. Для настольного тенниса стали выпускать специальные короткие ракетки из облегченных материалов.

В Англии, США и других странах появились компании, которые выпускали свои игровые наборы, отличительные от наборов «Братьев Паркер». Производители называли свое оборудование настольным теннисом, в противовес «Пинг-понгу».

Началась конкуренция. Конкуренция способствовала техническому прогрессу. На протяжении столетия ракетки постоянно совершенствовались. Что получил мир в итоге? Замечательную игру с несложным и доступным оборудованием.

Название игры

«Пинг-понг» и «Настольный теннис» часто используют как синонимы. Хотя, это не совсем одно и то же. Теннисные ракетки прошли длинную эволюцию, но по-прежнему отличаются друг от друга.

Настольный теннис – это профессиональный вид спорта. Ракетки выполнены из специальных материалов. Их покрытие позволяет выполнять закручивание мяча. Например, удар «топ-спин» придает мячу большую скорость и сверхбыстрое вращение. Неподготовленный игрок не способен отразить такой удар. А для освоения техники требуется время.

Пинг-понг – это народная игра, «настольный теннис для всех». Классические ракетки для пинг-понга имеют наждачное покрытие. Такая ракетка не «цепляет» мяч, и не позволяет его закручивать. Все игроки находятся в равных условиях.

Появление международных организаций

Популярность настольного тенниса не уступала славе «большого» собрата. Первый «международный» турнир состоялся уже в 1901 году в Индии. Соревнования организовали английские военные.

В 1926 году представители девяти стран учредили Международную федерацию настольного тенниса (International Table Tennis Federation, ITTF). В этом же году ITTF провел первый официальный чемпионат мира.

Начиная с 1959 года, чемпионаты мира по настольному теннису проводят раз в два года, по нечетным годам. По чётным годам проводят чемпионат Европы.

Человек, перенесший инсульт, не сможет играть в го

Перенесенный инсульт не будет препятствием для игры, однако некоторые неудобства игрок все же будет испытывать. При этом многое зависит от степени поражения мозга и от того, какое именно полушарие пострадало больше. Согласно исследованиям, инсульт правого полушария (отвечающего за интуицию, музыкальные способности и умение распознавать сложные образы) приводит к тому, что игроку сложно выстроить стратегию в начальной стадии. Середина и конец игры особых затруднений не вызывают. Если же поражено левое полушарие (управляющее лингвистическими и логическими способностями) – фусэки игрок строит с легкостью, а вот в середине и в конце не может продемонстрировать игру высокого класса.

Тактика и стратегия

Чтобы всегда побеждать в игре, важно знать выигрышную стратегию расположения на поле троек и четверок. Ряды бывают двух видов:

  • открытые – можно достроить с двух сторон;
  • прикрытые – достраиваются с одной стороны.

Открытая четверка – 100%-ная гарантия выигрыша, при условии, что соперник не соберет следующим ходом ряд из пяти камней. Прикрытая четверка не оставляет противнику выбора хода, если проводить аналогию с шахматами, это «шах».

Самой эффективной стратегией выигрыша считается «мат» после серии «шахов»:

  • игрок строит несколько открытых троек;
  • потом ход за ходом достраивает их до четверок;
  • противнику ничего не остается, как блокировать ряды, в результате он проигрывает.

Тактика использования фолов: если по условиям игры «черным» запрещены некоторые ходы, «белые» могут использовать этот факт, вынуждая противника построить вилку или длинный ряд. Такая победа называется «выигрыш фолом».

Как это работает

Когда мы пришли к Антону, Qmarketing Academy готовилась к выходу на зарубежные рынки. Выбирали между США, Латинской Америкой и Юго-Восточной Азией. Условия были такими:

  • рынок EdTech США уже сформировался. Выход туда требует больших инвестиций;
  • в Латинской Америке ситуация попроще, но там есть очень похожие конкуренты;
  • рынок Юго-Восточной Азии свободен. 

Игра помогла понять, что с нашим количеством камней — инвестиций — оптимально стартовать в регионе без прямых конкурентов. Мы выбрали Индию и Юго-Восточную Азию. После этого моделировали на доске Го продуктовую стратегию: проверяли, как быстро стоит масштабироваться, когда строить барьеры для конкурентов и так далее. В итоге решение оказалось правильным: мы успешно запустились в Индии и на Филиппинах, привлекли там базу клиентов. Теперь планируем до конца года начать работать в Малайзии и Вьетнаме.

У нашего учителя по Го Антона есть клиенты из промышленности, банкинга, IT, индустрии развлечений. Например, банку, который планировал открытие филиалов, игра помогла подобрать оптимальные города для экспансии в регионы. Завод, который, наоборот, закрывал представительства, смог выбрать три больших отделения из 30. Сохраняя именно их, он получил максимальную выгоду.

Как игра Го едва не оставила весь мир без Google

В разные периоды этой игрой
увлекались основатель Microsoft Билл Гейтс, патриарх мировой политики,госсекретарь
США, а ныне советник американского президентаи главный коммуникатор между
Путиным и ТрампомГенри Киссинджер, председатель КНР Мао Цзэдун, владелец
Faberlic Алексей Нечаев. А основатель Google Сергей Брин и вовсе признавался:
«Мы так часто играли с Пейджем в Го,  что
если б он не сказал мне однажды: «Хватит», корпорации Google могло и не
возникнуть».

В число российских поклонников
игры Го входят весьма значимые представители власти и бизнеса. Дмитрий
Медведев, Сергей Лавров, Владимир Мединский, Сергей Кириенко –это далеко не
полный перечень. Новому увлечению подвержены известные аппаратные политики,
министры, половина топ-менеджеров госкорпораций. Внешэкономбанк, например, основываясь
на Го-стратегии, строил свою антикризисную программу. Специальные корпоративные
клубы Го существуют в Институте развития парламентаризма при Государственной
Думе, и во многих крупных компаниях России. Из ярких бизнес-примеров –создатель
российского косметического бренда Faberlic Алексей Нечаев, чья компания выросла
от небольшой косметической сети до крупного холдинга и создавалась, по его
собственному признанию, непосредственно на принципах Го-стратегий, и сегодня
успешно конкурирует с крупнейшими транснациональнымикорпорациями.

Квалификационная система игры го была принята почти тысячу лет назад

В Японии в VIII веке эта игра приравнивалась к упражнениям на музыкальных инструментах, причем простолюдины имели право играть только на необструганных досках, используя простую гальку. Далее на протяжении 300 лет в го могли играть лишь представители императорского двора, следовательно, ни о каких квалификационных уровнях не могло быть и речи. В XII веке игра распространилась по всей стране и стала доступна для всех слоев населения, причем за высокий уровень мастерства можно было получить денежное вознаграждение, титул или повышение по службе. Но лишь в 1603 году, когда была официально учреждена Государственная академия го, которую возглавил Хонинбо Санся, была принята квалификационная система, согласно которой игрок получает определенный разряд – дан (от низшего первого до девятого). Сильнейший игрок страны удостаивается титула “мэйдзин” (в переводе с японского “виртуоз”, “мастер”, “избранный”), причем за прошедшие 300 лет этого звания удостаивалось всего 9 человек.

Темная школа Даосизма против Конфуцианства

Го является священной игрой еще в нескольких смыслах. Во-первых, почти всегда в традиционных обществах азартные игры рассматриваются как священнодействие. Так, в Индии игра в кости, которую ведут Шива и Парвати, является причиной всех событий во вселенной. Рассматриваемый с этой точки зрения, Тан Чу становится первым в мире игроком и легенда о нем напоминает мифы североамериканских индейцев, где боги-игроки спускаются на землю, дабы научить людей новым играм. В конце концов, проигравшись в пух и прах, продав сперва детей и жен, а затем и самих себя в рабство, люди призывают на помощь других богов, чтобы в союзе с ними восстановить порядок. Обычно эта темная сторона Го остается в тени, однако азартная составляющая игры всегда была частью культуры Востока, да и сейчас присутствует, что весьма красочно описано в романе “Первый Кю” Сун-ва Хон.

Однако конфуцианство возражало против Го не только из-за его азартной составляющей. Существовали гораздо более глубокие философские причины, по которым историки эпохи Хан заняли подобную позицию. Корень – в противостоянии Конфуцианства в целом с его моральными устоями и представлениями о долге и Даосизма с его релятивистской точкой зрения. В особенности это проявлялось в отношении Темной Школы Даосизма, расцветшей между 500 и 300 годами до н.э. Именно в этот период воины-мыслители вроде Сунь Цзы создали “философию действия”, которая эффективна до сих пор и была основой всех китайских восстаний во все времена (в том числе и в наши дни, что наглядно показывает противостояние правительства Китая и религиозного движения Фалун Гонг). (Странная там сложилась ситуация. Пока я искал в Интернете правильный перевод названия организации, наткнулся на ряд статей по этой теме. Больше всего меня поразило сообщение “Фалун Гонг захватило спутник” – раньше я о таком читал только в фантастических романах. – прим. пер.).

В целом Даосизм придерживается такой точки зрения: все есть изменение, ничто не является постоянным, а путь к победе ( и успеху в жизни) заключен в способности управлять силами инь и ян себе на пользу с минимальными усилиями, что и демонстрирует игра Го.

Забавно: сторонники Конфуция поддерживали феодальных властителей эпохи Воюющих Царств, но именно даосы придерживались идеи единой империи, которая принесет мир народам. Первая империя, созданная в 225 году до н.э. Цинь Ши Хуаном (тем самым, что позднее возвел Великую Китайскую Стену), появилась на свет благодаря стараниям министров-даосов и их стратегии. Однако как только государство Хан объединило Китай в 206 году до н.э., вскоре после распада первой империи, интересы правителей немедленно потребовали пропаганды Конфуцианства с его неизменными принципами верности и преданности вассала повелителю. Историки эпохи Хан быстро надели намордник на идеи даосизма, и большинство даосских текстов, 70% из которых составляли тайные военные трактаты (включая знаменитый Дао Дэ Цзин), были преданы забвению (это привело к тому, что не только подлинность, но и само их существование вызывали большие сомнения, и лишь находки археологов в течение последних 30 лет смогли эти сомнения рассеять). Возможно, именно это стало причиной столь малого числа ранних упоминаний о Го, которое с самого начала (и тому есть надежные свидетельства) ассоциировалось именно с Даосизмом. Бесспорно, стратегия Го аналогична взглядам даосов на жизнь в целом.

Командный зачет

Го не только моделирует кейсы. В нее можно играть двумя командами: проверять, как взаимодействуют сотрудники.  Например, с помощью Го наши сотрудники выявили свои сильные стороны и разницу в мышлении. Один специалист готов к быстрым и жестким решениям для масштабирования на всю игровую доску, другому больше подходит размеренный темп с фокусом на одну часть игровой доски. Так Го позволяет найти лучшее применение талантам и особенностям каждого сотрудника.

Еще Го помогает заметить проблемы, найти выигрышные «союзы» и получить бизнес-инсайты. Вот несколько наших открытий:

там, где нет общего видения, страдает коммуникация и появляется рассинхрон в действиях

Опытные игроки иногда делают ходы, не объясняя их смысл новичкам. Те дальше ходят на свое усмотрение, отклоняясь от заданной стратегии. В реальной команде также важна согласованность действий: люди не будут следовать непонятному плану.

переговоры начинаются, когда все плохо

Пока игра складывается удачно, участники редко обсуждают происходящее. Они советуются друг с другом в критических ситуациях, которые и не возникли бы, договорись игроки на берегу.

надежный фундамент иногда подводит

Го учит следить за всеми событиями на доске, не «закрываясь» на одном участке. Пока вы бережете и развиваете одну позицию, соперник понемногу занимает все остальные — скорее всего, вы заметите это слишком поздно. Аналогия из бизнеса — бесконечная работа с единственной аудиторией, проектом или продуктом.

действия противника провоцируют отклоняться от стратегии

Комбинаций в Го больше, чем атомов во Вселенной: у соперника много возможностей тебя удивить. В игре легко отвлечься на чужие действия и полностью отойти от первоначального плана

В бизнесе компании часто ориентируются на лидеров рынка: конечно, следить за ними полезно, но при этом важно не терять собственные сильные позиции

легче видеть проблему, чем возможности

Разбирая одно из поражений, Антон показал нам, что ситуацию, которая казалась безнадежной, можно было не только нормализовать, но и превратить в выигрышную.

