Автокросс. Соревнования и особенности. Классы авто и трасса

История кросса в России

Автокросс впервые появился в СССР в 1935 году. И сразу завоевал популярность в гоночной среде. Для этого были все предпосылки — простота подготовки автомобиля, небольшие затраты на подготовку трассы, небольшие скорости, высокая безопасность. Уже в 1937 году на старт соревнований по автокроссу выходило более 100 спортсменов. В те годы трассы отличались от современных своей протяженностью — более 20 км, и условиям движения — на трассе встречались броды, глубокие колеи и другие внедорожные препятствия. В результате на первых соревнованиях средняя скорость редко превышала 30 км/ч. Да и старт давался раздельно. После войны трассы начали закольцовываться и уменьшаться в длине, что упрощало их подготовку, но росло число кругов. Появились новые классы и автомобили. Но популярность кросса не падала. Так, например, в 1959 году были проведены кроссовые соревнования для любителей. К 80-м годам в кроссе было несколько классов, разделенных как по мощности двигателя, так и по типу кузова. Особой популярностью пользовались соревнования на грузовиках, но в 1979 году они были запрещены после появления автомобиля КамАЗ. Зато запрет грузовиков в кроссе подарил новые классы багги. Так багги 12 и 13 классов, появившиеся в начале 80-х годов, были выполнены на базе запрещенных кроссовых грузовиков, и отличались выдающимися весом и размерами.

Современный российский автокросс неразрывно связан с европейскими соревнованиями. Так  в начале 21 века победы в классе легковых автомобилей были разделены спортсменами из Татарстана и России. Да и в багги успехи не заставили себя ждать. Развитию способствовало создание современных трасс в Дмитрове и Казани, которые принимали у себя этапы кубка Европы.

Регламент гонок

  • Участвовать могут серийные автомобили различных модификаций, багги и грузовики. Каждому классу машин проводят отдельные заезды
  • Старт дается с места – одновременно стартуют все участники
  • Финальной гонке предшествуют свободная тренировка, пара тренировочных заездов и квалификация. По результатам проводится расстановка участвующих машин на турнирной решетке
  • В одном заезде участвуют десять машин выстраиваемых в четыре ряда
  • Протяженность трассы для квалификационных заездов составляет 3-5 км, для финального заезда 5-7 км
  • В процессе гонки разрешен обгон машины соперника с обеих сторон
  • Запрещается умышленное перекрытие траектории автомобилю идущему на обгон
  • Автомобиль победителя тщательно осматривают на предмет соответствия техническим требованиям

В ходе гонки нередки столкновения автомобилей участников. Безопасность пилота обеспечивает усиленная конструкция корпуса авто – особый силовой каркас и решетки на окнах сводят вероятность получения травм к минимуму. Перед началом заезда все машины проходят строгий технический осмотр на соответствие регламенту и технике безопасности. Силовой каркас должен быть цельным.

В США, в наши дни, подобные гонки больше похожи на слалом и организовываются в виде одиночных заездов на время, на асфальтовых площадках. Трек обозначен конусами.

Омский автодром

Омск скоро может стать местом проведения международных автомобильных соревнований. Автоспорт развивается очень стремительно, и количество автодромов на территории РФ постоянно растет. Совсем недавно вопросом о создании гоночной трассы занялась омская общественность. Так как у города не хватает средств на строительство, была запущена краудфандинговая кампания, цель которой – собрать по меньшей мере 3 млн рублей на современный автодром. Омск, по словам организаторов кампании, очень нуждается в гоночной трассе. Она позволит не только привлечь в городской бюджет дополнительные денежные потоки, но и снизить количество правонарушений на дорогах, связанных с несанкционированными гонками.

Багги-кросс

Багги (кросскарт) – особая разновидность гоночных машин. Классический автомобиль имеет усиленный корпус из труб, двигатель расположен в задней части. Любители автогонок высоко ценят багги за выносливость и хороший разгон на трассе.

В зависимости от возрастных критериев, типа привода и объема двигателя, виды багги для автокросса делятся на следующие категории:

  • Д3-Микро – машины предназначены для пилотов не старше 8 лет
  • Д3-Мини – для гонщиков возрастом от 8 до 12 лет
  • Д3-Юниор – возраст пилотов 12-18 лет
  • Д3-Спринт – машины для взрослых гонщиков имеющие двигатель от ВАЗ объемом до 1400 куб.см, с приводом на заднюю ось
  • Д3 – машины с приводом на обе оси и лимитом объема в 4000 куб.см.

Как и классические гонки на выживание, багги-кросс считается наиболее зрелищным и динамичным. Машины соревнуются на трассах со множеством препятствий – кочек, оврагов, рытвин.

Автокросс в России остается достаточно популярным видом спорта. Во всем мире его часто сравнивают с «Формулой-1», только соревнования проходят на грунтовых трассах. Отечественный автоспорт активно развивается – чемпионат России неизменно собирает вместе профессиональных гонщиков со всей страны, по накалу страстей среди зрителей, эмоциям и азарту ничем не уступая главной гонке мира. Чемпионаты проводятся в любое время года, неизменно собирая вместе огромное количество автолюбителей.

Трассы

Популярность автокросса во многом обусловлена простыми правилами понятными даже новичку. В соревнованиях не нужно подолгу ждать результата заезда – победителем становится тот, чья машина первой пересечет финишную черту. Если планируется участие грузовиков трасса должна соответствовать следующим требованиям:

  • Максимальная длина круга – 2500 метров, ширина дорожного полотна – 25 метров
  • На всем протяжении круга у машины должна существовать возможность обгонать впереди идущего или остановившегося
  • Наличие судейских постов, оснащенными средствами радиосвязи и пожаротушения
  • Граница гоночного трека в опасных зонах оборудуется земляным валом с минимальной высотой 1,5 метра, а в особо опасных участках – отбойным брусом
  • Зрительные места оборудуются на расстоянии минимум 30 метров от границы трассы.

Техника и ее особенности

Учитываются все параметры – от диаметра тарелки клапана до хода поршней. Некоторые гонщики пытаются схитрить и улучшить показатели мощности “кустарными” методами. Как показывает практика, ничего хорошего из этого не выходит. За гонками всегда следят комиссары, при обнаружении несоответствия машины требованиям техрегламента, автомобиль снимается с гонки, результаты водителя аннулируются.

Классы и разновидности

Автокросс, виды которого достаточно разнообразны, считается достаточно демократичной дисциплиной. В гонках принимают участие как спортивные легковые автомобили с разными техническими характеристиками так и грузовики.

В отечественном грузовом автокроссе существует несколько основных дивизионов:

  • Т1-2500 – серийные автомобили повышенной проходимости, отечественного производства, с рабочим объемом ДВС до 3000 кубических сантиметров
  • Т4-1. Машины, производимые на заводе ГАЗ, рабочий объем ДВС – до 3500 кубических сантиметров с приводом на одну ось
  • Т4-2. Автомо семейств ГАЗ-53, -3307 и их модификации с ДВС до 5000 см3 и приводом на одну ось
  • Т4-3 – Автомобили семейств ЗиЛ-130, -431410, -433360, -4331 и их модификации с ДВС до 7000 см3 и приводом на одну ось.

Гонки на грузовиках очень популярны среди российских автолюбителей. В 2017 году прошли соревнования по в Рязани, Дмитрове, Кургане и других городах.

Moscow Raceway

Начнем наш обзор с одной из самых известных трасс России. Находится она в Московской области, около деревень Шелудьково и Федюково. Не так давно гоночная трасса получила лицензию Grade 1, которая позволяет проводить на ней соревнования любого уровня, начиная от национальных серий и заканчивая мировыми чемпионатами по авто- и мотоспорту, а также этапами “Формулы-1”.

Длина трассы составляет 4070 метров. Ширина колеблется в пределах от 12 до 21 метра. На линии старта она составляет 15 метров. Перепад высот по трассе равен 22 метрам. Автодром состоит из 15 поворотов, 9 из которых левые. Длина самого протяженного прямого участка составляет 873 метра. На нем машины “Формулы-1” могут развивать скорость немногим более 300 километров в час.

Любой водитель может попробовать свои силы на этой трассе, но только в трек-дни. Таковыми называют специально организованные заезды любителей на профессиональной трассе. Они проводятся с хронометражом и обеспечением мер безопасности. Участие в трек-дне для мотоциклиста стоит 7000 рублей (5 сессий по 20 минут). Автомобилисту придется заплатить больше: 14500 рублей за две сессии по 50 минут или 25000 рублей за четыре сессии по 50 минут. Трек-день – это полноценная гонка, к организации которой походят со всей серьезностью.

Особенности автокросса

Изначально любительские заезды проводились в Англии с начала сороковых, а в 1976 году прошли первые соревнования по автокроссу, в заездах участвовали гонщики из Италии, Франции, Чехии и Болгарии. В США на волне популярности автокросса были созданы багги – модифицированные машины для гонок по пересеченной местности.

Первые авто были переделаны из Фольксвагенов модели «жук» Брюсом Маерсом, модель получила название Meyers Manx и стала очень популярной. У автомобиля срезались двери, корпус усиливался каркасом из металлических труб и устанавливался легкий кузов из стекловолокна.

В СССР автокросс стал популярен в конце сороковых после окончания Второй мировой войны. В гонках участвовали военные модели грузовиков но общих правил проведения заездов еще не существовало.

Популярность данного вида спорта быстро росла и уже в 1977 году стартовали соревнования СССР по автокроссу, заезды проводились в Прибалтийских республиках.

Популяризации гонок способствовало развитие отечественного автопрома – участники выступали на автомобилях «Жигули». К началу 90-х годов в СССР насчитывалось несколько десятков гоночных трасс – в Рязани, Омске, Тюмени и других городах.

Первая трасса отвечающая требованиям Международной Автомобильной Федерации была построена в Дмитрове – именно здесь в 1998 г. прошел один из этапов чемпионата Европы. Примерно в это же время в России стали проводиться автогонки на выживание – более контактная разновидность соревнований.

Австралийский автокросс

А Swift GTI участие в австралийском автокроссе

Австралийский автокросс это вид автоспорта, разрешенный Конфедерация австралийского автоспорта, который определяет его как скоростные соревнования, проводимые на грунтовой трассе длиной менее двух километров. Подходящие автомобили варьируются от стандартных дорожных автомобилей до специально созданных багги до полноценных гоночных и гоночных автомобилей. -подготовленные машины. Пилоты могут начать соревнования в возрасте 14 лет и должны иметь признанную гоночную лицензию, которую обычно можно получить в тот же день через принимающий клуб.

Американский автокросс

Американский автокросс – это разновидность автокросса, практикуемая в Соединенных Штатах Америки. Мероприятия обычно проводятся на плоских, мощеных поверхностях, таких как автостоянки или взлетно-посадочные полосы в аэропортах, и обычно имеют новый курс для каждого мероприятия, отмеченный конусами движения.

Автокросс – один из самых доступных и доступных видов автоспорта, и соревнования по автокроссу открыты для новичков. Поскольку в автокроссах используются резиновые дорожные конусы для определения курса и обычно они проходят на асфальтированных поверхностях с небольшим количеством препятствий, риски и препятствия для входа низкие. Хотя скорости, как правило, не превышают скорости, характерные для легального вождения по шоссе, сочетание концентрации и точного маневрирования дает водителям ощущения, аналогичные ощущениям от полного дорожная гонка.

Водители должны пройти серию поворотов, обозначенных дорожными конусами.

Соревнования варьируются от случайных участников на своих пригородных транспортных средствах до преданных участников, управляющих специально построенными автомобилями со специальными шинами. Существуют классы с различной степенью модификации автомобилей, а также классы специально для женщин и детей.

Многие мероприятия открыты для зрителей. Многие местные автомобильные клубы предлагают автошколы для новичков в автокроссе, чтобы помочь водителям чувствовать себя комфортно перед регулярным мероприятием.

Национальный чемпионат SCCA проводится в сентябре на Среднем Западе. В настоящее время (2019 г. и ранее) проводится в Линкольне, Небраска. Заявки находятся в диапазоне 1200 водителей. Соревнование длится 4 дня, половина гонщиков соревнуются в первые два дня, а половина – в последние два дня. Используются два разных поля, победители определяются путем объединения лучших результатов на обоих курсах. Считается крупнейшим в мире любительским гоночным мероприятием по автоспорту.

Автомобильный спорт – командный вид спорта

Пилот спортивного автомобиля, который поднимается на подиум для получения награды – лишь макушка огромного айсберга, большая часть которого вообще находится под водой. Конечно, применительно к ряду соревнований «любительского класса», где уровень технических и организационных вопросов не столь высок, пилот может сочетать в себе должности и механика и инженера и руководителя команды. Однако в профессиональном автоспорте одному человеку это уже не по силам. Чем выше ставки, тем большее количество знаний и умений требуется для решения всех задач. Для побед на высоком уровне требуется целый штат людей, каждый из которых мастер своего дела – это и есть команда. Причем в команду входят не только люди, непосредственно выезжающие на соревнования и носящие одежду в цветах генерального спонсора – это многие специалисты, которые обеспечивают победу в конструкторских отделах и мастерских, за телефонами и компьютерами, решающие технические, финансовые и организационные задачи. Пилот – это лишь одно из звеньев длинной цепи. Проигрыш гонки может быть следствием ошибки, которая допущена месяц назад человеком, находящимся за тысячи километров от места старта. Команды уровня Чемпионатов мира уже давно стали целыми Научно-исследовательскими и производственными центрами.

Автодром «Санкт-Петербург»

Эта трасса имеет сразу несколько интересных особенностей. Во-первых, на ней можно достичь скорости 300 км/ч. Конечно к таким показателям готовы далеко не все водители и автомобили, но тем не менее. Здесь можно не боясь вдавить педаль акселератора в пол. Во-вторых, автодром удивляет количеством конфигураций. На его территории, кроме профессиональной трассы для гонок категории II FIA, располагаются трассы для: дрэг-рейсинга, дрифта, картинга, мотокросса, мототриала, супербайков и, наконец, для внедорожников. Также есть отдельная площадка для обучения. Многие автодромы России могут разве что позавидовать такому разнообразию.

В дни, когда на автодроме не проводят соревнований, он открыт для свободного катания. 20-минутынй заезд стоит всего 1000 рублей. А безлимитный пакет на весь день обойдется водителю в 5000 рублей. Здесь также можно взять в аренду спортивное авто. За 10 минут езды на нем придется заплатить 2500 рублей. В трек-дни цены примерно такие же.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий