Чем привлекательны гонки по пересечённой местности
Экстрим и физическая подготовка
Гонки по пересечённой местности — это настоящая проверка велогонщика на его всесторонние способности. Вам нужно не только уметь справляться со сложными спусками, но и быть в хорошей физической форме, чтобы быстро заезжать в крутые или изматывающе длинные подъёмы. Кросс-кантри предлагает впечатляющий спектр эмоций: от стресса на сложных участках до эйфории на спусках.
Открытость
Написанное выше может привести к выводу, что кросс-кантри имеет репутацию довольно сложной и серьёзной дисциплины. Однако состав участников всегда очень разнообразный: от профессионально подготовленных велосипедистов до туристов. В особенности это касается дисциплины «кросс-кантри марафон».
Природа
Если ездить МТБ-марафоны, можно попасть в невероятно живописные места. Шанс повышается во время многодневных гонок, когда на протяжении нескольких дней велосипедисты преодолевают сотни километров, минуя разные красивые места планеты. Кросс-кантри – это не просто гонки, это ещё и путешествия.
Зрелищность
В гонках кросс-кантри встречаются зрелищные падения и прыжки, а дизайнеры трасс всё чаще используют крупные препятствия на пути гонщиков. Эти старты больше нельзя выиграть только за счёт физической подготовки — потому что постоянно растёт потребность в технически сильных участниках.
Велопутешествия по Европе: гид для начинающих
Велопутешествие — отличный способ провести отпуск. Во-первых, отдыхая, вы занимаетесь спортом. Во-вторых, экопутешествия с каждым годом становятся более популярными. Многие европейские веломаршруты были специально разработаны таким образом, чтобы велотуристы увидели как можно больше культурных и природных достопримечательностей.
Многие путешественники отказываются от многодневных велопоездок, так как думают, что преодолеть все эти километры им не под силу. Каждый раз, когда я выкладываю фотографии из своих поездок или пишу отчеты, я получаю комментарии приблизительно одинакового содержания: «Ого, вот вы спортсмены!», «Я бы точно никогда не смог!», «Вы, наверное, долго к этому готовились?» На самом деле велотуры доступны каждому здоровому человеку, нужно просто соблюдать некоторые правила.
Велотуризмом в Европе занимаются от мала до велика. Пол, возраст и даже уровень физической подготовки не имеют никакого значения. Во время поездок легко можно встретить как веселую компанию пенсионеров на велосипедах, так и семью с детьми.
Выбираем дороги для велопутешествия
Вас не смущает поездка по обочине автомобильной трассы? Меня не смущает, но от шума машин и трафика я быстро устаю. Два-три дня я готов ехать вместе с машинами, но потом буду искать альтернативный маршрут.
Самый простой вариант поездки по автомобильным дорогам не самый комфортный. Поэтому, стоит внимательно изучить возможные альтернативы.
С проселочными и второстепенными дорогами все очень хорошо в Европе, где есть четкое разделение на хайвеи и прочие дороги. В Азии, в большинстве стран, вы также можете выбирать для поездки второстепенные дороги и быть уверены, что на них не будут гонять большие грузовики и фуры.
Но в России такое не работает. Законодательно регулируется движение фур по шоссе, но ничто не запрещает им ехать параллельно по менее загруженной второстепенной трассе. Такое часто встречается в центральной части России. А в удаленных частях России другая проблема. Просто нет альтернативных путей и иногда автомобильная трасса – единственный возможный маршрут.
Проселочным дорогам стоит уделить много времени. Посмотреть на Гугл и Яндекс картах какое покрытие у дороги в режиме просмотра или панорамы.
Также обратите внимание на насыпные дороги, которые идут вдоль трассы. Летом в сухую погоду на велосипеде комфортно будет ехать по ней
Иногда насыпные дороги идут вдоль обширных полей и лугов, которые используют только тракторы и комбайны местных поселков и колхозов. Эти дорожки могут не отображаться на картах и увидеть их можно только в режиме просмотра “карт со спутника”.
Недостатки велопутешествий
Несмотря на все положительные стороны, у такого способа туризма имеются и важные недостатки:
Зависимость от погодных условий. Если в дороге вас настигнет дождь, вы наверняка промокните. Это повышает требования к экипировке, как минимум нужно иметь качественный дождевик и непромокаемые рюкзаки. За населёнными пунктами укрыться от непогоды обычно негде.
Велосипед более подвержен неисправностям чем автомобиль. Внезапная поломка может потребовать серьёзной корректировки маршрута или даже вызова спасателей.
Повышенные требования к безопасности. Всегда есть риск кражи велосипеда и других вещей
Важно оставаться внимательным, особенно в чужих странах.
Опасность езды по автодорогам. В дальней поездке в любом случае придётся выезжать на автомобильные дороги, что влечёт риски безопасности
Даже не по своей вине можно попасть в ДТП. Поэтому следует полностью соблюдать ПДД и проявлять бдительность на дорогах. Обязательно нужно иметь защитную экипировку и светоотражающие элементы.
Ограниченность в возможности использования общественного транспорта. Велосипед – достаточно тяжёлый и габаритный транспорт, к тому же в поездку с собой нужно брать массу вещей. Из-за этого не всегда получается пользоваться общественным транспортом, что может быть актуально в незнакомых городах для более быстрого перемещения.
Учитывая приведённые минусы, начинающим велотуристам желательно сначала освоить короткие трассы. Маршрут следует рассчитывать так, чтобы организм не подвергался чрезмерным нагрузкам.
Ваша цель путешествия?
Самый главный вопрос, на который необходимо ответить. Вы едите в путешествие отдохнуть или замучаться? Многие ставят себе максимальные цели и не рассчитывают правильно свои силы. А большинство даже не представляет для чего едет. Главное для них, проехать как можно больше километров и, вернувшись, похвалиться своим рекордом. Не нужно так делать.
Цели для путешествий на велосипеде должны быть теми же, что и при обычном путешествии. Например:
- отдохнуть и посмотреть интересные места
- прокатиться по природе и отдохнуть от города
- посетить новый регион / страну и многие достопримечательности
- краеведческие цели: узнать больше о народе и истории места, в которое вы едите
Не стоит катить в путешествие ради путешствия. Так не интересно, поверьте мне. Маршрут поездки не должен превышать в среднем 60-80 км умноженный на количество дней отпуска (для летнего путешествия). Если получиться сделать больше – то похвалите себя. А меньше точно не сделаете.
Заложите возможные варианты схода с маршрута. Ничего постыдного тут нет. Лучше заранее предусмотреть варианты завершения поездки, чем делать это во время путешествия.
Николай Кузнецов
Этот современный российский велопутешественник смог доказать, что путешествиям все возрасты покорны. Родился в 1943 году, а первое путешествие совершил в 1975 году. За все время он ни раз проехал по России от южных до северных границ. Но настоящую популярность он обрел в 2009 году.
В 2009 году Николай отправился в велопутешествие из Оренбурга на Байкал. Казалось бы, на фоне других путешественников 4200 километров – это не так уже и много. Но проехал он это расстояние в 67 лет за 47 дней. Мало кто способен на такое в его возрасте.
Всю поездку он снимал на камеру и уложил ее в часовой фильм «От Урала до Байкала на велосипеде». Просматривая этот фильм можно не только взглянуть на путешествие от первого лица, но и познакомиться с характером Николая.
В 2011 году он совершил еще одно грандиозное турне по России. На этот раз целью его стало озеро Телецкое в Горном Алтае. В этот раз маршрут составил чуть меньше 3000 километров.
Не обошлось и без традиционного видеоотчета Николая о пройденном пути. В этот раз он снял фильм «К голубому сердцу Алтая» продолжительностью полтора часа.
Безопасно ли заниматься кросс-кантри
Участие в гонках кросс-кантри невероятно увлекательно, потому что вы стартуете одновременно с другими спортсменами, а совместный старт создаёт дополнительный азарт. Однако начало гонки может быть немного нервным и сопровождаться высоким риском падения из-за толпы велогонщиков. Здесь нужно быть максимально аккуратным.
Скачайте тренировочные программы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!
Впрочем, в середине гонки, когда наиболее быстрые уйдут вперёд, а наименее мощные останутся позади, места на трассе станет больше, и вы сможете расслабиться.
Совет! Своё место в стартовых воротах определяйте исходя из уровня соперников. На своей первой гонке оставайтесь в конце или в середине толпы. Если вы не претендуете на высокие места в финишном протоколе, не становитесь в первых рядах.
Если вы всё же упадёте, у вас, скорее всего, будет гораздо меньше шансов серьёзно навредить себе, чем при езде по шоссе. Мало того, что технический характер местности и препятствий означает, что скорость на бездорожье, как правило, ниже, но и грунтовые и травяные трассы намного более щадящие, чем твёрдый асфальт.
Не стесняйтесь спешиваться, если какое-то препятствие вас пугает и вы не уверены в его успешном прохождении. Постепенно повышайте свой уровень на тренировках.
Падение Матье ван дер Пуэля на кросс-кантри во время Олимпиады в Токио. Фото: nltimes.nl
Шаг пятый. Детали
Манетки — рычаги коробки передач — бывают разные: скорости переключаются поворотом ручек или курками под большими пальцами. Последний вариант лучше — удобнее и надёжнее.
Тормоза бывают механические дисковые и гидравлические. Вторые тормозят эффективнее, но отремонтировать их в походных условиях не удастся, поэтому для длительных поездок удобнее первые.
Чем больше колесо, тем легче и быстрее вы поедете по асфальту. Для походов оптимальный размер — 26−28 дюймов
Важно, что запчасти — покрышки, обода или камеры к ним — вы сможете купить в любом веломагазине или рынке. Самые надёжные и выносливые колеса — с двойными ободами с пистонированными спицами
Чем необычнее выглядит ваше средство передвижения, тем больше шансов расстаться с ним где-нибудь в российской глубинке. Если собираетесь путешествовать по российским просторам — не покупайте слишком яркий и красивый велосипед, он не должен привлекать слишком много внимания.
Шаг третий. Рама
Рама в велосипеде — главная, к ней крепится всё остальное. Самые популярные рамы для велотуризма — из алюминия или титана. Они достаточно лёгкие и прочные, эти материалы хорошо ведут себя при разной погоде. Стальная рама тоже годится, но она потяжелее и зимой может заржаветь.
Обязательно смотрите на размер рамы — она должна соответствовать вашему росту.
Для длительных поездок лучше предпочесть размер поменьше. Худощавым людям можно выбирать раму чуть больше, полным — наоборот.
Если вы собираетесь ездить в многодневные походы и возить сзади тяжёлые сумки и рюкзаки, к раме должно присоединяться полноценное крепление под багажник.
Веломаршруты по миру
Путешествия по миру на велосипеде можно проложить по карте по таким странам:
- Америка – вдоль хребта Биттерут, пролегающего на границе Айдахо и Монтана. Тропа Гайавата составляет 24 км и проходит сначала по лесу, потом по мостам и, наконец, в тёмных туннелях. Чтобы туристам в путешествии не было страшно на особо тёмных участках, при выдаче велобайков в аренду организаторы предлагают мощные фонарики.
- Вести велосипед в Норвегии – настоящее удовольствие. Преодолевая заснеженные горные вершины, сочные зелёные леса и чистые водоёмы, ниспадающие бурлящим потокам водопады – во время путешествия сложно остаться равнодушным и не вернуться в эти места снова.
- Не боитесь трудностей – тогда вам точно нужно испробовать путешествия в Памире. Деревьев и тени вы здесь найдёте, зато перевалы открывают волшебные виды ландшафтов.
Достопримечательности Бельгии
Несложные, но, в то же время, очень интересные велосипедные туры предлагает Бельгия. Тут можно просто передвигаться из города в город на велосипеде, знакомясь с разнообразными культурными и историческими достопримечательностями. Маршруты проходят по равнинной местности регионов Фландрии и Валлонии, поэтому не требуют какой-либо серьезной физической подготовки. В основном все велосипедные туры нацелены на то, чтобы туристы могли познакомиться с историей и достопримечательностями Бельгии в спокойном, размеренном темпе, без необходимости установления спортивных рекордов.
Обычно график следующий – полдня неспешного передвижения на велосипеде, полдня – на знакомство с местными достопримечательностями. В Бельгии хорошо то, что большинство велодорожек проложено вдалеке от каналов и трасс общего пользования. Это путешествие, дарящее теплые воспоминания о тишине романтичных кварталов Брюгге, Гента и Антверпена, а также душевной теплоте сельских пейзажей. Поскольку сама Бельгия – страна по российским меркам довольно маленькая, то большой популярностью пользуются совмещенные велосипедные туры по Бельгии и окружающим ее странам (Франция, Нидерланды, Германия и Люксембург).
Расходы
Траты полностью зависят от того, насколько хорошо ты привык отдыхать. Я не хожу в кафе, кроме как выпить кофе, который в той же Италии стоит не больше 2 € (≈ 150 руб.), всю еду покупаю в супермаркетах. Ещё можно выбрать отель с завтраком, включённым в стоимость, хорошо подкрепиться с утра и заодно прихватить что-нибудь с собой. Способов сэкономить — масса, главное — желание.
Что касается отелей, я никогда не искала заранее, в середине дня находила кафе с интернетом, прикидывала, сколько ещё смогу проехать, заходила на Ostrovok.ru и бронировала жильё, используя поиск по местоположению.
Парковка
Обращай внимание на условия парковки, прописанные в тарифе. Тебе нужен бесплатный частный паркинг на территории отеля
Любые другие варианты, скорее всего, не подойдут, потому что общественная парковка рядом с отелем означает, что твой велосипед останется на улице, сиротливо пристёгнутый велоцепью к столбу, и не факт, что ты увидишь его снова. Ну а платная автостоянка — это всегда дополнительные расходы. Стоимость общественной парковки в некоторых городах Европы может доходить до 5 € в час (≈ 375 руб.) и до 40—50 € за ночь (≈ 3000—3500 руб.).
Страховка
Я покупаю обычную страховку, без которой не дадут визу. Один раз делала специальную спортивную, но это сильно дороже. Подробнее о том, какую страховку оформить в путешествии, читай в блоге.
Велопутешествие дарит ни с чем не сравнимое ощущение свободы: ты едешь в том темпе, в котором тебе удобно, отдыхаешь сколько хочешь, строишь удобный для себя маршрут.
Так почему бы не пересесть на байк и не отправиться в увлекательный веловояж? Во-первых, крутя педали, ты точно не потолстеешь, а значит, вернёшься из отпуска в прекрасной физической форме. Во-вторых, увидишь ещё больше культурных и природных достопримечательностей, скрытых от любопытных глаз туристов. И наконец, в-третьих, получишь уникальный опыт передвижения из одной страны в другую. Кто знает: быть может, именно эта поездка станет лучшей в твоей жизни.
Оформляем шенгенскую визу самостоятельно
Собственно, один из главных пунктов нашего путешествия. Без этой вклейки в загранпаспорте, увы, огни Европы нам не светят. Где оформить шенген? Бюджетнее всего выйдет самому собрать документы и подать заявление в визовый центр. Кстати, у нас уже есть готовая статья (Как самостоятельно сделать шенгенскую визу?), которая окажет помощь в оформлении шенгенской визы. Читайте-изучайте!
А вкратце: формируем необходимый пакет документов, заполняем анкету на получение шенгенской визы и наносим визит в визовый центр с консульской аккредитацией. Алгоритм достаточно прост, но почему-то многие идут в турфирмы, или фирмы-посредники, предпочитая переложить бремя организационной волокиты на плечи «профессионалов». Конечно же, за некоторую доплату.
Не надо переплачивать. Подготовьте следующие документы:
- выписка с банковской карты (баланс – из расчета €90 в день);
- подтверждение бронирования жилья;
- справка с места работы с указанием суммы дохода или спонсорское письмо;
- медицинская страховка (идеальный вариант – туристическая страховка онлайн);
- авиабилеты. В случае если вы совершаете путешествие по Европе на машине, необходимо предоставить точный маршрут с количеством дней, проведенных в каждой из стран.
Изучите образец заполнения анкеты на шенгенскую визу 2022:
И, проверив еще раз наличие всех документов для получения шенгена, направляйтесь прямиком в аккредитованный визовый центр вашего города/района.
В Монсеррате, недалеко от Барселоны
(на второй раз нам показалось скучно, еще и дождь пошел)
Простота
В путешествии нужно наслаждаться поездкой, посещением новых мест, городов, знакомством с разными культурами, людьми. И поменьше времени тратить на все остальное, и на обслуживание велосипеда
Поэтому, простота – очень важное качество
Я видел много велисипедистов, которые делают из своего велосипеда новогоднюю елку, обвешав байк различными держателями, фонариками, колонками, светомузыкой и сумками. И каждая хрень очень важная и без нее невозможно обойтись. Должен признаться, стиль Вассермана не мой выбор для путешествия. Старайтесь меньше думать об украшении и навешивании на велосипед, больше думайте как вы сможете обслуживать велосипед в пути.
Я не использую крылья, хотя иногда жалею об этом. Но потом радуюсь, в момент когда упаковываю велик для перелета в самолете, что не нужно отцеплять и укладывать лишние детали. У меня нет специальных фонариков на раму, держателя для телефона, подножки.
Простота тормозной системы
Самая простая тормозная система на обычных колодках v-brake. Но сейчас большинство велосипедов продается с дисковыми тормозными системами. Они быстрее срабатывают, надежнее и не так быстро стираются, если ваша поездка предполагает много спусков с перевалов. Но в обслуживании они не такие простые как колодки и наладить в полевых условиях бывает не просто, но не возможно. Другой недостаток, в том, что системы дисковых тормозов начального уровня будут весить дополнительный килограмм, тогда как колодки не весят, практически, ничего.
Если вы путешествуете в другой стране и вам нужно упаковать велосипед для перевозки в самолете, стальные диски придется снимать, а потом устанавливать. Иначе в полете они рискуют погнуться и прийти в негоднойть. А одно из самых важных доказательств почему колодки v-brake рулят, это то, что в большом велоспорте гонщики Тур-де-Франц до сих пор катаются на старых добрых губках.
От себя добавлю, что из всех вещей, что я прикрутил к велосипеду – это багажник, держатель бутылки, задний фонарик, сумка на раму и сумка на руль. И это все. Ничего лишнего мне не надо. Чем больше аксессуаров и вещей, тем больше нужно думать и заботиться о них. И чем больше прикручено деталей, тем тяжелее будет ваш велосипед.
Возможность поставить багажник на велосипед
После легкости и простоты, следующий параметр – возможность прикрутить багажник. Если на раме нет специальных отверстий под багажник, то этот велосипед нельзя использовать для туризма. Вам просто будет некуда прикрепить велорюкзак. Отверстия должны быть возле оси заднего колеса и под сиденьем. Бывают модели, где отверстия есть только внизу, возле колеса. Такой велик тоже можно брать, так как сверху багажник крепится к болту тормозной системы. У меня тут есть про это специальный пост.
Если продавец начнет уговаривать вас купить велосипед без отверстий на раме и убеждать, что можно купить навесной багажник, который крепится к подседельной трубе, не соглашайтесь. Поверьте, лучше походить и поискать другой вариант, чтобы надежно укрепить багажник. Навесные багажники имеют свои недостатки в крепеже и ограничены весом, который можно на них перевезти без поломки и это не более 15 кг. Производители заявляют о 20-30 килограммах, но вам же не хочется проверять это в многодневном походе?
Выбор маршрута
Краеугольным камнем любого путешествия является выбор подходящего маршрута. В процессе подготовки следует решить массу организационных вопросов. Для начала нужно определиться с целями вашей поездки и расставить приоритеты. Будет это чисто спортивный поход по трассе со сложным рельефом, или же вы предпочитаете дороги общего пользования? Собираетесь ли ночевать на природе, или же не представляете себе сон без чистых простыней и горячего душа? Что взять с собой в дорогу? Эти и многие другие вопросы требуют тщательного и всестороннего обдумывания, ведь правильное планирование – главный залог успеха. Разумеется, соответствующие компании за определённую сумму возьмут все заботы на себя. Но в таком случае ваше путешествие потеряет большую часть своего очарования и будет отличаться от обычной турпоездки только тем, что вы передвигаетесь не на автобусе или по железной дороге, а на двух колёсах.
Другой способ – всё делать самому, благо, информация в наши дни доступна каждому и не представляет никакой тайны. Если вы собираетесь в путешествие по цивилизованным местам, то нет ничего легче. Например, существует целая система EuroVelo. Она состоит из 14 велосипедных трасс, пересекающих Европу из конца в конец. Хотя проекту ещё далеко до завершения, уже сейчас можно проехать вдоль всего Атлантического побережья из Норвегии в Португалию. Есть также трасса, соединяющая ряд европейских столиц (включая Москву), маршрут по Центральной Европе, заканчивающийся в Киеве, Средиземноморский и Балтийский путь, а также многие другие. Вдоль этих трасс расположено множество кемпингов, хостелов, гостиниц и веломастерских. Словом, всё, что только может понадобиться велосипедисту в дороге, чтобы сделать его поездку лёгкой и приятной. Брошюры-путеводители с картами можно получить в любом отделении Европейской федерации велосипедистов, или же просто скачать на сайте этой организации.
Схема сети EuroVelo
Подобные системы существуют и в США. Это, в первую очередь, различные проекты Greenway, а также «Система американских велосипедных дорог» (USBRS). Сейчас сеть таких трасс покрывает наиболее густонаселённые штаты, в первую очередь побережья, а в недалёком будущем можно будет пересечь всю огромную страну от океана до океана и от канадской границы до Мексики.
Велосипедная трасса в окрестностях Миннеаполиса, Миннесота
Маршруты длительных экспедиций требуют особенно тщательного планирования, ведь очень часто они проходят по территориям государств с нестабильной политической ситуацией и крайне низким уровнем жизни. Местное население далеко не всегда настроено дружелюбно к иностранцам, для них они скорее похожи на смесь передвижной лавки и банкомата, и ваши скромные пожитки станут для них настоящим богатством.
Экзотическая природа, непривычный климат и дикая фауна также могут представлять угрозу, поэтому нужно быть готовым к любым неожиданностям. Многие путешественники описывают свой опыт в книгах и в интернете, поэтому перед поездкой стоит ознакомиться с их рассказами, которые в ряде случаев станут бесценным кладезем информации.
На велосипеде от носорога
Что точно нужно брать в путешествие
Чехол для велосипеда понадобится, если вы собираетесь в кругосветное путешествие на велосипеде, да или просто покататься заграницу. Ведь, согласно правилам, перевозить байк разрешается только в чехле;
Крылья велосипеда в долгом путешествии по неизведанным местам вам точно будут нужны
Они защитят вас от грязи и брызг;
Алюминиевый багажник с запасными болтами;
Велорюкзак поможет минимизировать нагрузку на вашу спину, что очень важно;
Сумка на руль – удобный аксессуар, в который поместиться телефон, компас, карта. Сюда же можно отнести и флягодержатель, который позволит не умереть от жажды;
А вот фары на руль не просто удобны, они необходимы для вашей безопасности
Впрочем, как и задняя «мигалка».
Если ваш маршрут состоит из долгих дорог, позаботьтесь об удобстве езды в путешествии. Следует приобрести контактные педали, которые зафиксируют вашу ногу и сэкономят вам силы. Правда, такие приспособления нуждаются в велообуви.
Само собой вам понадобится палатка, внутри которой неплохо бы постелить каремат и спальный мешок. Конечно же, не стоит забывать и о медаптечке, без которой кататься по дорогам точно не стоит. Но «заболеть» в пути может и велосипед. Поэтому не забывайте взять с собой и ремонтный набор.
Также при выходе на маршрут на вас должен быть шлем, велоперчатки, сумка на поясе, куда можно сложить, например, деньги. Накидка от дождя также является очень полезным аксессуаром.
Фотоаппарат и видеокамера могут стать лишним грузом, если вы, конечно, не задались целью снять фильм о вашем путешествии. А вот газовая горелка будет одной из самых необходимых вещей в вашем рюкзаке. Вот только баллоны для нее нельзя перевозить на самолетах. Так что если вы собираетесь отправиться в другие страны, приобрести их нужно будет на месте. Учтите, что в сутки вам понадобится около 60 граммов газа.
Помимо стандартного набора одежды на смену, в вашем велогардеробе должна быть и флисовая кофта. Ведь в дороге можно изрядно продрогнуть, особенно если ваш путь лежит на север.
Одежда и обувь
Велосипеды для туризма, кроме вышеперечисленного, как правило, везут на себе запас одежды. Одежда и обувь, в зависимости от сезона, планируется следующая:
- Кроссовки , лучше из натуральной кожи, шлепанцы, шерстяные носки и две пары хлопчатобумажных.
- и подшлемник приветствуются любителями довольно агрессивной езды, а также при наличии затяжных спусков на пересеченной местности. Степенным и пожилым велотуристам шлем и подшлемник, как правило, не требуется. Велосипеды для туризма в этой возрастной категории, как правило, не предназначены для прыжков.
- Велоперчатки с гелевыми вставками очень желательны.
- Пара термобелья, дождевик. Велотуризм в сыром виде – не очень приятное занятие.
- Хорошо иметь легкую вязаную шапочку – «менингитку». Даже летом рано утром в горах могут мерзнуть уши, а при затяжных спусках можно «доездиться» до отита и даже менингита.
- Куртка. Главная одежда. Выбирайте куртку, которая хорошо впитывает пот, является легкой, теплой и хорошо заметной водителям транспорта. Хорошо нашить на нее узор из светоотражающей ленты.
Из кухонных принадлежностей всегда имейте КЛМН: кружка, ложка, миска, нож. Нож лучше иметь в чехле, а кружку для удобства взять с двойными стенками. Они хорошо сохраняют тепло.
Если путешествуете в группе, может потребоваться газовая горелка, так как не везде разрешается разводить костры. В России лучше иметь ножовку или топорик, котелок и спички. Спички нужно обмакнуть в расплавленный парафин, и они никогда не отсыреют. Для верности хорошего розжига можно взять несколько таблеток сухого горючего.
Моток алюминиевой проволоки. Может понадобиться где угодно, но чаще всего – для подвешивания котелка над костром.
Не забудьте емкость для воды (5-литровую пластиковую бутылку), а также ухватку для горячего котелка и консервный нож.
В том случае, если остаются вскрытые консервные банки, то прежде, чем их закопать, нужно бросить их в костер. Слой олова выгорает, это помогает банкам очень быстро разложиться в земле.
Мы охватили в этом обзоре почти все необходимые вещи, которые должны нести на себе велосипеды для туризма, кроме самих байкеров.
Хорошо подобранный маршрут – залог успешного путешествия
Казалось бы, продумано все: и велосипеды подобраны, и компания дружная, и слаженность наблюдается, чего не хватает для велопробега со знаком «плюс»? Как правило, камнем преткновения становится маршрут поездки. Только подобранный в соответствии с возможностями и предпочтениями всех членов велогруппы маршрут способен сделать поездку и легкой, и интересной, и увлекательной. Нужно решить, с какой целью организована поездка: оздоровление, тренировка, общение, осмотр достопримечательностей, испытание велосипедов или простое человеческое любопытство: исходя из этих данных и подбирается оптимальный маршрут поездки. Многие туристические компании предлагают своим клиентам велосипедные туры: пришедшее из Европы, это направление активно, поэтому все больше людей делает правильный выбор в сторону не только увлекательного, но и полезного отдыха.
Велопоходы выходного дня – идеальное времяпрепровождение для активных людей: не банальный поход в ближайший замусоренный лесок «на шашлыки», а добротная поездка по живописным местам. Многие даже не представляют, сколько красивых и порой просто уникальных мест находится практически под самым носом, в каких-то двадцати-тридцати километрах от города. Тут и чистые рощи, и лесочки с густой растительностью, и таинственные затоки, манящие лесные озера. Летом будет возможность искупаться в теплой чистой речке, поймать рыбку в небольшом диком озерце, а осенью – набрать грибов или ягод, привезти диковинных листьев для домашнего гербария.
Фотографиями успешно пройденных маршрутов щедро делятся бывалые путешественники на тематических форумах и в блогах, поэтому будет не лишним ознакомиться с впечатлениями других людей перед поездкой. Отправляясь в свое путешествие, обязательно захватите с собой фотоаппарат: тогда впечатления останутся не только у непосредственных участников поездки, но и будет возможность поделиться эмоциями с будущими сотоварищами.
- Отправляясь в велопоход, не забудьте взять с собой камеру. А как выбрать экшн камеру, читайте в статье
- Для хорошего отдыха, после длительных переездов, вам не обойтись без качественного туристического коврика.
Что купить вместе с велосипедом
В первую очередь стоит подумать о замене седла. Вам придётся проводить на нём много часов подряд, поэтому пусть оно будет максимально удобным. Например, анатомическим гелевым — как рассчитанное специально на длинные дистанции Women’s Ruby Expert за 9500 рублей для женщин и Phenom Expert для мужчин за 9900 рублей от американской компании Specialised. Такие сёдла выпускают нескольких размеров. Чтобы выбрать подходящее, нужно померять расстояние между своими седалищными буграми.
В это трудно поверить, не попробовав: педали с фиксацией и правда намного удобнее обычных! Они позволяют прилагать гораздо меньше усилий. Почему же их используют редко? Потому что непривычно и дорого, ведь кроме педалей за четыре-пять тысяч рублей к ним потребуется специальная велосипедная обувь примерно за такую же сумму.
Посмотрите, какие дороги будут преобладать на вашем маршруте? Если асфальтовые, то лучше сменить покрышки на более «гладкие», если горные, грязные, скользкие — то, напротив, рисунок протектора на них должен быть выше. Вторую пару покрышек всё равно возьмите с собой — про запас.
Российские водители не привыкли к велотуристам на дороге. Постарайтесь быть как можно более заметным: купите побольше светоотражателей и яркую одежду, заметную издалека.
Воздух на большинстве трасс так загазован, что без спортивного респиратора не обойтись.
И, конечно, не стоит выезжать на наши автодороги без шлема. Хороший карбоновый стоит от семи до 12 тысяч рублей, пластиковый обойдётся в две с половиной — три тысячи рублей.
Что нужно взять с собой в велосипедное путешествие
Если вы отправляетесь в велопоездку первый раз, то вас удивит количество вещей: очки, светоотражатели, сумки, фонари, фляги, но давайте обо всем по порядку.
В поездке вам понадобятся:
- Документы и деньги.
- Телефон, зарядка и Power Bank.
- Солнцезащитные очки и крем.
- Набор посуды (чашка, тарелка) и приборы (ложка, вилка).
- Средства гигиены в самых маленьких емкостях.
- Аптечка.
- Репелленты от насекомых.
- Мусорные пакеты.
- Фляга для воды.
Для велосипеда:
- Набор для ремонта камер и запасные камеры.
- Шестигранники.
- Трос с замком.
- Насос.
- Сменные покрышки.
- Велофонари и светоотражатели.
- Мультиинструмент.
- Монтажные лопатки.
- Смазка для цепи, инструменты для нее и запасная цепь.
- Спицевой ключ.
Снаряжение
Из туристического снаряжения имеет смысл взять такие вещи:
- Палатку.
- Спальник.
- Каремат.
- Надувную подушку.
- Газовую горелку и зажигалку.
- Спички.
- Пилу-цепочку и топор.
- Котелок и поварешку.
- Ножницы.
- Веревку.
Одежда
К выбору одежды подойдите серьезно. В поездке должны быть обеспечены: вентиляция, отвод влаги, защита от холода. Лучший выбор – велоэкипировка. Если не видите смысла в приобретении велоэкипировки для нечастых поездок, то возьмите аналогичные вещи для походов.
- Дождевик.
- Ветровка.
- Термобелье.
- Теплые носки.
- Обувь с твердой подошвой.
- Велоперчатки.
- Купальник.
- Шлем.
- Велошорты со специальной вставкой.
Питание
Питание можно сравнить с заправкой для авто
Во время езды сжигается много калорий и важно вовремя пополнить запас
На завтрак ешьте медленные углеводы, например, каши. К каше добавьте тушенку, сыр, орешки или мед. После еды дайте организму время на переваривание и через полчаса отправляйтесь в дорогу. Сделайте завтрак самым плотным приемом пищи.
Каждые 10-15 км перекусите быстрыми углеводами. Подойдут банан, сухофрукты или энергетический батончик.
В обед не объедайтесь, чтобы не нагружать желудок и не мучиться от сонливости. Сразу после еды не спешите в путь, дайте пище усвоиться.
На ужин съешьте белки с углеводами, например, творог с фруктами, мясо с овощами, кашу с рыбой в консервах.
Слушайте свой организм, он подскажет, в чем нуждается.
Хардтейл против двухподвеса: какой тип велосипеда выбрать
Для гонщиков, желающих купить подходящий кросс-кантрийный велосипед, есть два варианта: горный велосипед с передним амортизатором (хардтейл) или велосипед с полной подвеской, где амортизатор есть как спереди, так и сзади (двухподвес).
Двухподвес более эффективен и удобен на неровной трассе по сравнению с хардтейлом. Правда, дополнительная подвеска увеличивает вес, и такому велосипеду требуется больше времени и денег, когда дело доходит до обслуживания.
То, что лучше всего подойдёт вам, будет в основном зависеть от того, где и на чём вы любите кататься, а также от вашего уровня горного байкера.
- Если вам нравится кататься и участвовать в гонках по сложной местности и на техничных трассах, вам подойдёт велосипед с полной подвеской.
- Если вам нравится более плавная, менее техничная езда с большим количеством подъёмов, то можно остановить свой выбор на хардтейле.
- Бюджет, разумеется, тоже играет роль. Обычно гонщики с большими финансовыми возможностями выбирают двухподвесы, тогда как те, кто ищет более доступные варианты, покупают хардтейлы.
Стоит помнить, что на гонках первостепенное значение будет иметь ваша физическая форма и уровень навыков, поэтому не нужно зацикливаться на том, какой тип велосипеда использовать. К слову, лучшие кросс-кантрийщики одинаково эффективны на обоих типах маунтинбайка.