В жизни компании бывает много трудных моментов: конкуренты нажимают, команда паникует, действия принимают хаотичный характер и теряют эффективность. Партии в Го позволяют сосредоточиться и взглянуть на сложную ситуацию под разными углами, чтобы вынести верное решение.

Маленькие камни выстраивают работу большой системы

Сегодня Го, входящая в
пятерку лучших бизнес-игр мира,– это игра топ-менеджеров и наследников. Двигая
белые и черные камни по расчерченной клетками доске сильные мира сего учатся
стратегии создания и расширения бизнеса, управления коллективами людей, находят
новые пути по выходу из кризиса и вдохновение для побед в конкурентной борьбе.

Первым, по-новому
взглянувшим на  древний источник знаний,
стал японский маркетолог Миура Ясуюки, который в своей книге «Го: Азиатская
парадигма бизнес стратегии» провел параллель между мышлением игрока Го и
предпринимателя. Одни называют эту игру «мост из мира Игры в мир Реальности»,
где  модель Вселенной – Го,  другие – универсальный бизнес-инструмент. Правы
обе стороны. Если на востокеэто –часть культурыи философии,то на западе это,
скорее, игра для интеллектуальной элиты и практикум по управлению.

Го, в отличие от шахмат не
про «войну», а про «борьбу за территорию и влияние».И тем самым она гораздо ближе
к нашей действительности: не смотря на ХХI век на дворе, законы «пищевой цепочки»
в человеческом сообществе все-также негласно правят социумом. Игра учит
важнымпрактическим навыкам, таким как: работать в рамках правил и
маневрировать. Помогает выстраивать стратегию и работать в ситуации с большим
количеством неопределенностей, когда невозможно просчитать все варианты
развития событий. Развивает умениеувидеть ситуацию, которая еще вчера
казаласькатастрофичной, под неожиданным углом и найти в ней скрытые
возможности.

В Японии владение навыками
игры в Го – негласное правило при приеме на работу на позицию топ-менеджера, а
в Корееи Китае в обязательном порядке игру изучают в школах и в армии. Кстати,
по словам знатоков, трактат «Искусство войны» Сунь Цзы, ни что иное, как Игра
Го, облаченная в книгу. И результаты налицо: это и экспансия японских компаний «Mitsubishi»,
«Toyota»,«Honda» и «Suzuki» на рынок, сгубившаяамериканский автопром.Икорейский
«прорыв в космос». Не говоря ужео завоевании мирового рынка Китаем. Помните,
что сказал Греф, вернувшись с Кремниевой Долины: мы только озвучили идею, а в
Китае ее уже реализовали, освоив наши технологии, они производят многие товары
гораздо быстрее и в очень высоком качестве.

Мышление как боевое искусство

«Если говорить о применении
навыков Го и стратегического мышления в политике и бизнесе, – рассказывает
директор Академии Виктор Бахметьев, – то коротко можно сказать, что Го даёт
следующее:

Для
политиков: Как выиграть выборы в конкурентном регионе? Как
разработать эффективную стратегию? Как сформировать правильный имидж?

Для
топ-менеджеров: Как получить продвижение по карьерной
лестнице? Как остаться на плаву в условиях жёсткой конкурентной борьбы? Как
больше зарабатывать? Как управлять подчинёнными?

Для
бизнесменов: Как вывести компанию из кризиса? Как
выиграть конкурентную борьбу? Как получить новую долю рынка?»

При этом каждому Го даёт возможность
наработать эффективные алгоритмы в модельных условиях игровой доски, чтобы
потом, не задумываясь применять их в кризисной ситуации.

Правила игры

Головоломка схожа с нашими крестиками-ноликами, но на квадратном поле (доске) для гомоку начерчено по 15 или 19 вертикальных и горизонтальных линий. Их пересечения носят название «пункты». Играть должны два человека, первый кладет на доску черные фишки (камни, фигуры го), второй – белые.

Обязательные правила игры:

  • у «черных» право первого хода, обязательно в центральную точку доски. Далее стороны ставят камни произвольно, по очереди;
  • задача – опередив соперника выложить ряд из 5 фишек в любом направлении, в том числе по диагонали;
  • если свободные ходы закончились, а задача игры не выполнена, объявляют ничью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий