Черная птица
Если Валерий Розов удивлял мировую общественность своими масштабными и сложными в организации проектами, то этот персонаж известен, в первую очередь, своими дерзкими и шокирующими выходками, которые иногда заканчиваются плачевно: после тяжелого перелома ног Корлисс восстанавливался почти год. Чаще всего по запросу «base jumping» мелькают новости о черной птице по имени Джеб Корлисс, человеке, раздвигающем границы бейсджампинга при помощи сужения отверстий, в которые ему каждый раз удается влететь в своем чудо-костюме. Этот парень — гуру «proximity flight» (полетов, максимально приближенных к земле); и даже смерть вежливо отходит в сторону, когда он форсирует очередное ущелье.
1.
Прыжок Луи-Себастьяна Ленормана 26 декабря 1783 г.
Безусловно, Ленорман не был первым, кто додумался до такой идеи, но он был первым, кто доверил свою собственную жизнь такому изобретению — и при этом выжил. Если взглянуть на историю, то окажется, что парашюты в том или ином виде существовали — в реальности или в воображении — уже давно. Например, писатель династии Хань Сима Цянь рассказывает историю о легендарном китайском императоре Шуне, который бежал от своего отца-убийцы, взобравшись на крышу амбара и прыгнув с него с двумя бамбуковыми шляпами в руках.
В итальянской рукописи неизвестного автора 1470-х годов есть изображение парашюта — человек висит в воздухе на раме, к которой прикреплен конический купол. Буквально десять лет спустя Леонардо Да Винчи сделал свой набросок парашюта — более сложного, с квадратным каркасом. «Если у человека будет палатка из льна, палатка будет без отверстий и размером 12 сгибов вширь и в длину, то с ее помощью человек сможет спрыгнуть с любой высоты, не получив травм при приземлении», — написал Да Винчи под своим эскизом. Но, конечно, на деле он сам вряд ли пробовал прыгать с помощью своего изобретения.
Необходимость парашютов в авиации
В XX веке, начинает бурно развиваться авиация, и парашют становится жизненно необходимым. Но существовавшие в те времена парашюты были излишне громоздкими, и в самолеты банально не помещались. Первый парашют для авиации создал наш соотечественник, Глеб Евгеньевич Котельников.
Купол нового парашюта был круглый, а крепился он на летчике в специальном железном контейнере. На дне контейнера находились пружины, которые и выталкивали парашют при необходимости. Для применения механизма в действие, как и сейчас, используется кольцо. Вскоре свое изобретение Котельников зарегистрировал и назвал его «ранцевый парашют свободного действия». Вскоре металлический ранец был заменен на мягкий ранец. Так родился современный парашют.
Первые теоретики
В XIII веке Роджер Бэкон — английский философ и испытатель, в своих работах писал о возможности опираться на воздух при использовании вогнутой поверхности. Но сама идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи, в его работах — 1495 г., упоминается о возможности безопасного спуска с высоты.
В чертежах, датируемых 1843 годом, красуется пирамидальная конструкция будущего небесного купола. Леонардо да Винчи писал: «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Таким образом, по расчетам Леонардо, парашют должен был иметь площадь 60 м² – цифра довольно близка к современным стандартам.
Однако идею свою в жизнь итальянец не воплотил: в те времена, аристократы и прочие прожигатели жизни не находили удовольствия в прыжках в пропасть со скал с шатрами за спинами, они предпочитали войны. И чертежи парашюта легли на пыльные полки итальянских библиотек. Еще одним теоретиком, развивавшим идею полетов под шатрами и куполами, был итальянец с весьма говорящим именем Фауст Веранчино, который подробно описал аппарат, подобный изобретению своего знаменитого земляка. В своей работе он уточнил, что объем купола должен быть соотнесен с весом прыгающего. Однако еще долго разработка его никому не была нужна.
В свободном полете
Первые 3 километра свободного падения Люку была необходима помощь ассистентов — три парашютиста ловили его использованные кислородные баллоны, один из них был оператором, второй выпускал специальный сигнальный дым, чтобы зрители с земли могли проследить спуск. На высоте 1500 метров ассистенты раскрыли свои парашюты и оставили Айкинса наедине. Свободное падение продолжалось чуть более двух минут.
Исторический трюк прошел идеально, посадка была совершена почти в центре мишени. И уже через пару минут после приземления Айкинс обнимал жену и сынишку.
Этот прыжок — квинтэссенция инженерной мысли, одержимости, вдохновения и решимости. 18 месяцев подготовки и слаженной работы сотен профессионалов принесли ошеломляющий результат — это событие стало одним из самых вдохновляющих моментов в истории экстремального спорта.
Первыми словами Люка Айкиса после приземления были — «Я практически левитировал! Это невероятно! Это все-таки произошло!»
Мягкое приземление.
Есть надежда что в ближайшем будущем такие прыжки станут доступными каждому скайдайверу.
Зинаида Курицына: биография, начало спортивной карьеры
Будущая звезда парашютного спорта появилась на свет в городе Егорьевск, что в Московской области, в 1948-м году, 25-го сентября, в многодетной семье. Она была единственной дочерью, и воспитывалась с тремя братьями. Зинаида росла активной и подвижной девочкой, она увлекалась лыжным спортом, волейболом, а также серьезно занималась спортивной гимнастикой, и к девятому классу добилась неплохих результатов на этом поприще. Однако, когда её старший брат начал заниматься в местном аэроклубе, она загорелась желанием тоже туда попасть. Как-то раз по школе пошли слухи о том, что нескольким девочкам удалось пройти отбор в парашютную секцию, узнав об этом, пятнадцатилетняя Зина решила, что это её долгожданный шанс, и упускать его попросту нельзя.
Но в аэроклубе девочке сказали, что набор в группу уже закончился, а следующий будет только через год. Она плакала, просила сделать для себя исключение, но ей все равно отказали. Тем не менее, год не прошел для неё впустую: Зина нашла в библиотеке и тщательно изучила всю литературу, касающуюся парашютного спорта, а еще она переписывала конспекты у девочек, которым посчастливилось попасть в группу. В следующем году она поразила приемную комиссию, рассказав всю теорию так, что хоть сейчас можно было приступать непосредственно к практическим занятиям.
Свой первый прыжок девушка запомнила в мельчайших деталях. Много лет спустя в своих интервью она говорила, что передать словами те ощущения невозможно. Это было раннее утро, тишина, но когда Зина дернула кольцо своего парашюта, со всех сторон зазвучал Гимн Советского Союза. Так в 6:00 утра её словно поприветствовала вся страна. Но, от восторга и переполнявших её чувств, девушка не сразу заметила, что её уносит в сторону лесополосы, так что первое приземление завершилось повисанием на соснах. Зинаида Курицына: путь к славе, громкие победы
За следующие три года начинающая парашютистка совершила около двух сотен прыжков. Первых заметных успехов Зина сумела добиться на состязаниях, проходивших в Коломне, где ее результаты в точности приземлений стали лучшими среди всех участников. Тогда же девушке впервые предложили попробовать свои силы в профессиональном спорте. Так Зинаида попала в известный рязанский армейский десантный клуб, предварительно пройдя жесткий отбор.
В то время прыжки с парашютом были относительно новой спортивной дисциплиной, появившейся в стране лишь в начале 30-х годов. Но Зинаида шла и развивалась в этом направлении просто семимильными шагами. На авиационных состязаниях, проходивших в Туле, девушка смогла выполнить нормативы мастера спорта сразу в двух дисциплинах: по акробатике, а также точности приземления. В 1971-м году она принимала участие во всесоюзном первенстве, уже будучи призером нескольких состязаний. На чемпионате социалистических стран, проходившем в Болгарии, девушка взяла пять из пяти разыгрываемых золотых медалей, став абсолютным чемпионом, и попутно установив несколько рекордов.
Фото: foto-history.livejournal.com
На волне таких успехов Зинаиду взяли в состав национальной сборной. Спортивные победы посыпались друг за другом, а её безупречные выступления вызывали бурный восторг у специалистов, как советских, так и у иностранных. Она также прослыла новатором, эксперименты и нововведения которого заметно повышали престиж парашютной школы СССР. Однако, событие, произошедшее в 1978-м году, едва не оборвало жизнь успешной парашютистки.
Как готовился прыжок без парашюта
Подготовка к прыжку велась более двух лет, это достижение можно считать апогеем карьеры профессионала — он безукоризненно выполнил то, что казалось невозможным.
Проконтролировать и отрепетировать каждый шаг трюка было невозможно — ветер, давление, реакция сетки на падение тела и масса других непредсказуемых факторов, малейшее отступление от плана нельзя рассчитать и подстраховаться.
В видео, записанном за штурвалом самолета, Люк отмечает — «Масса внимания уделяется будущему съемочному процессу прыжка и продакшену, фитнесу и тренировкам. Это все добавляет мне уверенности, но не гарантирует, что я выберусь из этого живым. В первую очередь, нужна постоянная, бесконечная практика
Если я пролечу мимо цели, то будет уже не важно в насколько хорошей форме я при этом был и как поработала съемочная группа. Важна только мишень.»
Люку предстояла борьба с ветром. Ему нужно было непрерывно кувыркаться в воздухе около 60-ти метров до падения, развивая при этом скорость около 50 м/с (во время прыжка скорость оказалась куда выше — 70 м/с) и буквально за секунду до преземления он должен был перевернуться на спину. Тренировки правильного падения проходили в аэродинамической трубе.
Тренировка в аэродинамической трубе.
Люк Айкинс тепло отзывается о команде каскадеров, с которыми ему предстояло пройти этот путь — «Мы были буквально женаты все последние 5 дней подготовки.»
Во время тренировочных прыжков Люк должен был оставаться ровно над клочком земли в 9х9 метров. Если скайдайвер меняет угол падения и отклоняется от траектории, специальные сигнальные огни меняют цвет и особые оптические приборы фиксируют эти изменения.
Сетка и четыре крана, высотой в двадцать этажей.Сигнальная система для прицеливания во время полета.
Конечно, тренировки в аэродинамической трубе в условиях, близких к идеальным, позволяют легко оставаться над мишенью — никакого ветра с разных сторон, перепадов давления. Но в полевых условиях это будет гораздо сложнее, поэтому Люку приходилось совершать не менее 6 тренировочных прыжков в день над импровизированной мишенью.
Отработка поворотов для прыжка без парашюта
Прыжки перед настоящим экстремальным скайдайвингом были с использованием парашюта, поэтому самый ответственный момент прорепетировать не удавалось до заветного 30 июля.
Практические попытки и авторы
Спустя 200 лет появились первые желающие спрыгнуть с башни или скалы и остаться при этом живым. Вот только абсолютно точно назвать, кто изобрел парашют, невозможно, слишком многие претендуют на авторство. Здесь и итальянцы, и чехи с венграми. Однако история предпочитает называть француза Луи Ленормана.
Точно известно, что дал парашюту его название француз Луи Себасьтян Ленорман, его же принято считать официальным изобретателем парашюта в современном понимании. Первый прыжок отчаянный изобретатель совершил 26 декабря 1783 года. Ленорман совершил прыжок с башни обсерватории в городе Монпелье, о чем свидетельствует гравюра того времени. Он и дал современное название изобретению, этимология которого предельно проста: «пара» означает «против», а «шюте» — «падение».
Первым же, кто опробовал изобретение Леонардо, был француз Лавен в начале XVII века. Двигала им вовсе не жажда адреналина, а жажда свободы – он был заключенным одной из неприступных французских крепостей, и решил сбежать. Сшив парашют из простыней, дополнив конструкцию китовым усом и веревками, смельчак спрыгнул с крепостной стены вниз, в реку, и приводнился вполне удачно и завершил свой побег.
В следующий раз прыжок с прототипом парашюта совершает приговоренный на смерть Жан Думье: в качестве казни должен был испытать новое изобретение, летающий плащ профессора Фонтанжа. Спрыгнув с высокой башни, Жан остался жив, и, в качестве награды, ему даровали жизнь и свободу.
Затем мода на воздушные шары дала толчок к новому витку развития парашютов, ведь теперь было, откуда падать. Тут и появился уже упомянутый нами Ленорман, который совершил свой исторический прыжок на парашюте, очень напоминающем по конструкции современный. Начинал Ленорман с попытки безопасного прыжка с первого этажа и двух раскрытых зонтиков, потом пускал в полет на парашюте различные предметы и животных.
2.
Первое изображение парашюта в рукописи неизвестного итальянского автора 1470-х годов.
Столетие спустя Фаусто Веранцио изучил эскиз парашюта Да Винчи и немного его усовершенствовал — он оставил квадратную раму, но купол сделал выпуклым на подобие паруса. Из-за существующего изображения этого изобретения под названием «Homo Volans» («Летучий человек»), на котором изображен мужчина, прыгающий с парашютом с колокольни Святого Марка в Венеции, долго думали, что именно этот прыжок и был первым в истории. Но Веранцио тогда было 65 лет и он был серьезно болен — вряд ли бы он решился прыгнуть, да и других сведений об этом прыжке нет — так что вряд ли он когда-либо происходил на самом деле.