Фрирайд на Эльбрусе (глейшер-тревел, альп-фрирайд etc.)
Один из самых комфортных и при этом толковых вариантов продлить себе катальный сезон раскатывая пухлый в июне — поехать на Эльбрус. Что мы и сделали в этом году. Мысли по итогам 1.5 месяцев катания на ледниках Эльбруса — ниже.
Катание на Эльбрусекруглый год
Но, если говорить про апрель-май, то здесь вполне полноценное катание даже по трассам. А их тут за последние пару лет прилично расширили и обустроили (те кто давно не был на Эльбрусе, подивятся, произошедшим переменам).
Терсколе24-26 мая
ледники
На фото — традиционный разминочный спуск по леднику Малый Азау (вариантов проездов 3-4 только основных).
глейшер-тревелом
Мы же любим это дело и, наверное, в стране катаем по ледникам больше всего. Это наш фан. Исключение — еще несколько человек, вроде Кости Заздравных и еще пары «маньяков».
…
альп-курсам
— связывание на леднике (принципы, техники);
— дюльфера на АТС, УИАА, с подстраховкой и без;
— спуск напарников, прием их обратно, с подстраховкой и без;
— проведение спасработ на леднике (полиспасты, рачеты, разные схемы, решение сложных задач);
— навеска перил, работа на закрепленной веревке;
— станции на снегу;
Хорошим подспорьем для участников, тех кто озаботился покупкой заранее, стал новый Учебник Альпинизма (2016). Всем рекомендую. Приобрести можно ЗДЕСЬ.
поэтапную акклиматизацию
На фото: Обелиск на Правой гряде (примерно 4250)
Дизель-хатПриюта 11
Серега Веденин (Бегемот), держись… она к тебе планирует приехать!
Дима Быков
Терскольскому леднику
В общем, весна и начало лета на полях Эльбруса — отличное время и в плане катания и в плане приобретения нового опыта. Так что, ребята, все кто покатали с нами, молодцы! Это очередной level UP. Было приятно помогать вам в его освоении.
В следующем году повторим.
Всем безопасного ледникового катания!
Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова Текст: Алекс Кузмицкий
Жилье в Приэльбрусье
- Туристы, посетившие Эльбрус хотя бы один раз, обязательно возвращаются сюда вновь. Это место обладает волшебной силой, привлекающей людей. Прогулки по предгорьям и чистый воздух оказывают дополнительное целебное воздействие на организм. Такой профилактический курс отдыха по-настоящему оздоравливает и придает сил.
- Основные крупные пансионаты в Приэльбрусье были построены еще в советское время. Период постройки небольших частных гостиничных комплексов начался позже. Большинство современных гостиниц были введены в эксплуатацию в наши дни. Некоторые из советских пансионатов работают и сегодня, но их инфраструктура не соответствует современным требованиям. Поэтому цены и уровень комфорта в гостиницах разные: от бюджетного до премиального. Оптимальным вариантом будет остановиться в одной из новых гостиниц, которых в окрестностях Азау и Чегета достаточно много.
- Хороший номер можно найти в современных гостиницах: Кристалл 139, Лагуна, Терскол, Снежный Барс, Смайл и Озон-Чегет. Расположены они между полянами Чегет и Азау. В каждой из гостиниц есть кафе, в меню которого представлены кавказская и европейская кухни.
- Стильные хостелы Elbrus Hi Loft и Black Point предлагают своим гостям комфортное размещение в чистых и уютных номерах. В хостелах есть общая кухня, зона барбекю и террасы с прекрасными видами на горы.
- Отлично отдохнуть на выходных можно в гостинице Moon. Это атмосферное место на берегу реки Баксан, с великолепными номерами и высоким уровнем сервиса.
- А можно переночевать в экстремальных условиях в «отеле над облаками» LeapRus на юго-восточном склоне Эльбруса. Капсульный отель для альпинистов находится на высоте 3912 метров над уровнем моря и считается самым высокогорным в мире.
Канатные дороги на Эльбрус и Чегет
- Для удобства гостей на поляне Азау расположены две станции канатных дорог на Эльбрус. Обе канатки идут параллельно друг другу. Одна не так давно отметила 50-летие, ее называют «старой» канатно-маятниковой дорогой «Эльбрус-1» — это фуникулер, вместимостью до 20 человек единовременно. Для 1969 года, момента ее открытия, канатная дорога считалась чудом технического мастерства, но к XXI веку немного устарела, хотя еще работает в полную силу. На подмогу ей пришла канатная дорога нового гондольного типа, которая имеет современный вид и функционал, обеспечивая большую пропускную способность и удобство для туристов с оборудованием.
- Стоимость экскурсионного билета на новую канатную дорогу — 1550 рублей (для взрослых), 800 рублей (для детей от 6 до 13 лет). Стоимость ски-пасса — от 1200 рублей (для взрослых), от 600 рублей (для детей от 6 до 13 лет).
- 1-ая очередь
- «Азау» (2350 м) — «Кругозор» (3000 м). Время в пути составит 5 минут на «новой» канатке или 12 минут на «старой», перепад высот 650 метров. Протяженность — 1740 метров. Время работы с 9:00 до 17:00. Последний подъем в 16:00.
- 2-ая очередь
- «Кругозор» (3000 м) — «Мир» (3500 м). Время в пути составит 6 минут на «новой» канатке или 12 минут на «старой», перепад высот 500 метров. Протяженность — 1800 метров. Время работы с 9:00 до 17:00. Последний подъем в 16:00.
- 3-я очередь
- «Мир» (3500 м) — «Гара-Баши» (3847 м). Время в пути 6 минут на «новой» гондольной канатке или 12 минут на однокресельной «старой», перепад высот 347 метров. Протяженность — 1686 метров. Время работы с 9:00 до 16:30. Последний подъем в 15:30.
- Если от высоты не закружится голова, то от станции «Гара-Баши» (3847 м), за дополнительную плату, можно подняться еще выше на ратраке до станции «Приют-11» (4050 м). Время в пути 10 минут.
На Чегете канатно-кресельная подвесная дорога включает две очереди, первая из которых была введена в эксплуатацию в 1963 году. Одновременно с открытием первой очереди канатной дороги на станции «Чегет 2» было построено первое высокогорное кафе «Ай», которое работает по сей день. Интерьер в кафе советский, но кормят вкусно. В 1966 году была введена в эксплуатацию вторая очередь канатной дороги, увеличившая пассажиропоток к вершинам знаменитой горной гряды. С обзорных площадок на Чегете открывается впечатляющий вид на Баксанское ущелье, двуглавый Эльбрус, вершины Накра и Когутай. А на завораживающую темную стену горы Донгуз-Орун с ледником «Семёрка» можно смотреть бесконечно. Стоимость экскурсионного билета — от 500 рублей. Стоимость ски-пасса — от 800 рублей. 1-ая очередь «Чегет» (2100 м) — «Чегет 2» (2750 м). Эта очередь оснащена двумя параллельными дорогами с одним и двумя креслами. Однокресельная система способна обслужить 350 человек в час, а двукресельная – 600 человек. Перепад высот 650 метров. Протяженность — 1500 метров. Время в пути составляет 17 минут. 2-ая очередь «Чегет 2» (2750 м) — «Чегет 3» (3000 м). Здесь работает однокресельный подъемник. Перепад высот 250 метров. Протяженность — 980 метров. Время в пути составляет 13 минут
Важно учесть, что канатная дорога на Чегете открытого типа, поэтому теплые вещи будут кстати. Иногда случаются перебои с электричеством и канатка останавливается, а туристы зависают над пропастью
В такой ситуации главное не паниковать и не смотреть вниз, а спокойно ждать пока возобновится движение.
P.S. о современном туристическом питании
В последнее время меня часто спрашивает, а что я ем в походах. Тема достаточно длинная и коротко тут не ответишь (пока я пишу свой текст на эту тему можно почитать хороший текст у Тимура), но ради истории оставлю здесь полный список туристических походных сублиматов, которые мы брали с собой в эту поездку (так как с палаткой походить не вышло, большую часть конечно не съели, но сам факт думаю многим интересен)
Первое:
- крем-суп из брокколи на сливках
- суп том-ям
- борщ
Второе:
- рис с лисичками
- паста карбонара
- паста болоньезе
- наси-горенг
- рагу из говядины с картошкой
- гречка с говядиной в томатном соусе
Десерты:
- рисовый пудинг с ванилью
- лимонный крем
- яблочное пюре
- клюквенный морс
- облепиховый морс
P.S. 1) Сублиматы куплены в Спорт-Марафон (раздел “Туристическое питание”) 2) Разумеется базовые продукты, конечно, можно докупать в Терсколе.
И ещё советы для тех, кто только собирается на Эльбрус
Обязательно пройдитесь по эко-тропе от Чегета до Терскола. Это займёт около 20 минут, но зато невероятно круто
1. Не пренебрегайте солнцезащитным кремом. В ясную погоду, которая к слову тут не редкость, можно очень сильно обгореть всего за пару часов. Особенно в летний сезон.
2. Без опыта на Чегете не катайтесь, это может сказаться на вашем здоровье. Если собрались всё-таки туда, то обязательно оформите страховку.
3. Обязательно берите с собой термо-белье, оно очень выручает в горах. На высоте до 2500 метров вам не будет холодно, а вот выше — совершенно точно да.
4. Иногда на Эльбрусе сходят лавины, из-за чего дорогу до аэропорта могут закрыть на обслуживание
Так что последний день планируйте по времени очень осторожно
5. Запасайтесь деньгами на такси. От Чегета до Азау оно обойдётся в 300-400 рублей в одну сторону. Если компания из 4 человек, то с каждого выйдет по 100 рублей.
Все фотографии в статье:
iPhones.ru
Доволен.
Рассказать
Артём Баусов
Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией.
Telegram: @TemaBausov
Нальчик
Соседняя с Карачаево-Черкесской Республикой Кабардино-Балкария на своей половине Кавказских гор приютила ещё два исторических курорта страны — Эльбрус-Азау и Чегет, добираться до которых лучше всего на такси от аэропорта столицы республики — Нальчика.
Чегет
Поездка на Чегет с его уровнем сервиса и первым в стране канатно-кресельным подъёмником, открывшимся в далёком 1963 году, вполне может сойти за путешествие во времени. На трассах нет ни маркировок, ни ратраков, ни света — только хардкор, то есть практически фрирайд даже по официально отмеченным на карте трассам. Многодневных ски-пассов нет, а цены на подъёмники «ориентировочные» и «могут меняться» (цитаты с сайта).
Трассы Чегета считаются самыми крутыми и сложными в России. Длина единственной «зелёной» всего 350 метров. Кататься в удовольствие здесь смогут разве что опытные райдеры — целина, пухляк, уклон под 45 градусов, маршруты через сосновый лес, по буграм. Лыжникам рекомендуют собираться в группы, взяв с собой всё необходимое лавинное снаряжение (бипер, щуп, лопата, рация). Учитывая все эти сложности, Чегет, пожалуй, откладывается в нашем отпускном списке на «никогда».
Поездка на Чегет с его уровнем сервиса и первым в стране канатно-кресельным подъёмником, вполне может сойти за путешествие во времени. Фото: ГК Чегет
Эльбрус-Азау
Эльбрус, словно геолог из советского фильма, высок, красив, надёжен и одинок. Скатиться с самой высокой горы в России мечтают многие, но не каждому это удаётся. Курорт Эльбрус-Азау находится в долине Азау. Здесь семь трасс и три очереди самой высокой в России канатной дороги, поднимающейся до верхней станции Гара-Баши на 3780 м над уровнем моря.
Нахождение на таких высотах может вызывать кислородное голодание и резкие перепады давления, поэтому новичкам рекомендуют постепенную акклиматизацию. Зато потом с высоты в 2000 м можно ехать на лыжах или сноуборде в течение целого часа — удовольствие для настоящих ценителей.
Скатиться с самой высокой горы в России мечтают многие, но не каждому это удаётся. Фото: Эльбрус
Кататься на Эльбрус приезжают не только за вдохновляющими горными пейзажами, но и за экономичным во всех смыслах этого слова сервисом. Жить, несмотря на наличие отелей, отдыхающие предпочитают в частном секторе, тем более что цены от 400 руб&/ночь не могут не вызывать приятных эмоций.
Ресторанов, кафе и небольших палаток с блюдами местной кухни на разных полянах курорта много — без супа чанахи и варёной баранины никто не останется. Правда, для ещё большей экономии готовить путешественники тоже предпочитают сами. Основные продукты закупают в сетевых магазинах Нальчика, остальные докупают в ближайшем к Чегету и Азау селе Терскол. С собой везде нужно брать наличные — цивилизация с её банковскими картами на самую высокую точку России пока не вскарабкалась.
Кататься на Эльбрус приезжают не только за вдохновляющими горными пейзажами, но и за экономичным во всех смыслах этого слова сервисом. Фото: Эльбрус
Эльбрус-Азау при первом знакомстве с инфраструктурой кажется курортом идеальным для молодых и свободных. Отдыхать семьям с детьми тут будет сложнее не только из-за больших перепадов высот и возможных проблем с акклиматизацией, но и в связи с довольно скудным набором дополнительных развлечений. Есть тюбинговая трасса, катание на лошадях и прогулки по экологическим тропам. А остальное — бани, бары, термальные источники и караоке — стоят строго в категории 18+.
Единой школы катания на курорте нет, инструкторов нужно искать самостоятельно и договариваться в лично, как с таксистами. Ни аниматоров, ни вожатых, ни аэрохоккея на Эльбрусе тоже нет. Подождём, когда дети подрастут, тогда и поедем — либо они без нас, либо мы без них.
Эльбрус-Азау при первом знакомстве с инфраструктурой кажется курортом идеальным для молодых и свободных. Фото: Эльбрус
Добрались. Заселение и проживание
Наш скромный номер
Среди вариантов размещения в Терсколе и Чегете — различные отели, гостевые дома и даже квартиры. Пройти мимо них не получится, особенно в Чегете, куда мы и решили поселиться.
Там находится особенно опасная трасса, совершенно не подготовленная для горнолыжников. Нет, там есть базовая инфраструктура, но только лишь базовая. Конкретных трасс нет, можно ехать куда глаза глядят по большой еле огороженной территории. На спуске огромное число деревьев, камней и других препятствий. Вероятно, поэтому там собираются все экстремалы в России.
Но лично нам эта зона приглянулась подъемом на вершину с целью «просто посмотреть». Об этом чуть позже.
Виды завораживают
Виды с поляны Чегет
В среднем, проживание на 6 дней вам обойдётся в районе 20 тыс. рублей, если брать отели и гостевые дома. С квартирами чуть попроще, но их мало.
«Цивилизации» тут мало. На Чегет и Терскол всего 3 банкомата Сбербанка, 2 из которых на момент нашего присутствия там не работали. По факту нормально работающий банкомат был только на поляне Азау, где все и катаются. Это самая дальняя точка от Чегета.
Советую заранее обзавестись большим количеством наличных. В горах почти никто не принимает карты, но большинство согласно на переводы с карты на карту. Из всех мест, где я видел платёжные терминалы: подъёмник в Чегете и винный магазин в Терсколе. Остальные — либо наличка, либо перевод.
Это фото иллюстрирует по сути все расположения: Азау, Чегет и Терскол. Везде одинаково застроено всё магазинами, прокатами и отелями
Местные улицы в Чегете
А это в Терсколе
Поскольку оставить там придётся немало, то лучше не тратить лимит по карте и ходить с наличными. При нашем относительно бюджетном времяпрепровождении только на проживание и еду ушло порядка 30-35 тыс. рублей с человека.
В Чегете и Терсколе просто уйма кафе и ресторанов. И это, по сути, основное место для питания. Лучше заранее озаботиться завтраком и ужином в отеле, чтобы сильно не переплачивать за еду в подобных заведениях.
Проблема в том, что до ближайшего адекватного магазина не меньше 30 км. Местные небольшие лавки предлагают крайне скромный выбор провизии, и особого разнообразия в них вы не увидите. Зато везде можно купить чурчхелу!
Цены в магазинах примерно такие же, как в Москве или Санкт-Петербурге. Ничего особенного.
Возникновение фрирайда
Итак, мы уже поняли, что, грубо говоря, фрирайд — это свободное катание.
Начинался этот стиль не со сноуборда, а с горных лыж. Катание на них всегда было занятием, не предназначенным для спортсменов, слабых духом. Только представьте, неизведанные склоны, изнуряющий подъём в гору с поклажей, в которой всё необходимое (ведь в глухих горах нет никакой инфраструктуры). Ещё минимальные температуры и отсутствие возможности зайти куда-то и погреться.
И всё это лишь ради того, чтобы навстречу ветру и адреналину спуститься с заснеженного склона, извлекая из-под своей обширной деревянной «обуви» потоки снежных искр.
А что теперь? Теперь горнолыжный спорт стал очень популярным. Существует множество специальных курортов, где спортсменов и напоят, и накормят, и обогреют. Трассы для катания там безопасные и ограждённые, а где-то на периметре всегда дежурит врач.
Однако существуют люди, которым тесен узкий ограждённый проём, по которому рядом с тобой проносятся сотни отдыхающих. Эти люди и продолжают развивать фрирайд.
Толчок в развитии этого катания дало изобретение сноуборда. Именно сноубордисты больше других любят такие свободные спуски.
Сопутствующие услуги
Прокат
На курорте есть около десятка магазинов, где можно купить специальное снаряжение для спорта или альпинизма. Но такая покупка не всегда обоснована. Поэтому проще и дешевле обратиться в пункты проката. Прокат осуществляют все в тех же магазинах или в специальных пунктах проката в долине Азау и Чегет. Порой такую услугу предоставляют в отелях для проживающих.
Считается прокат на сутки. За оборудование или снаряжение вносится залог или/и документ.
Можно взять сразу комплект: лыжи + палки + ботинки или сноуборд + ботинки. Детский стоит 600 рублей, взрослый 900 рублей — в первый день. В последующие или если оплачивать сразу на несколько дней — дешевле, в январские праздники дороже. Также в прокате очки, шлемы, куртки, комбинезоны, палатки, санки, непромокаемые брюки и множество других вещей, которые новичкам даже не приходят в голову.
В местах проката зачастую оказывают услуги по ремонту пострадавшего снаряжения.
Магазины со спортивным снаряжением
- Терскол: «Альпиндустрия», «Туристическое снаряжение», «Эльбрус-навигатор», «Открытый мир»
- Поляна Азау: «Вертикаль»
Аптеки
- На станции канатной дороги «Азау»
- В пансионате «Чегет» и гостинице «Снежный барс» на поляне Чегет
- В здании почты поселка Терскол
- В поселке Тырнауз
Банкоматы
- В поселке Терскол – «Еврокоммерц» и «Сбербанк России» в отеле «Эльбруссия», Кавказский Банк Развития на турбазе «Терскол»
- Поляна Чегет – «Сбербанк России» в пансионате «Чегет»
Персональный инструктор
Для желающих обучаться с инструктором нужно иметь в виду, что записываться надо заранее. Их работа очень востребована. Ориентировочно один час индивидуального занятия стоит 1000 рублей.
Есть инструктора, обучающие детей.
Ловить такого важного человека можно возле подъемников или непосредственно во время проведения инструктажа на полянах. Каждый тренер имеет свой подход
Будет лучше, если вы немного понаблюдаете за его работой со стороны, а потом примете решение нанимать или нет.
Каждый тренер имеет свой подход. Будет лучше, если вы немного понаблюдаете за его работой со стороны, а потом примете решение нанимать или нет.
Если вы встали на лыжи впервые, не экономьте на консультациях для новичка. Они могут не только принести вам удовольствие, но и сохранить здоровье.
Трансфер
Можно заказывать автомобили разного класса и разной вместимости, плоть до микроавтобусов и грузовиков. К вам приедут в указанное вами время и отвезут, куда нужно. Возможна встреча в аэропорту или на железнодорожном вокзале.
Заказать трансфер можно заблаговременно тут: http://prielbrusie-ski.ru/order-transfer/
Связь
На горнолыжных курортах Кавказа лучше всего работает связь мобильных операторов «Мегафон», «МТС» и «Билайн». Не забывайте, что вы будете находиться в зоне роуминга. Входящие звонки тарифицируются, исходящие идут по высокой цене. Уточняйте стоимость услуг у вашего оператора связи.
Для связи с друзьями на склонах используйте рации.
Wi-Fi и интернет-кафе
Кафе для доступа в сеть есть в пансионате «Чегет» на одноименной поляне. Еще одно в Терсколе. Wi-Fi предоставляют множество отелей и пансионатов.
Новый год в Приэльбрусье
Рождественские каникулы многие стремятся провести в горах, поэтому на склонах горнолыжного курорта Приэльбрусье в это время многолюдно. Новогодние праздники здесь богаты на развлекательные мероприятия: массовые гуляния, анимационные программы для детей. Можно покататься на снегоходах, взять напрокат санки. Здесь заливаются несколько ледовых катков, оборудованных освещением, поэтому прийти можно даже после захода солнца.
В Приэльбрусье есть пара пейнтбольных площадок, где одновременно могут играть до 16 человек. Вам также предложат ледолазание, бани, сауны, бильярд, дискотеку и караоке. Все это, как правило, можно найти в своем отеле.
Поскольку горнолыжный курорт Приэльбрусье пользуется большим спросом на новогодние праздники, озаботиться бронированием жилья и покупкой билетов сюда стоит заранее. Так не только все спланируете без суеты, но и сможете сэкономить
Это важно, поскольку цены к праздникам вырастают примерно на треть. И, если пойдете на праздничный ужин в новогоднюю ночь, плюс еще дополнительные расходы
Во время рождественских каникул в Приэльбрусье доступны не только снежные забавы, здесь открыта и часть экскурсионных маршрутов.
Гора Чегет, самые вкусные пирожки и озеро Донгуз-Орун
Чегет — одна из вершин Приэльбрусья на отроге Главного Кавказского хребта. Гора имеет высоту 3 769 метров и находится к югу от Эльбруса, а севернее возвышаются Когутай, Донгуз-Орун, Накра-Тау. У подножья Чегета расположилась небольшая ровная площадка — так называемая Чегетская поляна с отелями, кафе, магазинами и рынком, где можно купить сувениры.
Чегет — известнейший кавказский горнолыжный курорт. Еще в советские времена он был одним из наиболее часто посещаемых. Из-за сложных трасс катание здесь — дело экстремальное и малоподходящее для новичков.
Но нас интересует летний отдых на Чегете.
Особенности маршрута
Подъем наверх тут непростой, он начинается с поляны Чегет: тропа сразу уходит круто вверх, а затем становится чуть более пологой. Однако большую часть маршрута дорога будет идти вверх. Зато какие виды! Слева весь путь вас будет сопровождать величественный ледник «Семерка» и гора Донгуз-Орун (4 454 метра).
Однако Если не хочется долго идти пешком, можно подняться на гору на открытом канатно-кресельном подъемнике. Билет стоит 900 рублей за подъем и спуск.
Вкусные пирожки
В обоих случаях мы приходим к станции канатной дороги на высоте 2 750 метров. Если вы идете пешком — это отличное место для отдыха. На высокогорной поляне есть несколько точек общепита. Знаменитым является кафе «Пирожковая», где можно купить вкуснейшие пирожки с ягодной начинкой — брусникой, малиной или черникой. Есть и чебуреки с мясной, сырной начинкой, с капустой. Стоимость пирожка или чебурека — 200 рублей.
Также на слуху у туристов кафе «Ай». Это было первое высокогорное кафе в Советском Союзе, построенное на высоте 2 719 метров в начале 1960-х годов.
С этой точки можно либо подняться на вершину Чегета на однокресельном открытом подъемнике, либо пойти к озеру Донгуз-Орун. Мы выбрали второй вариант.
Донгуз-Орун
Озеро находится между двумя вершинами: Донгуз-орун-баши (4 450 метров и Накра-тау (4 228) на склоне горы Чегет.
Озеро имеет нетипичную продолговатую форму и бирюзовый цвет, но палитра может меняться от изумрудного до болотисто-зеленого цвета, а часть озера имеет коричневый оттенок. Вода в нем стекает с тающих ледников по склонам. Размывая почву, она несет в озеро различные минералы, которые окрашивают жидкость.
Маршрут до озера начинается от станции канатной дороги. Тропа узкая, идет по склону горы и практически горизонтальная — без спусков и подъемов. Путь займет около часа по альпийским лугам, где в июне можно увидеть красивый рододендрон. На пути вы встретите много ручьев.
С тропы открывается замечательный вид на ледник «Семерка». В этом месте можно услышать, как он трескается: звук сильно напоминает раскатистый гром.
А в конце маршрута будет Донгуз-Орун-Кёль, к нему можно спуститься.
А дальше по тропе проход закрыт, так как начинается пограничная зона — рядом граница с Грузией. Чтобы пройти дальше, нужно иметь специальный пропуск; его нужно получать заранее через ФСБ России.
Путь назад
Обратно нужно идти не по прежней дороге, а по тропе, которая находится чуть ниже на склоне. Вы выйдете не к канатной дороге, а к широкой тропе, по которой поднимались на Чегет.
Если же вы с самого начала ехали на канатке, то возвращаться нужно прежним путем.
Лучшие горнолыжные курорты для профи
Тем, кто уверенно владеет горными лыжами, интересно кататься на более сложных трассах, где не встречаются на спуске неопытные новички. Для таких туристов есть горнолыжные курорты России, где они могут получить хорошую порцию адреналина.
«Чиндирчеро» в Дагестане
Этот высокогорный комплекс (2500 м над уровнем моря) построен рядом с селом Гинтой Акушинского района республики Дагестан. Добраться туда можно самолетом или поездом до столицы Дагестана Махачкалы, а оттуда преодолеть 150 км до места на маршрутке. Можно приехать на поезде до Каспийска, который находится в 100 км от Гинты.
Зимний сезон продолжается с ноября по март. Средняя температура ― от -9 до -11 градусов. В наличии 6 простых трасс и 4 ― повышенной сложности, на которых кататься разрешено с инструктором. Еще одна особенность «Чиндирчеро»: до верхней точки черного спуска для фрирайдинга подъемники не доходят, поэтому нужно воспользоваться снегоходами.
«Цей» в Северной Осетии
Курорт находится рядом со знаменитым Цейским ущельем в Северной Осетии. Сюда приезжают полюбоваться ледниковыми вершинами, здесь проходят сложнейшие маршруты для туристов, альпинистов и горнолыжников.
Горнолыжный комплекс располагает трассами исключительно для опытных лыжников, зеленые спуски отсутствуют. На территории курорта работают несколько отелей и есть пункт проката.
Добраться сюда можно на самолете до Владикавказа или на поезде до Пятигорска, Нальчика или Минеральных Вод. Из этих городов в «Цей» лучше ехать на машине, так как большой автобус по зимней дороге доехать на высоту 2000 м, где находится курорт, не сможет.
Горнолыжное катание на Домбае
Этот курорт популярен с советских времен. Он находится в Тебердинском заповеднике (Карачаево-Черкессия). Добраться до места можно из аэропорта в Минеральных Водах на арендованном автомобиле или такси.
Это любимое место экстремалов и фрирайдеров. На Домбае за дополнительную плату можно осуществить спуск по нетронутому снегу по определенной трассе. До некоторых точек подъемники не доходят, и лыжников высаживают из вертолета. На Домбае сложная система канатных дорог, они пересекаются, и в этих пунктах можно делать пересадку. Пункты проката снаряжения есть в жилом комплексе и на горе.
найти отель
«Эльбрус-Азау»
Располагается на самой высокой в Европе вершине. Горнолыжный курорт «Эльбрус-Азау» предлагает разные по трудности трассы. В пункте «Гара-Баши», который находится от долины Азау на высоте 3780 м, экстремалы катаются круглый год. Черно-красная трасса от станции «Приют-11» (4100 м), куда можно добраться только на гусеничном ратраке, до «Гара-баши» поддается только настоящим профессионалам.
найти отель
Это не весь перечень горнолыжных комплексов России, а только обзор лучших по статистике мест для зимнего отдыха в бюджетном сегменте. Прекрасные базы для катания есть также на Алтае, в Куршской косе (Калининградская область), в Саратовской области (на Хвалынских горах), под Нижним Новгородом и даже в Москве, несмотря на теплую погоду и малоснежность. Поехать в тур можно в любое их этих мест.
Где?
Фрирайд в России
Если не говорить об экстремалах, которые безрассудно отправляются в неизведанные горы для спуска, не заручившись при этом помощью спасателей, то фрирайдеры чаще «обитают» вблизи горнолыжных трасс. Там, где есть подъёмники. Там, где неподалёку дежурят врачи. Там, где можно покушать и переночевать со всеми удобствами.
Отлично подходят для такой езды курорты Кавказа — Эльбрус-Чегет, Домбай и Красная Поляна. Своей популярностью эти места обязаны огромным просторам, которые богаты рельефом и небольшим количеством райдеров.
Вторым в этом перечне следует упомянуть город Кировск Мурманской области. У него свои преимущества. Например, он расположен недалеко от столицы, а сезон в нём тянется очень долго.
Глупо было бы не упомянуть в этом списке Уральские горы. С каждым годом там появляется всё больше горнолыжных курортов, что помогает держать плотность количества приезжающих катальщиков на комфортном уровне. ГЛЦ «Банное», «Абзаково» по праву зовут уральской Швейцарией.
Фрирайд за рубежом
Теперь перенесёмся за пределы родных пенатов.
В мире есть несколько крупных горнолыжных кластеров. Ближе всего к нашему родному дому располагаются Европейские Альпы. Располагаются они сразу на территории четырёх стран: Австрии, Швейцарии, Италии и Франции. Правда, администрация альпийских курортов, чаще всего, пытается обуздать диковатый фрирайд и запрещает отдыхающим выходить за пределы обустроенных трасс без гида. Это делает спорт менее опасным, но более дорогостоящим.
Мировая столица фрирайда разместилась в Северной Америке, а, точнее, на Аляске. Особенные ветра и близость к морю сделали снег там очень липким. Он прикрепляется к склонам гор с уклонами, на которых он обычно не лежит. Трассы там способствуют наибольшему выплеску адреналина спортсменов. По признанию тех, кто уже опробовал эти склоны, езда там более походит на свободное падение. При этом спуск почти не уступает в скорости полёту.