Kawasaki ZZR 400
Спортивно-туристический аппарат, который является классическим представителем данной ниши. Модель впервые вышла с конвейера еще в 1990 году и далее выпускалась вплоть до 2007 года. За этот период мотоцикл пережил немало рестайлингов и обновлений, охватывая все большую аудиторию поклонников. Силовая начинка модели взята от старшей модификации ZZR 600. Правда, новый туристический эндуро, 400-кубовый двигатель которого обусловил менее агрессивный характер езды, лишился масляного радиатора и получил другую систему выпуска. Также среди особенностей ZZR 400 выделяют регулируемые подвески, алюминиевую раму, 6-тиступенчатую «коробку», а также наличие инерционного наддува. Скромная силовая установка отличается и экономностью. Kawasaki этой модификации потребляет в среднем 7-8 л на 100 км. К слову, это важный момент именно для экспедиционных эндуро. Такие мотоциклы не ставят целью преодоление сложных экстремальных препятствий, поэтому высокая мощность для них не так важна. Зато преодоление многокилометровых дистанций является обычным делом для подобных байков. Соответственно, экономный райдер должен думать и о соответствующем расходе топлива.
Кроссовые мотоботы – незаменимая экипировка для бездорожья
Мотоботы для эндуро являются необходимым элементом для езды в условиях бездорожья.
Они обеспечивают целый ряд важных в данной ситуации условий:
- Защита. Отсутствие дороги или её плохое качество подразумевают отдаленность от цивилизации. Травмы и сами по себе неприятны, а в условиях, где оказать первую помощь невозможно, они доставляют массу неудобств. Даже с посторонней помощью добраться до ближайшего медицинского учреждения с травмой ноги может стать большой проблемой. Надежная защита мотоботов для эндуро позволяет избежать таких ситуаций.
- Комфорт. Водонепроницаемость данной обуви в условиях бездорожья играет важную роль. Даже серьезные препятствия в виде небольших рек, ручьев и болота оставят следы лишь на наружной части мотоботов. Ноги же останутся сухими, что позволит не отвлекаться от сложных участков пути.
- Плотная посадка на ноге. Большое количество пряжек позволяет зафиксировать ботинки и подогнать их по форме ноги. Это обеспечивает дополнительный комфорт и защиту от вывихов, а также от ударов и толчков, приходящихся на ногу во время езды на мотоцикле.
Критерии выбора эндуро-ботов
Эндуро экипировка выполняет целый ряд функций и защищает от разнообразных травм.
Выбор мотоботов для езды по бездорожью должен опираться на следующий список критериев:
Безопасные. Обувь должна обеспечить безопасность ноги от сдавливания, которое может произойти от падения мотоцикла на ногу, и от изломов и вывихов, которые случаются во время езды. Такая защита достигается за счет жесткости всего ботинка и подошвы, дополнительных укрепляющих элементов и плотной посадки на ноге.
Высокие. Высота ботинок и большое количество застежек позволяют надежно зафиксировать ногу, что защищает от излома во время падения – голеностоп в этом случае остается практически неподвижным. Кроме того, езда по бездорожью повышает риск ударов ветками, камнями и прочими мелкими препятствиями, которые не принесут никаких травм при использовании мотоботов для эндуро.
Водостойкие. Мотокросс и эндуро напрямую связаны с ездой по грязи, также возможны водные препятствия – ручьи, болота. Поэтому важным критерием мотоботов для эндуро является их водонепроницаемость. Большинство из выпускаемых моделей стойкие к влаге. Стоит заметить, что водонепроницаемость отрицательно сказывается на вентилируемости обуви.
Размер на 1,5-2 больше
Стоит с вниманием подойти к выбору размера. Кроссовая обувь ни в коем случае не должна быть меньшего размера и даже «впритык»
Жесткий пластик, из которого состоят мотоботы полностью исключает возможность разнашивания или растягивания. Маленький размер приведет к сжатию стопы, деформации пальца, нарушению кровообращения и попросту к дискомфорту, при котором внимание на езде будет сложно сосредоточить. Поэтому обувь для мотокросса и эндуро желательно подбирать с небольшим запасом. В то же время слишком большой размер грозит тому, что нога будет болтаться, напрягаться лишний раз, чтобы сохранить положение и станет излишне подвержена травмам.
Жесткий каркас ботинка. Такое строение обеспечивает надежную фиксацию ноги и возможность противостоять ударам и изломам, тем самым обеспечивая защиту от травм.
Пятка и мысок защищены металлическими или пластиковыми колпаками. Это обеспечивает снижение риска возникновения травмы от ударов, приходятся по стопе. При их отсутствии любое столкновение с препятствием грозит переломом или ушибом.
Толстая и жесткая подошва. Подошва у мотобот для эндуро толстая и включает несколько слоев с антишоковым покрытием. Она не должна проскальзывать ни в грязи, ни в воде.
Утягивающие застежки. Этот элемент является особенностью эндуро мотобот. Застежки должны максимально подогнать форму обуви под ногу, чтобы она была жестко зафиксирована
Важно обратить внимание на их качество.
Защитные щитки на голени и на щиколотке. Снижают вероятность риска травм от ударов
Выполняются, как правило, из пластика.
Мощный протектор подошвы. Обеспечивает дополнительную защиту стопы и сцепление ботинка с педалями.
Шлем
Первое на что обращают внимание при покупке шлема – размер. Примеряют снаряжение сразу на месте, выбирая наиболее подходящее
Можно заранее подготовиться, чтобы поход в магазин был ненапрасным. Для этого портняжным метром, на 1,5 – 2 сантиметра выше бровей и над ушами измеряют обхват головы. Получившийся результат сверяют с размерной сеткой конкретного производителя.
Шлемы отличаются (в зависимости от производителя) комфортом, качеством вентиляции, весом. Оптимальное сочетание массы и защиты обеспечивают изделия из карбона. Вместе со шлемом приобретают очки. Они бывают нескольких видов, в зависимости от погодных условий. Для эндуро подойдут модели из прозрачного стекла. При мотокроссе рекомендуется использовать монохроматические очки. Там используются стекла, которые меняют прозрачность в зависимости от освещенности. Следует выбирать изделия, оборудованные перемоткой. Это механизм, который позволит по ходу гонки очищать очки от грязи и пыли. Принцип работы прост. По обеим сторонам окуляров установлены катушки – одна с отрывной лентой, другая нет. Когда на очки попадает грязь, гонщик дергает за ручку. Тогда лента с одной катушки наматывается на другую, тем самым очищая линзы.
Как проходят соревнования
Соревнования по эндуро появились более ста лет назад и с того времени претерпели значительные изменения. Сейчас существует более 10 известных многодневных соревнований в России и за рубежом, на которые приезжают побороться знаменитые райдеры со всего мира. Участники соревнований проходят специальные испытания, среди которых: подготовленные эндуро-парки, лесные и извилистые тропы, крутые спуски, подъемы, различные покрытия пересеченной местности, скоростные участки и часовые гонки. В общем, никакого уныния, только экстрим, адреналин и настоящая борьба, которая дает чувство азарта и жажду победы.
С 2001 года в России проходит российский Чемпионат по эндуро. Соревнования проводятся в разных регионах страны, по два дня на каждый этап. Каждый круг содержит специальные участки, которые могут включать в себя скоростные повороты, искусственные или естественные препятствия, прыжки, преодоление бродов и другие испытания. Кстати, мотоциклист должен проходить их на максимальной скорости, что подразумевает экстремальность и зрелищность соревнований.
Есть в России и соревнования для разного уровня райдеров: как для профессионалов, так и для новичков, в которых могут себя попробовать любители покатать в свободное время — так называемые «хоббиты». Это, например, гонка «Шустрая Белка», которая проводится в Карелии, или несколько этапов «Буйные есть?». Эти соревнования вполне доступны для любого эндуриста.
Honda XR 250 Baja
Сложно перепутать этот мотоцикл с любым другим, ведь разработчики наградили его парой огромных круглых фар, что выделяет его в массе аналогичных моделей. Те, кто стали хозяевами этого мотоцикла постоянно изъявляют желание проехаться на нем куда-нибудь подальше. Однако, вряд ли такой поездкой можно вдоволь насладиться.
Эта модель имеет жесткое и узкое сиденье, а загрузка зада приводит к заметной разгрузке переднего колеса, так что езда быстро приводит к дискомфорту. Набирая скорость, мотоцикл теряет устойчивость. Но, конечно же, у «Бахи» есть и положительные черты.
Но при этом он вибрирует гораздо сильней. Задняя подвеска оснащена системой рычага, позволяя работать лучше, чем простой маятник. Baja также имеет меньший вес по сравнению со своими одноклассниками. Приверженцы именно этой модели не раз разъезжали в Алтае, по высокогорью Тывы и в других живописных местах. В горной местности такие мотоциклы также имеет хорошие показатели.
Мотоботы
При выборе мотобот, как и защиты коленей и шлема, особо экономить не советую. Для регулярной езды лучше покупать топ-модели, которые обеспечат вам высокий уровень комфорта, безопасности и прослужат не один сезон. Тут подойдут и модели для мотокросса, из «топовых» это – Gaerne SG12, Alpinestars Tech 8 и Tech 10, SIDI Crossfire, TCX Pro 2 и Fox Instinct. Главное при выборе – примерка, так как из-за специфики ног, например с высоким подъемом, некоторые топ-модели Вам могут не подойти и доставят дискомфорт.
Также многие из производителей выпускают и специальные модели для эндуро и внедорожных путешествий. Отличаются они обычно усиленным мысом и особой рифленой подошвой. Тут выбор также не маленький. Для начального уровня можно рассмотреть модели: Gaerne GX-1 Enduro, SIDI SABER MX ENDURO, Fox Comp 5 Offroad и Tech 3 AT. Недавно Fox выпустила внедорожный вариант своих топовых бот – Instinct Offroad.
Для путешествий предназначены модели Sidi Adventure Boots GTX, TCX X-Desert Boots GTX WP и другие. Совет: Мотоботы лучше покупать на размер больше и мерить на термоноски (или чулки). Иначе будут тереть, а пальцы затекут.
Обувь для верховой езды
Правильная обувь очень важна при езде верхом, поскольку предотвращает проскальзывание ноги в стремя или застревание ее в стремени при падении. Не следует ездить в кроссовках, тапочках, туфлях или босоножках, а также в обуви с рифленым протектором.
Сапоги
Наиболее подходящая обувь для верховой езды – это достаточно узконосые сапоги на тонкой гладкой подошве и с небольшим (до 2см), но четко обозначенным каблуком. Желательно иметь высокие, заканчивающиеся под коленом сапоги, изготовленные из мягкой кожи, хорошо облегающие ноги. Такие сапоги позволяют «чувствовать» лошадь ногами и более правильно передавать команды. Некоторые сапоги для удобства снимания имеют сзади молнию.
Сапоги из пластика внешне похожи на кожаные, но цена на них намного ниже. Однако они не пропускают воздух, отчего ноги в них потеют.
Ботинки
Начинающему всаднику совсем необязательно запасаться дорогими кожаными сапогами, можно ограничиться жесткими ботинками на плоской подошве с небольшим каблуком. При этом желательно, чтобы у них был гладким и верх – без шнуровок и пряжек. Кроме того ботинки легче одеваются и занимают гораздо меньше места в сумке.
Однако, ездить просто в ботинкахнеудобно, поэтому к ним нужны краги.
Краги
Краги (из кожи или замши) напоминают голенища сапог, и имеют сбоку молнию или пряжки. Они одеваются сверху на ботинки и служат для защиты внутренней поверхности ноги от потертостей, а также защищают от грязи. Краги удобны тем, что их можно использовать в любой сезон, поскольку объем голени регулируется в зависимости от типа брюк – зимних или летних.
Краги используются в повседневной верховой езде, выступать в них на официальных спортивных соревнованиях правилами конного спорта запрещается.
Где научиться эндуро
Научиться не только эндуро, но и мотокроссу, и ралли ты можешь в мотошколе REM. Они тренируют парней, девушек и даже детей от 5 лет. Кстати, для начала обучения тебе не нужны права категории А и собственный мотоцикл. Тебе выдадут мотоцикл, необходимую защитную экипировку и, само собой, научат уверенному управлению. Возраст неважен: начинают с нуля как подростки, так и зрелые мужчины 40 лет, которым не хватает драйва.
Начинается обучение с освоения базовой техники, которая необходима и для мотокросса, и для эндуро. Авторская методика основателя мотошколы, Евгения Пожарского, серебрянного призера кубка России и мастера спорта по кросс-кантри ралли, позволяет быстро освоить технику управления. Для каждого ученика разрабатывается своя персональная программа обучения с учетом его опыта и целей.
В школе есть вся доступная техника для разных уровней обучения: KTM SX 50, Suzuki RM 85, Honda CR125, Kayo K6 250, Kawasaki KLX300 и KTM 450 & KTM 500. Обучение и соревнования проводятся на территории мотоклуба и на других трассах и объектах. Опытные тренеры подготовят тебя как к безопасным прогулкам по лесу, так и к гонкам. Особенностью обучения в мотошколе REM является проведение тренировок в любое время года. Кстати, если у тебя есть собственный мотоцикл, то обучение обойдется тебе намного дешевле, плюс ты получишь квалифицированную помощь в обслуживании, а также сможешь хранить свой мотоцикл на территории комплекса, как в гараже.
В сентябре мотошкола REM организует свой третий в этом году эндуро-тур. 5 тренировочных дней в Геленджике, а также отдых на море. Успей записаться, тренировки пройдут с 10 по 17 сентября. Тебя ждут горные зрелищные маршруты с местным гидом и тренером, отдых на море, отличная компания и прокачка своих навыков в режиме нонстоп.
Yamaha TTR250 Raid
Эта модель не создана для прыжков. TTR250 – это универсальное средство передвижения, которое хорошо подойдет для каждодневной езды или для путешествий на длительные расстояния. Но его подвески не рассчитаны для прыжков, поэтому выбрать его для этих целей будет ошибкой.
Yamaha TTR250 прост в управлении, а маневрировать им еще легче. Двигатель отлично показывает себя как в работе на низах, так и на верхах, что будет огромным плюсом для того, кто делает выбор своего первого железного коня. Насчет эргономичности TTR250 существуют разные точки зрения.
- Некоторые выделят его, как удобную модель, прекрасно подходящую для путешествий.
- Другие сетуют на слишком большой бак и неудобную конфигурацию бокового пластика, что может ограничить свободу действий водителя во время езды стоя.
Многие отмечают простоту и продуманность карбюратора, благодаря наличию ускорительного насоса. Имея желание можно сделать небольшой апгрейд и добавить кик и масляный радиатор.
Заявки на участие
Весь документ
3. Заявки на участие
2. Заявка на участие в спортивных соревнованиях (Приложение 2), подписанная руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта, руководителем региональной спортивной федерации и врачом, предоставляется в комиссию по допуску участников в 1 (одном) экземпляре в день приезда.
3. К заявке прилагаются следующие документы на каждого спортсмена:
— паспорт гражданина Российской Федерации;
— зачетная классификационная книжка;
— полис страхования жизни и здоровья от несчастных случаев (оригинал);
— полис обязательного медицинского страхования;
— регистрационное свидетельство, выдаваемое национальной или международной федерацией в подтверждение соответствия определенным квалификационным или иным требованиям по соответствующей спортивной дисциплине;
— иные документы в соответствии с правилами вида спорта “мотоциклетный спорт”.
Защита тела и шеи
Здесь выбор велик, это всевозможные «черепашки», «панцири» и облегченные защиты преимущественно от компании Leatt. Если Вы выбрали «панцирь», который больше подходит для занятий мотокроссом, то учитывайте, что вам придется докупать налокотники. Из «панцирей» можем рекомендовать модели: Leatt Pro Lite, Leatt Adventure Lite Shox, Leatt Chest Protector 4.5, Fox Racing Proframe LC. Панцири с плечами: Leatt 5.5 PRO, Leatt Adventure,
При выборе «черепашки» (сетчатая рубаха с прикрепленной к ней защитой), которая продается уже в комплекте с налокотниками и защитой плеч, вам надо будет более тщательно определиться с размером
Обращаю внимание, что некоторые модели идут уже со встроенным поясничным поясом. Тут можно посоветовать такие варианты: Fox Titan Sport, Alpinestars Bionic Tech, Thor Impact Rig SE (с поясом), Zandona Corax Evo X7 (с поясом) и Acerbis Koerta 2 (с поясом)
«Черепаха» без рукавов со встроенным поясничным поясом: Leatt 5.5. На мой взгляд наиболее оптимальным вариантом будет облегчённая защита тела с защитой плеч и локтей от Leatt, которая прекрасно совместима с защитой шеи. Вам стоит рассмотреть такие модели, как Leatt Brace 3DF AirFit. , Leatt 3DF Airfit Lite и Leatt Body Protector 3DF Airfit. Совет: Экипировка в эндуро, как и в мотокроссе, должна обеспечивать максимум подвижности и не стеснять движений, поэтому при покупке уделите особое внимание примерке.
Наколенники
Для неспешных поездок с друзьями по полям, лесам и прогулок на речку подойдут обычные наколенники. Лучшее, что можно здесь предложить – это уже хорошо зарекомендовавшие себя модели – Thor Force и Leatt Dual Axis.
Если же вы собираетесь принимать участие в соревнованиях по эндуро, кросс-кантри и других внедорожных гонках, то я бы посоветовал купить более серьезную защиту ног – брейсы. Это большая гарантия, что вы сбережете ваши коленные суставы. Тут можно посоветовать продукцию таких производителей: EVS и Pod MX. Популярные модели у Pod MX – K300-K700. Есть еще довольно популярные Leatt C-Frame.
Чтобы брейсы или наколенники не натирали ноги, лучше всего их одевать под них чулки, например, такие как EVS Fusion Riding, Fly Racing Knee Brace Sock (с носком) или EVS Brace (без носка). Совет: На защите своих коленных суставов лучше не экономить, так как операция обойдется намного дороже. Перед покупкой обязательно меряйте.
Виды кроссовых мотоботов для эндуро
Одно из главных различий в многообразии мотоботов – это наличие или отсутствие шарниров:
Шарнирные
Данные модели обеспечивают лучшую защиту и больший комфорт при ходьбе, но и стоимость их дороже.
Шарнир или его аналог, расположенный в области голеностопа, обеспечивает подвижность, но при этом не позволяет стопе выворачиваться за её анатомические пределы и, таким образом, сохраняет целостность сустава.
Такие мотоботы обеспечивают защиту от всех главных опасностей, которым подвергаются ноги мотоциклистов: сдавливание, излом, скручивание и трение.
Бесшарнирные
Они хорошо защищают ноги от травм, получаемых при сдавливании, но из-за отсутствия пластика в районе лодыжки риск скручивания и излома повышается. Это можно протестировать даже в безопасных условиях: если взять такой ботинок за основание одной рукой, а за голень – другой, то его несложно будет сложить пополам или скрутить.
С мотоботом с шарниром проделать такой трюк будет невозможно или потребуется гораздо больше усилий. Если представить, что внутри обуви при таких ситуациях будет находиться нога, становится понятным, что шарнирные мотоботы более надежны. Плюс бесшарнирных мотобот в том, что и стоимость их меньше.
Положению тела на эндуро мотоцикле
Теперь приступим к самой основе при обучении езде на эндуро мотоцикле – правильному положению тела.
Стоит сразу усвоить одно правило – на эндуро мотоцикле на простых и ровных участках нужно сидеть, на сложных стоять. И никак не наоборот, хотя чувство самосохранения будет совершенно с этим не согласно Стоя можно балансировать своим весом, да и подвеска мотоцикла начинает работать правильно. Следовательно вероятность упасть сразу снижается. Когда сидишь, вроде бы падать ниже. Но если стоя при потере баланса, легко удастся опереться ногой о поверхность, то сидя сделать это в разы сложнее. Так что еще раз, в сложных местах стоим, в легких сидим. Бонусом к такой езде будет отсутствие затекших ног и булок.
Как правильно сидеть на эндуро мотоцикле
Кстати, сидеть на мотоцикле нужно ближе к баку, над подножками, в самом низком месте сиденья. Этот момент нужно контролировать, как и собственно и все прочие. Так ваши локти будут согнуты, а руки меньше уставать. Кроме того, вес на мотоцикле будет распределятся равномерно
Правильная стойка на эндуро мотоцикле
В стойке же нужно ездить со слегка согнутыми коленями и поясницей. Локти также согнуты и приподняты, но не задраны к небу. Тело должно пружинить, так что не нужно вставать в полный рост. Нужно контролировать, чтобы руки были максимально расслабленны. При разгоне нужно смещаться вперед, при торможении, соответственно назад. Раньше мне плохо удавалось смещаться, особенно вперед при разгоне. Но благодаря советам Владимира Севера, я с этим справился. Если вкратце, то следует тянуть голову вперед, а тело уже последует за головой. Ноги на подножках нужно ставить под пятку, чтобы снять нагрузку со стопы. Мыски разворачивайте во внутрь. Так вы сможете коленями держать мотоцикл, разгрузив руки.
Правильный взгляд при езде на мотоцикле
С самого первого дня езды на мотоцикле, да и вообще на любом транспорте, нужно контролировать еще и направление взгляда. Большинство новичков смотрят прямо под колесо, тем самым серьезно сужая поле своего зрения. Взгляд должен быть направлен метров на 10 вперед. Туда, где вы окажетесь через пару секунд
Это очень важно! Так вы видите намного больше и даете мозгу время на принятие решения о выборе траектории движения
Про положение пальцев
Контроль сцепления, один из важных моментов в езде на эндуро мотоцикле. Та же ситуация и с передним тормозом. Именно по этой причине, нужно с самого начала приучить себя всегда держать указательные пальцы на рычагах сцепления и тормоза.
Шпоры: описание и использование
Шпора (от немецкого Sporn) крепится ремешком на верхней части задника сапога и состоит из дужки, шенкеля и репейка. Служат они для усиления действия шенкеля и более тонкого и точного управления лошадью.
Этот предмет снаряжения всадника имеет многовековую историю и овеян своеобразной романтикой. Историки считают, что появление шпор можно отнести к V в. до н.э. Самые древние их образцы обнаружены в погребении воина, найденном в Словении. В этих местах жили племена венетов. Их кони славились в античном мире вывозились в Спарту и на Сицилию. Возможно, у венетов обычай носить шпорыпереняли кельты – древний народ, обитавший в V – I в. до н.э. на территории Западной Европы. От кельтов шпоры перешли к германцам, иберийцам, предкам славян.
Самые ранние шпоры в нашей стране датируются XI в. В это время в Киевской Руси появились многочисленные конные княжеские дружины. Шпоры тогда назывались «острогами» и действительно имели вид острия, шипа, прикрепленного к металлической пластине или к дужке.
Шпоры с колесиками вместо шипов обязаны своим возникновением средневековой коннице с ее громоздкими седлами и тяжелыми доспехами. Рыцарская посадка «на разрезе» заставляла всадника держать ноги выпрямленными и далеко от боков лошади. Рыцарям понадобились шпорыс длинными репейками и звездчатыми колесиками.
Этот вид шпор с некоторыми изменениями и усовершенствованиями перешел к западноевропейской кавалерии XVII в.
На Руси в это время о шпорах забыли. Воины поместной конницы, следуя обычаям восточных народов, погоняли своих лошадей плетьми. Но в начале XVIII в. при организации регулярных конных полков Петром I шпоры вновь ввели в снаряжение всадника и назвали их на немецкий манер – шпорами.
В XVI-XVII вв. шпоры, сотни лет украшавшие сапоги рыцарей, стали атрибутом благородного, дворянского происхождения и знатности.
Сила воздействия (строгость) шпоры зависит от длины шенкеля и вида репейка. Раньше применялись шпоры с зубчатыми репейками и длинным шенкелем, в настоящее время разрешено использование только таких шпор, которые не ранят бока лошади, например, с гладким репейком. Спортивные шпоры, без репейка с шариком на конце шенкеля, называются гардкротами.
Начинающим всадникам шпоры не нужны.
В классических видах конного спорта шпоры применяются. Например, в выездке действия всадника должны оставаться совершенно незаметными стороннему наблюдателю, поэтому, усиливая действие поводьев применением мундштучного оголовья вместо обычного трензельного, соответственно усиливают и шенкель шпорами.
В любом случае шпоры, особенно начинающему ездоку, использовать надо с крайней осторожностью. Нельзя забывать о том, что шпоры – это дополнительное средство управления лошадью, а вовсе не метод наказания или грубого подчинения животного своей воле
Если не хватает силы шенкеля, нужно развивать шенкель, а не надевать шпоры. Грубое и неумелое их использование не только портит лошадь, делая ее «тугой», невосприимчивой к командам, подаваемым шенкелем, или наоборот, «зашпоренной», излишне нервно реагирующей даже на простое прикосновение шенкеля к боку, но и может травмировать ее.
Хотя в наше время разрешены к использованию только такие виды шпор, которые не наносят травм лошади, это подразумевает только то, что они не травмируют животное при правильном и умелом использовании.