Фрирайд на лыжах.Виды и техника катания.Снаряжение. Особенности

Нужны ли специальные лыжи для фрирайда?

Катание по готовым горнолыжным трассам во многом отличается от фрирайда. Поэтому экипировка, инвентарь и требования к уровню катания у этих разновидностей горнолыжного спорта будут различны.

Лучшие лыжи для фрирайда выбирают в зависимости от:

  • рельефа и крутизны горного склона;
  • глубины снежного покрытия;
  • предпочитаемой техники катания.

Особенности специальной конструкции

В конструкции лыжи для фрирайда увеличена ширина полотна, а профиль наделен рокерами. Рокер — это обратный прогиб, позволяющий лыже всплывать из снега, сохраняя высокую маневренность. Чем глубже слой рыхлого снега, тем выше и длиннее должен быть рокер. Характеризуют рокер три параметра:

  • место расположения (нос, хвост или только нос);
  • высота подъема от поверхности (в миллиметрах);
  • длина рокера (в сантиметрах).

Увеличение ширины лыжного полотна позволяет уверенно кататься, не проваливаясь, сохраняя хорошую управляемость на неподготовленных склонах, покрытых рыхлым снегом.

Чтобы понимать, как выбрать горные лыжи для фрирайда, нужно знать, для езды по каким склонам они предназначаются. Условно их можно разделить на два вида: направленные или всенаправленные:

  1. Конструкция направленных обеспечивает хорошее продольное скольжение. Они дают высокую стабильность при скоростном спуске с крутого склона, требуют быстрой езды, большого пространства, нацелены на резанную, карвинговую езду, длинные повороты.
  2. Всенаправленные лыжи рассчитаны на спокойную езду по более пологим склонам. Они дают возможность активно маневрировать, что актуально при катании на участках со сложным рельефом, множеством препятствий.

https://youtube.com/watch?v=oolCmfJZvl8%3F

Мечта всех горнолыжников — скольжение по белой целине, горному склону, покрытому нетронутым, удивительно мягким снегом. В переводе с английского слово powder обозначает порошок, пудра, легкий сыпучий снег.

Главное отличие инвентаря для паудера — увеличенная ширина, позволяющая уменьшить давление на снег и малый радиус бокового выреза.

Универсалы (all mountain)

Райдер должен одинаково уверенно чувствовать себя, на снежном склоне, на участках, покрытых слежавшимся до ледяной жесткости настом, на разбитой трассе и маневрируя между естественными препятствиями: деревьями, камнями, ямами. Лыжники, не заточенных только под паудер-катание выбирают универсалы. Лыжи для аll mountain пользуются огромной популярностью в нашей стране, где несмотря на огромное количество склонов различной крутизны, рельефа сложно найти идеальные условия для паудера.

Freeride

В горнолыжном фрирайде нету места подготовленным трассам, тут в отличие от сноуборда подразумеваются только естественные склоны. Глубокий пушистый снежный лист, места, где не ступала нога человека, несомненно являются основными причинами почему выбирают фрирайд. Более острых ощущений, чем при спуске с горы сложно себе представить. Многие райдеры при спуске охотно пользуются рельефом склона, выполняя прыжки с естественных трамплинов в виде скал и снежных карнизов, самые искусные горнолыжники еще и выполняют в этих прыжках невероятные акробатические трюки. Популярность фрирайда с каждым годом растет, поэтому лыж для него становится больше, и конструкции лыж постоянно улучшаются, заметно облегчая катание по естественным снежным покровам. Даже если вы опытный горнолыжник в пределах подготовленного подъемника во фрирайде рекомендуется пользоваться услугами гидов на горнолыжных курортах. Инфраструктура подобных курортов постоянно развивается, сейчас наряду с гидами они также могут предоставить заброс к труднодоступным горам с помощью вертолета (хели-ски).

Горнолыжный фрирайд довольно широкое понятие. Здесь нет множества классификаций. Фрирайдеры могут кататься по любому типу покрытия, это и покрытые снегом, мягкие склоны, и жесткие спрессованные ветром, и даже ледяные. Катание исключительно по глубокому снежному покрову именуется стилем Паудер (от английского слова Powder — пудра).

Необходимо понимать, что катание в горах вдали от цивилизации помимо адреналина и удовольствия еще и серьезный риск, не только здоровью, но и жизни. Основные опасности фрирайдера – это лавины и невозможность оказать быструю первую помощь в случае травмы. При вылазках в горы рекомендуется иметь при себе такое необходимое снаряжение, как лавинный датчик, рация, лавинная лопата. Не лишним будет иметь при себе средства для оказания первой медицинской помощи. Внимательно изучите правила техники безопасности в горах. Обязательно одевайте шлем, и специальную защиту под верхнюю одежду.

Направленные и всенаправленные лыжи

Существует ещё одна важная характеристика, отвечающая за направленность конструкции.

У «направленных» конструкция направлена четко вперед. Работают в большей части на продольное скольжение. То, что на склоне называется карвинговой ездой или резанной.

Дают хорошую стабильность на скорости. Они требуют скорости, потому что сами всплывают. Направленные фрирайдные лыжи уже, потому работают вдоль прямого движения и всей своей длинной. Они склонны к длинным поворотам и им нужно большое пространство.

Всенаправленные лыжи

Лыжи достаточно широкие. Соотношение длины и ширины отличается от направленных.

После того как определились с типом конструкции, начинаем выбирать лыжи по площади поверхности, длине и ширине. Пользуясь тем правилом, о котором мы писали уже выше:

Длиннее и уже — быстрее езда. Короче и шире — медленнее и маневренней.

Боковой вырез

Этот показатель регулирует радиус поворота. Если вы только учитесь кататься и выбираете неспешный спуск, то радиус должен быть не более 14 сантиметров, но если у вас уже имеется за плечами некий опыт, то смело увеличивайте его до 20 сантиметров.

Могул

Могул это прохождение специально подготовленной трассы, проложенной по буграм. В наших горах склоны с буграми не редкость, поэтому попробовать себя в этом стиле может каждый желающий. Однако, в первую очередь этот стиль рассчитан на спортсменов, которые занимаются им профессионально. Освоить катание по бугристым трассам достаточно сложно, поскольку в могуле горнолыжник должен владеть специальных навыками катания и находиться в отличной физической форме. Для езды по бугристому склону обычно используются не очень жесткие лыжи, с не сильно карвинговой геометрией. Для профессионалов выпускаются модели лыж заточенные конкретно под могульный стиль.

Нюансы техники

Чтобы изучить технику ходьбы на лыжах, нужно внимательно изучить информацию из обучающих пособий ходьбы по лыжам, которую дают в специальных школах. Такими знаниями и техниками пользуются многие призёры Олимпийских игр.

Основным способом передвижения на лыжах является двухшажный классический ход. Эта техника часто используется спортсменами в различных играх и на лыжных гонках, чтобы преодолевать ровные участки и равнинные спуски.

Главные характеристики:

  1. Руки должны работать попеременно, словно человек движется по обычной улице пешком.
  2. Сначала в ход идёт левая рука и правая нога, после этого происходит смена положения.
  3. Скольжение происходит только при соприкосновении одной лыжни с поверхностью снега. Это тоже напоминает передвижение по улице — человек ступает на одну ногу, происходит перемещение, после нагрузка переходит на вторую конечность и так далее, попеременно.

Одновременный одношажный тип

Используя такую технику, человек будет терять больше энергии, чем при двухшажном движении. Обычно подобную методику используют при разгоне на старте и в движениях по небольшим равнинам.

В большинстве случаев нагрузка ложится на плечи, ноги используют для передачи дополнительного импульса в промежутке между тем моментом, когда человек толкает себя палками в руках.

Кратко об особенностях:

  1. Спортсмен использует двухопорное и одноопорное скольжение.
  2. Толчковую ногу нужно слегка выбрасывать вперёд с каждым движением. Таким образом, получится создать дополнительный импульс.
  3. Когда человек толкает себя руками, он чувствует, как задействуются мышцы спины.

Техника даблполинг

Это классический вариант одновременной бесшажной ходьбы. Освоив технику, можно перемещаться максимально быстро. Спортсмен должен обладать хорошей физической подготовкой и идеально освоить метод скольжения.

Одновременный бесшажный ход очень популярен в различных гонках, его часто используют вместо классического попеременного шага или четырехшажного движения.

Особенности:

  1. При движении задействовать нужно не только руки, но и всё тело.
  2. Вес корпуса выносят вперёд. Спортсмен максимально сильно наваливается на палки, чтобы сделать мощный рывок и подтолкнуть себя лыжами.

При движении палки должны находиться строго вертикально на ширине плеч. Этот момент хорошо виден при фронтальном обзоре на видеопрезентации.

Так какие существуют основные виды фрирайда?

Самый распространенный с подъемом на бугелях или по канатной дороге.

Все как обычно — на горнолыжном курорте лыжник или сноубордист выходит из своего отеля и направляется к подъемнику. Поднимается, а затем идет не к расчищенному спуску, как большинство, а в другую сторону, туда, где снег манит своей нетронутостью и своими секретами. По количеству проделанных спусков такой фрирайд не отличается от катания по трассам, но спуск можно выбирать, чуть круче, чуть положе, через лес.

Это самый безопасный вид фрирайда, потому что на многих курортах, особенно крупных, происходит постоянный мониторинг состояния снега на предмет опасности схода лавин. Да и на сигнал SOS ответят быстро, в случае чего. Все бы хорошо, но ведь душа всегда просит большего, и для совершенства нет предела. И вот, накатавшись под канатной дорогой, спортсмены решаются на более рискованные действия — решают уйти далеко от канатки.

Фрирайд backcountry (бэккантри) это когда собирается группа опытных лыжников или сноубордистов (а должна быть именно группа) и идут туда, где нет признаков цивилизации, чтобы накататься от души. Ищут пушистый снег и устраивают настоящий праздник «свободного катания». Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.

Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку. А после подъема долгожданный спуск, всегда разный, всегда новый, опасный и прекрасный одновременно

А вот если манят спуститься с них неприступные вершины, забраться на которые можно порой со специальным альпинистским снаряжением, это уже горный альпинизм. Он подходит только для экспертов, хорошо знающих горы и опасности в горах. Подробнее можно прочитать здесь.
Но, как пел Высоцкий «выше гор могут быть только горы». Ведь есть такие горные вершины, куда пешком никак не дойдешь. Но настоящих «сумасшедших» ничем не остановишь! Ни риском, ни денежными тратами. Таким на помощь приходит техника. Чаще всего это сноукэтскиинг (по английски ратрак — snowcat) или фрирайд с ратраками. Большие и мощные ратраки доставляют и на большую высоту, и, главное, на недоступные склоны. Это уже более, чем серьезно — почти вертикальные склоны, следы диких животных, бесконечные спуски… Чтобы решиться на такое, нужно быть крутым профессионалом. Зато впечатления остаются на всю жизнь.
А если еще выше? Тогда это только хели-ски или заброс для фрирайда на вертолете. Это, несомненно, ультра плюс по сравнению со всем остальным во фрирайде. Предложения кампаний, занимающихся организацией таких путешествий, очень дорогие, но зато дают уникальные впечатления от подъема на недосягаемую высоту, и от качества снега, мелкого, как мука или пудра. Ведь вертолет с легкостью доставляет на лучшие спуски и с точки зрения ощущений, и с точки зрения безопасности. Это происходит как сцена из фильма — вертолет зависает над небольшой площадкой, куда нужно со всем снаряжением спуститься по веревочной лестнице. А затем начинается сам спуск с ощущением полета! Нужно ли говорить, что для такой авантюры нужно быть в отличной физической форме?
Пожалуй, самый молодой подвид фрирайда «сноумотобординг». По ощущениям его можно сравнить с водными лыжами — такие же широкие повороты, скорость, ветер в ушах. Только вместо катера снегоход или мотоцикл, а вместо воды снег. Тем, кто любит фрирайд, обязательно нужно попробовать этот вид спорта, чтобы почувствовать, как сильно натягивает трос сильная машина и какую высокую скорость можно развить.

Лучшие сноуборды для фрирайда

Обновленная Gnu Mullair отличается хорошим балансом. В коллекции 2017/18 г. доска с сердечником из трех видов древесины. В изготовлении досок использовано для повышения эластичности и устойчивости к поломкам 2 вида переработанного пластика. Расширяющийся округлый хвост усиливает возможность начинающего спортсмена легче преодолевать снежную целину любой глубины. На доске классической формы Directional осуществляются скоростные спуски.

Lib Tech Travis Rice Horsepower выпускается в двух видах – с округлым и остроконечным носом, что зависит от длины доски. Изначально модель разрабатывалась для фристайла, но ее устойчивость и контроль позволяют использовать ее на заснеженных трассах.

Lib Tech EJack Knife – эта доска считается универсальной для катания с высокой скоростью, выполнения трюков на крутых и пологих склонах. За счет широкого округлого носа доска держится на поверхности снежных наносов любой толщины.

Техника фрирайда на сноуборде

Техническая сторона стиля заключается в следующем:

  • умении слиться с доской и скользить;
  • держать правильную стойку;
  • держать равновесие;
  • двигаться в режиме non stop.

Именно этому и должен научиться начинающий спортсмен. После освоения азов в катание можно привносить новые элементы по своему вкусу, заимствованные из других разновидностей сноубординга.

Опасности стиля

На пути по склону спортсмена могут подстерегать острые камни и трещины, скрытые снежной шапкой, от чего застрахованы предпочитающие кататься на подготовленных трассах. Схождение лавин с вершины гор – это смертельная опасность.

Сколько стоят и модели каких производителей покупать?

На сегодняшний момент лыжи для фрирайда изготавливают десятки мировых компаний. Каждый производитель пытается удивить потенциального покупателя и предоставляет широкий ассортимент (в среднем по двадцать моделей одного типа).

Россияне чаще всего отдают предпочтение европейским брендам, известных с давних времен: Salomon, Atomic, Volkl.

В премиальном сегменте есть два несомненных лидера: Fischer и Rossignol. Они по карману далеко не каждому, потому что цены на их пары могут доходить до 1500- 2000 долларов. Для тех, кто не готов так вкладываться в хобби, есть и бюджетные варианты — по 200-400 долларов.

Как правило, стоимость зависит не только от бренда, а ещё от года выпуска. Новейшие модели стоят дорого, но все они со временем теряют свое место в топе, а вместе с ним и в стоимости.

Советы профессионалов

Как вы могли заметить раньше, почти все нюансы выбора опираются на правильную оценку собственных способностей и возможностей. Катание будет безопасным и приятным, если вы учтете свой уровень подготовки и прислушайтесь к советам людей, которые занимаются фрирайдом достаточно давно.

Среди самых интересных рекомендаций стоит выделить советы:

  1. Идти в ногу со временем и как можно чаще мониторить рынок. Технологии не стоят на месте, поэтому каждый год появляются новые формы и материалы, лыжи видоизменяются;
  2. Ощущение полета придаст обратный прогиб — рокер. Лыжи с рокером не тонут в снегу, легко управляются и дарят владельцам ни с чем несравнимое ощущение сёрфинга по снежной целине.
  3. Кататься можно будет и весной, если вы отдадите предпочтение лыжам с ярко выраженным радиусом бокового выреза. Они не застрянут в мокром снеге и пройдут практически по любой поверхности.

Все мы частенько стараемся избегать навязчивых консультантов в магазинах, но при выборе спортивного снаряжения им стоит отдать предпочтение, а не советам с интернета.

Нередко именно продавцы имеют отменный опыт и на себе пробуют отдельные товары, они же могут поделиться с вами хитростями и тонкостями выбора, о которых мы могли не упомянуть.

Помните, что лыжи на горном склоне — ваш основной инструмент, от которого будет зависеть комфорт и безопасность спуска. Без качественной пары вы не освоите фрирайд и не начнете получать удовольствие от катания!

Тип прогиба

Прогиб лыжи определяется формой продольного прогиба незагруженной лыжи, то есть без веса лыжника и креплений. Существует несколько видов прогиба: от сильного прогиба до практически несуществующего, в зависимости от предназначения и стиля катания. В большинстве случаев, лыжи обладают стандартным прогибом по всей длине и прогибом рокер (обратным прогибом) на уровне носа и/или хвоста для придания мощности движения и лучшего контроля.

Кэмбер
 

Это традиционный прогиб лыж и сноубордов. Кэмбер — это небольшая восходящая кривая в середине лыжи или доски с контактными точками — местами (недалеко от краёв), которые соприкасаются со снегом. Кэмбер требует большей точности в поворотах и даёт превосходную мощность на подготовленной трассе и более жёстким снегом.

Вес райдера равномерно распределяется по краям, от носа к хвосту, что приводит к отличному удержанию краёв и лучшей отзывчивости лыж. Райдеры-профессионалы часто выбирают именно кэмбер.

Рокер
 

Прогиб рокер — это перевёрнутый или обратный кэмбер. Все лыжи-сноуборды с рокером или кэмбером при поворотах, под весом райдера, обретают такой прогиб — обратный кэмбер. Термин «рокер» заимствован из водного спорта, где он распространён.

На лыжах с рокером очень лёгко плыть по пухляку и поворачивать. А ещё на них у вас меньше шансом словить кант (упасть). Благодаря рокеру лыжи становятся более манёвренными. Лыжи для пухляка идут с более широкой талией и могут «качаться» на глубоком снегу, но рокер придаёт им стабильности.

Рокер / кэмбер
 

Такие лыжи представляют собой традиционный кэмбер прогиб под ногами с удлинённым восходящим носом, заимствованным у лыж с полным рокером. У этого прогиба передняя контактная точка размещена дальше от носа, в то время как задняя контактная точка расположена близко к хвосту.

Задранный нос позволяет лучше всплывать в глубоком снегу, а кэмбер в задней части помогают удерживать края и способствует манёвренной езде. Сегодня конструируют всё больше лыж с таким прогибом и для карвинга, и оллмаунтин, и для фрирайда.

Конечно, этот прогиб значительно отличается от других. Но если вы ищите оллмаунтин снежную пушку, которая отлично едет по пухляку и легко справляется с укатистым снегом, то такой прогиб лыж вам придётся по вкусу.

Рокер / кэмбер / рокер
 

От рокера такие лыжи переняли игривость и плавучесть, а от кэмбера — удержание краёв. Контактные точки на лыжах с этим прогибом расположены ближе к середине лыжи, чем у моделей с полным кэмбером, но всё ещё не под ногами райдера.

Кэмбер посередине обеспечивает более эффективные края на жёстком снегу, увеличивая удержание и устойчивость райдеру. А нос и хвост с рокером помогает всплывать в глубоком снегу и легче поворачивать.

Этот прогиб обеспечивает игривость для любителей парка, всплывание для любителей пухляка, прощает ошибки новичков и дарит универсальность для тех, у кого только одна пара лыж. Многие производители лыж предлагают несколько вариантов сочетания Rocker / Camber / Rocker с разным соотношением рокера и кэмбера, с разными талиями лыж и боковыми вырезами.

Рокер / флэт / рокер
 

Ещё одна вариация на тему рокера, которая обеспечивает более сложное удержание краёв, чем полный рокер. Но такой прогиб помогает в поворотах и на пухляке.

На что обратить внимание новичку

Если вы начинающий фрирайдер, обязательно воспользуйтесь услугами гида. На популярных курортах есть инструкторы по внетрассовому катанию — они собирают группы до пяти человек (за большим количеством людей сложно уследить). Гид должен хорошо знать местность и контролировать, чтобы у каждого участника было необходимое снаряжение.

Для того чтобы начать кататься «по целине», нужно уверенно себя чувствовать на трассе, разбираться в техниках катания. Например, на трассе с сильным уклоном применяется одна техника поворотов, а на разбитом склоне — другая.

Справка

Для сильного уклона применяется техника с разгрузкой вверх (up-unweighting) — для перекантовки нужно разогнуть колени, толкая тело вверх и через доску. А для разбитого склона (с кочками и буграми) разгрузка вниз, это техника, при котором для разгрузки рабочего канта нужно быстрым движением подтянуть колени к телу.

Идеальные условия для новичка во фрирайде — это свежевыпавший снег на трассе. Когда вы привыкните к тому, что снега много и он легкий, можно усложнять выезжая с трассы вблизи подъемника. Постепенно добавляя заезды в негустой лес.

Если вы отправляетесь на катание вне трасс, у вас собой должен быть лавинный датчик, щуп-лопата, защита для спины и горнолыжный шлем. Вы должны уметь оказать первую помощь себе и окружающим.

Если есть сомнения, то лучше отложить катание до того момента, когда почувствуете внутри себя полную готовность и чувство, что фрирайд — это то, что вам нужно.

Как появился фрирайд

Первыми искателями приключений на лесных тропах стали профессиональный лыжник Эмиль Алле и его единомышленники. Это было в 30-40х годах прошлого столетия. К концу 70-х мода на экстрим пережила настоящий бум. Впереди были опять же французские лыжники. В те времена такие увлечения слишком часто приводили к трагическому финалу ─ и фирмы, изготавливающие экипировку для горных лыж, взялись за разработку экстремальных моделей всерьез.

Снова мир услышал о фрирайде спустя десятилетие ─ но на этот раз благодаря Америке. Горные лыжи быстро набирали популярность, а инвентарь становился все более разнообразным и совершенным. Изобретение сноуборда стало дополнительным стимулом для развития спорта. Новый дерзкий стиль езды вдохновил режиссера Грега Стампа на создание киноленты под названием «Blizzard of aaaah’s», что переводится дословно как «пурга, аааа». Выход фильма на экраны стал толчком к проведению первого чемпионата по фрирайду.

Про оборудование для свободного катания

Техника фрирайда — это усовершенствованная трассовая техника. Нужно не только уметь кататься, но и делать это правильно.

Когда появился фрирайд (в 30-х годах прошедшего столетия), было много несчастных случаев из-за плохо приспособленного оборудования. В наше время фрирайд хорошо развит, а снаряжение адаптировано под экстремальные спуски.

  • Сноуборд. Для катания на любительском уровне подойдет любая доска, кроме тех, что предназначены для сноупарка — ее геометрия и жесткость требуют больших усилий от райдера, соответственно, кататься расслабленно и получать удовольствие на такой доске не выйдет.
  • Лыжи. Для фрирайда нужны специальные лыжи с широкой талией не менее 100 мм, которая позволит выезжать за пределы трассы.

Модельные линейки горных лыж

Итак, теперь Вы должны уже в целом представлять, что из себя представляет лыжа и какими характеристиками обладает. Но как разобраться в огромном ассортименте?

Для помощи покупателям каждый производитель создает модельные ряды (линейки) лыж для каждого типа катания. Так же эти линейки делятся для удобства на мужские (они же унисекс) и женские.

Рассмотрим на примере Atomic 2020-2021:

  • Модели Savor – трассовая линейка для новичков и любителей
  • Модели Redster X – трассовая линейка для любителей и с навыками выше среднего.
  • Модели Redster – трассовая линейка для любителей-спортсменов, по примененным технологиям максимально повторяет FIS версии, но имеет чуть другую геометрию.
  • Модели Redster FIS – спортивные цеховые лыжи для профессионалов.
  • Модели Vantage – линейка универсальных лыж, модели с 75 по 83 – трассовые универсалы, с 85 и выше – универсалы в классическом понимании.

В каждой из этих линеек есть цифровой индекс лыжи, обозначающий ее положение. Например: Savor 1, Savor 3, Savor 5, Savor 6, Savor 7.

Чем выше номерной индекс у трассовой лыжи, тем она имеет более сложную конструкцию и большее количество примененных в ней технологий, возможно комплектуется креплениями с чуть большим максимальным усилием и т.д. Соответственно выше и цена.

В универсальных моделях цифровой индекс одновременно является шириной талии, например: Vantage 75, Vantage 79, Vantage 82, Vantage 83, Vantage 86, Vantage 90, Vantage 97, Vantage 107.

В этом случае вместе с увеличением цифры в модели и усложнением лыжи идет и ее рост в ширину.

Фрирайд модели так же содержат талию в названии, а парковые лыжи просто цифровой индекс. Однако в линейке обычно 2-3 модели и их выбирать уже стоит углубляясь в технологии каждой лыжи.

Рельеф на поверхности

Занимаясь горнолыжным спортом, необходимо знать, что поверхность для катания не может быть идеальной. В некоторых зонах придётся идти по буграм или другим неровностям. В таком случае лыжники меняют угол наклона своего тела, при этом стабилизируя равновесие при помощи смены стоек.

Различают несколько изменений угла наклона:

  1. Крупные. Используют на спадах, выкатах.
  2. Мелкие — на впадинах и буграх.

Если спортсмен замечает, что впереди крупные перепады, он должен переходить в более высокую стойку, а после немного опуститься, чтобы снизить инерцию. Если выкаты составляют от 3 метров, то тело заранее нужно подать назад, но при этом наклониться всем корпусом и вытянуть руки вперёд, одновременно выставляя перед собой выпрямленную ногу. Таким же способом можно преодолеть противоуклоны.

Если спортсмен замечает впереди сильный спад при спуске с горы, то может потерять равновесие. При приближении к такому участку, необходимо принять высокую стойку, а при выходе на кривизну наклонить тело вперёд. Когда спад пройдёт, можно принять выпрямленное положение и упор перенести на пятки.

Как выбрать лыжи для фрирайда?

Маркировка на горных лыжах для фрирайда включает в себя 5 основных параметров:

  • ширина носа;
  • ширина талии;
  • ширина пятки;
  • длина;
  • радиус бокового выреза.

Обычные показатели для паудер катания: нос до 150, пятка до 140, талия до 120 мм. При этом радиус выреза довольно мал, а в случаях, когда предполагается катание по очень глубокому снегу может вообще отсутствовать. Рокер на таком инвентаре ярко выраженный 500-700 мм.

Лыжи для карвинга обладают большим боковым вырезом, узкой талией, широким носом и пяткой.

А для фристайла нужны более короткие, мягкие и широкие лыжи, с длинными и высокими рокерами на носке и пятке. Это позволит не прекращать движение, приземляясь спиной вперед после прыжков.

https://youtube.com/watch?v=Uyq4Z_gEPEU%3F

Длина и ширина

Оптимальное соотношение длины и ширины определяет техника фрирайда на горных лыжах. Короткие, широкие позволяют лучше маневрировать на небольших скоростях, чем выше скорость спуска, меньше маневренность, тем уже и длиннее инвентарь.

При выборе длины следует учитывать рост, уровень катания лыжника. Для обучения начинающим райдерам рекомендуют длину равную росту, плюс 10-15 см. Чем длиннее лыжи, тем проще сохранить стабильность направления движения на скорости.

Радиус выреза

Радиус выреза определяет угол поворота. Чем он больше, тем шире дуга, больше устойчивости на высоких скоростях. Так для резких, коротких поворотов нужно выбирать лыжи с радиусом 11-12 м, а для целины более 20 м. В период обучения лучше подбирать универсальные лыжи с радиусом 13-15 м. На них нетрудно делать как короткие, так и длинные повороты.

Жесткость и весовой прогиб

Параметры торсионной жесткости и весового прогиба имеют значение только при агрессивной манере езды, скоростных спусках. Чем выше показатели этих параметров, тем четче получится закладывать резаные повороты. На склонах без подготовки управлять мягкими, широкими лыжами легче, чем узкими, жесткими.

Выбор типа горных лыж по стилю катания

Теперь, когда строение лыжи и ее характеристики стало немного понятнее можно перейти к видам горных лыж по стилю катания.

Деление это часто условно. Оно говорит лишь о том, что одна лыжа лучше подойдет для определенного склона или стиля катания. Но это не означает, что на этих лыжах можно кататься только в таком стиле.

Трассовые (on piste)

Трассовые горные лыжи

Предназначаются для катания по трассам, желательно не по разбитым. В идеале – после ратрака (когда трасса выглядит как на фото выше).

Основной упор в таких лыжах сделан на возможность делать агрессивные повороты.

Для этого они обладают небольшой шириной: ширина талии обычно до 74 мм, радиус от 9 м до 17-18 м.

Все технологии направлены на облегчение начала поворота, стабильность на скорости и уверенный зацеп за склон в повороте.

Жесткость совершенно различная: начальные модели в линейках достаточно мягкие, верхние модели жесткие. Производители это обуславливают разницей в подготовке новичка и уверенного любителя.

Трассовые лыжи в магазинах: Яндекс Маркет, Сбер Мега Маркет.

Спортивные и спорт-цех

Спортивные горные лыжи

Можно считать их подклассом трассовых лыж, т.к. они тоже предназначены для катания только по трассам.

Однако обычно это отдельные модельные ряды лыж, которые соответствуют требованиям спортивных дисциплин, таких как: слалом, гигант-слалом, скоростной спуск и других.

Соревновательные модели (спорт-цех или «цеховые») выполнены с соблюдением всех требований FIS (Fédération Internationale de Ski – международная федерация лыжного спорта).

Геометрия определена требованиями спортивной федерации, в названии присутствует слово FIS и название дисциплины: Atomic Redster FIS SL, Rossignol Hero FIS GS.

Любительские модели могут незначительно отступать от стандартов FIS в геометрии для получения новых ощущений при катании. Естественно и в названии модели нет слова FIS: Salomon X-Race SL и т.д.

Спортивные горные лыжи в магазинах: Яндекс Маркет, Сбер Мега Маркет.

Универсальные (all mountain)

Универсальные горные лыжи

Предназначены для катания по склонам с любым качеством снега. Это вовсе не означает что они одновременно хорошо держат склон и не тонут в пухляке.

Универсалы еще делят на трассовые и нетрассовые.

Трассовые универсальные лыжи по форме напоминают обычные трассовые лыжи, однако ширина их талии начинает от 74 мм и доходит до 82-84 мм.

Предназначены для катания по трассе в любом ее состоянии: по идеальной после ратрака и, например, вечером, когда трасса превратилась в «кашу».

Имеют достаточную жесткость, но повышенную ширину. Многие модели оснащены антивибрационными технологиями для уменьшения амплитуды и времени вибрации при наезде на неровность.

Нетрассовые универсалы из-за своей ширины (талия от 84 до 105-107 мм) уже не позволяют так комфортно перекантовываться и не очень держат повороты. Одновременно с этим лучше всплывают на разбитой трассе и позволяют выехать за границы трассы.

Определить такие лыжи можно по указанию ширины талии в названии модели, например: Rossignol Experience 74 – талия 74 мм, Salomon XDR 80 – талия 80 мм и т.д

Фрирайд

Фрирайд горные лыжи

Широкие лыжи для катания вне трасс, по свежему и глубокому снегу.

Ширина талии от 100-105 мм и более. Прогиб может быть только рокер по всей длине для лучшего всплывания в глубоком снегу.

На таких широких лыжах очень трудно и некомфортно кататься по трассе, т.к. их будет постоянно срывать при попытке поворота.

Некоторые производители включают такие лыжи в категорию «freeski» совместно с парковыми.

Лыжи для фрирайда в магазинах: Яндекс Маркет, Сбер Мега Маркет.

Парк / фристайл / джиббинг

Фристайл / парк горные лыжи

Симметричные лыжи (твинтипы) для катания в парках, по фигурам с выполнением прыжков и различных трюков. Имеют загибы с двух сторон для возможности кататься спиной вперед.

Входят в категорию «freeski» совместно с фрирайд лыжами.

Парковые лыжи в магазинах: Яндекс Маркет, Сбер Мега Маркет.

Бэккантри / Скитур

Это лыжи предназначенные для туризма. Предполагают восхождение в них на вершину и дальнейший спуск.

Специально облегчены, имеют специальные ботинки и крепления с возможностью отрывать пятку ноги от лыжи для передвижения в лыжах.

Комплектуются или имеют специальные крепления для камусов (накладки на скользяк, не позволяющие ехать лыжам назад).

Модели для ски-тура в магазинах: Яндекс Маркет, Сбер Мега Маркет.

Главный вопрос: что вы хотите от катания?

Главное отличие фрирайдерских лыж от всех других — ширина и суммарная площадь поверхности.

В сравнении с остальными моделями, они получаются предельно широкими и отличаются огромными носами, имеющими своеобразный загиб (рокер). Благодаря такой конструкции лыжники не тонут в глубоком снегу и на больших скоростях чувствуют себя как сёрфингисты на морской волне.

Помимо конструкционных различий, лыжи для фрирайда имеют возрастные и гендерные различия. Все они отличаются между собой по мягкости, чувствительности к снежному покрову, а также по геометрии.

Давайте перейдем непосредственно к выбору. Первый делом, вы должны понять, где и как вы будете кататься. А для этого ответе на такие вопросы:

Я хочу кататься быстро или медленно, но с максимальными маневрами? Я хочу кататься по крутым склонам, либо по средней «крутизны»? По глубокому или лёгкому снегу всегда, либо по разбитому?

Вес спортсмена — самая важная характеристика у лыж для фрирайда

Для целины важен вес лыжника. Чем больше вес и мягче покрытие (снег), тем больше должна быть площадь поверхности лыж в сумме.

Точные цифры определяются уже с опытом и индивидуально, но можно вывести некоторые закономерности.

Новичкам стоит запомнить простую формулу: берете свой рост и прибавляете 10 сантиметров. С таким подходом лыжи будут максимально предсказуемы на скорости, маневренные и управляемые. Профессионалы с длиной «играют» и часто прибавляют к росту всего 5 сантиметров — так появляется возможность контролировать все движения и делать трюки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий